Научная статья на тему 'Дизайн в социокультурном пространстве города'

Дизайн в социокультурном пространстве города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
855
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / DESIGN / CITY / URBAN SPACE / URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митрохина Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются различные аспекты дизайна городской среды и тенденции их изменения под воздействием современных условий меняющегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design in socio-cultural space of the city

The article is considered various aspects of urban design and its trends of changing induced by modern world.

Текст научной работы на тему «Дизайн в социокультурном пространстве города»

УДК 71

Митрохина Татьяна Владимировна

Липецкий государственный технический университет Россия. Липецк

Дизайн в социокультурном пространстве города

В статье рассматриваются различные аспекты дизайна городской среды и тенденции их изменения под воздействием современных условий меняющегося мира.

Ключевые слова и словосочетания: дизайн, город, городское пространство, дизайн городской среды.

Долгие годы в нашей стране дизайну уделялось меньше внимания, чем он того заслуживает. Это привело к однообразию в архитектуре городов, в оформлении улиц и площадей, индивидуальных жилищ. Лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века в России дизайн стал развиваться более активно, чему способствовали следующие факторы: рыночная экономика, повышение качества жизни, интенсификация производства, создание новых материалов и технологий для творческого процесса. Стала активно вестись профессиональная подготовка художников-дизайнеров, возникают творческие союзы дизайнеров, проводятся выставки, выпускается специальная литература.

Постепенно дизайн стал внедряться в пространственную среду города: начали формироваться основы нового вида проектно-художественной деятельности, а вместе с ними и нового направления в дизайне - «дизайна городской среды». В условиях интенсивного процесса урбанизации городской дизайн достаточно быстро стал одним из самых распространенных средств организации эстетически выразительных городских ансамблей и комплексов, несколько потеснив традиционно использовавшиеся до него малые архитектурные формы, элементы монументально-декоративного искусства.

Изменения в социально-экономической жизни, наблюдаемые во всем мире на протяжении трех последних десятилетий, - реформы в сфере образования и науки, всеобщие модернизация и информатизация, культурные и технические инновации, наиболее ярко проявляющиеся в крупных городах, привели к усложнению их социокультурного пространства. Под влиянием указанных процессов существенно изменяется сам город, его планировочная структура, функциональное наполнение, образная и имиджевая составляющие. Архитектура крупного города является «зеркалом», отражающим современные социальные трансформации в обществе. Она по-своему формирует

123

Митрохина Т.В. Дизайн в социокультурном пространстве

гармонию общества и природы, частного и общественного, коммерческого и культурного, являясь неотъемлемым элементом социокультурного пространства города. Наша цивилизация переходит в новую стадию своего развития, постиндустриальную, и выдвигает новую доктрину взаимодействия человека и его окружения, включая природное. Во главе угла экологический подход к окружающей среде, гуманизация техногенного мира во многих аспектах, включая духовный. На смену «экономическому человеку» индустриального общества идет многомерный «эстетический человек» с целостной картиной восприятия мира, более гуманным отношением к нему. В свою очередь это выдвигает и новые задачи перед дизайном. Важным здесь становится выработка нового концептуального подхода к организации предметно-пространственной среды города, в том числе включающего устранение дефицита естественного природного компонента.

Дизайн городской среды может быть рассмотрен в различных аспектах:

Технологический аспект. Дизайн в современном мире получает динамичное развитие и охватывает все больше областей деятельности человека. Новейшие технологические возможности производства предоставляют дизайнеру чрезвычайно широкую палитру средств организации предметно-пространственной среды, включая и природные компоненты.

Аспект сомасштабности. Градостроительный партер. Городской дизайн, формируя градостроительный партер, становится основным связующим звеном между архитектурой города и человеком. Дизайн помогает человеку адаптироваться в пространстве современного города, создает сбалансированную систему масштабов для проживания и переживания городской среды как единства пространства.

Экологический аспект. Экологический стиль в дизайне. Экологический аспект является на сегодняшний день одним из самых актуальных в формировании городской среды. Экологический стиль в дизайне предполагает также вторичное использование материалов и предметов. Бывает, что «вторую жизнь» обретает не только текстиль, но и самые разнообразные предметы, которые раньше выбрасывались как мусор: металлические крышки, одноразовая посуда и пластиковые бутылки, обломки детских игрушек и многое другое. При мудром подходе из «вторсырья» получаются стильные украшения, аксессуары, фурнитура, нарядные платья, которые, впрочем, чаще всего малопригодны для носки, а также предметы и формы дизайнерского проектирования, выступающие в качестве арт-объектов, призванных привлечь внимание, в том числе, и к проблемам экологии.

Эргономический аспект. Дизайн настоящего времени приобретает совершенно иного потребителя с более высокими не только утилитарно-функциональными, но и духовными запросами. Теоретики дизайна сегодня задумываются о новых типах пространств для такого человека, высоко оснащенных технически, комфортных и сомасштабных человеку, интерактивных и интеллектуальных. И это осуществляется с помощью эргономики. Причем классическая эргономика в постиндустриальном дизайне значи-

Дизайн в социокультурном пространстве

тельно расширяет свои как объектные, так и предметные границы. Здесь уместно говорить о «эргономике пространства». В условиях информационного общества эргономика начинает касаться не только традиционных аспектов, связанных с антропометрией и моторикой человека, но и его эмоциональной составляющей. Дизайн призван обеспечить комфортность окружающей человека предметной среды. Поэтому, прежде всего, здесь необходимо речь вести об эргономике, обеспечивающей комфорт и удобство пользования предметно-пространственной средой.

Философский аспект. Пресытившись технитизацией, человек современного мира тяготеет к более тесному общению с природой, формируя более лиричные (гармоничные, поэтичные) отношения с городской средой. И здесь выход видится в преобразовании человека в существо, дружественное с природой, понимающее её и умеющее находиться в согласии с ней. Взаимоотношения человека с природой приводят к ощущению возвышенного и прекрасного.

Рождение дизайна знаменовало собой переход общества на новую ступень - ступень «проектной» культуры. Этот переход основан на убеждении, что новое должно быть лучше, эффективнее старого, при этом «новое» и «эффективное» нужно сначала спроектировать, сконструировать. В результате поле приложения усилий дизайнеров расширилось беспредельно: от проектирования внешних, визуально воспринимаемых форм вещей до проектирования новых общественных структур.

Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: книга для учителя / А.Д. Алехин. - М.: Посвящение, 1984. - 160с.: ил. Ананьев, B.C. Человек как предмет познания / В.С. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 339 с.

Арихейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арихейм; пер. с англ.

B.Н. Самохина; вступ. ст. В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с. Астафьева, О.Н. Информационно-коммуникативная среда как новая форма бытия человека / О.Н. Астафьева // Человек в информационном пространстве цивилизации: Культура, религия, образование: тез. докл. междунар. науч. конф. 19-21 сент. 2000 г. - Краснодар, 2000. -

C. 40-44.

Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды: учебное пособие для вузов / А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев. - М.: Архитектура-С, 2005. -504 с., ил.

Минервин, Г.Б. Дизайн архитектурной среды: учеб пособие для вузов /

Г.Б. Минервин. - М.: Архитектура-С, 2004. - 96 с. Орлова, Э.А. Вопросы городской культуры / Э.А. Орлова // Культура города:

Проблемы качества городской среды. - М., 1986. - С. 38-50. Поспелов, Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. - М.: Искусство, 1984. -325 с.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.