ТЕМА НОМЕРА: КОНКУРЕНЦИЯ
Добросовестная конкуренция и открытость конкурсных процедур как экономические категории
Статья раскрывает вопросы развития конкурентной среды на сегодняшний день, вопросы, которые становятся одним из важнейших факторов, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. В условиях перехода к рыночной экономике правительство города выступает в качестве гаранта, обеспечивающего конкурентоспособность отраслей.
Ключевые слова: государство, конкурентоспособность, конкурентная среда, Департамент города Москвы по конкурентной политике, госзаказ, единая торговая площадка
Дегтев ПВ.
Если интерес западных компаний к российской столице возрастет в 10 раз, можно будет говорить о том, что задача по созданию прозрачного рынка госзаказа выполнена, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы.
Свободная конкуренция позволяет решать многие социальные проблемы развития общества, существенно расширяет круг предоставляемых товаров и услуг, помогает людям обрести необходимую и востребованную продукцию. В условиях перехода к рыночной экономике правительство города выступает в качестве гаранта, обеспечивающего конкурентоспособность отраслей.
Как отмечал премьер-министр Владимир Путин, государственную поддержку должны получать именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением передовых технологий, то есть имеющие инновационную направленность.
Роль региона в развитии конкурентной сети заключается в разработке и внедрении четкой, положительной и долгосрочной экономической стратегии и таких механизмов, которые будут предусматривать внедрение инновационных ин-
© Дегтев Г.В., 2009
фраструктур, нацеленных на рост социально-экономических показателей. При этом важно подчеркнуть, что средствами конкурентной политики являются установление обязательных единых правил и формирование соответствующих правоприменительных механизмов, которые обеспечивают их соблюдение.
Инновационная инфраструктура в сфере конкуренции включает в себя технологическую поддержку механизмов защиты конкурентных отношений: осуществление постоянной методологической поддержки, разработку мер наблюдения за нарушениями в сфере конкуренции, создание механизма защиты пострадавших субъектов.
Такая инфраструктура должна быть направлена на достоверное планирование, четкую регламентацию, унификацию и внедрение современных информационных технологий по всей системе взаимодействия исполнительной власти и бизнеса.
Внедрение этой инфраструктуры с применением высоких технологий создает такое информационно-методическое поле, когда сводится к минимуму возможность сговора и коррупции между участниками любого, даже самого простейшего процесса и обеспечивается максимальная независимость принятия решений от мнения конкретных людей при существенном расширении поля надзорного и общественного контроля.
Департамент города Москвы по конкурентной политике по поручению мэра города Ю.М. Лужкова разработал и внедрил инфраструктуру единой торговой площадки города Москвы (ЕТП).
Единая торговая площадка концентрирует все необходимые методические и технологические ресурсы для проведения максимально открытых конкурентных процедур. ЕТП позволяет обеспечить высокую степень точности и достоверности информации о процессе закупок в стадиях план — процедуры — исполнение и своевременно предоставить поставщикам и госзаказчикам все необходимые им данные. При этом все участники процесса экономят массу сил и времени, связанных с процессом получения информации, прохождением процедурных процессов по оформлению и подаче всех необходимых документов.
В рамках инфраструктуры ЕТП предполагается взаимоувязывание ряда элементов: информационной технологии, методики, кадрового обеспечения. В итоге ЕТП формируется как информационный кластер — инфраструктура тесно связанных элементов, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Информационный кластер — это разновидность параллельной или распределенной системы, которая состоит из нескольких связанных между собой компьютеров и используется как единый, унифицированный компьютерный ресурс.
Для всей экономики города ЕТП как информационный кластер начинает выполнять роль точек роста внутреннего рынка, так как за счет роста прозрачности и информированности создаются все условия для увеличения числа поставщиков и инвесторов. А это, в свою очередь, приводит к реальному качественному изменению социально-экономических показателей. За счет внедрения ЕТП выгода распространяется по всем направлениям связей.
