Научная статья на тему 'Дмитрий Сергеевич Лихачёв: личность без культа'

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: личность без культа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
670
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ПОДВИЖНИЧЕСТВО / ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСТВА / CULTURAL STUDIES / HISTORY OF CULTURE / SPIRITUAL / CREATIVE RANGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аронов Аркадий Алексеевич

В настоящей статье рассматривается уникальная личность выдающегося культуролога с мировым именем, академика многих академий Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Уникальность Личности заключается в многоаспектности творческой деятельности Лихачёва, охватывающей историю русской культуры с древнейших времён до настоящего времени. К принципиальным особенностям Д.С. Лихачёва отнесём также не только широту творческого диапазона, но и самое пристальное внимание к сопоставлению близких, рядоположенных историко-культурных процессов и явлений Руси-России и стран Центральной и Западной Европы. Исключительный интерес Учёный уделял древнерусской литературе, крупнейшим специалистом которой он был. Для ряда поколений россиян в течение многих лет Лихачёв был нравственным барометром, по которому сверяли свою жизнь, на которой равнялись многие россияне. С глубочайшим знанием, поразительной эрудицией в одном лице сочетались высочайшая нравственность, порядочность, принципиальность, доброжелательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DMITRY SERGEEVICH LIKHACHEV: A PERSON WITHOUT A CULT

This article discusses the unique personality of the outstanding world-renowned culture expert, academician of many academies Dmitry Sergeyevich Likhachev. Unique personality is multidimensional creativity Likhachev, covering the history of Russian culture from ancient times to the present. By the principal features of Likhachev we also include not only the breadth of the range of creative, but also the most attention to the study of the historical and cultural processes and phenomena of Russia-Russia and the countries of Central and Western Europe. Exceptional interest paid scientist ancient literature, the foremost authority which he was. For several generations of Russians for many years Likhachev was a moral barometer by which checked against their lives, which were equal to many Russians. With profound knowledge astonishing erudition in one combined the highest morality, decency, integrity, goodwill.

Текст научной работы на тему «Дмитрий Сергеевич Лихачёв: личность без культа»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

7. Uait L. [White Leslie Alvin]. Nauka o kul'ture [Science about culture]. Izbrannoe: Nauka o kul'ture [Selected works: Science about culture]. Moscow, ROSSPEN Publishers, 2004. 959 p.

8. Kagan M. S., and others, ed. Filosofiya kul'tury. Stanovlenie i razvitie [Culture philosophy. Formation and development]. St. Petersburg, Lan Publ., 1998. 448 p.

9. Flier A. Ya. Kul'tura kak evolyutsiya programm sotsial'noi aktivnosti: instinkt — obychai — ratsional'noe pov-edenie [Culture as evolution of programs of social activity: an instinct — custom — rational behavior]. Issues in Social Theory: Scholarly Almanac. 2012. Volume VI. Human being between the worlds (ontological, epistemic, social and cultural and psychological aspects of the border). Moscow, Independent Institute of Civil Society Press, 2012. Pp. 273—284.

10. Flier A. Ya. Ocherki teorii istoricheskoi dinamiki kul'tury [Essays on the theory of historical dynamics of culture]. Izbrannye raboty po teorii kul'tury [Selected works on the theory of culture]. Moscow, Soglasie Publ., Artem Publ., 2014. Pp. 12—299.

11. Flier A. Ya. Culture as a Social Regulatory Program: The Stage of Formation. The Culture of Culture Journal. Scientific peer-reviewed electronic periodical. 2015, No. 1. Available at: http://cult-cult.ru/culture-as-a-social-regu-latory-program-the-stage-of-formation/ (accessed: 26.09.2015).

12. Flier A. Ya. Culture as a Symbolic Activity: The Stage of Formation. The Culture of Culture Journal. Scientific peer-reviewed electronic periodical. 2015, No. 1. Available at: http://cult-cult.ru/culture-as-a-symbolic-activi-ty-the-stage-of-formation/ (accessed: 26.09.2015).

13. Sher Ya. A., Vishnyatsky L. B., Blednova N. S. Proiskhozhdenie znakovogo povedeniya [Origin of sign behavior]. Moscow, Scientific World Publishing House, 2004. 279 p.

МИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЁВ: ЛИЧНОСТЬ БЕЗ КУЛЬТА УДК 008

А. А. Аронов

Московский государственный институт культуры

В настоящей статье рассматривается уникальная личность выдающегося культуролога с мировым именем, академика многих академий Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Уникальность Личности заключается в многоаспектности творческой деятельности Лихачёва, охватывающей историю русской культуры с древнейших времён до настоящего времени. К принципиальным особенностям Д. С. Лихачёва отнесём также не только широту творческого диапазона, но и самое пристальное внимание к сопоставлению близких, рядоположенных историко-культурных процессов и явлений Руси-России и стран Центральной и Западной Европы. Исключительный интерес Учёный уделял древнерусской литературе, крупнейшим специалистом которой он был. Для ряда поколений россиян в течение многих лет Лихачёв был нравственным барометром, по которому сверяли свою жизнь, на которой равнялись многие россияне. С глубочайшим знанием, поразительной эрудицией в одном лице сочетались высочайшая нравственность, порядочность, принципиальность, доброжелательность.

Ключевые слова: культуролог, история культуры, подвижничество, диапазон творчества.

АРОНОВ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

ARONOV ARKADY ALEKSEYEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Full Doctor of Cultural Studies, Head of Department of history, cultural history and museology, Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute (University) of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

e-mail: [email protected] © Аронов А. А., 2016

A. A. Aronov

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

DMITRY SERGEEVICH LIKHACHEV: A PERSON WITHOUT A CULT

This article discusses the unique personality of the outstanding world-renowned culture expert, academician of many academies Dmitry Sergeyevich Likhachev. Unique personality is multidimensional creativity Likhachev, covering the history of Russian culture from ancient times to the present. By the principal features of Likhachev we also include not only the breadth of the range of creative, but also the most attention to the study of the historical and cultural processes and phenomena of Russia-Russia and the countries of Central and Western Europe. Exceptional interest paid scientist ancient literature, the foremost authority which he was.

For several generations of Russians for many years Likhachev was a moral barometer by which checked against their lives, which were equal to many Russians. With profound knowledge astonishing erudition in one combined the highest morality, decency, integrity, goodwill. Keywords: cultural studies, history of culture, spiritual, creative range.

Выдающийся отечественный литературовед, историк русской культуры, глава школы отечественных медиевистов, автор многочисленных работ по древнерусской литературе Нового времени.

Академик АН СССР (1970), председатель советского фонда культуры (1987), руководил сектором древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинский дом), автор всемирно известных трудов по искусству и культуре Древней Руси.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв был избран иностранным членом многих академий, в том числе Национальной академии Италии деи Линчеи, он член-корреспондент Британской, Австрийской, Гёттингенской академии, почётный доктор университета Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Эдинбурга, Цюриха.

Показательно, что к 90-летию Д. С. Лихачёва в издательстве «Наука» вышла книга «Русское подвижничество» (сост. Т. Б. Князевская. Москва : Наука, 1996). Работы, в ней опубликованные, принадлежат перу крупнейших учёных-гуманитариев и объединены темой научного, культурного, духовного подвижничества русских людей в прошлом и настоящем.

Для нескольких поколений россиян Дмитрий Сергеевич Лихачёв был надёжным нравственным барометром, по кото-

рому сверяли свой жизненный путь тысячи соотечественников.

Лихачёв учился в Петрограде в знаменитой гимназии Карла Мая, которую ранее закончил Александр Николаевич Бенуа. Он окончил факультет общественных наук Ленинградского университета (1928), написав две дипломные работы - одну о Шекспире в России конца XVIII - начала XIX века, другую - о повестях о патриархе Никоне.

Трудовая биография Д. С. Лихачёва началась в Соловецком лагере особого назначения (с 1928 по 1931 год). Памятником четырёхлетнего заключения явилась первая научная публикация «Черты первобытного примитивизма в воровской речи».

Одной из первых фундаментальных работ Лихачёва явилась монография (докторская диссертация) «Русские летописи и их культурное историческое значение» (1947), где, развивая и уточняя положения гипотезы А. А. Шахматова, учёный создал свою концепцию истории развития русского летописания.

В центре внимания последующих исследований Лихачёва стоят вопросы развития древнерусской литературы и культуры в её неразрывной связи с жизнью общества. Проблемам возникновения русской литературы посвящена одноимённая моногра-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

фия учёного (Ленинград, 1952). Лихачёв впервые обратился к изучению принципов изображения человека в древнерусской литературе, её стилей: «Человек в литературе Древней Руси» (1-е изд. - 1958 год, 2-е - 1970 год).

Именно Лихачёв положил начало изучению древнерусской литературы, его «Поэтика древнерусской литературы» за период с 1967 по 1979 год издавалась трижды. Целостную картину истории древнерусской литературы Лихачёв раскрыл в монографии «Развитие русской литературы Х-ХVII вв.» (1973).

Важную роль в развитии современной филологической науки играет работа Лихачёва «Текстология на материале русской литературы Х-XVII веков» (1-е изд. - 1980 год, 2-е- 1985 год).

Под редакцией Д. С. Лихачёва и Л. А. Дмитриева издано 12 томов «Памятников литературы Древней Руси», вышли три выпуска «Словаря книжников и книжности Древней Руси» (Ленинград, 1987-2004), издаётся серия «Литературные памятники».

Итоги многолетних поисков учёного в области древнерусской литературы содержатся в работе «Великое наследие» (1975).

Творческая исследовательская деятельность Дмитрия Сергеевича Лихачёва изначально характеризовалась принципиальным стремлением раскрыть конкретное рассматриваемое явление, в том числе литературное, в контексте целостного культурного прогресса в России. Отсюда и многоаспектное раскрытие темы, и масштабность читательского адреса.

Совершенно очевиден не только высочайший рейтинг Лихачёва - исследователя русской культуры в целом. С широким спектром культурологических проблем связано содержание таких работ Д. С. Лихачёва, как «Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого»

(1962), «Поэзия садов» (1982), «Культура русского народа» (1961), «Новгород Великий» (1959), «Земля родная» (1983), «Прошлое — будущему: статья и очерки» (1985), «Я вспоминаю» (1989), «Заметки и наблюдения»; «Из записных книжек разных лет» (1989). Многие работы одного из крупнейших отечественных учёных вошли в его «Избранное» - «Русское искусство от древности до авангарда» (Москва, 1992).

В культурологических работах Д. С. Лихачёва предпринята успешная попытка выявить характерные черты русской культуры (см., например, введение в «Русское искусство от древности до авангарда»).

Именно Д. С. Лихачёв, рассматривая историю развития русской культуры в ассоциативном ряду с близкими, родственными явлениями культуры других стран, ввёл в научный оборот известный ныне термин «Русское Предвозрождение», именно Лихачёв назвал Великий Новгород и Псков городами-коммунами.

Велик вклад учёного в разработку проблемы государственной важности - экологии культуры.

Широкое понимание феномена культуры закономерно привело Д. С. Лихачёва к рассмотрению таких объективно значимых и вместе с тем ещё далеко не исследованных культуроведческих проблем, как средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси; «повествовательное пространство» как выражение «повествовательного времени»; гра-дозащитная семантика Успенских храмов; слово и сад; интеллектуальная топография города; сад и культура России; образ города; поэзия садов и парков.

Суммируя сказанное о деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачёва отметим следующее:

• каждое конкретное литературное явление Лихачёв рассматривает на широком общекультурном историческом фоне;

• в каждой из своих работ Лихачёв выступает объективно не только как историк литературы и искусства, но и как историк русской культуры в целом;

• для работ Лихачёва характерны оригинальные ассоциации,исторические параллели (см., например, работу «Франциск Ассизский и Сергий Радонежский»);

• для всех работ Лихачёва характерно тщательное всестороннее изучение исследуемого культурного явления;

• в центре культуроведческих интересов Лихачёва, эрудита, энциклопедиста, всегда находилась культура Древней Руси;

• все культуроведческие работы Лихачёва отмечены добрым, уважительным отношением к другим исследователям, коллегам, оппонентам;

• всё творчество выдающегося культу-роведа Дмитрия Сергеевича Лихачёва (более 700 статей и более 30 книг) пронизано любовью к России, русской культуре, её уникальным достижениям и её творцам.

Велики объективные, реальные заслуги Учёного, философа, мыслителя для отечественной и мировой культур. Необозримо и всё ещё не до конца исследовано наследие безоговорочного лидера российских культурологов - более 700 статей, свыше 30 книг. Такое наследие только по плечу сверхталанту, яркой личности ренессанс-ного типа, истинному трудоголику, настоящему подвижнику. Работы Учёного многократно издавались и переиздавались как у него на Родине, так и во многих других странах.

Принципиально важным нам представляется аспект личностных качеств Лихачёва, в своей совокупности и обусловивших появление бесценного наследия Учёного.

Дмитрий Сергеевич имел моральное и профессиональное право поднимать в своих работах вопросы нравственности, порядочности, человеческого достоин-

ства, интеллигентности, поскольку сам в полной мере был наделён этими качествами. Факты свидетельствуют, что за свою долгую жизнь (1906-1999) он никогда и нигде не занимался интригами, не подсиживал коллег, не пытался очернить кого-либо, не писал доносов и писем «доброжелателей». Это был исключительно честный, порядочный, открытый, добрый человек, видевший свою миссию в оказании помощи другим людям, в поддержке талантливых исследователей, в прославлении великой культуры великой России. И эти достойные восхищения и удивления качества Лихачёв не растерял за свою долгую жизнь, он всегда оставался Человеком. Наш обязывающий вывод тем более значим и справедлив, что Лихачёв был узником СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), строил Беломорканал и, пережив ужасы сталинщины, не озлобился, не держал «камня за пазухой», всегда отделял одно от другого: палачей, тюрьмы, лагеря, жесточайший бесчеловечный режим от русской культуры, от Руси-России, от нравственного кодекса личности. В связи с этим большой интерес представляет одна из книг Лихачёва - «Прошлое - будущему» (статьи, очерки, 1985). В книгу вошли выступления Учёного на разных форумах, конференциях, симпозиумах. В каждом конкретном случае Дмитрий Сергеевич говорил о том или ином культурологе. Показательно, что о каждом специалисте Лихачёв говорил доброжелательно, подчёркивая прежде всего достоинства, сильные стороны, приоритеты человека. В немногих простых словах Лихачёв реально мог сказать многое, он абстрагировался от сплетен, кривотолков, пересудов. Политическая конъюнктура была ему неведома. Он умел верить людям и, если был убеждён в их правоте, своим убеждениям не изменял.

В своей знаковой работе «Письма о доб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.