УДК 371.13
ДНИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ
И.В. Латыпова
Рассматриваются актуальные вопросы сетевого взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с образовательными организациями и муниципальными органами управления образованием. Предполагается, что День РЦОКИО выступает мотивационным инструментом профессионального совершенствования.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; принцип сетевого взаимодействия; специалист муниципальных систем; мотивация; оценка качества образования; протоколы взаимодействия.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия [3]. В задачах Государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы обращается внимание на формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. И в решении этой задачи важную роль может сыграть сетевое взаимодействие.
Главной причиной включения в сетевое взаимодействие является мотивация. По мнению Л. Боршевицкой, «в отечественной психологии мотивация рассматривается как процесс, являющийся механизмом реализации уже имеющихся мотивов. Мотивация -формирование мотивов, обеспечивающих их активность в нужном направлении» [6].
Сетевое взаимодействие ориентировано на достижение конкретных согласованных целей. Поэтому наличие мотивации является одним из показателей сетевого взаимодействия. С уверенностью можно говорить, что важнейшим приоритетом государственной образовательной политики на современном этапе является развитие механизмов
сетевого взаимодействия всех сторон, заинтересованных в высоком качестве образования - образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудников «Регионального центра оценки качества и информатизации образования» (далее -ГБУ ДПО РЦОКИО), органов власти, представителей педагогической общественности общего и дополнительного образования. Данный приоритет закреплен в таких нормативных документах, как:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»;
- Государственная программа Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы (утверждена 22.10.2013 г. № 338-П постановлением Правительства Челябинской области).
Результатом этого процесса является создание сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, реализующих обеспечение оценки качества общего и дополнительного образования. Активное развитие получает заключение договорных отношений с органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Принцип сетевого взаимодействия позволяет интегрировать образовательные, организационно-методические ресурсы, преумножить эффективность их использования,
получить синергетический эффект. Надо отметить, что сетевое взаимодействие напрямую связано с широким вовлечением общественности в развитие образования. Понимание этой проблемы нашло отражение в уставе ГБУ ДПО РЦОКИО, где выделены основные направления деятельности:
- реализация программ повышения квалификации по направлениям оценки качества образования, функционирования информационных систем, обеспечения информационной безопасности;
- организационное, технологическое, методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации;
- методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение проведения процедуры аттестации педагогических работников;
- методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение оценки качества образования в Челябинской области;
- организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга системы образования в Челябинской области;
- обеспечение информационной безопасности вычислительных систем, сетей и баз данных;
- методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение функционирования информационных систем в сфере образования [2].
Решение этих задач возможно при тесном взаимодействии сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО, специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителей педагогической общественности общего и дополнительного образования. Примером организации таких коммуникаций является Проект День РЦОКИО в территориях Челябинской области (далее - Проект).
Проект реализуется при непосредственном участии:
- сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО;
- специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- представителей педагогической общественности общего и дополнительного образования.
Как показывает практика, именно сегодня такие встречи являются актуальными, так как заинтересованные участники планируют совместную работу по обеспечению оценки качества образования.
Особенность реализации данного проекта заключается в том, что Проект является практико-ориентированным. Работа по реализации проекта строится при взаимодействии с муниципальными органами управления образованием и педагогической общественностью.
Реализация Проекта осуществляется в соответствии с задачами программы развития ГБОУ ДПО РЦОКИО[1]. В качестве одной из задач программа развития определила совершенствование сетевого взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с муниципальными органами управления образованием, образовательными
организациями по обеспечению
эффективной реализации направлений деятельности учреждения.
В исполнении закона «Об образовании в Российской Федерации» значительную роль играют местные органы власти. Муниципальные органы власти передают полномочия в сфере образования муниципальному органу управления образованием (далее — МОУО). В отдельных территориях они именуются по-разному: управление образования, управление по делам образования, комитет по образованию, отдел образования, отдел по образованию и молодежной политике, и т.д. Система управления образованием, её инфраструктура должны быть такими, чтобы они способствовали развитию образовательных организаций, образования в целом.
Сейчас значительно возрастает роль функций МОУО, направленных на аналитическую деятельность, на создание условий для работы образовательных организаций.
Кроме того, с возрастанием самостоятельности образовательных организаций возрастает и ответственность МОУО за развитие муниципальной системы образования в целом.
В центре сетевого взаимодействия, по мнению А. И. Адамского, находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами выступают коллективы образовательных организаций общего и дошкольного образования и коллективы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, носители новаторских педагогических технологий. Событие предполагает ориентацию на решение конкретной задачи, обозначенной в договоре об опорной площадке или проектном договоре. Нормы деятельности естественным образом выращиваются внутри сети (образовательная организация общего и дополнительного образования; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования), а не задаются сверху. Таким образом, сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений [5]. Реализация этой идеи в нашем случае проходит четыре важных и взаимосвязанных этапа.
