Время науки
The Times of Science
Мусаева Светлана Алимхановна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет русской филологии и документоведения (5 курс) Научный руководитель: Е.П. Красильникова, канд. филол. наук, доцент
ДНЕВНИК ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ КАК ИСТОЧНИК ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу такого источника журналистского материала как дневниковые записи. Предметом исследования был выбран дневник труженицы тыла Жулдыбиной Ольги Ивановны. Автор статьи показывает, что дневники военного времени «рядовых» граждан являются не только ценным материалом, свидетелем событий, эпохи, но и средством преодоления трудных жизненных ситуаций для людей того времени. В статье рассматриваются различия между фронтовыми и тыловыми дневниками.
Annotation:
This article is devoted to analys of such source of journalistic material as war diaries. The object of research is the diary of homefront worker Zhuldybina Olga Ivanovna. The author of the article relates, that war diaries of «present» citizens are not only important material, that tells about epoch, but they are also help to overcome the difficulties of life for people of war time. In this article is analyzed the difference between front-line and the rear diaries.
Ключевые слова: Великая Отечественная Война 1941-1945, дневники военного времени, источник.
Keywords:
The Great Patriotic War 1941-1945, war time diaries, source.
Внимание к истории Великой Отечественной войны обусловлено не только круглыми датами, отмечаемыми в российском обществе (например, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне), но и в большой степени оно связано с возникновением иных современных подходов и тенденций в осмыслении военной темы, а так же с развитием гуманитарного знания в целом. Разработка обширного круга исследовательских направлений тесным образом сопряжена с наличием и введением новых источников. Ключевое положение в разнообразии этих источников отведено дневниковому наследию 1941-1945 гг.
Чаще всего в журналистской практике существует такие формы как интервью, очерк, репортаж, хроника, а такая форма подачи
2015
3
Musaeva S.A.
С.А. Мусаева
материала как дневниковые записи встречается редко. Изучению подвергаются, как правило, записи, сделанные видными общественнополитическими деятелями, писателями, учеными, а вот к дневникам «рядовых» советских граждан как к источникам обращаются редко. В российских архивах хранятся буквально единицы столь ценного в различном отношении материала. Дневники проигрывают в количественном отношении не менее важному массовому историческому источнику - письмам военных лет, но, в отличие от первых, дневники затрагивают больший круг тем и жизненных ситуаций фронтовиков и мирных граждан, динамичнее показывают события. Уникальность дневника состоит в том, что он не только выполняет отличные от остальных личных источников функции, но и в том, что он обладает богатым потенциалом для журналиста. Следовательно, будет интересно изучить дневник труженицы тыла Жулдыбиной Ольги Ивановны.
Дневник - «ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности. Дневник представляет собой первичную форму мемуарной литературы — общая перспектива событий здесь отсутствует, и повествование держится на молекулярной связи записей, объединенных единством излагающего их лица, системой его воззрений» [1, с. 332]. В словаре дневник определяется так: «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных...датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Дневник пишется для себя.что сообщает ему особую подлинность, достоверность. Обращен преимущественно к событиям личной жизни» [2, С. 98].
Композиция дневника строится так, что каждая его часть озаглавлена, чаще всего датой, но нередко присутствует и подзаголовок, которой емко
№1
Время науки
The Times of Science
передает основные события написанного («1941. Начало войны»; «1945. Окончание войны»; «1955 - самый трудный год в моей жизни»1).
Следует выделить два вида дневников участников Великой Отечественной войны: фронтовые и те, что велись в тылу. Однако зачастую достаточно трудно разграничить их, любой человек мог в один миг перестать быть просто очевидцем событий, уйти на фронт или же, наоборот, получив травму, оказаться в тылу.
Наблюдения показывают, что «мужские» дневники встречаются чаще, чем «женские». Стиль записей, тематика, систематичность во многом зависит от социально-демографических и личностных характеристик авторов. Анализ дневника Жулдыбиной Ольги Ивановны показывает, что женщина делает в основном короткие записи 2 - 3 раза в месяц (иногда, месяца «выпадают»), фиксируя самые знаменательные исторические события и связанные с ними чувства, бытовые ситуации. Тем не менее, обращаясь к «фронтовым» и «тыловым» дневникам, предполагается определить сходства и различия между ними, обозначить присутствующие в них эмоциональные узлы.
Тыловой дневник обычно затрагивает материальные моменты (нехватка денег или продуктов, отсутствие отопления), показывая ставший привычным новый, пришедший с войной, порядок существования. В тыловых записях автор фиксирует информацию о досуге, показывает не только характер семейных, дружеских, любовных, бытовых отношений, но и патриотические настроения граждан. Драматические события (смерть близких, эвакуации, бомбежки) занимают в них значительное место. («Борис эвакуирован с оружейным заводом на Урал (г. Медногорск)»; «Одна из бомб взорвалась недалеко от нашего дома, даже стекла вылетели. Школу летчиков разнесло, погибло 112 человек. Еще одна бомба упала возле детского сада, куда ходила сестренка Рая, но она чудом не взорвалась»).
1 Здесь и далее курсивом цитируется дневник О.И. Жулдыбиной, одного из членов семьи автора данной статьи.
2015
5
M
S.A.
С.А. Мусаева
Тыловой дневник концертирует внимание главным образом на личных переживаниях, но, несмотря на это, становится в условиях военного времени прямым отражением событий, происходящих в стране. (Ольга Ивановна под заголовком «Май 1943» записывает следующее: «Начали выдавать карточки на хлеб: 500 граммов - служащим, 800 граммов -рабочим, 300 граммов - детям, 250 граммов - безработным»).
Для фронтового дневника характерны несколько иные признаки: язык жестче, записи более краткие и фрагментарные. Значительная часть фиксируемого - это описание переездов, людей, встреченных на дорогах войны, товарищей по службе, перечисление выполняемых обязанностей. Ключевым становится «лично пережитое»: участие в боях, описание чужих земель. Часто автор рефлексирует о взаимоотношениях людей в неординарных условиях войны.
Смешивание жанра дневника и воспоминаний - частотное явление, которое могло произойти в военные годы, когда, начав фиксировать события в дневник, человек возвращался к прошедшему к тем годам, когда записи еще не велись. Например, временной план смещается, когда Ольга Ивановна, завершив дневниковые записи, пишет: «Хотя я думала закончить воспоминания, но хочу дополнить. Живя на Украине 1923-1930 гг., в нашей семье воспитывались чужие бездомные дети. Мама приняла мальчика 10 лет, которого привели мои братья. Он учился вместе с нами в школе. Коля, фамилия Жирный, убежал от тетки, у которой жил, она жестоко с ним обращалась: всегда пьяная, заставляла его есть лягушек. Вот так в нашем полку прибыло: стало нас 7 человек, уроки учили за большим столом. Коля был ровесник Вере (1915 года рождения).
Позже у нас поселилась одна семья. Муж и жена Литвиенко. У них умер мальчик и они захотели усыновить Колю, но он не соглашался. Тогда они ему сказали: «Смотри сколько у них детей, а у нас нет». Коля согласился сказав: «Я буду у вас кушать, а спать у ребят».
Вскоре еще одну девочку 4-х месяцев спасли от неминуемой гибели. Это я хорошо помню: сидим мы возле дома на лавочке, идет молодая девушка с ребенком, завернутым в тряпки. Мама расспросила ее, она все
№1
Время науки
The Times of Science
рассказала, что жить не хочет, судьба ее заставляет лишить себя и ребенка жизни. Отец ребенка их бросил, нет денег, и на работу с ребенком не берут. Мама уговорила ее оставить девочку у нас (она была больна). Звали ее Лиля Цветкова. Мама ее вымыла, и росла она с нами до самого отъезда из Дарницы. Мама Лили к тому времени устроилась на работу и забрала дочку обратно, ей уже исполнилось 4 года. Это была хорошенькая девочка с кудрявыми волосами, у нас было ее фото.
Судьба Коли: его приемные родители выехали в город Нежин и взяли его с собой. В 1923 я с Верой ездила в Нежин, жили целый месяц у них. Вырос он хорошим молодым человеком, было ему 18 лет. Впоследствии его призвали в армию, а в 1941 году он погиб.
В Калуге в 1923 году Люба ходила в детский сад. Однажды приходит с девочкой, звали ее Оля Игнатова. Была она из неблагополучной семьи: отец пил, издевался над матерью, которая попала в психиатрическую больницу. Отец умер, а брата посадили в тюрьму. Мы навещали ее мать, но однажды пришли, а она умерла. Так она осталась у нас жить. Хорошая была девочка, она на год моложе меня, училась с Любой в одном классе. Когда ей было 11 лет, пришло письмо от ее тети из Волоколамска, чтобы племянницу Олю привезли к ней. Очень ей не хотелось ехать от нас, но раз нашлись родственники, нужно подчиниться. Мама с папой ее отвезли к тетке. Дальнейшая судьба ее неизвестна. А мы переехали в 1936 году в Тулу...» Достаточно подробные воспоминания, сделанные Ольгой Ивановной о приемных детях, трансформируют жанр дневника.
Вести дневник брались в основном образованные люди «большого сердца», чувствительные к собственным переживаниям и сочувствующие другим, небезразличные к своей стране. Вследствие этого дневниковые записи, фиксирующие годы Великой Отечественной войны, обычно продолжают личные записи, начатые еще до событий 1941-1945 гг. Тем не менее в подавляющем числе случаев автор начинал свои дневниковые записи в первые дни войны, став свидетелем неординарных, а порой нечеловеческих условий жизни. Жулдыбина Ольга Ивановна начинает записи именно в первый год войны, далее появляются ретроспекции к
2015
7
M
S.A.
С.А. Мусаева
событиям, предшествующим началу войны (« Чувствовалось, что что-то надвигается. Нас усиленно готовили по военному делу: учили стрелять из винтовки, бросать гранаты...»), воспоминания о детстве. Ольга Ивановна продолжила вести свои записи и после войны.
Важное психологическое значение, большей частью для фронтовиков, брал на себя дневник, в который выплескивались накопленные сильные эмоции и яркие впечатления. Такие записи принимали форму насущной потребности. («Октябрь 1941 года. Немцы заняли Орел, начались налеты и бомбежки Москвы. Объявили эвакуацию. Нам повезло, поезда бомбили, но мы благополучно добрались до поселка Бутиково, где жила моя сестра Вера. Ехали в темном вагоне, чтобы не было видно с воздуха. В Туле еще оставались Викторина и Борис, о которых мы ничего не знали вплоть до 1942 года. Мы думали, что переждем бомбежки у Веры, а затем вернемся в Тулу, но все изменилось. Чуть позже дошел приказ - немцу ничего не оставлять, хлебные элеваторы жечь, скот уводить. Всю ночь мы резали гусей на дорогу, а утром Рая (3,5 года), Женя (2 года), Люба (17 лет), мама (59 лет) отправились в путь вместе с рысаком Орленком. Нашим проводником был 19 летний Клейменов Володя - он прокладывал наш маршрут в обход городов, занятых фашистами. Днем проходили всего 5 километров, так как день был коротким. Коровы начали болеть ящуром. Животных, как и людей, мучил голод. Под Каширой стадо накинулось на мороженную капусту, после чего многих пришлось зарезать и отдать армейским частям. Помню, как от мороза на телегах переставали крутиться колеса, как тогда становилось тяжело. Как-то раз ночью, зоотехник Иван Петрович прибежал нас будить. Слышались взрывы, сверкало зарево всего в 20 километрах от нас. Срочно двинулись в путь по дороге, которая походила на грязное месиво»; «Ужасная новость: на Рязань сброшены бомбы, разнесен госпиталь!»; «С Орловско-Курской дуги везут много раненых, которые остались без рук и без ног»).
Особого внимания заслуживают записи, сделанные 22 июня 1941 г. (большая часть дневников начинается именно первым днем войны или вскоре после ее начала). Внимание читателя невольно концентрируется на том, как автор узнает о нападении на Советский союз, видя контрасты по
№1
Время науки
The Times of Science
отношению к описанию довоенной повседневной жизни: «Утром покупала хлеб в кондитерской, когда в репродукторе Левитан объявил о нападении фашистской Германии на СССР...»
Военной цензуре в те непростые года повергались не только частные переписки, поэтому даже мысли советских граждан в личных дневниках изложены осторожно. Переступить через своеобразный внутренний барьер «помогают» лишь скрытые грани жизни советских граждан: нищета, отсутствие продовольствия, блат, воровство, спекуляция и др. Критика недостатков присутствует и в дневнике Ольги Ивановны Жулдыбиной: «Кроме как похлебки из лебеды и крапивы, мы ничего не видели. Нас не отпускают домой, хотя обещали десятидневные работы ».
Пример дневника Ольги Ивановны Жулдыбиной свидетельствует, о том какие противоречивые эмоции испытывает человек, когда перед ним встает вопрос о личном участии в войне. Восемнадцатилетняя девушка видит, как уходит на фронт младшая сестра, чувствуя ответственность перед близкими, она записывает следующее: «С Викториной провожали на войну Любу. Хотела ехать и я, но мама и Рая нуждались в заботе. Меня отправили рыть окопы под Тулой...»
Для зрелых авторов военный дневник становится средством самопознания, из записей формируются обобщения, касающиеся всей его судьбы. Поддавшись воспоминаниям, О.И. Жулдыбина, потерявшая мужа, пишет: «Умер после тяжелой болезни мой муж, отец моих детей, с которым мы прожили 32 тяжелых года, но хороших. Ведь мы оставили вас, продолжателей нашей семьи: детей, внуков». В дневниковых записях труженицы тыла переданы глубоко личные душевные переживания, связанные с анализом взаимоотношений с близкими, прежде всего, с матерью («Я очень скучала по своей мамочке...»). Пожалуй, самые скорбные и мрачные размышления фиксируются О.И. Жулдыбиной в связи со смертью мамы. Она записывает стихотворение, сочиненное сестрой Раей:
Дорогая родная мамуля,
Ушла ты от нас навсегда,
Унесла ты с собою теплую ласку,
Но мы не забудем тебя никогда!
2015
9
M
S.A.
С.А. Мусаева
Всегда ты встречала с улыбкой, И радость была на лице.
Всегда ты довольна бывала, Когда приезжали к тебе!
Когда приезжала ты к детям,
Стараясь всех навестить, Добрым словом утешить
И даже в кое-чем подсобить! Жизнь прожила ты большую,
Но вечно в работе, труде. Так спи, дорогая мамуля, За все благодарны тебе.
Обобщая вышеизложенное, нужно сказать, что дневники военных лет выполняли обширный перечень функций: авторы описывали события, происходящие с ними, делились впечатлениями, фиксировали факты; записи становились своеобразным средством преодоления жизненных трудностей. По причине военной цензуры, люди не всегда могли написать в письмах то, что они увидели, пережили, поэтому именно в дневнике фиксировалась самая «честная» информация. Авторы записывали в них свои стихотворения, вносили информацию о важных документах. Таким образом, военные дневники таят в себе большое количество информации, среди которой особое место занимают именно будни советских граждан.
Несомненно дневник являлся для людей способом преодоления жизненных трудностей, принесённых войной. Благодаря широкому разнообразию затрагиваемых тем, дневниковые записи становятся уникальным и богатым источником, который до сих пор недостаточно использован исследователями для воссоздания картины быта советских людей.
Стоит добавить, что муж Ольги Ивановны Жулдыбин Сергей Владимирович, находясь в Казахстане на освоении целины, также вел подробные записи.
Таким образом, дневник с его субъективными записями становится не только прекрасным материалом для работы журналиста, но и с точки зрения жанровых трансформаций представляет собой объективную летопись отдельной семьи.
№1
Время науки
The Times of Science
Литература:
1. Литературная энциклопедия в 11 т. Т. 7. / под ред. П. И.Лебедева-Полянского. М.: изд-во «Советская Энциклопедия», 1934. 888 с.
2. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
2015
11