Научная статья на тему 'Добровольчество как форма благотворительности в современной России'

Добровольчество как форма благотворительности в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2543
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / КОНЦЕПЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / СОЦИЕТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТРУДОВОЙ ПОДХОД / VOLUNTEERISM / VOLUNTEER / CHARITY / A CIVIL SOCIETY / SOCIAL SERVICE / THE SOCIAL HELP / THE CONCEPT OF SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF CHARITIES AND VOLUNTEERISM IN THE RUSSIAN FEDERATION / NONCOMMERCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронова Елена Анатольевна

В статье дается социологический анализ добровольчества как социального института на разных этапах развития российского общества. Научные исследования добровольчества опирались на известные в истории науки традиции, базирующиеся на идеях альтруизма, религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. Каждый из этих подходов отражал и объяснял одну из сторон добровольного безвозмездного труда. Современный этап развития теории добровольчества представлен тремя группами подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим и трудовым подходами. Добровольчество в российской социологии рассматривается с позиций социальной работы, социальной помощи, благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e volunteerism as the charity form in modern Russia

Th e article is representing the sociological analysis of volunteerism as social institute at diff erent stages of development of the Russian society. Researches of volunteerism are based on well known historical scientifi c traditions which are comes from on ideas of altruism, religious values of Christianity, socialist ideas and liberal values of freedom of activity of the individual. Each of these approaches refl ected and explained one of the sides of a voluntary labour. Th e present stage of development of the theory of volunteer is presented by three groups of approaches. Th e volunteerism in Russian sociology is considered from positions of social work, the social help, charity.

Текст научной работы на тему «Добровольчество как форма благотворительности в современной России»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

УДК 316.35 Е. А. Воронова

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ФОРМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Добровольчество как социальный институт и вид деятельности в каждой отдельно взятой стране имеет свои особенности становления, связанные с историческими и культурными традициями. В то же время в мировом добровольческом движении отмечены общие, объединяющие факторы, базирующиеся на ключевых ценностях демократии. В государствах, встающих на путь демократического развития, нравственные ценности становятся определяющими, а добровольное участие граждан в жизни и делах страны рассматривается как основа сплочения для совместного решения общественных проблем.

Современные исследователи добровольчества придерживаются трех подходов к изучению данного вида деятельности, используя исторические традиции и современные концепции. Каждый из подходов отражает и объясняет свою проблематику. Нынешний этап развития теории добровольческого труда представлен концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим и трудовым подходами. Добровольчество в российской социологии, как правило, рассматривается с позиций социальной работы, социальной помощи и благотворительности [7].

Исторические традиции добровольчества в России

Развитие добровольчества в России имеет богатую историю, которая включает в себя опыт организации общественно-полезной деятельности граждан в советский период российской истории. Исследование истории развития в России добровольческого движения изменит характерное сейчас восприятие добровольчества как деятельности, распространенной главным образом на Западе. Попытаемся проиллюстрировать исторические этапы этого движения.

Особенностью становления добровольчества в России стала его неразрывная связь с таким культурно-историческим явлением, как благотворительность. Эти два вида социальной деятельности тесно связаны между собой. Добровольчество в социальной сфере можно рассматривать как форму благотворительной деятельности. Поэтому необходимы знание и понимание истории последней, а также мотивов участия граждан в решении социальных проблем государства. Это знание существенно обогатит современ-

© Е. А. Воронова, 2011

ные программы по всестороннему включению одного из важнейших ресурсов развития общества в социальную практику путем привлечения граждан и молодежи к общественно-полезной деятельности.

Милосердие и благотворительность — древнейшие нравственные обычаи, зародившиеся в период первобытнообщинного строя, в начале формирования основ человеческого общества и законов общечеловеческого общежития. «Идея милосердия является внерелигиозной мыслью, она возникла как результат формирования традиции оказания бескорыстной помощи старикам и сиротам, инвалидам и людям, оказавшимся в беде, не способным самостоятельно справиться с постигшими бедами. Оформленная в религиозных канонах и постулатах, идея милосердия, тем не менее, является неотъемлемой частью общечеловеческой нравственной культуры, этических норм любой цивилизации» [13, с. 45]. В свою очередь, развитие добровольчества — значимое условие практики формирования в обществе таких ценностей, как сострадание и милосердие. Благотворительная деятельность основана, в первую очередь, на религиозной традиции. Она заключается в добровольной и бескорыстной передаче материальных ценностей и в предоставлении услуг нуждающимся в них. Социальное добровольчество неотделимо от понятия благотворительности на определенном историческом этапе и выражается в конкретных делах, направленных на помощь человеку. В своем развитии благотворительность в сфере общественного призрения прошла долгий путь от милостыни до создания законодательной системы, государственных учреждений социальной защиты, общественных организаций, помогающих в решении социальных проблем. В современной России, учитывая исторические традиции, именно благотворительность могла бы стать нравственным принципом формирования социальной политики государства [см. подробнее: 4]. В домонгольский период ведущую роль в оказании помощи неимущим играла православная церковь. В указанный период были развиты простейшие формы благотворительности: кормление нищих, подача милостыни и пр. Как особенность этого исторического периода можно отметить высокую степень участия в благотворительной деятельности представителей высшего общества — князей, высшего духовенства и др.

