Научная статья на тему 'ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ - УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГРАЖДАНИН'

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ - УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГРАЖДАНИН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1522
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ / ХИМИК / ПЕДАГОГ / ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окрепилов В.В.

Международный год Периодической таблицы химических элементов, объявленный ООН в честь 150-летия великого открытия Д.И. Менделеева, вновь подтвердил ведущую роль российских учёных в развитии мировой науки. В этом ряду особое место принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, учёному с энциклопедическим умом, внесшему выдающийся вклад в развитие не только химии, но и многих других областей науки, экономики, техники, народного образования. Он был и остаётся великим гражданином России, примером ответственного служения своему Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ - УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГРАЖДАНИН»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Окрепилов В.В., академик РАН ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ - УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГРАЖДАНИН

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия, okrepilov@test-spb.ru

Резюме. Международный год Периодической таблицы химических элементов, объявленный ООН в честь 150-летия великого открытия Д.И. Менделеева, вновь подтвердил ведущую роль российских учёных в развитии мировой науки. В этом ряду особое место принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, учёному с энциклопедическим умом, внесшему выдающийся вклад в развитие не только химии, но и многих других областей науки, экономики, техники, народного образования. Он был и остаётся великим гражданином России, примером ответственного служения своему Отечеству.

Ключевые слова: Дмитрий Иванович Менделеев, Международный год Периодической таблицы, химик, педагог, гражданин.

Annotation.

V.V. Okrepilov Dmitry Ivanovich Mendeleev - scientist, teacher, citizen. International year of the Periodic Table of Chemical Elements, declared by the UN is

dedicated to the 150th anniversary of the great discovery of D.I. Mendeleev reaffirmed

the leading role of Russian scientists in the development of world science. A special

place in this lines belongs to Dmitry Ivanovich Mendeleev, a scientist with an

encyclopedic mind who made an outstanding contribution to the development of not

only chemistry, but also many other areas of science, economics, technology, and

public education. He was and remains a great citizen of Russia, an example of

responsible service to his homeland.

Keywords: Dmitry Ivanovich Mendeleev, International year of the Periodic Table, chemist, teacher, citizen.

1. Введение. Уходящий 2019 год стал очень знаменательным в обращении к жизни и деятельности одного из самых выдающихся наших соотечественников -Дмитрия Ивановича Менделеева. Год 185-летия со дня его рождения по решению Генеральной Ассамблеи ООН был объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов в связи со 150-летием великого открытия Д.И. Менделеева.

С инициативой таким образом отметить научный подвиг Дмитрия Менделеева выступили Российская академия наук, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева, Министерство науки и высшего образования РФ, известные российские и зарубежные ученые.

В Организации Объединенных Наций эта инициатива была поддержана с большой заинтересованностью, что еще раз подтвердило огромное значение открытия, сделанного великим российским учёным, для мировой науки, для всего человечества.

Торжественная церемония открытия Международного года Периодической таблицы химических элементов состоялась 29 января 2019 года в Париже в штаб квартире ЮНЕСКО. Открывая церемонию, генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле подчеркнула, что «работа Менделеева стала прорывом в истории науки». "Периодическая таблица химических элементов систематизирует химические элементы, известные человечеству, является своего рода повествованием. Это очень долгая, захватывающая история, полная перипетий, отступлений, неожиданных поворотов. Это история упорного стремления, стремления человеческого ума разгадать загадки Вселенной, понять суть вещей", — сказала гендиректор ЮНЕСКО. [1]

Затем церемония открытия Международного года прошла в России. Она состоялась 8 февраля в Москве, в Президиуме РАН, и была приурочена ко Дню российской науки и одновременно к 185-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.

Одним из важнейших событий Международного года Периодической таблицы химических элементов стало проведение 9-13 сентября в Санкт-Петербурге XXI Менделеевского съезда, собравшего рекордное количество -почти четыре тысячи участников из 60 стран. Среди них были два Нобелевских лауреата, президенты и директора ведущих химических обществ и научных институтов мира, главы научных фондов и промышленных компаний. Рекордным за все 112 лет с момента проведения первого Менделеевского съезда стало и количество научных сообщений - в общей сложности было сделано 5366 докладов.

