Научная статья на тему 'Доброе имя (к 85-летию доктора исторических наук, профессора Максима Николаевича Халбаева)'

Доброе имя (к 85-летию доктора исторических наук, профессора Максима Николаевича Халбаева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доброе имя (к 85-летию доктора исторических наук, профессора Максима Николаевича Халбаева)»

М. М. Боронова. ДОБРОЕ ИМЯ (К 85-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА МАКСИМА НИКОЛАЕВИЧА ХАЛБАЕВА)_

ДОБРОЕ ИМЯ (К 85-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА МАКСИМА НИКОЛАЕВИЧА ХАЛБАЕВА)

Боронова Маргарита Максимовна

доктор исторических наук, профессор Бурятского государственного университета

Аларская земля дала стране и Бурятии многих известных деятелей науки и образования. Достаточно назвать имена А. М. Ильина — академика РАН, доктора физико-математических наук, М. В. Мохосоева — члена-корреспондента АН СССР, доктора химических наук, А. Б. Соктоева — члена-корреспондента РАН, доктора филологических наук, Г. Д. Санжеева — доктора филологических наук, профессора, А. Ц. Шаракшанэ — доктора технических наук, генерал-лейтенанта, М. Г. Абахаева — доктора технических наук, профессора, П. Н.. Матханова — доктора технических наук, профессора. О них и о многих других славных сыновьях аларской земли повествует книга доктора исторических наук, профессора Г. Д. Басаева «Ученые из Аларского и Нукутского районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». В их числе достойное место занимает имя известного ученого-историка, педагога, доктора исторических наук, профессора Максима Николаевича Халбаева. В прошлом году ему исполнилось бы 85 лет.

Выдающийся персидский писатель и мыслитель XIII в. Саади сказал однажды: «Из всех даров мира остается только доброе имя». Эти слова в полной мере относятся к той памяти, которую оставил о себе мой отец Халбаев Максим Николаевич. Он прожил недолгую, но очень яркую и содержательную жизнь, оставив светлый след в душе у тех, с кем работал, общался, дружил. Прошло уже 23 года, как нет его с нами, но и сегодня люди с уважением, теплотой и признательностью произносят его имя.

Детские и юношеские годы Максима Николаевича прошли в деревне Жалгай Черемховского района Иркутской области. Дата его рождения совпадала с датой известного в истории события — Кровавого воскресенья, поэтому обычно друзья поздравляли его шутливым четверостишием:

«В день Кровавого воскресенья, В одну из суровых зим, Возвестил о своем рождении Наш друг Халбаев Максим...»

Он родился 9 января 1929 г. в многодетной крестьянской семье. Его отец Николай Могзолович рано ушел из жизни, и семерых детей воспитывала мать Алена Антоновна. Детство было трудным, как у большинства людей того поколения. С ранних лет приходилось много работать, помогать матери по дому, в хозяйстве. В военные годы подростком отец, как и многие его сверстники, начал трудиться в колхозе. Полученная в детстве трудовая закалка осталась с ним на всю жизнь. С детских лет Максим Николаевич проявлял неподдельный интерес к знаниям, был любознателен и активен. Учился всегда хорошо, успевал заниматься спортом, общественной работой. После окончания Голуметской средней школы планировал стать горным инженером, однако из-за сильной простуды опоздал на вступительные экзамены в Горный институт и решил подавать документы на историко-филологический факультет Иркутского госуниверситета.

Много лет спустя его однокурсник Владимир Ханташкеев вспоминал: «Максим отличался среди нас удивительным качеством общения. Весельчак, шутник, он быстро сблизился с каждым из нас. Со второго курса стал неизменным инициатором и заводилой всех коллективных мероприятий курса и отделения, будь то субботник, посещение театров, музеев, выставок и т. д. Благодаря ему мы не пропускали выступления приезжих мастеров литературы и искусства.

В то же время Максим не забывал главное — учебу. Часто рассказывал, какую интересную книгу отыскал в библиотеке, но не рекламировал, что надо читать ее или изучать. Однако после ребята шли в библиотеку и спрашивали эту книгу. Отстающим по тем или иным предметам наш друг всегда оказывал помощь. Просил позаниматься с ними тех из нас, кто лучше всех разбирался по данному предмету. Студент, устранив свое отставание, благодарил того, кто занимался с ним, даже не зная, что помощь-то исходила от Максима».

Свою трудовую деятельность молодой специалист начал в 1953 г. в Большеусовской средней школе учителем русского языка и литературы. Бывшие ученики с большим уважением и теплотой вспоминают своего классного руководителя, который к тому же был капитаном их школьной хоккейной команды.

В 1957 г. он переезжает в Улан-Удэ и поступает на работу в Бурятский сельскохозяйственный институт. Здесь в течение пяти лет работает начальником учебной части. В этой должности, по мнению ветеранов БГСХИ, Максим Николаевич проявил себя прекрасным организатором и был, по мнению ветеранов, одним из лучших начальников учебной части этого старейшего в республике вуза. Однако, отдавая много сил учебной и административной работе в институте, отец мечтал продолжить свое образование в аспирантуре.

В 1962 г. он становится аспирантом Воронежского государственного университета. Не так давно, разбирая домашний архив, я обнаружила газету «Воронежский университет» от 9 февраля 1966 г., где прочла статью о защите кандидатской диссертации Максима Халбаева. Ее автор А. Купавин пишет: «...Много пришлось потрудиться Максиму Николаевичу. Он привык все делать основательно, накрепко. Проверял полученные сведения, анализировал их. Каждые каникулы Максим Николаевич проделывал длинный путь в Бурятию. Приезжал, шел в партийные и хозяйственные органы, собирал материал, разговаривал с людьми.».

Действительно, в исследовательской работе отец выше всего ценил научную достоверность и объективность, поэтому любил все делать основательно, проверял и перепроверял полученные данные. Этому он впоследствии учил и своих учеников, молодых исследователей.

После успешной защиты кандидатской диссертации Максим Николаевич возвратился домой и начал работать в недавно открытом Восточно-Сибирском технологическом институте. С 1965 г. и до конца дней вся его жизнь была связана с этим вузом.

В истории ВСТИ/ВСГУТУ 1960-1980-е годы стали периодом становления и возмужания. В те годы молодому вузу приходилось преодолевать немалые трудности: решать проблемы подготовки научно-педагогических кадров, создавать учебную, научную и материальную базу, строить объекты социальной инфраструктуры. Большой вклад в становление института внес первый ректор Д. Ш. Фролов, сформировавший вокруг себя сплоченный коллектив единомышленников, людей, которые не жалели ни времени, ни сил для развития своего института.

Максим Николаевич с присущей ему энергией и ответственностью включился в эту работу. Долгие годы он был бессменным секретарем парткома ВСГТИ. На этом посту ему приходилось решать самые разные вопросы из жизни коллектива. Он был в числе тех, кто стоял у колыбели института и своим трудом сделал его одним из ведущих вузов нашей республики и Восточной Сибири в целом.

В те годы деятельности кафедр гуманитарного цикла придавалось особое значение. Максим Николаевич внес большой вклад в становление и развитие кафедры истории (тогда «истории КПСС») ВСТИ. Свыше 20 лет он возглавлял эту кафедру, создал сплоченный, работоспособный коллектив. Особое значение он придавал вопросу укрепления кадрового потенциала кафедры, подготовке высококвалифицированных специалистов через аспирантуру и докторантуру. В 1970-1980-х годах на кафедре были подготовлены два доктора и двадцать кандидатов наук. В те годы это была единственная кафедра, где все преподаватели имели ученую степень.

Являясь заведующим кафедры, Максим Николаевич уделял большое внимание систематическому повышению квалификации своих сотрудников. Без этого, считал он, невозможно

М. М. Воронова. ДОБРОЕ ИМЯ (К 85-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА МАКСИМА НИКОЛАЕВИЧА ХАЛБАЕВА)_

быть высококвалифицированным преподавателем, отвечающим современным требованиям. Сам постоянно работал над повышением своего профессионального уровня, неоднократно выезжал на курсы ФПК при МГУ им. М. В. Ломоносова.

Он любил и уважал свой предмет, был строгим, принципиальным и требовательным преподавателем. В то же время его отличала особая доброжелательность, открытость и отзывчивость, а хорошее чувство юмора помогало разрядить обстановку в самых разных ситуациях. Благодаря своей эрудиции, высокой профессиональной подготовке, деловым и личным качествам он заслужил глубокое уважение коллег, аспирантов и студентов.

Педагогическая деятельность Максима Николаевича тесно сочеталась с научной работой. Он известный ученый, чьи труды знают не только в Бурятии, но и за ее пределами. Областью его научных интересов стала история индустриального развития национальных районов Сибири. В 1970-1980-х годах эта тема вызывала живой интерес у исследователей, что было обусловлено реальными успехами в социально-экономическом и культурном развитии коренных народов Сибири в советский период.

Работая над этой темой, Максим Николаевич проводил исследования в Якутии, Туве, Горном Алтае, Хакасии, много писал и о промышленном развитии Бурятии. Результаты его кропотливого труда не утратили своей научной ценности и в наши дни. В 1979 г. он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук в Иркутском государственном университете. Это была первая защита докторской диссертации на только что открытом специализированном совете при ИГУ.

М. Н. Халбаев — автор более 100 научных публикаций, в том числе монографии «Индустриальное развитие национальных районов Сибири» (Новосибирск, 1978 г.), коллективных фундаментальных исследований: «История рабочего класса Сибири» (Новосибирск, 1988 г.), «Очерки истории Бурятской АССР периода развитого социализма» (Новосибирск, 1983 г.). Научные труды Максима Николаевича получили заслуженное признание коллег — ученых сибирского региона, он пользовался авторитетом и уважением в научной среде.

Большое внимание Максим Николаевич уделял подготовке научных кадров. Он был научным руководителем целого ряда аспирантов и соискателей, в числе которых Ю. П. Шагдуров, В. П. Бартуков, В. Б. Санжиев, Л. Б. Жабаева и другие. Многие из его учеников ныне успешно продолжают заниматься научной деятельностью, стали известными учеными и педагогами.

С 1981 г. Максим Николаевич являлся членом Специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при Иркутском государственном университете. Для многих он был оппонентом, консультантом, рецензентом при защите кандидатских и докторских диссертаций.

Много сил и энергии отдавал Максим Николаевич общественной работе. Известно его активное участие в жизни института, города и республики. Исполнял обязанности секретаря парткома ВСТИ многие годы был председателем секции обществоведов Совета ректоров вузов города, являлся членом экспертной комиссии по истории Восточно-Сибирского региона, был председателем научно-методической секции республиканского общества «Знание». Активно занимался пропагандой исторических знаний, много ездил по районам республики, выступая с лекциями в трудовых коллективах.

Многогранная научная и педагогическая деятельность М. Н. Халбаева была по достоинству оценена. Ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки Бурятии», он награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», многими грамотами и дипломами.

В повседневной жизни отец был очень позитивным, коммуникабельным и веселым человеком, умел легко и просто общаться с самыми разными людьми, а его неиссякаемый юмор всегда поднимал настроение. Его хобби были шахматы. Им он обычно посвящал свое свободное время. Помнится, в нашем доме устраивались многочасовые шахматные турниры, которые всегда сопровождались розыгрышами, смехом, беззлобными шутками над проигравшими. Отец умел создавать вокруг себя атмосферу радостного, приподнятого настроения. Вместе с тем он был принципиальным и строгим, не умел подстраиваться под обстоятельства, никогда

не менял своих убеждений, не боялся идти против течения, отстаивая свою правоту.

Его основным человеческим качеством было удивительно позитивное восприятие жизни и доброе отношение к людям. Он умел искренне радоваться успехам других, был глубоко неравнодушен ко всему, что происходило вокруг него. Никогда не проходил мимо чьей-то беды, всегда был готов помочь, даже если об этом не просили. В этом смысле был человеком душевно очень богатым и щедрым. Многим открыл «зеленую дорогу», помог найти свое место в жизни. И сегодня эти люди с большой теплотой и благодарностью вспоминают о нем.

Стремительно летит время. Меняется страна, на смену одному поколению приходит другое. Что же остается в памяти потомков о тех, кого, увы, уже нет с нами?

Остается доброе имя как истинное мерило ценности прожитой жизни. Доброе имя — это тот человеческий капитал, который не подвластен времени и переменам. Уверена, что доброе имя моего отца Халбаева Максима Николаевича еще долго будет жить в сердцах и памяти всех тех, кто был знаком, трудился, общался и дружил с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.