прекрасных уголков природы, здоровый образ жизни, с полным переключением от городских дел к естественной жизни на природе. В их планах - походы в пещеры, переходы по гористой местности Среднего Урала, купание в водоемах, осмотр памятников природы - живописных скал-останцев, скал «писаниц» с рисунками первобытного человека, мест жертвоприношений первобытных людей, смотровых площадок на вершинах гор, брод через речку, походы на байдарках и т. п.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении возможностей возникновения и бытия событийной общности семьи и УДО, практическая работа исследователя по созданию предпосылок, условий, способствующих бытию этой общности, -это по своей глубинной сути есть стремление оказать помощь, поддержку всякому субъекту образования, и в первую очередь ребёнку, найти ту форму со-бытия, которая имманентна природному механизму становления его субъектности, индивидуальности, естественной, генетически обусловленной устремлённости к обустройству своего бытия в рамках какой-то событийной общности.
Выявленная нами характеристика событийной общности как воспитывающей среды, как «контекста» разделённых смыслов, а по сути как среды взаимопонимания требует использования таких форм со-бытия, которые бы способствовали расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, духовному, эмоциональному общению педагогов, детей и родителей.
Примечания
1. Соловьев В. А. Смысл любви // Соловьев В. А. Соч. М., 1988. С. 29.
2. Там же. С. 31.
3. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Виноградова Л. И. Воспитательная система от А до Я. М.: Просвещение, 2006. С. 140.
4. Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика. 2003. № 6. С. 173.
5. Маломоркина Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Псков, 2003. 264 с.
6. Там же.
7. Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М., 2001.
8. Борытко Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания // Интернет-журнал «Эй-дос». 2007. 1 марта. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]. С. 67-73.
9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Изд-во «Шк. пресса», 2000. 416 с.
10. Там же.
УДК 37.013, 014
Л. Е. Сикорская
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ШКОЛА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Молодежная проблематика в нашей стране приобретает сегодня особенную значимость. Наибольшую тревогу вызывает снижение нравственного вектора в культуре. Добровольчество как социокультурное явление неразрывно связано с историей развития общества, имеет свои исторические предпосылки и цивилизационный опыт развития. Добровольческая деятельность по своему духу и сути органично отвечает ценностям и способу существования молодых людей. Направленность добровольческой деятельности состоит в её устремленности на достижение высших нравственных ценностей - Добра и Блага во всех их проявлениях в окружающем мире. Добровольчество являет собой способ полноценного развития и существования человека как личности.
The youth problems in our country are especially important. The greatest alarm is caused by deterioration of the moral vector in culture. Dobrovolchestvo as a socio-cultural phenomenon is indissolubly connected with social history and has its preconditions in the experience of civilization development. Voluntary activity complies with the youth's values and modes of existence. Voluntary activity is aimed at achieving the highest moral values - Good and Blessing in all of their manifestations in the world. Dobrovolchestvo is a way of decent development and existence of a human being as a person ality.
Ключевые слова: молодежь, добровольческая деятельность, жизнеспособность, жизнедеятельность, нравственные ценности, волонтер, доброволец, направленность, мотивация.
Keywords: youth, voluntary activity, viability, ability to live, moral values, volunteer, dobrovolets, orientation, motivation.
Молодежная проблематика в нашей стране приобретает сегодня особую значимость. Не случайно 2009 год объявлен в Российской Федерации Годом молодежи. Будущее России, безусловно, во многом зависит от жизнеспособности молодого поколения, от его гармоничного развития, творческого потенциала, активной социальной позиции. Сможет ли современная молодёжь стать авангардом динамичного развития страны, будет ли стремиться работать на её благо, вкладывать свой ум, талант и способности в дело её процветания?
