Научная статья на тему 'Дни славянской письменности и культуры в Новгороде'

Дни славянской письменности и культуры в Новгороде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дни славянской письменности и культуры в Новгороде»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.А. Заболотский

Дни славянской письменности и культуры в Новгороде

Опубликовано: Христианское чтение. 1999. № 17. С. 173-184

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Памяти Николая Анатольевича

Заболотского, профессора СПбДА и С, магистра богословия

Проф. Н. А. Заболотский

ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В НОВГОРОДЕ*

емля предков моих — Великий Новгород!

Тысячелетняя история прошла, оставив на челе твоем следы разрушений. Лишь забытые в последние семь десятилетий храмы, пал, когда-то охранявший подступы, ров вокруг Детинца свидетельствуют о прежней жизни, о величии окраинной части Руси, простиравшейся от Ледовитого океана и Балтийского моря до Уральского хребта. Жизнь и величие твое, Новгород, в корнях до времени нашего несут драгоценнейшее для русского сердца: просвещение, культуру, деловитость, дерзость, умелость, свободу... И пусть оскудел ты, Новгород; не оскудело то, что никому не дано разрушить, — гены новгородцев, подлинную душу, что в народе из поколения в поколение передают действительную сущность. Пусть оскудел, но ты жив. Пусть некогда сорван был голубь с креста Святой Софии, и самый купол с животворящей дланью Христа, в персти Своей содержавшего Великий Новгород, был уничтожен. Ныне голубь вновь взлетел на крест Святой Софии, а Длань Вседержателя ожидает восстановления в куполе Собора. Дети твои, Великий Новгород, по-прежнему твои...

Вот и я один из твоих сыновей. Вместе со мною мой сын, внук, дочери и их дети. Мы все по материнской линии происходим из семьи Альбовых, потомственных дедов, прадедов, щуров и пращуров, на протяжении столетий служивших в духовном звании тебе, Новгород. По отцовокой линии мы издревле смоленские. Может быть, один из однофамильцев был чем-нибудь виновен перед тобою в дни Иоанна III (Иван Заболотский, посольский дьяк при гпервом московском Государе). Если и была вина вслед за виною государей московских, прости.

* Печатается впервые.

При вступлении советских войск в Новгород после изгнания из него немцев, во время Второй мировой войны, ни одного жителя не нашлось, чтобы выйти навстречу освободителям. Город был в полном смысле слова мертв. Не расплата ли за осквернение Святой Софии? Не сама ли смерть выступила свидетельницей, а одновременно вызовом Великому Новгороду?

Май 1988 года —года 1000-летия Крещения Руси.

Нет, Новгород не мертв. Он подчищен, красуется зеленью, соловьи заливаются в приильменских и околоволховских рощах. Воды Волхова широко разлились. Вечерами солнце розово освещает стены Детинца — Кремля, высвечивает золото купола Святой Софии. Город поднимается вновь, и стены обновляемых соборов как бы зовут обрести ему прежнюю, если не большую красоту Цветение сирени, свежесть зелени... Хорошо!

А новгородцы?..

Я напросился на поездку в Новгород вместе с хором Ленинградских Духовных Академии, Семинарии и Регентского отделения. Вначале чувствовал себя неловко, вроде бы «ни пришей, ни пристегни». Все же хотелось навестить Родину перед тем, как уехать в далекую Женеву, где единственная родная — жена. Сын и я — мы были в группе восьмидесяти юношей и девушек. Неловкость скоро сгладилась. Мое «профессорство» и возраст в конце концев не помешали быть со всеми вместе.

Поездка соотносилась с Праздником славянской письменности и культуры, который в Новгороде продолжался с 24 по 28 мая. Церковное и гражданское — все с именами Первоучителей и просветителей словенских святых Мефодия и Кирилла.

