Научная статья на тему '«Добавленная стоимость»: деятельность центра Европейского союза в Сибири (цесс), 2010-2013 гг'

«Добавленная стоимость»: деятельность центра Европейского союза в Сибири (цесс), 2010-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ЕС В СИБИРИ (ЦЕСС) / EUROPEAN UNION CENTER IN SIBERIA / ИЗУЧЕНИЕ ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / EU STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дериглазова Лариса Валериевна

Л.В. Дериглазова, директор Центра ЕС в Сибири, оценивает реализацию проекта с участием 6 сибирских университетов-партнеров: Томского, Тюменского, Кемеровского, Алтайского, Иркутского государственных университетов и Новосибирского технического государственного университета. Она представляет цели, методологию, достижения и возможное будущее ЦЕСС. По её мнению, проект принёс новые возможности, идеи и людей, что позволило развивать европейские исследования и изучение ЕС на уровне программ подготовки бакалавров, магистров, аспирантуры. В рамках проекта ежегодно проводились студенческие конференции, летние школы, дополнительные информационные мероприятия в университетах-партнерах. Все это было основано на высоком интересе жителей Сибири к Европе и Европейскому союзу. Ежегодные международные конференции также проводились с участием многочисленных сибирских и европейских ученых. В ходе реализации проекта были инициированы коллективные исследовательские проекты, которые объединили ученых из разных университетов и завершились весомыми научными публикациями на тему ЕС и Европы. Многочисленные индивидуальные академические проекты по европейским исследованиям также являются доказательством успешности исследований. Несмотря на ожидаемые трудности в реализации проекта, связанные с администрированием его на протяженной территории, ЦЕСС смог достичь поставленных целей благодаря налаженному многолетнему сотрудничеству и способствовал дальнейшему развитию изучения ЕС в Сибири. Л.В. Дериглазова полагает, что проект создал синергию между университетами-партнерами и его успех основан на реалистичных оценках сильных сторон и потребностей партнеров. Проект также позволил установить связи между университетами-партнерами и другим центрами ЕС в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дериглазова Лариса Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Added value»: Implementation of European Union Center in Siberia Project, 2010-2014

Larisa Deriglazova, Director of the European Union Center in Siberia, evaluates the implementation of this project, which has united six Siberian universities: Tomsk, Tyumen, Kemerovo, Barnaul, Irkutsk state universities and Novosibirsk technical state universities. She discusses the Center's goals, methodology, achievements and possible future. The project introduced new resources, ideas and people to the development of European and EU studies among the partner universities at both undergraduate and postgraduate level, and as a result they have been able to respond to the high interest in Europe among young people and the general public in Siberia through annual student conferences, summer schools, outreach activities and annual international conferences, which attracted participants from across the region. Additionally, a number of individual and collective research projects on the topic of Europe and the EU were initiated under the auspices of the Centre, allowing regional experts to work in partnership. Research findings and outcomes resulting from this work have been delivered in a both specialist publications and peer-reviews journals. The administrative task of overcoming great distances between project partners did not prevent the successful delivery of the project. Indeed, the project created synergies between partner universities, resting on the accurate evaluation of the strengths and needs of each partner. Overall, the project enhanced established ties between Siberian experts, and created a strong base for the future development and consolidation of academic research on Europe and the EU.

Текст научной работы на тему ««Добавленная стоимость»: деятельность центра Европейского союза в Сибири (цесс), 2010-2013 гг»

Сибирские исторические исследования. 2014. №1

УДК 327+94.4

«ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ»: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИБИРИ, 2010-2014 ГГ.1

Л.В. Дериглазова

Л.В. Дериглазова, директор Центра ЕС в Сибири, оценивает реализацию проекта с участием 6 сибирских университетов-партнеров: Томского, Тюменского, Кемеровского, Алтайского, Иркутского государственных университетов и Новосибирского технического государственного университета. Она представляет цели, методологию, достижения и возможное будущее ЦЕСС. По её мнению, проект принёс новые возможности, идеи и людей, что позволило развивать европейские исследования и изучение ЕС на уровне программ подготовки бакалавров, магистров, аспирантуры. В рамках проекта ежегодно проводились студенческие конференции, летние школы, дополнительные информационные мероприятия в университетах-партнерах. Все это было основано на высоком интересе жителей Сибири к Европе и Европейскому союзу. Ежегодные международные конференции также проводились с участием многочисленных сибирских и европейских ученых.

