Научная статья на тему '"Дневники" Михаила Пришвина как Издательский проект'

"Дневники" Михаила Пришвина как Издательский проект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. М. ПРИШВИН / ЭГО-ТЕКСТЫ / "ДНЕВНИКИ" / ДНЕВНИКОВЫЕ КНИГИ / СТРАТЕГИИ ИЗДАНИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / M. M. PRISHVIN / EGO-TEXTS / "DIARIES" / DIARY BOOKS / PUBLISHING STRATEGIES / POST-SOVIET PUBLISHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дворцова Наталья Петровна

Выявлены особенности трех типов эго-текстов (записная книжка, дневник, дневниковая книга) М. М. Пришвина и стратегий их издания. Рассмотрена предыстория (1957-1990) и история (1991-2017) издания восемнадцатитомных «Дневников» (1905-1954) писателя. Показано, что этот коллективный книжный проект от фрагментарной до полной бумажной и электронной версий представляет собой локальную историю отечественного книгоиздания рубежа XX-XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Prishvin's "Diaries" as a publishing project

The research centers upon the bibliographical study of the history (1991-2017) and prehistory (1957-1990) of M. M. Prishvin’s «Diaries» (1905-1954) publication recognized as the longest (18 volumes) diaries in Russian literature. In modern science Prishvin’s «Diaries» are studied in a number of aspects: as a historical and cultural chronicle of the country in 1905-1954; the writer’s self-consciousness and creative laboratory; a fiction text in the system of its motives, literary and philosophical contexts, as well as from the point of view of its publishing fate which is narrowly understood as a fragmentary history of its publication. The paper novelty is due to, first, reconstruction of the history and prehistory of the «Diaries» publication, and second, the system analysis of the publication history in connection with the changing economic models of publishing business, types of publishing houses, their repertoire, strategies, and features of the editorial work during the publication of the collected works. Moreover, the author distinguishes three types of ego-texts in Prishvin’s works (sketch books, diary, and diary books) and, accordingly, different publication strategies. The study reveals that within the prehistory of the «Diaries» publication there were two main approaches to their publishing: first, they were published in shortened versions (1986); second, in fragmentary versions based on the thematic or chronological principle, most often in a journal variant. Prishvin’s «Diaries» are considered in the context of the writer’s whole collected works: the pre-Soviet («Znanie Publishing House», 1912-1914) and the Soviet («Gosizdat», 1927-1930, 1929-1931; «Goslitizdat», 1935-1939; «Khudozhestvennaya literature», 1982-1986) periods. The history of Prishvin’s «Diaries» publication in the post-Soviet period is described as a collective book project carried out by the efforts of five state and non-state publishing houses: «Moskovskii Rabochii» (1991-1995), «Russkaya kniga» (1999-2004), «ROSSPEN» (2012); «Novyi Khronograf» (2013-2014); and «Rostok» (2006-2017). The author demonstrates the «Diaries» connection with the repertoire and strategies of these publishers. After the reconstruction of the history and prehistory of Prishvin’s «Diaries» publication from the initial fragments to full print and electronic versions, the author convincingly proves that this long-term collective book project belongs to the local history of the Russian publishing industry in the XX-XXI centuries.

Текст научной работы на тему «"Дневники" Михаила Пришвина как Издательский проект»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Материалы Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (UBWAY-2018)»

УДК 821.161.1-94:655.4/.5

ББК 84(2 = 411.2)6-4 + 76.17

DOI 10.20913/1815-3186-2019-1-42-48

«ДНЕВНИКИ» МИХАИЛА ПРИШВИНА КАК ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

© Н. П. Дворцова, 2019

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; e-mail: [email protected]

Выявлены особенности трех типов эго-текстов (записная книжка, дневник, дневниковая книга) М. М. Пришвина и стратегий их издания. Рассмотрена предыстория (1957-1990) и история (1991-2017) издания восемнадцатитомных «Дневников» (1905-1954) писателя. Показано, что этот коллективный книжный проект - от фрагментарной до полной бумажной и электронной версий -представляет собой локальную историю отечественного книгоиздания рубежа XX-XXI вв. Ключевые слова: М. М. Пришвин, эго-тексты, «Дневники», дневниковые книги, стратегии издания, постсоветское книгоиздание

Для цитирования: Дворцова Н. П. «Дневники» Михаила Пришвина как издательский проект // Библиосфера. 2019. № 1. С. 42-48. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-42-48.