Данные исследований не вселяют большого оптимизма, указывая на устойчивое снижение просоциальных, нравственных ориентаций современной молодежи. В ценностной шкале молодых людей они уступают место ценностям материального благополучия, успеха и индивидуального самоутверждения [1]. Серьезные опасения
© Сикорская Л. Е., 2009
вызывает уровень криминализации, экстремистских, конфликтно-протестных настроений, распространения алкоголизма и наркомании,отклоняющихся форм поведения и др. [2] В этом нет ничего удивительного, так как молодёжь - это «зеркало» общества, отражающее его проблемы, явления, которые, возникнув сегодня, определяют его завтрашний день [3]. Поэтому от того, каким сформируется облик современной молодежи, во многом зависит судьба России.
Вместе с тем сегодня в обществе в целом отмечается низкий уровень нравственности [4]. Такие новые «модусы жизни», как распространение утилитарно-прагматического мышления, потребительской психологии и манипуляционных моделей социального взаимодействия, вызывают мировоззренческие трансформации в обществе. Например, понятие «труд» ассоциируется сегодня с экономической деятельностью, смысл понятия «благо» сведен к материальному обладанию и выгоде, образование рассматривается как «сфера образовательных услуг», понятие «народ», «нация» заменяется безликим «социум» и т. д. Но экономика без опоры на нравственность ведёт не к всеобщему процветанию, а к всеобщему разобщению, распаду общества.
Особую тревогу вызывает ситуация в культурной сфере, которая во все времена выступала основным «поставщиком» идеалов для молодого поколения, создавала полноценный образ героя своего времени, столь необходимый для входящих во взрослую жизнь юношей и девушек. Сегодня образцы нравственных исканий личности, образы героев современной России диктуются СМИ, формирующими безответственное и бездуховное отношение к жизни как к игре, правила которой диктуются сильнейшими, т. е. теми, кто обладает богатством и властью. Такому «стандарту» неведомы чувство стыда, угрызения совести, заботы о ближнем [5]. Не случайно, осмысливая современное состояние нашего общества, патриарх Кирилл говорит о попытках изменить, «переписать» цивилизационный код нашего народа, погасить духовный вектор развития нашего общества, размыть его ценностные основы. «Инфицированная синдромом духовного иммунодефицита» молодежь без колебаний пополняет ряды жертв силовой глобализации, информационных войн и гуманитарных интервенций.
В чём причина этих бед? Где искать их корень? Современная молодежь, в основной своей массе, не отличается толерантностью, психологической культурой, идейной устойчивостью, патриотизмом и т. д. Но трудно ожидать от молодых людей общественной активности в условиях роста социального отчуждения и хронической нищеты при самоустранении властей, в ус-
ловиях нарастающего разрыва поколений, примитивизации образования и растущей безграмотности, в атмосфере уничтожения культуры, духовной опустошенности, слабости веры и политической воли.
Молодежь - это нерв нации, её неприкрытая эмоция. Это та «лакмусовая бумажка», по которой можно судить о состоянии дел в обществе [6]. В целом можно отметить два опасных вектора настроений в молодежной среде - это безысходность и протест, в основе которых лежат два базовых состояния, два поглощающих сознание и внутренне разъедающих личность синдрома -нравственный голод и жажда справедливости, причём, оба они вызываются одним явлением, насквозь поразившим наше общество. Речь идёт о непомерно высоком уровне социального расслоения при общем падении нравственных устоев и всепроникающем равнодушии. Рост социальной асимметрии в России достиг тех пределов, когда ситуацию пора характеризовать терминами «тихой холодной гражданской войны» [7].
В связи с этим становится очевидным, что общество в целом и особенно его молодое поколение нуждаются в опыте гражданского служения и заботы, в примерах жизни иного рода, в которой такие понятия, как Совесть, Честь, Добро, Правда, Справедливость, выступают исходными смыслами существования личности. Многие молодые люди самостоятельно ищут альтернативные пути, обращая свой интерес к церкви и религиозной деятельности, благотворительности, деятельности различных добровольческих организаций.
