Научная статья на тему 'Дневники сестер Саводник (продолжение)'

Дневники сестер Саводник (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛЬГА И НАТАЛЬЯ САВОДНИК / БЫТ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ЧЕРНЯВСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / OLGA AND NATALIA SAVODNIK / THE EVERYDAY LIFE OF THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA / RAISING TEENAGERS / CHERNYAVSKAYA GYMNASIUM / FIRST WORLD WAR / 1917 REVOLUTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савчук Вячеслав Сергеевич

Публикуемые дневники вели девочки-подростки, а позже юные девушки Оля и Наташа Саводник, дочери московского профессора-филолога Владимира Федоровича Саводника. Он был однокурсником и приятелем Валерия Брюсова, сам писал стихи, но известность приобрел своими многочисленными учебными пособиями и хрестоматиями по русской литературе. Сохранившиеся части дневников относятся к июлю 1914 г. декабрю 1920 г. (дневник Оли) и но-ябрю 1915 г. октябрю 1917 г. (дневник Наташи). Часть страниц дневников была вырезана в более позднее время, вероятно, их авторами. Дневники дают представление о воспитании детей в семье московских интеллигентов, о повседневном быте русской интеллигенции начала ХХ в., о восприятии событий Первой мировой войны, революции 1917 г., Гражданской войны. Дневники позволяют проследить процесс взросления сестер Саводник и, следовательно, дают материал для понимания детской и юношеской психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diaries of the Savodnik Sisters (continuation)

The diaries published here belong to teenagers and later young women Olya and Natasha Savodnik, daughters of Vladimir Fedorovich Savodnik, a philology professor from Moscow. He was a college friend of Valery Bryusov and also wrote poetry; however, he became famous thanks to his numerous textbooks and anthologies in the Russian literature. The surviving parts of the diaries were written in July 1914 December 1920 (Olya’s diary) and November 1915 October 1917 (Natasha’s diary). Some pages were cut out later, probably by the authors. The diaries give an idea about raising children in a family of Moscow intelligentsia in the beginning of the XX cent., about such families’ everyday life, their perception of the First World War, the 1917 Revolution, the Civil War. The reader can follow the coming-of-age process of the Savodnik sisters and thus acquire a better understanding of developmental psychology.

Текст научной работы на тему «Дневники сестер Саводник (продолжение)»

УДК 929.52

Дневники сестер Саводник

Вступительная статья, подготовка текста и комментарии В.С. Савчука (продолжение)

Аннотация. Публикуемые дневники вели девочки-подростки, а позже - юные девушки Оля и Наташа Саводник, дочери московского профессора-филолога Владимира Федоровича Саводника. Он был однокурсником и приятелем Валерия Брюсова, сам писал стихи, но известность приобрел своими многочисленными учебными пособиями и хрестоматиями по русской литературе. Сохранившиеся части дневников относятся к июлю 1914 г. - декабрю 1920 г. (дневник Оли) и ноябрю 1915 г. - октябрю 1917 г. (дневник Наташи). Часть страниц дневников была вырезана в более позднее время, вероятно, их авторами. Дневники дают представление о воспитании детей в семье московских интеллигентов, о повседневном быте русской интеллигенции начала ХХ в., о восприятии событий Первой мировой войны, революции 1917 г., Гражданской войны. Дневники позволяют проследить процесс взросления сестер Саводник и, следовательно, дают материал для понимания детской и юношеской психологии.

Ключевые слова: Ольга и Наталья Саводник, быт русской интеллигенции, воспитание подростков, Чернявская гимназия, Первая мировая война, революция 1917 г.

Савчук Вячеслав Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, [email protected].