В ходе реализации проекта были инициированы, коллективные исследовательские проекты, которые объединили ученых из разных университетов и завершились весомыми научными публикациями на тему ЕС и Европы. Многочисленные индивидуальные академические проекты, по европейским исследованиям также являются доказательством успешности исследований.

Несмотря на ожидаемые трудности в реализации проекта, связанные с администрированием его на протяженной территории, ЦЕСС смог достичь поставленных целей благодаря налаженному многолетнему сотрудничеству и способствовал дальнейшему развитию изучения ЕС в Сибири. Л.В. Дериглазова полагает, что проект создал синергию между университетами-партнерами и его успех основан на реалистичных оценках сильных сторон и потребностей партнеров. Проект также позволил установить связи между университетами-партнерами и другим центрами ЕС в России. Ключевые слова: Центр ЕС в Сибири (ЦЕСС), изучение ЕС, Европейский Союз.

В 2009 г. ЕС объявил конкурс на гранты для создания центров Европейского союза в России. С 1998 по 2009 г. ЕС поддержал создание 26 подобных центров. По данным на февраль 2013 г., всего существует 37 центров ЕС. Самая большая «концентрация» центров приходится на США. Заявленной целью центров является «распространение знаний о ЕС, его институтах, направлениях деятельности через создание сети центров ЕС в университетах, которые обеспечивали бы информационную и образовательную деятельность, касающуюся ЕС; распространение знаний о ЕС для заинтересованных сторон в соответствующих региональных сообществах и способствовали бы повышению осведомленности о важности политических, экономических и культурных связей между ЕС и соответствующей страной»2.

1 Выполнено в рамках работ по проекту «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности» (грант Правительства РФ № 14.B25.31.0009).

2 1. Информация о центрах ЕС на официальном сайте ЕС: http://www.eeas.europa.eu/eu-centres/index en.htm

70

Л.В. Дериглазова

В России первые грантовые соглашения были подписаны осенью-зимой

2010 г. с тремя университетами-победителями конкурса: Балтийским федеральным университетом им. И. Канта (Калининград), Европейским университетом Санкт-Петербурга и Томским государственным университетом. В

2011 г. был объявлен новый конкурс на создание центров ЕС в России, по результатам которого были созданы еще три центра ЕС - в Петрозаводске, Казани и Ростове-на-Дону.

Каждый вновь создаваемый центр самостоятельно формулировал цели, содержание и методологию работы своего центра в грантовой заявке. Контракты на выполнение исследований, поддержанных грантами по созданию центров ЕС, заключаются на три года. По просьбе первых трех центров действие их контрактов было продлено до декабря 2014 г. для завершения проектов. Планируется, что ЕС объявит новые конкурсы на финансирование центров ЕС в России в 2015 г. В конкурсе смогут принять участие уже существующие центры ЕС, а также российские университеты, которые бы хотели создать такие центры.

Несмотря на общее видение ЕС того, для чего создаются и какую миссию должны выполнять такие центры, у каждого из существующих центров ЕС в России есть собственный опыт воплощения заданной миссии, что находит выражение в реализуемых стратегиях, привлечении имеющихся ресурсов и оценке достигнутых результатов. Оценивая итоги работы Центра ЕС в Сибири, мне бы хотелось сделать это в форме ответа на три вопроса, которые нередко мне задают как руководителю Центра: 1) в чем заключалась цель создания центра в вашем университете; 2) как вы воплощали поставленные цели; 3) каким вам представляется будущее вашего центра.

1. В чем заключалась цель создания центра в вашем университете?

Я процитирую нашу грантовую заявку, в которой были определены цели проекта, партнеры, целевые группы и конкретные результаты проекта. Целью проекта является «учреждение Центра Европейского союза в Сибири; формирование и продвижение адекватного знания о ЕС как о стратегическом партнере России через осуществление образовательной, научно-

исследовательской, информационной и просветительской деятельности».