Ниже приведены лишь некоторые преимущества, которые дает внедрение инфраструктуры ЕТП городу:
• увеличивается количество участников конкурентных процедур. За счет снижения цены при проведении торгов по гор-заказу эффективно экономятся бюджетные средства;
• четко установленные механизмы конкурентного взаимодействия приводят к возрастанию инвестиционной привлекательности города, что, в свою очередь, приводит к росту частных инвестиций. Как показывает мировая практика, внедрение информационных кластеров позволяет увеличить количество привлеченных инвестиций в среднем на 10—15%;
• снижается возможность сговора;
• появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп;
• возникают основания для диверсификации экономического развития территории.
Для бизнеса единая торговая площадка открывает новые перспективы. При этом:
• существенно облегчается процедура получения всей необходимой информации;
• создается методическая база с оценкой перспектив;
• улучшается кадровая инфраструктура;
• появляется инфраструктура для дальнейшей автоматизации процесса;
• снижаются издержки;
• появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.
Что же представляет собой инфраструктура единой торговой площадки? В основе ее работы лежит принцип предъявления ко всем участникам процесса (и к госзаказчикам, и к претендентам) единых требований организации, проведения и исполнения конкурентных процедур, то есть предлагается единая унифицированная для всех участников система, позволяющая снизить издержки и риски устроителей торгов, создать условия для полноценного использования поставщиками своих конкурентных преимуществ, обеспечить высокий уровень прозрачности процедур и снизить риск злоупотребле-
ний, но самое главное — повысить экономию расходования бюджетных средств до 15%.
В рамках действия ЕТП создается информационно-технологическая инфраструктура, которая позволяет:
• проводить заседания комиссий (при этом предусматривается технически оснащенное помещение, где проводятся торги и конкурсы, с наличием аудио- и видеозаписи, создается структурированный архив, в котором в течение трех лет хранится документация по размещению государственного заказа);
• осуществлять передачу информации о проводимых и уже проведенных конкурсах и аукционах в электронные средства массовой информации;
• получать участникам торгов документацию на проводимые процедуры размещения заказов (в рамках работы ЕТП действует служба «одного окна», в обязанности которой входит прием заявок, выдача претендентам конкурсной документации, осуществление регистрации государственных контрактов и т.п.);
• своевременно и в полном объеме информировать всех заинтересованных лиц о порядке размещения государственного заказа;
• фиксировать сквозным регистрационным номером все процедуры, проходящие в рамках ЕТП, с получением аналитических материалов в любой момент времени;
• мониторить поставщиков для услуг города, проводя отсев недобросовестных.
Ядром инфраструктуры единой торговой площадки является Единая автоматизированная информационная система торгов — ЕАИСТ, обеспечивающая системное управление процессом размещения государственного заказа Москвы, работающая во взаимодействии с другими автоматизированными информационными системами города. Средствами ЕАИСТ обеспечивается автоматизация и учетная регистрация всех процедур размещения заказа и государственных контрактов, без которой финансовыми органами города Москвы не принимаются к исполнению платежные обязательства.
В рамках ЕАИСТ создана и действует разветвленная система реестров, включающая наряду с Реестром государственных и инвестиционных контрактов Реестр торгов и запросов котировок, в котором содержится основная информация о проводимых в городе конкурсах, аукционах, запросах котировок, Реестр поставщиков, Реестр государственных заказчиков, Реестр специалистов, Реестр комиссий по размещению государственного заказа и др.
Важной составляющей ЕАИСТ является аналитический модуль, в котором информация, получаемая в других модулях, преобразуется в данные статистической отчетности, обобщается в виде данных, характеризующих результат размещения городского заказа и эффективность деятельности государственных заказчиков — получателей бюджетных средств по его размещению. Аналитический модуль позволяет реализовать мониторинг процесса размещения городского заказа, включая такие стадии, как планирование, подготовка торгов, проведение торгов, заключение и исполнение государственного контракта. Результаты анализа используются при формировании планов и программ на последующие годы. Следует подчеркнуть, что использование инновационных систем экономит городу значительные средства. За 9 месяцев 2009 года объем проведенных торгов составил 197,3 млрд рублей, экономия в бюджет города — 16,6 млрд рублей (8,5%). (Следует иметь в виду, что кризис явился серьезным вызовом экономике города. Прямые его последствия — сокращение инвестиций, спроса и соответствующее снижение производства в строительстве и промышленности, инфляция).
