Научная статья на тему 'Дневник народных праздников Харьковской губернии'

Дневник народных праздников Харьковской губернии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный календарь / этнография Слободской Украины. / folk calendar / ethnography of Sloboda Ukraine

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефименко Пётр Саввич

Представленная читателю статья является репринтным переизданием Дневника народныхпраздников Харьковской губернии (Дневник народных праздников Харьковской губернии //Харьковский календарь на 1887 год / Под ред. П. С. Ефименко. – Х. : Типография Харьковскогогубернского правления, 1886).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented paper is reissue Diary of folk holidays of Kharkov province (Diary of folk holidays of Kharkov province // Kharkov calendar for 1887 / Redacted by Peter S. Efimenko. – Kharkov : Typography of Kharkov provincial government, 1886).

Текст научной работы на тему «Дневник народных праздников Харьковской губернии»

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

УДК 398.331 (477.54)

ДНЕВНИК НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ ХАРЬКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Ефименко Пётр Саввич (1835-1908),

сотрудник Статистического комитета Харьковского губернского правления.

Аннотация. Представленная читателю статья является репринтным переизданием Дневника народных праздников Харьковской губернии (Дневник народных праздников Харьковской губернии / / Харьковский календарь на 1887 год / Под ред. П. С. Ефименко. - Х. : Типография Харьковского губернского правления, 1886).

Ключевые слова: народный календарь, этнография Слободской Украины.

Abstract. Presented paper is reissue Diary of folk holidays of Kharkov province (Diary of folk holidays of Kharkov province / / Kharkov calendar for 1887 / Redacted by Peter S. Efimenko. - Kharkov : Typography of Kharkov provincial government, 1886).

Keywords: folk calendar, ethnography of Sloboda Ukraine.

Статистический Комитет задался целью составить перечень праздников, в которые не производят работ крестьяне Харьковской губернии, и вместе с тем получить описание самых праздников, как в этнографическом, так и в экономическом отношениях, т. е. иметь сведения о том, как проводят праздничное время наши крестьяне, какие обряды, верования и приметы связывают они с тем или другим праздничным днём, по каким праздникам располагают они свои

сельскохозяйственные работы, сколько времени тратится непроизводительно для хозяйства и т. п.

В этих видах Комитет обращался к благочинным сельских приходов с просьбой доставить ему материал для выполнения указанной задачи.

Некоторые благочинные и священники откликнулись на призыв Комитета и сообщили свои замечания, которые могут послужить в будущем материалом для особого исследования. Помещаем здесь сводку из доставленного и позволяем себе надеяться, что и другие лица не откажут в будущем сообщить свои наблюдения над

-------------------------------(

тем, как народ проводить праздничное время и какое значение имеют праздники в крестьянском хозяйстве.

П. С. Ефименко

ЯНВАРЬ

1. Новый год. Святого Василия Великого1. На Новый год мальчики 7-15 лет, приблизительно с четырёх и до семи часов утра (между заутреней и обедней) ходят из хаты в хату «посыпать» или «засівати». Набравши в рукавицу или же в маленькую торбочку зёрен ячменя или пшеницы и вошедши в дом, разбрасывают их, приговаривая: «На щастя, на здоров'я, на новое літо, роди, Боже, жито, пшеницю ж всяку пашницю! Будьте здорові, з празником, з новым годом, з Василлям!»1 2

При этом хозяйки заставляют первого «посыпальника» сесть на пороге

1 Здесь и далее даты приводятся по старому стилю, в соответствии с оригиналом 1887 года. -Прим. глав. ред.

2 Здесь и далее цитаты на украинском языке переданы буквами украинского алфавита, в отличие от издания 1887 года. Орфография же и стилистика цитат сохраняются, поскольку отражают региональные особенности местного украинского языка, т. н. суржика. - Прим. глав. ред.

)--------------------------------------

80

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

хаты и «квохтать» по куриному, «щоб цыплята були в тім году ранні» (Волчанский уезд).

