Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность в подготовке детей-сирот к переходу в замещающую семью'

Добровольческая деятельность в подготовке детей-сирот к переходу в замещающую семью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ДОБРОВОЛЬЦЫ / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / VOLUNTARY ACTIVITY / THE STUDENTS-VOLUNTEERS / REPLACING FAMILIES / CHILDREN-ORPHANS / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коломийцева Валентина Дмитриевна

В статье подчеркивается актуальность проблемы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью. Рассмотрены направления деятельности добровольческого студенческого отряда, работающего в вышеназванной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коломийцева Валентина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper focuses upon the urgency of preparation of children-orphans and children without parental support to pass on to replacing family. Lines of activity of the voluntary student's group working in the above-named area are considered.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность в подготовке детей-сирот к переходу в замещающую семью»

УДК 37.013.42 ББК 74.66 К 61

В.Д. Коломийцева

Аспирант кафедры социальной и специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: Bloom1988@mail.ru

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ПЕРЕХОДУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье подчеркивается актуальность проблемы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью. Рассмотрены направления деятельности добровольческого студенческого отряда, работающего в вышеназванной области.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, студенты-добровольцы, замещающие семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

V.D. Kolomiytseva

Post-graduate student of Social and Special Pedagogy and Psychology Department of the Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: Bloom1988@mail.ru

VOLUNTARY ACTIVITY IN PREPARATION OF CHILDREN-ORPHANS TO PASS ON

TO REPLACING FAMILY

Abstract. The present paper focuses upon the urgency of preparation of children-orphans and children without parental support to pass on to replacing family. Lines of activity of the voluntary student's group working in the above-named area are considered.

Keywords: voluntary activity, the students-volunteers, replacing families, children-orphans, children without parental support.

Среди категорий населения, особо нуждающихся в государственной социальной помощи, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На конец 2009 г., по данным Росстата, данной категории детей в Российской Федерации насчитывалось около 110 тысяч [1].

Исторически детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передавали в государственные учреждения для воспитания. Со временем институциональная форма защиты (приюты, интернатные учреждения) этой категории детей доказала свою неэффективность и с точки зрения успешности их социализации, и с позиции затратности на содержание. Со второй половины 90-х гг. с целью преодоления у этих детей социальной дезадаптивности, профилактики их виктимизации складывается тенденция к деинституализации. Последнее обстоятельство означает смену системы ценностей и убеждений в сфере жизнеустройства детей-сирот, требует установления новых принципов работы с ними, ведущим среди которых становится безусловное признание приоритета семейного воспитания.

Анализ исследований зарубежного и отечественного опыта социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, Г.В. Семья, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова), свидетельствует о том, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности. Таким образом, интенсификация роста замещающих семей будет

продолжаться, так как Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» показатель семейного жизнеустройства детей-сирот вошел в критерии оценки работы региональной исполнительной власти [2].

Замещающая семья - такая форма жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, в результате чего обеспечивает достаточно благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации [4]. Целью такой семьи является воспитание несовершеннолетних детей, защита и представление их личных и имущественных интересов на всех уровнях.

Замещающая семья как социально-педагогический феномен призвана решать комплекс задач:

1. Создание условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.

2. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности, его личностное, профессиональное, жизненное, социальное самоопределение, приобщение к культурным традициям общества.

3. Помощь в верном восприятии авторитета, благодаря чему человек внутренне свободен, осваивает начало свободного и здорового правосознания.

4. Поддержка ребенка в развитии самостоятельности и верности, собственной инициативы и социальной взаимопомощи.

5. Обеспечение его безопасности и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, уменьшение возможных рисков при взрослении [3].

Федеральным законодательством установлены три основные формы семейного устройства детей - усыновление, опека и приемная семья. Региональным законодательством предусмотрены и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, -патронат, семейно-воспитательные группы [4].

Анализ процесса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семьи говорит о многих, возникающих в результате этого проблемах: психолого-педагогическая неподготовленность, социальная незрелость родителей, неподготовленность самих детей-сирот к жизни в семье, неинформированность населения по поводу относительно новых форм устройства детей (патронатное воспитание, приёмная семья, семейная воспитательная группа), недостаточное количество или отсутствие в данной области специалистов, низкая теоретическая и практическая разработанность проблемы. В связи с вышесказанным растет число отказов от приемных детей и соответственно их возврат в детские дома, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия. Все это требует комплексного, взвешенного анализа сложившейся ситуации и поиска путей минимизации проблем.

На территории Краснодарского края в последние годы активно развивается добровольчество. Понятие «добровольчество» (в современной западной педагогике «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества. Особую популярность оно получило среди молодых людей, которые обучаются в средних и высших профессиональных учебных заведениях, на базе которых создаются студенческие волонтерские отряды.

Деятельность студенческого волонтерского отряда психолого-педагогического факультета Армавирской государственной педагогической академии «Миссия доброй воли» направлена на социальное патронирование детского дома с. Ковалевского Новокубанского района и коррекционной школы-интерната ст. Николаевской Успенского района.

Социальное патронирование детского дома (школы-интерната) - это комплекс мер,

направленный на психолого-педагогическое и социальное сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских социальных учреждениях.

Рассмотрим основные виды деятельности работы студенческого волонтерского отряда, которые направлены на подготовку ребенка к переходу и успешной адаптации к жизни в замещающей семье:

- научно-исследовательская деятельность - изучение особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жизни в детском социальном учреждении интернатного типа или в замещающей семье, выявление, анализ и решение возникших проблем;

- участие волонтеров в реализации государственных грантов и проектов, направленных на оказание помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим семьям (реализация гранта «Разработка системы подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами и опекунскими семьями»);

- разработка и реализация волонтерами социальных проектов («Особенности работы социального педагога по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами театральной педагогики», «Развитие эмоциональноволевой сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Доверься мне», «Добро ради добра», «Частичка счастья», «Подарок Деда Мороза»);

- информирование населения о детских домах, школах-интернатах Краснодарского края, о проблемах проживающих там детей, о новых формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- проведение ежегодных акций «Доброе сердце» (сбор игрушек, книг, видеоматериалов для передачи в детские дома), «Найди друга» (волонтеры знакомятся с детьми, обмениваются контактными данными и поддерживают отношения), «Воздушный змей» (дети вместе с волонтерами учатся запускать воздушных змеев), «Пасхальный зайчик» (волонтеры вместе с детьми делают бумажных пасхальных зайчиков);

- организация досуговой деятельности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (концерты, выезды с театральными постановками «Снежная королева», «Золушка», организация совместных праздников);

- проведение занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, направленных на развитие эмоционально - волевой сферы (тренинговые занятия в рамках проектов «За кулисами детских жизней», «Малый круг»), толерантности, способности к сопереживанию, взаимоуважению (тренинг «Страна Толерандия»), коммуникабельности и речевой культуры, на повышение уровня развития познавательных психических процессов;

- проведение занятий в Школе приемных родителей, направленных на выявление мотивов приемных родителей, психологическое принятие приемного ребенка всеми членами семьи, формирование умения строить отношения, решать конфликтные ситуации, регулировать эмоциональное состояние.

Включение добровольческих отрядов в работу детского дома и школы-интерната дает возможность решить следующие задачи:

1. Волонтеры оказывают помощь в тех сферах деятельности, которые не успевают охватить сотрудники учреждения.

2. Волонтеры-студенты, взаимодействуя с детьми, оказываются с ними на равных, играют роль «старшего товарища», который имеет немалый авторитет в детском сообществе.

3. Волонтеры-студенты педагогического вуза, поэтому они активно включаются в разработку новых технологий по психолого - педагогической, социальной и досуговой деятельности с данной категорией детей и их замещающими семьями.

Таким образом, деятельность добровольческого отряда доказывает эффективность проделанной работы в подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью.

1. Дети в России. 2009: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.

121 с.

2. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ: Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 // // Собрание законодательтва РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.

3. Байер Е.А. Приемная семья для детей-сирот // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 123127.

4. Руденкова Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей. Минск: Дизапресс, 2003. 65 с.

5. Кононенко Н.В. Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях социально-педагогических инфраструктур // Вестник Адыгейкого государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 1 (40). С. 74-79.

References:

1. Children of Russia. 2009: stat. col. / UNISEF, Rosstat. М.: IITS «The statistics of Russia», 2009.

121 pp.

2. On efficiency rating of executive power organs of the Russian Federation subjects: The decree of the RF President of June, 28, 2007. № 825 // Legislative Assembly of the RF. 2007. № 27. St. 3256.

3. Baier Е.А. Foster family for orphan children // Social pedagogy. 2009. № 1. P. 123-127.

4. Rudenkova G.I. Forms of family-based placement of orphaned children to education: manual for foster parents. Minsk: Dizapress, 2003. 65 pp.

5. Kononenko N.V. The peculiarities of socio-pedagogical support of orphan children and children left without parents’ care in institutions of socio-pedagogical infrastructures // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2009. Issue 1 (40). P. 74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.