В настоящее время в России усилиями институтов гражданского общества, молодежных и общественных организаций выстраивается институт добровольчества [8], выступающий одновременно как источник и как ресурс нравственности, так как в философии добровольчества личное счастье и благополучие рассматриваются как продолжение счастья и благополучия окружающих, причём не только близких и родных, но и совсем незнакомых, нуждающихся в заботе, помощи и содействии.
Зачастую добровольчество отождествляют с родственным ему понятием «волонтерство». Этимологически «волонтер» и «доброволец» имеют близкое значение, хотя более пристальный взгляд позволяет увидеть важный отличительный нюанс русскоязычного понятия, касающийся нравственной основы самой деятельности. Понятие «волонтер» происходит от французского volontaire, которое, в свою очередь, является производным от латинского voluntarius - «волевой, самовольный» (от volutas - «воля»). Изначально этим понятием обозначалось лицо, добровольно поступившее на военную службу [9]. В широ-
ком смысле оно означает человека, осуществившего осознанный самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению.
Русскоязычный эквивалент данного понятия также изначально применялся лишь в отношении добровольцев-военнослужащих, однако в широком смысле слова имеет несравненно более ёмкое и содержательное значение, чем его франко-итальянский прототип. Понятие «доброволец» происходит не от одного, а от двух слов: «добро» + «воля»,- соединяя их в одно целое, то есть своим происхождением оно обязано понятию доброй воли. В связи с этим понятие «доброволец» отражает качественную сторону деятельности человека, её нравственное значение.
Таким образом, в русском языке и отечественной ментальности понятие «доброволец» кроме аспекта самостоятельности и произвольности четко характеризует человека относительно нравственной шкалы («добро <---> зло»), отражает направленность его намерений и поступков. Иначе говоря, добровольцем, по сути, может называться только тот, кто творит добро по собственному желанию. В западном аналоге такой нравственной определенности не возникает.
Добровольчество как социокультурное явление неразрывно связано с историей развития общества, имеет исторические предпосылки и социальный опыт развития. Для российских крестьянских общин был характерен этот вид деятельности при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне. Наряду с этим существовали и другие формы взаимопомощи, что нашло отражение в гражданских движениях, объединивших в своих рядах большое число активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему [10]. Наиболее известна безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т. д.) в сфере культуры - «хождение в народ». Другой пример: Московской городской Думой в
1894 г. учреждаются «Городские Попечительства о бедных», концепция которых разработана В. И. Герье. В «Русских Ведомостях» № 57 за
1895 г. приводятся его слова: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей». После революции 1917 г. безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийным аппаратом (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.) [11]. Однако это был псевдодобровольный труд, поскольку носил во многом принудительный, конъюнктур-
ный, идеологический характер. Сегодня в России восстанавливаются принципы свободной добровольческой деятельности, отвечающей духу и принципам гражданского общества [12].
Уникальность феномена добровольчества состоит в том, что в нём разрешается извечная дилемма и противоречие между личными интересами и интересами общества. Добровольчество как принцип жизнедеятельности исключительно индивидуален и, тем не менее, служит только в интересах общества [13]. Духовно-нравственное начало выступает неотъемлемым атрибутом добровольческой деятельности, что неизменно подчеркивается в существующих определениях.
Именно это начало утверждается в записке Генерального секретаря ООН от 13-23 февраля 2001 г. «Роль добровольчества в содействии социальному развитию» [14]: «Добровольчество является и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это - деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь - все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: мы есть то, что мы даем другим... добровольчество есть свободно принимаемые моральные обязательства. Мы помогаем друг другу потому, что это дает нам чувство удовлетворения от выполнения своего нравственного долга. Это не есть действие, навязываемое внешней властью. Добровольчество как взаимопомощь и самопомощь зиждется на доверии и ожидании, т. е. подразумевается, что добровольцам отплатят добром за их дела. Заботясь о людях и делясь с ними, мы становимся более человечными и в то же время укрепляем нравственный климат в наших коллективных сообществах и социальную ткань нашего общества. Уроки доверия, полученные в процессе добровольной деятельности, учат нас включать в сферу наших локальных моральных обязательств людей, которых мы никогда не будем знать лично» [15].