Во-первых, серьезный и ответственный организационный этап подготовки предстоящего события. Основанием для проведения Дней РЦОКИО в территориях является заявка от органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования и Приказ ГБОУ ДПО РЦОКИО[5], в котором определяется состав работников РЦОКИО, участвующих в Дне РЦОКИО, утверждается Программа проведения Дня РЦОКИО. Нужно отметить, что Программа утверждается после согласования с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
Второй этап продолжает подготовку предстоящего события и включает в себя содержательную составляющую. В соответствии с основными направлениями деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО Проект предлагает работу секций по отдельным направлениям и конкретизацией категории участников как со стороны ГБУ ДПО РЦОКИО, так и с принимающей стороны (Таблица 1).
Таблица 1
Программа Дня РЦОКИО (извлечение)
Проблемы для рассмотрения Категория участников
ГБУ ДПО РЦОКИО МОУО
Обеспечение деятельности образовательных организаций в части оценки качества образования, функционирования информационных систем и обеспечения информационной безопасности. Директор ГБУ ДПО РЦОКИО; Заместители директора ГБУДПО РЦОКИО Руководители образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования
Особенности работы образовательных организаций с информационными системами Представители отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО РЦОКИО Заместители руководителей образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования по направлению работы образовательных организаций с информационными системами
Проблемы для рассмотрения Категория участников
ГБУ ДПО РЦОКИО МОУО
Обеспечение функционирования внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях Представители отдела обеспечения качества образовательных программ Заместители руководителей образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающих функционирование внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях
Актуальные вопросы управления качеством образования на основе результатов внешней оценки (ВПР, РМИ ИДО НОО, ГИА) Представители отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов Руководители методических объединений учителей начальных классов, учителей - предметников
Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения оценки качества образования в образовательной организации Представители отдела организации научной деятельности Педагоги - психологи образовательных организаций дошкольного, общего образования
Третий этап касается персон, которые участвуют в событии. В нашем случае это работа секций.
На Секции «Обеспечение деятельности образовательных организаций в части оценки качества образования,
функционирования информационных систем и обеспечения информационной
безопасности» руководителям
образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования предлагается принять участие в рассмотрении следующих проблем и вопросов:
- совершенствование региональной, муниципальной и внутренних систем оценки качества образования;
- рассмотрение тенденций в оценке качества образовательных результатов обучающихся, оценке качества образовательных программ;
- особенности управления внедрением информационной системы «Контингент»;
- механизмы взаимодействия с образовательными организациями в организации повышения квалификации;
- перспективы заключения проектных договоров с ОО и МОУО по актуальным
аспектам оценки качества образования.
В рамках работы секции «Особенности работы образовательных организаций с информационными системами»
предлагается рассмотреть проблемы, связанные с основными направлениями работы:
- нормативно-правовые основы создания и функционирования информационных систем в образовательной организации; закрепление полномочий по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на уровне органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также на уровне образовательной организации;
- требования, предъявляемые к информационным системам на законодательном уровне. Общие требования к информационному взаимодействию (интеграции) внешних и внутренних информационных систем в образовательной организации;
- возможности интеграции информационной системы с Региональными и Федеральными сегментами.
Заместители руководителей
образовательных организаций дошкольного,
общего и дополнительного образования, обеспечивающих функционирование внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях в рамках работы секций рассматривают управленческие аспекты работы по результатам монито-рингов:
- количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области, обученных по дополнительным профессиональным программам;
- обеспеченности образовательных организаций Челябинской области учебной литературой;
- официальных сайтов образовательных организаций в сети Internet.
На секции обсуждаются особенности международного исследования учительского корпуса TALIS, КИКУ.
Секция «Актуальные вопросы управления качеством образования на основе результатов внешней оценки (ВПР, РМИ ИДО НОО, ГИА)» предполагает работу по проблемам, сгруппированным по четырем направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение внешней оценки качества образования. В работе секции представлены основные нормативные документы федерального и регионального уровня в сфере оценки качества образования, в том числе положения профессионального стандарта педагога как нормативного основания осуществления оценочной деятельности педагога в современных условиях;
- результаты индивидуальных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области по итогам проведенных исследований оценки качества образования различных уровней (международный, национальный, региональный). Обсуждаются результаты проведенных исследованиях качества образования в региональной системе образования Челябинской области в 2015/2016 учебном году (PIRLS, ICCS, НИКО, ВПР/ГИА, РМИ ИДО НОО, РМИ НРЭО, ОКРФ) и рекомендаций по принятию управленческих решений на основе результатов;
- информация о предстоящих исследованиях в 2016/2017 учебном году. Представлен перечень предстоящих исследований и циклограмма их проведения;
- направления взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с муниципальными образованиями по оценке качества образовательных результатов обучающихся.
Секция 5 «Актуальные направления психолого-педагогического сопровождения оценки качества образования в образовательной организации» направлена на решение следующих проблем:
- организация психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся в общеобразовательной организации;
- содержание профессиональной деятельности педагога и педагога-психолога в обеспечении психолого-педагогического сопровождения оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.
В ходе работы предъявляется инновационный опыт психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся.
Итог работы секций - предложения в общий протокол по организации взаимодействия МОУО и ОО с ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам обеспечения оценки качества (далее - Протокол взаимодействия):
- запрос территорий на повышение квалификации руководящих и педагогических работников ОО по реализуемым РЦОКИО программам повышения квалификации на бюджетной и внебюджетной основе;
- запрос территорий на проведение независимых диагностик. Запрос территорий на проведение пробного тестирования;
- предложения по подписанию договора с образовательной организацией - опорной площадкой;
- предложения по подписанию проектного договора (опорная и проектная площадка);
- предложения по участию в региональной конференции;
- предложения по совместному написа-
нию статей, печатных изданий.
Четвертый этап включает в себя рефлексию. Подводя первые итоги, отмечу, что в соответствии с планом работы ГБУ ДПО РЦОКИО проведены Дни РЦОКИО в городских округах и муниципальных районах Челябинской области: Трехгоный ГО, Злато-устовский ГО, Локомотивный ГО, Кыштым-ский ГО, Копейский ГО, Верхнеуфалейский ГО, Челябинский ГО, Ашинский МР, Карта-
линский МР, Сосновский МР, Коркинский МР, Брединский МР, Пластовский МР, Ка-тав-Ивановский МР, Красноармейский МР.
Всего с августа 2016 года по ноябрь 2016 года проведены 15 Дней РЦОКИО. Участниками проекта стали не только педагогическая общественность, но и представители органов исполнительной власти, что показывает актуальность данного Проекта (Таблица 2).
Таблица 2
Категория участников Дней РЦОКИО
Категория участников Количество
Представители Министерства образования и науки Челябинской области 1
Представители органов исполнительной власти 7
Представители депутатского корпуса Государственной Думы Российской Федерации 3
Представители Муниципальных органов управления образованием 134
Представители педагогической общественности 2 680
ИТОГО: 2 825
Результатом работы в территориях стали Протоколы взаимодействия. В соответствии с протоколами взаимодействия определена тематика совместных проектов с образовательными организациями - опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО и муниципальными органами управления образования -проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО по актуальным направлениям оценки качества образования, обеспечения информационных систем и информационной безопасности. Темы совместных проектов утверждены на заседании Методического совета ГБУ ДПО РЦОКИО № 8/2016-2 от 26.10.2016.
Протоколы взаимодействия обозначили заявки на востребованные курсы повышения квалификации, проведение курсов как сотрудниками ГБУ ДПО РЦОКИО, так и тьюторами от территорий.
Подготовка совместных статей для сборника I региональной конференции и статей для научно-методического журнала нашла свое отражение в Протоколе взаимодействия.
Проект День РЦОКИО в территориях поз-
волил:
Для ГБУ ДПО РЦОКИО:
- познакомить территории с направлениями деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО;
- определить мероприятия, в рамках работы ГБУ ДПО РЦОКИО, востребованные в конкретной территории.
Для муниципальных органов управления образованием:
- представить ГБУ ДПО РЦОКИО особенности системы образования конкретного муниципалитета;
- в рамках Протокола взаимодействия определить мероприятия, востребованные в конкретной территории.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утверждена 22 ноября 2012 г. № 2148-р Распоряжением Правительства Российской Федерации)
2. Устав государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и
информатизации образования»
3. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) на период с 2016 по 2017 годы
4. Приказ ГБУ ДПО РЦОКИО № 374 - ОД от 01.08.2016г. «О проведении Дней РЦОКИО в территориях в 2016 г.».
5. Адамский А.И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL
6. Борщевецкая Л.В. Мотивация педагогов: средства, направленные на развитие личности [Текст] /Л.В. Боршевецкая, 2005. - С. 25 - 30.
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 20132020 gody (utverzhdena 22 noyabrya 2012 g. № 2148-r Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii)
2. Ustav gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyj centr ocenki kachestva i informatizacii obrazovaniya»
3. Programma razvitiya gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo
professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyj centr ocenki kachestva i informatizacii obrazovaniya» (GBU DPO RCOKIO) na period s 2016 po 2017 gody
4. Prikaz GBU DPO RCOKIO № 374 - OD ot 01.08.2016g. «O provedenii Dnej RCOKIO v territoriyah v 2016 g.».
5. Adamskij A.I. Metodicheskie rekomendacii dlya regional'nyh organov upravleniya obrazovaniem po organizacii setevogo vzaimodejstviya innovacionnyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. — [EHlektronnyj resurs] — Rezhim dostupa — URL
6. Borshcheveckaya L.V. Motivaciya pedagogov: sredstva, napravlennye na razvitie lichnosti [Tekst] /L.V. Borsheveckaya, 2005. -S. 25 - 30.
Сведения об авторе
Латыпова Ирина Владимировна -
Почетный работник общего образования РФ, начальник лаборатории независимых диагностик организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about author
Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of laboratory diagnostics independent of the organizational and publishing department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk