\ ЖИВАЯ РОССИЯ \
Доброе стяжательство
Стяжание добродетелей, Благодати Духа Святого и нестяжание пороков, а если они появились - избавление от них - вот что такое стяжание в духовном смысле слова. О том, что такое подлинное качество жизни и как оно связано с развитием экономики, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулове Московской области.
Во имя чего жить и за что умирать
— Отец Валериан, в современном обществе детей принято ориентировать на успешную карьеру, на то, чтобы они, вырастая, зарабатывали деньги. А как вы думаете, на что надо нацеливать молодежь, которая получает образование?
— Когда Господь сподобил меня быть на Афоне, в Ва-топедском монастыре, я имел счастье общаться лицом к лицу с покойным отцом Иосифом Ватопедским. Ему было 90 с лишним лет, это тот старец, из кельи которого вышла явившаяся там икона Божией Матери «Всецари-ца» — чудотворный образ. Беседа была очень назидательная, поучительная, старец сказал замечательную вещь: «Самое главное в жизни — это цель». То есть должна быть истинная цель. Потому что цели бывают разными. Одних человек достигает — ну построил, приобрел что-то, вырастил — а дальше что? Иногда бывает несколько целей, желаний. О них, кстати, очень интересно говорят: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. И в этих стремлениях, погоне за некими целями, проходит вся жизнь. Кто достигает, кто не достигает, в чем-то человек разочаровывается, многое даже забывает и часто, как говорят, остается у разбитого корыта.
Потому что цель должна иметь ценность. А многие ценности связаны с этой временной земной жизнью, которая проходит. И мы часто, обращаясь назад, пере-
Дмитрий
СИМОНОВ,
Ольга
КАМЕНЕВА
оцениваем ценности, которые когда-то для нас казались бесценными, и они девальвируют — те же деньги; многие вещи отходят на второй план.
Это начинается с детства. Вот дети к чему-то стремятся — этого хочется, того, им приобретают, покупают. Через некоторое время это надоедает, игрушка или вещь валяется, потом ее выбрасывают на свалку. Или еще хуже бывает, когда несколько детей между собой дерутся — у этого есть, а у меня нет. Возникает зависть, у которой цель — отобрать, приобрести эту вещь.
Когда-то, когда мои дети еще были маленькими, это происходило довольно часто: семь человек, в том числе пятеро сыновей, мальчишки — естественно, случались постоянные разборки. И приходя домой, я получал информацию — последние новости, часто уже устаревшие. Дети уже забыли о них, но для домашних это были последние известия, которые надо было сообщить отсутствующему хозяину дома. Хозяин выслушивал это, начинал говорить с детьми — а они уже забыли, о чем речь.
Поэтому, когда я видел, что дети лежат по кроваткам, собрались спать, а игрушки все валяются на полу, я их спрашивал: «Вы сегодня так дрались, а почему же сейчас вы спокойно лежите, и они спокойно лежат?» Да и раньше они лежали спокойно, но стоило одному взять, другой сразу хватал то же самое — ему нужна была именно эта игрушка. Я им говорю: «Чтобы отнять — нужна сила, а вот уступить — требуется смирение». Потом, когда происходил очередной инцидент, я спрашивал: «Ну, у кого есть смирение?» Они сразу отпускали, и эта игрушка падала между ними. Иногда так бывало, не всегда. В другой раз слышу — поучение уже пошло на пользу. Один у другого отнимает, а третий говорит: «Отдай ему, ведь это ему не нужно, ему нужно просто у тебя отнять».
Дело все в том, что, когда речь идет о нестяжательно-сти, нужно прежде всего задуматься: а что такое стяжа-тельность? Что стяжать и стоит ли ради этого затрачивать столько сил и времени? Не говоря уже о том, что часто именно стяжание чего-то вызывает соперничество, зависть, озлобление, раздоры. И стоит ли оно того, чтобы этим так заниматься и так к этому стремиться? Оглядываясь на то, что произошло, можно понять, что это, как часто говорят, и выеденного яйца не стоит.
Поэтому иерархия ценностей в жизни должна быть обязательно. И вообще постоянно возникают коллизии: что делать — то или то? Чем жертвовать, ради чего? Когда в свое время митрополит Антоний Сурожский спросил у своего отца, как он переживал за него, когда сын участвовал в военных действиях, тот сказал, что особенно не переживал (как обычно люди — как, а что с ним случится). Он сказал: «Самое главное — во имя чего жить и за что умирать». Пожалуй, это и относится прежде всего к размышлению над этой темой. Приобретать — ради чего? Трудиться — ради чего? Как Николай Некрасов сказал: «Будь гражданин, служа искусству, / Для блага ближнего живи, / Свой гений подчиняя чувству / Всеобнимающей Любви».
