Научная статья на тему 'ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ТРУБЕЦКОВ'

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ТРУБЕЦКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Короновский А. А.

Этот номер журнала посвящен памяти выдающегося ученого, блестящего педагога и прекрасного человека - Дмитрия Ивановича Трубецкова, который покинул нас в августе 2020-го.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ТРУБЕЦКОВ»

От редактора

Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2021. Т. 29, № 4 Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedeniy. Applied Nonlinear Dynamics. 2021;29(4)

Редакторская заметка

DOI: 10.18500/0869-6632-2021-29-4-461-466

Дмитрий Иванович Трубецков

А. А. Короновский

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия Поступила в редакцию 7.07.2021, опубликована 30.07.2021

Для цитирования: Короновский А. А. Дмитрий Иванович Трубецков // Известия вузов. ПНД. 2021. T. 29, № 4. С. 461-466. DOI: 10.18500/0869-6632-2021-29-4-461-466.

Статья опубликована на условиях Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Этот номер журнала посвящен памяти выдающегося ученого, блестящего педагога и прекрасного человека - Дмитрия Ивановича Трубецкова, который покинул нас в августе 2020-го. Мне посчастливилось в течение достаточно длительного времени (почти 30 лет) учиться у Дмитрия Ивановича и научным основам, и отношению к людям, и по большому счету учиться жизни. В теперь уже далеком 1990 году нам, зеленым первокурсникам, поступившим на физический факультет Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и распределенным на кафедру электроники и волновых процессов, Дмитрий Иванович, будучи заведующим этой кафедрой, читал лекционный курс «Введение в специальность». Сказать, что этот курс был простым - значит сильно погрешить против истины (клистроны пролетные и отражательные, группировка электронов, лампа бегущей волны, лампа обратной волны, магнетрон и т. д., и т. п.), но Дмитрий Иванович читал его ярко и очень артистично, поэтому, насколько я сейчас помню, его лекции мы (ну, по крайней мере, большинство из нас) старались не прогуливать. И вот с этого самого момента Дмитрий Иванович вошел в мою судьбу, с этого курса началось мое общение с Дмитрием Ивановичем. Затем были и более сложные дисциплины на старших курсах, такие как «Теория волновых процессов», защита диплома, поступление в аспирантуру к Дмитрию Ивановичу, защита под его руководством кандидатской диссертации и начало работы на кафедре в должности ассистента. Конечно, осознание масштабности и значимости личности Дмитрия Ивановича приходило постепенно, но то, что это был человек незаурядный, - становилось понятно практически сразу.

За время общения с Дмитрием Ивановичем мне не раз приходилось слышать от него определение «университетский человек». «Университетский человек, - говорил Дмитрий Иванович, - это

©Короновский А. А., 2021

461

Из архива Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

тот, кто пришел в Университет и в нем остался». Думаю, это многозначное понятие включает в себя и многое другое: универсальность знаний, допущение правоты твоего оппонента, способность не только к монологу, но и к диалогу, уважительное отношение к коллеге-профессору и ученику-студенту. Наверняка Дмитрий Иванович имел в виду и эти, и многие другие составляющие... И в этом смысле Дмитрий Иванович был поистине университетским человеком, поскольку его жизнь и судьба были неразрывно связаны с жизнью и судьбой университета. Вот это восприятие университета как своей собственной жизни, умение и желание отдать себя университету, посвятить всего себя науке и студентам - исключительно характерно для психологического портрета Дмитрия Ивановича.

Порог университета Дмитрий Иванович переступил в 1955 году, когда после окончания с золотой медалью мужской школы № 19 он сделал выбор в пользу физического факультета Саратовского государственного университета. В студенческие годы Дмитрий Иванович был награжден правительственными наградами: медалью «За освоение целинных земель» (1956 год) и орденом «Знак почета» (1957). После окончания с отличием университета в 1960 г. Дмитрий Иванович Трубецков поступил в аспирантуру к Владимиру Николаевичу Шевчику (кандидатскую диссертацию Дмитрий Иванович защитил в 1965, докторскую - в 1978), а в 1961 году был принят на должность ассистента и затем прошел по иерархии должностей: был старшим преподавателем (1965 год), доцентом (1966 год, в 1968 году Дмитрий Иванович утвержден в звании доцента по кафедре «Электроника»), профессором (1979 год, ученое звание профессора по кафедре электроники Дмитрию Ивановичу было присвоено в 1981 году), заведующим кафедрой (1981 год), и в 1994 году, в очень непростое время, был избран ректором Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Он трудился на этой должности до октября 2003 года, после чего вновь сосредоточился на кафедральной работе (в то время кафедра стала называться кафедрой электроники, колебаний и волн) и здесь он работал в должности заведующего кафедрой до самого последнего дня своей жизни.

На посту ректора Дмитрий Иванович работал в трудные 1990-е годы. В это время ректору приходилось «добывать» зарплату для сотрудников, стипендии для студентов. Любая материальная поддержка требовала сверхусилий со стороны руководства университета. Во многом благодаря Дмитрию Ивановичу университет продолжал развиваться, устанавливались международные связи, расширялась сфера научных исследований, создавались новые научно-образовательные структурные подразделения. При поддержке Вячеслава Викторовича Володина в период ректорства Дмитрия Ивановича Трубецкова был построен 10 корпус университета.

По своей натуре, по неистребимому желанию двигаться вперед и вести за собой Дмитрий Иванович был, безусловно, Созидателем. Все время он создавал нечто новое и щедро делился этим со всеми: со своими коллегами, со своими учениками, с учеными всего Советского Союза, с которыми у него были теплые и дружеские контакты. Благодаря усилиям Дмитрия Ивановича в Саратовском государственном университете сложилась мощная научная школа по СВЧ-электронике, неоценим его вклад в развитие в нашем университете нового в те годы научного направления, связанного с нелинейной динамикой и динамическим хаосом. И то сообщество единомышленников, сформировавшееся в Саратовском университете под влиянием Дмитрия Ивановича, было не только «научной школой» в широком понимании этого слова, но и получило вполне официальное признание: научная школа Дмитрия Ивановича Трубецкова восемь раз подряд (1996-1999, 2000-2002, 2003-2005, 2006-2007, 2008-2009, 2010-2011, 2012-2013, 2014-2015) была признана ведущей научной школой по итогам конкурсов, проводимых Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.

Именно Дмитрий Иванович стоял у истоков и был организатором знаменитых саратовских школ-конференций, история которых насчитывает не одно десятилетие: это и зимние школы

по СВЧ-электронике и радиофизике, которые организовывались для сотрудников предприятий радиоэлектронной промышленности Саратова, и школы-конференции «ХАОС», сокращенное название которых складывалось из первых букв полного «Хаотические Автоколебания и Образование Структур», и, конечно же, школы для школьников, студентов и аспирантов, известные сегодня как «Нелинейные дни в Саратове для молодых», но которые изначально носили другое, ориентированное на кафедру электроники, название - «Колебания, волны, электроны» и которые были задуманы в первую очередь как школы для школьников, дабы привлечь их в университет, на эту самую кафедру.

По инициативе Дмитрия Ивановича Трубецкова был создан и этот журнал - «Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика», заместителем главного редактора которого он был все это время и которому отдавал много сил и энергии, формируя научную политику журнала.

Будучи выдающимся ученым (в 1991 году Д. И. Трубецков был избран членом-корреспондентом Российской академии наук), Дмитрий Иванович уделял огромное внимание преподавательской деятельности. Девиз «Нет образования без науки, нет науки без образования» был жизненным кредо Дмитрия Ивановича. И в образовательной деятельности Дмитрий Иванович также выступал в качестве созидателя. Он был одним из основателей Лицея прикладных наук, который теперь носит его имя, по его инициативе и его усилиями был создан в Саратовском государственном университете факультет нелинейных процессов, который внес существенный вклад в развитие «нелинейно-динамического» образования.

Лицей был особой и отдельной любовью Дмитрия Ивановича. Созданный на строгой научной концепции, отражающей динамику нелинейных процессов, Лицей вобрал в себя все лучшее, что могла и умела российская школа в период 1990-2000-х годов: гармонизация естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, раннее приобщение школьников к большой науке, углубленное изучение иностранных языков и многое другое, о чем многие школьные педагоги сегодня могут только мечтать. В череде бесконечных дел Дмитрий Иванович находил время для преподавания в школьных классах, он был любимым педагогом у многих поколений лицеистов, а школьные учителя видели в нем коллегу и наставника.

Дмитрий Иванович очень серьезно и очень вдумчиво относился к обучению студентов. В разные годы им были разработаны и поставлены самые различные лекционные курсы как для студентов младших курсов, так и для старшекурсников. Среди этих курсов «Электроника сверхвысоких частот», «Квантовая электроника», «Методы математической оптимизации», «Введение в специальность», «Теория и расчет электронных СВЧ-приборов О и М типов», «Теория волновых процессов», «Высокочастотная релятивистская электроника», «Нелинейные явления при взаимодействии электронного потока с электромагнитными полями», «Хаос и структуры», «Что такое вакуумная микроэлектроника сегодня», «Избранные вопросы теории колебаний и волн (качественные методы в теории колебаний и волн, нелинейные волны, устойчивость сосредоточенных и распределенных структур)», «Колебания, волны, электроны» и др. При разработке нового курса Дмитрий Иванович тщательно подходил к отбору и компоновке материала, аккуратным каллиграфическим почерком записывая лекционный материал на листах формата A4, и при чтении лекций тем же самым каллиграфически четким почерком писал мелом на доске формулы (а они, как правило, были не маленькими). Когда появились технические средства в виде кодоскопов, Дмитрий Иванович весь иллюстративный материал стал размещать на «прозрачках», а затем, когда появились проекторы и ноутбуки - в презентациях PowerPoint. И несмотря на то, что в разработку лекционного курса были вложены большие силы и затрачено много времени, Дмитрий Иванович с легким сердцем мог передать готовый и «обкатанный» курс своим коллегам по кафедре и взяться за разработку другого, совершенно нового курса. Думаю, что Дмитрию Ивановичу было интересно погружаться в глубины науки, вникать в то, что делалось и делается на передовых линиях различных отраслей науки, проводить сопоставление и систематизацию

фактов и превращать это необычайно сложное множество сведений и данных в формат, четкий и понятный для слушателей. Поэтому лекции Дмитрия Ивановича были всегда яркими и запоминающимися, независимо от того, был ли это урок для школьников, обычная лекция для студентов или выступление на научной конференции мирового уровня. Дмитрий Иванович был превосходным оратором, хорошо знал и любил русскую поэзию, писал стихи. Выступая с докладами и читая лекции, приводил поэтические строки любимых поэтов в качестве иллюстраций и весомых аргументов.

И точно так же, как и с подготовкой лекционных курсов и лекций для всевозможных школ и конференций, Дмитрий Иванович тратил много сил и времени на подготовку монографий, которые после публикации становились одновременно и настольными книгами большого количества исследователей (поскольку содержали хорошо систематизированную и структурированную информацию, а следовательно, служили как справочники и энциклопедии), и учебниками, востребованными многими поколениями студентов. К написанию этих книг, ставших сегодня классическими для специалистов в области СВЧ-электроники и нелинейной динамики, Дмитрий Иванович активно привлекал своих коллег и учеников, не ограничивая при этом их свободу творчества и позволяя увлечься в изучении и изложении материала. Отмечу (разумеется, субъективно) такие книги, как [1-9]. Отдельно следует выделить книги Дмитрия Ивановича, которые можно охарактеризовать как работы, обладающие гуманитарной направленностью. Их, в свою очередь, можно разделить на две части: первая - это книги, в которых методы и подходы той самой нелинейной динамики применяются для описания процессов, происходящих в сложных системах, весьма далеких от физики, таких как биологические, экономические, социальные и т.п. [10-14]. Здесь же будет уместно вспомнить, что за разработку и внедрение концепции естественно-научного образования гуманитариев в высших учебных заведениях в 2000 году Дмитрий Иванович Трубецков был удостоен премии Президента Российской Федерации. И вторая часть трудов Дмитрия Ивановича с гуманитарной составляющей - это книги, посвященные истории научных открытий (как раз в области электроники СВЧ и нелинейной динамики), людям науки и их судьбам [15-17].

Наконец, следует отметить светлые человеческие качества Дмитрия Ивановича Трубецкова. Он всегда очень по-доброму относился к людям, независимо от того, кто был перед ним -юный студент или умудренный опытом профессор, он умел создавать вокруг себя атмосферу творчества и взаимопонимания. Дмитрий Иванович терпеливо и с большой самоотдачей работал со школьниками, студентами, аспирантами, докторантами (как и со всеми остальными), и по большому счету, количество защитивших под его руководством кандидатские и докторские диссертации (38 и 10 человек, соответственно) говорит само за себя и о личностных качествах, и о научном уровне Дмитрия Ивановича, поскольку у плохих руководителей (как с точки зрения научной квалификации, так и человеческих качеств) диссертанты, как правило, не защищаются.

Статьи, вошедшие в этот номер журнала, посвященный памяти Дмитрия Ивановича, во-многом, очерчивают те научные направления, которые входили в круг его интересов. Читатель найдет здесь работы, посвященные электронике СВЧ (Н. М. Рыскин и др.), нелинейным колебаниям (Д. В. Касаткин и др.; А. А. Короновский и др.), процессам структурообразования (Э. О. Якупов и др.), нелинейным явлениям в живых (А. C. Дмитриев, А. И. Рыжов; Н. И. Семенова, В. В. Тучин; А. Е. Храмов и др.), экономических (В. В. Матросов, В. Д. Шалфеев) и климатических (Д. Н. Мухин и др.) системах и историческим (Ю. П. Шараевский и др.) вопросам. И мне хочется, чтобы читатель, держа в руках этот выпуск журнала (или работая с его электронной версией) отдал должное Дмитрию Ивановичу Трубецкову, человеку, сделавшему неимоверно много для развития СВЧ-электроники, нелинейной динамики, для Саратовского государственного университета и для каждого из нас. Дмитрий Иванович Трубецков - крупный российский ученый, лектор, педагог, Учитель. Он останется в истории университета и нашей памяти как образец российского интеллигента, болеющего за судьбу страны, родного университета, высшего образования.

Список литературы

1. Шевчик В.Н., Трубецков Д. И. Аналитические методы расчета в электронике СВЧ. М.: Советское радио, 1970. 584 с.

2. Рабинович М.И., Трубецков Д. И. Введение в теорию колебаний и волн. М.: Наука, 1984. 432 с.

3. Рабинович М. И., Трубецков Д. И. Введение в теорию колебаний и волн. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Наука, 1992. 456 с.

4. Трубецков Д. И., Рожнев А. Г. Линейные колебания и волны. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. 416 с.

5. Кузнецов А. П., Рожнев А. Г., Трубецков Д. И. Линейные колебания и волны. Сборник задач. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. 128 с.

6. Рыскин Н. М., Трубецков Д. И. Нелинейные волны. М.: Наука, ФИЗМАТЛИТ, 2000. 272 с.

7. Трубецков Д. И., Мчедлова Е. С., Красичков Л. В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 198 с.

8. Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Лекции по сверхвысокочастотной электронике для физиков. Том 1. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 496 с.

9. Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Лекции по сверхвысокочастотной электронике для физиков. Том 2. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 648 с.

10. Трубецков Д. И. Колебания и волны для гуманитариев. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. 391 с.

11. Трубецков Д. И. Введение в синергетику. Книга 1. Колебания и волны. М.: Эдиториал УРСС,

2003. 220 с.

12. Трубецков Д. И. Введение в синергетику. Книга 2. Хаос и структуры. М.: Эдиториал УРСС,

2004. 240 с.

13. Безручко Б. П., Короновский А. А., Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях. М.: КомКнига, 2005. 304 с.

14. Стриханов М.Н., Трубецков Д. И., Короновский А. А., Шараевский Ю. П., Храмов А. Е. Высшая школа России с позиций нелинейной динамики (проблемы, оценки, модели). М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 192 с.

15. Трубецков Д. И. Нелинейная наука в датах и лицах. Вып. 5. Ч. 1. Саратов: ООО ИЦ «Наука»,

2009. 134 с.

16. Трубецков Д. И. Нелинейная наука в датах и лицах. Вып. 6. Ч. 2. Саратов: ООО ИЦ «Наука»,

2010. 199 с.

17. Трубецков Д. И. Воспоминаний свет, пронзающий года. Саратов: ООО ИЦ «Наука», 2011. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.