Научная статья на тему 'Дизель-троллейвозный транспорт «БелАЗ»: перспективы использования в горном производстве'

Дизель-троллейвозный транспорт «БелАЗ»: перспективы использования в горном производстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
ОАО «БЕЛАЗ» / ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗ / ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ / СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК / “BELAZ” JSC / DIESEL TROLLEY / MINING ENTERPRISES / INCREASED PRODUCTIVITY / REDUCED TRANSPORTATION COSTS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Егоров А.Н., Бигель Н.В.

Специалистами Белорусского автозавода ведется постоянная работа по разработке и внедрению в производство машин, которые позволяют добиться экономической эффективности и высокой производительности в процессе добыче полезных ископаемых. Одним из таких решений для горнодобывающей промышленности является использование на карьерах дизель-троллейвозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diesel-trolley transport "BELAZ": prospects for use in the mining industry

Specialists of the Belarusian Automobile Plant are constantly working on the search and implementation of the most advanced technical solutions. The use of high-performance diesel engines with electronic fuel regulators allows for maximum energy efficiency. An effective solution for the mining industry is the use of diesel-trolley carriers in open pits.

Текст научной работы на тему «Дизель-троллейвозный транспорт «БелАЗ»: перспективы использования в горном производстве»

УДК 656.13:622.684:621.436:621.313.13 © А.Н. Егоров, Н.В. Бигель, 2019

Дизель-троллейвозный транспорт «БЕЛАЗ»: перспективы использования в горном производстве

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-7-26-27

ЕГОРОВ Александр Николаевич

Генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» - начальник НТЦ, 222161, г. Жодино, Республика Беларусь, e-mail: egorov@belaz.minsk.by

БИГЕЛЬ Николай Викторович

Заместитель главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» - начальник отдела УГК НТЦ, 222161, г. Жодино, Республика Беларусь

Специалистами Белорусского автозавода ведется постоянная работа по разработке и внедрению в производство машин, которые позволяют добиться экономической эффективности и высокой производительности в процессе добычи полезных ископаемых. Одним из таких решений для горнодобывающей промышленности является использование на карьерах дизель-троллейвозов. Ключевые слова: ОАО «БЕЛАЗ», дизель-троллейвоз, горнодобывающие предприятия, увеличение производительности, снижение стоимости перевозок.

Рис. 1.3-D модель дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 т

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений работы ОАО «БЕЛАЗ» -управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее - ОАО «БЕЛАЗ») являются постоянное расширение линейки выпускаемой продукции и ее совершенствование с целью повышения производительности и снижения затрат в горнодобывающей промышленности.

Для достижения этих целей специалистами Белорусского автозавода ведется постоянная работа по поиску и внедрению в производство наиболее совершенных технических решений.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗНОГО

ТРАНСПОРТА В ГОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Применение высокоэффективных дизельных двигателей с электронными регуляторами подачи топлива позволяет добиться максимальной энергоэффективности. Использование электрических трансмиссий с современными системами управления на базе программируемых контроллеров обеспечивает оптимальное сочетание характеристик электропривода и дизельного двигателя. Внедрение бортовых систем диагностики и мониторинга дает возможность в режиме реального времени отслеживать параметры работы всех систем карьерной техники и при достижении заданных уровней передавать предупреждение оператору или корректировать режимы работы.Интерес с точки зрения эксплуатации могут вызывать самосвалы, работающие на газовом топливе.

Еще одним эффективным решением для горнодобывающей промышленности является дизель-троллейвоз (рис. 1).

Имеющийся у ОАО «БЕЛАЗ» опыт позволяет сделать выводы, что применение карьерного транспорта такого вида позволяет:

- увеличить скорость движения самосвала на подъеме в 1,8-2 раза, что дает возможность поднять производительность и нарастить объемы перевозок;

- обеспечить снижение расхода топлива до 80%;

26

ИЮЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"

Рис. 2. Упрочненная электрическая схема дизель-троллейвоза: 1 - дизельный двигатель; 2 - тяговый генератор; 3 - выпрямитель;

4 - дополнительный силовой шкаф;

5 - силовой выключатель; 6 - тормозной резистор; 7 - чоппер; 8, 9 - инверторы;

10,11 - тяговые электродвигатели; 12 - контактная сеть

- снизить затраты на техническое обслуживание дизельного двигателя и его систем;

- значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшить экологическую обстановку в карьере и прилегающих регионах;

- применить дизельные двигатели меньшей мощности (для обеспечения движения в зоне погрузки, выгрузки и на спуск).

Применяемые в настоящее время системы управления электромеханической трансмиссией карьерных самосвалов позволяют легко адаптироваться к условиям работы с контактной сетью, обеспечивая плавный разгон и работу на оптимальных режимах. По сравнению с обычным исполнением самосвала дизель-троллейвоз оборудуется пантографами (токосъемниками), дополнительным силовым шкафом с элементами системы защиты и диагностики, органами управления троллейным режимом, устанавливается доработанное программное обеспечение. Упрощенная электрическая схема дизель-троллейвоза приведена на рис. 2.

Проведенные расчеты тягово-динамических характеристик дизель-троллейвоза «БЕЛАЗ» грузоподъемностью 240 т (рис. 3) подтверждают значительное увеличение скорости и тягового усилия в троллейном режиме.

Новый импульс этому направлению развития карьерной техники могут придать исключение дизельного двигателя из состава троллейвоза и применение вместо него накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов. Это позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске. При увеличении удельной емкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет очень востребованным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С ростом стоимости нефти и дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта будет только расти. А стремление горнодобывающих предприятий к увеличению производительности и снижению стоимости перевозок придаст новый импульс развитию энергоэффективных технологий.

Сегодня ОАО «БЕЛАЗ» готов к изготовлению дизель-троллейвозного транспорта на базе карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией.

Рис. 3. Расчеты тягово-динамических характеристик дизель-троллейвоза «БЕЛАЗ» грузоподъемностью 240 т

ИЮЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.