Город был украшен эмблемами праздника. Разные афиши приглашали новгородцев и гостей посетить выставки, концерты, спектакли и прочее. Среди них концертная программа: хоровые коллективы музыкальной редакции Издательского отдела Московского Патриархата: хор под руководством Ариадны Рыбаковой и мужские хоры под руководством Николая Носова и Анатолия Гринденко (Русская духовная музыка в Софийском соборе, в Кре-сто-Воздвиженском соборе Юрьева монастыря и в Знаменском соборе); и хор Ленинградской Духовной Академии, Семинарии и

Регентского отделения под руководством Ирины Ивановой (Песнопения Русской Православной Церкви; два концерта в Знаменском соборе и 26 мая концерт в Софийском соборе). Были изготовлены даа вида нагрудных значков, отмечающих праздник.

В газете «Новгородская Правда» от 24 мая на первой странице мы прочли статью «Возвращение к истории», предварявшуюся такими словами: «Сегодня, в день памяти мужественных просветителей Кирилла и Мефодия, в Новгороде начинается Праздник славянской письменности и культуры. Отмечая 1125-ле-тпе славянской азбуки, мы воздаем дань благодарности создателям, хранителям и защитникам непреходящих духовных ценностей». Обращаясь к истокам своего национального бытия, мы поверяем наследием веков сегодняшний день, определяем будущие задачи. Мудрое слово, истинная красота, творческое искание объединяют народы, укрепляют мир и согласие на планете».

После возвращения из Новгорода я прочел в «Известиях» от 27 мая статью Митрополита Владимира, управляющего делами Московского Патриархата, «Странная резолюция конгресса». Возник вопрос: неужели новгородский праздник был как бы пропагандистским ответом на резолюцию палаты представителей конгресса США от 19 мая? Вообще вопрос: только ли все предпринимаемое ныне в области религиозной деятельности — пропаганда?

Ответить можно: да, но не только. Пропаганда не может быть беспочвенной. Что это так, показывает «новгородское чудо», как сами новгородцы назвали пение наших восьмидесяти юношей и девушек в своем городе. Неважно, что было задумано; важно проявление искренности, настоящего религиозного чувства, силы внутреннего убеждения и смелости в проповеди во-вне. Это и было названо «новгородским чудом».

Ответ на поставленный выше вопрос: «А новгородцы? — вот он: «Это чудо!».

Почему? все было так просто и естественно, как и в стенах Академии. Конечно, что-то лучше разучили, без сомнения Ирина Ивановна, в конце названная «ангелом, слетевшим с небес на новгородскую землю», была на своем месте со свойственным ей талантом, концерты были на уровне, достойном даже профессиональ-

ных исполнителей; главное было в другом. Именно в искренности, в чистоте, г> той теплоте веры, которая так называемые концертные залы (Софийский, Знаменский, Георгиевский соборы) как бы вновь обратила в храмы. Главное было в том, что люди, окружавшие ленинградцев около забытых и музеифицированных храмов, вдруг обрели духовную силу. Именно это и пустые стены заброшенных или реставрируемых для неизвестных целей храмов наполнило церковным, религиозным содержанием хотя бы для некоторых, впрочем, многочисленных новгородцев. Слезы умиления этих людей, разные знаки благодарности, или хотя бы надпись на афише у Кремля, сделанная кем-то карандашом от руки: «Приходите все!» — разве это не чудо?

Знаю прошлые времена, и ту же Новгородскую область, разрушавшую без жалости памятники религиозной культуры. И для нас происходившее в Новгороде в описываемые праздники — ЧУДО,

Все было просто.

Приехали в гостиницу «Турист», устроились по три человека в номере; неудобств полно, но ничего, пережить можно.

Всенощная в церкви св. Филиппа. Архиерейское служение в такой крошечной церквушке при праздничном стечении верующих, а теперь с хором в восемьдесят человек, — искушение. Назавтра ожидался московский хор Ариадны Рыбаковой. Можно представить себе обстановку... Справились. На хорах пел новгородский хорик, внизу на правом клиросе академический сводный. Лития была с крестным ходом вокруг храма. О. Ректор требовал, чтобы шли строго парами, мол нужно для киносъемки. Кино и телесъемщиков было полно, что не помогало порядку шествия, тем более, что никто этим не руководил. Думается, что для наших мальчиков и девочек главное дело было в конце всенощного бдения приложиться ж мощам святителя Новгородского Никиты.

Вспомнилось далекое время, когда я десятилетним мальчиком впервые увидел Новгород. Отец, протоиерей Анатолий Алексеевич, был моим гидом. Тогда поруганные мощи святителя Никиты в обнаженном, неприкрытом виде выставленные в Святой Софии, обращенной в антирелигиозный музей, поразили меня. До сих пор

страшная эта картина стоит перед глазами. Теперь, видя вереницу «мальчиков» в подрясниках и «девочек» в их форменных платьях с белыми воротниками один и одна друг за другом склонявшихся в молитве перед ракой мощей, и я со слезами, невольно застилавшими очи, приложился к нетленному телу великого новгородского гражданина и святителя. В эту минуту я вспомнил о своем отце, исповеднике за веру; немногие его слова я помню, но сказанные три слова в ответ на мое воспитываемое в школе неверие врезались в сознание на всю жизнь... Отец! Может быть ты простишь и благословишь, духовно присутствуя в эти дни христианского возрождения?!.

Утро следующего дня было солнечным. Все восемьдесят отказались от завтрака, уже заказанного в гостинице. Около церкви праздничный народ. Ковер свежей зелени и цветов перед входом в храм, и тут же снаружи убранная цветами кафедра. «Киношники» и «телевизорщики» примеряются к съемкам. За церковной оградой киносъемочный «журавль» поднял платформу с операторами. Два хора — московский и наш — выстроились по бокам кафедры в окружении теснящей толпы. Пока только зрелище...

Вот духовенство в полном облачении вышло из храма навстречу владыке Алексию. Хоры поют входное и облачение — все снаружи. Литургия вплоть до малого входа не скрыта стенами храма; она как бы в целом Новгороде, она — действительно общественное дело, открытое для всех. Пусть милиционеры не снимают фуражек, пусть мальчишки, любопытствуя, глазеют с крыш сараев, взобравшись на заборы, пусть трещат кино- и телекамеры. Мы молимся и с нами молится народ новгородский...

Сонм духовенства во главе с владыкой новгородским, три хора, масса людей внутри и снаружи, молебен с крестным ходом вокруг храма, пение, колокольный звон, слово митрополита, с паперти обращенное к жителям Новгорода верующим и неверующим. Таково было содержание церковного празднования памяти святых просветителей славян Мефодия и Кирилла...

Питание наше было в ресторане гостиницы «Турист». Каждый раз перед трапезой и после нее мы пели тропарь и кондак Вознесению с соответственными благословениями священника. По-

рядок установился академический; прислуге и посторонним посетителям ресторана пришлось с этим считаться. И это было неплохо. Как-то по-домашнему нас и кормили: вдоволь, вкусно, с душевной заботой.

Начало праздника города было около Софийского собора. Для этого хоры Новгородского храма св. Филиппа, Издательства Московского Патриархата и все «восемьдесят» наших в подрясниках и форменных платьях выстроились у стен Собора. Толпы любопытных. Милиция. Кино- и телеоператоры. Ждать всегда нудно. Хор запел «Взбранной воеводе победительная» Аллеманова. На звук тут же бегут новые люди, в том числе хористы Гос. Капеллы г. Ленинграда... Организаторы волнуются: такой концерт не предусмотрен (нам даже «Вечную память» не разрешили на могиле неизвестного солдата спеть). Но что сделать с этой ленинградской «вольницей»? Что значат по сравнению «ушкуйники новгородские», когда эти «восемьдесят» несут в себе силу духа?.. Какое сравнение? И что могло бы эту силу остановить? — Разве включить гнусавый вой репродукторов? Ладно, прервали пение радиозавыванием. Пойте мол, когда дадим знак, а пока пусть новгородские хористы уберутся с глаз, ибо они в разнокалиберном одеянии и могут испортить кадры кино- и телесъемки. Мы, конечно, протестуем. Новгородские певчие остались.

Появляется колонна демонстрантов, в середине которой белые клобуки митрополитов Алексия и Питирима. Сигнал петь. Хор поет «Вознеслся еси во славу Христе Боже наш». Колонна останавливается. Протодиакон о. Андрей Мазур возглашает многолетие (это было в программе). Звучит по Кремлю «Многая лета» протоиерея П. Турчанинова...