О О

99 m

Mikhail Prishvin's «Diaries» as a publishing project N. P. Dvortsova

Tyumen State University, Tyumen, Russia; e-mail: [email protected]

The research centers upon the bibliographical study of the history (1991-2017) and prehistory (1957-1990) of M. M. Prishvin's «Diaries» (1905-1954) publication recognized as the longest (18 volumes) diaries in Russian literature.

In modern science Prishvin's «Diaries» are studied in a number of aspects: as a historical and cultural chronicle of the country in 1905-1954; the writer's self-consciousness and creative laboratory; a fiction text in the system of its motives, literary and philosophical contexts, as well as from the point of view of its publishing fate which is narrowly understood as a fragmentary history of its publication.

The paper novelty is due to, first, reconstruction of the history and prehistory of the «Diaries» publication, and second, the system analysis of the publication history in connection with the changing economic models of publishing business, types of publishing houses, their repertoire, strategies, and features of the editorial work during the publication of the collected works. Moreover, the author distinguishes three types of ego-texts in Prishvin's works (sketch books, diary, and diary books) and, accordingly, different publication strategies.

The study reveals that within the prehistory of the «Diaries» publication there were two main approaches to their publishing: first, they were published in shortened versions (1986); second, in fragmentary versions based on the thematic or chronological principle, most often in a journal variant.

Prishvin's «Diaries» are considered in the context of the writer's whole collected works: the pre-Soviet («Znanie Publishing House», 1912-1914) and the Soviet («Gosizdat», 1927-1930, 1929-1931; «Goslitizdat», 1935-1939; «Khudozhestvennaya literature», 1982-1986) periods.

The history of Prishvin's «Diaries» publication in the post-Soviet period is described as a collective book project carried out by the efforts of five state and non-state publishing houses: «Moskovskii Rabochii» (1991-1995), «Russkaya kniga» (1999-2004), «ROSSPEN» (2012); «Novyi Khronograf» (2013-2014); and «Rostok» (2006-2017). The author demonstrates the «Diaries» connection with the repertoire and strategies of these publishers.

After the reconstruction of the history and prehistory of Prishvin's «Diaries» publication from the initial fragments to full print and electronic versions, the author convincingly proves that this long-term collective book project belongs to the local history of the Russian publishing industry in the XX-XXI centuries. Keywords: M. M. Prishvin, ego-texts, «Diaries», diary books, publishing strategies, post-Soviet publishing Citation: Dvortsova N. P. Mikhail Prishvin's «Diaries» as a publishing project. Bibliosphere. 2019. № 1. P. 42-48. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-42-48.

В 2017 г. завершилась начатая в 1991 г. публикация полного, восемнадцатитомного, собрания «Дневников» Михаила Пришвина [7]. Охватывая пятьдесят лет русской истории XX в. (1905-1954), они заслуженно получили название «самых длинных дневников в русской литературе» [2]. По объему «Дневники» намного превосходят самое полное, восьмитомное, собрание сочинений писателя, вышедшее в издательстве «Художественная литература» в 19821986 гг. Два последних тома этого издания также были посвящены дневниковым книгам («Натаска Ромки» и «Лесная капель») и «Дневникам» Пришвина. Издание «Дневников» в их полном объеме завершило в глазах читающей публики образ Пришвина как писателя непрочитанного, заново открываемого и стало событием отечественного книгоиздания, раскрывающим логику и характер его развития на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Изучение литературных произведений Пришвина в контексте его «Дневников» стало аксиомой современного пришвиноведения. «Дневники» исследуются как историко-культурная летопись; самосознание писателя и его творческая лаборатория; как художественный текст и система мотивов (тем); с точки зрения их жанрового своеобразия; краеведческого, литературного и философского контекстов (В. Соловьев,

H. Федоров, В. Вернадский, И. Бунин, В. Розанов и др.) [12]. Рассматривается также издательская судьба «Дневников» Пришвина [5]. При этом термин «издательская судьба» понимается как история публикации произведения, которая, однако, исследуется фрагментарно и вне собственно издательских процессов в их внутренней логике.

Издание «Дневников» Пришвина (19912017 гг.) совпало с эпохой смены экономических моделей издательского дела в стране, распада системы государственных издательств и формирования современной книжной индустрии эпохи цифровой революции. Издание «Дневников» писателя может быть рассмотрено в книговедческом исследовании как материал для изучения локальной истории постсоветского литературно-художественного книгоиздания, что и является целью этой статьи. Исследование опирается на системный подход к анализу книгоиздания, включающий изучение специфики редакторской подготовки литературно-художественных изданий в форме собрания сочинений.

I. Эго-тексты Пришвина и принципы их издания

Реконструкция истории издания «Дневников» Пришвина связана с разграничением трех видов эго-текстов в творчестве писателя: записных книжек, собственно дневников и дневниковых книг, созданных на их основе. Впервые

это было сделано В. Д. Пришвиной, супругой писателя, первым публикатором «Дневников», посвятившей почти 40 лет жизни (1941-1979) расшифровке и подготовке их к печати. Благодаря В. Д. Пришвиной возникли традиции (стратегии) публикации «Дневников», продолжающиеся до настоящего времени Л. А. Рязановой и Я. З. Гришиной. Без подвижнической деятельности В. Д. Пришвиной и ее последователей «Дневников» Пришвина как особого феномена русской культуры XX в. не было бы.

Различию и взаимосвязи трех видов эго-тек-стов писателя посвящена статья В. Д. Пришвиной «О дневнике Михаила Михайловича Пришвина» [9], открывающая первый том «Дневников» (1991). В статье воссоздана история отношения писателя к своему дневнику: от текста («тетрадок»), не предназначенного для печати, к публикации дневниковых книг, созданных на основе дневника («Лесная капель», 1940), к работе по переписке, созданию машинописной версии рукописного текста дневника (1941-1954), наконец, к осознанию «общей идеи» дневника («В дневнике можно понять теперь уже общую идею: это, конечно, творчество жизни в глубочайшем смысле») и признанию того факта, что «главные силы свои писателя» он «тратил на писание дневников» [9, с. 3, 7].

Статья Пришвина «Мои тетрадки» (так он называет свои дневники), написанная в 1940 г., когда он принимает решение печатать дневниковые книги, позволяет уточнить его отношение к собственному произведению. Писатель рассказывает свой «сон о несгораемых словах и Страшном суде», который он истолковывает как суд совести над делом его собственной жизни [8, с. 262]. Таким образом, в 1940 г. «Дневники» понимаются Пришвиным как дело жизни и оправдание на Страшном суде. Это отношение к своим тетрадкам Пришвин, с нашей точки зрения, сохранил до конца своих дней. Кроме того, в статье Пришвин рассказывает историю рождения жанра дневника в его творчестве, которое произошло в 1904 г., когда он служил агрономом в имении графа Бобринского «и для памяти на спичечной коробке записал услышанные выразительные народные слова». «С этого разу, - пишет он, - я стал такие слова записывать на чем-нибудь и дома вносить в особую тетрадку» [8, с. 258].

В. Д. Пришвина обосновывает свою интерпретацию феномена дневника писателя как «анализа окружающей жизни и своей души», выделяя в нем две главные особенности: прежде всего это взгляд на жизнь «независимым глазом художника». «Пришвин мог говорить с читателем, лишь решив для себя по всей правде тот или иной вопрос, отказываясь заранее от всякой подсказки чужого ума или требования, которые

ш X I ш

ш

со о

I

N. Р. Пум^оуа, 2019, по. 1, рр. 42-48

О

с:

_J

99

СП

так охотно навязывают нам текущие события, "злоба" дня» [9, с. 3]. В. Д. Пришвина подчеркивает в связи с этим, что «Дневники» было невозможно публиковать из-за цензурных запретов. Так, в первой системной публикации «Дневников» в шестом томе собрания сочинений 1956-1957 гг. (ГИХЛ), - утверждает она, - «было решено опубликовать дневники трех последних лет жизни писателя: 1951-1954, сделав по требованию цензуры многочисленные купюры» [9, с. 8].

Кроме того, с точки зрения В. Д. Пришвиной, назначение дневника писателя - «спасти от забвения ускользающую действительность» [9, с. 4]. Мысль эта, оставшаяся вне поля зрения современных исследователей, представляется чрезвычайно важной для понимания творчества Пришвина. Она связана с концепцией «оправдания бытия», сложившейся в художественных произведениях и «Дневниках» писателя 1920-х гг. Одна из важнейших идей этой концепции - признание абсолютной ценности одного (каждого!) -мгновения жизни или человеческой личности.