Рассыпанные зеёрна хозяева собирают и дают курам, «щоб лучче неслися». Посыпальникам за их труд дают или по копейке, или по бублику, пампушке, коржику, пирожку, «стульню» (пирожок из одного теста); собранное они делят поровну между собою. Проспать посыпальников считается большим стыдом, и тот, кого они застанут спящим, терпит много насмешек от прочих членов семьи.

В этот день хозяин приходит в сад с топором и стучит по деревьям, как бы желая их срубить, «щоб лучче родили» (Сумский уезд). Соломою и сором, собираемым целую неделю на Святках, на Новый год рано утром окуривают сады, чтоб хорошо родили, а другие ставят в саду кадку с водою, чтоб предохранить деревья от мороза (Волчанский уезд).

5. Навечерие Богоявления.

«Голодний свят-вечір», «терплячий свят-вечір», «голодна кутя». С утра до освящения воды постятся. Хозяйки в этот день пекут пироги с фасолью, горохом или чечевицею; из сушёных груш, яблок, тёрна и вишень варят «озвар», а из ячменных или пшеничных круп «кутю». Смотря по состоянию, приготовляют также к ужину несколько горячих блюд, но без рыбы. Когда к ужину всё готово, вносят в дом немного сена и разстилают его «на покуті» в святом углу. На то сено ставится «кутя», «озвар», один печёный хлеб и вверху его немного соли. Здесь всё это находится до окончания обеда в «день Богоявления Господня». Кто-нибудь из семейства - обыкновенно старики - с бутылкой, кувшином или кубышкой идёт за освящённой водою. Этою водою старший в доме окропляет все хозяйственные постройки и скот, а также вливает её крестообразно в колодец, если он есть; затем занимающийся окроплением, с пирогом в руках, пишет

------------------------------(

мелом (крейдою) кресты не только на воротах, дверях и окнах, но и на всех хозяйственных принадлежностях

(повозках, кадушках и т. д.), причём пред написанием каждаго креста кусает пирог (Старобельский уезд) или съедает его целиком по написании всех крестов (Ахтырский уезд). Первые кресты ставятся на горшках (новых) «кути» и «озвара». Кроме того мелом проводится черта вокруг хаты, начиная с входных дверей и около них оканчивая (Лебединский уезд). Затем в доме пред иконами зажигаются свечи или лампадка, все молятся Богу и садятся за стол. Старший в доме, обратившись лицом к ближайшему окну, три раза «кличе мороза вечеряти», каждый раз приговаривая: «Морозе, морозе! Йди до нас вечеряти. Та не морозь у нас ні людини, ні скотини, ні хліба, ні страви!» Вариация этого обряда: кто-нибудь из членов семьи, уполномоченный старшим «прогонять мороза», выходит на дворь с «макогоном» и стучат три раза в ворота, приговаривая: «Морозе, морозе! йди кутю їсти! Не йдешь? Не йдешь? Не йдешь?Як не підеш, не ходи ж ти ні на гарбузи, ні на огірки, ні на всяку городню овощь!» После этого уже молятся и садятся за стол (Ахтырский уезд). Перед ужином испивают немного святой воды, а заканчивается он «кутёю» и «озваром», часть которых оставляется для следующаго дня. Сено из под «куті на покуті» дают скоту.

6. Богоявление Господне.

Хрещення, Водохрище. Для

водоосвящения крестьяне рубят на льду реки или пруда крест; пробоина в вырубленном кресте после погружения креста в воду затыкается колом, который носит название «чоп». Кол этот, принадлежащий рубившим во льду крест, стараются приобрести торговцы и пчеловоды, а также голубятники.

Освящённую в этот день воду сохраняют в течении целаго года, так как ей приписывается целебное действие во

)------------------------------

81

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

всех болезнях; ею также окропляются жильё, постройки и скот. Набравший прежде всех воды надеется, что его хозяйство будет улучшаться

(Лебединсвий уезд). Пчеловоды должны хранить эту воду и окропить ею ульи и рои (Лебединский уезд).

На Иордани (после освящения воды тотчас) «стріляють із ружжя, щоб вовки полохались».