Партнеры: Тюменский государственный университет, Кемеровский государственный университет, Алтайский государственный университет, Иркутский государственный университет. Новосибирский государственный технический университет является ассоциированным партнёром. Целевые группы: Молодежь, образовательные организации, местные органы власти, исследователи, предприниматели, НПО (неправительственные организации). Конкретные результаты: разработка и реализация учебных программ в области европейских исследований на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в 5 университетах Сибири; проведение краткосрочных курсов по ЕС для местных сообществ (административных органов, учителей школ, школьников, предпринимателей, НПО); научные публикации; учебные пособия; электронные курсы для дистанционного обучения; международные конференции и летние школы, посвященные вопросам ЕС.

Конкретной задачей проекта является создание постоянно действующего Центра Европейского союза в Сибири для осуществления образовательной,

«Добавленная стоимость»: деятельность Центра Европейского союза в Сибири

71

информационно-просветительской и научно-исследовательской деятельности в регионе. Предполагалось, что Центр станет структурным подразделением ТГУ и будет осуществлять работы, предоставлять услуги и экспертную поддержку по теме «Европейский союз» с опорой на собственные ресурсы и финансирование, поступающее от различных заинтересованных сторон - регионального сообщества, российских и международных представителей.

В рамках деятельности ЦЕСС была запланирована работа по совершенствованию и государственной аккредитации программ подготовки специалистов по европейским исследованиям в университетах-партнёрах, по повышению учебно-методической и научной квалификации преподавателей, по дальнейшему развитию сотрудничества университетов с местными органами власти, бизнесом, образовательными учреждениями и гражданским обществом в целях распространения знаний о ЕС в регионе.

2. Как вы воплощали поставленные цели (методология, мероприятия)?

Главной идеей нашей заявки и ее реализации стало формирование Центра как консорциума сибирских университетов, с которыми был наработан большой опыт реализации европейских проектов в регионе. Все университеты-партнеры подтвердили свое желание присоединиться на стадии подготовки заявки и признали лидерство ТГУ в области европейских исследований и преподавания курсов по ЕС в регионе. Подготовку специалистов на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры в области европейских исследований осуществляют все пять университетов-партнёров ЦЕСС. Однако именно в ТГУ была создана научная и образовательная школа по изучению Европейского союза, что отличается от достаточно широкого и несколько аморфного понятия «европейские исследования». В ТГУ существует «критическая масса» специалистов по ЕС, что позволяет нам претендовать на имя «школы».

Создание ЦЕСС - это итог многолетней работы ТГУ по реализации образовательных, структурных и научных европейских проектов: ТГУ принял участие почти в 20 проектах по программе ТЕМПУС и 17 проектах ИНТАС (Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учёными из новых независимых государств бывшего Советского Союза), принимал участие в Шестой и Седьмой рамочных программах ЕС по научно-техническому развитию. ТГУ является ресурсным центром для университетов-партнеров и стремится передавать свой опыт по изучению ЕС, формированию соответствующих образовательных программ и в подготовке специалистов в данной области.

Томский госуниверситет ежегодно выпускает более 20 специалистов по направлению «европейские исследования» или «изучение ЕС». В ТГУ действует магистратура по изучению ЕС с возможностью обучения на бюджетной основе и магистерская программа двойного диплома по европейским исследованиям со Свободным университетом Брюсселя (СУБ), ведущим мировым центром подготовки специалистов такого профиля. В этом году планируется подписание нового соглашения с СУБ о продолжении сотрудничества в области двойной магистерской программы и расширения ее на уровень аспирантуры. Большинство выпускников этой программы вернулись и работают в России по специальности, тем самым способствуя развитию связей России и ЕС в разных областях. Нельзя сказать, что реализация этой программы явля-

72

Л.В. Дериглазова

ется беспроблемной, но важно, что у наших университетов существует заинтересованность в продолжении сотрудничества и желание решать проблемы. Мы надеемся, что программа сможет привлечь большее количество студентов из региона и что мы сможем принимать у себя студентов из Бельгии для обучения в течение семестра или целого учебного года. У нас был опыт длительной стажировки аспирантки СУБ Лу Брене, которая изучала российские политические партии.

ЦЕСС был создан как научно-образовательный центр (НОЦ) и является структурным подразделением ТГУ. Пока ЦЕСС реализует свою деятельность за счет средств гранта и пытается найти дополнительные источники финансирования для своих проектов. Основные направления деятельности ЦЕСС можно подразделить на три группы: образовательная (подготовка специалистов по ЕС и методическое обеспечение учебного процесса); поддержка исследований Европейского союза (организация стажировок, научных мероприятий, публикация научных работ) и информационно-просветительская деятельность в регионе.

Опираясь на консорциум сибирских университетов, мы стремимся поддерживать эти виды деятельности во всех университетах-партнерах, привлекаем студентов, аспирантов, «остепененных» преподавателей к активному участию в наших проектах, поддерживаем инициативы, обеспечиваем связь между университетами на разных уровнях. Примером запланированной деятельности является проведение ежегодных научных конференций для преподавателей и летних школ для студентов и аспирантов по различным аспектам европейской интеграции, которые проходят во всех университетах-партнерах. В 2011 г. в ТГУ прошла конференция по опыту модернизации в России и ЕС; в 2012 г. в Кемерове - по теме политических и социальных трансформаций в Европе и Евразии; в 2013 г. в Иркутске - она была посвящена проблеме взаимодействия стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Для студентов были организованы летние школы по темам: развитие ЕС после Лиссабонского договора (Томск, 2011 г.), опыт ЕС в преодолении кризисов (Тюмень, 2012 г.). европейская идентичность (Барнаул, Белокуриха, 2013 г.)

Примером инициатив, поддержанных ЦЕСС, являются коллективные исследовательские проекты и проекты по подготовке коллективных учебных пособий. За время реализации проекта было инициировано шесть таких проектов, которые должны завершиться публикациями. Авторские коллективы могут быть небольшими (2 человека) или совершенно «грандиозными» - более 30 человек. В каждом проекте есть лидер, который осуществляет координационную и редакторскую работу. Для реализации этих проектов использовались средства гранта для обеспечения региональной мобильности, зарубежных стажировок, поддержки работы координаторов проектов и собственно самих публикаций.

Мы также поддерживаем индивидуальные проекты, предоставляем гранты для прохождения стажировок в европейских университетах, для участия в научных мероприятиях, финансируем научные публикации. Интересно, что на стадии составления грантовой заявки был намечен список возможных монографий, который был значительно изменен в ходе реализации проекта без

«Добавленная стоимость»: деятельность Центра Европейского союза в Сибири

73

потери для качества. Это обстоятельство подтверждает важность наличия «критической массы» специалистов по данной теме, что обеспечивает постоянное движение и появление новых специалистов, если другие не могут выполнить запланированное ранее в силу разных причин.

Мы также поддерживаем инициативы по проведению совместных мероприятий с другими фондами на условиях софинансирования. Примером являются конференции с Фондом Ф. Эберта, которые прошли в ТГУ в марте 2012 и марте 2013 гг. В апреле 2013 г. в ТГУ была проведена российсконемецкая молодежная конференция с элементами научной школы, при поддержке Института Гете. Инициаторами этого мероприятия стали аспиранты-германисты из ТГУ, которые подготовили грантовую заявку для финансирования мероприятия в рамках года Германии в России. В Томск приехали студенты из региональных университетов и из Германии, российские и немецкие эксперты. В апреле 2014 г. совместно с Фондом Эберта в ТГУ было проведено еще одно научное мероприятие «Политическая наука и вызовы современного мира» , которое объединило несколько событий: презентацию книги «Политический лексикон: понятия, факты, взаимосвязи», выставку «150 лет социал-демократии» и семинар для сотрудников и волонтеров благотворительных организаций г. Томска «Фандрейзинг в детской медицине».

Мы оказываем поддержку нашим партнерам в проведении мероприятий, которые они проводят в течение многих лет. Например, проведение ежегодных конференций алтайской школой политических исследований под руководством Ю.Г. Чернышова, г. Барнаул. Мы выделяем средства на поддержку научной периодики, которую издают наши партнеры и на которую они всегда вынуждены изыскивать средства. Например, мы финансируем на паритетных началах издание Тюменским госуниверситетом международного альманаха «Европа» (главный редактор С.В. Кондратьев).