Diaries of the Savodnik Sisters

Introduction, editing and comments by V.S. Savchuk (continuation)

Abstract. The diaries published here belong to teenagers and later young women Olya and Natasha Savodnik, daughters of Vladimir Fedorovich Savodnik, a philology professor from Moscow. He was a college friend of Valery Bryusov and also wrote poetry; however, he became famous thanks to his numerous textbooks and anthologies in the Russian literature. The surviving parts of the diaries were written in July 1914 - December 1920 (Olya's diary) and November 1915 - October 1917 (Natasha's diary). Some pages were cut out later, probably by the authors. The diaries give an idea about raising children in a family of Moscow intelligentsia in the beginning of the XX cent., about such families' everyday life, their perception of the First World War, the 1917 Revolution, the Civil War. The reader can follow the coming-of-age process of the Savodnik sisters and thus acquire a better understanding of developmental psychology.

Keywords: Olga and Natalia Savodnik, the everyday life of the Russian intelligentsia, raising teenagers, Chernyavskaya gymnasium, First World War, 1917 Revolution.

I Savchuk Viacheslav S., Candidate of Science (History), Associate Professor,

Institute of History and International Relations, Southern Federal University,

105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].

Дневник Оли 11 января 1916 года.

Сегодня есть что пописать. Ну, пришли в училище... Первый урок математика. Пришла наша «замухрышечка», стала говорить, что начнем мы теперь геометрию <нрзб>. Этот урок прошел тихо, да за алгеброй всегда тихо. II-ой урок - немецкий, писали классный перевод. Так дело дошло и до большой перемены. А в перемену Таня Казачкина подходит и говорит: «Ты, может быть, видала черного таракана, что на лестнице сидел, так вот, Сурож его поймала, да руками, такую-то гадость, ну, вот мы и пошлем подарок Евгению Ивановичу, положим в конверт, напишем: "Е.И. Яблокову" и положим на стол в кабинете классного инспектора». Ну, все, понятно, ужасно обрадовались и одобрили. Но вот горе: в большую перем[ену] там сидел инспектор, ну, понятно, не пришлось сделать эту штуку, но решили попробовать еще после уроков. Ужасно мы боялись русского: 6 челов. невызванных, вот сцапает. Ну, спросил некоторых наш Николай, готовленный урок уж весь спрошен: «Ну, думаю, не вызовет». Вдруг: «Саводник, скажите, пожалуйста, "Медный всадник", ведь Вы учили!». Ну, понятно, учила. Ответила. Он ничего не поставил, ведь второй раз вызывает и - ничего, просто мученье. А все-таки задуманная Таней штука удалась, письмо положили Евгению после уроков, что-то выйдет? Ехала на трамвае с madame, она со мной все время разговаривала, такая душка. Ну, вечером надеюсь почитать, да что, начала Тургенева, Григоровича1, а что докончить - не знаю.

7 мая.

Ну, вот: с января до мая не писала, нечего сказать - хорошо веду дневник. Ну, понятно, за это время хорошеньких случаев было очень много, но уж половину позабыла. Вот, например, 3-го мая мы, т.е. я, Таня и Катя Сурож, решили полакомиться и купить пряников, нянечка уже ушла, так, не долго думая, отправились мы прямо из сада к Фелипову. Ну, понятно, страшно было, вдруг увидят, но ничего, все прошло благополучно, и пряниками наелись мы так, что я, придя домой, ничего есть не могла. Ну, теперь перехожу к сегодняшнему дню. А что было сегодня? Да ничего особенного. Сегодня суббота, должно быть 5 уроков, а было всего 2, все-таки до четверть второго проторчали в училище. Ну, нечего горевать, скоро и конец, но все-таки как в этом году нас долго задерживают, а в прошлом мы кончили ведь 10 апреля. Ах, да, вот из головы вон! «К нашему полку прибыло!» У Анны Алексеевны - дочка, а я, представьте себе, «крестная мамаша». А она премиленькая, моя крестница. Ну, вот и занятие летом - нянчить и ублажать ее.

6 июля.

