Научная статья на тему 'ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
207
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бензин / дизельное топливо / хранение / содержание влаги / октановое число / фракционный анализ / давление насыщенных паров / gasoline / diesel fuel / storage / moisture content / octane number / fractional analysis / saturated steam pressure

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шлыков Сергей Викторович

В процессе хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов происходят необратимые автокаталитические процессы, приводящие к увеличению содержания в них влаги и минеральных примесей. Это, в свою очередь, сказывается на изменении основных физико-химических показателей нефтепродуктов. В статье приведены результаты исследований по оценке влияния хранения бензина и дизельного топлива в условиях Краснодарского края Российской Федерации на изменение их нормативных показателей качества. Определено, что ухудшение качества дизельного топлива происходит более интенсивно, чем ухудшение качества бензина. Особое внимание в работе было уделено экспериментальному определению и разработке математических зависимостей влияния температуры окружающей среды на давление насыщенных паров бензина и дизельного топлива. Полученные результаты исследований могут быть использованы для установления научно-обоснованных сроков хранения бензина и дизельного топлива в условиях Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шлыков Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM STORAGE OF GASOLINE AND DIESEL FUEL IN THE CONDITIONS OF THE KRASNODAR REGION

In the process of storage and transportation of oil and oil products, irreversible autocatalytic processes occur, leading to an increase in the content of moisture and mineral impurities in them. This, in turn, affects the change in the main physical and chemical parameters of petroleum products. This article presents the results of a study on assessing the impact of storing gasoline and diesel fuel in the conditions of the Krasnodar Territory of the Russian Federation on their standard quality indicators. It is determined that the deterioration of the quality of diesel fuel is more intense than the deterioration of the quality of gasoline. The water content and pour point are those indicators, the values of which after its storage have gone beyond the limits of parameters of regulatory documents. Particular attention was paid to the experimental determination and development of mathematical dependences of the influence of ambient temperature on the pressure of saturated vapors of gasoline and diesel fuel. The obtained research results can be used to establish evidence-based storage periods for gasoline and diesel fuel in the conditions of the South of Russia.

Текст научной работы на тему «ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

УДК 622.692.28

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-1-2-53-58

ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

LONG-TERM STORAGE OF GASOLINE AND DIESEL FUEL IN THE CONDITIONS OF THE KRASNODAR REGION

Шлыков С.В.

Кубанский государственный технологический университет, 350089, г. Краснодар, Россия E-mail: svshlikoff@gmail.com

Резюме: В процессе хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов происходят необратимые автокаталитические процессы, приводящие к увеличению содержания в них влаги и минеральных примесей. Это, в свою очередь, сказывается на изменении основных физико-химических показателей нефтепродуктов. В статье приведены результаты исследований по оценке влияния хранения бензина и дизельного топлива в условиях Краснодарского края Российской Федерации на изменение их нормативных показателей качества. Определено, что ухудшение качества дизельного топлива происходит более интенсивно, чем ухудшение качества бензина. Особое внимание в работе было уделено экспериментальному определению и разработке математических зависимостей влияния температуры окружающей среды на давление насыщенных паров бензина и дизельного топлива. Полученные результаты исследований могут быть использованы для установления научно-обоснованных сроков хранения бензина и дизельного топлива в условиях Юга России.

Ключевые слова: бензин, дизельное топливо, хранение, содержание влаги, октановое число, фракционный анализ, давление насыщенных паров.

Для цитирования: Шлыков С.В. Длительное хранение бензина и дизельного топлива в условиях Краснодарского края // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 1-2. С. 53-58.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-1-2-53-58

Sergey V. Shlykov

Kuban State Technological University, 350089, Krasnodar, Russia E-mail: svshlikoff@gmail.com

Abstract: In the process of storage and transportation of oil and oil products, irreversible autocatalytic processes occur, leading to an increase in the content of moisture and mineral impurities in them. This, in turn, affects the change in the main physical and chemical parameters of petroleum products. This article presents the results of a study on assessing the impact of storing gasoline and diesel fuel in the conditions of the Krasnodar Territory of the Russian Federation on their standard quality indicators. It is determined that the deterioration of the quality of diesel fuel is more intense than the deterioration of the quality of gasoline. The water content and pour point are those indicators, the values of which after its storage have gone beyond the limits of parameters of regulatory documents. Particular attention was paid to the experimental determination and development of mathematical dependences of the influence of ambient temperature on the pressure of saturated vapors of gasoline and diesel fuel. The obtained research results can be used to establish evidence-based storage periods for gasoline and diesel fuel in the conditions of the South of Russia.

Keywords: gasoline, diesel fuel, storage, moisture content, octane number, fractional analysis, saturated steam pressure/

For citation: Shlykov S.V. LONG-TERM STORAGE OF GASOLINE AND DIESEL FUEL IN THE CONDITIONS OF THE KRASNODAR REGION. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons, 2022, no. 1-2, pp. 53-58.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-1-2-53-58

Вступление

Нефтяная промышленность и добыча углеводородов является основой для устойчивого развития экономики Российской Федерации и по характеру внедрения наукоемких технологий считается одной из передовых отраслей во всем мире.

Россия является третьим по величине производителем нефти в мире, на ее долю приходится более 12% мирового производства сырой нефти.

Богатая природными ресурсами страна концентрирует производство энергоносителей в Западно-Сибирской и Волго-Уральской нефтегазоносных провинциях. В период с 2010 по 2020 год производство сырой нефти в России стабильно превышало 510 млн т в год.

Примерно половина из всей добытой нефти отправляется на экспорт, а вторая половина направляется на переработку

Рис. 1. Федеральные округа России и их обозначения: 1 ■ 2 - Южный; 3 - Сибирский; 4 - Центральный; 5 -6 - Дальне-восточный; 7 - Уральский

- Приволжский; Северо-Западный;

1-2

2022

53

отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями [1], расположенными в различных федеральных округах России (рис. 1).

Необходимо отметить, федеральные округа России характеризуются различными погодными условиями, что, в свою очередь, предопределяет различное поведение нефтепродуктов при их транспортировке и хранении [2]. Технологические процессы хранения и транспортирования нефтепродуктов сопровождаются характерными изменениями химико-физических свойств, в результате чего осуществляется снижение качества и ухудшение эффективности их эксплуатационной пригодности [2, 3]. Изменение физико-химических свойств нефтепродуктов приводит к снижению их качества за счет физических процессов испарения и загрязнения механическими примесями (МП), а также химических процессов, обусловленных окислением, конденсацией с образованием смол, осадков и коррозии [3, 4]. Технологические процессы хранения и транспортирования нефтепродуктов в условиях пониженных температур приводят к их расслоению, что способствует процессу выделения высокоплавких компонентов и присадок и является крайне нежелательным явлением. Создание благоприятных условий для хранения и транспортировки нефтепродуктов играет ключевую роль в исключении возможности попадания в них МП в виде песка и загрязнений [3, 5]. В большинстве случаев созданию таких условий препятствует неудовлетворительное состояние используемого оборудования [5].

В условиях хранения и транспортировки нефтепродуктов механические примеси содержатся в них во взвешенном состоянии в виде песка, глинистых частиц и различных минеральных солей, которые отрицательно влияют на износ агрегатов топливных систем и провоцируют загрязнение топливных фильтров с образованием нагара в камере сгорания, что приводит к нежелательному процессу осмо-ления радиаторов.

В процессе переработки нефти продукты коррозии аппаратов могут попадать в нефтепродукты, что оказывает негативное влияние на работу оборудования и сопровождается эрозией внутренних поверхностей трубопроводов, затрудняет транспортировку нефтепродуктов по трубопроводу [4]. Максимальное допустимое содержание таких примесей в нефтепродуктах не должно быть выше 0,05% [3, 6]. Эмульсионная вода, которая попадает в топливную систему с другими видами загрязнений, осуществляет забивание топливного фильтра топливно-регулировочного оборудования, а наличие отстойной воды способно приводить к образованию МП за счет расклинивания зазоров швов в зимних условиях [5, 7].

Еще одним негативным следствием длительного периода хранения и транспортировки нефтепродуктов является их испарение [8-11]. Испарение сопровождается негативным влиянием на количество горючего и способно изменять его фракционный состав. В результате процесса испарения осуществляется улетучивание легких фракций, что влечет за собой проблемы с пусковыми характеристиками, приводит к неполному сгоранию топлива и негативно влияет на износ трущихся элементов транспортных средств [12].

Целью данной работы является анализ влияния длительного хранения нефтепродуктов на изменение их эксплуатационных характеристик в условиях Краснодарского края России.

Задачами исследования являлись: оценка изменения физико-химических свойств бензина и дизельного топлива в результате их хранения в условиях вертикальных резервуаров на нефтебазе, расположенной в Краснодарском крае Российской Федерации; сопоставление показателей качества бензина и дизельного топлива после их хранения в описанных выше условиях с их критическими значениями согласно нормативной документации.

Научная новизна заключается в получении новых знаний по изменению качества бензина А-95 (внешний вид, содержание влаги, содержание механических примесей, содержание серы, октановое число, определенное по исследовательскому и октановому методам, фракционный состав) и дизельного топлива (внешний вид, содержание влаги, содержание механических примесей, содержание серы, температура застывания, помутнения и начала кристаллизации, температура вспышки в закрытом тигле) при их хранении в вертикальных резервуарах в погодных условиях Краснодарского края в течение одного года. Было установлено, претерпевает ли качество бензина и дизельного топлива существенное ухудшение, которое выходит за нормативные пределы, и по каким показателям. Разработаны математические и графические зависимости, позволяющие прогнозировать давление насыщенных паров бензина по данным температуры окружающей среды.

Методы и материалы

Для оценки влияния хранения топлива на его эксплуатационные характеристики использовали пробы бензина А-95 и дизельного топлива до и после их хранения в течение одного года на нефтебазе Краснодарского края в вертикальных резервуарах (фото 1). Нефтепродукты были произведены согласно необходимой нормативной документации на Краснодарском нефтеперерабатывающем заводе, который перерабатывает в основном малосернистую сибирскую легкую нефть [13].

В табл. 1 приведена средняя температура по месяцам в период проведения эксперимента.

Анализируя приведенные данные, можно прийти к выводу, что средняя температура в городе Краснодаре в течение

I 1. Вертикальный резервуар для хранения нефтепродуктов

Таблица 1

Среднемесячная температура в г. Краснодаре

Год Месяц Температура, оС

Сентябрь 26,1

2020 Октябрь 15,2

Ноябрь 8,1

Декабрь 5,0

Январь 3,1

Февраль 4,2

Март 10,0

2021 Апрель 17,2

Май 24,0

Июнь 26,3

Июль 31,1

Август 30,8

I

2. Фотографии проб бензина А-95 (а) и дизельного топлива (б) до (1) и после (2) хранения

а б

9) ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава;

10) ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания;

11) ГОСТ 5066-2018 Топлива моторные. Методы определения температур помутнения, начала кристаллизации и замерзания;

12) ГОСТ 32139-2019 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектроскопии;

13) ГОСТ 2477-2014 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды;

14) ГОСТ 1756-2000 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров.

эксперимента изменялась от 3,1 °С (январь 2021 года) до 31,1 °С (июль 2021 года).

Отбор и определение показателей качества проб бензина и дизельного топлива до и после их хранения на складе нефтепродуктов осуществлялись согласно следующим нормативным документам:

1) ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение;

2) ГОСТ 33666-2015 Автомобильные и транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов;

3) ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб;

4) ГОСТ 31873-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб;

5) ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температур вспышки в закрытом тигле;

6) ГОСТ 6370-83 Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей;

7) ГОСТ 8226-2015 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа;

8) ГОСТ 511-2015 Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа;

Результаты и обсуждение

На первом этапе был проведен визуальный анализ отобранных проб топлива. На фото 2 приведены фотографии двух проб топлива до и после их хранения на складе.

Визуальный анализ показал, что с течением времени происходит изменение цвета и состояния нефтепродуктов. В частности, пробы бензина А-95 и дизельного топлива заметно потемнели, на дне образовался видимый механический осадок. Дизельное топливо в процессе хранения расслоилось, что свидетельствует о повышенном содержании влаги.

В табл. 2 приведены показатели физико-химических свойств отобранных проб.

Анализируя приведенные данные, можно прийти к выводу, что в результате длительного хранения нефтепродуктов произошли изменения их физико-химических показателей.

Бензин А-95. Содержание воды возросло с 0,02 до 0,05% при одновременном увеличении содержания механических примесей с 0,002 до 0,005%. Это хорошо согласуется с проведенными ранее исследованиями, в частности, авторы работы [14] показали, что при длительном хранении нефтепродуктов (более трех месяцев), особенно в межсезонный осенне-зимний период, наблюдается ухудшение их качества. В первую очередь происходит возрастание содержания воды и смолистых веществ. Процесс увеличения содержания смолистых веществ и воды протекает практически одновременно автокалитическим путем вследствие соприкосновения нефтепродуктов с воздухом и металлами.

Содержание серы возросло с 95 до 98 мг/кг. Происходит также снижение качества бензина по показателю октано-вогго числа, определенного как исследовательским, так и моторным методом. Октановое число, определяемое

1-2

202 2

55

исследовательским методом, снизилось с 95,6 до 95,1 ед., а определяемое моторным методом - с 83,6 до 83,1 ед.

Представляет определенный интерес оценить влияние хранения бензина А-95 на изменение его фракционного состава. В процессе хранения увеличились температура начала кипения с 35 до 36 °С. Аналогичным образом возросли температуры кипения 10,50, 90% и конца кипения -они возросли на 2-7 °С. Наибольший рост наблюдался для температуры кипения 90% бензина.

Необходимо отметить, что, несмотря на ухудшение показателей качества бензина в процессе его хранения, в целом эксплуатационные характеристики бензина не ухудшились настолько, чтобы выйти за их нормативные пределы.

На рис. 2 приведен график зависимости давления насыщенных паров бензина от температуры.

Анализируя приведенный на рис. 2 график, можно констатировать довольно тесную зависимость между температурой и давлением насыщенных паров бензина, которая описывается полиномиальным уравнением второй степени

ДНПБ = 0,0336Г2 + 0,003? + 4,9587 (1)

Дизельное топливо. Содержание влаги в дизельном топливе возросло с 0,04 до 0,08%, а содержание механических примесей - с 0,001 до 0,004%. Необходимо отметить, что в отличие от бензина содержание влаги в дизельном топливе в процессе его хранения превысило допустимую норму, что нужно учитывать при его дальнейшем использовании.

Содержание серы при хранении дизельного топлива возросло с 112 до 115 мг/кг, но не превысило допустимую норму.

Необходимо отметить, что хранение дизельного топлива существенно отразилось на температурах его застывания, помутнения и начала кристаллизации. В частности, температура застывания выросла с -13 до -9 °С; температура помутнения возросла с -9 до -5 °С; температура начала кристаллизации возросла с -17,4 до -16,8 °С. Температура застывания превысила допустимый предел для дизельного топлива, который составляет -10 °С, а температура помутнения приблизилась к граничному значению (-5 °С).

Температура вспышки в закрытом тигле вследствие снижения количества высоколетучих компонентов снизилась с 66 до 55 °С, однако не превысило граничное значение (50 °С).

Таблица 2

Физико-химические свойства исследованных проб

Показатель н А-95 1 Дизельно е топливо Допустимые

И 1 1 1 2 пределы

Цвет образца бледно-желтый светло-желтый бледно-желтый светло-желтый

Содержание воды,% 0,02 0,05 0,04 0,08 Не более 0,05

Содержание механических примесей, % 0,002 0,005 0,001 0,004 0,005

Содержание серы, мг/кг 95 98 112 115 500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Октановое число по

исследовательскому методу, 95,6 95,1 - - 95,0

единиц

Октановое число по моторному методу 83,6 83,1 - - 83,0

Фракционный состав, °С:

- температура начала кипения; 35 36 - - Без предела

- 10% бензина; 44 46 - - В пределах 75 °С

- 50% бензина; 95 98 - - В пределах 120 °С

- 90% бензина; 144 151 - - В пределах 190 °С

- конец кипения; 192 196 - - В пределах 215°С

Температура, °С:

- застывания; - - -13 -9 -10

- помутнения; - - -9 -5 -5

- начала кристаллизации; - - -17,4 16,8 Без предела

Температура вспышки в закрытом тигле, °С - - 66 5 Выше 50

I Рис. 2. Зависимость давления насыщенных паров бензина от температуры

На рис. 3 приведен график зависимости давления насыщенных паров дизельного топлива от температуры.

Анализируя приведенный на рис. 3 график, можно констатировать довольно тесную зависимость между температурой и давлением насыщенных паров бензина, которая описывается полиномиальным уравнением второй степени

ДНПДТ = 0,0001 ?2 - 0,0012? + 3,1730 (2)

Исходя из приведенных графических (рис. 2, 3) и математических (1) и (2) зависимостей можно сделать вывод, что при повышении температуры происходит значительное увеличение давления насыщенных паров бензина и дизельного топлива, что может в летнее время приводить к их потерям.

I Рис. 3. Зависимость давления насыщенных паров бензина от температуры

Как и ожидалось, давление насыщенных паров бензина значительно превышает значения давления насыщенных паров дизельного топлива, вследствие наличия в последнем более высокомолекулярных фракций, характеризующихся повышенной температурой кипения.

Уменьшить потери от испарения в этом случае можно проведением следующих мероприятий [15-18]:

- уменьшение различных перекачек нефти внутри нефтебазы;

- заполнение резервуара снизу под уровень находящегося в резервуаре продукта, что снижает на 30-50% потери по сравнению с наливом открытой струей сверху;

- установка на крыше резервуаров возвращающих адсорберов, в которые улавливается паровоздушная смесь;

- установка газовых труб, с помощью которых соединяют между собой резервуары, предназначенные для хранения

одного сорта нефтепродуктов (при заполнении одного резервуара паровоздушная смесь будет вытесняться в другой, а не теряться в атмосфере);

- запрещение проветривания резервуара перед заполнением.

Полученные математические зависимости (1) и (2) можно использовать для прогнозирования давления насыщенных паров и потерь бензина и дизельного топлива при их испарении в условиях Краснодарского края России.

Выводы

1. Выполнены исследования по оценке влияния хранения бензина А-95 и дизельного топлива, произведенного на Краснодарском нефтеперерабатывающем заводе, на изменение показателей их качества.

2. Установлено, что при хранении проб бензина А-95 и дизельного топлива в течение одного года в условиях вертикального резервуара нефтебазы в г. Краснодаре происходит ухудшение показателей их качества.

3. Показано, что в процессе хранения качество дизельного топлива ухудшается более интенсивно, чем качество бензина А-95, в частности содержание влаги и температура застывания дизельного топлива вышли за пределы допустимых значений требуемыми нормативными документами.

4. Разработаны графические и математические зависимости между температурой окружающей среды и давлением насыщенных паров, которые можно использовать при расчете потерь бензина и дизельного топлива при их хранении в условиях Краснодарского края России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Klepikov V.P., Klepikova L.V. Distribution of oil refining resources in Russia in the context of the capacity development of refiners and regions. Energy Reports. 2021. Vol. 7 (5). P. 767-779.

2. Носенко В.В., Юрченко К.С. Анализ и разработка алгоритма принятия решений по объемам хранения и транспортирования нефтепродуктов // Мат. V междeyfh. науч.-практ. конф. «Современные прикладные исследования». Новочеркасск: Изд-во ЮРГПУ им. М.И. Платова. 2021. С. 171-174.

3. Остриков В., Петрашев А., Сазонов С., Забродская А. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. М.: Инфа-Инженерия, 2019. 244 с.

4. Винокурова И.М. Коррозия и защита оборудования от коррозии. Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. 211 с.

5. Богомолова Э.И. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособности экономических систем». Уфа: Аэтерна, 2020. С. 13-15.

6. Лесных К.Е., Коршак А.А., Хафизов Н.Н., Кузнецов А.А. Методические подходы к моделированию условий образования технологических потерь нефти и нефтепродуктов при испарениях из резервуаров // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. № 10(4). С. 386-393.

7. Сергеев К.С. Комплексная оценка техногенных рисков при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Томск: ТПУ, 2021. 156 с.

8. Сальников А.В. Потери нефти и нефтепродуктов: учеб. пособие. Ухта: УГТУ, 2012. 108 с.

9. Левитин Р.Е. Изменение качества нефтепродуктов в процессе доставки их потребителю. URL: http://ogbus. ru/files/ogbus/authors/Levitin/Levitin_1.pdf (дата обращения 15.03.2022).

10. Тугунов П.И., Новоселов В.Ф., Коршак А.А., Шаммазов А.М. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: учеб. пособие для вузов. Уфа: Дизайн полиграф сервис, 2008. 658 с.

11. Левитин Р.Е., Лувсанжаму О., Наранчимэг П., Земенков Ю.Д. Разработка методики определения потерь нефтепродуктов на основе оперативных диспетчерских данных // Изв. вузов. Нефть и газ. 2012. № 1. С. 55-59.

12. Алимова З.Х., Ахматжанов Р.Н., Усманов И.И. Изучение особенностей влияния температуры испаряемости бензина при жарких климатических условиях на износ деталей двигателя // Мат. II междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы формирования и развития научного пространства». СПб., 2021. С. 16-20.

1-2 • 2022

57

13. Nikolaichuk L., Sinkov L., Malisheva A. Analysis of the problems and development prospects of refining industry of Russia. Journal of business and retail Management Research. 2017. Vol. 11 (4). P. 177-183.

14. Шарифуллин В.Н., Шарифуллин А.В., Синеглазова Т.Н. Очистка некондиционного автобензина от смол и воды // Исследовано в России. 2004. № 7. С. 1060-1066.

15. Макушев Ю.П., Рындин В.В. Хранение нефтепродуктов и снижение их потерь // Наука и техника Казахстана. 2011. № 3-4. С. 49-60.

16. Земенков Ю.Д. Хранение нефти и нефтепродуктов: учеб. пособие. Тюмень: Вектор Бук, 2003. 536 с.

17. Земенков Ю.Д. Транспорт и хранение нефти и газа в примерах и задачах: учеб. пособие. СПб.: Недра, 2004. 544 с.

18. Коршак А.А., Корабейников Г.Е., Муфтахов Е.М. Нефтебазы и АЗС: учеб. пособие. Уфа: Дизайн полиграф сервис, 2006. 416 с.

REFERENCES

1. Klepikov V.P., Klepikova L.V. Distribution of oil refining resources in Russia in the context of the capacity development of refiners and regions. Energy Reports, 2021, vol. 7 (5), pp. 767-779.

2. Nosenko V.V., Yurchenko K.S. Analiz i razrabotka algoritma prinyatiya resheniy po ob"yemam khraneniya i transpor-tirovaniya nefteproduktov [Analysis and development of an algorithm for making decisions on the volumes of storage and transportation of petroleum products]. Trudy pyatoy mezhd. nauch.-prakt. konf. «Sovremennyye prikladnyye issledovaniya» [Proc. of the fifth int. scientific-practical. conf. "Modern Applied Research"]. Novocherkassk, 2021, pp. 171-174.

3. Ostrikov V., Petrashev A., Sazonov S., Zabrodskaya A. Toplivo, smazochnyye materialy i tekhnicheskiye zhidkosti [Fuel, lubricants and technical liquids]. Moscow, Infa-Inzheneriya Publ., 2019. 244 p.

4. Vinokurova I.M. Korroziya i zashchita oborudovaniya ot korrozii [Corrosion and protection of equipment against corrosion]. Penza, PGU Publ., 2016. 211 p.

5. Bogomolova E.I. Neftyanaya promyshlennost' Rossii: sostoyaniye i problem [Russian oil industry: state and problems]. Trudy Mezhd. nauch.-prakt. konf. «Instrumenty i mekhanizmy formirovaniya konkurentosposobnosti ekonomi-cheskikh sistem» [Proc. of Int. scientific-practical. conf. "Tools and mechanisms of formation of competitiveness of economic systems"]. Ufa, 2020, pp. 13-15.

6. Lesnykh K.Ye., Korshak A.A., Khafizov N.N., Kuznetsov A.A. Methodological approaches to modeling the conditions for the formation of technological losses of oil and oil products during evaporation from reservoirs. Nauka i tekhnolo-gii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2020, no. 10(4), pp. 386-393 (In Russian).

7. Sergeyev K.S. Kompleksnaya otsenka tekhnogennykh riskov pri transportirovke nefti i nefteproduktov [Comprehensive assessment of technogenic risks in the transportation of oil and oil products]. Tomsk, TPU Publ., 2021. 156 p.

8. Sal'nikov A.V. Poteri nefti i nefteproduktov [Losses of oil and oil products]. Ukhta, UGTU Publ., 2012. 108 p.

9. Levitin R.YE. Izmeneniye kachestva nefteproduktov v protsesse dostavki ikh potrebitelyu (Change in the quality of petroleum products in the process of their delivery to the consumer) Available at: http://ogbus.ru/files/ogbus/authors/ Levitin/Levitin_1.pdf (accessed 15 March 2022).

10. Tugunov P.I., Novoselov V.F., Korshak A.A., Shammazov A.M. Tipovyye raschety priproyektirovanii i ekspluatatsii neftebaz i nefteprovodov [Standard calculations for the design and operation of tank farms and oil pipelines]. Ufa, Dizayn poligraf servis Publ., 2008. 658 p.

11. Levitin R.Ye., Luvsanzhamu O., Naranchimeg P., Zemenkov YU.D. Development of a methodology for determining the loss of oil products based on operational dispatch data. Izvestiya vuzov. Neft' i gaz, 2012, no. 1, pp. 55-59 (In Russian).

12. Alimova Z.KH., Akhmatzhanov R.N., Usmanov I.I. Izucheniye osobennostey vliyaniya temperatury isparyayemosti benzina pri zharkikh klimaticheskikh usloviyakh na iznos detaley dvigatelya [Study of the influence of the evaporation temperature of gasoline under hot climatic conditions on the wear of engine parts]. Trudy II mezhd. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nyye voprosy formirovaniya irazvitiya nauchnogo prostranstva» [Proc. of II int. scientific-practical. conf. "Actual issues of formation and development of scientific space"]. St. Petersburg, 2021, pp. 16-20.

13. Nikolaichuk L., Sinkov L., Malisheva A. Analysis of the problems and development prospects of refining industry of Russia. Journal of business and retail Management Research, 2017, vol. 11 (4), pp. 177-183.

14. Sharifullin V.N., Sharifullin A.V., Sineglazova T.N. Purification of substandard gasoline from resins and water. Issledovano vRossii, 2004, no. 7, pp. 1060-1066 (In Russian).

15. Makushev YU.P., Ryndin V.V. Storage of oil products and reduction of their losses. Nauka i tekhnika Kazakhstana, 2011, no. 3-4, pp. 49-60 (In Russian).

16. Zemenkov YU.D. Khraneniye nefti i nefteproduktov [Storage of oil and oil products]. Tyumen, Vektor Buk Publ., 2003. 536 p.

17. Zemenkov YU.D. Transport i khraneniye nefti i gaza v primerakh izadachakh [Transport and storage of oil and gas in examples and tasks]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2004. 544 p.

18. Korshak A.A., Korabeynikov G.YE., Muftakhov YE.M. Neftebazy i AZS [ank farms and gas stations]. Ufa, Dizayn poligraf servis Publ., 2006. 416 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Шлыков Сергей Викторович, начальник управления капитального Sergey V. Shlykov, Head of Capital Construction and Reconstruction

строительства и реконструкции, Кубанский государственный Department, Kuban State Technological University.

технологический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.