УДК 656.13:622.684:621.436:621.313.13 © А.Н. Егоров, Н.В. Бигель, 2019
Дизель-троллейвозный транспорт «БЕЛАЗ»: перспективы использования в горном производстве
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-7-26-27
ЕГОРОВ Александр Николаевич
Генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» - начальник НТЦ, 222161, г. Жодино, Республика Беларусь, e-mail: egorov@belaz.minsk.by
БИГЕЛЬ Николай Викторович
Заместитель главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» - начальник отдела УГК НТЦ, 222161, г. Жодино, Республика Беларусь
Специалистами Белорусского автозавода ведется постоянная работа по разработке и внедрению в производство машин, которые позволяют добиться экономической эффективности и высокой производительности в процессе добычи полезных ископаемых. Одним из таких решений для горнодобывающей промышленности является использование на карьерах дизель-троллейвозов. Ключевые слова: ОАО «БЕЛАЗ», дизель-троллейвоз, горнодобывающие предприятия, увеличение производительности, снижение стоимости перевозок.
Рис. 1.3-D модель дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 т
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений работы ОАО «БЕЛАЗ» -управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее - ОАО «БЕЛАЗ») являются постоянное расширение линейки выпускаемой продукции и ее совершенствование с целью повышения производительности и снижения затрат в горнодобывающей промышленности.
Для достижения этих целей специалистами Белорусского автозавода ведется постоянная работа по поиску и внедрению в производство наиболее совершенных технических решений.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗНОГО
ТРАНСПОРТА В ГОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Применение высокоэффективных дизельных двигателей с электронными регуляторами подачи топлива позволяет добиться максимальной энергоэффективности. Использование электрических трансмиссий с современными системами управления на базе программируемых контроллеров обеспечивает оптимальное сочетание характеристик электропривода и дизельного двигателя. Внедрение бортовых систем диагностики и мониторинга дает возможность в режиме реального времени отслеживать параметры работы всех систем карьерной техники и при достижении заданных уровней передавать предупреждение оператору или корректировать режимы работы.Интерес с точки зрения эксплуатации могут вызывать самосвалы, работающие на газовом топливе.
Еще одним эффективным решением для горнодобывающей промышленности является дизель-троллейвоз (рис. 1).
Имеющийся у ОАО «БЕЛАЗ» опыт позволяет сделать выводы, что применение карьерного транспорта такого вида позволяет:
- увеличить скорость движения самосвала на подъеме в 1,8-2 раза, что дает возможность поднять производительность и нарастить объемы перевозок;
- обеспечить снижение расхода топлива до 80%;
26
ИЮЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"
Рис. 2. Упрочненная электрическая схема дизель-троллейвоза: 1 - дизельный двигатель; 2 - тяговый генератор; 3 - выпрямитель;
4 - дополнительный силовой шкаф;
5 - силовой выключатель; 6 - тормозной резистор; 7 - чоппер; 8, 9 - инверторы;
10,11 - тяговые электродвигатели; 12 - контактная сеть
- снизить затраты на техническое обслуживание дизельного двигателя и его систем;
- значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшить экологическую обстановку в карьере и прилегающих регионах;
- применить дизельные двигатели меньшей мощности (для обеспечения движения в зоне погрузки, выгрузки и на спуск).
Применяемые в настоящее время системы управления электромеханической трансмиссией карьерных самосвалов позволяют легко адаптироваться к условиям работы с контактной сетью, обеспечивая плавный разгон и работу на оптимальных режимах. По сравнению с обычным исполнением самосвала дизель-троллейвоз оборудуется пантографами (токосъемниками), дополнительным силовым шкафом с элементами системы защиты и диагностики, органами управления троллейным режимом, устанавливается доработанное программное обеспечение. Упрощенная электрическая схема дизель-троллейвоза приведена на рис. 2.
Проведенные расчеты тягово-динамических характеристик дизель-троллейвоза «БЕЛАЗ» грузоподъемностью 240 т (рис. 3) подтверждают значительное увеличение скорости и тягового усилия в троллейном режиме.
Новый импульс этому направлению развития карьерной техники могут придать исключение дизельного двигателя из состава троллейвоза и применение вместо него накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов. Это позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске. При увеличении удельной емкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет очень востребованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С ростом стоимости нефти и дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта будет только расти. А стремление горнодобывающих предприятий к увеличению производительности и снижению стоимости перевозок придаст новый импульс развитию энергоэффективных технологий.
Сегодня ОАО «БЕЛАЗ» готов к изготовлению дизель-троллейвозного транспорта на базе карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией.
Рис. 3. Расчеты тягово-динамических характеристик дизель-троллейвоза «БЕЛАЗ» грузоподъемностью 240 т
ИЮЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"
27