Научная статья на тему 'Дневниковая проза: тургенев и солженицын (Заметка)'

Дневниковая проза: тургенев и солженицын (Заметка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИКОВАЯ ПРОЗА / DIARY PROSE / И.С. ТУРГЕНЕВ / I.S. TURGENEV / А.И. СОЛЖЕНИЦЫН / A.I. SOLZHENITSYN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николюкин Александр Николаевич

В статье сопоставлены формы дневников И.С. Тургенева и А.И. Солженицына.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diary prose by Turgenev and Solzhenitsyn (A note)

Solzhenitsyn's diary prose in comparison with that by Turgenev.

Текст научной работы на тему «Дневниковая проза: тургенев и солженицын (Заметка)»

А.Н. Николюкин

ДНЕВНИКОВАЯ ПРОЗА: ТУРГЕНЕВ И СОЛЖЕНИЦЫН (Заметка)

Аннотация. В статье сопоставлены формы дневников И.С. Тургенева и А.И. Солженицына.

Ключевые слова: дневниковая проза; И.С. Тургенев; А.И. Солженицын.

Nikolyukin A.N. The diary prose by Turgenev and Solzhenitsyn (A note)

Summary. Solzhenitsyn's diary prose in comparison with that by Turgenev.

Keywords: diary prose; I.S. Turgenev; A.I. Solzhenitsyn.

Сопоставление формы дневников в прозе русских писателей позволяет сделать определенные заключения.

И. С. Тургенев написал рассказ, который памятен по завершающей его записи: «Сею рукопись. Читал И Содержание Онной Не Одобрил Петр Зудотешин».

Речь идет о повести «Дневник лишнего человека». Точнее было бы сказать, что это повествование о смерти Лишнего человека, как у Толстого есть «Смерть Ивана Ильича». История начинается в морозный мартовский день, когда 20 марта была сделана первая запись в дневнике: «Да, я скоро, очень скоро умру. Реки вскроются, и я, с последним снегом, вероятно, уплыву...» Лишний человек точно определяет, что ему осталось 14 дней. Это столь же достоверно, как затем Человек из подполья у Достоевского без-

Дневниковая проза: Тургенев и Солженицын (Заметка)

113

ошибочно определяет: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек». Оба антигероя сразу заявляют о своей сущности.

Записи мартовской погоды в дневнике Лишнего человека оттеняют его меняющиеся настроения: «Сегодня удивительная погода, - записывает он 21 марта. - Тепло, ясно; солнце весело играет на талом снеге; все блестит, дымится, каплет; воробьи, как сумасшедшие, кричат около отпотевших темных заборов; влажный воздух сладко и страшно раздражает мне грудь».

И так продолжается день ото дня. «Сегодня опять холодно и пасмурно. Такая погода гораздо приличнее. Она под лад моей работе». И далее: «Опять зима, и снег валит хлопьями. Лишний, лишний. Отличное это придумал я слово».

Смерть так волнует автора, что гимну ей он посвящает всю последнюю запись от 1 апреля. С какой радостью самоотречения он восклицает: «Кончено. Жизнь кончена. Я точно умру сегодня. На дворе жарко. почти душно. или уже грудь моя отказывается дышать. Моя маленькая комедия разыграна. Занавес падает. Уничтожаясь, я перестаю быть лишним.»

XIX век переходит в XX. И вот один из его героев. «Один день Ивана Денисовича». Это одно из самых страшных сочинений о новом веке, об ужасах лагерной жизни в сталинские годы, настолько пропитано нравственной прочностью, что повесть эту можно назвать, понимая жизнь человека тех лет, - «Самый счастливый день Ивана Денисовича».

И Солженицын сам подводит итог счастья Ивана Денисовича Шухова в тот памятный «один день»: «На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Не всякий писатель возьмется описать такое счастье своего героя.

И в «Одном дне.», и в ставшем вскоре известном рассказе «Матрёнин двор» есть одно повторяющееся, но по-разному звучащее слово «работа». Именно вокруг этого понятия и его значения для разных людей и складывается та нравственная основа сущно-

114

А.Н. Николюкин

сти главных героев повести и рассказа. Вспомним, как Иван Денисович клал стену в здании, ему казалось бы чуждом, но как много это значило для него самого. В этом, собственно, и состоит разница между Лишним человеком и Человеком работающим.

Простой, доводящий до реальности описываемое стиль прозы Солженицына под стать дневниковой прозе Л.Н. Толстого в его «Севастопольских рассказах». Легко представить, что вызывающая подпись Петра Зудотешина в конце рассказа Тургенева сделана писателем, собственно, для себя самого, чтобы передать отношение к нему неприязненно настроенных крикливых и самоуверенных критиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.