Внедрение инфраструктуры единой торговой площадки предполагает обязательное методологическое сопровождение. Экономическая ситуация постоянно меняется, и, соответственно, совершенствуются используемые информационные технологии. Для выявления потенциальных проблем и «узких мест» в сфере развития системы организации и проведения конкурентных процедур со строгой периодичностью проводится мониторинг полученных и прогнозных данных, а также всей информационной системы управления. Полученные результаты подвергаются обработке, аккумулируются в базы данных, а затем делаются выводы о необходимости изменений для оптимизации конкурентных процедур.
В настоящее время в сфере размещения горзаказа существует три основных проблемных момента:
• искусственное дробление заказа;
• передача прав;
• неправомерное продление контрактов.
Инфраструктура ЕТП позволяет с помощью аналитического блока ЕАИСТ осуществлять наблюдение за процессом размещения гор-заказа и, соответственно, является действенным методом борьбы с возможными нарушениями.
Практика последних лет показала необходимость разработки критериев оценки работы органов исполнительной власти в сфере размещения горзаказа и привлечения инвестиций. Это можно сделать путем анализа работы ЕТП, так как на нее завязаны все про-
цессы. Инфраструктура единой торговой площадки позволяет отслеживать показатели эффективности по следующим критериям:
• соответствие политики управления инвестиционным процессом и размещения горзаказа целям и задачам бюджетной политики города Москвы;
• наличие полноты и своевременности информации органов власти о проводимых конкурентных процедурах;
• упрощение процедуры участия в конкурсах и аукционах;
• единоначалие и координация управления конкурентными процедурами, осуществляемыми на территории Москвы;
• соответствие роста числа конкурсов и аукционов долгосрочным потребностям развития города.
Здесь необходимо отметить, что механизм государственных закупок имеет собственный критерий эффективности:
• обеспечение заданного объема и требуемого качества выполнения работ при минимальных затратах;
• получение максимального эффекта (платежи в бюджет, занятость и т.п.) при обеспечении требуемого объема и качества работ;
• минимальная инфляция и высокие цены, то есть регулирование цен;
• соблюдение бюджетной дисциплины;
• выбор направления развития экономической системы и ее корректировка с минимальными потерями для общества.
Единая торговая площадка позволяет претворить эти принципы в жизнь, снизив при этом вероятность возможного сговора участников торгов, выступая в качестве системы антикоррупционных механизмов.
Сегодня, в условиях экономического кризиса, правительство города выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей. Роль столицы в развитии конкурентной сети заключается в разработке и внедрении инструментов, способствующих росту социально-экономических показателей, а также в формировании соответствующих механизмов, которые обеспечивают соблюдение действующих законодательных норм. Одним из таких инструментов является единая электронная торговая площадка города Москвы (ЕЭТП), уполномоченная Правительством Российской Федерации на проведение закупочных процедур в форме открытого аукциона в электронной форме для госзаказчиков федерального уровня. В столице они проводятся уже более трех лет, и результаты вполне обнадеживающие. В настоящее время на экспериментальной площадке работают 182 государственных заказчика, 5686 поставщиков со всей территории Российской Федерации. Снижение стартовых цен до-
стигает в среднем 35%. Но главное — это равная доступность, прозрачность и полная анонимность процесса: госзаказчик узнает о победителе уже после того, как торги прошли, что препятствует возможному сговору между ними. Основной задачей электронной площадки является популяризация идеи прозрачных закупок, привлечение новых участников конкурентных процедур. Однако это тема отдельного, более глубокого и детального рассмотрения.
Как уже отмечалось, инфраструктура единой торговой площадки позволяет обеспечить, и это подтверждено практикой проведения торгов на единой торговой площадке, эффективность бюджетов всех уровней; интенсивное развитие конкурентной среды; минимизацию уровня коррупции. Все эти три составляющие приводят в конечном итоге к росту социально-экономических показателей, увеличению благосостояния общества. Инфраструктура ЕТП позволяет говорить о формировании системного подхода к размещению городского заказа, направленного на создание конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономике.