DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.027 YAK 316.356.2:314.372.23 ББК 60.561.5
Н.Б. КОСТИНА, Э.И. ГАРАЕВА
N.B. KOSTINA, E.I. GARAEVA
ДОБРОВОЛЬНАЯ БЕЗДЕТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ
VOLUNTARY CHILDLESSNESS: ESSENCE, FACTORS OF DETERMINATION
Предметом рассмотрения в представленной статье является достаточно новый для современного российского общества феномен, вызывающий неоднозначные оценки со стороны представителей различных социально-демографических групп - чайлд-фри. В статье рассмотрены представленные в зарубежных и отечественных источниках подходы, объясняющие феномен чайлдфри и детерминирующие его факторы. Это теории второго демографического перехода, гендерного равенства, постматериалистических ценностей, избегания рисков, предпочтений. На основе проведенного теоретического анализа выделены две подгруппы факторов, обусловливающих ценностно-рациональный выбор бездетности как жизненной позиции, жизненной стратегии, образа жизни - внеличностные факторы внешней среды и личностные факторы. Эмпирическими данными, подтверждающими рассматриваемые теоретические позиции, являются статистические показатели, результаты исследований ВЦИОМ, результаты авторского исследования приверженцев добровольной бездетности, проведенного методом полуструктурированного интервью.
The subject of the article is new for modern Russian society the phenomenon, causing a mixed assessment on the part of representatives of various socio-demographic groups - child-free. In the article presented in the foreign and domestic sources, the approaches explaining the phenomenon of childfree and determining its factors. These are theories: the second demographic transition, gender equality, post-materialistic values, risk avoidance, preferences. On the basis of the theoretical analysis, two subgroups of factors that determine the value-rational choice of childlessness as a life position, life strategy, lifestyle - non-personal factors of the environment and personal factors are identified. Empirical data confirming the considered theoretical positions are statistical indicators, the results of research by the WCIOM, the results of the author's study of adherents of voluntary childlessness conducted by the method of semi-structured interviews.
Ключевые слова: добровольная бездетность, чайлдфри, ценностно-рациональный выбор, факторы детерминации.
Key words: voluntary childlessness, childfree, value-rational choice, factors of determination.
Введение. Современные государства уделяют значительное внимание разработке и реализации семейной политики, что обусловлено трансформациями семьи и брака, отношений между детьми и родителями, межпоколен-ческими отношениями.
Цель - анализа феномена чайлдфри и детерминирующие его факторы.
Материалы исследования. В послании Президента РФ к Федеральному Собранию, выступление которого было 20 февраля 2019 года, этому вопросу уделялось значительное внимание: «Теперь - о наших задачах более конкретно. И прежде всего - о ключевой из них: о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей» [10].
Однако при реализации государственной семейной политики не всегда учитываются процессы, характерные для функционирования современной семьи. Несмотря на волнообразные отдельные проявления роста рождаемости в России, доминирующей тенденцией являются снижение естественно-
го прироста населения, уменьшение количества зарегистрированных браков. Функционирование современной семьи характеризуется изменением тендерных ролей супругов; доминированием индивидуально-личностного начала в брачно-семейных отношениях. Следствием названных процессов становится появление новых форм семейно-брачных отношений, изменение ценностных ориентаций и установок. Одним из проявлений семейных трансформаций выступает появление и распространение феномена добровольной бездетности. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что с конца ХХ века для России устойчивыми являются процессы сокращения зарегистрированных браков, снижения рождаемости, увеличения количества разводов. Несмотря на некоторую положительную динамику, проявившуюся в начале XXI в., с 2010 г. произошел возврат к обозначенным тенденциям.
В январе-ноябре 2016 года, по данным Росстата, в 44 субъектах РФ число умерших превысило число родившихся, причем в девяти субъектах РФ -в полтора раза [4]. Согласно отчету Росстата, в 2016-й год в России родилось 1,69 миллиона детей, что на 10,7% меньше, по сравнению с показателем за предыдущий год [12].
Возраст вступления в зарегистрированный брак увеличился: в 2016 году наиболее популярная категория возраста вступления в брак - 25-34, в то время как в 2002 году наиболее популярной являлась категория 18-24 [1]. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года, каждая шестая россиянка в возрасте 30-34 лет бездетна, а к 50 годам - бездетна каждая десятая. Демографический прогноз до 2035 г., разработанный Росстатом, предполагает, что численность населения страны постепенно сокращается вследствие низкого уровня естественного прироста [3]. Количество браков, заключенных в 2015 г., снизилось в среднем на 65 тыс., в сравнении с 2014 годом [6].
Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2018 году проводил опрос с целью фиксации мнений россиян о принятых и реализуемых Правительством мерах по повышению рождаемости, а также об их планах иметь в будущем детей. Согласно полученным данным, 6% россиян добровольно отказываются от рождения детей, относят себя к чайлдфри. Для сравнения: в 2005 году, согласно результатам опроса, таких не было. Между тем, за это же время выросло число и тех, кто хотел бы иметь троих (с 23% в 2005 году до 28% - в 2017 году), четверых и более (с 7% до 14%) детей. Но когда речь заходит и реализации этих стратегий на практике, большинство респондентов (79%), уже имеющих детей, сейчас не готовы к рождению еще одного ребенка [2].
Представители чайлдфри-сообщества рассматриваются как своего рода новый элемент в социальном составе и структуре обществ XXI века. Тем не менее, бездетность как социальный феномен имеет историческую ретроспективу, то есть сам по себе новым не является.
Основания формирования добровольной бездетности можно обнаружить в античной цивилизации, которая, не противопоставляя культуру и природу, смогла создать человека философствующего, то есть себя осознающего. Мыслители Греции и Рима, определяя место человека в мироздании, цели существования и способы их реализации, принимали неординарные решения: отказывались от сексуальных связей, пропагандировали возвышенную, платоническую любовь (Сократ); призывали людей наслаждаться жизнью, испытывать постоянное удовольствие (Аристипп, Эпикур). И гедонизм, и аскетизм формировали основу для свободы выбора каждого человека в любом вопросе. Можно привести в качестве примера и то, что не существовало понятия о правильной и неправильной любви, в связи с чем гомосексуальность не была редким явлением. Конечно, у античных мыслителей мы не обнаружим теории чайлдфри, но идея «свободных от детей», а не «бездетных» у них явно просматривается. Также стоит обратить внимание на то, что возникновение истоков чайлдфри имеет прямую связь с экономическим про-
грессом общества и высоким уровнем жизни, а также с развитием философской мысли и углублением размышлений о самореализации человека в рамках возможной свободы выбора. Появление и распространение идей и практики чайлдфри свидетельствует об определенном уровне, которого достигло общество в своем развитии.
В европейских средневековых обществах чайлдфри проявлялся в форме аскетического идеала святых, которые противостояли своим желаниям, проистекающим из естества, и выбирали путь богоискательства. Отречение от земной жизни, от традиционных социальных связей и единение с Богом в труднодоступной местности составляли основы аскезы. Обет безбрачия и целомудрия, отказ от вступления в брак - один из догматов католицизма. Выбор служения Богу - добровольный, но он автоматически влечет за собой соблюдение католическим духовенством целибата - отказа от создания семьи и рождения детей. В данном случае чайлдфри оказывается не добровольным выбором, а как бы «сопутствующим условием» добровольного выбора в более широком контексте. Неоднократные попытки высших католических иерархов отменить этот догмат (или хотя бы как-то смягчить его) пока успехом не увенчались, следствием чего являются давно сформировавшиеся и до сих пор существующие проблемы взаимоотношений в среде католического духовенства, проявляющиеся в осуждаемых обществом сексуальных практиках.
Для эпохи Возрождения характерен перенос акцентов на человека как творение Бога, который сам является мастером и творцом, продолжателем и соучастником собственного становления. Многие из известных представителей этой эпохи отказывались от детей, аргументируя это тем, что им необходима полная концентрация на творчестве. Искусство, поэзия, земная жизнь в целом наполняются божественной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти демонстрируют нам своих земных Мадонн как воплощение таинственности и женственности. Обращенность к античному искусству позволяет возродить красоту тела и его сексуальность. Гедонистические настроения пропитывают центры европейской культуры.
Развитие рационалистического метода познания возвышает разум. Феминизм, формирующийся в Новое время, становится движением за права женщин на политическое и юридическое представительство, доступ к различным уровням образования, активное участие в социальной и культурной жизни. Создаются семьи, не поддерживающие патриархального уклада, считающие ценностью семью как союз равноправных личностей. Промышленный рост, технические революции, повышение уровня жизни и изменение ее качества привели к тому, что расширенная семья стала уходить в прошлое.
