Научная статья на тему 'Дмитрий Брагинский. Шостакович и футбол: территория свободы'

Дмитрий Брагинский. Шостакович и футбол: территория свободы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШОСТАКОВИЧ / ФУТБОЛ / БАЛЕТ / АРХИВЫ / МУЗЫКА ЛЕНИНГРАДА 1920-1940-Х ГОДОВ / SHOSTAKOVICH / FOOTBALL / BALLET / ARCHIVES / MUSIC OF LENINGRAD OF 1920-40S

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скорбященская Ольга Адольфовна

В рецензии рассматривается монография Д. Ю. Брагинского «Шостакович и футбол: территория свободы», вышедшая в 2018 году, в дни Чемпионата мира по футболу и названная национальной газетой «Музыкальное обозрение» книгой года. Основная идея книги выражена в названии, подсказанном Ириной Антоновной Шостакович. Автор рецензии делает вывод, что успех книги определяется сочетанием в личности Брагинского нескольких амплуа: профессионального архивиста, талантливого музыковеда и одаренного литератора. Отмечается высокое качество полиграфии и уникальность подобранного иллюстративного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dmitri Braginsky. Shostakovich and Football: Escape to Freedom

The review deals with the monograph of Dmitri Yu. Braginsky “Shostakovich and Football: Escape to Freedom”, published in 2018, during the days of the World Cup and named by the national newspaper “Muzykal’noye obozreniye” [“Musical Review”] the book of the year. The main idea of the book is expressed in the title suggested by Irina Antonovna Shostakovich. The author of the review concludes that the success of the book is determined by a combination of several roles in the personality of Braginsky: a professional archivist, a talented musicologist and a gifted writer. The high quality of printing and the uniqueness of the selected illustrative material are noted.

Текст научной работы на тему «Дмитрий Брагинский. Шостакович и футбол: территория свободы»

Скорбященская, Ольга Адольфовна ORCID: 0000-0002-9816-9036 SPIN-код: 9313-8576 e-mail: [email protected] Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А

Olga A. Skorbyashchenskaya

ORCID: 0000-0002-9816-9036 SPIN-code: 9313-8576 e-mail: [email protected] PhD (Arts), Associate Professor at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.

2A Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia

Дмитрий Брагинский. Шостакович и футбол: территория свободы

В рецензии рассматривается монография Д. Ю. Брагинского «Шостакович и футбол: территория свободы», вышедшая в 2018 году, в дни Чемпионата мира по футболу и названная национальной газетой «Музыкальное обозрение» книгой года. Основная идея книги выражена в названии, подсказанном Ириной Антоновной Шостакович. Автор рецензии делает вывод, что успех книги определяется сочетанием в личности Брагинского нескольких амплуа: профессионального архивиста, талантливого музыковеда и одаренного литератора. Отмечается высокое качество полиграфии и уникальность подобранного иллюстративного материала.

Ключевые слова: Шостакович, футбол, балет, архивы, музыка Ленинграда 19201940-х годов.

УДК 75.08 ББК 85.313(2)6

Dmitri Braginsky. Shostakovich and Football: Escape to Freedom

The review deals with the monograph of Dmitri Yu. Braginsky "Shostakovich and Football: Escape to Freedom", published in 2018, during the days of the World Cup and named by the national newspaper "Muzykal'noye obozreniye" ["Musical Review"] the book of the year. The main idea of the book is expressed in the title suggested by Irina Antonovna Shostakovich. The author of the review concludes that the success of the book is determined by a combination of several roles in the personality of Bragin-sky: a professional archivist, a talented musicologist and a gifted writer. The high quality of printing and the uniqueness of the selected illustrative material are noted.

Keywords: Shostakovich, football, ballet, archives, music of Leningrad of 1920-40s.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.007

Дмитрий Брагинский. Шостакович и футбол: территория свободы

Москва : Издательство «Дмитрий Шостакович», 2018.— 190 с., 114 ил.