Для нас важным является формирование и сохранение активного коллектива ученых и преподавателей, которые способны инициировать новые проекты, формировать региональное сообщество, учиться зарабатывать средства для реализации своих идей в области европейских исследований. Для достижения этой цели мы уделяем особое внимание и оказываем помощь в подготовке заявок по программам Темпус, Эразмус, Мария Кюри и ряду иных. Зарплата преподавателей в региональных вузах небольшая, и мы пытаемся показать возможности профессионального роста через интернационализацию своей работы, включение в европейское научное и университетское сообщество. Этому способствуют налаженные многолетние контакты с европейскими университетами, которые мы поддерживаем и развиваем.

Мы не «закрываем» свои зарубежные связи, напротив, мы искренне уверены в том, что именно рабочие контакты, общее дело профессионально мотивированных людей создают истинное наднациональное сообщество ученых и преподавателей-европеистов. Примером такого сотрудничества являются наши связи со Свободным университетом Брюсселя, университетом Кента в Кентербери. Не секрет, что сейчас идет погоня за показателями интернационализации университетов, которая в том числе измеряется количеством соглашений о сотрудничестве. Однако нередко такие соглашения не являются жизнеспособными, так как не предполагают никакой совместной работы.

74

Л.В. Дериглазова

Если говорить об информационной и просветительской деятельности, то здесь мы следуем традиционной модели просветительской миссии университетов в регионе. Мы активно сотрудничаем со школами, непрофильными вузами, с местными органами власти, средствами массовой информации. К сожалению, пока нам не удалось действительно привлечь внимание бизнессообщества.

Реализация гранта является трудоемкой административной и финансовой задачей, так как мы действуем в условиях жесткого соответствия российским процедурам отчетности и исполнения бюджета и требованиям европейских спонсоров. В последние годы в России заметно усилились бюрократические процедуры в системе высшего образования, выросла подозрительность в отношении зарубежных грантов - все это отражается на нашей работе. Мы предполагали, что реализация гранта не будет простой задачей, но мы не думали, что это будет отнимать так много времени и сил от реальных дел. Дополнительную сложность создает то, что мы действуем на большом пространстве, в разных университетах.

Только сложившиеся отношения, доверие, поддержка и профессионализм наших партнеров из сибирских университетов позволяют нам преодолевать возникающие проблемы и достигать поставленных целей.

3. Каким вам представляется будущее вашего центра?

Завершение гранта заставляет нас активно искать источники финансирования. Мы надеемся на то, что, несмотря на последовательное сокращение гуманитарных исследований в стране, ТГУ найдет возможность сохранить хотя бы базовое финансирование Центра. Подготовка специалистов по ЕС на разных уровнях продолжится, а вот для проведения мероприятий, осуществления коллективных проектов, стажировок нужно будет изыскивать средства вне бюджета ТГУ. Мы будем подавать заявки на новые гранты и надеемся, что Европейская комиссия объявит конкурс на поддержание работы уже созданных Центров ЕС, как это было сделано, например, для центров в Северной Америке.

Мы полагаем, что благодаря нашему гранту произошла заметная стимуляция профессионального сообщества международников и европеистов разного возраста в регионе. Одной из проблем российского научного сообщества является ослабление горизонтальных связей между университетами из-за отсутствия средств на региональную мобильность, которая все чаще заменяется представительской мобильностью административных кадров. К сожалению, многие заинтересованные преподаватели и ученые, не наделенные постами и позициями, не имеют возможности регулярно встречаться со своими коллегами, участвовать в профессиональных мероприятиях, а это ведет к стагнации и нередко к деквалификации коллег.

Мы попытались выйти за пределы нашей специализации международников. Нам удалось войти с темой по изучению европейской идентичности в большие научные проекты в 2013 г. Тема европейской идентичности реализуется с соответствующими дополнительными ресурсами в рамках Мегагранта, который выиграли историки ТГУ по теме «Человек в меняющемся мире», 2013-2015 гг. С января 2014 г. европеисты и историки из ТГУ вошли в большой консорциум по программе Мария Кюри для реализации проекта по теме

«Добавленная стоимость»: деятельность Центра Европейского союза в Сибири

75

«ЕС вглубь: Европейская идентичность, культурное разнообразие и политические перемены», 2014-2018 гг. В консорциум входят 7 российских и 8 европейских университетов, и это дополнительные возможности и стимулы углубления и расширения европейских исследований.