Однако, несмотря на огромную роль церкви в развитии благотворительности, многие историки не считают деятельность православной церкви единственным и решающим фактором, повлиявшим на развитие благотворительности на Руси. Между тем в древних источниках задолго до принятия на Руси христианства, отмечались особая духовность, милосердие, человеколюбие, способность к состраданию славянского народа. Историки склонны объяснять эту особенность обычаями древних восточных славян, которые во многом обусловлены образом жизни. «В силу географических и климатических особенностей местности основной род занятий восточных славян — земледелие, различные ремесла, скотоводство, под влиянием которых и формировался мирный, человеколюбивый, открытый характер древних восточных славян. Известный ученый С. М. Соловьев отмечал разительное отличие гостеприимных, привечавших странников восточных славян от их воинственных соседей — литовцев и германцев» [14, с. 84]. В. О. Ключевский в своих размышлениях о русском народе отмечал «нищелюбие — одно из главных средств нравственного воспитания народа на Руси. Нищий служил для древнерусского человека, независимо от его социального положения, орудием душевного спасения, особенно в минуты важных семейных и личных событий» [14, с. 85].

Во времена Киевской Руси благотворительность как помощь государству находила свое проявление в основном в деятельности отдельных лиц и направлялась на помощь

нуждающимся, что все еще не рассматривалось как обязанность государства. Летописные источники хранят множество свидетельств социальной ответственности представителей знати. Уже о святой равноапостольной княгине Ольге известно, что «она одевала нагих и помогала вдовам, сиротам, нищим и другим нуждающимся. После крещения Руси благотворительность быстро развивалась даже в государственных структурах» [12, с. 94]. Владимир, князь Киевский, исповедовал претворение в жизнь православных заветов о помощи «всякому нищему и убогому». По его приказу любой нуждающийся имел возможность явиться на княжий двор за едой, а для тех, кто не мог приходить сам, были организованы передвижные повозки с мясом, хлебом, овощами, медом, квасом. По некоторым данным, именно при князе Владимире на Руси были открыты первые больницы. Следовательно, на Руси всегда актуальной оставалась частная благотворительная деятельность в решении общественных проблем.

Впервые идея о создании системы государственного попечения была предложена Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он полагал необходимым открывать в каждом городе богадельни, больницы и приюты для нуждающихся. «Начиная с 1551 года, со времен Стоглавого собора, в общественном сознании зрела идея создания государственной системы общественного призрения, не только включающей функцию финансовой помощи нуждающимся и содержания их в богоугодных заведениях, но и предоставляющей возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом» [14, с. 86].

Во второй половине XVII в. на государственном уровне было принято решение о строительстве двух богаделен как части государственной системы общественного призрения. Впоследствии частная и государственная системы общественного попечения развивались параллельно.

Стратегия формирования целостной системы общественного призрения из отдельных благотворительных мер принадлежит Петру I, считавшему предупреждение ни-щенствования лучшим способом борьбы с ним. Петр Великий совершил своеобразный прорыв в частной благотворительности, разделив нищих на категории и упорядочив помощь им в соответствии с нуждами. Император впервые предпринял попытки систематизировать частную благотворительность, начал создание органов призрения на местах.

«В 1700 году Петр издал указ о постройке во всех губерниях богаделен для нищих и неимущих. В 1706 году близ Новгорода был построен первый приют для незаконнорожденных, содержащийся на средства, выделенные императором из монастырских сборов. Впоследствии Петр создал также госпитали для незаконнорожденных. В указах Петра содержались распоряжения ввести наказание за умерщвление незаконнорожденных — смертную казнь. Мальчиков — выпускников госпиталей и приютов для незаконнорожденных Петр распорядился отдавать в обучение мастерам, а выпускниц — в услужение» [14, с. 86].