Между тем большинство исследователей подчеркивает, что в повседневной жизни добровольчество представляется в лучшем случае как необязательный факультатив человеческой жизни. Например, С. Б. Дворко констатирует: «Сегодня добровольчество для большинства людей - это случайная, необязательная возможность пожертвовать своим временем, средствами или руками в мгновенном порыве милосердия и сочувствия к страданиям ближнего своего» [16]. Но доброволь-
чество по сути своей есть нечто большее. Нужно признать, отмечает автор, что это качество личности, которое произрастает не только из логичных, душевных или моральных настроений. Ведь когда речь идёт о милосердии, сочувствии, доброте и любви, то утверждается, что, вопреки общепринятому, логичному образу жизни, есть иной мир, иное бытие, иное Нечто, «извечно питающее нас целебными соками Жизни. Может быть, именно из этого Нечто рождается наша гражданская и духовная свобода, наша независимость от повседневных обязанностей и потребностей. И сегодня пришла та пора, когда необходимо понять, что человеческая свобода - это всецелое согласие того, что мы есть, с тем, что мы делаем, и с тем, что нас окружает. Но очевидно, что согласие - это лишь наша добрая воля, потому что все, что не входит в это объемное понятие, есть насилие над нами, что совершенно противно человеческой свободе, нашей духовности и нашему благополучному мировоззрению» [17].
Феноменология и содержание понятия «добровольчество» требуют серьезной научно-гуманитарной рефлексии и разработки [18]. Необходимо признать, что пока в науке и общественном сознании не будет преодолен стереотип добровольчества как «необязательного факультатива» жизни, то этот поистине целительный пласт подлинно человеческого бытия будет оставаться «на задворках» социальной жизни, на периферии культуры. Обществу нужна не только пропаганда идеи добровольчества и содействие его росту со стороны органов государственной власти, но и фундаментальная научная база.
Проблематика добровольчества, наряду с такими категориями, как «социализация», «личность», «деятельность» и др., может стать общенаучной для гуманитарной отрасли знания, раскрыть свой потенциал, выступать, например, «те-заурусным мостом» от этики к психологии и педагогике и т. д. Но главная ценность «домена добровольчества» для гуманитарной науки состоит в том, что он позволяет ей вернуться на орбиту нравственного дискурса.
В качестве опорных моментов рассмотрения добровольческой деятельности как возможного пространства для её научной разработки важны такие характеристики, как сфера компетенции, объект, предмет, содержание, направленность, мотивация и результат.
Сфера компетентности добровольческой деятельности - это сфера заботы, внимания, социального участия и защиты. Это непрофессиональная сфера занятости людей, по собственной воле принимающих на себя ответственность за заботу о людях, окружающей среде, состоянии культуры и др. Сферой компетентности добровольчества
выступает поле безвозмездной деятельности, в котором нет места экономическим формам расчёта и вознаграждения. Поэтому здесь не работают условно-договорные, юридические отношения в рамках взаимной прагматики. В определенном смысле сферой компетентности добровольческой деятельности выступают некие «социальные пустоты», образующиеся вследствие несовершенства функционирования общества и грозящие, по мере их возрастания, обрушением «социального здания».
Из сферы компетенции добровольческой деятельности вытекает её объект. Граждане (равно как и отдельная личность) не могут выступать объектом добровольческой деятельности, а в качестве такового должны рассматриваться социальные явления или - шире - явления социально-экологической энтропии, то есть те проблемные узлы, представляющие «болевые точки» общества и его существования, не поддающиеся разрешению официально учрежденным «инструментарием» и способами в силу отсутствия финансовых средств, нехватки кадров, бюрократии и пр.
Предмет добровольческой деятельности отражает её суть и назначение. В качестве такового должна выступать помощь в широком смысле. Технология оказания помощи, социального содействия, участия, поддержки является центральным моментом развертывания деятельности. В известном смысле добровольчество можно рассматривать как форму скорой социальной и гражданской помощи, которая всегда может найти своего адресата в сегодняшнем мире.
