Научная статья на тему 'Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова'

Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татары-казаки / Ибрагим Махмутов / Оренбургское казачье войско / поселок Варна / пшеница / сделки с продуктами питания / Cossack Tatars / Ibragim Makhmutov / Orenburg Cossack army / Varna village / wheat / food transactions.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аминов Рустем Равилевич

Настоящий источник относится к дневниковым записям, где сосредоточена информация, касающаяся истории поселка Варна (современная Челябинская область РФ) – самой крупной общины тюрков-казаков Оренбургского казачьего войска, представленных татарами. Автор дневника – Ибрагим Махмутов судя по всему являлся казначеем, не исключается и версия того, что он был землемером. Преимущественно, текст рукописи составлен на татарском языке на арабской графике. Однако, подписи под листами большей частью встречаются на кириллице, обнаруживаются и полные смысловые тексты на кириллице. Дневник является, на наш взгляд, оригиналом и утверждать о нем как о какой-либо копии или черновом варианте, будет неверным. Главной ценностью рукописи является то, что, содержащиеся в ней материалы являются разноплановыми и охватывают различные сферы повседневной жизни татар-казаков. Здесь мы находим и сведения по умершим лицам обоего пола, проживавших в поселке Варна, данные по торгово-экономическим сделкам между автором и местными жителями, о датах посевных работ, баиты, молитвы, цены на продукты, рецепты народной медицины и т. д. Основное содержание источника освещает две темы: первая – это выдача различной продукции односельчанам и торгово-экономические операции с ними, вторая – сведения о скончавшихся варненцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аминов Рустем Равилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diary of the Tatar Cossack Ibragim Makhmutov

This source is one of the diary entries containing various information related to the history of Varna village (currently Chelyabinsk region of the Russian Federation). It was the largest community of the Turkic Cossacks of the Orenburg Cossack army, represented by Tatars. The author of the diary, Ibragim Makhmutov, apparently was the treasurer, and the version that he was a land surveyor is not excluded. Mostly, the text of the manuscript is written in Tatar with Arabic script. However, the signatures under the sheets are mostly in Cyrillic, and complete semantic texts in Cyrillic are also found. The diary is, in our opinion, the original and it would be incorrect to consider it a copy or a draft version. The significance of the manuscript lies in the fact that the materials in it are diverse and cover various areas of everyday life of Cossack Tatars. It also includes information on dead men and women who lived in the village of Varna, data on trade and economic transactions between the author and local residents, dates of sowing works, baits, prayers, food prices, traditional medicine recipes, etc. The main content of the source covers two topics: the first is the issuance of various products to fellow villagers and trade and economic operations with them, the second is information about the deceased residents of Varna.

Текст научной работы на тему «Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова»

Аннотация

Настоящий источник относится к дневниковым записям, где сосредоточена информация, касающаяся истории поселка Варна (современная Челябинская область РФ) - самой крупной общины тюрков-казаков Оренбургского казачьего войска, представленных татарами. Автор дневника - Ибрагим Махмутов судя по всему являлся казначеем, не исключается и версия того, что он был землемером. Преимущественно, текст рукописи составлен на татарском языке на арабской графике. Однако, подписи под листами большей частью встречаются на кириллице, обнаруживаются и полные смысловые тексты на кириллице. Дневник является, на наш взгляд, оригиналом и утверждать о нем как о какой-либо копии или черновом варианте, будет неверным. Главной ценностью рукописи является то, что, содержащиеся в ней материалы являются разноплановыми и охватывают различные сферы повседневной жизни татар-казаков. Здесь мы находим и сведения по умершим лицам обоего пола, проживавших в поселке Варна, данные по торгово-экономическим сделкам между автором и местными жителями, о датах посевных работ, баиты, молитвы, цены на продукты, рецепты народной медицины и т. д. Основное содержание источника освещает две темы: первая - это выдача различной продукции односельчанам и торгово-экономические операции с ними, вторая - сведения о скончавшихся варненцев.

Abstract

This source is one of the diary entries containing various information related to the history of Varna village (currently Chelyabinsk region of the Russian Federation). It was the largest community of the Turkic Cossacks of the Orenburg Cossack army, represented by Tatars. The author of the diary, Ibragim Makhmutov, apparently was the treasurer, and the version that he was a land surveyor is not excluded. Mostly, the text ofthe manuscript is written in Tatar with Arabic script. However, the signatures under the sheets are mostly in Cyrillic, and complete semantic texts in Cyrillic are also found. The diary is, in our opinion, the original and it would be incorrect to consider it a copy or a draft version. The significance of the manuscript lies in the fact that the materials in it are diverse and cover various areas of everyday life of Cossack Tatars. It also includes information on dead men and women who lived in the village ofVarna, data on trade and economic transactions between the author and local residents, dates of sowing works,

УДК 093+512.145

Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова

Р. Р. Аминов,

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Diary of the Tatar Cossack Ibragim Makhmutov

R. R. Aminov,

Sh. Mardzhani Institute of History, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

baits, prayers, food prices, traditional medicine recipes, etc. The main content of the source covers two topics: the first is the issuance of various products to fellow villagers and trade and economic operations with them, the second is information about the deceased residents of Varna.