Процессы урбанизации, индустриализации, демократизации общества положили начало разрушению старой экономической, социальной и культурной матриц. Развитие гендерного самосознания на фоне группирующегося либерального общества начинало набирать свои обороты в таких странах, как США, Великобритания и Франция.
Первые десятилетия прошлого века характеризовались мировым экономическим кризисом, нищетой и голодом, войнами и миграционными процессами, детерминировавшими тенденцию к увеличению бездетных людей. Добровольный выбор бездетности гражданами современных обществ имеет принципиально иной социально-экономический контекст, иную идеологию, иные факторы влияния.
Чайлфдри как черта семейных отношений современных обществ (англ. сЫЫ1гее - свободный от детей, бездетный) представляет собой добровольный отказ от рождения и воспитания детей. Зарождение и распространение такой семейной формы во многом детерминировано структурными изменениями социума, условиями становящегося постиндустриального общества, в котором функции семьи претерпевают изменения, отражающиеся на ее функциях, организационных формах, оценках акторами семейных практик.
Как уже отмечалось, добровольная бездетность в различных обществах существовала всегда, пусть и в незначительном процентном соотношении с традиционно преобладающими семьями с детьми. При этом как уровеньраспро-странения добровольной бездетности, так и ее оценка социальными группами зависит от историко-культурных и религиозных традиций конкретных современных обществ.
Термин «чайлдфри» начинает активно употребляться в 1960-70-х гг. при анализе процессов, происходящих в американском обществе. Данное понятие появилось в противовес понятию «childless», в переводе означающему «бездетный. Последнее является более широким, поскольку используется для обозначения не только группы тех, кто добровольно отказывается иметь детей, но и тех, кто по медицинским либо каким-то иным факторам не может иметь детей. В связи с этим сообщество, добровольно выбирающее отказ от детей, приняло решение обозначить свой выбор именно данным термином, подчеркивая, что они осознанно отказываются от продолжения рода, а не под влиянием каких-либо иных факторов.
Среди теоретических исследований, посвященных анализу добровольной бездетности как ценностно-рационального выбора семейных практик, необходимо обратить внимание на сформулированные в конце прошлого-начале нынешнего веков теории, объясняющие факторы, детерминирующие такой ценностный выбор.
По теории второго демографического перехода (Д. Ван де Каа и Р. Лестаг), основанием добровольной бездетности является сдвиг от «материалистических» ценностей (постоянный доход, политическая стабильность и т.д.) к «постматериалистическим» ценностям - «укорененной снизу» демократии, свободе слова, эмансипации, суфражизму, новым политическим идея [13]. Но эта теория обобщает ценностную трансформацию, порожденную социально-экономическими условиями западно-европейских обществ второй половины ХХ века, что ставит под сомнение использование ее для объяснения аналогичных демографических изменений, происходящих в других странах.
«Второй демографический переход, - по мнению С.В. Захарова, - связан с не менее фундаментальными сдвигами в жизненном цикле современного человека, чем первый переход: еще более расширяется свобода выбора брачного партнера и форм совместной жизни, еще более ответственным становится подход к последствиям сексуальных отношений, чему соответствует более высокая, чем прежде, эффективность планирования сроков появления потомства» [5].
С позиций теории гендерного равенства, разработанной австралийским демографом П. Макдональдом, важнейшим фактором, детерминирующим такие проявления демографического поведения, как низкий уровень рождаемости (малодетные семьи), выбор бездетности, обществах позднего индустриализма и становящегося постиндустриализма становится дисбаланс между высокой степенью гендерного равенства в сферах образования, профессиональной занятости, политической и общественной активности -и гендерным неравенством в рамках семьи, обусловленным сохранением традиционной модели распределения функций ее членов. П. Макдональд считает, что гарантом высокой рождаемости является достижение гендерного равенства на всех уровнях, включая семейно-бытовой и институциональной [15]. Однако данные различных эмпирических исследований не подтверждают этого теоретического тезиса, показывая, что при гендерном равенстве в семье добровольный выбор бездетности оказывается совместным ценностным выбором супругов.