Предмет добровольческой деятельности конкретизируется в её содержании, каковым прежде всего выступает общественно полезная деятельность. Последняя рассматривается сегодня как форма общественного служения и представляет собой единичный акт или группу акций общественно значимого характера, воплощает символ солидарности, созидательную силу, направленную на сохранение и укрепление человеческих ценностей, на реализацию прав и обязанностей граждан, их человеческого потенциала [19]. Собственно, добровольческая деятельность - это всегда сочетание, совокупность самых разных видов деятельности по содержанию, характеру, функциям, объему и масштабам, продолжительности и способам реализации. Важно, что их всех отличает неформальный, ненормированный характер, живое деятельное участие. Добровольческая деятельность выступает как полидеятельность и одновременно метадеятельность, т. е. она выстраивает некое пространство возможностей для посильных усилий и индивидуальных вложений всех желающих в дело помощи и заботы об окружающем мире и нуждающихся людях.
Направленность добровольческой деятельности состоит в её устремленности на достижение высших нравственных ценностей - Добра и Блага во всех их проявлениях в окружающем мире. Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними. На личностном уровне, как отмечал Вл. С. Соловьев, «добро... проявляется в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Эти первичные данные составляют незыблемые основы нравственной жизни человечества. Все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека. Благодаря наличию этих первичных данных нравственности люди способны видеть различие между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы, формулировать учение о нравственности» [20]. Таким образом, этика добровольчества во многом сродни этике благоговения перед жизнью, воплощенной в трудах и жизни А. Швейцера [21].
Мотивация добровольческой деятельности традиционно рассматривается в литературе в русле альтруистической доминанты. Полноценная мотивация добровольчества вырастает из осознания внутреннего долга, бескорыстного участия и того, что можно назвать «голосом совести». Совесть - это удивительная способность человека измерять свою жизнь, механизм которой, как отмечал И. Кант, устраняет раздвоенность человека, связывает воедино его мышление и поведение, убеждения и поступки [22].
Результат добровольческой деятельности воплощается в улучшении условий существования людей, и прежде всего нуждающихся в заботе и внимании, в сохранении природной среды, культурного наследия и т. д. Но это видимая, материальная сторона деятельности. Важнее другая -невидимая, моральная сторона, которую трудно оценить и измерить шкалой материальных ценностей. В результате усилий добровольцев повышается уровень доверия в обществе, взаимного уважения, солидарности и согласия, благодарности и признательности, восстанавливается справедливость - укрепляются духовно-нравственные узы, обеспечивающие полноценную жизнь человека в полноценном обществе.
Приведенная выше понятийная конструкция даёт возможность в общих чертах представить духовный домен добровольчества, источником которого выступает нравственный помысел человека в сложном и противоречивом мире.
Для молодого человека этот «домен» является школой нравственности, учит добру, бескорыстию, открытости, честности, справедливости.
Добровольчество направлено на то, чтобы уменьшить брешь несправедливости, с которой не могут справиться официальные институты и структуры, что, безусловно, вызывает расположение и уважение у молодых людей. Это зачастую оказывается более нужным и жизненно важным, чем правильные законы и социальные компенсации.
Добровольческая деятельность по своему духу и сути органично отвечает ценностям и способу существования молодых людей, которые страстно ищут и готовы занять своё место в обществе, но не всегда умеют найти для этого верные пути и способы. Они готовы идти, но зачастую не знают, куда и за кем. И здесь порой возникает опасность сбиться с правильного курса, встать на неадекватный путь самовыражения, принимающего часто асоциальные формы.
Важно отметить также, что добровольческая деятельность позволяет преодолеть распространение протестной ментальности в молодежной среде, социального нигилизма, различных форм эскапизма, в основе которых лежит чувство отчаяния, неверие в возможность изменить жизнь к лучшему. И в этом смысле добровольчество, являя собой пример социального участия и оптимистично-продуктивной жизни, устраняет почву для чувства отчаяния и безысходности, вселяет веру в лучшее, закладывая в души молодых семена созидательного мироощущения и достойного самовосприятия. В целом добровольчество представляет собой способ полноценного существования личности, возможность быть духовно развитым нравственным человеком.
