Научная статья на тему 'Добровольчество как социальный институт воспитания молодежи (опыт Республики Татарстан)'

Добровольчество как социальный институт воспитания молодежи (опыт Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиков Р. Ф.

Описаны проблемы воспитания молодежи в современных условиях. Рас-смотрены аспекты формирования духовно-нравственных ориентиров личнос-ти. Показан потенциал добровольчества, как метода воспитания и развития подрастающего поколения. Приведены особенности развития добровольческо-го движения в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добровольчество как социальный институт воспитания молодежи (опыт Республики Татарстан)»

УДК 377

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Р.Ф. Халиков (г.Казанъ, Российская Федерация)

Описаны проблемы воспитания молодежи в современных условиях. Рассмотрены аспекты формирования духовно-нравственных ориентиров личности. Показан потенциал добровольчества, как метода воспитания и развития подрастающего поколения. Приведены особенности развития добровольческого движения в Республике Татарстан.

Ключевые слова: воспитание молодежи, духовно-нравственные ценности, личность, добровольчество, развитие

VOLUNTEERISM AS A SOCIAL INSTITUTE OF EDUCATION YOUNG PEOPLE (EXPERIENCE THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

R.F. Halikov (Kazan, Russia)

Describes the education of youth in modern conditions. The aspects of the formation of spiritual and moral guidelines personality. Shows the potential of volunteering as a method of education and development of the younger generation. Shows the features of the development of the volunteer movement in the Republic Tatarstan.

Keywords: youth education, spiritual and moral values, personality, volunteering development

В настоящее время проблема воспитания молодежи имеет приоритетное значение. Стали очевидны последствия экономизации и технологизации, когда личностные качества человека оставались невостребованными, а воспитательный процесс практически отсутствовал в общеобразовательных учреждениях. Современное состояние развития общества, его рыночная, потребительско-накопительская ориентация привели к обособлению личности, нивелированию социальной и гражданской ответственности каждого человека. Так, согласно исследованию[1], опрос молодых людей в возрасте 20-28 лет (489 чел.) показал, что 57% готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться любыми путями успеха в реальной жизни.

Текущие жизненные реалии, рыночная капитализация значительно изменили ценностные ориентации современного общества, привели к утрате социалистических ценностей и отсутствию какой-либо идеологии государства в области общественных нравственных идеалов, полностью перенеся эти

воспитательные позиции на семью и образовательные учреждения. Те позиции, которые изначально считались невозможными, всеми осуждаемыми, маргинальными, сейчас могут быть «нормальными», разрушая позитивную сторону личности, изменяя его сущность и меняя его судьбу и состояние общества в целом. Целое поколение сформировано на чуждых исторической культуре и менталитету ценностях и значимых качествах личности. Казалось бы, очевидные ценности - доброта, участие, сострадание, помощь и сочувствие стали необычными и даже вызывающими подозрения и поиски скрытого смысла.

Современная теория воспитания подвержена серьезным изменениям, сложность реализации которых в процессах обучения в профессиональных образовательных организациях очевидна - нет специально подготовленных программ, кадров и фактически нет установленных целей воспитания. Рыночная направленность, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании в большей мере способствует формированию необходимых профессиональных качеств работников, востребованных в текущий экономический период работодателями, чем развитию личности.

Философское понятие личности включает в ее сущностные характеристики самосознание, разум, творчество и ответственность («Я - как причина своего окружения»). С точки зрения социальной психологии, личность есть развивающийся субъект, совокупность некоторых качеств, реализуемых в социуме. Социальный институт, общественная среда формируют нормы культуры, социальный опыт, духовно-нравственные ориентиры, то есть «социально-обусловленные качества» [2].

Таким образом, становление личности, обусловленное социализацией, формализует прямую зависимость личностных качеств и личностной позиции от социальных структур и систем. И наоборот, личность как социальная категория впоследствии воздействует на социальную систему, формируя систему воспитания, мировоззрение, идеалы развития следующих поколений.

Нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором человек адекватно осознает обязанности перед обществом и является «объектом эмоционально-ценностных отношений»[3], поскольку проходит через нормы морали и переживания человека.

Современный молодой человек, подросток находится в состоянии поиска приложения своих духовных и физических сил, нахождения своего места, осознания «социальной ориентированности» [4]. В связи с этим добровольческая деятельность рассматриваемая как конечный результат побуждений, измерение ценности поступков, как внутренняя основа воли в лице каждого разумного существа [5], выражает нравственную позицию, самосознание человека в области его социальной значимости.