А «Всеобнимающая Любовь» — это Божие. И вообще во имя любви человек и должен жить, собственно говоря, это — истинный смысл жизни. А если любви нет — что бы ты ни приобрел, что бы у тебя ни было, все это — пустой звук. Как апостол Павел сказал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто...» (1 Кор. 13:1-2).
Поэтому, когда говорят о нестяжательности, нужно задумываться над положительной стороной этого понятия. Довольно известное явление, к несчастью, — атеизм, безбожие. Но суть-то его в отрицании Бога. И когда на знамени преобразователей человеческого общества появился этот лозунг — атеизм, — то получилось, что безбожники только отрицают. А что вместо? Схватились за Моральный кодекс строителя коммунизма, который с ошибками списали с Евангелия.
Вот и нестяжательность — это отрицание стяжания. Стяжание на славянском языке и в духовном смысле есть стяжание Духа Святого. Вот главная цель и смысл. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Все остальное — приложится. В основе всего должно лежать стремление к истинной цели, а истинная цель — «.будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), стяжание Благодати Святого Духа, как сказал преподобный Серафим.
А когда речь идет о нестяжательности, как мы ее понимаем в земном смысле, то это — отсутствие привязанности, самоцели, жертвенности во временных и меняющихся целях. Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно». Ты приобретаешь это, а полезно ли это тебе? «.Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Ты приобретаешь, не можешь от этой вещи отказаться, значит, уже не ты приобрел ее, а она тебя прибрела. Кто-то говорил, что деньги дают свободу. Нет, они дают рабство — деньгам.
— Современный маркетинг основан на подробном изучении спроса. В результате тебе предлагают вещь, от которой ты действительно часто не в силах отказаться. Сейчас, например, чтобы стимулировать спрос на автомобили, запущена госпрограмма — машина в кредит, при этом ставка по кредиту компенсируется государством...
— Все эти вопросы должны решаться, прежде всего, так: насколько тебе по-настоящему необходимо то, что предлагают. Многого из того, что сейчас рекламируют, просто не существовало, пока человечество жило тысячелетиями. Неужели теперь
для твоего бытия это настолько необходимо, что нужно залезать в долговую яму? Единственно допустимая ситуация, когда можно купить что-то в долг, — это некоторые вещи, которые не девальвируются. Например, земля — если ты сейчас ее не купишь, она дальше будет дороже, чем твой долг, который девальвируется в своей бумажной ценности.
Тут как раз я опять вспомню отца Иосифа, который очень интересно сказал: «А что человеку нужно? Одна кружка, одна миска, одна ложка». То есть имея в виду основную цель — для остального бытия не так много и нужно. У нас это часто замечают люди, когда начинается Великий пост, и первые дни не едят — все слоняются, не знают что делать. Вроде — сейчас готовили бы, ели — а так возникает вакуум, который нужно чем-то заполнять.
Две одинаковые одежды сразу не наденешь. Я слы шал от людей, которые очень хорошо знакомы с Японией: японцы особенно не гоняются за такими вещами, как уте пление, переодевание. Они говорят: можно перетерпеть.
«Важно не иметь, а уметь»
Протоиерей Валериан Кречетов со своими разработками — походным самоваром и хранилищем, которое впоследствии предполагается сверху засыпать землей.
\ ЮБИЛЕЙ \
Стоит ли тратить на это столько времени и средств, когда это скоро пройдет?
Приобретение добрых навыков и ограждение от худых
— Батюшка, а как детям говорить о нестяжании? Или — наоборот — о стяжании Святого Духа?
— Ну, о стяжании Духа Святого это, конечно, и взрослый не всякий воспримет. А детям я немножечко в другом, даже в земном свете, рассказываю. Вот они дерутся, один отнимает что-то у другого, а я спрашиваю: «А что у человека нельзя отнять?» Они никак не поймут, все время что-то отнимают. Я им объясняю: «Умение, мастерство — нельзя отнять. Вещь забрать можно, а вот то, чем ты владеешь по-настоящему, навык отнять невозможно».
Эту истину другими словами выразил Константин Ушинский. Он говорил: воспитание заключается в приобретении ребенком добрых навыков, привычек, какого-то умения. И в ограждении от худых навыков, которые потом все время вводят в расход. Или же — если эти худые навыки приобретены — в освобождении от них. Курение, например, к которому, к несчастью, дети привязываются и не могут потом отстать, — худой навык, который вредит здоровью, занимает время. Один человек, который бросил курить, рассказывал: «У меня стало больше времени, курение отвлекает от всякого дела, время на него утекает незаметно». Не говоря уже о пьянстве, наркомании. Худые навыки и здоровье губят, и вообще лишают человека жизни — потому что при ненормальном поведении много происходит несчастных случаев.