Петр также создал систему «специальных» социальных учреждений. «Смирительные дома» были предназначены для людей, «суть непотребного и невоздержанного жития. Если они от злого жития не перестанут и ни к чему доброму склонны не будут, уч-нут имение расточать, домы разорять и прочие непотребности чинить, також де и рабы непотребные, которых уже никто и в службу не приемлет, еще же ленивые, здоровые и гуляки, которые не хотя трудитися о своем пропитании, едят хлеб вотще, и прочие, сим подобные, то таковых всех надлежит сажать в смирительные дома и посылать их на работы, чем бы они могли пропитание свое зарабатывать, чтоб никогда праздны не

были». Подобные заведения, так называемые «прядильные дома», учреждались для женщин «непотребного же и неистового женского пола» [1, с. 98].

Особое внимание Петр I уделил созданию финансовой базы для своих социальных преобразований. Средства на благотворительные и добровольческие нужды формировались из следующих поступлений [14]:

— в два раза увеличился сбор «венечных денег» с молодоженов;

— был введен подоходный налог с военных, направляемый на содержание госпиталей;

— в монастырях было введено обучение рукоделию и ремеслам с целью направления средств, вырученных за продажу продуктов труда монахов, на благотворительные цели;

— половина церковного подаяния направлялась на социальные нужды.

Предпринятые Петром I усилия в становлении системы государственного призрения вменили призрение нуждающихся государству в обязанность.

Достойным последователем Петра Великого стала Екатерина II: современная система социального обеспечения во многом носит черты системы, созданной ею.

Все эти преобразования сопровождались активым участием граждан в решении общественных проблем. Отметим наиболее яркие примеры добровольной личной помощи.

«Князь В. Ф. Одоевский — один из известнейших филантропов своего времени. Без активного участия князя не обходилось ни одно благотворительное мероприятие. Бескорыстие князя, искреннее желание помочь, принести пользу приводили к нему множество нуждающихся. Особенной заботой князя были дети, именно он был автором идеи организации детских приютов в России, и автором устава Елизаветинской клиники для новорожденных» [13, с. 61].

Особого внимания заслуживает деятельность Федора Петровича Гааза, безвозмездно лечившего больных в богадельнях. Гааз также известен своим милосердным отношением к тюремным больным, борьбой за улучшение условий содержания в тюрьмах, часто успешными ходатайствами о выделении материальных средств тюрьмам. Особенность подхода Гааза к благотворительности заключается в том, что он помогал своим трудом, а не только жертвовал крупные суммы денежных средств.

В XIX в. получили распространение новые формы добровольного участия граждан в решении социальных проблем. Так, возродилось поочередное кормление по домам, заключавшееся в организации системы поочередного полного содержания призреваемого, переходящего ежедневно из дома в дом. В конце XIX — начале XX вв. по решению крестьянских сообществ были созданы общественные приюты и ясли для детей и подростков. Такие приюты и ясли содержались на денежные и продуктовые пожертвования крестьянских хозяйств.

В начале XIX в. открытие княгиней Трубецкой опекунского совета детских приютов и учреждение «дамского попечительства о бедных» ознаменовали начало нового этапа в развитии частной инициативы в призрении нуждающихся — бурной деятельности различных благотворительных и добровольческих обществ, многие из которых патронировались членами императорской семьи. «К концу XIX — началу XX века в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений, активная деятельность которых ознаменовала прекращение практически исключительного господства государства и церкви в деле призрения» [15, с. 93].

Интересен еще один пример личного участия в решении социальных проблем. Так, дочери Российского императора, представительницы дворянства, а также высших слоев общества, принимали активное участие в деятельности общества сестер милосердия. В мирное время они работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Одним из ярких проявлений их добровольческой деятельности является помощь госпиталям, а также сестринский уход и забота о раненых во время русско-японской войны 19041905 гг. и в период Первой мировой войны. К 1917 г. добровольный труд всех сословий помогал снять остроту многих социальных проблем нуждающихся слоев населения в Российской империи.

Революция 1917 г. ознаменовала серьезные перемены в общественно-политическом строе Российского государства, самым коренным образом отразившиеся на состоянии общественного призрения, благотворительности и добровольчества.

Вследствие целенаправленной политики советской власти, а также продолжавшейся эмиграции российской интеллигенции и представителей состоятельных слоев населения, во многом составлявших костяк российских благотворителей, количество благотворительных и добровольческих обществ резко сократилось, а их деятельность стала практически невозможной. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 г. писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволожье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1927 г. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». «Довольно сложно сейчас говорить о добровольчестве и благотворительности в советский период, так как слишком много слухов и противоречий в настоящее время вызывает любое упоминание о коммунистическом строе. К тому же, действительно сложно проследить, что являлось истинной благотворительностью и общественным участием в решении социальных проблем и шло от желания людей помогать нуждающимся, а что насаждалось “сверху” идеологическими организациями» [6, с. 37]. Но, тем не менее, стоит попробовать в этом разобраться.

Актуальность изучения добровольчества данного периода обусловлена тем, что мы можем рассматривать данное явление как проявившееся в самосознании участников Белого Движения. Необходимо подчеркнуть, что в скрытом виде противостояние «белых» и «красных» — добровольчества и большевизма — продолжалось в течение всего советского периода российской истории и не прекращено до сих пор. Это связано с недостаточным пониманием и изучением духовно-исторических корней большевизма (коммунизма) и добровольчества (Белого движения). По мнению Д. И. Болотиной, «наиболее эффективно можно справиться с кризисными явлениями, характерными для современного внутриполитического положения страны и современной российской науки, именно при помощи изучения истории Гражданской войны и феномена добровольчества — его духовного смысла в контексте русской истории и культуры» [2].

В первые послереволюционные годы большевики считали стратегически важным привлечение молодежи к помощи в построении нового общества и активно поощряли

молодежную активность, направленную на укрепление и пропаганду новой власти. Например, известна организация культурно-просветительской деятельности советской молодежи в сельской местности. Подростки и молодежь проводили занятия по обучению грамотности, публичные «читки» газет, открывали избы-читальни. В 20-х годах XX в. комсомольцы создавали детские ячейки общества «Долой неграмотность!», кружки ликбеза (ликвидации безграмотности). Подобная активная деятельность коммунистической молодежи, а потом комсомольцев и пионеров, направленная на повышение культуры, продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны.

1918 г. положил начало распространению практики проведения ударных недель среди молодежи: так называемые «Недели чистоты». В 1919 г. как следствие первых «субботников» появились новые формы добровольческой помощи обществу: молодежь в нерабочее время бесплатно ремонтировала оборудование, расчищала территории предприятий, приводила в порядок здания школ и больниц.

Зимой 1920 г. комсомольцы организовали «Неделю фронта и транспорта», во время которой молодежь наводила порядок в депо, расчищала от мусора и грязи железнодорожные пути, ремонтировала паровозы и вагоны. В сложные для страны 20-е годы подростки принимали активнейшее участие в ведении сельского хозяйства, создавая детские «отряды урожая» и «детские посевкомы». В исторических обзорах пионерской и комсомольской деятельности 20-х годов встречается упоминание о работе на ряде заводов ударных добровольческих молодежных групп.

Ситуация с развитием молодежных инициатив в довоенные годы наглядно демонстрирует, что основной причиной организации добровольной помощи было наличие серьезных социальных проблем в обществе. Добровольцы рассматривались как один из ресурсов решения таких проблем. Одним из последствий войны стало резкое увеличение количества беспризорных детей, живущих на улице и кочующих из города в город в поисках пищи и крова. Комсомольцы и старшие пионеры помогали работникам милиции выявлять беспризорных, привлекали их к работе клубов, к пионерским и комсомольским мероприятиям.

В годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны были собраны 200 млн рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь.

«Ярким и, пожалуй, самым известным примером волонтерства в современном его понимании, а также благотворительности в советский период являлось тимуровское движение. Тимуровское движение возникло и получило широкое распространение в годы Великой Отечественной Войны, когда резко возросло количество людей, нуждающихся в помощи. Причем создание тимуровских отрядов шло по инициативе самих ребят и взрослых, которые непосредственно работали с детьми. Тимуровцы занимались самой разнообразной добровольческой деятельностью» [9, с. 21]. Например, один из известных случаев: «В городе Пласт Челябинской области в августе 1941 года под руководством Рычковой Александры Петровны была организована тимуровская команда, члены которой занимались сбором металлолома, проводили концерты в военном госпитале, собирали одежду, обувь, ремонтировали ее и отправляли нуждающимся, зарабатывали деньги для покупки подарков красноармейцам. Отсюда видно, что в тимуровском отряде практически каждый человек мог найти применение своим навыкам и умениям. В состав команды к 1 марта 1943 года входило 77 человек. Позже вышло постановление

ЦК ВЛКСМ о создании подобных отрядов, но изначальная идея тимуровского движения принадлежала обществу» [14, с. 91].

Другим, не менее ярким, примером добровольческого движения молодежи была появившаяся примерно в 1961 г. по инициативе школьников форма работы — пионерские двухлетки. «Детям всегда было свойственно подражать взрослым и поэтому неудивительно, что именно в период плановой экономики у ребят возникла идея организовать подобную форму работы. В процессе работы над двухлеткой ребята сами определяли и планировали, что они хотят сделать к концу следующей двухлетки. Такая работа в значительной степени способствовала систематизации и структурированию добровольческой деятельности пионеров, умению стратегически планировать свое время и организовывать работу. В то же время она способствовала развитию инициативы и самодеятельности среди школьников, так как ребята сами решали что, как и когда им делать, не опираясь ни на чьи указания.

В процессе работы над двухлеткой пионеры создавали отряды, способные уже активно вмешиваться в жизнь школы, района, города, менять ее к лучшему. Тем самым у ребят формировалась активная гражданская позиция, неравнодушие к происходящему вокруг» [14].

Для привлечения ребят к добровольческой деятельности проводились различные праздники, фестивали, смотры, на которых предоставлялись отчеты о ходе двухлетки и рассказы о конкретных наиболее ярких акциях.

Не менее интересной формой добровольной работы были отряды ЮДМ (Юные друзья милиции). Они создавались на базе школ по инициативе самих ребят и местных участковых милиционеров. «Школьников, а особенно мальчишек всегда интересовала героическая профессия милиционера, поэтому отряды ЮДМ получили широкое распространение. «Друзья милиции» оказывали посильную помощь органам охраны в предотвращении хулиганства и правонарушений со стороны сверстников. Помогали организовывать порядок в детских кинотеатрах, на стадионах и в других местах скопления молодежи. Проводили совместно с работниками милиции патрули. Подобная деятельность очень увлекала ребят и способствовала выбору профессии» [9, с. 22].

Широко было распространено и экологическое движение среди молодежи. Во многих городах, а тем более в сельской местности работали так называемые «Зеленые патрули». Однако, несмотря на очевидную социальную значимость деятельности молодежи, ее нельзя с полным правом назвать добровольчеством в современном его понимании.

Пионерская и комсомольская организации были созданы в СССР в 20-х годах XX в. с целью коммунистического воспитания молодежи. В ряды коммунистических организаций вступали все советские дети и подростки 9-15 и 16-25 лет соответственно. Пионерские и комсомольские организации действовали на базе общеобразовательных школ и высших учебных заведений, в штате были выделены специальные единицы для ведения подобной деятельности. После войны тимуровские отряды насильно были прикреплены к школам, включены в пионерские формирования, стали управляться путем указаний вышестоящих коммунистических организаций. Тогда же произошло включение добровольческой деятельности в одно из направлений коммунистического воспитания молодежи.

Таким образом, помощь обществу превратилась в обязанность каждого школьника. Всесоюзная пионерская организация и Коммунистический союз молодежи выполняли государственные программы на выделенные из бюджета страны средства. Пионерские

организации привлекали школьников к озеленению и уборке близлежащих улиц, природных массивов, сбору металлолома, макулатуры.

«В 60-х годах в СССР началось освоение целины на юге Урала, строительство городов в Сибири, на Урале и других отдаленных и малодоступных регионах России. Тысячи студентов и рабочей молодежи вахтовым методом принимали участие в этой деятельности, получая за свою работу деньги. В 70-х годах развернулось грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, связывающей Дальний Восток с Центральной Сибирью. Этот грандиозный проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой». Работы широко освещались в СМИ, для привлечения молодых людей на работу в сибирскую тайгу использовалась вся мощь существующей идеологической машины. Студенты высших и профессиональных учебных заведений осенью, отрываясь от занятий, работали на уборке урожая в колхозных и совхозных полях и на овощных базах, за весьма условную плату.

Однако в силу некоторых веских причин сложно считать комсомольские стройки, помощь колхозам и иную подобную деятельность примерами молодежного добровольчества. И вот почему. Данные проекты в основе своей не были направлены на улучшение жизни общества, с их помощью достигались узкие цели, поставленные советским руководством. Так, БАМ строился, прежде всего, как дублер знаменитой Транссибирской магистрали и должен был обеспечить обороноспособность страны в случае возможной войны с Китаем. Основным мотивом к труду у молодых строителей были не высокие нравственные идеалы или желание помочь своей стране, а желание заработать деньги и приобрести необходимые вещи, что в то время было невозможно сделать свободно. «Основной мотивацией школьников и студентов в добровольческой деятельности было не желание помочь государству, а возможности карьерного роста, поступления в престижные учебные заведения и прочие льготы, предоставляемые активистам коммунистических организаций. В большинстве случаев отказ от участия в мало оплачиваемой деятельности, к примеру, работе на уборке урожая, либо бесплатном озеленении улиц, наказывался административными мерами вплоть до исключения из учебного заведения или из рядов комсомола, пионерии» [14, с. 93].

Пионерская и комсомольская организации в период 30-80-х годов стали крупнейшими и единственными стабильно действующими организациями, привлекающими молодежь к помощи обществу. Однако идея молодежной службы обществу была подчинена идеологическим целям либо желанию с помощью энтузиазма молодых решить экономические проблемы.

Современный этап развития добровольчества в России

В начале 90-х годов XX в. в связи с развалом командно-административной системы управления государством, сменой политического режима, пионерские и комсомольские организации как институты социализации потеряли былое значение и влияние на молодежную деятельность. «Обострение социально-экономической ситуации, кризис системы социального обеспечения в начале 90-х годов привели к возникновению большого количества общественных групп взаимопомощи, где использовался добровольческий труд (организаций инвалидов, представителей социально незащищенных слоев населения, положивших начало формированию современных добровольческих организаций» [14, с. 94].

Государственный институт социальной работы в России начал формироваться в начале 90-х годов XX в. с целью содействия гражданам в выявлении, минимизации и решении проблем, связанных с отсутствием социальной стабильности. Однако возможности государственного сектора оказались недостаточными для решения проблем по сравнению с потребностями в социальной помощи, которые существовали у граждан. Поэтому деятельность общественных объединений, появившихся в начале 1990-х годов, можно рассматривать как проявление стремления граждан к самоорганизации для разрешения наиболее остро выраженных проблем населения.

В 1991 г. начался процесс интеграции с международным добровольческим движением. Первые знания о деятельности и возможностях неправительственных организаций и добровольных усилиях, уроки и опыт были получены из стран Европы и США, которые искренне пожелали помочь новой демократической России. Свободное общение, обмен идеями, открытость этих стран и серьезная финансовая поддержка помогли сформировать в России новое сообщество, или третий сектор, в котором особую роль играют добровольные усилия граждан. В этот период впервые Фондом «Точки света» (США) было сформулировано понимание того, что:

1. Добровольческий труд существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества.

2. Добровольческий труд — это способ:

— строить социальные отношения;

— применять на практике свои моральные и религиозные принципы;

— получать новые навыки;

— найти поддержку и друзей;

— почувствовать себя способным что-то совершить;

— почувствовать себя хорошо [10].

В 1993 г. прошла конференция европейских волонтеров, организованная в Москве Европейским центром волонтеров международной ассоциации добровольческих усилий. Знакомство с принципами добровольчества, сформулированными во Всеобщей декларации добровольцев, способствовало переосмыслению понимания роли и сущности добровольчества.

Добровольческий труд — это:

— инструмент социального, культурного, экономического и экологического сообщества;

— добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

— активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

— способ улучшения качества жизни, личного совершенствования и углубления солидарности между людьми и народами.

В 1994 г. были проведены исследования мотивации российских добровольцев, которые показали, что в основе возрождения феномена современного российского добровольчества и среди главных мотивов, побуждающих к добровольческой деятельности, лежат стремление к строительству более справедливого и свободного общества, энтузиазм, доброта и подвижничество граждан, стремление быть социально полезным другим людям, неравнодушное отношении к происходящему вокруг, желание реализовать себя и свои инициативы, решить проблемы других людей и собственные.

В 1995 г. был организован Первый московский форум добровольцев, в котором приняли участники из неправительственных организаций пяти городов России. Данный Фо-

рум — первый шаг к широкому общественному диалогу о российском добровольчестве, его важности для успешного будущего России. Впервые в этом году в России прошла «Неделя добровольческих усилий». В Москве в результате ее проведения более 10 000 пожилых людей и инвалидов получили конкретную помощь от добровольцев. И как важнейший результат и практическое воплощение идеи добровольчества получают широкое распространение в регионах и городах России, создаются первые центры добровольцев, бюро добровольной помощи, ориентированные на привлечение добровольцев для решения социальных программ. Наиболее активно и профессионально процессы социального развития добровольчества идут в Москве, Сибири, Санкт-Петербурге. Эти города и регионы служат настоящими центрами развития добровольчества.

Развитию добровольческого труда способствовало принятие Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организация» от 7 июля 1995 г., в котором были обозначены понятие, содержание и форма добровольческого труда. Важнейшими итогами российского Форума были разработка и принятие стратегических задач развития движения в России на 1997-2000 гг., положено начало созданию Ассоциации добровольцев России. Цель Ассоциации — развитие, поддержка и продвижение добровольчества в России для сплочения граждан в решении общих социальных проблем. Важная роль Ассамблеи заключается в укреплении в России общемировых добровольческих ценностей, связи российского движения с мировым.

1997 г. положил начало развитию движения на национальном уровне. «Как результат тесного взаимодействия с мировым движением, в разработанную и предоставленную обществу стратегию развития российского добровольчества были заложены базовые ценности и видение, которое позволило более эффективно строить работу по восстановлению и укреплению нарушенных связей в обществе» [10].

Важнейшими стимулами повышения социальной активности граждан, укрепившими процесс развития гражданских инициатив и становление гражданского сектора в целом, явились первые достижения независимых организаций и их добровольцев. Люди увидели, что, объединяя свои усилия на основе личного выбора и реализации доброй воли, они могут реально влиять на социальные изменения вокруг себя, улучшая качество жизни. Отметим, что в последнее время среди мотивов молодежного добровольчества все больше стали заметны такие как проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, поиск площадок для исследований, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей и т. п. Они пришли на смену идеалистическим, определявшим в России это культурно-историческое явление на протяжении многих веков. «Самоорганизация молодежи в форме добровольчества связана с историей благотворительности и религиозными традициями. ... Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. . Добровольчество в современном виде востребовано в среде молодежи, так как центральная задача заключается в активизации за счет опоры на их смысложизненные ориентации и развитие самоорганизации, участие их в общественной жизни. Особенно необходимой представляется духовно-нравственная поддержка, воспитание через доверие» [3, с. 76-85].

Как свидетельствует мировая практика, многие страны уже давно осознали важность существования и развития такого общественного ресурса как добровольчество. По данным Канадского центра филантропии, канадцы посвящают в среднем 191 час

в год работе в качестве добровольцев. Это время эквивалентно 578 тыс. рабочим местам с полной занятостью. В Соединенных Штатах Америки число добровольцев достигло 56-62% у женщин, посвящающих в среднем 3-4 часа в неделю этому роду деятельности, и 49% у мужчин, занимающихся добровольчеством 3-6 часов в неделю. В 2008 г. данному роду деятельности посвятили себя 109 млн человек взрослого населения планеты [5].

В России сегодня о важности развития добровольчества заявлено в самых верхних эшелонах власти. Президент РФ Д. Медведев отмечает важность развития добровольчества в России: «В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов — добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России около 8 млн. человек. Все это — реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».

«2001 год стал вехой в развитии и формировании волонтерского движения: он был провозглашен Международным годом добровольцев. Символично, что так началось третье тысячелетие, которому, как предсказывает ряд экспертов в области гуманитарных и социальных наук, суждено стать эрой милосердия и добровольчества. Волонтерство было официально признано одним из важнейших ресурсов развития общества» [16].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: добровольчество как социальный институт в России находится на начальных этапах его развития. Говоря о том, как изменилась ситуация с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь, необходимо отметить, что меняется его идеология. Те организации, те сектора общества, которые так или иначе используют технологии добровольчества в своей деятельности, начали по-другому к нему относиться. Лет пять назад добровольчество было в основном прерогативой некоммерческого сектора. Сегодня оно шагнуло в политику, государственный сектор, бизнес. Социологическая наука активно исследует феномен добровольчества в современной России, выявляя мотивы участия в данной деятельности различных групп населения. К сожалению, российские некоммерческие организации (НКО) не стали главным каналом мобилизации потенциальных участников добровольческого движения. Данные, полученные в ходе всероссийского опроса населения, проводившегося ВЦИОМ по программе Государственного университета — Высшей школы экономики, в 2008 г., показали, что «чаще всего россияне реализуют свою добровольческую активность в одиночку. Об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных. Российские НКО являются каналом добровольческой мобилизации лишь для 1% граждан» [11, с. 41]. Низкая эффективность деятельности российских НКО является следствием слабого развития самоорганизации граждан и отсутствия развитых механизмов социального партнерства. По мнению исследователей, именно социальное партнерство — залог становления устойчивого и ответственного гражданского общества в современной России [9, с. 95]. Только в условиях гражданского общества происходит активизация социальных инициатив и продвижение ценностей добровольчества.

Институционализация добровольчества — это процесс общественно-государственного взаимодействия, основной задачей которого является создание адекватного организационного базиса развития добровольчества и поддержки добровольческих инициатив; нужно также развивать и совершенствовать законодательную базу. В данном вопросе есть и обнадеживающие новости. В рамках реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации 3 июля 2010 г. Государственной Думой был предложен законопроект, направленный на:

— расширение перечня целей благотворительной деятельности, а значит и возможных целей деятельности добровольцев;

— устранение двусмысленности и признание труда добровольцев ничем иным, как безвозмездными работами и услугами;

— определение случаев заключения устных и письменных договоров с добровольцами, определение их предмета;

— расширение перечня расходов добровольцев, которые могут быть возмещены организацией;

— запрет на обложение компенсационных выплат добровольцам страховыми взносами во внебюджетные фонды (пенсионное, медицинское, социальное страхование) [17].

Для обобщения многолетней истории добровольческой деятельности необходимо изучать опыт международного сотрудничества в этой сфере. Изучение этого опыта позволит обогатить внутреннее содержание добровольческой деятельности, сделать ее более разнообразной, интересной и привлекательной для разных социальных групп.

Важным в деле развития добровольчества является создание положительного образа организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках социальной сферы. Для этого необходимо на государственном уровне финансировать программы, позволяющие общественным организациям широко использовать возможности социальной рекламы.

Необходимо организовывать семинары и программы, как для самих добровольцев, так и для специалистов по социальной работе. Основной целью обучающих семинаров является обучение навыкам организации и планирования мероприятий. Вследствие существования проблемы привлечения новых добровольцев руководители таких организаций должны разрабатывать систему привлечения и стимулирования новых участников движения.

Завершим изложение цитатой: «Известные психологи обнаружили, что самыми главными факторами для счастья человека являются служение другим, а также хорошие взаимоотношения в семье и с друзьями. Чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми не только по отношению к друзьям и близким, но и ко всем кто нас окружает. Истинное счастье — это когда счастливы все. Добровольчество — это хороший способ обучения молодежи и нужно научить их тому, как быть счастливыми» [8].

Литература

1. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования / под. ред. О. Л. Лейкинда, А. В. Орловой, Г. Н. Ульяновой. СПб., 2003. 640 с.

2. Болотина Д. И. Добровольчество как феномен культуры России: способы самопрезентации участников Белого движения: автореф. дис. ... канд. культуролог. наук. М., 2007. 46 с.

3. Воронова Е. А. Самоорганизационные процессы в российском обществе и религиозное сознание молодежи // Вест. С.-Петерб. ун-та. 2000. Сер. 6. Вып. 3 (№ 22). С. 76-85.

4. Воронова Е. А. 1) Благотворительность в социальной политике России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 1997. Сер. 6. Вып. 3 (№ 20). С. 67-72; 1998. Сер. 6. Вып. 4, № 27. С. 60-64; 2) Русская Православная Церковь как социальный институт: постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб.ун-та. 2004. Сер. 6. Вып. 4. С. 61-74.

5. Интересные факты о волонтерстве. URL: http://volonter.info/2008/11/16/interesnye-fakty-o-уоЬ^еге^е (дата обращения: 11.09.2010).

6. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. ... докт. соц. наук. М., 2006. 29 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кудринская Л. А. Традиции и современные теоретические подходы к исследованию добровольного труда в социологии // III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» 21-24 октября 2008 г. М., 2008.

8. Лига здоровья нации. URL: http://www.ligazn.ru/media/news/5268.html (дата обращения: 11.09.2010).

9. Лукьянов В. А. Добровольчество как предмет социального партнерства (на примере Санкт-Петербурга) // Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни» / под ред. В. А. Лукьянова и С. Р. Михайловой. СПб., 2009. 120 с.

10. Международный добровольческий форум «Молодежь на службе Отечеству» // Мир добровольцев. 1998. № 1. URL: http://vismut.narod.ru/history.htm ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО_В_РОССИИ______________

(дата обращения 11.09.2010).

11. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. М., 2009. 201 с.

12. Мерсиянова И. В. Государственная поддержка благотворительной деятельности: эмпирическая верификация намеченных действий // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 94-110.

13. Милосердие: учебное пособие / под ред. М. П. Мчедлова. М., 1998. 214 с.

14. Молодежь в действии: аналитический сб. / авт.-сост. Е. А. Панова. М., 2001. 223 с.

15. Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России: к вопросу о мотивациях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 92-97.

16. Тихонович Л. Студенческое волонтерство: программа роста. URL: www.philantropy.ru/ caces/2009/05/26/809 (дата обращения: 11.09.2010).

17. Филантроп. URL: www.philantropy.ru (дата обращения 11.09.2010).

Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.