В. Д. Пришвина отмечает особую функцию записных книжек писателя: они предназначались для первой, изначальной фиксации мысли. «Первоначальной, краткой, "нерукотворной" была запись в маленькую карманную записную книжку... Один и в обществе людей, среди разговоров, во время прогулки на ходу Пришвин неожиданно вынимал свою записную книжку и с характерным выражением сосредоточенного внимания к неожиданно посетившей его мысли, взглядывая то поверх очков, то на бумагу, как бы внезапно покидая своего спутника, делал короткую отметку карандашом. На следующее утро заметки дня с присоединением всего незаписанного, хранимого лишь в памяти, переносились из записной книжки в дневник» [9, с. 6]. Факт существования записных книжек параллельно с дневниками Пришвина, с нашей точки зрения, - свидетельство высочайшего уровня требований к «независимости глаза художника», то есть, собственно, к свободе высказывания, которые писатель предъявлял к себе. Записные книжки Пришвина, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), насколько нам известно, никогда не публиковались, однако есть все основания надеяться, что современная тенденция оцифровки архивов коснется и их, сделав более доступными.

В издательской практике до публикации «Дневников» Пришвина в их полном объеме сложилось две стратегии издания эго-текстов писателя: 1) в качестве дневниковой книги как структурно-смыслового целого; 2) как собственно дневников на основе хронологического принципа, но фрагментарно и с учетом цензурных требований.

Судя по первым изданиям, существует пять дневниковых книг Пришвина:

«Лесная капель», включая «Фацелию» - журнальное издание 1940 г., книжное издание - 1943 г. Подготовлена к печати М. М. Пришвиным.

«Глаза земли» - впервые в пятом томе шеститомного собрания сочинений (1957). Далее издавалась с подзаголовками «Из дневников 1946-1950 гг.» (1957); «Дневник писателя» (1972) [11, с. 311, 312]. Подготовлено к печати В. Д. Пришвиной.

«Незабудки» - издавались в двух вариантах: как «Отрывки из дневниковых записей 19141958 гг.» (1960) и как «Обрывки из дневниковых записей 1905-1954 гг.» (1969) [11, с. 314]. Подготовлена к печати В. Д. Пришвиной.

«Натаска Ромки» - впервые в седьмом томе восьмитомного собрания сочинений писателя (1984). Подготовка текста и комментарии -А. Макаров.

«Мы с тобой: Дневник любви» - впервые в издательстве «Художественная литература» в 1996 г. Подготовка текста и комментарии Л. А. Рязановой. Особенность текста в том, что у него два автора -М. М. Пришвин и В. Д. Пришвина.

В дневниковых книгах как структурно-смысловом единстве важен принцип отбора записей из дневника в соответствии с определенной идеей (темой), зафиксированной в заглавии: «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Натаска Ромки», «Мы с тобой». Материалом для создания дневниковых книг может быть как весь дневник («Незабудки», 1969), так и определенный фрагмент дневника («Мы с тобой» - дневник 1940 г.; «Натаска Ромки» - дневник охоты 1926-1927 гг.; «Глаза земли» - дневники последних лет, начиная с 1946 г.; «Лесная капель» - дневник 1940 г.).

Собственно дневник до 1991 г. также издавался в двух вариантах. Во-первых, как сокращенная версия дневника в его полном объеме: «Дневники. 1905-1954» - в восьмом томе восьмитомного собрания сочинений (1986). Это издание является важнейшим в истории публикаций дневника Пришвина еще и потому, что с него начинается традиция названия этого произведения писателя - «Дневники» (не «Дневник» или «Мои тетрадки»). Во-вторых, - фрагментарно, на основе хронологического или тематического принципа, чаще всего в периодике. Так, В. Д. Пришвина опубликовала «Дневниковые записи путешествия по Кабардино-Балкарии» (1967); «Из дневника охоты» (1973); «Путешествие из Павлодара в Каркаралинск» (1975); «Записи о творчестве» (1975) и др. [11, с. 321-323]. Л. А. Рязановой в 1989 г. в журнале «Литературная учеба» (1989, № 1) в ряду других публикаций - дневник 1914 г. Эта публикация вошла в историю издания «Дневников» Пришвина как первое нецензури-рованное издание [10, с. 3].