Ключевые слова

Татары-казаки, Ибрагим Махмутов, Оренбургское казачье войско, поселок Варна, пшеница, сделки с продуктами питания.

Keywords

Cossack Tatars, Ibragim Makhmutov, Orenburg Cossack army, Varna village, wheat, food transactions.

Важнейшим источником по исследованию социальной истории различных сословных групп Российской империи являются тексты личного происхождения, поволюящие «изнутри», анализировать события и поступки людей, очень часто не отраженных в делопроизводственной документации.

По истории Оренбургского казачьего войска таких текстов немного, поэтому каждый из них вызывает профессиональный интерес историков.

Так, в 1892 г. вышел в свет труд войскового старшины Н. К. Бухарина (18411891) «Очерки прилинейной жизни оренбургских казаков. Хивинка». В основе своей данная рукопись посвящена описанию тяжелой судьбы оренбургской казачки Акулины Степановой, которая попав в плен примерно в 1835 г. освободилась из него спустя пять лет1. В начале XX в. в связи со смертью Н. К. Бухарина в Материалах по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска была издана его работа «Из путевых заметок Н. К. Бухарина. Очерки прилинейной жизни Оренбургских казаков», раскрывающая особенности походной жизни казаков2.

Перу действительного члена Оренбургской ученой архивной комиссии, члену партии эсеров, А. И. Кривощекова (1882-1957) принадлежат несколько работ3, в которых освещается повседневная жизнь оренбургских казаков.

Огромный интерес вызывают «Записки Н. В. Агапова. Из походной жизни оренбургских казаков». Источник был опубликован и введен в полной мере в научный оборот в 2013 г.4 Автор данной рукописи подполковник Оренбургского казачьего войска, родом из Нижнеозерной станицы. Центральной темой записок, как и в случае с работами Н. К. Бухарина и А. И. Кривощекова является походная повседневность казаков, кроме этого поднимаются вопросы становления молодого казака, вопросы героизма, смекалистость, верности семье, друзьям, присяге5. Приводится и ряд любопытных фактов этнографического характера.

Труд есаула В. П. Водопьянова (1865-1943) «История 6-го ОКП содержит описания походов оренбургских казаков, в том числе и татар в Хиву, Коканд, Бухару и т. д.6

Как было рассмотрено, историография записок, дневников и источников личного происхождения по истории ОКВ довольно однотипна, в них превалируют, как правило, темы походной повседневности.

С учетом составления рассматриваемого нами источника мусульманином его правомерно рассматривать в рамках традиции трудов по татарскому краеведению.

Как известно, в XIX в. в Волго-Уральском регионе был популярен труд анонимного автора «Давтар-и Чингиз-наме, шестая глава - «Фасл фи дастани фит-т-тарих» («Глава повести по истории»), впоследствии стала называться «вака-игнаме» или «тарихнаме». Со временем возникает новый жанр «вакаигнаме» (погодная запись событий), содержащая краткие сведения по истории татарского народа с XIV по XIX в., а уже во второй трети XIX в., в результате слияния жанра метрических книг и «вакаигнаме» широкое распространение получил новый вид

источника - «авыл вакаигнамэсе», «гаилэ дэфтэре». В них, кроме записей гражданского состояния, погодно фиксировались важнейшие события в истории села, фенологические наблюдения7.

С течением времени в отдельных населенных пунктах накопилось значительное количество «авыл вакаигнамэсе», что стало отличным материалом для написания в конце XIX - первой четверти XX в. целостных исследований по истории отдельных населенных пунктов. В частности, это работы: Г. Х. Бузикова «История аула Татар-Парзи», Валимухаммеда сына Джиганши «Сведения по истории аула Шантала» и ряд других сочинений. Подобного рода рукописи хранились в медресе и мектебе, в домашних библиотеках8.

На рубеже XIX-XX вв. для краеведческой литературы татар была характерна следующая тематика: определение административного и географического расположения сел; определение даты основания и названия населенных пунктов; рассказы о родах, фамилиях, запись существующих легенд. В советский период структура работ усложняется, многие из них делятся на главы и посвящены отдельным аспектам истории родного края (этнография, микротопонимика, топонимика, материальная культура, описание говора, фольклорный материал), появляются и труды, посвященные отдельным медресе и мектебе в которых представлены и биографии мударрисов и хальфов («История медресе Иж-Буби», «История Казанского медресе Мухаммедия», «Медресе аула Кышкар»), авторами данных произведений, преимущественно являлись местные муллы и представители элиты местных общин9.

Кроме того, для периода рубежа XIX - начала XX в. было свойственно ведение различного рода дневников, записок. В первую очередь это было присуще муллам, именно они являлись трансляторами повседневной жизни прихожан10.

В результате общения и знакомства с местными варненцами нами выявлен факт наличия в поселке Варна Оренбургского казачьего войска11 рукописи казака-татарина12, которую мы идентифицировали как дневниковые записи, являясь одним из вариантов татарского краеведческого сочинения, написанного казаком-мусульманином.

Автором дневника является казак Ибрагим Махмутов (1847-1916). Предположительно он занимал должность казначея в поселении.

В дневнике автор приводит свою краткую родословную (шеджере) до основателя рода - Махмута (который приходился ему прадедом) правда, без указания даты рождения своих предков. Примечательно, что семья Махмута Максютова (1760 г. р.) являлась полигамной, он был троеженцем. Дед Ибрагима Мухтаровича Махмутова - Бахтияр был от первой жены13. При детальном анализе текста рукописи представляется возможным установить отдельных родственников Ибрагима Махмутова (зятей, сватов и др.). К примеру, выясняется, что сватами Ибрагима Мухтаровича являлись скончавшиеся 20 марта 1913 г. Мифтахутдин и Фатхутдин Исаевы - сыновья указного муллы Гибатуллы Исаева и братья Сунгатуллы хазрата Исаева, который ушел в мир иной в том же году (19 июня). Кроме рода Исаевых, духовной элитой варненской общины являлись представители рода Ягудиных14, на военной и административной службе высоких результатов достигли Усмановы и Кочуровы.

Примечательно завещание автора дневника, из которого следует, что у И. Махмутова было восемь детей (4 сына и 4 дочери). Двое сыновей - Гарифулла и Халиулла - находились на службе и были холостыми, автор дает благословление на их женитьбу с отделением из отцовского дома. Что касается дочерей, то каждой из них завещалось по овце. Во всех делах Махмутов просил советоваться с матерью. После возвращения со службы сыновей автор завещания пожелал, чтобы все четыре

^bJJfjh isjjljz, ■ " ■ Л. M i t ^ал^/^/т I i

fj^j/oJj b&Ui ip. ^ J

''Q^jWbJlz^;

ДневникИ. Махмутова, л. 38б.-39а. Из семейного архива С. Г. Холматовой (Махмутовой).

I. Makhmutov's diary, p. 38b-39a. From S. G. Kholmatova's (Makhmutova)private archive.

сына пришли на его могилу и прочитали суру «Ясин»: двое старших возле головы, двое младших возле ног15.

Самые ранние записи дневника датированы апрелем 1878 г., самый последний авторский - 15 января 1916 (упоминание о смерти в этот день Ахмета - сына Билала-хазрата Ягудина). Смерть Ибрагима Махмутова датирована 2 февралем 1916 г., однако в дневнике имеются записи, произведенные, видимо, его родственниками, датируемые 1930 г. В частности, приводятся данные о начале поста в пятницу -17 января 1930 г.16

Прежде чем перейти к анализу дневниковых записей, дадим краткую археографическую характеристику источнику.

Формат листов дневника - 10x12 см., сшиты они белыми нитками. Обложка рукописи из бумаги-пергамента. В общей сложности так называемый дневник или записная книжка состоит из 62 листов преимущественно текста, написанного татарским языком на арабской графике. Бумага российского производства, без водяных знаков. На странице 4-15 строк. Почерк средний, средней степени выработанности, насталик17. Чернила темно-коричневые, фиолетовые, серые и алые, местного производства, выработанные из дубовой коры и растений; текст на некоторых листах написан карандашом. Часть некоторых страниц пострадала от сырости и влаги, местами смазаны чернила, иногда с повреждением текста.

В тетрадке имеются утерянные листы, а именно - лл. 14а и 14б., а также пустые -лл. 55а, 56б и 57а (мы придерживаемся условной нумерации, исходя из принципа

скрепления листов). Возможно, что данные листы могли быть изъяты Ибрагимом Махмутовым или родственниками после его смерти.

Классификацию дневниковых записей принято делить на две категории: первая - это записи, охватывающие происходящие события и отношение к ним автора источника; вторая - особая форма литературного творчества. В дневниках поднимаются три темы: фиксация и описание внешних событий, засвидетельствованные автором: дорожные впечатления, различные коллизии и происшествия, разговоры, сплетни; факты, отражающие «внутренние» события - пришедшие идеи, душевные переживания, отношения с близкими и родными; сюжеты, которые обращены к самому автору с целью изменения и совершенствования его как личности18. Настоящий дневник можно отнести к смешанной категории, так как в нем присутствуют факты, относящиеся как к внешним событиям, свидетелем которых был автор, так и душевные переживания его сыновей, представленные баитами19.

Из четырех основных форм дневниковых записей - путевые дневники (журналы), дневники-медитации под влиянием произведений литературы, дневники описания военных кампаний, и, наконец, дневники-хроники повседневной жизни, настоящий источник четко регламентируется с последней формой - дневники-хроники повседневной жизни20.

Отметим, что данные в источнике приведены не в хронологическом порядке, а по большей части по тематическому принципу.

Условно следует выделить следующие темы: 1) молитвы и религиозные праздники; 2) народные приметы о погоде, праздники, сезонные работы в хозяйстве и рецепты народной медицины; 3) народные бедствия; 4) коммерческие сделки; 5) фиксация данных по умершим односельчанам; 6) баиты.

Для татар тема духовной жизни всегда являлась одной из центральной при описании различного рода аспектов в истории конкретных сельских и городских общин. На примере дневника Ибрагима Махмутова мы видим, что автор был глубоко верующим мусульманином. Можно констатировать, что религиозная тематика в источнике не являлась ключевой и отражена не в полной мере. Этому есть объяснение, ведь известно, что он не состоял в какой-либо духовной должности в варненской общине и поэтому не мог знать всех тонкостей духовной составляющей в родном для него селе.

Интересна направленность молитв, приводимых в рукописи. К примеру, некоторые из них рекомендуются к чтению при общении с чиновником, входе на рынок, зубной боли, проблемах с зачатием детей, особого рассмотрения, на наш взгляд, требует молитва, которую следовало написать на бумаге и повесить на шею коня.

Видимо, молитва предназначалась для успешной службы и участия в различных

21

военных кампаниях21.

Из дневника можно почерпнуть и отрывочные данные о праздниках духовной направленности.

В народной памяти веками откладывались приметы о погоде, народные рецепты, данная информация передавалась из поколения в поколение и в связи с этим можно предположить, что автор пытался донести свои знания до своих потомков. Сведения о сельском хозяйстве могут представлять интерес при уточнении конкретной датировки начала и конца полевых работ, а также сравнения этих данных с таковыми же в других населенных пунктах ОКВ.

Наличие рецептов народной медицины при простуде вкупе с материалами

о проведении Уразы и Курбан-байрама, а также молитв позволяет сделать заключение

22

о схожести рукописи с данными, сосредоточенными в мусульманских календарях22.

В источнике мы находим информацию и о дате проведения Сабантуя. К примеру, в 1905 г. праздник был 15 апреля, т. е. через два дня после начала весенней вспашки23.

Велись как уже говорилось и записи народных примет о погоде. Вместе с материалами о земледелии мы находим незначительные данные о ведении животноводства в среде варненцев. Из материалов источника мы можем видеть, что татары-казаки поселка Варна предпочитали держать овец.

Интересным представляется материал о ценах на продукты в конце XIX - начале XX в., а именно их изменение в связи с различными обстоятельствами, такими как неурожай, голод.

Нашли свое отражение в дневнике и данные о различного рода народных бедствиях, которые имели место в поселке Варна. Сведения о неурожайных годах, голод, природные бедствия, приводимые в рукописи являются весьма важными при изучении данных вопросов на более глубоком уровне.

Благодаря данным, сосредоточенным в источнике, читатель может определить на примере варненской общины периоды голода и неурожая в крае, так как они были, как правило, повсеместными. К примеру, выясняется, что в 1891 г. в Варне также сложилась бедственная ситуация с продовольствием24. Чтобы улучшить ситуацию в регионе власти ввели в 1892 г. общественную запашку25 ежегодно засевали от 4 до 8 десятин26, современники писали: «пашут кое-как»27.

Зафиксированные в рукописи сделки позволяют ознакомиться в общих чертах с торгово-экономическими операциями28, бывшими в варненской общине. Можно полагать, что Ибрагим Махмутов был не единственным, кто мог промышлять выдачей различного рода товара и денег односельчанам.

Зачастую И. Махмутов не брал с казаков деньги за взятый ими товар. В частности, отдавая 28 июля 1905 г. своему зятю Исламу Юлаеву 4 пуда 10 фунтов пшеницы, Ибрагим не пишет, что Юлаев заплатил, но указывает, что с урожая 1905 г. он обязывался вернуть своему тестю взятую у него пшеницу29.

На страницах дневника отмечены и примеры меновой торговли: речь идет о случае, когда И. Махмутов отдал за корову своему зятю четыре фунта муки30. Вполне вероятно, что столь неравноценный обмен мог быть произведен по причине выполнения какой-либо дополнительной услуги зятя для своего тестя.

Помимо пшеницы Ибрагим Махмутов выдавал казакам чай, овес, муку, ячмень, скот.

Очевидно, что при совершении сделок с родственниками он смягчал условия возврата товара.

Повышенный интерес представляют и сведения о цене обмундирования оренбургских казаков, в том числе и варненцев. Эту информацию мы можем найти в записи, датируемой концом XIX в. Выясняется, что И. Махмутову необходимо было выделить на обмундирование своего сына Гарифуллы 77 руб. 62 коп.31

Бессистемно и выборочно преподносятся автором данные по умершим односельчанам. Сведения не отражают в полной мере демографической ситуации в селе и могут рассматриваться лишь как отрывочные данные при исследовании этноде-мографических процессов в варненской общине.

В общей сложности Ибрагимом Махмутовым приводятся сведения о 177 умерших (113 душ мужского пола и 64 души женского пола) за 1870-1915 гг. Вероятнее всего, превалирование данных по умершим мужчинам связано с тем, что Махмутовым учтен лишь его близкий круг общения, который состоял в основном из мужчин. Следует констатировать, что данные об ушедших в мир иной распределены по годам неравномерно, что не позволяет в полной мере определить соотношение скончавшихся в варненской общине по годам.

Самые полные сведения о числе умерших в поселке Варна приведены в 19131915 гг., так как за эти годы автором дневника стабильно показана статистика по ним. Заметим, что преклонный возраст (66-68 лет в 1913-1915 гг.) автора источника мог повлиять на его настроения и акцентировать его внимание на тематике, связанной с записью умерших односельчан.

Особое место в трансляции повседневной жизни татар играли баиты, которые раскрывали внутренний мир автора. Важно отметить, что баиты несли и важную историческую информацию и позволяли уточнить те или иные сюжеты внутриоб-щинной жизни мусульман.

Взаимоотношения в общине варненцев отражены и в их творчестве. Речь идет о двух баитах, которые писал отцу (Ибрагиму Махмутову) с фронтов Русско-японской войны (1904-1905) сын Хайрулла. Содержание текста показывает чувства казака, соскучившегося по малой родине и своим близким. Сам Ибрагим Махмутов также оставил стих, в котором тоскует по двум сыновьям, находившимся на службе в Ташкенте32. Говоря о баитах, необходимо отметить, что в среде татар тематика, связанная с Русско-японской войной довольно популярна.

Подводя итоги, отметим, что настоящий дневник является разноплановым источником, который позволяет ознакомиться с сюжетами из общественной жизни татар-казаков поселка Варна. Содержание рукописи дает возможность окунуться в атмосферу повседневной жизни казаков-мусульман, рассмотреть особенности взаимоотношений в их среде, определить социальную элиту поселения. Важным является тот факт, что по истории казаков ОКВ православного вероисповедания в основном сохранились дневники, посвященные военной повседневности, работ, характеризующих различные аспекты внутриобщинной жизни оренбургских казаков нами не найдено. Не исключается, что в семьях оренбуржцев хранятся рукописи, схожие с дневником Ибрагима Махмутова, которые не введены в научный оборот. Настоящий источник отличается от татарских краеведческих работ конца XIX - начала XX в., тем, что не содержит каких-либо специальных тематических глав и разделов, подача материала в нем в основном преподносится автором в свободном стиле.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Бухарин Н. К. Очерки прилинейной жизни оренбургских казаков. Хивинка. - Оренбург: Типо-литография Б. Бреслина, 1892. - 42 с.

2. Бухарин Н. К. Из путевых заметок Н. К. Бухарина. Очерки прилинейной жизни оренбургских казаков // Материалы по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска. - Оренбург: Тургайская областная типо-литография, 1905. - С. 124-165.

3. Кривощеков А. И. На Оренбургской пограничной линии. Очерки прошлого // Вестник Оренбургского учебного округа. - 1914. - № 1. - С. 1-24; № 2. - С. 51-74; № 3. - С. 99-123; Кривощеков А. И. Обряды и обычаи оренбургских казаков // Вестник Оренбургского учебного округа. - 1915. - № 1. - С. 9-27; № 2. - С. 57-87; № 3. - С. 89-108; № 4. - С. 147-171; № 5. - С. 183-210; № 6-7. - С. 225-244; Кривощеков А. И. В плену у японцев. Рассказ из русско-японской войны. - Троицк: Типография Берх, 1913. - 31 с.; Кривощеков А. И. Оренбуржцы на Дальнем Востоке. Вып. 1: Шестая сотня 12-го полка. - Троицк: Типография Берх, 1913. - 67 с.

4. Записки Н. В. Агапова: из походной жизни оренбургских казаков. Научная публикация и исследование текста / Сост.: И. А. Филиппова, Е. В. Годовова, С. А. Моисеева. - Оренбург: [Б.и.], 2013. - 368 с.

5. Филиппова И. А., Годовова Е. В. «Мало ночи спал, хищны шайки все искал...»: походная жизнь оренбургского казачества по рукописи наивного автора // Известия Уральского федерального университета. Гуманитарные науки. Сер. 2. - 2014. - № 1 (124). - С. 205; Годовова Е. В. Записки казака Н. В. Агапова как исторический источник по изучению военной повседневности оренбургских казаков // Народы Поволжья и Приуралья между революциями (1905-1917 гг.): сб. статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. -С. 128.

6. Водопьянов В. П. История 6-го Оренбургского казачьего полка. - М.: Первопечатник, 1996. - 358 с.

7. Шайхиев Р. А. Татарская народно-краеведческая литература XIX-XX вв. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - С. 24.

8. Там же. - С. 25.

9. Там же. - С. 40-41.

10. Например, в недавно введенном в научный оборот дневник татарского муллы г. Стерли-тамак Мухамметгарифа Рамеева представлены автобиографии муллы и истории его рода, содержатся сведения конца XIX - первой четверти XX в. о развитии мусульманского образования в г. Стерлитамак, деятельности передовых лиц местной татарской общины и участия их в политической жизни края (см.: Дневник татарского муллы Мухамметгарифа Рамеева = Татар мулласы Мехэммэтгариф Рэмиев кендэлеге / Сост. Р. Ф. Масагутов, пер. А. М. Гайнутдинов. -Казань: Грумант, 2022. - 180 с. + 4 с. цв. вкл.).

11. В данной статье нами приводится название пос. Варна, так как в исследуемый период, данный населенный пункт являлся поселком. В свое время он именовался отрядом, поселком, станицей. Если в тексте речь идет о сегодняшней истории Варны, то мы именуем ее как село Варна. Поселок Варна Оренбургского казачьего войска был основан в 1842 г. в так называемом Новолинейном районе (совр. Варненский район Челябинской области). К 1890 г. здесь насчитывались три деревянные мечети. Подробнее по истории с. Варна см.: Аминов Р. Р. Татары-казаки в составе Оренбургского казачьего войска (1748-1917 гг.). - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. - С. 19, 57, 216; Кобзов В. С. Варна: сквозь призму времен. - Екатеринбург: Издательский дом «Сократ». 2013. - 352 с.; Рекунова М. Х. Живительные корни народа моего. - Казань: Издательство «Грумант», 2016. - 260 с.

12. На сегодняшний день рукопись находится на хранении в семье Салии Галиулловны Холма-товой, урожденной Махмутовой, умершей в 2021 г.

13. Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова, л. 45б.

14. Там же, л. 31а, 37а, 38б.

15. Там же, л. 62а-62б.

16. Там же, л. 53а, 56а, 58б-59а, 61б.

17. Насталик - один из почерков каллиграфии арабской письменности.

18. Годовова Е. В. Дневники и письма как исторический источник по изучению военной повседневности казачьего сословия // История повседневности. - 2016. - № 2. - С. 87.

19. Баиты - эпический и лироэпический жанр татарского фольклора. Слагались, как правило, из четверостиший с рифмами. Создавались в период, последующий после важных исторических событий или же каких-либо исключительных происшествий, представляющих особую значимость для автора.

20. Приймак Н. И., Валегина К. О. Мемуары, дневники, письма как исторический источник: учебное пособие. - СПб.: «Издательство «ЛЕМА»», 2018. - С. 46.

21. Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова, л. 27а-27б, 30а, 59а.

22. Там же, л. 4а, 19а 20а, 22б, 33б, 34а, 42б.

23. Там же, л. 1а.

24. Там же, л. 60б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Общественная запашка - согласно данной повинности каждый казак был обязан ежегодно посеять на общественном поле 1 пуд озимого или ярового хлеба. Власти, развивая хлебопашество у казаков тем самым пытались усилить зависимость киргиз-кайсаков от России, кроме того, полученные запасы общественного хлеба способствовали обеспечению казаков в голодные годы.

26. Десятина - 1,0925 га.

27. Махрова Т. К. Казачье хозяйство Оренбургской губернии. - Челябинск: [Б.и.], 1998. -С. 28.

28. В 1905 г. И. Махмутов дал некому Таджи (Тази) 6 пудов пшеницы по 60 коп. за пуд, последний обязался вернуть пшеницу осенью того же года. В том же году фунт чая оценивался в 1 руб. 50 коп., именно по такой цене 14 августа чай был отдан Альмухамету. Снижение цены чая до 1 руб. 30 коп. в 1909 г. судя по всему связано либо с тем, что это был другой сорт чая, либо же объясняется рыночной конъюнктурой (см.: Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова, л. 4б, 22б.).

29. Там же, л. 5б.

30. Там же, л. 54б.

31. Там же, л. 35а-35б.

32. Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова, л. 26а, 27б-28б, 61а-61б.

Список литературы

Аминов Р Р Татары-казаки в составе Оренбургского казачьего войска. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. - 348 с.

Бухарин Н. К. Из путевых заметок Н. К. Бухарина. Очерки прилинейной жизни оренбургских казаков // Материалы по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска. - Оренбург: Тургайская областная типо-литография, 1905. - Вып. 6. - С. 124-165.

Бухарин Н. К. Очерки прилинейной жизни оренбургских казаков. Хивинка. - Оренбург: Типо-литография Б. Бреслина, 1892. - 42 с.

Водопьянов В. П. История 6-го Оренбургского казачьего полка. - М.: Первопечатник, 1996. - 358 с.

Годовова Е. В. Дневники и письма как исторический источник по изучению военной повседневности казачьего сословия // История повседневности. - 2016. - № 2. - С. 86-92.

Годовова Е. В. Записки казака Н. В. Агапова как исторический источник по изучению военной повседневности оренбургских казаков // Народы Поволжья и Приуралья между революциями (1905-1917 гг.): сб. статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. - C. 124-129.

Дневник татарского муллы Мухамметгарифа Рамеева = Татар мулласы Мехэммэтгариф Рэмиев кендэлеге / Сост. Р. Ф. Масагутов, пер. А. М. Гайнутдинов. - Казань: Грумант, 2022. -180 с. + 4 с. цв. вкл.

Записки Н. В. Агапова: из походной жизни оренбургских казаков. Научная публикация и исследование текста / Сост.: И. А. Филиппова, Е. В. Годовова, С. А. Моисеева. - Оренбург: [Б.и.], 2013. - 368 с.

Кобзов В. С. Варна: сквозь призму времен. - Екатеринбург: Издательский дом «Сократ». 2013. - 352 с.

Кривощеков А. И. В плену у японцев. Рассказ из русско-японской войны. - Троицк: Типография Берх, 1913. - 31 с.

Кривощеков А. И. На Оренбургской пограничной линии. Очерки прошлого // Вестник Оренбургского учебного округа. - 1914. - № 1. - С. 1-24; № 2. - С. 51-74; № 3. - С. 99-123.

Кривощеков А. И. Обряды и обычаи оренбургских казаков // Вестник Оренбургского учебного округа. - 1915. - № 1. - С. 9-27; № 2. - С. 57-87; № 3. - С. 89-108; № 4. - С. 147-171; № 5. - С. 183-210; № 6-7. - С. 225-244.

Кривощеков А. И. Оренбуржцы на Дальнем Востоке. Вып. 1: Шестая сотня 12-го полка. -Троицк: Типография Берх, 1913. - 67 с.

Махрова Т. К. Казачье хозяйство Оренбургской губернии. - Челябинск: [Б. и.], 1998. -96 с.

Приймак Н. И., Валегина К. О. Мемуары, дневники, письма как исторический источник: учебное пособие. - СПб.: «Издательство «ЛЕМА»», 2018. - 72 с.

Рекунова М. Х. Живительные корни народа моего. - Казань: Издательство «Грумант», 2016. - 260 с.

Филиппова И. А., Годовова Е. В. «Мало ночи спал, хищны шайки все искал...»: походная жизнь оренбургского казачества по рукописи наивного автора // Известия Уральского федерального университета. Гуманитарные науки. Сер. 2. - 2014. - № 1 (124). - С. 202-212.

Шайхиев Р. А. Татарская народно-краеведческая литература XIX-XX вв. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990 - 115 с.

References

Aminov R. R. Tataryi-kazaki v sostave Orenburgskogo kazachego voyska (1748-1917gg.) [TatarsCossacks as part of the Orenburg Cossack Army (1748-1917)]. Kazan: Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences publ., 2017, 348 p.

Buharin N. K. Izputevyh zametok N. K. Buharina. Ocherki prilinejnoj zhizni orenburgskih kazakov [From the travel notes of N. K. Bukharin. Essays on the linear life of the Orenburg Cossacks]. IN: Materialy po istoriko-statisticheskomu opisaniyu Orenburgskogo kazachego vojska. Vyp. 6 [Materials on the historical and statistical description of the Orenburg Cossack army. Edition 1]. Orenburg, Turgai regional type-lithography publ., 1905, pp. 124-165.

Buharin N. K. Ocherki prilinejnoj zhizni orenburgskih kazakov. Hivinka [Essays on the linear life of the Orenburg Cossacks. Khivinka]. Orenburg, Typo-lithography B. Breslin publ., 1892, 42 p.

Vodopyanov V. P. Istoriya 6-go Orenburgskogo kazachego polka [History of the 6-th Orenburg Cossack Regiment]. Moscow, Pioneer publ., 1996, 358 p.

Godovova E. V. Dnevniki i pisma kak istoricheskiy istochnik po izucheniyu voennoy povsednevnosti kazachego sosloviya [Diaries and letters as a historical source for the study of the military everyday life of the Cossack class]. IN: Istoriyapovsednevnosti, 2016, no. 2, pp. 86-92.

Godovova E. V. Zapiski kazaka N. V. Agapova kak istoricheskij istochnik po izucheniyu voennoj povsednevnosti orenburgskih kazakov [Notes of the Cossack N. V. Agapov as a historical source for the study of the military everyday life of the Orenburg Cossacks]. Narody Povolzhya i Priuralya mezhdu revolyuciyami (1905-1917 gg.): sb. Statej [Peoples of the Volga and Ural regions between revolutions (1905-1917): coll. articles]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences publ., 2017, pp. 124-129.

Dnevnik tatarskogo mully Muhammetgarifa Rameeva = Tatar mullasy Mohemmetgarif Rfmiev kondelege. Sost. R. F. Masagutov, per. A. M. Gajnutdinov [Masagutov R. F. (comp. by), GajnutdinovA. M. (translator). Diary of the Tatar mullah Muhammetgarif Rameev]. Kazan, Grumant publ., 2022, 180 р. + 4 р. col. tab.

Zapiski N. V. Agapova: iz pohodnoj zhizni orenburgskih kazakov. Nauchnaya publikaciya i issledovanie teksta. Sost.: I. A. Filippova, E. V. Godovova, S. A.Moiseeva [Filippova I. A., Godovova E. V., Moiseev S. A. (comp. by) From the field life of the Orenburg Cossacks. Scientific publication and text research]. Orenburg, [N. P.], 2013, 368 p.

Kobzov V. S. Varna: skvozprizmu vremen [Varna: through the prism of time]. Yekaterinburg, Publishing house "Socrates", 2013, 352 p.

Krivoshchekov A. I. V plenu u yaponcev. Rasskaz iz russko-yaponskoj vojny [Captured by the Japanese. Story from the Russo-Japanese War]. Troick, Typography Berch publ.,1913, 31 p.

Krivoshchekov A. I. Na Orenburgskoj pogranichnoj linii. Ocherki proshlogo [On the Orenburg border line. Sketches ofthe past]. IN: Vestnik Orenburgskogo uchebnogo okruga, 1914, no. 1, pp. 1-24; no. 2, pp. 51-74; no. 3, pp. 99-123.

Krivoshchekov A. I. Obryady i obychai orenburgskih kazakov [Rites and customs of the Orenburg Cossacks]. IN: Vestnik Orenburgskogo uchebnogo okruga, 1915, no. 1, pp. 9-27; no. 2, pp. 57-87; no. 3, pp. 89-108; no. 4, pp. 147-171; no. 5, pp. 183-210; no. 6-7, pp. 225-244.

Krivoshchekov A. I. Orenburzhcy na Dalnem Vostoke. Vyp.1: Shestaya sotnya 12-go polka [Orenburgers in the Far East. Edition 1: Sixth Hundred of the 12-th Regiment]. Troitsk, Typography Berkh publ., 1913, 67 р.

Mahrova T. K. Kazache hozyaystvo Orenburgskoy gubernii [Cossack economy of the Orenburg province]. Chelyabinsk, [N.P.], 1998, 96 p.

Priymak N. I., Valegina K. O. Memuaryi, dnevniki, pisma kak istoricheskiy istochnik [Memoirs, diaries, letters as a historical source]. St.-Petersburg, Publishing house "LETA", 2018, 72 р.

Rekunova M. H. Zhivitelnyie korni naroda moego [The life-giving roots of my people]. Kazan, Publishing house "Grumant", 2016, 260 p.

Filippova I. A., Godovova E. V. "Malo nochi spal, hishchny shajki vse iskal... ": pohodnaya zhizn orenburgskogo kazachestva po rukopisi naivnogo avtora ["I slept a little at night, I was looking for predatory gangs ...": the camp life of the Orenburg Cossacks according to the manuscript of a naive author]. IN: Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Gumanitarnye nauki, ser. 2, 2014, no. 1 (124), pp. 202-212.

Shajhiev R. A. Tatarskaya narodno-kraevedcheskaya literatura XIX-XX vv. [Tatar folklor literature of the 19th-20th centuries]. Kazan, Kazan University Press. publ., 1990, 115 р.

Сведения об авторе

Аминов Рустем Равилевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: rustem_270988@mail.ru

About the author

Rustem R. Aminov, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at Sh. Mardzhani Institute of History, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: rustem_270988@mail.ru

В редакцию статья поступила 25.10.2022, опубликована:

Аминов Р. Р. Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 1. - С. 69-78.

Submitted on 25.10.2022, published:

Aminov R. R. Dnevnik tatarina-kazaka Ibragima Makhmutova [Diary of the Tatar-Cossack Ibragim Makhmutov]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 1, рр. 69-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.