В 2012 г. впервые в ТГУ в рамках программы имени Жана Моне был получен индивидуальный грант по теме «Социальная Европа» (2012-2015 гг., Л.В. Дериглазова). В 2013 г. еще два преподавателя ТГУ получили гранты по этой программе: С.Н. Мирошников с темой «Большая Европа» и Е.В. Хахал-кина с темой «Великобритания в ЕС: прошлое и настоящее». Наши европейские коллеги из Свободного университета Брюсселя и университета Кента также выиграли гранты по этой программе, что позволяет нам в будущем надеяться на реализацию коллективных проектов по этой программе.

Хотелось также отметить, что занятие европейскими исследованиями в Сибири за тысячи километров от ближайшей границы со странами ЕС может по-прежнему вызывать недоумение. Однако сухая статистика показывает, что страны ЕС остаются главным экономическим и научным партнером Сибири. В регионе заметен рост интереса к Европе, которая по-прежнему ближе, понятнее и привлекательнее для россиян, чем азиатские страны-соседи. На отделении международных отношений ТГУ, где идет подготовка европеистов, в последние два года существенно увеличилось число студентов, выбирающих европейские, а не азиатские языки, что также определяет страновую специализацию студентов.

В то же самое время мы осознаем, что наше географическое положение предопределяет двойственность ориентации нашего центра - на Запад, к Европе и на Восток - к Китаю, странам АТР. Эта «срединность» отражается в тематике научных работ и в специфике образовательных программ. Иркутский госуниверситет планирует лицензировать магистерскую программу, которая будет включать оба вектора подготовки специалистов. Мы в ТГУ думаем над созданием комплексной программы подготовки специалистов, которые были бы в равной степени осведомлены об особенностях Европы и стран АТР.

Будущее покажет, насколько обоснованными были наши надежды. Главное, мы намерены продолжать нашу работу с коллегами из университетов-партнеров в Сибири, в России и за ее пределами, развивать европейские исследования и способствовать улучшению понимания современной Европы, европейского общества в России, а также способствовать формированию положительного образа России в Европе. 19-21 мая 2014 г. прошла итоговая конференция ЦЕСС в Томске, которая собрала многочисленных участников коллективных и индивидуальных проектов, преподавателей из университе-тов-партнеров и европейских коллег. Конференция позволила обсудить результаты работы консорциума и возможности продолжения сотрудничества в будущем.

Поступила 30 марта (25 мая) 2014 г.

76

Л.В. Дериглазова

DeriglazovaLarisa V., Tomsk State University (Tomsk, Russia).

«ADDED VALUE@: IMPLEMENTATION OF EUROPEAN UNION CENTER IN SIBERIA PROJECT, 2010-2014.

Key words: European Union Center in Siberia, EU studies, European Union.

Larisa Deriglazova, Director of the European Union Center in Siberia, evaluates the implementation of this project, which has united six Siberian universities: Tomsk, Tyumen, Kemerovo, Barnaul,

Irkutsk state universities and Novosibirsk technical state universities. She discusses the Center's goals, methodology, achievements and possible future. The project introduced new resources, ideas and people to the development of European and EU studies among the partner universities at both undergraduate and postgraduate level, and as a result they have been able to respond to the high interest in Europe among young people and the general public in Siberia through annual student conferences, summer schools, outreach activities and annual international conferences, which attracted participants from across the region.

Additionally, a number of individual and collective research projects on the topic of Europe and the EU were initiated under the auspices of the Centre, allowing regional experts to work in partnership. Research findings and outcomes resulting from this work have been delivered in a both specialist publications and peer-reviews journals. The administrative task of overcoming great distances between project partners did not prevent the successful delivery of the project. Indeed, the project created synergies between partner universities, resting on the accurate evaluation of the strengths and needs of each partner. Overall, the project enhanced established ties between Siberian experts, and created a strong base for the future development and consolidation of academic research on Europe and the EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.