Согласно теории постматериалистических ценностей Р. Инглхар-та, со становлением и расширением географии постиндустриальных обществ процесс ценностной трансформации - от традиционных к секулярно-рациональным - замедляется, при этом сопровождается процессом перехо-
да от ценностей выживания к ценностям самовыражения, реализации свободы выбора, творческой реализации, креативной профессиональной деятельности [7]. Не только в европейских странах, но и в странах других регионов мира наблюдается такое поколенческое изменение, как смена материалистических ценностей постматериальными: «Место экономических достижений как высшего приоритета в настоящее время в обществе постмодерна занимает все большее акцентирование качества жизни. В значительной части мира нормы индустриального общества, с их нацеленностью на дисциплину, самоотвержение и достижения, уступают место все более широкой свободе индивидуального выбора жизненных стилей и индивидуального самовыражения. Сдвиг от "материалистических" ценностей, с упором на экономической и физической безопасности, к ценностям «постматериальным», с упором на проблемах индивидуального самовыражения и качества жизни, - наиболее полно документированный аспект данной перемены» [8].
Сторонники теории избегания рисков считают, что факторами, детерминирующими снижение рождаемости и распространение ценностно-рационального выбора в пользу бездетного образа, являются прежде всего экономическая неопределенность и рост индивидуализации рисков. На фоне неопределенности прогнозируемых не столько экономических, сколько личностных, социально-культурных затрат, связанных с родительством, и неясности ожидаемых от выполнения родительских функций в последующем преференций люди, принимающие решения о рождении детей, предпочтут избегать рисков.
Согласно теории предпочтений (представитель - британский социолог Э. Хаким), для немалой доли женщин в современных обществах характерны предпочтения профессиональной деятельности, карьерного роста, самореализации, комфортного образа жизни. Но сторонники данной теории не фиксируют внимания на том, что современные женщины стремятся согласовать названные выше ценности с ценностями семейными. В пользу такого вывода свидетельствуют данные, полученные как зарубежными, так и отечественными социологами о том, что при выстраивании рейтинга ценностей как для женщины, так и мужчины на 1-3 места ставят интересную работу, профессиональный и карьерный рост, семью, а группа добровольно отказывающихся от детей институционализируется, но по численности остается стабильной.
Хаким, на основании исследовательских данных начала нашего века, предполагает, что в каждом поколении примерно 20% женщин будут выбирать добровольную бездетность на основании того, что предпочитают семейным ценностям карьерные, профессиональные [16]. Однако более поздние исследования зафиксировали, что бездетные женщины составили менее 20%. Теория предпочтений не учитывает важности структурирования женщин как демографической группы на основании ценностных предпочтений: институционализация подгруппы добровольно бездетных не обязательно оказывает влияние на изменение ценностей тех, кто ориентирован на семью с детьми.
Результаты исследования. Несмотря на акцентировании исследовательского внимания при изучении демографических процессов и выбора добровольной бездетности на ценностных факторах, аналитики не упускают из поля внимания социально-экономические и социокультурные факторы. В частности, американские исследователи динамики бездетности Д. Постон и К. Тренд выделяли разную степень влияния этих групп факторов. В развивающихся странах, и особенно слаборазвитых, она вынужденная, обусловленная низким качеством жизни, распространенностью заболеваний, скудным питанием, в то время как в странах развитых - по преимуществу добровольная [17]. Как и рассматриваемых выше теориях, устойчивое существование группы добровольно бездетных в современных обществах традиционно обосновывается влиянием таких факторов как процессы урбанизации, повы-
шения уровня образования, совершенствования медицинских технологий и практик, трудовой и общественной активности женщин. Наряду с этими факторами Р. Симпсон акцентирует внимание на репродуктивной революции, широком доступе к различным видам контрацепции, условиях совмещения родительства и занятости [18].
Анализ теоретического осмысления детерминант выбора добровольной бездетности свидетельствует, таким образом, о том, что представители различных концептуальных построений выделяют две подгруппы факторов, обусловливающих выбор людьми, семейными парами жизнь без детей. Условно первую подгруппу можно назвать внеличностными факторами внешней среды - макро-, мезо- и микросреды. К ним относятся показатели социально-экономического развития, степень безопасности жизнедеятельности, уровень и качество жизни, культурно-исторические традиции конкретных обществ, возможности для реализации личностями своих профессиональных и карьерных притязаний. Вторую подгруппу можно обозначить как личностные факторы: это ценности, ценностные ориентации и установки личности, обусловливающие выбор жизненных стратегий, одной из составляющих которых является стратегия устройства собственной семьи, наличия/отсутствия детей, принятие решений об их количестве, направленности их воспитания и образования. Среди факторов второй подгруппы особое место занимает религиозный фактор. На выбор добровольной бездетности как семейной стратегии влияют все факторы в совокупности, но на уровне каждой личности степень их влияния оказывается различной, что подтверждается полученными нами эмпирическими данными.
