Дни минувшего будущего: состояние акселерационизма
Бенджамин Нойс
Профессор критической теории, Университет Чичестера. Адрес: College Ln, Chichester PO19 6PE, UK. E-mail: b.noys@chi.ac.uk.
Ключевые слова: акселерационизм; антигуманизм; эпистемо-техническая абстракция; темпоральность; ретромания; танцевальная музыка.
Так называемый классический акселерационизм, берущий начало в работах Ника Ланда, в своей эстетике черпает вдохновение из научно-фантастической литературы (в особенности киберпанка) и танцевальной музыки (в особенности из драм-энд-бейса и джангла). Эти жанры обещали интенсификацию ускорения динамики капитализма до прорыва в нечеловеческое будущее. Перманентный кризис неолиберализма, однако, лишает капитализм всякой динамики, а нас — будущего. Современный аксе-лерационизм реагирует требованием «назад в будущее» — возврата в прошлое с целью отобрать у него силы, которые могли бы создать будущее, подспудно определяя себя в качестве ностальгии, направленной против ностальгии постмодернистского толка.
Но ностальгия в любом случае остается ностальгией, и велика вероятность, что акселерацио-низм выродится или уже вырождается в стерильную смесь футуризма и ретромании. Отчасти об этом сви-
детельствует кризис танцевальной музыки, сопутствующий данной фазе движения: так, джук/футворк отказывается от прорывного драйва джангла, запирая себя в итеративной скорости настоящего момента. Когда же акселерационизм обращается напрямую к силам настоящего, то его внимание доходит только до экстремальных моментов абстракции в области финансовых спекуляций и военных технологий, индифферентных к человеческому и превосходящих наше восприятие. Акселерациони-сты делают ставку на технологии и уравнивают их с развитием, игнорируя труды Маркса и марксистов по вопросам политико-технического устройства, и тем самым попадают в ловушку, будучи неспособными ответить, какой именно субъект будет проводить предлагаемое ими переоформление производственных сил. Реальность настоящего момента ускользает от анализа, оставляя место метафизике текучих сил, которые должны быть высвобождены из иных времен.
Эта растущая изоляция и самозамкнутость, демонстрируемая другими членами группы, к которой только жизнерадостный Риггс оказался иммунен, напоминала Керансу торможение метаболизма и биологическое замыкание, свойственное всем формам жизни на пороге крупной метаморфозы. Иногда он задавался вопросом, в какую зону перехода вступает он сам, уверенный, что это стремление к замыканию было симптомом не пробуждающейся шизофрении, а тщательной подготовки к существованию в радикально новой среде, со своим внутренним ландшафтом и логикой, где старые категории мысли будут лишь обузой.
Дж. Г. Баллард
i ОВРЕМЕННЫЕ обсуждения и побуждения акселера-ционизма видят в нем место, где имеется шанс испробовать новые формы капитала и знания, которые можно, переменив их назначение, использовать для порождения некапиталистического будущего. Джин Морено в своей редакторской статье для журнала e-flux в номере, посвященном «ак-селерационистской эстетике», утверждает, что эта эстетика предоставляет возможность переговоров между «инновационными картографическими опытами» и «стремлением намеренно закалить нигилистические сплавы»1. Он утверждает, что акселерация (либо эстетическое исследование и прослеживание сил или форм акселерации) может раскрыть настоящий момент.
Перевод с английского Полины Хановой по изданию: © Noys B. Days of Phuture Past: Accelerationism in the Present Moment. URL: http://academia. edu/5383550/Days_of_Phuture_Past_Accelerationism_in_the_Present_Mo-ment. Публикуется с любезного разрешения автора.
Использованный автором в названии эрратив phuture отсылает к одноименному чикагскому эйсид-хаус-коллективу (сейчас — Phuture 303) — предвестнику джука/футворка. 1. Moreno G. Editorial // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/journal/ 46/60062/editorial-accelerationist-aesthetics/.
То, что можно назвать классическим акселерационизмом, ассоциируется с работами Ника Лайда2. Он подразумевает ускорение капиталистического времени как времени акселерации в форме раздувания стоимости и объединения всех элементов жизни под брендом «нечеловеческое». Этот момент вырос из теоретической повестки 1970-х, в особенности «Анти-Эдипа» Делёза и Гват-тари, и в работах Ланда приобрел характерный резонанс и акселе-рирующую силу, которая была намеренно нацелена на пара- и антиакадемическую энергизацию. Дискурсивные векторы Ланда и Группы исследований киберкультуры (CCRU) пролегли не только через теорию, но и через литературу киберпанка и пострейво-вое ускорение джангла и драм-энд-бейса: максимальная интенсификация акселерации вплоть до того момента, когда, говоря словами Ланда, «грядущее самоуничтожение человечества станет доступно как танцпол»3. То был экспериментальный дискурс, затрагивающий не только теорию акселерации и имманентности, но и их реализацию в настоящем; практический антигуманизм.
В теоретизации Ланда детерриторизации капитализма, которую продвигали Делёз и Гваттари (в определенный момент), осуществилась в будущем (в 2012 году!). Тогдашнее настоящее, настоящее 1990-х годов, было пронизано киберпартизанами этой воплощенной абсолютной детерриторизации. Мы наталкивались на следы этого будущего — наркотики, научная фантастика, джангл, теория, биотехнологии, — которое предрешило грядущее расплавление, «как если бы ростки завтрашнего дня прорастали обратно», по словам Ланда4. Если в 2013 году нам стоит быть скептиками, то следует отметить, что «предсказание» Ланда было ги-перверовательным (hyperstitional) — перформативным вымыслом, который создает то будущее, которое предсказывает. Такой вымысел нарушает, согласно Ланду, линейное, хронологическое время неудержимыми силами акселерации.
Современный акселерационизм вносит модуляции в эту схему. Он заключает, что инертный, вечно находящийся в кризисе неолиберализм лишил нас будущего, променяв динамизм капитализма на непрозрачные механизмы финансовых спекуляций. Мы перестали производить будущее. Вместо этого мы плаваем в обобщенной ностальгии, и даже танцевальная музыка — акселера-
2. См.: Land N. Fanged Noumena: Collected Writings 1987-2007. Falmouth: Ur-banomic, 2013.
3. Ibid. P. 398.
4. Ibid. P. 415.
ционистская эстетическая форма по преимуществу — провалила тест на акселерацию/изобретательность. В ответ анастрофическая темпоральность акселерационизма отправляется назад в будущее. Точнее говоря, она отправляется назад, чтобы отобрать и акселе-рировать силы, способные снова создать будущее. Этот жест возвращения делает акселерационизм ностальгией, которая противопоставляет себя ностальгии. Против плоской ностальгии постмодернизма нам необходимы, согласно данному сюжету, активные интервенции акселерационизма, способного выбирать, разрабатывать и поддерживать силы, которые сумеют пробить статичный горизонт настоящего.
Нечеловеческий танцпол
Феноменология второй (или третьей) волны акселерационизма все еще представлена танцевальной музыкой. Однажды в этой истории танцевальная музыка предоставила новаторскую форму музыкального акселерационизма. По характеристике Марка Фишера, «пока экспериментальная культура XX века была погружена в лихорадку комбинаторики, которая давала ощущение бесконечного разнообразия, XXI век оказался подавлен сокрушительным чувством конечности и истощения»5. Там, где некогда, в 1990-х, был «хардкорный континуум»6, который гарантировал экспериментальную акселерацию (от рейва через джангл к раннему грайму), сегодня, как Алекс Уильямс переиначивает диагноз из «Ретромании»7 Саймона Рейнолдса, это будущее забуксовало в плохом пастише. Наше настоящее — это ностальгия по будущему, которое некогда было обещано («Сегодня — это Завтра, которое вам Обещали Вчера», по выражению Виктора Бёрджина). Ре-тромания есть, в формулировке Алекса Уильямса, «логика поп-культуры позднего неолиберализма»8.
5. Fisher M. An Extract from Mark Fisher's "Ghosts of My Life" // The Quietus. 24.11.2013. URL: http://thequietus.com/articles/13004-mark-fisher-ghosts-of-my-life-extract.
6. См.: Reynolds S. Introduction to the Hardcore Continuum // The Wire. February 2013. URL: http://thewire.co.uk/in-writing/essays/the-wire-300_simon-reynolds-on-the-hardcore-continuum_introduction.
7. См.: Рейнольдс С. Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого. М.: Белое яблоко, 2015.