Мероприятия в рамках Международного года продолжаются, но уже

сегодня можно говорить о том, что этот проект стал широкомасштабным,

позволившим заинтересовать великим открытием Менделеева и исследованиями

других учёных в смежных сферах многих людей, далёких от научной

деятельности. Более 80 национальных академий наук и научных обществ

приняли участие в проведении различных акций. Особенно активно эта работа

34

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. была организована в России, Франции, Германии, Испании, США, Японии, где

прошли научные конференции, тематические выставки, конкурсы молодых

ученых и другие мероприятия. Во всех регионах России уже состоялось около

500 научно-популярных и образовательных мероприятий, направленных, прежде

всего, на привлечение внимания школьников, студентов и молодежи к химии и в

целом к науке и ее достижениям.

Международный год Периодической таблицы химических элементов стал

еще одним доказательством ведущей роли российских учёных в развитии

мировой науки. Он наглядно подтвердил тот факт, что великое открытие Д.И.

Менделеева и спустя полтора века служит научному просвещению людей,

укреплению авторитета нашей страны в мире.

Конечно, Дмитрий Иванович Менделеев получил мировую известность и

признание, прежде всего, как создатель Периодического закона химических

элементов - фундаментального открытия, поднявшего химию как науку на

качественно новый уровень и создавшего возможности для новых открытий в

различных отраслях естественных наук.

Не случайно большинство наших современников ставит его в ряд самых

великих учёных мира. Так, при опросе общественного мнения на тему «Самый

выдающийся ученый», который проводился в Москве некоммерческим

партнерством «Мир науки», Дмитрий Менделеев вошёл в первую тройку вместе

с Исааком Ньютоном и Альбертом Эйнштейном. А в опросе «Кто является

символом науки?» имя Дмитрия Менделеева было названо наряду с Леонардо да

Винчи, Исааком Ньютоном, Альбертом Эйнштейном и Михаилом Ломоносовым.

2. Основной материал. Как и большинство гениальных учёных, Дмитрий Иванович Менделеев отличался поистине энциклопедическим умом. Помимо химии специалистам хорошо известны его исследования и в других научных областях. Он написал глубокие экономические труды по вопросам развития промышленности и сельского хозяйства России. Учёный обстоятельно обдумывал вопросы освоения Арктики и Северного морского пути, занимался проблемами воздухоплавания, немало способствовал прогрессу в системе народного просвещения. Около 15 лет жизни Менделеев посвятил науке об измерениях - метрологии.

Сам Дмитрий Иванович, оценивая важнейшие направления своей жизни и деятельности, сформулировал три службы Родине. Первая из них - это занятия

естественными науками. Этому делу он посвятил значительную часть своей жизни. Незадолго до своей кончины Дмитрий Иванович запишет в своем дневнике: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии» [2] (имеется в виду его учебник).

Вторая основная, по мнению Менделеева, его служба Родине -преподавательская деятельность. Развитию образования и подготовке кадров Менделеев придавал исключительное значение, считая это важнейшим источником и условием социально-экономического развития страны.

Третья сфера деятельности, определенная Менделеевым как важнейшая служба на благо России — это труд, направленный на развитие промышленности. Сам Менделеев однажды заметил: «Мне говорят, ведь вы химик, а не экономист, зачем же входите не в свое дело?» На это ученый ответил, что быть химиком вовсе не означает не интересоваться экономическими проблемами государства, верное решение которых зачастую зависит от применения в том числе и методов естествознания.

В каких же условиях сформировалась личность великого ученого, кто и что в наибольшей степени повлияли на развитие его многогранных способностей и талантов?

2.1. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля по новому стилю) 1834 года в Тобольске, последним - 17-ым ребенком в семье. Его отец Иван Павлович был родом из Тверской губернии. После окончания в 1807 году филологического отделения Главного педагогического института в Петербурге он был направлен учителем в Тобольск, где через два года женился на будущей матери Дмитрия Менделеева Марии Дмитриевне Корнильевой, происходившей из старинной русской семьи фабрикантов Корнильевых. Незаурядный ум и организаторские способности помогли Ивану Павловичу сделать успешную карьеру на ниве образования и к моменту рождения Дмитрия он был директором училищ Тобольской губернии и Тобольской классической гимназии, в которой с 1841-го по 1849 год учился будущий великий химик. Дмитрий рано научился читать, писать и считать, но нужно признать, что в гимназии он учился без особых успехов, добросовестно относясь к тем предметам, которые ему нравились (это математика, физика и история). Только угроза остаться на второй год заставляла его заниматься и другими предметами.

Менделеевы были в Тобольске и округе людьми известными и

гостеприимными. В круге их общения среди других были и декабристы, причем

36

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. одна из дочерей, Ольга, вышла замуж за декабриста Н.В. Басаргина. В доме

Менделеевых часто бывали коллеги Ивана Павловича по гимназии. Среди них и

Петр Павлович Ершов, автор широко известной сказки «Конек-Горбунок». В

течение всей жизни Д.И. Менделеев хранил в своей библиотеке все издания этой

книги.

После окончания гимназии по правилам тех лет Дмитрий Менделеев должен был продолжать свое образование в Казанском университете, к которому была приписана гимназия. Однако мать хотела дать сыну более престижное образование. Получить разрешение на поступление в Московский университет не удалось, и Менделеевы в 1850 году направились в Петербург, где Дмитрий пошёл по стопам отца, оказавшись в Главном педагогическом институте. Интересно, что более престижным тогда в городе считалось обучение в Медико-хирургической академии, но Митя наотрез отказался от карьеры медика после посещения анатомического театра. В педагогический в тот год приёма не было, но товарищи отца по совместной учёбе в этом институте посодействовали принять вступительные экзамены у сына учителя, благо в институте был немалый отсев студентов. В итоге Дмитрий в конце лета был зачислен «казённокоштным» студентом на физико-математический факультет. На сей раз он учился с большим интересом, что позволило Менделееву быстро выдвинуться в число лучших студентов института. Он по-прежнему увлекался математикой, химией, физикой и историей, уделял большое внимание минералогии.

Приведем здесь только один эпизод, свидетельствующий об отношении Дмитрия Менделеева к учебе и показывающий силу его духа. В январе 1853 года с диагнозом чахотки он попал в институтский лазарет. С целью укрепления его здоровья институт обратился с ходатайством к министру народного просвещения о переводе студента Менделеева для продолжения обучения в более комфортном климате в Киевском университете. Однако ходатайство осталось без удовлетворения. А сам Дмитрий, вместо того, чтобы отчаяться, написал лечащему врачу просьбу разрешить ему сдать очередной экзамен. Такого в институтском лазарете прежде никогда не случалось, но разрешение он получил и экзамен успешно сдал.

При выпуске из института первой значительной исследовательской работой, выполненной Менделеевым под руководством профессора Александра Абрамовича Воскресенского, которого называли «дедушкой русских химиков», стала диссертация по изоморфизму («Изоморфизм в связи с другими

отношениями кристаллической формы при различии в составе»). В ней Менделеев исследовал явление, суть которого заключалась в способности некоторых веществ заменять друг друга в кристаллах, не меняя при этом формы кристаллической решетки. Эта первая работа определила главное направление в научном поиске Менделеева и привела к открытию периодического закона.

В 1855 г. в связи с успешным окончанием физико-математического факультета Главного педагогического института Учёный совет присудил Менделееву титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью.

По состоянию здоровья Менделеева направляют на юг учителем гимназии в Крыму. Но там шла война, гимназия в Симферополе была закрыта. Однако именно в этот период произошла его встреча со знаменитым врачом профессором Николаем Ивановичем Пироговым, который руководил медицинской частью на театре военных действий. Обратиться к нему посоветовал еще в Петербурге профессор Н.Ф. Здекауэр, вручив рекомендательное письмо, в котором описал своё беспокойство по поводу состояния молодого учителя. Пирогов внимательно осмотрел Менделеева, успокоил его, дал много советов, как ему беречь свое здоровье. Возвращая письмо сказал: «Сохраните это письмо и когда-нибудь верните Здекауэру. Вы нас обоих переживёте».

Ободренный таким напутствием, Менделеев перебрался из Крыма в Одессу, где начал активно готовиться к защите диссертации на звание магистра в Петербургском университете, диплом которого давал право заниматься наукой. В 1857 г. Менделеев блестяще защитил диссертацию на тему «Удельные объемы», которая стала продолжением его исследований по изоморфизму. После защиты он получил должность приват-доцента на физико-математическом факультете Университета.

Проводя научные исследования, Менделеев стремился апробировать полученные результаты в зарубежных университетах, которые обладали превосходной лабораторной базой. Так, в январе 1859 года он направился в Гейдельберг, в знаменитом университете которого работали многие крупные ученые. Туда он поехал с собственной программой научных исследований связи физических и химических свойств веществ.

Вернувшись в Петербург, Менделеев погрузился в активную педагогическую, исследовательскую и литературную работу. В 1864 году он получил назначение на должность профессора химии в Петербургском технологическом институте, а в 1867 году возглавил в Петербургском

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. университете кафедру общей химии. В этот период Менделеев начал работу над

учебником «Основы химии», по которому училось не одно поколение химиков.

Написание «Основ химии» привело Дмитрия Ивановича к главному его научному достижению — открытию периодического закона химических элементов. В окончательном виде таблица была опубликована в начале 1871 года.

2.2. Признавая выдающиеся заслуги Д.И. Менделеева в развитии химии и других естественных наук, не стоит забывать, что он получил основное образование учителя и всегда гордился званием педагога. Незадолго до смерти он говорил: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство...»

Д.И. Менделеев посвятил этому занятию 35 лет своей жизни. Он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, читал курс химии на Высших женских (Бестужевских) курсах.

«Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», - вспоминал Дмитрий Иванович.

Своё педагогическое кредо 30-летний Дмитрий Менделеев сформулировал в 1864 году, приступив к исполнению обязанностей профессора химии Технологического института: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда читает много лекций, а когда внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник - словом и делом, с должною убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном движении не как судья, а как деятель».

Позднее он выразит свои требования к преподавателю вуза еще более жестко: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но вреден. Он . убьет в начинающих их живое стремление».

В основе концепции народного образования, предложенной Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 году. Менделеев был убежден, что начальное и среднее образование призвано способствовать личному развитию, а

целью высшего образования должно стать государственное и общественное развитие. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования - распространение «более жизненных знаний», то есть точных и естественных наук.

Активная гражданская позиция учёного проявилась и в решительных возражениях еще на стадии подготовки законопроекта об отмене либеральных начинаний в системе высшего образования. В 1884 году Александром III был подписан законопроект, ликвидировавший автономию университетов, изменялся и социальный состав студенчества. Студенты и преподаватели многих вузов в течение нескольких лет протестовали против этих ограничений, выходя на митинги и демонстрации. В марте 1890 года после лекции Менделеева в университете студенты передали ему петицию со своими требованиями, которую учёный направил министру народного просвещения. Через три дня министр вернул петицию с резолюцией о невозможности принять её к рассмотрению. После этого чиновники от министерства начали чинить препятствия в работе Менделеева в стенах университета. При сложившихся обстоятельствах 22 марта 1890 года Менделеев прочел свою последнюю лекцию и навсегда оставил Университет.

Сын учёного Иван Менделеев в своих воспоминаниях об отце писал: «Отход отца от преподавания, как он мне говорил впоследствии, был им, в сущности, уже предрешен после реакционной университетской реформы -реформы, которую отец считал гибельной, как и одновременно реформу средней школы, в основу которой был положен формально понятый классицизм с мертвящим зубрением латыни в качестве главного воспитательного средства».

Но и после ухода с преподавательской деятельности Менделеев продолжал размышлять о сути труда педагога. Он определял педагогическую специальность как одну из «общенародных надобностей». По мысли Менделеева, в отличие от других специалистов, «имеющих своим предметом отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям», педагог, оставаясь «непременно специалистом какого-либо предмета» должен обладать общим философским мировоззрением, иначе он «не может производить того благотворного действия, которое от него ожидается.

Свои мысли о проблемах подготовки учителей Дмитрий Иванович

Менделеев изложил в одном из последних своих трудов «Проект Училища

наставников» (1906 год), который в качестве записки представил тогдашнему

министру народного просвещения И.И. Толстому. В программу обучения в

40

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. Училище наставников учёный предлагал включить обширный перечень

дисциплин, охватывающий практически все области знаний.

2.3. Развитие народного образования и просвещения Д.И. Менделеев рассматривал как необходимое условие преодоления экономической отсталости России. В своих многочисленных трудах и конкретных предложениях по созданию высокоразвитой промышленности страны учёный всегда выступал с позиций гражданина, радеющего за благо Отечества. Все его силы были направлены на осуществление главной цели жизни - продвижение научных достижений в практику.

Круг волновавших Д.И. Менделеева проблем чрезвычайно широк. Он рассматривал такие важные для государства вопросы, как таможенные тарифы; денежное обращение; развитие транспортной системы; переработка нефти; производство бездымного пороха; судостроение; воздухоплавание; освоение Арктики и многое другое. Многочисленные экономические работы Менделеева приобрели известность и за рубежом. Его часто привлекали в качестве эксперта для решения многих международных промышленно-экономических вопросов.

Д.И. Менделеев был горячим сторонником политики протекционизма, хозяйственной самостоятельности России и защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Он твердо высказывался за национализацию ряда важных областей экономики, куда он в первую очередь относил внешнюю торговлю России. Развитие промышленности он связывал с общей таможенной политикой и увеличением ввозной пошлины. Менделеев отмечал экономическую несправедливость, позволяющую странам, перерабатывающим сырье, пожинать плоды стран-поставщиков этого сырья. Учёный принял активное участие в разработке таможенного тарифа 1891 года (книга «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года»), введение которого содействовало росту добывающей и обрабатывающей промышленности.

Многие экономические идеи Менделеева были воплощены министром финансов Сергеем Юльевичем Витте в его экономических реформах. Например, в 1896 году Менделеев обратился к С.Ю. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, которая позволила России упрочить финансовое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействие с другими странами, в частности, облегчила размещение займов России за границей.

В своих поездках по стране Менделеев воспринимал увиденное как возможность находить новые пути для экономического развития и решения конкретных задач. Посетив в 1863 году нефтеперегонные предприятия под Баку, на которых в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, учёный первым выдвигает идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Позже под руководством Менделеева на Константиновском заводе близ Ярославля был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого учёный проводил испытания по непрерывной перегонке нефти.

Д.И. Менделеев занимался также вопросами экономики каменноугольной промышленности. По заданию правительства он изучал причины ее кризиса на юге страны, трижды побывал в Донбассе. Результаты поездок он изложил в ряде официальных документов и статьях, где не только описал состояние этой отрасли, но и сформулировал идею газификации угля и перегонки газа по трубам в крупные города.

Обширные познания в химии пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 году Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. Он ездил во Францию знакомиться с производством пороха. Однако французы сохранили технологию в секрете. В результате за полтора года под руководством Менделеева была разработана технология производства пироколлодия и на его основе - бездымного пороха, превосходящего по характеристикам иностранные образцы. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Во время Первой мировой войны России пришлось закупать порох в США.

Особый раздел научного поиска Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству. Он считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Менделеев разработал подробную программу таких опытов. Она была одобрена и получила государственные ассигнования. По сути дела, эта программа стала началом системных опытных исследований, в том числе, по применению искусственных удобрений, в сельском хозяйстве России.

После ухода Д.И. Менделеева из Университета, ему было предложено

возглавить Депо образцовых мер и весов и разработать комплекс мероприятий

42

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. по улучшению поверочного дела в стране. Менделеев предложение принял.

Необходимо отметить, что практически все работы ученого свидетельствуют о

том, что Менделеев был прирожденным метрологом, и его деятельность в этом

качестве тесно и органично переплеталась с деятельностью Менделеева-химика,

физика, экономиста. Сам он говорил: «Наука начинается с тех пор, как начинают

измерять. Точная наука немыслима без меры».

Обращение Менделеева к метрологии было вполне закономерным. Во-первых, точности требовали абсолютно все его исследования и научные эксперименты. Приступая к работе, Дмитрий Иванович всякий раз начинал с приобретения хороших измерительных приборов или конструировал их сам. Во-вторых, как человек широкого кругозора, Менделеев был убежден, что метрология на хорошей организационной и законодательной основе может и должна эффективно содействовать развитию экономики России.

Создание государственной поверочной службы следует признать огромной заслугой Дмитрия Ивановича Менделеева. На этой основе выросла мощная метрологическая служба России, включающая региональные центры стандартизации и метрологии, прообразами которых были поверочные палатки.

Не отличаясь особым здоровьем, Менделеев напряженно работал практически до последних дней своей жизни. 11 января 1907 г. он показывал Главную палату мер и весов министру торговли и промышленности Д.И. Философову. Гостя пришлось долго ждать у входа. Погода была морозная, в результате Менделеев сильно простудился. Через несколько дней у него было обнаружено воспаление легких. 20 января 1907 г. Дмитрия Ивановича Менделеева не стало. Его хоронили 23 января. На протяжении всего пути от Технологического института, где состоялась последняя панихида, до Волковского кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах приняло участие 10 тыс. человек. Как отмечали газеты, со времени похорон И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского Петербург не видел такого яркого выражения общей скорби о своем великом соотечественнике.

Заключение. Даже самое подробное перечисление сфер деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева все равно не дает полного представления о широте его научного и общественного кругозора. Его выдающийся вклад в науку был признан современниками в России и по всему миру. Многие зарубежные академии, университеты и научные общества избрали его своим почётным

членом. Сегодня имя великого ученого носят многие объекты и учреждения в России и других странах.

При жизни Дмитрий Иванович Менделеев был удостоен всех доступных ему по статуту высших орденов Российской Империи, множества других наград. Перечень его титулов и званий включает более 100 наименований. И при этом он был человеком удивительной скромности, служившим Отечеству без всякого пафоса, но с максимальной пользой.

Литература:

1. Иванова В. В штаб-квартире ЮНЕСКО открылся Международный год таблицы Менделеева // РИА Новости - 2019. - 29 января [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190129/1550089965.html (дата обращения 29.10.2019).

2. Окрепилов В.В., Доценко В.Д. Ученый. Метролог. Педагог. // Под общей редакцией Г.И. Элькина. Санкт-Петербург. Издательство «Аврора-Дизайн», 2014 г. - 328 с.

Багдасарян В. Э.,

д-р ист. наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета; профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ РОССИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

г. Москва

Одна из главных управленческих проблем сегодня, не только в России, но и во всем мире, состоит в подмене ценностей и целей средствами. И особенно наглядно это проявляется в сфере образования. Создается впечатление, что образовательные структуры существуют только для того, чтобы направлять отчеты в профильные министерства. Эти отчеты и воспринимаются как самое главное, едва ли не священное. По правильности заполнения форм и своевременности предоставления отчетов судят об эффективности образовательных учреждений и их структур. Сообразно с ценностным подходом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.