Формой институционализации социальной группы добровольно выбирающих бездетность на сегодняшний день являются интернет-сообщества, поэтому именно в социальных сетях мы и находили респондентов с целью проведения опроса.
Эмпирической базой проведенного нами в 2018 г. исследования стали данные качественных полуструктурированных интервью приверженцев добровольной бездетности форума «Планета чайлдфри» (10 женщин и 5 мужчин в возрасте от 19 до 46 лет) посредством видеозвонков. Отбор проводился методом выбора целевых групп, вопросы были разделены на три блока.
П е рвый б ло к воп рос ов позволил нам выявить мнения респондентов о том, как к их ценностно-рациональному выбору относятся окружающие.
- «Друзья поддерживают мой выбор, иначе они бы не были друзьями. Из родственников одобряют бабушка и младший двоюродный брат. Мнением одногруппников не интересовалась», - женщина, 19 лет.
- «Неоднозначно. Кто-то понимает и не вмешивается. А кто-то начинает убеждать, как это аморально», - женщина, 32 года.
В качестве гипотезы можно высказать предположение, что, чем старше представители группы сторонников чайлдфри, тем больше со стороны микро- и мезосоциума проявляется непонимание выбора бездетного образа жизни и даже оказание некоторого давления на сделавших этот выбор.
По мнению канадского социолога Виверс, появление такого феномена, как чайлдфри стало возможно в связи с «контрацептивной революцией», с появлением надежной, но в то же время обратимой контрацепции [14], так как далеко не все чайлдфри готовы прибегнуть к процедуре стерилизации, многие даже не рассматривают такой вариант осуществления добровольной бездетности.
Одна из интервьюируемых нами сказала, что сделала процедуру стерилизации: «Нет, такой вероятности не существует, я абсолютно уверена в этом. Тем более, что я сделала невозвратимый процесс, о котором я ничуть не жалею. Я 3 года назад сделала стерилизацию, и я считаю это лучшим контрацептивом, которое могли бы придумать. Эту операцию я делала в одной из частных клиник, где работает моя близкая подруга. Операция совершено безболезненная».
На вопрос о том, как относятся к данному решению окружающие, женщина ответила: «Конечно же, отрицательно. Они начинают говорить: «Не надо делать что-то навсегда. Мало ли что может случиться в жизни, и ты захочешь ребенка». Нет, такого не случится! Поэтому я стараюсь про это никому не говорить, знают только самые близкие», - женщина, 37 лет.
В торой бл ок воп рос ов посвящен выявлению мнений последователей чайлдфри о формировании толерантного отношения к данной подгруппе со стороны социума в целом и со стороны государства в частности.
Полученные в ходе интервью данные показали, что по этому поводу мнения респондентов разделились. Часть из них считает, что поддержка чайлдфри со стороны общественного мнения и государства необходима:
«...потому что на самом деле очень мало людей действительно хотят обзаводиться детьми, большинство рожает, поддавшись общественному мнению, делая несчастными и себя, и ребенка. Этого можно было бы избежать, если бы детям не забивали голову традиционными семейными ценностями и оставляли им право выбора», - женщина, 19 лет.
«Безусловно. Думаю, что это придет со временем в Россию, чайлд-фри распространится через лет 10-15 и станет на уровне Америки, будут различные условия для нормального проживания сторонников бездетного образа жизни», - мужчина, 32 года.
Другая часть опрошенных, напротив, считает, что идеология и практика чайлдфри не нуждается в поддержке: «Ни в коем случае нет никакой необходимости поддерживать данную идеологию. Бездетность - сугубо индивидуальное решение, к которому индивидуум должен приходить самостоятельно. Никаких определенных условий не нужно, достаточно просто не трогать добровольно бездетных. Политические акции и прочая агитация совершенно бессмысленны, поскольку чайлдфри не движение, а лишь осознанный индивидуальный выбор каждого, который никого не касается. Политические акции допустимы и даже необходимы в одном случае: если права бездетных будут ущемляться обществом и государством (например, в случае введения налога на бездетность и прочих дискриминационных антиконституционных законов)» (мужчина, 40 лет).
«Поддерживать идеологию не стоит, достаточно не мешать людям выбирать свой сценарий жизни» (женщина, 37 лет).
Б л ок 3 . Поскольку на формирование семейных ценностей значимое влияние оказывают культурно-исторические традиции региона, конфессиональная идентификация личности, респондентам был задан вопрос об их религиозной принадлежности.
Христианские конфессии осуждают феномен чайлдри как противоречащий заповеди Бога «Плодитесь и размножайтесь». С резким осуждением данного движения выступал Папа Иоанн Павел II, назвав его «восстанием против Бога». Иерархи Русской Православной Церкви также осуждают сторонников чайлдфри. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе отмечает: «Идеология «чайлдфри» - это, на мой взгляд, идеологический терроризм, который подталкивает людей к духовному самоубийству через отказ от продолжения своего рода». Он считает, что многодетность - основополагающая составляющая российского общества, и с новой идеологией нужно бороться - при помощи «массового неприятия в обществе», а также на государственном уровне [11].
В ходе исследования мы выяснили, что наши респонденты относят себя к атеистам, полностью отрицающим существование Бога и, соответственно, веру него в любом ее проявлении.
«Я атеист. Вообще отрицательно отношусь к православию и исламу, к остальным религиям равнодушен», - мужчина, 24 года.
«Я атеист, считаю, что религия тормозит развитие человека, и мне кажется странным, что люди до сих пор верят в подобные выдумки
и тратят свою единственную жизнь на это. Наиболее важным в своей жизни я считаю несколько вещей - благополучие моих близких, моя работа и творчество, финансовое благополучие и возможность позволить себе всё, что мне хочется», - женщина, 27 лет.
«Я атеист, но отношусь с уважением к мировым религиям, если действия их последователей не нарушают права и свободы других людей», -мужчина, 42 года.
Исходя из результатов исследования, мы можем отметить, что проявляется непонимание выбора бездетного образа жизни и даже оказание некоторого давления на сторонников добровольной бездетности. В этой связи сами представители добровольной бездетности в интервью заявили, что хотели бы формирования толерантного отношения к данной подгруппе со стороны социума в целом и со стороны государства в частности.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование доказывает, что в трансформирующемся обществе важнейшим фактором, определяющим выбор добровольной бездетности, является ценностно-рациональный. Постсоветские реалии рынка труда «расчистили» пространство для реализации асинхронной модели совмещения работы, семьи/личной жизни, деторождения, которая осуществляется в условиях ценностной трансформации. Составляющими этой трансформации являются изменение отношения социальных акторов к гендерным ролям, понимание родительства как вида труда, выстраивание очерёдности в выборе приоритетов (сначала - учеба, начало успешной карьеры, потом - семья и дети), откладывание решения одних задач в пользу других, управление этим таймингом, исходя из собственных интересов, личностного самоопределения. С одной стороны, это происходит потому, что на первый план выходят такие ценности, как высокое качество жизни, карьерное предпочтение, осуществление стратегий самореализации. С другой стороны, определенная (пока что незначительная) группа людей сознательно отказывается от детей из-за повышения влияния ценности минимизации рисков. Последние связаны не столько с материальными, финансовыми, технологическими ресурсами, сколько с различными рисками, которые в современных условиях можно назвать «эко-рисками». Но рассмотрение этого вопроса уже является предметом отдельной статьи.
Литература
1. Браки и разводы. Браки по возрастам жениха и невесты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/d emography/ (дата обращения: 17.02.2019).
2. ВЦИОМ: ТОП-7 главных социальных фактов о россиянах в январе 2018 // ВЦИОМ. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infographics. wciom.ru (дата обращения: 10.11.2018).
3. Демографический прогноз до 2035 года: Изменение численности населения по вариантам прогноза // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/demo/progn1.xls (дата обращения: 17.03.2019).
4. Женщины и мужчины России. 2016: стат. сборник // Росстат. М., 2016. 208 с.
5. Захаров С.В. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. № 3. 140 с.
6. Интервью с главой ВЦИОМ Валерием Фёдоровым. // ВЦИОМ. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=116054 (дата обращения: 17.02.2019).
7. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.
8. Инглхарт Рональд. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 18-28.
9. Исупова О. Добровольно бездетные или «свободные от детей» // Демоскоп. [online]. 2010. № 427-428 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly/2010/0427/gender01.php.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/.
11. РПЦ осудила идеологию «чайлдфри» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4743468 (дата обращения: 17.03.2019).
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 19.10.2019).