Успех монографии Дмитрия Брагинского «Шостакович и футбол: территория свободы», названной российской национальной газетой «Музыкальное обозрение» книгой 2018 года, не случаен. Во-первых, книга написана в нужное время и в нужном месте. Родной город Шостаковича — Санкт-Петербург, бывший во времена его детства Петроградом, а позже, на протяжении всей его жизни, Ленинградом,— естественное место для появления исследований о композиторе; Брагинский продолжает линию ленинградско-петербургской шостаковичской традиции музыковедения1. Время выхода книги в свет тоже в высшей степени уместно: лето 2018 года, дни Чемпионата мира по футболу, проходившего в Санкт-Петербурге, когда весь город стал одной сплошной спортивно-карнавальной ареной. Во-вторых, необыкновенно удачно название книги, в котором футбол, традиционный вид спорта, наделен символическим значением «территории свободы». Тем самым определяется ракурс исследования, далекий от кабинетного академизма и имеющий явно выраженный общественно-политический подтекст, понятный всем людям моего и более старшего поколения. Как рассказал автор на презентации книги, прошедшей в петербургском Доме

1 Назовем лишь несколько важнейших имен: С. М. Хентова, автор более сорока книг и статей о великом композиторе; А. Н. Должан-ский, «рыцарь Шостаковича», автор эпохальной книги-исследования «24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича»; Л. Г. Ковнацкая, автор огромного числа статей и книг о музыке Шостаковича, редактор-составитель научных сборников по материалам шостаковичских конференций, проходивших в Санкт-Петербурге с 1996 года.

журналиста (Городском пресс-центре Чемпионата) 15 июня, на второй день после открытия мирового футбольного первенства, название возникло в ходе бесед с Ириной Антоновной Шостакович, вдовой композитора. В предисловии к книге Ирина Антоновна написала: «Дмитрий Дмитриевич даже не жил футболом, а жил в футболе, как в особом, параллельном измерении. <. . .> В футбольном мире Дмитрий Дмитриевич чувствовал себя очень хорошо и естественно. На этой территории он всегда оставался молодым, счастливым и свободным». Любой человек, имеющий представление о биографии композитора, вместившей все оттенки отношений с властью в тоталитарном обществе, понимает цену этой свободы. Для молодых читателей, незнакомых с политическими обстоятельствами жизни 1930-1940-х годов в СССР, конкретным смыслом наполнены слова сына композитора, Максима Дмитриевича Шостаковича, который в беседе с Д. Брагинским так определил роль футбола в жизни отца: «В трудные годы футбол превратился для него в психологическую помощь. Да, это было настоящее спасение. Именно футбол помогал ему переживать гонения конца 1940-х, когда его пытались просто уничтожить, увольняли из консерватории, лишали профессорского звания. <...> Переключаясь на футбол, папа отвлекался от ужасов второй волны идеологического террора. Футбол помогал его духу уравновешиваться, помогал ему бороться со стрессом» [с. 29]. Именно в этом аспекте смысл книги, посвященной футболу (и вообще спорту) в жизни композитора становится особенно актуальным сегодня.

Тема, избранная Брагинским, не случайна. Эта книга родилась как результат его многолетних штудий в области спортивных интересов Шостаковича и других композиторов ХХ века2. Можно сказать, что не только Брагинский нашел свою тему, но и тема нашла «своего» автора. Чтобы написать подобное исследование, мало обладать компетенциями академического музыковеда или профессионального архивиста: нужно быть человеком, не понаслышке знакомым со спортом, разбирающимся в живописи и литературе эпохи 1920-1960-х годов; обладать литературным даром, умением вести журналистские расследования и брать интервью; иметь навыки работы с документами фото-архивов и другими иконографическими материалами. Всеми этими качествами обладает Дмитрий Брагинский, что и позволило ему создать уникальное издание — книгу-

2 «Спорт в жизни и творчестве Шостаковича»,—так называлась кандидатская диссертация по специальности «Искусствоведение», защищенная Д. Ю. Брагинским в 2008 году в Санкт-Петербургской консерватории под руководством профессора Л. Г. Ковнацкой.

альбом, книгу-альманах, запечатлевшую и описавшую не только жизнь и творчество гениального композитора, но и удивительную эпоху, в которой он жил. Эпоху, совмещавшую патриотический подъем и спортивный азарт с ужасом тоталитаризма, энтузиазм масс и безграничные возможности отдельного человека с репрессиями системы.

Конечно, книга не состоялась бы без работы целого коллектива, настоящей «футбольной команды», в которой каждый стоял на своем месте и играл свою роль: от научных консультантов, рецензентов-музыковедов Л. Г. Ковнацкой, О. Г. Дигонской, В. А. Гуревича, М. Г. Раку, историка футбола Ю. П. Лукосяка — до дизайнера Юлии Ногаревой и редактора Наталии Брагинской. Получить доступ к редким источникам автору помогали сотрудники следующих хранилищ: Архив Д. Д. Шостаковича (Москва), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Центральный государственный архив кинофотофоно-документов Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Центральный музей МВД России, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Отдел личных коллекций), Российский национальный музей музыки, Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Информационно-библиографический отдел), Новосибирская государственная областная научная библиотека. Одно перечисление этих учреждений показывает весь гигантский размах архивной работы автора!

В книге семь разделов:

— аналитико-биографический, в котором остроумно определяется «спортивное амплуа» Шостаковича, названного «болельщиком-профессионалом»;

— музыкально-исторический, в котором рассказывается о футбольной теме в творчестве Шостаковича, в частности, о его работе над балетом «Золотой век» (1929-1930) и номером «Футбол» в театрализованном представлении «Русская река»(1942) для Ансамбля песни и пляски НКВД;

— журналистский, в котором приводятся и анализируются спортивные статьи самого Шостаковича, вышедшие в 1942-1943 годах в газетах «Красный спорт» и « Вечерняя Москва», и интервью с композитором, появившееся в 1966 году в «Известиях»;

— архивный, в котором впервые приводятся и анализируются уникальные документы архива Шостаковича, посвященные спорту: его «Гроссбух» и его «Дневник» с записью результатов футбольных матчей и турнирными таблицами;

— контекстно-биографический, в котором описываются судьбы «футбольных» друзей и коллег Шостаковича и рассказываются истории о встречах композитора на футбольных трибунах с музыковедом и пианисткой С. М. Хентовой, театроведом и режиссером И. Д. Глик-маном, художником В. В. Лебедевым, композитором М. И. Бланте-ром, а также повествуется о переписке с футболистом Пекой (Петром) Дементьевым;

— контекстный, предметом для которого стала тема игр и спорта в жизни Шостаковича: от бокса до покера, от хоккея и тенниса до бильярда, шахмат и пасьянса;

— наконец, своеобразным послесловием (или, как сказано в книге, овертаймом) послужил рассказ о перформансе, устроенном 2 октября 2016 года болельщиками клуба «Зенит» на стадионе «Петровский» в честь 110-летнего юбилея Шостаковича, когда на трибунах возник гигантский портрет композитора, а из динамиков вместо привычного футбольного марша Блантера грянул мощный унисон начала Ленинградской симфонии. «Такого не случалось никогда, ни на одном стадионе мира. <...> Шостакович был самозабвенным болельщиком, но композитор вряд ли мог бы себе представить, что подобное действо в его честь когда-нибудь пройдет на его любимом стадионе» [с. 180].

Перечислять отдельные эпизоды и анонсировать их содержание можно долго, но не особенно результативно. Захватывающе интересны главы, посвященные истории создания балета «Золотой век» и музыки к театрализованной программе ансамбля НКВД «Русская река». Невероятно трогательны воспоминания Максима Шостаковича о летних играх в футбол с отцом в поселке Комарово. Мои друзья, заядлые футбольные болельщики, пришли в восторг от уникальных фотографий футбольных матчей 1930-х годов и от сводной таблицы результатов турниров, которую Шостакович вел на протяжении десятков лет.

В книге-альбоме каждый читатель найдет материалы по интересующей его теме: музыковеды и театроведы порадуются новым архивным источникам, позволяющим продолжить изучение творчества Шостаковича; любители музыки обнаружат свежие сюжеты, расширяющие понимание известных произведений и информацию о неизвестной музыке; интересующиеся эпохой 1920-1960-х годов, смогут увидеть копии редких фотографий, эскизов театральных костюмов и афиш. Книгу можно читать подряд, в порядке, заданном оглавлением, или же выбирать любые страницы, останавливаясь на деталях. Как в знаменитом постмодернистском

романе «Игра в классики» Хулио Кортасара, каждый читатель может составить здесь свой «маршрут» расположения эпизодов, создать свой нелинейный сюжет. В этом, на мой взгляд, одно из важнейших достоинств труда Брагинского.

И все же главный вопрос, который может возникнуть у непредвзятого читателя книги: состоялся бы Шостакович как композитор и человек без его любви к футболу? Всем своим исследованием автор убедительно отвечает на это: нет, никогда.

Ольга Скорбященская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.