Поэтому стяжание в духовном смысле — это стяжание добрых навыков, преодоление своей лени, страстных пожеланий. Это ведь известно, Сократ еще сказал, что человек мужественный — сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями. Потому что он может себя остановить, отказаться от чего-то. В противном случае начинаются неприятности: в детстве — драки, обиды, разборки, а потом, когда люди вырастают, родственники друг с другом не разговаривают: одному хочется одного, другому — другого.
Поэтому нестяжательность в земном смысле — это очень широкое понятие. И оно заключается не только в том, чтобы не было привязанности к материальным благам. Не нужно стяжать худые навыки, которые, кстати, разрушают семьи, дружбу, всякие союзы. Так и сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
Стяжать можно Благодать Святого Духа, кротость, смирение, а можно стяжать злобу, раздражение, зависть, не дай Бог. Стяжание добродетелей и нестяжание пороков — это и есть, собственно, объяснение, что такое стяжательство и что такое нестяжательство в духовном смысле. Господь сказал: «.какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). А здесь ведь даже не весь мир — то, что мы приобретаем, — это из этого мира триллионная какая-то частичка. Даже не миллиардная.
А капуста растет на деревьях?
— Многие современные молодые люди своеобразно относятся к труду: им бы поменьше работать, побольше зарабатывать. Как им объяснять — для чего трудится человек?
— Ну как для чего трудится? Как я заметил, все едят, начиная с детей. Потом, ты же одеваешься, раздетым не хочешь ходить. И обуваешься. Ты где-то живешь. Для того чтобы в этом мире жить — нужно что-то уметь, что-то делать. Во все вложен какой-то труд. Почему мы обращаемся к старшим на «вы»? Потому что за каждым человеком стоит тот, кто его воспитал, научил, те люди, через которых мы в первую очередь получаем блага бытия, — родители, давшие в свое время нам жизнь; им жизнь дали их родители. То, что мы имеем, приобретали часто бабушки и дедушки или же родители. Когда мы уже начинаем сами что-то приобретать? Лишь когда получим какие-то профессии, навыки, когда сможем себя обеспечивать. А пока мы не обеспечиваем себя — нужно учиться, трудиться в приобретении добрых и полезных навыков.
Современным детям это непонятно. Потому что они живут в бетонных мешках и на асфальте. А мы жили в избах, которые нужно было отапливать. Воду нужно было носить, огород копать, сажать, полоть, окучивать, поливать. Для нас необходимость труда была очевидной — «что потопаешь, то и полопаешь», как говорили.
Недавно я услышал, и меня это приятно поразило, как мой внук спрашивал маму: «А капуста растет на деревьях?» Она говорит: «Нет, на грядках». — «А я хочу увидеть, как она растет». То есть ребенок заинтересовался — а где ж она появляется? У нас ведь не знают, думают, что все появляется в магазинах. А до магазина путь продуктов неизвестен — кстати, и взрослым тоже — не говоря уже о том, что они не знают, как и что вырастает, откуда происходит, — они часто не представляют себе, каким путем это добирается сюда. Потому что там такие пути, и столько людей, которые особенно-то не трудятся, но цены дают такие, которые мы вынуждены платить!
— Батюшка, как у детей, которые привязаны к компьютерам, айфонам, — воспитать трудолюбие?
— Как-то нужно. Некоторые родители очень переживают, что дети у них не едят. Но, я думаю, если по-настоящему оголодают, будут есть. Ну, может, действительно кто-то не может оторваться от компьютера — не ест, не пьет. Может, когда умирать будет, что-нибудь начнет понимать. Тут очень сложно.
А обычно говорили: этого тебе не дадим, — как-то пытались стимулировать к труду. «Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко». Простейший способ: то, что детям нравилось, давали не просто так, а в награду. Иногда даже покупали вещи. Одному, помню, достался велосипед. Тогда это было сокровищем. Но он на огороде пахал, помогал. Мне, маленькому, штанишки сшили. Обычно я обноски носил с братьев, а тут — обновка. Я их на Пасху надел, было очень памятно.
— Лозунг, который в советское время провозгласили — «Все лучшее — детям!» — правильный?
— Как его понимать. Естественно, что ребенку требуется хорошее. Но надо, чтобы он ценил это лучшее, что ему дают. А то он привыкает и потом выражает недовольство, если ему дают что-то не то, считает себя оскорбленным и униженным. Определить чувство меры во всем — это самое сложное. Не говоря уже о том, что раньше первыми садились за стол родители — те, кто трудился; дети уже потом. Даже в царской семье — пока император сам не сел — дети не садились. Должна быть иерархия.
Комфорт приводит к избалованности
— Известно, что в семье императора Николая II дети спали на жестких кроватях, по утрам принимали прохладный душ, вставали рано.
Современные родители, наоборот, стараются устроить своих детей покомфортнее.