Добровольческое движение, исторически развивающееся с середины XVII века, в России имеет свои особенности - духовную основу, социальное служение православной Церкви (опекунские учреждения, образовательные учреждения, сиротские дома), позже - развитие движения сестер милосердия, скаутское движение, в советское время - пионерское и комсомольское движение, обязательное добровольно-принудительное к социально-полезной деятельности, и наконец, в настоящее время - создание фондов и общественных движений социальной помощи и поддержки, принятие программ развития и воспитания молодежи страны.

Современный доброволец - человек, потребностью и нравственной ценностью которого является отдача себя нуждающимся в нем, приверженец здорового образа жизни, воплощение социальных духовных ориентиров общества. Социально-психологические характеристики добровольца вытекают из его функций:

- потребность в помощи другим на основе внутренних убеждений и мотивов;

- добрая воля (собственное желание и необходимость) самостоятельно осуществлять социально-полезную деятельность;

- активная гражданская позиция «мне это надо», «это мое дело»;

- высокий уровень толерантности по отношению к обществу;

Развитие социальных позиций и нравственных ориентиров общества в целом посредством формирования мотивации социума - «Поступок добровольца принадлежит всему человечеству» [6]. В настоящее время идут поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию методов воспитательной деятельности с молодежью, обновление структуры ее ценностей, интересов и ориентиров. Рассмотрение добровольчества (социального волонтерства) как метода воспитания и становления личности позволяет осуществить воспитательную работу с молодежью, разработать инновационные подходы к созданию методов воспитания в современных условиях, обеспечить обновление структуры ее ценностей, интересов и ориентиров, выработку идеологии и приоритетов нравственного сознания.

Добровольческая деятельность, заключающаяся в осознанном жертвовании физических, моральных и временных ресурсов человека, базируется на принципах альтруизма, сострадания и бескорыстия. Отдавая по доброй воле, взамен доброволец получает моральное, социальное и нравственное удовлетворение, активно поддерживает и реализует свою социальную и гражданскую ответственность, что положительно сказывается на его личностном росте, развитии самосознания, а впоследствии - и карьерном росте, поскольку выработка коммуникативных и организационных компетенций лежит в основе многих воспитательных и профессиональных позиций.

Безусловно, мотивы современного волонтера весьма специфичны, изначально - это помощь другим, осознанный выбор «добра» как пути развития, и второй аспект - поиск своего места в жизни, в социуме, познание себя, то есть в какой-то мере замена прямого альтруизма «выгодным» для общества и себя эгоизмом. Так, наряду с безусловным желанием помочь другим, мотивами нередко выступает возможность адаптации, знакомства с

интересными людьми, вероятность построить карьеру, научиться новому и прочие факторы.

Таким образом, с позиций личности добровольчество имеет две взаимосвязанных категории развития: личностный рост как полноценное раскрытие своих способностей и возможностей в жизнедеятельности и профессиональный рост (как опыт становления и развития коммуникативных, социальных, проектных, организационных компетенций, необходимых в любой профессиональной сфере деятельности человека). Цель развития добровольчества может быть определена как:

1. Становление социальной активности и адаптации молодежи.

2. Решение социальных задач.

3. Формирование духовно-нравственных ориентиров личности волонтера как фактор позитивного развития социума.

В современных условиях добровольчество на государственном уровне провозглашается как один их способов формирования гражданской позиции молодежи, о чем свидетельствуют законодательно утвержденные документы: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», Федеральные законы РФ о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и изменения способов их налогообложения. На уровне Республики Татарстан утверждены региональные документы: Закон РТ «О молодежи и государственной молодежной политике» (15.06.2012), постановление Кабинета Министров РТ «О поддержке добровольческого движения РТ» (05.10.2012) и Концепция развития молодежного добровольческого движения в РТ на период до 2020 года (27.02.2014).

В Республике Татарстан имеется значительный опыт в организации социального добровольческого движения. С 2002 года действует Центр развития добровольчества (ЦРД) «Волонтер» - одна из старейших добровольческих организаций, зарегистрированная как юридическое лицо, член Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE), объединяющая

на сегодняшний день около 500 волонтеров, работающих на постоянной основе. Основными направлениями работы ЦРД «Волонтер» являются:

- атронаж детей с ограниченными возможностями (в 2013 году около200 волонтеров осуществляют патронаж 98 детей);

- мероприятия по первичной профилактике употребления психоактивных веществ (2011 год - 2600 человек; 2012 - 3500 человек; 2013 - 3300 человек);

- обучение руководителей, лидеров, активистов, специалистов-кураторов Добровольческих организаций «Волонтер», знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной деятельности в некоммерческой сфере в рамках долгосрочного социально-обучающего проекта «Межрегиональная Практическая Академия социального менеджмента» - в августе 2013г. были выпущены 30 слушателей второго набора Межрегиональной Академии;

- стимулирование, поддержка и развитие социального добровольчества в Республике Татарстан через финансирование социальных проектов добровольческих организаций «Волонтер» в рамках ежегодного Конкурса социальных проектов с грантовым фондом 500 000 рублей;

- организация добровольческих центров, общественных организаций -создание в Татарстане крупнейшей в России сети муниципальных добровольческих центров «Волонтер» (18 Добровольческих центров), региональных Центров развития добровольчества «Волонтер» в г. Калининграде и Республике Тыва.

Важнейшим направлением деятельности является создании благоприятных условий для активного участия жителей Республики Татарстан в социальнополезной добровольческой деятельности, привлечение волонтеров, молодежи (учащиеся, студенты) к оказанию адресной помощи социально уязвимым категориям населения. Наиболее крупным мероприятием, объединяющим наибольшее количество волонтеров, является Весенняя Неделя Добра и Всемирный день молодежного служения людям.

Наиболее крупными социально-значимыми проектами, ставшими победителями ряда республиканских конкурсов, являются проекты:

«Межрегиональная Практическая Академия социального менеджмента», «Республиканская Школа тренеров», «Информационный портал «Volunteer life», Международные и Межрегиональные добровольческие лагеря «Волонтер» 2012 и 2013 и «Большая СемьФония жизни». Идея «добрых дел» как идеал реализуется посредством целевых проектов, обеспечивающих решение поставленных социальных задач и развивающих нравственные качества самих волонтеров.

Для каждого из добровольческих проектов устанавливается:

- цель (четкая, достижимая, измеримая);

- задачи и план их осуществления с учетом имеющихся ресурсов;

- технология реализация плана, в результате приводящая к достижению цели;

- четко установленные сроки;

- возможные риски проекта.

Каждый из проектов может реализовываться как индивидуально (например, патронаж или подготовка лекции), так и командой добровольцев (например, сбор средств). В идеале проект позволяет не только осуществить поставленную задачу, осуществить реализацию личностного потенциала добровольца, но и привлечь внимание общественности к волонтерскому движению, формируя новую гражданскую позицию социума.

Анализируя проблему формирования нравственных ценностей в процессе проектно-развивающей деятельности, ученые [7] отмечают, что в процессе реализации проекта изменяются наиболее значимые элементы личности -самосознание и направленность, а также происходит формирование регулятивных компонентов самосознания: саморегуляции, самоанализа и самоконтроля деятельности, ответственности.

Данные выводы подтверждаются результатами социологического опроса волонтеров ЦРД «Волонтер» (опрошено 80 человек, средний возраст волонтера 17 лет). Так, на вопрос: «Изменилась ли Ваша жизнь со времени участия в добровольческом движении?» ответ «изменилась» дали 72 % опрошенных, изменилась незначительно - 26%(в основном те волонтеры, срок деятельности

которых меньше полугода), не изменилась - 2 %. На вопрос: «Какие конкретно произошли изменения?» был получен спектр ответов, представленный на рис.1.

Что изменилось в Вас со времени работы волонтером ?

Рис.1. Результаты социологического опроса участников добровольческого движения РТ

Как видно из результатов опроса, изменение потребностей и жизненных ценностей произошло у большинства опрошенных, а формирование позитивных качеств, таких, как «уверенность в себе», «коммуникативность», «доверие» могут потребоваться не только в социальной, но и профессиональной сфере деятельности молодого человека.

Современное добровольческое движение призвано объединить под социальной идеей помощи ту молодежь, которая стремится реализовать потребности быть нужным, быть участливым, работать в команде на благо общества, занять свое свободное время благородной помощью, получить новые навыки, завязать интересные знакомства. Сегодня, когда идет активный поиск инновационных воспитательных технологий, добровольчество может стать одним из основных методов развития социальной активности и гражданственности молодежи, изменению их нравственных ориентиров. Важнейшим направлением развития добровольчества должны стать

популяризация и распространение идей, ценностей и лучшей практики добровольческой деятельности через социальную рекламу. Самое главное остается неизменным - помощь нуждающимся и их поддержка оказываются не по приказу свыше, а по велению сердца. Это и есть главная идея добровольчества.

Источники:

1. Постановление Кабинета Министров № 124 от 27.02.2014 «Об утверждении Концепции развития и поддержки молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2020 года» [Cabinet of Ministers № 124 of 27.02.2014 «On Approval of the Concept of development and support of youth volunteering in the Republic of Tatarstan for the period up to 2020» (In Rus.)]

2. Павлов В.И. Межпредметные связи формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей // Казанский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 117-124. [Pavlov V.I. Interdisciplinary communication forming moral and spiritual culture of the future teachers // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2010. № 4. Pp. 117 - 124. (In Rus.)]

3. Зверева Т.В. Концепция личности К.К. Платонова: теоретические дискуссии и практическое использование // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 70. М.: Издательство МосГУ, 2006. С. 119-124. [Zvereva T.V. The concept of personality K.K. Platonov theoretical discussions and practical use // Proceedings of the Moscow Humanitarian University. MY. 70. M.: Publishing MosGu 2006. Pp. 119-124. (In Rus.)]

4. Корнеенков С.С. Духовно-нравственные ценности как критерий качества образования // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 169-170. [Korneenkov S.S. Spiritual and moral values as a criterion for the quality of education // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 3. Pp. 169-170. (In Rus.)]

5. Смирнова З.А. Модель формирования социальной ориентированной студентов: концептуальные идеи // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5-6. С. 159-167. [Smirnova Z.A. Model for the formation of social-oriented students: conceptual ideas // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. № 5-6. Pp. 159-167. (In Rus.)]

6. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. 431 с. [Kant I. Lectures on Ethics. M.: The Republic, 2000. 431 p. (In Rus.)]

7. Молодежные послы мира [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.

youthfederation.ru/educ/dobro/nachinayushhemu (дата обращения: 12.04.2014). [Youth Ambassadors for Peace [electronic resource] Mode of access: http:www. youthfederation.ru/educ/dobro/nachinayushhemu (date accessed: 04/12/2014). (In Rus.)]

8. Масленникова В.Ш. Воспитание социально-ориентированной личности: Монография /

В.Ш. Масленникова, Л.М. Аболин, Ф.Г. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, Н.М. Угарова, В.Р. Шамсутдинова, А.В. Павлинов, Е.А. Афанасьева. Казань: Изд-во «Данис», 2007. 184 с. [Maslennikova V.Sh. Parenting socially oriented personality: monograph / V.Sh. Maslennikova, L.M. Abolin, F.G. Mukhametzyanova, G.A. Shayhutdinova, N.M. Ugarova, V.R. Shamsutdinova , A.V. Pavlinov , E.A. Afanasyeva. Kazan: Izd «Danis», 2007. 184s. (In Rus.)]

References:

1. Postanovlenie Kabineta Ministrov № 124 ot 27.02.2014 «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya i podderzhki molodezhnogo dobrovol'cheskogo dvizheniya v Respublike Tatarstan na period do 2020 goda»

2. Pavlov V.I. Mezhpredmetnye svyazi formirovaniya dukhovno-nravstvennoy kul'tury budushchikh uchiteley // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2010. № 4. S. 117-124.

3. Zvereva T.V. Kontseptsiya lichnosti K.K. Platonova: teoreticheskie diskussii i prakticheskoe ispol'zovanie // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Vyp. 70. M.: Izdatel'stvo MosGU, 2006. S. 119-124.

4. Korneenkov S.S. Dukhovno-nravstvennye tsennosti kak kriteriy kachestva obrazovaniya // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 3. S. 169-170.

5. Smirnova Z.A. Model' formirovaniya sotsial'noy orientirovannoy studentov: kontseptual'nye idei // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. № 5-6. S. 159-167.

6. Kant I. Lektsii po etike. M.: Respublika, 2000. 431s.

7. Molodezhnye posly mira [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http:www.

youthfederation.ru/educ/dobro/nachinayushhemu (data obrashcheniya: 12.04.2014).

8. Maslennikova V.Sh. Vospitanie sotsial'no-orientirovannoy lichnosti: Monografiya / V.Sh. Maslennikova, L.M. Abolin, F.G. Mukhametzyanova, G.A. Shaykhutdinova, N.M. Ugarova, V.R. Shamsutdinova, A.V. Pavlinov, E.A. Afanas'eva. Kazan': Izd-vo «Danis», 2007. 184 s.

Зарегистрирована: 14.06.2014

Халиков Роберт Фарихович (г. Казань), Центр развития добровольчества «Волонтер» (молодежная общественная организация РТ), руководитель, аспирант ИПППО РАО. Тел.: 8-917-25-00-297. E-mail: robert.farikhovich@inbox.ru

Halikov Robert Farikhovich (Kazan), Center of Development of Volunteering «Volonter» (the youth public organization RT), head, graduate student of IPPPE RAE. Ph.: 8-917-25-00-297. E-mail:

robert.farikhovich@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.