13. Van de Kaa D.J. Anchored Narratives: the Story and Findings of Half a Cen-try of Research into the Determinants of Fertility // Populations Studies. 1996, Vol. 50, р. 425.
14. Veevers J.E. Childless by choice. Toronto: Butterworths, 1980, р. 220.
15. McDonald P. Gender Equity in Theories of Fertility Transition // Ibid. 2000, Vol. 26, no. 3, р. 427-439 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi. org/10.1111/j.1728-4457.2000.00427.x (дата обращения: 21.03.2019).
16. Hakim C.A. New Approach to Explaining Fertility Patterns: Preference Theory // Population and Development Review. 2003, № 3, Vol. 29, р. 349-374 [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/ j.1728-4457.2003.00349.x (дата обращения: 21.03.2019).
17. Poston D.L., Trent K. International variability in childlessness: A descriptive and analytical study // Journal of Family Issues. 1982, Vol. 3, р. 491 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/ abs/10.1177/019251382003004004 (дата обращения: 23.03.2019).
18. Simpson R. Childbearing on Hold // A Literature Review. 2006. Working Paper 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uptap.net/reports%20 and%20papers/05UPTAP%20Working%20Pape r%201R.Simpson.doc (дата обращения: 25.03.2019).
References
1. Marriages and divorces. Marriages by age of the bride and groom [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect /rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/population/d emography/ (accessed 17.02.2019).
2. VTSIOM: TOP 7 main social facts about Russians in January 2018 // VTSIOM. 2018 [Electronic resource]. Mode of access: https://infographics.wciom.ru (accessed: 10.11.2018).
3. Demographic forecast to 2035: population Change by forecast options // Federal state statistics service [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.xls (date accessed: 17.03.2019).
4. Women and men of Russia. 2016: Statistical collection // Rosstat. M., 2016. 208 p.
5. Zakharov S.V. the Prospects of fertility in Russia: second demographic transition // Otechestvennye Zapiski. 2005, No. 3. 140 р. (in Russian).
6. Interview with the head of VTSIOM Valery Fedorov // VTSIOM. 2017. [Electronic resource]. Mode of access: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116054 (date accessed: 17.02.2019).
7. Inglehart R., Welzel K. Modernization, cultural change and democracy: the Sequence of human development. M.: New publishing house, 2011. 464 р.
8. Inglehart Ronald. Postmodern: changing values and changing societies // Polis. 1997, No. 4, p. 18-28 (in Russian).
9. Isupova O. Voluntarily childless or «free from children» // Demoscope. [on line], 2010, No. 427-428 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.demo-scope.ru/weekly/2010/0427/gender01.php.
10. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 20.02.2019 "Message of the President to the Federal Assembly "[Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 318543.
11. The ROC condemned the ideology of "childfree" [Electronic resource]. Mode of access: https://tass.ru/obschestvo/4743468 (date accessed: 17.03.2019).
12. Federal state statistics service (Rosstat). Family, motherhood and childhood. [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (accessed 19.10.2019).
13. Van de Kaa D.J. Anchored Narratives: The Story and Findings of Half a Century of Research into the Determinants of Fertility // Populations Studies. 1996, Vol. 50, p. 425.
14. Veevers J.E. Childless by choice. Toronto: Butterworths, 1980, p. 240.
15. McDonald P. Gender Equity in Theories of Fertility Transition // Ibid. 2000, Vol. 26, no. 3, p. 427-439 [Electronic resource]. Mode of access: https://doi. org/10.1111/j.1728-4457.2000.00427.x (date accessed: 21.03.2019).
16. Hakim C.A. New Approach to Explaining Fertility Patterns: Preference Theory // Population and Development Review. 2003, Vol. 29, No. 3, p. 349-374 [Electronic resource]. - Access mode: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/ j.1728-4457.2003.00349.x (date accessed: 21.03.2019).
17. Poston D.L., Trent K. International variability in childlessness: A descriptive and analytical study // Journal of Family Issues. 1982, Vol. 3, p. 491 [Electronic resource]. Mode of access: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/01925 1382003004004 (date accessed: 23.03.2019).
18. Simpson R. Childbearing on Hold // A Literature Review. 2006. Working Paper 1 [Electronic resource]. Access mode: http://www.uptap.net/reports%20and%20 papers/05UPTAP%20Working%20Pape r%201R. Simpson.doc (date accessed: 25.03.2019).