— Увлечение комфортом приводит к изнеженности, избалованности. Когда мои дети были маленькими, мы с ними выезжали в лес, жили в суровых условиях. Я показывал, как можно выживать, обеспечивать себя, что нужно уметь костер разжечь, рыбу ловить, что-то приготовить, грибы, ягоды собрать.
Мы сами выросли в послевоенные годы, без электричества, с керосиновой лампой. И все это было далеко не комфортно по современным понятиям. Жили очень тесно, на ночь каждый раз раскладывали свое ложе, а по утром его надо было убирать — иначе негде было ходить.
— Батюшка, в сентябре 2013 года в Сочи проходит форум «Экономическое развитие и качество жизни».
— Когда-то я слышал проповедь Патриарха Алексия II по поводу продовольственной программы. Он сказал, что есть два пути решения этой проблемы. Или же больше и больше выпускать того, что хочется. Или же поскромнее жить, так сказать, придерживая свои желания, довольствуясь тем, что есть. И это более простое решение проблемы. Что понимать под качеством жизни? Это вопрос непростой.
— А что такое истинное качество жизни?
— Во-первых, качество — это, как я понимаю, некоторые характеристики человеческой личности. Некачественный продукт — это какой-нибудь испорченный. Какие качества есть у человека? Доброта, любовь, трудолюбие, терпение, кротость, смирение — вот это качества, которые определяют всю жизнь. Должны быть условия, которые способствуют, помогают возрастанию качественной личности.
— А экономика может этому способствовать?
— Может, конечно. Смотря куда ее направлять. Если экономика, например, построена на строгих законах, которые исполняются, тогда она способствует качеству жизни — честности, ответственности, добропорядочности. Дал слово — держи. Должен платить зарплату — плати. Должен вовремя расплачиваться — делай это. А у нас все время слышится иное: куда-то должник исчез с миллионами. Эта структура рухнула, та — рассыпалась. Вот как экономика влияет на качество жизни. Какое тут качество? Получается жизнь беспросветная, безнадежная, ненадежная — это уж точно. Качество семьи определяют согласие, любовь, верность. Если все это ненадежно — получается некачественная семья. В конце концов, семья — основа государства, основа народа. Поэтому каково качество семьи — таково и всего общества.
— А как может в «некачественном» обществе сохраниться «качественная» личность? Она ведь существует в системе?
— Как можно сохраниться? Один только путь — с помощью Божией: «.невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
Когда апостолу Петру задали вопрос, и он был с точки зрения экономики неправильный: ваш учитель не заплатит ли налог? — Господь, Всеведущий Бог, предупредил Петра, сказал: «Налоги берут со своих или чужих?» Тот говорит: с чужих. «Но мыто вроде свои». Но, «чтобы нам не соблазнять их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17:27).
Когда не на что надеяться — ни на правосудие, ни на честность — надежда на Бога не посрамит. «Не надейтеся на князи, и на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 135:3). И потом — для чего мы трудимся? Возвращаемся к первому вопросу. Конечно, бывали тяжелые периоды — войны, катаклизмы, одни погибали, другие выживали, оставались. В конце концов, не говоря уже о будущей жизни, в этой жизни все в основном желают: будь здоров! То есть желают здоровья. Ну а здоровье от чего зависит? Как сказал один врач, еще дореволюционный: от спокойствия, добродушия, доброты.
Поэтому если человека обманули, не дали чего-то — он ведь еще живет? Да, может быть, не роскошно, не все у него есть, что хочется, но тот, у которого — что хочется, может раньше умереть, чем тот, у кого ничего этого нет. Если ты имеешь, это еще не залог того, что сколько-то проживешь. Или как говорят: «Собирая — не весть, кому соберет» («.обаче всуе мятется, сокровиществует, и не весть, кому соберет» (Пс. 38:7).
А потом, если человека жестоко обманут, несправедливо с ним поступят, то есть страшные слова: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим. 12:19). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). Даже люди, довольно далекие от Церкви, в криминальном мире вращающиеся, но думающие, говорят: «Если мы тут занимаемся разборками, то это еще ничего не значит. Страшнее, если этими разборками займется Бог». Поэтому «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Эти разборки уже произошли.
— Какие, батюшка?
— Разрушали храмы, сажали всех, а потом — мы ж не разбирались, разобрался Бог. Теперь храмы восстанавливают. А разве это не свидетельство Истины? В том обществе было: если ты беспартийный — значит, ноль, никакого движения, никакой карьеры, для тебя все закрыто. А теперь — несколько иначе.
И это свидетельство того, что Господь и в сегодняшнем обществе, которое кажется беспросветным, может все устроить. Как — это Его дело.
«У нас ведь думают, что продукты появляются в магазинах.
А до магазина их путь неизвестен — мало кто себе представляет, каким образом все это добирается до прилавка».