Примечания
1. Гневашева В. А. Российская молодёжь в начале XXI века: её социальный образ для нас и для мира // Знание. Понимание. Умение: науч. журн. Моск. гу-манит. ун-та. 2008. № 2. С. 24-37; Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Ментальные характеристики современной студенческой молодёжи // Вестник высшей школы Alma mater. 2007. № 7. С. 1318.
2. Короткина Е. Д. К проблеме экстремизма в молодежной среде // Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты. Тверь, 2008. С. 33-35.
3. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 696 с.
4. Левашов В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000-2006. М., 2007; Преснякова Л. Скромное обаяние криминала против тщетных усилий тюрьмы // Социальная реальность. 2006. № 1. С. 38-50.
5. Климова С. Интеллигенция глазами народа // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 5-19.
6. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика ...
7. Ильинский И. М. Тихая холодная гражданская война // Знание. Понимание. Умение: науч. журн. Моск. гуманит. ун-та. 2008. № 2. С. 5-10.
Н. П. Кудяшев. Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков
8. Добро без границ: Федеральный информационный центр молодежных социальных программ. М.: МГСА, 2002. 40 с.; Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы, мнения. Ростов н/Д, 2003. 192 с.; Молодежная общественно полезная деятельности в России. М.: «Созидание», 2005. 104 с.; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 576 с.
9. Сикорская Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учеб.-метод. пособие. М., 2008. 212 с.
10. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2006; Сикорская Л. Е. Указ. соч.
11. Кудринская Л. А. Указ. соч.
12. Там же; Молодежная общественно полезная деятельности в России; Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический Доклад ИС РАН. М., 2007; Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности: учеб.-метод. пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века», 2005. 112 с.
13. Дворко С. Б. Философия добровольчества! Изд-во www.fox.ivlim.ru, 2005.
14. Организация Объединенных Наций. Б/СК.5/ 2001/6
15. Там же.
16. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. СПб.: Изд-во «Союз», 2006. 167 с.
17. Там же.
18. Волонтерство как фактор гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Междунар. круглого стола (18 января 2006 г.) / под общ. ред. В. А. Ситарова, Л. Е. Сикорской, И. Круг. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
19. Молодежная общественно полезная деятельности в России; Сикорская Л. Е. Указ. соч.
20. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996.
21. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 576 с.
22. Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965 (Философ. наследие). Т. 4. Ч. I. 544 с.
УДК 37.016 : 614
Н. П. Кудяшев
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В статье обозначены актуальность формирования у старшеклассников умений безопасного поведения. В статье представлены теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения в окружающей среде.
The article runs a new trend in Pedagogics -dealing with natural, technical and social safety of a man. The article describes some ideas and methods of Pedagogics of Safety. The author comes to the conclusion that the sensitive period of forming safe conduct culture is secondary school age.
Ключевые слова: безопасное поведение, старшеклассник.
Keywords: safe conduct, senior school student.
Идея воспитания безопасной личности (по Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневич) нашла свое отражение в Законе Российской Федерации, в котором в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. В ст. 6 Конвенции о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.) зафиксировано положение о том, что государства-участники, признающие Конвенцию, обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Президент РФ в своих выступлениях также неоднократно подчёркивал, что в последнее время очевидна тенденция к увеличению травмирования и гибели населения, при этом его большая часть - подростки. Внимание к этой проблеме объясняется не только увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, но и отсутствием умений адекватного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому в деле защиты личности в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. На наш взгляд, выживание и здоровье школьника возможны лишь при условии сформированное™ у школьника умений безопасного поведения.
Проведенный нами анализ научной литературы, а также многолетний эмпирический опыт ра-
© Кудяшев Н. П., 2009