8. Williams A. Back to the Future? Technopolitics and the legacy of the CCRU. Berlin, February 1, 2013.
Стазис неолиберализма, пришедшего к заключению, что единственный путь в будущее — повторение прошлого, воспроизводится в стремлении выуживать из копилки прошлого образы и формы акселерации, которые представляются всего лишь статичными моментами. Мы переживаем, по меткому, в духе Баллар-да, выражению Алекса Уильямса, «хронотошноту». Неспособные обрести будущее или хотя бы веру в него, мы можем лишь выживать в блокаде настоящего момента.
Об этом свидетельствуют недавние замечания Марка Фишера о джуке/футворке — форме чикагского «гетто-хауса» на 155— 165 ударов в минуту, с повторяющимся и часто агрессивным сэм-плингом (DJ Rock — Fuck Dat). Может показаться, что футворк является продолжением хардкорного континуума и совершает очередную акселерацию, что ставит под вопрос акселерационистскую характеризацию настоящего момента как момента стазиса. Чтобы спасти свой диагноз, Фишер заявляет, что джангл был «мрачным, но также влажным, плотным и охватывающим», футворк же звучит «странно иссушенным»9. Эта иссушенность указывает на отсутствие движущего момента. Характерная метафизика сил в акселерационизме — жидкостная, странное отображение метафизики Люс Иригарэй, но без ее внимания к гендеру. Напротив, безжидкостная форма футворка — метка того, как он выражает момент настоящего и одновременно сопротивляется ему. Фишер объясняет: «в дурной бесконечности gif-анимации с ее запинающейся, сбитой темпоральностью и жутковатым ощущением, что оказался во временной ловушке»10. Если джангл предсказывал ак-селеративные темпоральности, футворк, согласно Фишеру, схватывает только патовость настоящего момента.
Ответ «классического акселерационизма» на данную дилемму — больше акселерации с помощью скорости капитализма. Джангл, воплотивший в себе «ландовское воображаемое» с его «апокалиптической параноидальной эйфорией», делал будущее возможным". Настоящий момент отозвал это обещание, так что современный акселерационизм больше не работает на «скорости» капитализма. В отсутствие того, что Алекс Уильямс называет «от-
9. Fisher M. Break It Down: Mark Fisher on DJ Rashad's "Double Cup" // Electronic Beats. 22.10.2013. URL: http://electronicbeats.net/en/features/essays/ mark-fisher-on-dj-rashads-double-cup/.
10. Ibidem.
11. Williams A. Back to the Future?..
чуждающей темпоральностью» джангла, требуется новая форма времени.
Чтобы вырваться из итеративного акселерационизма скорости, который есть всего лишь «простой безмозглый натиск», мы призваны на новое «универсальное поле» акселеративных возможностей. Такое будущее характеризуется, по Уильямсу, использованием «передовых движущих энергий, воплощенных в лучших образцах британской танцевальной музыки, ее постчеловеческой изобретательности, чуждом звуковом словаре и ее манипуляциях аффектами и безличным желанием»12. Опять же, фигуративные возможности танцевальной музыки — эстетическое воплощение акселерационизма по преимуществу.
Оставим в стороне национализм подобного рода тезиса (который, по-видимому, эндемичен для музыкального творчества в Британии, обычно в качестве противовеса комплексу неполноценности по отношению к американской музыке). Вышеописанный пример футворка указывает на проблему этой позиции: отсутствие всякого проявления «акселерации» в настоящем моменте. «Возможности», которые современный акселерационизм обещает проследить в универсальном поле, соскальзывают, как ни печально, в новый вид ретромании. Это другая форма ностальгии — переориентированная ностальгия, которая обесценивает настоящее во имя неких зашифрованных возможностей, которые остаются по большей части невидимыми.
Высокочастотная абстракция
Когда акселерационизм обращается к настоящему, он делает это, как мы видели, обыкновенно в модусе инерции. Поиск акселера-тивных сил, когда таковой происходит, добирается только до самых экстремальных современных моментов абстракции, в особенности высокочастотного трейдинга (И¥Т) и алгоритмики в целом".
12. Ibidem.
13. См.: Srnicek N., Williams A. On Cunning Automata: Financial Acceleration and the Limits of the Dromological // Collapse. 2013. Vol. VIII. P. 463-506; Wilkins I., Dragos B. Destructive Destruction? An Ecological Study of High Frequency Trading // Mute Magazine. 22.01.2013. URL: http://metamute.org/editorial/arti-cles/destructive-destruction-ecological-study-high-frequency-trading; Parisi L. The Holes in the Machine: An Interview with Luciana Parisi // Nyx: A Noctour-nal. 2012. № 7. P. 126-133.
HFT, как объясняют Уилкинс и Драго, есть «подмножество алгоритмического трейдинга, которое работает в очень низких временных горизонтах (ioo мс) и требует обработки огромных объемов информации»14. Эта технология, действующая ниже горизонта человеческого восприятия, близко к скорости света, кажется предельно «нечеловеческой». Также алгоритмика, которую Луциа-на Паризи исследовала в дизайне и архитектуре, результируется в «генеративных» объектах, которые «мыслят» и «воспроизводятся». Эти примеры вызывают в памяти киберпанковские формы наноархитектуры из романа Уильяма Гибсона «Идору», главный герой которого «был знаком с этими непомерно огромными монстрами по виртуальным конструктам, но там слабо ощущалась необычная заглаженность их формы, их псевдобиологичность»!5.
Обращение к моментам предельной абстракции и нечеловечности —интересный поворот. Современное искусство обратилось к объекту, воспринимаемому как инкарнация некой нечеловеческой формы или силы конкретного, которое каким-то образом сопротивляется извлечению из него стоимости. Антигуманизм объекта переносит на объект все мечты и стремления к конкретности и избытку. Жизнь, по-видимому ушедшая из субъекта, обнаружилась в анимизме витальных объектов, умножающем жизненную силу, которой так не хватает везде.
Современные акселерационизмы недалеко ушли от подобного рода вещей, обратившись в поисках витальности к нечеловеческому и машинному, но они отличаются тем, что приемлют силы абстракции. Современному капитализму, возможно, недостает динамизма, однако за его действиями стоит предельный фетишизм абстрактного в таких формах, которые индифферентны к человеку или человеческому труду. От финансовых инструментов массового уничтожения до дронов эта фетишизация абстрактного обращается к силам, которые ближе всего подошли к элиминации момента труда. На жаргоне американских военных это называется «сокращением цепи уничтожения» (compression of the kill-chain).
И снова финансовые спекуляции и военные технологии становятся местами фетишизма и силы. Например, Ник Шрничек и Алекс Уильямс обращаются к HFT именно в этих терминах:
Там, где люди оказываются слишком медленными, слишком телесными, чтобы преодолеть определенные темпоральные, пер-
14. Wilkins I., Dragos B. Op. cit.
15. Гибсон У Идору. Екатеринбург: У-Фактория, 2013. С. 113.
цептивные и вычислительные барьеры, HFT-системы вырываются вперед, производя тонкие наноструктуры современных финансовых рынков, слишком запутанные для понимания невооруженным разумом16.
Несмотря на свои обычно восторженные интонации, они не особенно поддерживают HFT, которые остаются в рамках капиталистической итеративной скорости. Вслед за Альберто Тоскано мы могли бы указать также на проблемы, сопровождающие сами материальные инфраструктуры таких форм «акселерации». Похоже, обещания «Скорости убегания» или «Максимизации побега»^, предлагаемые современными акселерационистами, не так просто выполнить, и «слишком телесные» люди по-прежнему остаются проблемой — даже если только в качестве тормоза, прерывания или момента инерции.
Эпистемо-техническое
Хотя современный акселерационизм, очевидно, ухватывает кое-что из мечтаний и кошмаров настоящего в форме некого болезненного восхищения (вполне уместного), он вряд ли по-настоящему схватывает противоречия и формы глобального капитализма и его разнообразных катастроф — экономических, социальных, политических и культурных. При всей риторической позе хладнокровного реализма реальность от него ускользает. Ее место занимает ностальгия пополам с футуризмом, и оба завязаны на метафизику текучих множественных сил.
Современный акселерационизм остался опасно балансировать в настоящем моменте, между раз и навсегда оцененным прошлым и наслаивающимся будущим. Это дизъюнкция без синтеза. Она отражает наше искаженное отношение к капиталистическому времени, но только в мистификации мы можем воссоединиться с превосходящей силой. Мое возражение акселерационизму основано не на недостаче, но на обещании воссоединения. Чтобы исцелить изломанное прошлое, застрявшее в итеративной тем-поральности GIF, который ускоряется, оставаясь на месте, необходима экстракция новых сил, которые могут сподвигнуть это спотыкание на движение.
16. Srnicek N., Williams A. Op. cit. P. 487-488.
17. См.: Williams A. Escape Velocities // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/ journal/escape-velocities/; Singleton B. Maximum Jailbreak // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/journal/maximum-jailbreak/.
Упускание настоящего момента — не только политический, но и эпистемический просчет акселерационизма. Последний видит своей целью нечто подобное способности аналитика Коли-на Лэйни в «Идору» Гибсона — находить «узловые точки, ин-фопровалы, спустившись в которые можно обнаружить иную разновидность истины, иной способ знать и понимать, погребенный под серыми массами информации»18. Эта фигура непрестанно повторяется во всех романах Гибсона: картографическая модель погружения и поиска, унаследованная современным акселерационизмом.
Эпистемическое и политическое, разумеется, связаны. Современный акселерационизм, несомненно, может поклясться в верности (и регулярно это делает) «акселерационисту Марксу» или акселерационистским моментам в Марксе: «Манифест Коммунистической партии», предисловие 1859 года, статьи об Индии и т. д. При этом исключаются многие работы Маркса и марксистов по вопросам политического и технического устройства, которые угрожают ядру акселерационизма.
Раньеро Панциери в своем эссе «Прибавочная стоимость и планирование: заметки о „Капитале"» замечает:
Перед лицом капиталистического переплетения технологии и власти перспектива альтернативного использования машин (рабочим классом), очевидно, не может быть основана на простом и чистом переворачивании отношений производства (собственности), где последние понимаются как покров, которому суждено быть сорванным на определенном этапе производственной экспансии просто в силу того, что он становится мал. Отношения производства находятся внутри производственных сил, а те «оформляются» капиталом. Именно это позволяет капиталистическому развитию длить себя даже после того, как экспансия производственных сил достигла высшего уровня. В данной точке социальная регуляция трудового процесса немедленно оказывается родом планирования, который отличается от капиталистического планирования или противополагается ему".
Переориентированию, которое предлагают современные акселе-рационисты, недостает понимания того, какой субъект будет его производить, и размышления над проблемой такого «оформле-
18. Гибсон У. Указ. соч. С. 56.
19. Panzieri R. Surplus Value and Planning: Notes on the Reading of "Capital" // CSE Pamphlet No. 1. The Labour Process & Class Strategies. L.: Conference of Socialist Economists, 1976. P. 12.
ния» производственных сил. Оно просто не способно произвести эпистемический или политический сдвиг, который ухватывал бы данную слоистую конструкцию.
Анализируя Оливетти, Романо Альквати указывает на ошибку тех, кто понимает производство как нечто отдельное от отношений производства, будь то левые или правые: «Поскольку техническое приравнивается к развитию, представители техно-бюрократии не имеют иных желаний, кроме его акселерации и органической циркуляции»20. На мой взгляд, это критическая характеристика определенных заявлений акселерационизма. Приравнивание технического и развития исключает напряжения, вызываемые устройством «технического» как мертвого труда.
Анализ Альквати подчеркивает, вопреки образу фабричного производства как «компактного» или закрытого, что лучший образ для стратегии Оливетти — конвейерная лента:
Конвейер — элемент, в который инкорпорируются принципиальные организационные функции труда во времени и пространстве, и здесь, там, где работа валоризации в строгом смысле выполняется сборщиками, конвейер (и лучше всего — линии сборки нового типа) проявляет себя как стихия организации и координации в чистом виде, обнаруживая очень специфическую и фундаментальную тенденцию процесса механизации. Строго в своих рамках предполагаемая организационная функция конвейера — уравнивать различные темпы и операции (которые необходимо «разнятся» внутри организации линии) на основании кратчайшего темпа, по которому настраивается его регулярный ритм, который ежемесячно ускоряется, и выражает прогрессивное коллективное сокращение времен^1.
Это буквальное сцепление рабочих на фабрике, но и более метафорическая фигура для распределенного мануфактурного производства и связи с колониальными местами производства, такими как места производства в Южной Африке, описанные Оливетти. Политическая и техническая композиция здесь производит знание через прослеживание этого смещения и через фигуру сцеп-ленности и движения, которое функционирует также и как разделение. Момент наивысшей абстракции не столь необходим, как наиболее необходимая форма абстракции.
20. Alquati R. Organic Composition of Capital and Labour-Power at Olivetti // Viewpoint Magazine. 2013. № 3. URL: http://viewpointmag.com/2013/09/27/ organic-composition-of-capital-and-labor-power-at-olivetti-1961/.
21. Ibidem.
Расчехление текущего момента
Современный акселерационизм не предложил никакого сравнимого анализа настоящего момента. Отчасти, я думаю, причина в том, что он стремится придерживаться модели «зачехленных» производственных сил, связанных современными отношениями производства. В обсуждении наивной веры классического акселе-рационизма в скорость капитализма сохраняется желание выделить или отследить узловые точки акселерации внутри неподвижных потоков. Здесь господствует эстетика, пытающаяся предотвратить отвердевание момента и уплотнить текучесть скорости до акселерации.
Сложность в том, что, когда современный акселерационизм пытается отойти от модели «расчехления» силы из производственных сил, когда он усложняет эту модель, оказывается, что практически ничего не указывает на присутствие акселерацио-низма в настоящий момент. Несмотря на всю риторику безжалостного реализма, реальность ускользает. На ее месте оказывается ностальгия пополам с футуризмом, которые оба привязаны к метафизике текучих и множественных сил. Вопросы композиции растворяются в силах, которые должны быть расчехлены или выделены из прошлого или будущего.
В результате мы имеем исчезновение настоящего момента. Тупики настоящего, если принимать характеристику, прослеженную в эстетике футворка, не дают запустить акселерацию. Отказавшись от итеративной скорости, ассоциирующейся с капитализмом, я остаюсь в недоумении: что же мы акселерируем и кто осуществляет акселерацию?
Библиография
Alquati R. Organic Composition of Capital and Labour-Power at Olivetti // Viewpoint Magazine. 2013. № 3. URL: http://viewpointmag.com/2013/09/27/ organic-composition-of-capital-and-labor-power-at-olivetti-1961/.
Fisher M. An Extract from Mark Fisher's "Ghosts of My Life" // The Quietus. 24.11.2013. URL: http://thequietus.com/articles/13004-mark-fisher-ghosts-of-my-life-extract.
Fisher M. Break It Down: Mark Fisher on DJ Rashad's "Double Cup" // Electronic Beats. 22.10.2013. URL: http://electronicbeats.net/en/features/essays/ mark-fisher-on-dj-rashads-double-cup/.
Land N. Fanged Noumena. Falmouth: Urbanomic, 2013.
Moreno G. Editorial // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/journal/46/60062/ editorial-accelerationist-aesthetics/.
Noys B. Days of Phuture Past: Accelerationism in the Present Moment.
URL: http://academia.edu/5383550/Days_of_Phuture_Past_Accelerationism_ in_the_Present_Moment.
Panzieri R. Surplus Value and Planning: Notes on the Reading of "Capital" // CSE
Pamphlet No. 1. The Labour Process & Class Strategies. L.: Conference of Socialist Economists, 1976.
Parisi L. The Holes in the Machine: An Interview with Luciana Parisi // Nyx: A Noc-tournal. 2012. № 7. P. 126-133.
Reynolds S. Introduction to the Hardcore Continuum // The Wire. February 2013. URL: http://thewire.co.uk/in-writing/essays/the-wire-300_simon-reynolds-on-the-hardcore-continuum_introduction.
Singleton B. Maximum Jailbreak // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/ journal/maximum-jailbreak/.
Srnicek N., Williams A. On Cunning Automata: Financial Acceleration and the Limits of the Dromological // Collapse. 2013. Vol. VIII. P. 463-506.
Wilkins I., Dragos B. Destructive Destruction? An Ecological Study of High Frequency Trading // Mute Magazine. 22.01.2013. URL: http://metamute.org/editorial/ articles/destructive-destruction-ecological-study-high-frequency-trading.
Williams A. Back to the Future? Technopolitics and the Legacy of the CCRU. Berlin, February 1, 2013.
Williams A. Escape Velocities // e-flux. 2013. № 46. URL: http://e-flux.com/journal/ escape-velocities/.
Гибсон У Идору. Екатеринбург: У-Фактория, 2013.
Рейнольде С. Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого. М.: Белое яблоко, 2015.
DAYS OF PHUTURE PAST: ACCELERATIONISM IN THE PRESENT MOMENT
Benjamin Noys. Professor of Critical Theory, b.noys@chi.ac.uk. University of Chichester, College Ln, Chichester PO19 6PE, UK.
Keywords: accelerationism; antihumanism; epistemo-technical abstraction; temporality; retromania; dance music.