Целый месяц как уже кончилось ученье, перешла я в шестой класс с наградой второй степени, и то хлеб! Вот опять лето, мы в Лукине. Да, вот что! Лукино продано. До осени можем жить, и там уж тью-тью, и никогда не приедем. Папа купил имение в Тульской губ. Каширского уезда, мы на верху блаженства: имение довольно большое, и оно принадлежит нам. Там есть немного скота, а вот как война кончится, так купим еще верховую лошадь. Мама опять в Саках и пишет очень редко, положим и я-то не отличаюсь большой корреспонденцией. Подруги уже прислали 4-е письма,

а я всего послала два. Ах да! 30-го до 3 числа мы, т.е. Нат[аша], я и M-elle, ездили навещать Москву. Там мы почти все время гуляли, ходили в синематог[раф]. Ели мороженое, вообще совсем загуляли. Ну, теперь приступлю к описанию каждого дня, начиная с сегодняшнего. Да теперь как-то не хочется писать, да и особенного ничего нет... Ну, вот. Спала плохо. Проснулась сперва в 3 часа, смотрела восход солнца (у нас с кровати очень его хорошо видно), заснула опять и до четверти девятого проспала. Утром, от 9 до 10, играла как всегда на пианино, потом делали диктант с тетей Кланей. (Кстати замечу, уже второй раз пишу диктант без одной ошибки, а то я всегда уйму делала.) Потом занималась по-французски, сегодня урок чтения, я его люблю, потому что интересные книги читаем: я читаю "Mon oncle et mo cure"2, мне она очень нравится, и M-elle читает мне "Les trois mousquetere"3, тоже интересно, ну, вот, до обеда мы занимаемся4, и после обеда села писать дневник, предварительно помешав Наташе и M-elle и прогнав их в другую комнату. Вечером, может быть, я попишу еще.

19-го июля.

Ой, какая скука! Так скучно, и делать ничего не хочется, читаю, да и то мало, по 100 страниц в день. А читаю теперь «Обрыв». Ужасно мне нравится этот роман, он как-то отличается совершенно от других романов5. Как мне нравятся все эти лица: Райский - правда, немного взбалмошен, но это идет как-то к нему, зараз видно, что он - артист. Марфинька тоже ужасно миленькая, такая чистенькая, чистенькая, совсем ребенок, весела, беспечна, о себе не думает, предоставляя все бабушке. А бабушка, какая старинная, высокая и чистая женщина, с какой любовью заботится она о своих внучках, как хорошо было Марфиньке у ней под крылышком. Умные советы могла бы она дать Вере; правда, у ней иногда странные взгляды на жизнь и любовь, очень уж в тесных рамках был у ней этот «взгляд на любовь», Вера не могла втиснуться в эту рамку, это душа жаждала свободы, незапрещенной любви, она имела другие понятия, другие мечты, она ждала и надеялась получить это счастье от Марка сполна и навсегда. Вера мне ужасно, ужасно нравится. А Марк, кто такое был Марк? Эта трудная личность, и я ее не совсем хорошо понимаю и представляю, но он мне нравится. Нравится этой независимостью, этой простотой обращения со всеми. У него проблескивает большой ум, но «свой собственный ум», смешанный немного с озорством. Мне вспомнился сейчас Ефрем из «Поездки в Полесье»6, у Ефрема тоже было озорство, но оно, как говорил нам учитель, образовалось под влиянием этой суровой природы Полесья, а у Марка откуда взялось это озорство? Как образовалось оно? Я никак этого не могу разобрать. Был ли он «удачник» или «неудачник», тоже не могу сказать. А если бы он согласился с желаниями Веры свить постоянное гнездо, какая бы славная пара вышла. Но он был упрям, не хотел уступить и желал, чтобы и Вера держалась его понятий. Но в том-то и дело, что встретил в ней противника, равного себе по силе, и никто из них не желал пожертвовать своей силой, и в то же время оба надеялись на победу, всяк со своей стороны. Об них больше ничего не могу сказать, а все остальные личности играют довольно маленькие роли, чтобы их описывать. А! Вот еще -Софья! Об Софье можно поговорить, но что ж об ней скажешь. Софья была «богиня», высоко ценила свою красоту, свое происхождение, далеко была от «живой жизни»,

как говорил Райский, и это правда. Она как бы застыла и привыкла подчиняться продиктованной предками программе жизни. Один раз только переступила эту программу, полюбя своего учителя, «человека низшего себе происхождения», и ее родители ужаснулись и показали забытые ею «правила предков», и с тех пор она окончательно превратилась в «каменную богиню», и искра человеческого чувства, как ни старался Райский, не могла уже вспыхнуть в ней, «предки были сильнее», как говорил Райский. Вот все личности «Обрыва», и как я поняла их.