Испив освященной воды, садятся обедать, вкушая прежде всего «куті» и «озвара». После обеда «кутю» и «озвар» прогоняют следующим образом: преимущественно «парубки», взяв в руки «качалки» или же «кийки», по несколько раз ударяют ими в ворота, приговаривая: «геть, кутя с покутя, озвар на базарь».

С этого дня, а в некоторых местах после освящения воды в навечерие праздника Богоявления и до дня отдания его, духовенство ходит по домам, при чём священник кропит святою водою дома и постройки, диакон или псаломщик красным суриком пишет на стене «Ордань»: шестиконечный крест,

который, по уходе духовенства, немедленно затирается, «щоб кури неслись».

7. Собор Иоанна Предтечи. Івана Хрестителя. В этот день хозяин даёт скоту по куску святкового хлеба, лежавшаго «на покуті» ещё со времени «богатой кути» (накануне Рождества Христова), при чём каждое животное получает ещё и «дрібок солі», «щоб домивку і хазяїна знали» (Лебединский уезд). (В Ахтырском уезде святковый хлеб раздаётся скоту 6 января и без соли).

8. Преподобного Георгия.

Різдвяний день. В этот день приступают к обыденным работам. Женщины начинают прясть. Есть поговорка про этот день: «Тик і притик, починок приволок». В некоторых же местах этот день считается последним днём Святок, и потому не работают (Лебединский уезд).

15. Віддання. В этот день ничего не работают (Лебединский уезд).

ФЕВРАЛЬ

2. Сретение Господне. Стрітення.

«Зима з літом стрічається: солнце на літо, а зима на морози». «Половина зими, половина зимовлі, - бережи з'їли корови». «Стрітеньска свята вода» употребляется для окропления новорождённых телят и других животных (Ахтырский уезд).

11. Святого мученика Власия. Власся. Народ празднует этот день. «На Власа помолись йому, щоб корови були ласкові». Власий считается покровнтелем рогатаго скота. Женщины домохозяйки пируют, пьют водку.

24. Обретение главы Иоанна Крестителя. «Птиця обернеться з вирія» (с юга).

Сирна неділя. Масляница. «Масниця». В понедельник на этой неделе обыкновенно ходят по хатам и «прив'язують колодки батькам й матерям», которые не женили сыновей или не выдали замуж дочерей. В воскресенье (заговенье на Великий пост) ходят «прощаться». С понедельника первой недели поста женщины начинают ткать полотно.

Перва неділя Великого посту. На

этой неделе никто не ест горячей пищи и рыбы, едят больше хлеб с редькой, или с капустой, но и те без масла.

В феврале занимаются вывозкою леса и заготовляют материал для построек.

МАРТ

1. Преподобной мученицы

Евдокии. В этот день народ празднует начало весны. «На Євдокії куриця нап'ється водиці на порозі». С этого дня бабы начинают прятать на чердак золу, которую потом употребляют для бученья холстов (Волчанский уезд).

9. Память святых сорока мучеников. Сорок святих. Сороки. В этот

}

82

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

день пекут из пшеничнаго теста «птушек», жаворонков (сорок), так как к этому времени появляются уже жаворонки, первые вестники весны; в некоторых местах вместо «птушек» делают крестики. Раздают их детям, а несколько штук в своё время везут в поле на посев и, растёрши с зерном, раскидывают по ниве. «Птица 40 палочек наносит в гнездо». Квочек сажают на яйца. С 9 марта начинают приготовлять орудия для предстоящих полевых работ.

17. Преподобного Алексия

человека Божия. Теплий Олексій. Народ празднует этот день. Если весна ранняя, то с этого дня начинается посев.

25. Благовещение Пресвятой

Богородицы. Благовіщення. Пчеловоды выставляют из погребов зимних («омшаников») ульи и помещают их в летние пасеки. Пчеловоды запасаются просфорами, освященными на всенощной Благовещенской и пропитанными вином, и часть такой просфоры примешивают в мёд при первом кормлении пчёл, чтобы сильнее были. В Старобельском уезде для первого кормления пчёл приготовляется такая смесь: в мёд вливают немного водки и святой, крещенской, воды; всыпают туда горсть стёртой в порошок благословенной просфоры, напитанной вином, столько же артоса и немного горького перцу; затем всё это варят и кормят таким составом пчёл. Некоторые всыпают ещё порошок засушенной свежей щуки, «щоб бжола моторніша була». Ладан, оставшийся в кадильнице от заутрени, употребляют для окуривания больных (Ахтырский уезд).

26. Собор Архангела Гавриила. Благовістника. С этого дня уже производятся весенние посевы. «Як посієш ячмінь, та овес у кал3, так вони тебе нарядять і в жупан». Этот день народ празднует (Волчанский уезд).

3 То есть в мокрую землю. — Прим. глав. ред.

29. Преподобного Марка. Бабы сеют мак (Ахтырский уезд). Крестопоклонная неделя.

Середохрестна. В среду на этой неделе пекут из муки «хрестці» - кресты и первый из них оставляют до времени посевов, когда этот «хрестец» вывозят в поле; по окончании посева его в поле же и съедают. «На средохрестнім тижні сіють мак, щоб родючий був» (Волчанский уезд).

Вербное воскресенье. Пришедшие из церкви от заутрени слегка бьют ветками освященной вербы своих домашних, приговаривая: «Верба б'є, не я б’ю; за тиждень Великдень! Ось недалечко красне яєчко!» (В иных местах к этим словам добавляют: «Будь велик, як верба, будь здоров, як вода, будь щаслив, як земля!» (Старобельский уезд). Просфора, благословенная на утрени, напитанная вином, употребляется для закармливания пчёл. Вербою прикалывают верхушки пасок или садят в землю.

Страстная неделя. В чистый четверг купаются до рассвета («до схід сонця») для исцеления от разных болезней. Остаток свечи, горевший во время чтения Страстных Евангелий, хранить по несколько лет. На сволок пламенем свечи делают крест, остающийся до дня отдания праздника Пасхи. Страстную свечу зажигают пред иконами, когда на живущих в доме нападает страх (например, во время грозы), для исцеления от болезней и т. д. Особенно дорожат такою свечёю, которая горела в церкви три года кряду.

Первый день Пасхи. «Великдень». В ночь под этот день «шукають шкарбы». На разсвете наблюдают, «як сонце грає». Первое яйцо, полученное в этот день после первого христосованья, хранится для отвращения всякой «напасти від лихого чоловіка». Такое яйцо бросается в огонь для прекращения пожара.

Девицы употребляют пасхальное яйцо при умываньи, «щоб кращими бути».

83

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

Второй день Пасхи называется «днём Богородицы», в который, обыкновенно, раздают «милостиню нищий братії».

«Великодні Святки» продолжаются с первого дня Пасхи до Фомина воскресенья включительно. В

понедедьник на Фоминой неделе «поминают родичив» («проводи» -поминовение усопших).

В конце месяца занимаются посадкой огородных овощей. Рассаду сеют, «як жаби заквакають» (Волчанский уезд).

АПРЕЛЬ

С 1-го апреля есть обыкновение наниматься на летние работы до Покрова или до 14 ноября включительно. В этот день бабы ничего не работают, боясь, чтобы у них не родились дети о 6 пальцах (в продолжении года во все пятницы они не прядут, не ткут и не шьють, боясь, чтоб дети не родились калеками; мужики по пятницам не пашут земли на водах). (Волчанский уезд).

8. Апостола Руфа. «На Руфа земля рушиться». Начало яровых посевов, кроме гречихи. (Ахтырсхий уезд).

Преимущественно в этот день садят огородние овощи: «бо на цей день що не посади, то все в землі руше».

15. Апостола Пуда. Сеют кавуны (арбузы), чтоб каждый был весом в пуд. (Изюмский уезд).

16. «Ірина воду запинила».

17. Зосимы Соловецкого. Зосима и Савватий считаются покровителями пчёл (Лебединский уезд).

23. Святого великомученника Георгия Победоносца. Егория. В этот день народ празднует и постит, «щоб Єгорій скотину спас от звіря». «На Єгорія скотині подавай (корм), та й вила заховай». В этот день выгоняют скот на пастьбу и освобождают от всякой работы, по возможности.

------------------------------(

«Скрізь клуню Ягорія видно» (Сумский уезд). Крестный ход на озимый посев; после освящения воды и окропления полей бывают общие пирушки (Ахтырский уезд). «І зазимовану свиню» вывозят на лубку на степь пастись (Изюмский уезд).

На первую середу (преполовение пятидесятницы) «сій огірки й сади гарбузи» (Волчанский уезд).

В этом месяце производятся домашние постройки и продолжаются полевые работы (посев и распашка земли).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАЙ

I. «Наставлять мая» значить гулять в саду или в лесу. Наставляют мая и простолюдины (Ахтырский уезд).

8. Лпостола Иоанна Богослова. Івана. Этот день считается последним сроком для посадки «гарбузів» (Волчански й уезд).

9. Перенесение мощей Николая Чудотворца. Миколая. С этого дня начинается срок найма рабочих на лето. Около этого же времени уходят на летние заработки, главным образом, на Дон. После Николаева дня запрещается пастьба скота на сенокосных лугах и производится стрижка овец (Волчанский уезд).

10. Лпостола Симона Зилота. Народ празднует. В этот день собирают травы и коренья, «бо се зілля пользовите від усякої болісті».

II. Обновление Царя-града. Народ празднует, «щоб град хліба не побив» . Вознесение Господне. Вшестя. «До

вшестья пора обсіяться».

Пятидесятница - день Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Зелена или клечальна неділя. «Зелені святки» продолжаются три дня. В этот праздник жилища украшаются «клечаньем» (древесные ветки) и зеленью; ветки осины имеют особенное значение. Такая ветка прикрепляется в

)------------------------------

84

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

воротах, «щоб відьма не ходила в двір й не портила корів» осиновая ветка непременно ставится около конюшни, «щоб домовий конів не гонив». Прутья «клечальной» осины втыкаются в гряды капусты, «щоб черва не заводилась і не портила капусти». Если листья «клечальной» осины, поставленной в хате, засохнут и почернеют в течение трёх дней праздника, то в семействе будет покойник в том году.

Зелень, которою украшают хаты, сберегается для подстилки под хлебные стога, «щоб миші не плодились і не їли хліба».

«На зеленій неділі не треба купаться, бо русалки залоскочуть: тоді бува

русальчин Великдень!»

«До Святого Духа не скидай кожуха». В четверг перед Троицей «русальчин Великдень» не ходят купаться, не

работают на огороде (Сумский уезд).

В промежуток времени от

Преполовения до Троицких святок включительно бывают крестные ходы по полям: в иных местностях до

Пятидесятницы, в других - на Троицких святках.

После Троицких святок мужчины начинают покос травы, а женщины полют огороды и бакчи.

Петров пост. Петрівка. В

понедельник, после заговенья на Петров пост, «жінки глечики полощуть», т. е.

собирается несколько женщин и, сделав «складчину», «пьють горілку».

Есть поговорка: «Петрівка -

голодівка, мала нічка». В течение Петровки производится распашка земли для озимых, и такая распашка называется «Петрівня рілля».

В этом месяце оканчиваются посевы яроваго хлеба.

ИЮНЬ

С первых чисел этого месяца начинается покос травы.

13. Мученицы Аккилины. Кулики.

Этот день считается последним сроком для посева гречки. «Сій гречку, буде копна добра».

24. Рождество Иоанна Предтечи. Ивана Купала. Знахари собирают в этот день нужные им травы и цветы.

Вечером парубки и дивчата собираются, плетут венки из различных цветов и надевают их на головы. Взрослые раскладывают в безопасном месте костёр и зажигают его; участвующие становятся в ряд и прыгают через него. Дети вырывают куст «жалкой кропывы», укрепляют его среди дороги и прыгают через крапиву. Прыгание как через костёр, так и через крапиву совершается при пении: «Ой, купався Йван, та й у воду впав! Купала на Івана!» После прыганья девчата идут к реке и бросают в воду ветки, следя за их судьбой: если венок поплывёт, то собственница его выйдет в этом году замуж и должна ждать жениха с той стороны, куда поплывёт венок; если венок закружится на одном месте, то это считается зловещим предзнаменованием: «дівчині повік не

іміти вирної дружини»; если же венок утонет, то обдадательнице его грозит смерть (Старобельский уезд). Этот обряд в большинстве местностей теперь выводится; украшаются венками и прыгают через костры только подростки, а через крапиву дети. (Лебединский, Ахтырский, Волчанский уезды).

Ночью в 12-ть часов, по народному поверью, расцветает «папороть» (папоротник); этот цветок обладает чудесною силою и с помощию его можно добиться всего: богатства, почестей,

любви «избранной» и т. п., а также отыскивать клады. Цветёт он «як жар горить». Сорвавши цветок, надо бежать домой без оглядки, потому что «нечиста сила» будет преследовать сорвавшего и стараться разными способами заставить его оглянуться; креститься при этом

{ 85 }

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

нельзя, так как цветок теряет свою силу (Лебединский уезд).

29. Святых Апостолов Петра и Павла. «Зозуля» перестаёт куковать, «бо удавиться мандрикою» (сырником).

С этого дня начинаются «жнива» (страдная пора полевых работ). «Ідуть жнива, жінка наче не жива». (Волчанский уезд).

Поговорка: «ждали, ждали Петра у неділю, а він, тиць, у середу». Рассчитывают пастухов за первую половину лета. (Ахтырский уезд).

30. Собрание всехвальных

Апостолов. «Полупетра».

ИЮЛЬ

7. Под «Казанскую» зажинают рожь (начало жатвы). (Сумский уезд).

8. Великомученника Прокопия. «Прокіп'я». «На Прокіп'я рвуть окріп'я» (укроп готов). (Сумский уезд).

Начало уборки озимых посевов. (Ахтырский уезд). В этот день бывает первый перегон пчёл. Около этого времени собирают «плоскинь»

(безсеянную пеньку). (Волчанский уезд).

20. Пророка Илии. Ілли грізного, що по небу грім розвозить. Пчеловоды считают этот день последним сроком для выгонки роёв. «Рої тільки до Іллі». «Як прийде Ілля, наробе гнилля». «Після Іллі вода похолодніша». Народ перестаёт с этого дня купаться. (Волчанский уезд).

«Не осталось жита [в поле] і на бороду Іллі». (Жатва окончена). Кто окончил жатву, тот, возвращаясь с поля, везёт крест, сделанный из колосьев. Крест хранится на «покути» до молотьбы. (Сумский уезд).

«Не возять снопів з поля, бо Ілля спалить і віз, і хліб». (Харьков).

27. Великомученника Пантелеймона. Палія. В этот день ничего не работают «щоб грім не попалив кіп» (хлеба). Думают, что «Палій» наказывает пожаром за работу в праздничные дни.

В этом месяце производится уборка хлеба, вывозка снопов с поля и молотьба «жита на сійбу».

АВГУСТ

1. Мучеников Маккавеев.

«Маковія». Происхождение древ Креста Господня. «Спас на воде». Празднуют, «щоб мак родив». Едят «маковики» («шуліки»), приготовляемые следующим образом: пекут тонкие, посыпанные

сверху маком, «коржі», ломают их на маленькие кусочки, бросают в воду, смешанную с мёдом и маком; едят прежде другой пищи.

С этого дня по 15-е число продолжается Успенский пост -«Спасівка», «Спасівква-ласівка».

Со второго числа начинают посев (ранний) озими - «Спасівня сійба».

6. Преображение Господне. «Спас на горі». «Прийшов Спас, держи рукавиці про запас».

В этот день освящаются садовые плоды и мёд; до Спаса употребление яблок и груш считается грехом.

Некоторые хозяева закапывают освящённые яблоки к корням лучших яблонь.

15. Успение Пресвятой

Богородицы. «Жерва Пречиста».

Купают детей в «ночвах» (корыто), «щоб діти не хворали нечистью» (разными сыпями). (Харьковский уезд).

16. Перенесение Нерукотворного Образа. «Спас на Полоти». С этого дня начинается сбор «матірки» (пеньки) и покос отавной травы. (Волчанский уезд).

18. Мученников Флора и Лавра. Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. В этот день освящают воду в колодезях и окропляют ею лошадей. (Валковский уезд).

29. Усекновение главы Иоанна Крестителя. «Головосіка». Строгий пост. В этот день ничего круглого (арбузов, дынь, картофеля и особенно капусты) не режут на части (капуста для борща

}

86

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

заготовляется с вечера). Запрещается брать в руки нож. Нельзя убивать животных.

СЕНТЯБРЬ

1. Симеона Столпника. «Семена», «Семен-день». Начало осени. В этот день «засиживают вечера», т. е. начинают работать по вечерам при огне. До этого дня огонь вечером в хате не зажигался.

«Хто до Семена сієть жменькою -собираєть міркою, хто сієть після Семена міркою, собираєть жменькою». (Сумский уезд).

«До Семена хоть півжмені посій, так добре буде, а після Семена хоть дві жмені посієшь, так буде плохіше». (Волчанский уезд).

Хозяева, имеющие артель ремесленняков, задают пирушку рабочим: начавши работы, сейчас же их прекращают, и дают угощение рабочим. (Ахтырский уезд).

6. Чудо архистратига Михаила. Михайлове чудо. В этот день не работают, боясь наказания (Волчанский, Ахтырский, Сумский уезд); в особенности нельзя сеять и боронить. Существует такая легенда: «Один мужик поехал в поле сеять хлеб, а другой, увидев его, спрашивает: "Куда ты едешь" -"Сеять". "Да сегодня Михайлово чудо!"- "Чудно будет", отвечал мужик, "когда засею десятину жита". -Когда мужик стал боронить и взял на плечи борону, то уже не мог её снять до самого вечера, пока не отслужен был молебен Архангелу Михаилу». (Ахтырский уезд).

8. Рождество Пресвятой

Богородицы. «Друга Пречиста».

9. Богоотец Иоакима и Анны. С

этого дня женщины начинают работать по вечерам: шьют и прядут (Волчанский уезд).

14. Воздвижение Креста Господня. «Здвиження». В этот день не ходят в лес, «бо в сей день у ліси збирається гадина

[гадюки] зо всього світу». (Волчанский уезд).

23. Зачатие Иоанна Предтечи.

Беременные женщины в этот день ничего не работают, боясь, чтобы у них не родились дети мёртвыми. (Волчанский уезд).

Посев озими в первых числах этого месяца считается средним, в конце -поздним. Производится молотьба хлеба и уборка гречихи.

ОКТЯБРЬ

1. Покров Пресвятой Богородицы. «Покрова». «Прийде Покрова, зареве в хліві корова» (Ахтырский уезд). Начало зимней топки. С этого дня начинаются сватанья (Изюмский уезд). «Прийшла Покрова, дівка заривла, як корова. Посилають сватів» (Волчанский уезд). «Прийшла Покрова, жінка здорова» (окончилась страдная пора полевых работ). «Як прийде Покров, натопи хату без дров, помий, помажь, та й спати ляжь». Около этого времени пчеловоды вкладывают пчёл в погреба.

14. Преподобной Параскевы.

«Первип'ятенки». Это праздник

«п'ятинки» или пятницы. Обыкновенно в этот день недели (в течение всего года) женщины не прядут и не золят белья, боясь, что за это «приключиться болість», увечье.

Митрова субота (день

поминовения усопших перед 26 октября).

26. Великомученика Дмитрия Солунскаго. «Митра». «До Митра тільки дівка хитра, а після Митра хоть за старця [выйти замуж], аби не остаться». С этого дня «бувають весілля» (свадебные увеселения).

28. Великомученницы Параскевы. «Другі п'ятинки». В этом месяце бывает уже последняя распашка земли (для будущих весенних посевов «яриці»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

{

87

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

НОЯБРЬ

1. Космы и Дамиана. В субботу перед этим днём поминают усопших («Козьмина»).

8. Собор Архистратига Михаила. Михайлов день. Пастухи заканчиваюсь пасти скот в поле и получают расчёт за вторую половину лета (Ахтырский уезд).

14. Лпостола Филиппа. «Заговини». Заговенье на Рождественской пост -«Пилипівку». В этот день оканчивается срок рабочим, нанятым с 9 мая (Волчанский уезд).

15. Святого мученника Гурия, Самона и Авива. Замужние женщины молятся этим святым для укрощения строптивости своих мужей (Ахтырский уезд).

21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. «Введения». К этому дню прекращается пастьба овец - и производится расчёт «пастухів» (Волчанский уезд).

24. Мученицы Екатерины. Народ празднует. В этот день девицы гадают: срезывают ветку вишни и ставят в «глечик» с водою; если до Рождества ветка зацветёт, то загадавшая выйдет замуж в следующем году. (В Волчанском уезде ветки оставляются до Нового года).

В ноябре (и декабре) производится рубка и вывозка хвороста.

ДЕКАБРЬ

1. Пророка Наума. Народ празднует. Начало зимы. В этот день начинают учить детей «грамоти». «Пророк Наум наставляє на ум».

4. Великомученницы Варвары.

Народ празднует. «Варвара ночи увірвала» (Волчанский уезд).

5. Преподобного Саввы

освященнаго. Народ празднует (Волчанский уезд).

6. Святого Николая Чудотворца. «Миколая». «Савва мости мосте, а Микола скріпляє» (Волчанский уезд).

12. Святого Спиридона.

«Спиридона-сонцеворота». Грозят

«сокирою» тем плодовым деревьям, которые не приносят плодов, приговаривая: «Як не будеш родити, так зрубаю». (Волчанский уезд). В других местах до рассвета отрясают с плодовых деревьев снег и иней, чтоб был урожай (Ахтырский уезд). - «Сонце на літо, зима на мороз». Знахари в этот день выгоняют из дому тараканов, клопов и т. п. (Волчанский уезд).

24. Навечерие Рождества

Христова. «Богатый свят-вечір». «Багата кутя». Хозяйки с утра ещё приготовляют кушанья для вечери, а хозяева заготовляют топливо до 1-го января, потому что считается тяжким грехом брать до Нового года топор в руки. Старики и старухи ничего не едят до звезды. Перед заходом солнца старший в семействе постилает самое лучшее сено в виде гнезда в переднем углу; на это сено ставятся кутя и озвар. По заходе солнца все молятся, а затем садятся вечерять. На вечере, кроме печеной рыбы, подается непременно горох, жидко сваренный и размятый, в виде соуса. Вечеря заканчивается кутёю и озваром. (Ахтырский уезд).

25. Рождество Христово. «Риздво».

С этого дня до 7-го января включительно продолжаются «Різдвяні святки».

Рано утром мальчики ходят из хаты в хату (с 3 до 7 часов утра) «вершувати».

Вечером молодежь («дівки» и «мододиці») «колядують».

В Старобельском уезде, колядуют парубки и дивчата, а на другой день мужчины и женщины. Прежде всего спрашивается позволение: «Вечір добрий! Чи колядувати?» По окончании колядки приветствуют хозяев следующими словами: «Дай, Боже, вечір добрий, дайте пиріг довгий! Один з ручками, з ніжками, щоб бігав за нами; другий без ручек и без ніжок щоб не загруз у сніжок». Хозяева благодарят хлебом, салом, деньгами.

}

88

Змиевское краеведение. 2015, №1

Zmiev Local Lore. 2015, №1

С этого дня до Нового года не выносят сору из дома, не меняют «устилок». «Так годиться». (Сумский

уезд).

26. Собор Пресвятой Богородицы.

В этот день раздают нищим милостыню.

31. Мученицы Мелании

Римляныни. «Миланки», «Щедрий вечір». Вечером в этот день ходят «по підвіконню» и «щедрують парубки і дівки». Родители после ужина дарят своих детей, чем могут (телёнком, овцою и т. д.). (Ахтырский уезд).

Материал подготовлен 25 июня 2015 года.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.