Во второй половине дня нужно было испытать акустические возможности Знаменского собора, провести спевку в нем. А вечером состоялся первый концерт, на котором присутствовал митрополит Алексий. Собор был переполнен, и много людей, не попавших в здание, снаружи слушали доносившиеся из храма отголоски. Успех был потрясающий. Слушатели были буквально подавлены, и нескончаемые аплодисменты в конце не исчерпали публичную благодарность. Хору пришлось петь еще и снаружи для

людей без билетов, более часа ожидавших у храмовых дверей. Спасибо митрополиту Алексию. Он поддержал своих новгородцев и наше дерзновение...

День 25 мая оказался несколько трудным. К вечеру собралась гроза, и на концерт в Знаменский собор поехали под дождем. Может быть, поэтому выступление хора было хуже, чем вчера. За день все устали. Перед концертом, вместо того, чтобы отдохнуть, торчали у репродукторов. Была местная передача о празднике с интервью Ирины Ивановны и с музыкальным сопровожде-неим «восьмидесяти». Да и самый концерт был прерван поздним приходом Митрополита Алексия с каким-то высоким, видимо московским, гостем. Впрочем, дождь не помешал люду новгородскому, "не попавшему на концерт, ожидать «при дверях», и опять для них дополнительная программа. Дождичек не помеха, когда сердца горячи...

Вообще же этот день начался ободряюще. Кремль был тих в весенней зелени, в сиянии солнца на куполе Святой Софии, в спокойствии барельефов памятника 1000-летия России. Исторический музей, как его не посетить? И тут, в иконописном отделе, пришло то ободрение, которое, по-видимому, надолго останется в памяти и сердцах... Великая святыня Новгорода — икона Знамения Пресвятой Богородицы. Пока идет рассказ экскурсовода, кстати милой и знающей, весьма уважительной женщины, некоторые экскурсанты тайком крестятся, кто-то целует окружающий икону стеклянный саркофаг, кто-то вынимает из сумочки ватку и, прикоснувшись ею к стеклу, бережно убирает... Но — зачем же тайком?..

— Михаил Иванович, — обращаюсь к Ващенко, нашему начальству здесь, — может быть, прочтем перед иконой тропарь Знамению? Нехорошо, что тайком, по-одиночке молятся.

— Можно, конечно. Спеть бы, да не знаю, как это в музее возможно.

— Поговорите с гидом.

Экскурсовод понимает высказанное пожелание, сама решить этот вопрос не может.

— Решайте сами.

Вновь перед образом собрались все. В залах музея нет посторонних, только дежурные тетушки, каждая на своем месте в анфиладе.

— Споем! Только «пиано пианиссимо», — говорит Михаил Иванович.

И легкой птицей полетело по залам пение «Яко необоримую стену», «Честнаго образа Твоего Знамение». Вдохновением молитвы блестят юные глаза. И не нужно таиться осенением себя крестным знамением. После многих лет литургического молчания впервые звучит перед чудотворным образом хвалебная песнь: «Радуйся, Дево, христиан похвало». И «даровавшая дивную победу» Великому Новгороду милостиво взирает и благословляет...

По другому зазвучал голос гида. «Дежурные тетушки» вытирали набежавшие на глаза слезы.

— Спойте еще, милые! — просят они.

Последний зал иконописи. Образ Вознесения. «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» — в полную силу поет хор.

Это было хорошо!

После обеда еще одна экскурсия в грановитую палату, интересная, но перед концертом лучше бы отдохнуть.

Когда-то в Новгороде Николай Кочанный разгонял капустными кочанами новгородскую вольницу, бившуюся над Волховом-рекой: Сефийской и Торговой сторон. Он был «блаженный-юродивый». Он был святой. Святой, потому что бойственные игрища новгородцев, как он понимал, были в перспективе несчастьем Великого Новгорода. Кидая кочаны капусты в ожесточенных борцов над Волховом, он, Николай Кочанный, оказался пророком. Новгородские «концы», их боярство, Архиепископ новгородский, посадники, народ на Вече в Ярославовом дворище, — все разбрелось из-за взаимных несогласий; в результате — воля московская, где Иоанн Третий утвердил свою государственную власть, а Иоанн Грозный в потоках крови укротил вольницу новгородскую. Потом все пошло на упадок.. . Десница Всевышнего в куполе Святой Софии незаметно разжималась еще до того, как в Великой Отечественной войне купол был разрушен, и не только десница Всевыш-

него, содержавшая Великий Новгород, но и сам образ Его был уничтожен.

В конце «гастролей восьмидесяти» кто-то в кофейном баре сказал: «Маразм петь в ресторане и на улице» — отзыв посетителя кофеен из числа молодежи. Я бы ответил: «Пусть этот «маразм» будет все то же, что и «юродство» новгородского святого Николая Кочанного. В «юродстве» или «маразме» юношей и девушек Ленинградской Духовной Академии, Семинарии и Регентского отделения был ответ этому, из числа молодежи; «вера наша и любовь к Родине выше твоих, милых, кофейных рассуждений...».

Уничтожен ли образ Всевышнего? Да, может быть внешне, в том, что содержалось в куполе Святой Софии.

Нет! Потому что миллионы и миллионы приходят ко святому крещению в 1988 году — году 1000-летия Крещения Руси. Православные, баптисты, лютеране, католики; разве Христос не Один для всех?.. Это в Советском Союзе, — знай, Великий Новгород! Образ Всевышнего не только в иконописи твоего купола, Святая София, но в духе и истине Христа Жизнодавца; Образ духа Жизни жив и будет жить до скончания века. «Образ» — в духе каждого человека, верует он или не верует.

Утро 26 мая прохладно-солнечное после вчерашней грозы...

Будучи в Новгороде, купил я книжку Глеба Горышина под названием «Избранное» (Лениздат, 1988). Нет в этой книжке слов о Христе или вообще о «духе и истине», но в ней вдруг видишь душу людей из Вяльниги, Сигошина, Островенского, Кижии; людей из Старой Руссы, Валдая — душу Новгородской земли. А ведь наверное самое главное в так называемом патриотизме — в себе ощущать что-то от души народа, от того, что в болотах, лесах и перелесках, на холмах и лугах родимой стороны, в Волхове-реке, в Ильмене, в Ладоге, во всем беокрайе северных областей России. .. Не знаю, что у Глеба Горышина было на душе, но в рассказах его душа невгородца вместе с Ловатью, Метой, Валдай-кой — потоками и струями жизни в прошлом. И ныне!

Красив Волхов из окон гостиницы «Турист». Софийская сторона, ее Детинец и сияющая золотом глава Святой Софии... Хо-

телось радоваться, видя панораму в осиянии весны и солнца. Радовалось вправду...

Весь день был в сиянии радости майского дня, в преддверии Троицы.

Поехали к истокам Волхова из Ильменя — к Юрьеву монастырю. Собор св. Георгия ответил самыми стенами своими на пение тропарей и величания так, что бывшие около туристы забыли свои фотокамеры и «прилипли» к церковным дверям. Удивительная акустика в главном соборе Юрьева монастыря. Не концертный зал здесь иметь, но храм, как это и было сотни лет назад задумано и сделано, — храм во имя Бога Живого...

Кто знает прежнее новгородское мастерство теперь? Знают немногие умельцы; они и после разгромов и перетрясок блюдут от пращуров переданный талант. Чуткие пальчики девушек плетут паутину кружев, тянут нити крестецких строчек — по передаче от бабушек и по генетическим целям, начало которых и продолжение вряд ли возможно найти. Музей в Чудовом монастыре крохотная часть от того, что было в Новгородской земле. Было? А может быть и есть? Есть же все же кое-что... Есть!

Музей деревянных построек новгородчины. Мужики новгородские одним топором, без гвоздя, без архитекторов делали для души своей деревянные сказки. Сказки были и наверное останутся на века для девушек, жен, матерей — новгородских баб — правилом жизни и духовным орудием их рукомесленного подвига, их деятельного труда для воспитания поколений прошлых, настоящих и будущих «мужиков новгородских» и «всея Руси» — талантливых мастеров, дерзких, хитрых, оборотливых, вольнолюбивых, как было вольно, дерзко, громогласно новгородское Вече.