The so called "classical accelerationism," which stems from the works of Nick Land, draws inspiration from sci-fi literature (cyberpunk, for the most part) and dance music, especially drum-n-bass and jungle. These genres promised to intensify the acceleration of capitalist dynamics to the point of a breakthrough into a nonhuman future. The permanent crisis of neoliberalism, however, deprives capitalism of any dynamics and deprives us of our future. Contemporary accelerationism reacts to this by calling for a return "back to the future" — a return into the past in order to select from it those forces which are capable to create the future — and thus it implicitly defines itself as a nostalgia directed against nostalgia itself (e.g. in the spirit of postmodernism).
Nevertheless, nostalgia is all the same nostalgia. Thus, there is a major risk that accelerationism will degenerate — or is already degenerating — into a sterile mix of futurism and retromania. This trend is partially evidenced by the crisis of dance music cooccurring with this phase of accelerationism: for example, juke/footwork withdraws from the ground-breaking drive of jungle and locks itself in the iterative velocity of the current moment. Moreover, at a time when accelerationism explicitly deals with forces of the present, it concentrates only on extreme moments of abstraction in such fields as financial speculation and military technology, which are indifferent to humans and exceed our perception. Accelerationists rely heavily on technologies and equate them with development, disregarding Marx's and Marxist works on political and technical orders. As a consequence, they get trapped, for they are no longer capable of identifying the subject who would perform their suggested reframing of the forces of production. The reality of the present moment withdraws from analysis, leaving room only for the metaphysics of fluid forces that are to be liberated from another time.
DOI: 10.22394/0869-5377-2018-2-125-136
References
Alquati R. Organic Composition of Capital and Labour-Power at Olivetti. Viewpoint Magazine, 2013, no. 3. Available at: http://viewpointmag.com/2013/09/27/ organic-composition-of-capital-and-labor-power-at-olivetti-1961/. Fisher M. An Extract from Mark Fisher's "Ghosts of My Life." The Quietus, November 24, 2013. Available at: http://thequietus.com/articles/13004-mark-fisher-ghosts-of-my-life-extract. Fisher M. Break It Down: Mark Fisher on DJ Rashad's "Double Cup." Electronic Beats, October 22, 2013. Available at: http://electronicbeats.net/en/features/essays/ mark-fisher-on-dj-rashads-double-cup/. Gibson W. Idoru, Yekaterinburg, U-Faktoriia, 2013. Land N. Fanged Noumena, Falmouth, Urbanomic, 2013.
Moreno G. Editorial. e-flux, 2013, no. 46. Available at: http://e-flux.com/jour-nal/46/60062/editorial-accelerationist-aesthetics/.
Noys B. Days of Phuture Past: Accelerationism in the Present Moment. Available at: http://academia.edu/5383550/Days_0f_Phuture_Past_Accelerati0nism_in_ the_Present_Moment.
Panzieri R. Surplus Value and Planning: Notes on the Reading of "Capital." CSE
Pamphlet No. 1. The Labour Process & Class Strategies, London, Conference of Socialist Economists, 1976.
Parisi L. The Holes in the Machine: An Interview with Luciana Parisi. Nyx: A Noc-tournal, 2012, no. 7, pp. 126-133.
Reynolds S. Introduction to the Hardcore Continuum. The Wire, February 2013. Available at: http://thewire.co.uk/in-writing/essays/the-wire-300_simon-reynolds-on-the-hardcore-continuum_introduction.
Reynolds S. Retromaniia. Pop-kul'tura v plenu sobstvennogo proshlogo [Retromania: Pop Culture's Addiction to its Own Past], Moscow, Beloe iabloko, 2015.
Singleton B. Maximum Jailbreak. e-flux, 2013, no. 46. Available at: http://e-flux.com/ journal/maximum-jailbreak/.
Srnicek N., Williams A. On Cunning Automata: Financial Acceleration and the Limits of the Dromological. Collapse, 2013, vol. VIII, pp. 463-506.
Wilkins I., Dragos B. Destructive Destruction? An Ecological Study of High Frequency Trading. Mute Magazine, January 22, 2013. Available at: http:// metamute.org/editorial/articles/destructive-destruction-ecological-study-high-frequency-trading.
Williams A. Back to the Future? Technopolitics and the Legacy of the CCRU. Berlin, February 1, 2013.
Williams A. Escape Velocities. e-flux, 2013, no. 46. Available at: http://e-flux.com/ journal/escape-velocities/.