2. Судьба «Дневников» в советский период

Собрание сочинений - наиболее полный, в сравнении с избранным или с авторским сборником, вид литературно-художественного издания, дающий представление о творчестве писателя в целом [1, с. 127]. Первое собрание сочинений Пришвина (в трех томах) вышло в петербургском издательстве «Знание» в 1912-1914 гг. Оно давало целостное представление о творчестве Пришвина, писателя Серебряного века русской культуры. Важно подчеркнуть, что, несмотря на достаточно тесные творческие и человеческие связи с А. Ремизовым, Д. Мережковским, писателями модернистского направления, печатается Пришвин в горьковском «Знании», специализирующемся на выпуске произведений писателей-реалистов, в ряду которых, помимо самого М. Горького, И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн и др. [3, с. 244-245].

В советское время вышло четыре собрания сочинений Пришвина. Все они так или иначе связаны с издательством «Художественная литература», главным советским издательством, выпускающем литературно-художественные произведения. Оно известно такими сериями, как «Библиотека всемирной литературы», «Библиотека классики», «Классики и современники» и др. Возникло издательство в 1930 г. как «Государственное издательство художественной литературы» (ГИХЛ) на базе различных издательских структур и прежде всего литературно-художественных редакций «Госиздата», первого большого советского издательства, основанного в 1919 г. Название издательства «Художественная литература» появилось в 1963 г. [4, с. 80].

Два первых советских собрания сочинений Пришвина - семитомное (1927-1930) и шеститомное (1929-1931) - были опубликованы «Госиздатом». Собрание сочинений в четырех томах вышло в «Гослитиздате» в 1935-1939 гг. Там же в 1956-1957 гг., уже после смерти писателя, вышло шеститомное собрание сочинений. Последнее советское - восьмитомное - издание собрания сочинений Пришвина вышло в свет в 1982-1986 гг. в издательстве «Художественная литература» тиражом 150 тыс. экз. В 1986 г., как отмечает С. А. Карайченцева, издательство выпустило 334 издания тиражом 84,9 млн экз. [4, с. 82]. Издание, обращенное к массовому читателю, отличается высоким уровнем редакторской подготовки. Это касается и фактически первой версии «Дневников» Пришвина 1905-1954 гг., подготовленной к печати Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной и Т. Н. Бедняковой. Том «Дневников» содержит достаточно объемные комментарии [6, с. 671754], текстологические, историко-литературные и реально-исторические по характеру.

В текстологическом комментарии принципиально важен тот факт, что «все тексты сверены с рукописями, автографами, хранящимися в ЦГАЛИ» [6, с. 673]. В комментариях дается также краткий обзор истории текста «Дневников» и обоснование концепции его издания, хронологического и сокращенного (фрагментарного) одновременно: «При отборе материала... составители стремились, по возможности сохраняя форму дневников, выделить наиболее важные темы, волновавшие Пришвина на протяжении всей жизни» [6, с. 673]. «Отбор материала» для публикации «Дневников» при всей его строгости и осознанном характере позволяет тем не менее понять это издание как своего рода дневниковую книгу, а не собственно дневник. Все это свидетельствует об историко-культурной необходимости издания «Дневников» в их полном объеме, без всякого «отбора материала».

Историко-культурный комментарий, с нашей точки зрения, главный в этом издании, включает творчество Пришвина в широкий и часто впервые обозначенный литературный и историко-культурный контекст. В реально-историческом комментарии к «Дневникам» важна система фактических справок биографического и историко-политического характера. В «Комментариях» читателю открывается новый облик Пришвина, не сводящийся к традиционному советскому образу певца природы, этнографа, географа и путешественника. Свободно ориентироваться в творчестве Пришвина и в его новом облике читателю позволяет алфавитный указатель произведений, включенных в восьмитомное собрание сочинений.

3. «Дневники» Пришвина в постсоветском книгоиздании

В 1990 г. появился Закон о печати и других средствах массовой информации, провозгласивший свободу слова и запретивший цензуру. Публикация «Дневников» Пришвина в их полном объеме стала возможной, однако на смену проблемам, связанным с цензурными ограничениями, появились новые, порожденные ситуацией смены экономических моделей издательского дела в стране. Характеризуя состояние книгоиздания в этот период, С. А. Карайченцева пишет: «В самом начале 90-х гг. была разрушена без попытки реформирования, без сохранения позитивного опыта плановая, многоуровневая си- х стема издательского дела СССР и Российской ш Федерации» [4, с. 73]. «Бездумное разрушение» 3 государственного книгоиздания проявилось, § в частности, в том, что, «сохранив в федераль- ^ ной собственности большую часть издательств, ^ формально предоставив им полную свободу в формировании репертуара, государство практически прекратило их финансирование, обложило 45

>-

О _i

О _l 99 m

значительными налогами» [4, с. 105]. В результате «во второй половине 90-х годов монополистами на книжном рынке России становятся именно молодые частные издательства» [4, с. 107].

Ситуация смены экономических моделей в отечественном книгоиздании 1990-х гг. во многом объясняет, почему издание «Дневников» Пришвина продолжалось более четверти века (с 1991 по 2017 г.) и осуществлялось как государственными («Московский рабочий», «Русская книга»), так и негосударственными («РОССПЭН», «Новый хронограф», «Росток») издательствами. С этим, очевидно, связан и тот факт, что издательство «Художественная литература», накопившее в процессе издания восьмитомного собрания сочинений Пришвина большой опыт качественной редакторской подготовки, не оказалось в ряду этих пяти издательств. В 1990-е гг. «Художественная литература», оставшись государственным издательством без финансовой поддержки, существенно сократила объем выпуска книг [4, с. 126].

В условиях разрушения советской издательской системы издавать «Дневники» Пришвина в 1991 г. начало издательство «Московский рабочий», основанное в 1922 г. и закрывшееся в 2001 г. Это издательство не раз выпускало произведения Пришвина в советское время [11, с. 312]. Издательство печатало три тома «Дневников»: 1914-1917 гг. (1991); 19181919 гг. (1994); 1920-1922 гг. (1995). Со второго тома до последнего, восемнадцатого, «Дневники» Пришвина стали издаваться в рамках «Федеральной целевой программы книгоиздания России», а в последние годы - федеральной целевой программы «Культура России». Подготовка текста осуществлялась, как и в целом в издании, Л. А. Рязановой и Я. З. Гришиной.

«Московский рабочий» продолжил традицию издания «Дневников», начатую издательством «Художественная литература» и основанную на высокой культуре редакторской подготовки издания. Она включает в себя: 1) комментарий впервые издаваемого текста высочайшего научного уровня; 2) создание указателей (указатель имен); 3) художественное оформление (Г. Расторгуев) на основе впервые публикуемых фотографий писателя; 4) сверку текста «Дневников» с автографом, хранящимся в РГАЛИ. Эту традицию сохранили и продолжили все пять издательств прежде всего благодаря усилиям публикаторов «Дневников» Л. А. Рязановой и Я. З. Гришиной.

После закрытия «Московского рабочего» эстафету издания «Дневников» приняли последовательно четыре издательства, возникшие в 1990-е гг. и специализирующиеся на выпуске так называемой возвращенной литературы и книг, связанных с созданием новой, постсоветской интеллектуальной истории России XX века. Обусловлено

это прежде всего тем, что «Дневники» Пришвина объединяют две эпохи: Серебряный век и советский период.

Издательство «Русская книга» (ФГУП), основанное в 1992 г. на базе государственного издательства «Советская Россия», существовавшего с 1957 г., выпустило три тома «Дневников»: 1923-1925 гг. (1999); 1926-1927 гг. (2003); 19281929 гг. (2004). Они органично вошли в репертуар издательства, включающий отдельные издания и собрания сочинений писателей-современников Пришвина: А. Ремизова (10 т.); И. Шмелева (5 т.); Б. Зайцева (5; 11 т.); З. Гиппиус (9; 10 т.) и др. В 2005 г. на базе «Русской книги» возникла новая структура - издательство «Русская книга - XXI век»1.

Издательство «Российская политическая энциклопедия» («РОССПЭН»), открывшееся в 1991 г., в течение 2012 г. при финансовой поддержке фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» издало два тома «Дневников»: 1940-1941 гг. (2012); 1942-1943 гг. (2012). «Дневники» Пришвина военных лет стали для издательства своеобразным дополнением научно-исследовательского проекта в 100 томах «История сталинизма», который создается «РОССПЭН» совместно с Фондом первого президента России Б. Н. Ельцина2.

Издательство «Новый хронограф», начавшее работу в 1991 г. в новосибирском Академгородке и называвшееся «Сибирский хронограф», а в 2001 г. ставшее московским издательством, в 2013-2014 гг. издало три тома «Дневников» 1940-х гг.: 1944-1945 гг. (2013); 1946-1947 гг. (2013); 1948-1949 гг. (2014). Это соответствует стратегии издательства, включающей просветительскую идею публикации исторических документов3.

Основную нагрузку по изданию «Дневников» взяло на себя санкт-петербургское издательство «Росток», специализирующееся на издании книг не публиковавшихся в России русских писателей. Издательство, возникшее в 2000 г., известно публикацией собрания сочинений В. Розанова (35 т.), А. Ремизова, серий «Литературные изгнанники», «Неизвестный XX век» и др. Публикация «Дневников» в этом контексте и в городе, который Пришвин считал своей духовной родиной, является важнейшей заслугой издательства «Росток» и его генерального директора Л. И. Чикаровой. С 2006 по 2017 г. издательство выпустило 11 томов «Дневников»4.

1 Издательство «Русская книга - XXI век». URL: http://fantlab.ru/ publisher802 (дата обращения: 23.11.2018).

2 РОССПЭН - официальный сайт издательства. URL: http:// www.rosspen.su/ (дата обращения: 23.11.2018).

3 Издательство «Новый хронограф». URL: http://novhron.info/ (дата обращения: 23.11.2018).

4 Издательство «Росток». URL: http://rostokbooks.ru/ (дата обращения: 23.11.2018).

Переиздав четыре тома «Дневников» 1914— 1922 гг., напечатанных в «Московском рабочем» и «Русской книге», «Росток» выпустил том «Раннего дневника 1905-1913» (2007), четыре тома «Дневников» 1930-х гг. (1930-1931, 2006; 19321935, 2006; 1936-1937,2010;1938-1939,2010)и два тома «Дневников» 1950-х гг. (1950-1951, 2016; 1952-1954, 2017). «Росток» продолжает издавать книги «неизвестного Пришвина». Так, в 2017 г., к 100-летию Октябрьской революции, переиздана (после 2004 г.) в серии «Неизвестный XX век» книга Пришвина «Цвет и крест».

Завершающим этапом издания «Дневников» Пришвина, с нашей точки зрения, следует считать появление «Электронной библиотеки М. М. Пришвина», включающей в себя все 18 томов «Дневников», на официальном сайте Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина5, в котором много лет существует научная школа, посвященная изучению творчества писателя. Электронная версия «Дневников» сделала их общедоступными, ведь тираж в две тысячи экземпляров (первый том в 1991 г. вышел тиражом 21 500 экз.) превратил издание в библиографическую редкость5. Интернет-версия «Дневников» Пришвина включает их в контекст остро актуальной проблематики осмысления современных онлайн-дневников, от LiveJournal до блогов и страниц в социальных сетях.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что издание «Дневников» Пришвина стало крупным коллективным книжным проектом, фактически начатым в 1957 г. в шеститомном, первом посмертном, собрании сочинений писателя и завершенным в 2017 г. Проект подтвердил актуальность главной задачи отечественного книгоиздания, в какую бы эпоху, советскую или постсоветскую, оно ни существовало: просвещать, вводить в национальное культурное пространство новые тексты и смыслы. Издание «Дневников» Пришвина сделало по-новому актуальным тот факт, что отечественное книгоиздание как национальное достояние существует во многом благодаря подвижникам-энтузиастам, в ряду которых не только В. Д. Пришвина, Л. А. Рязанова, Я. З. Гришина, но и те редакторы, художники, верстальщики, корректоры, полиграфисты, инвесторы, которые в течение 60 лет принимали участие в проекте. Книговедческое исследование истории издания «Дневников» в контексте издательских процессов (смена экономических моделей, взаимосвязь технологий традиционного бумажного и электронного книгоиздания, специфика редакторской подготовки литературно-художественного издания в форме

5 Электронная библиотека М. М. Пришвина. URL: http://elsu.ru/ prishvin.html (дата обращения: 23.11.2018).

собрания сочинений и др.) - от фрагментов до полной печатной и электронной версий - подтверждает гипотезу о том, что этот многолетний коллективный книжный проект представляет собой локальную историю отечественного книгоиздания рубежа XX-XXI вв. ■

Список источников

1. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения // Основные стандарты по издательскому делу. Москва, 2009. С. 112-144.

2. Гришина Я. З. Самые длинные дневники в русской литературе. URL: http://www.kultpro.ru/item_23/ (дата обращения: 23.11.2018).

3. История книги / под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. Москва, 2001. 400 с.

4. Карайченцева С. А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству. Москва, 2004. 424 с.

5. Никандрова А. В. Издательская судьба дневников М. М. Пришвина. URL: http://prishvin.lit-info. ru/prishvin/kritika/nikandrova-izdatelskaya-sudba-dnevnikov.htm (дата обращения: 23.11.2018).

6. Пришвин М. М. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. Дневники. 1905-1954. Москва, 1986. 759 с.

7. Пришвин М. М. Дневники. 1905-1954. Т. 1-18. Москва, Санкт-Петербург, 1991-2017.

8. Пришвин М. М. Мои тетрадки // Собрание сочинений : в 8 т. Москва, 1983. Т. 5. С. 257-262.

9. Пришвина В. Д. О дневнике Михаила Михайловича Пришвина // Дневники. 1914-1917 / М. М. Пришвин. Москва, 1991. С. 3-9.

10. Рязанова Л. А. Благодарности // Дневники. 1952-1954 / М. М. Пришвин. Санкт-Петербург, 2017. С. 3-4.

11. Рязанова Л. А. Посмертные публикации произведений М. М. Пришвина (1954-1977) // Пришвин и современность. Москва, 1978. С. 306-329.

12. Сова М. Н. Дневники М. М. Пришвина в современных исследованиях // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2015. № 1. С. 361-366.

References

1. National Standard 7.60-2003. Publications. Basic types. Terms and definitions. Basic standards on publishing. Moscow, 2009, 112-144. (In Russ.).

2. Grishina Ya. Z. Samye dlinnye dnevniki v russkoi literature [The longest diaries in Russian literature]. URL: http://www.kultpro.ru/item_23/ (accessed 23.11.2018). (In Russ.).

3. Govorov A. A., Kupriyanova T. G. (eds). Istoriya knigi [The history of the book]. Moscow, 2001. 400 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Karaichentseva S. А. Knigovedenie: literaturno-khudozhestvennaya i detskaya kniga. Izdaniya po filologii i iskusstvu [Bibliology: the fiction and children's book. Publications on philology and art]. Moscow, 2004. 424 p. (In Russ.).

ш x i Ш CI Ш

m

О

5. Nikandrova A. V. Izdatelskaya sud'ba dnevnikov M. M. Prishvina [The publishing fate of M. M. Prishvin's diaries]. URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/kritika/ nikandrova-izdatelskaya-sudba-dnevnikov.htm (accessed 23.11.2018). (In Russ.).

6. Prishvin M. M. Sobraniye sochineniy v 8 t. T. 8. Dnevniki. 1905-1954 [Collected works in 8 vols. Vol. 8. Diaries. 1905-1954]. Moscow, 1986. 759 p. (In Russ.).

7. Prishvin M. M. Dnevniki. 1905-1954. T. 1-18. [Diaries. 1905-1954. Vol. 1-18]. Moscow, Saint Petersburg, 1991-2017. (In Russ.).

8. Prishvin M. M. Moi tetradki. Sobraniye sochineniy in 8 vols. Moscow, 1983, 5, 257-262. (In Russ.).

9. Prishvina V. D. On the diary of Mikhail Mikhailovich Prishvin. Prishvin M. M. Dnevniki. 19141917. Moscow, 1991, 3-9. (In Russ.).

10. Ryazanova L. A. Acknowledgements. Prishvin M. M. Dnevniki. 1952-1954. Saint Petersburg, 2017, 3-4. (In Russ.).

11. Ryazanova L. A. Posthumous publications of M. M. Prishvin's works (1954-1977). Prishvin i sovremennost'. Moscow, 1978, 306-329. (In Russ.).

12. Sova M. N. M. M. Prishvin's diaries in modern research. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Philologiya», 2015, 1, 361-366. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 11.12.2018 г.

Сведения об авторе: Дворцова Наталья Петровна - доктор филологических наук, профессор, кафедра журналистики ТюмГУ

О -j

О

_J

99 m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.