24 июля.

Сегодня воскресенье, целый день свободный, и вот как я его использовала. В 10 часов пошла я с Лялей, Колей и Сережей посмотреть Наташины шалаши. Посмотрели... Посмотрели еще и елку, которую Володя с Наташей хотели украсить сластями и зажечь вечером на мои именины. Идем мы обратно оттуда, и я нашла белый гриб. И вот решили мы отправиться за грибами, а Ляля сказал: «Будемте играть в чины, т.е., как в прошлом году, прибавлять чин за каждый белый гриб, и так от солдата дойдем до главнокомандующего. Вот уж Оля офицер». Ну, отправились, значит, мы за грибами, нашли 22 белых; все-таки довольно много. Пришли мы домой, и до четырех часов я почти ничего не делала, а в четыре тетя Кланя взяла нас гулять. Пошли мы лугом, было очень хорошо и красиво смотреть на ту сторону реки, на стада и косарей, которые устроили себе шалаши и там жили во время сенокоса. Ляля подал мне руку, я оперлась на него, Володя последовал Лялиному примеру, взял Наташу, и так мы шли. Прошли обрыв, спустились в «ущелье», как там было красиво, мы с Лялей просто восхищались. Пошли еще дальше, любовались на стадо, на деревни, я решила сюда придти рисовать, Ляля тоже. Володя все посматривал на меня. (Вообще последнее время он все время смотрит в мою сторону и за обедом, и за чаем, а, кроме этих часов, мы с ним редко встречаемся.) Ужасно он мне не нравится, иногда некрасив до безобразия (положим, не мне судить о наружности; я тоже не отличаюсь красотой, но ведь я себя не вижу и поэтому часто забываюсь), а когда он заржет, т.е. захохочет, мне просто становится он противен. Старается быть остер со мной, потому что я всегда ему колко отвечаю на его хвастовство и нападения на мальчиков. Возвратились мы с прогулки голодные как волки; сели обедать. А после обеда сидели немного на террасе, но я скоро ушла и отправилась вниз, посмотрела, что делает бабушка, а потом села в гостиной, где играли в карты. Было скучно, даже грустно: ждала писем, от мамочки, от Тани, а <нрзб> приехали и писем нам не привезли. Ну, а вечером - вечером, понятно, читала.

2-го августа. Ср[еда].

С утра шел дождь. До обеда, конечно, занималась, а после обеда уже не знаю что делала, кажется, ничего. Решили мы пойти после чая за грибами. Дождь перестал, и мы отправились. Наташа от нас ушла вперед. Я и М-е11е ходили, ходили по Горбуше, все-таки кое-что нашли, но не много, а больше измокли. Возвращаемся это мы домой, как вдруг проливной дождь, мы спрятались под ёлки, только все-таки пришлось переодеться. Вечером, за чаем начались разговоры о театре и артистах. Тетя, Анна Алексеевна, бабушка вспоминали, как они ходили в театры, когда были помоложе. Тетя очень хвалила старых артистов и говорила, что теперь нет уж таких,

вспоминала, как и что они играли, как она с тетей Маней увлекалась театром, но я думаю, что и теперь найдутся хорошие артисты, что тетя их не знает, потому что бросила ходить в театры или ходит очень редко, да и время теперь не такое, ведь оно все бежит и изменяется. Я слушала все безо всякого волнения, мне не нравится это хваленье прошлым7, но прошлое время не воротишь, теперь новые стремления, новые интересы. Мне гораздо больше понравились рассказы бабушки о ее брате Павле Ивановиче. Он очень много пил и потому выкидывал такие вещи, что и мы, слушая рассказы о нем, смеемся до слез... Например, он вертел сломанную машину, для отделения сливок от молока, по ночам; выгонял всех зимой на улицу и много других смешных вещей делал.

15-го августа. Вт[орник].

Ну, скоро уезжаем в Москву. Папа приедет за нами в четверг. Погода, да что уже писать, как всегда, т.е. плохая. А какое лето было, даже не скажешь, что и лето: дожди, холода все время, хороших дней, должно быть, всего около десяти было. Сегодня провожали тетю Мотю на станцию пешком, довольно хорошая вышла прогулка, верст 5-ть. После обеда танцевала с M-elle. Я выучила новые танцы. Очень весело танцевать. Pas d'ispagne мне очень нравится, это M-elle меня научила. Танцуем мы еще вальсы, краковяк, па-де-труа, падекатр8. Я вспоминала, что падекатр я танцевала у Тани, с Юрой. За чаем съела неимоверное количество конфект, а потом говорила с тетей Кланей о цветах, которые пересадим в толщу. Пишу теперь редко и под вечер, когда читать хочется; а ведь тогда много не напишешь. Ну, кончаю писать, а начинаю читать «Демона».

31 августа.

Вот и начала я опять учиться, пошла с удовольствием, потому что там веселее, чем летом было, ведь была просто смертельная скука. Но и в училище как-то скучно -Танечки нет, шалостей тоже.

1 сентября.

Иду я в училище, как будто что-то мне говорит, что я встречу Танечку, ну, так и есть -встретила. Она рассказывала, как ей было весело летом, что ни день, то праздник, вот счастливая. Сегодня ночью должна приехать мамочка. Наташа завалилась спать, а я жду. Сидела, читала, да мало прочла.

4 сентября.

Сегодня воскресенье. Собрались это мы гулять в Петровский-Разумовский9. Наташа не поехала, ну, куда ей, никуда она ходить не любит, ей бы дома сидеть да читать. Доехали очень хорошо. А как там красиво! Как красиво! Деревья все уже желтые стоят, золотые, и темные огромные ели. Дорожки как паркет утоптаны, хорошо разбиты. Вообще мне так представляется старинное имение; только понятно не с народом. Идет дочь владельца по этому парку, мне даже ясно представляется открытое платьице с коротенькими рукавчиками! Кругом ее шелестят большие высокие, уже совершенно желтые липы. Сквозь их ветви солнце бросает на дорожку и на платье девушки яркие круги, а она не обращает внимания на

этот дивный день и идет, задумчиво глядя под ноги. А о чем она думает? Это уже нескромный вопрос, мало ли что может беспокоить девушку. Может быть, она думает о предстоящем свидании и идет на него, а, может быть, грустная мысль о болезни ее отца заставляет ее так задуматься. Ну, довольно, уже это выйдет не дневник, а целые рассказы. Обходили мы весь парк вдоль и поперек. Коля все просился покататься на лодке. Я не решалась, думая: сядешь, а вдруг я позабыла, как гребут, а здесь народ, будут смеяться, а я ненавижу, когда надо мной смеются. Ну, под конец все-таки решились, сели, поехали. Прокатались это мы полчаса, возвращаемся к пристани. Ужасно неудобно было пристать между лодками. И вот, когда мы ударились мысом о пристань, я взяла цепь и хотела, не дожидаясь помощи, прыгнуть на пристань, но лодка отошла и, когда я прыгнула, цепь потащила назад, я хотела удержать и соскользнула ногой в воду, теперь мне только думается: ведь я могла совсем упасть в воду. Ну а впрочем, все благополучно и весело кончилось.

5-го сентября.

Пошла я в училище. Сегодня только до двенадцати, Елизавета именинница10, а у нас строго справляют все царские дни, это очень хорошо. Первый урок история, учитель пришел в первый раз к нам. Смешной такой: маленький, носик в небо смотрит, а прыткий, просто не ожидала от него такой прыти. За историей была алгебра, т.е. урок спанье, уж очень он скучный; все зевали, пялили глаза (старались преодолеть сон) и ничего не понимали. Пришла я домой, поели и отправились с Анной Николаевной к портнихе. На трамвае была давка; я уж думала, что нам не вылезти, но ничего, все вышло благополучно. Нашли портниху, заказали коричневые платья, я себе такое фасонистое выбрала. Видали дом, в котором родилась Наташа, в Теплом пер., такой серенький, симпатичный.

7-го сент[ября].

Сегодня мы все чуть не умерли со смеху. То есть не все, а я, Танечка Казачкина и Катя Сурож. Вот как это было. На первом уроке Танечка спрашивает меня: «Ты почерк Володи Шишова знаешь?». «Кажется, знаю, - отвечала я, - а что?». «Я тебе все потом расскажу и покажу». Вот и перемена. Когда мы были в зале, Таня вынимает письмо, написанное на клочке бумаги, и говорит: «Узнаешь почерк или нет?» «Да, это его, да и подписано: В.Ш.», - отвечаю я. Потом прочли письмо. Ну, это что-то необыкновенное, мы на всю залу грохотали, чуть ли не по полу валялись, на нас все оглядываются: «Что это с 6-ми?». А с нами было вот что. Письмо было от Володюш-ки, где он изъяснялся Тане в любви. Начиналось оно так: «Один лишь миг я увидел Вас, но этот миг останется навсегда в моем сердце», и дальше в том же духе, а под конец: «От Вас зависит подарить мне счастье. Жду Вас у подъезда Вашего дома в 8 часов». Что ни фраза, у нас поднимался такой смех, что классные дамы оглядывались. Но ведь это же просто умора, от такого святоши, который на колени падал за нехорошую мысль, да вдруг объяснение в любви. О Господи! Как вспомню, меня начинает даже сейчас душить смех. И весь день так весело прошел, как вспомним -хохочем до слез. Вот так Володюшка, просто уморил нас!

8-го сент[ября].

Сегодня праздник. Я так разленилась, что просто ужас, уже две тройки получила. На завтра ни одного урока как следует не знаю. Сегодня собрались это мы на Воробьевы горы, но был туман, а главная прелесть - это на Москву смотреть, а в таком тумане не увидишь. Мы, т.е. M-elle и я, все время играем в «безик»11, а сегодня решили пойти в синематограф. Ну, пошли, видели какую-то «Лунную красавицу»12 и «Магнолию», порядочная чушь.

7-го (? - очевидно, описка - В.С.) сент[ября].

День прошел скучно, т.е. уроки, потому что за переменами нам с Танечкой никогда не бывает скучно, или мы говорим, или рассказываем что-нибудь. Завтра едем в цирк целой компанией 7 человек, я пригласила Таню, она согласилась, потом она, понятно, останется ночевать у меня. Как хорошо и весело будет. Но только Танечка обещала позвонить, а не звонит. Ужасно жаль будет, если ей не позволят.

27 октября.

Вот уж третий день, как не хожу в училище, - кашель. Сижу и читаю Достоевского или играю на рояле, теперь я даже очень люблю играть. Сегодня собралась было идти, пошла спрашивать деньги у папы, а мама меня оставила, я очень рада. Деньги мне нужно отдать Танечке - сдачу с билета, так как она у нас в ложе в Малом театре место купила. Был уже один спектакль, на котором мы только вчетвером в ложе сидели: M-elle, я, Юра и Таня. Было так: с нами в ложу я пригласила Иру, ну, а утром Таня звонится и спрашивает, ничего, если вместо Иры пойдет Юра. Я ответила, что, конечно, ничего и я очень рада; говоря это, я должна была приложить руку к сердцу, которое так сильно и больно забилось. Вот мы снарядились и поехали с M-elle (Наташа осталась дома, у нее кашель). Таня с Юрой были уже там, мы поздоровались, Юра ужасно сжал мою руку и продержал довольно долго, или это у него привычка, или я уж не знаю что. Скоро начался спектакль «Трудовой хлеб»13. Мы разместились так: M-elle, Таня, а потом уже и я, Юра сел около меня. С разными замечаниями он нагибался ко мне и ужасно близко, так что я один раз, чтобы ответить на его вопрос, повернула голову, и щеки наши чуть ли не соприкоснулись. Я ненавижу, когда ко мне так близко наклоняются, вот, например, Володюшка, я всегда отстороняюсь и какое-то отвращение чувствую. Но когда Юрий Павлович наклонялся ко мне, мне нисколько не было противно, наоборот -мне было очень хорошо. После того, как мы, распрощавшись, пошли домой, мне не хотелось возвращаться так скоро домой, мне хотелось все идти, идти и никогда не возвратиться. Мне было очень хорошо, то есть не физически, потому что меня мутило и голова кружилась, и так легко; говорить мы не говорили, потому что мне страшно хотелось молчать и думать, да об чем, уж не знаю, об чем я думала. Пришли домой, M-elle хотела уйти, но мне так не хотелось ее отпускать, так было как-то грустно и вместе с тем хорошо. Я начала упрашивать M-elle остаться и почитать мне, она осталась; но из того, что она мне читала, я не понимала ни одного слова и ничего теперь не помню. Я попросила кончить чтение, и мы пошли в нашу комнату, где я потушила все лампы, стало у нас очень уютно, мне было хорошо, очень хорошо, но почему-то грустно; я легла на кушетку, стала смотреть на небо, на луну,

которая освещала всю нашу комнату, и мне хотелось куда-то улететь, позабыть все, что было. За обедом я ничего не могла есть и свалила на то, что я сыта и ела недавно, после театра; на самом же деле я не проглотила ни одного кусочка. Что со мной было? Почему я стала такая? Не знаю! Мне было все равно: что-нибудь делать или сидеть, сложа руки.

2 ноября. Сред[а].

Никак не могу решить: идти мне ко второму уроку или нет. Всю неделю прогуляла, уже из Чернявского звонили, думали, что у нас какая-нибудь заразная болезнь: две сестрицы не ходят. Сегодня решила пойти, но Агаша меня не разбудила, думала как всегда, что она меня будит, а я не иду. Ну, теперь остается только решить, идти ли мне ко второму часу. Во-первых, будут спрашивать, почему я не пришла к первому, ну, я об этом не беспокоюсь, язык есть - отвечу. Во-вторых, 2 и 3 урок ужасно скучные, значит, все это ведет к тому, что я не пойду. В понедельник и вторник не ходила из-за погоды, ужасная была слякоть, а я очень люблю, когда немного морозит и снег идет, вот как сегодня; да ну, наплевать - все равно не пойду, буду учить Закон Божий, который я ничего не знаю, и читать Достоевского «Записки Мертвого дома», очень интересно.

12 ноября. Суб[бота].

В гимназию сегодня не ходила, потому что ездила в город с Анной Николаевной покупать юбку, кофточку и другие принадлежности. Жаль, что я не пошла, ведь сегодня только три урока. Русское сочинение сегодня подавать, а так как я не пошла, то отослала с Наташей, вчера до 12 час. сидела, писала и поправляла, трудно все-таки писать сочинения; в прошлом году мы с Николаем Николаевичем ведь ничего не делали, он только романами занимался, ну, иногда придет, задаст какое-нибудь сочинение, напр., «Весна в поэтической и прозаической форме», «Евгений Онегин в деревне», ну, и все, а тут «Эволюция народной поэзии» или «Тип русского князя», вот тебе и пиши.

19 ноября. Суб[бота].

Сегодня мама меня в первый раз выпустила наружу, а то все кашляла и не ходила целую неделю. Выпустила меня мама на музыку к Брюсовой. Мне очень хотелось: сегодня ведь пение, репетиция «Царя Салтана»14. Мы будем исполнять эту оперу перед Рождеством. Я играю Бабариху, Наташа - Царицу. Я очень рада: Бабариха -очень важная роль и даже больше Царицы. Интересно, как-то мы сыграем.

20 ноября.

Была в Большом театре. «Майская ночь»15. Больше, кажется, ничего особенного не было.

21 ноября.

Праздник. Целый день посвятила на костюм, шила сапоги, очень хорошие вышли. Вечером же была в Чернявском на вечере. Наша учительница русского Богушев-ская читала лекцию «Поэзия в женской душе», а потом были доказательства, говорили собственные стихи. Из нашего класса Богданова Елена лучше всех сказала, у ней есть очень хорошие стихи.

20 декабря.

Вчера был, наконец, спектакль «Сказка о царе Салтане»; ходили на репетиции очень часто, да зато было и очень весело, народу много, говор, смех, иногда даже драка. Спектакль сошел как нельзя лучше, нас очень хвалили, и ничуточки не было страшно и даже весело. Я очень люблю смотреть в публику, к тому же я все время искала Степанову, артистку из Большого театра. Были также и Великомирские, те дети, которые давали концерт, я это раньше писала. Да что ж дальше и писать - да только то, что было очень весело, весело и весело. Начался спектакль в 5 час., конч[ился] 1/2 7-го. Мы там еще оставались после чаю, чтобы остыть. Какая-то дама подошла ко мне и начала меня расхваливать, и хорошо-то я пела такую трудную роль, но зато интересную, вообще говорила, что я выполнила роль как нельзя лучше. Ну, я очень была рада. ^

1 Писатель Д.В. Григорович (1822-1899), автор повестей «Деревня», «Антон-Горемыка», «Гуттаперчевый мальчик», считался в начале ХХ в. классиком русской литературы.

2 Книга Жана де ла Брета под названием «Дядюшка и батюшка» выходила и на русском языке.

3 «Три мушкетера» А. Дюма.

4 Обращает на себя внимание то обстоятельство, что летом девочки-подростки дома занимаются: и музыкой, и чтением книг на французском языке, и диктантами.

5 Далее следует «разбор» знаменитого романа И.А. Гончарова.

6 «Поездка в Полесье» - рассказ И.С. Тургенева (1857), в котором дано некое обобщенное выражение мыслей писателя о человеке и природе.

7 Эти замечания Оли Саводник о «хваленьи прошлым» поразительно напоминают современные суждения многих пожилых людей о том, что «раньше все было лучше»!

8За исключением вальса остальные танцы сегодня можно увидеть только на сцене или во время конкурсов.

Па-де-труа (франц. pas de trios - танец втроем) был в классическом балете танцем трех исполнителей, но в России в самом конце XIX в. стал парным бальным танцем установленной композиции и состоял из элементов менуэта, мазурки и вальса. Падекатр (франц. pas de quatre) -бальный танец четырех исполнителей - был преобразован в России в парный бальный танец установленной композиции, состоящий из вальса и скользящих шагов. Падеспань (франц. pas d'Espagne - испанский танец) - русский парный бальный танец установленной композиции, созданный в 1898 г. и состоящий из элементов характерно-сценического испанского танца (см.: Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. С. 434). Краковяк - старинный польский народный танец, получивший название от г. Кракова. В России начала ХХ в. исполнялся в сочетании с элементами вальса.

9 Очевидно, речь идет о с. Петровско-Разумовском, близ Москвы, где в 1865 г. была основана Петровская земледельческая и лесная академия, получившая в советское время название Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

10 Вероятно, имеется в виду великая княгиня Елизавета Федоровна (при рождении - Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, ставшая супругой русского великого князя Сергея Александровича). Менее чем через два года, в ночь на 18 июля 1918 г., она будет зверски убита большевиками (сброшена живой в шахту в 18 км от г. Алапаевска. В 1992 г. прославлена в лике святых Русской православной церкви.

11 Безик - интеллектуальная карточная игра. Возникла во Франции. В России известна со второй половины XIX в. Существуют варианты игры для двоих (наиболее распространенный), троих и четверых игроков.

12 «Лунная красавица» (1915) - фильм Евгения Бауэра, в котором снималась знаменитая Вера Холодная.

13 «Трудовой хлеб» - комедия А.Н. Островского (1874).

14 «Сказка о царе Салтане» - опера Н.А. Римского-Корсакова. Либретто Владимира Вельского по одноименной сказке А.С. Пушкина. Закончена в начале 1900 г.

15 Опера Н.А. Римского-Корсакова (1879).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.