Мужики и бабы новгородские — это Русь. Сказки говорить хорошо, еще лучше, чтобы «сказки сделать былью». Русь, думается, умеет делать и то, и другое. (Разрушать тоже).

Варлаамо-хутынокий монастырь не был в нашей туристической программе. Захотелось побывать там. Картина разрушения здесь особенно очевидна. Что было до войны — трудно сказать; очевидны следы военных схваток, особенно в надвратной колокольне, где бросаются в глаза каверны от артиллерийских попаданий.

Тут же строительные леса вокруг собора и внутри его, руины подняли к небу новые купола с воздвигнутыми на них крестами. Под спудом мощи преподобного Варлаама, которые не посмел тронуть Иоанн III, и не коснулся никто после. Над ними простой деревянный крест, как на деревенском кладбище (кто-то из верующих поставил этот крест и украсил его немудрыми кладбищенскими цветами). Во тьме храмовых руин мы спели тропарь и величенис Преподобному Варлааму. После кто-то повел нас на колодец с когда-то почитаемой священной водой. Потом женщины, местные поселянки, позволили наломать сирени, купы которой разрослись по дороге от колодезя к монастырю.

Кульминацией дня был концерт нашего хора в Софийском соборе.

Собор был полон какой-то избранной публики. Около собора много было «неизбранных», рвение которых проникнуть в собор отражалось милицией. Опять кино- и телевизионные съемки. Хор пел превосходно. Публика вроде бы осталась довольна. Бурного выражения восторга, как было в Знаменском соборе, не последовало. Все же хор сохранил приподнятое настроение и с пением «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш», каждый и каждая оборачиваясь с крестным знамением по выходе из собора, вышел к «неизбранным». Тут стало явно то, что новгородцы назвали «чудом». Пришлось не только повторить концерт, но с пением «Царице моя преблагая» хор проследовал на площадь между Святой Софией и памятником Тысячелетия России, устроился для фотографирования несметного числа фотографов на лужайке и, пока щелкали затворы фотоаппаратов, пропел весь канон Пасхи в окружении стекавшихся отовсюду людей.

Долго люди не отпускали нас.

В ресторане гостиницы «Турист» уже было много ожидающих. Еще один концерт был дан для них. Громадная корзина сирени с незабудками, букеты роз и пионов, ужин с мороженым без нормы, улыбки и слезы были поднесены в благодарность.

А на следующий день нужно было покинуть гостеприимный Новгород.

Ленинград еще не перестроился, как кто-то из мальчиков сказал. Для восьмидесяти душ был заказан только один автобус. Пришлось «загорать» около двух часов или больше, пока решилась проблема со вторым автобусом. Люди молодые не склонны унывать. Кто-то строил песочные замки на берегу Волхова, кто-то плескался в воде, нашлись музыканты с трубой и аккордеоном из наших же, пели песни, танцевали. Молодость есть молодость...

Приятная была поездка в Новгород.

Спасибо Митрополиту Новгородскому и Ленинградскому Алексию за то, что устроил включение Ленинградской Духовной Академии в торжество Новгорода — праздник славянской культуры и письменности.

г. Ленинград 3 июня 1988 года

Н Е К Р О Л О Г

В ночь с 3 на 4 января 1999 г. после тяжелой болезни скончался в Женеве (Швейцария) один из старейших профессоров СПбДАиС Николай Анатольевич ЗАБОЛОТСКИЙ, магистр богословия.

Родился он 22 января 1924 года в деревне Бор Валдайского района Новгородской области в семье священника, который в 1937 году был репрессирован, посмертно реабилитирован.

Окончив в 1942 году среднюю школу, Николай Анатольевич служил в тыловых частях до 1945 г. в звании сержанта. В 1946 г. был принят в 3-й класс Ленинградской Духовной Семинарии и, окончив ее по первому разряду с отличием в 1948 г., поступил в Духовую Академию, которую окончил в 1952 г. со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Древнерусская проповедь в ее главных представителях».

В течение пяти лет (1952—1957) был преподавателем Саратовской Духовной Семинарии, где вел ряд предметов, по которым составил учебные пособия. В эти же годы исполнял обязанности секретаря Правления Семинарии и был регентом семинарского хора.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.