Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование для русского потребителя: анализ выразительных средств'

Дизайн-проектирование для русского потребителя: анализ выразительных средств Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
487
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РУССКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / РИТМ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦВЕТ / СИММЕТРИЯ / ФАКТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / DESIGNING / RUSSIAN CONSUMER / EXPRESSIVE MEANS / DECORATIVENESS / RHYTHM / PROPORTION / COLOUR / SYMMETRY / TEXTURE / NATIONAL COSTUME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слепых Анна Сергеевна

В статье рассматриваются выразительные средства, используемые в композиции костюма, анализируется их проявление в архитектуре, народных промыслах и национальном костюме. Обращается внимание на значимость использования этих выразительных средств в современном дизайн-проектировании, ориентированном на русского потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN FOR RUSSIAN CONSUMER: ANALYSIS OF EXPRESSIVE MEANS-

Some expressive means of composition through their reasization in Russian architecture, decorative applied arts and national costume are anasyzed in the article. The importance of these expressive means of composition in modern costume design for Russian-focused consumers is pointed out.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование для русского потребителя: анализ выразительных средств»

УДК 7.06 СЛЕПЫХ А. С.

Дизайн-проектирование для русского потребителя: анализ выразительных средств

В статье рассматриваются выразительные средства, используемые в композиции костюма, анализируется их проявление в архитектуре, народных промыслах и национальном костюме. Обращается внимание на значимость использования этих выразительных средств в современном дизайн-проектировании, ориентированном на русского потребителя.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, русский потребитель, выразительные средства, декоративность, ритм, пропорциональность, цвет, симметрия, фактура, национальный костюм.

SLEPICH A. S.

DESIGN FOR RUSSIAN CONSUMER: ANALYSIS OF EXPRESSIVE MEANS

Some expressive means of composition through their reasization in Russian architecture, decorative applied arts and national costume are anasyzed in the article. The importance of these expressive means of composition in modern costume design for Russian-focused consumers is pointed out.

Keywords: designing, Russian consumer, expressive means, decorativeness, rhythm, proportion, colour, symmetry, texture, national costume.

Слепых

Анна

Сергеевна

магистрант УралГАХА e-mail: sannas90@inbox.ru

Создавая свои коллекции, отечественные дизайнеры обращаются к тенденциям, которые предлагают зарубежные страны-законодатели моды. Используя только предлагаемые тенденции, они создают одежду, ориентированную, по своей сути, на зарубежного потребителя. Однако для своего рынка, вероятно, нужны другие средства, особенно, если принять во внимание различия в менталитете, культурных традициях, климатических условиях, географическом положении, экономических и политических условиях внутри страны, а также различия, сложившиеся в культурно-историческом развитии нации.

Начиная проектирование, каждый дизайнер тщательно продумывает концепцию и композиционное решение всей коллекции.

В качестве гипотезы выдвигается следующее предположение: при работе над созданием одежды, ориентированной на русского потребителя, более эффективным будет выбор таких выразительных средств композиции, которые присущи русской национальной культуре и нашли свое отражение как в зодчестве, народноприкладном творчестве, так и в национальном костюме.

Основой для анализа выразительных средств может послужить обращение к русскому народному костюму, в образно-стилистической

структуре которого наиболее полно отразились этноконфессиональные, этические, художественно-эстетические представления народа, его история, менталитет, система ценностей, уровень духовной и материальной культуры [5]. Русский народный костюм заслуживает внимания, так как он в кульминации своего развития, в XVI-XVII вв., оказался на стыке западноевропейской и восточной культур, сохраняя связь с крестьянским бытом и искусством. Он претерпел много влияний и столкновений, к тому же это один из европейских костюмов, сохранивший связь с народными формами искусства. Кроме того, он сохранил едва ли не главную свою черту — декоративность [3, 278]. Исследованием русского национального костюма занимались Г. С. Горина, Р. В. Захаржевская, Н. М. Каминская, М. Н. Мер-цалова, Т. А. Митрягина и др.

Для определения наиболее значимых композиционных элементов костюма, рассчитанного на российского потребителя, рассмотрим выразительные средства, используемые в народном костюме, архитектуре (русское народное зодчество). Особенности русского зодчества исследовали в своих работах В. Стасов, А. Е. Борисова и др. Помимо архитектуры объектом анализа выразительных средств выбраны изделия народных промыслов (хохломская роспись, жостовская роспись, городецкая

Таблица 1. Примеры симметрии в русском народном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

роспись, лаковая миниатюра Палеха, изделия из Гжели, дымковская игрушка, вологодское кружево, вышивка). Включить изделия народных промыслов в анализ выразительных средств, характерных для проектирования, ориентированного на отечественного потребителя, представляется очень важным. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — «источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания» [2]. Народные промыслы и их особенности изучали Н. М. Каменская, А. Б. Салтыков, В. В. Стасов и др., на чьи работы мы опираемся.

Рассмотрим декоративность, ритм, пропорциональность, цвет, симметрию и фактуру как выразительные средства, наиболее полно отражающие культурное наследие страны и являющиеся его визуальными носителями, для того, чтобы проанализировать их присутствие и особенности в национальном костюме, народных промыслах и зодчестве.

Симметрия

Одним из наиболее ярко выраженных средств композиции, используемых в русском народном творчестве, является симметрия — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Симметрия — это полное повторение элементов композиции относительно какого-либо центра или главной оси, это уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое (Таблица 1).

Как видно из представленных образцов архитектурного зодчества, народных промыслов (хохломская роспись и вятское кружево), а также праздничного костюма центральных губерний России (1900-е гг.), симметрия действительно является выразительным средством, присущим русской национальной художественной культуре. В этом русская национальная культура близка к западной цивилизации, в отличие от восточной (японской, например), где симметрия воспринимается как нечто искусственное, далекое от природы.

Соответственно, в дизайн-проектировании, ориентируемом на носителя русской культуры, следует придерживаться симметричной организации контуров и деталей создаваемого объекта.

Ритм

Под понятием «ритм» (греч. rhythmos, от Лео — теку) подразумевается чередование каких-либо

элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой [2]. Изучая данное выразительное средство, важно иметь в виду, что «каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические схемы своего времени, которые сопровождают человека: африканец движется отлично от европейца, галантная Вена движется отлично от революционной Франции, восточное время отлично от североамериканского, и это потому, что человек включен в систему естественных ритмов (ночь и день,

времена года, смена возраста...), которые в условиях разной географии и культуры проявляются в его поведении таким образом, что когда человек создает архитектуру, последняя отражается в динамике и форме пространства» [1, 145].

Специфика русского ритма заключается в повторяемости геометрических элементов, незавершенности композиции с обеих сторон и множественности осей симметрии. Сами элементы ритма в орнаменте могут быть представлены не только геоме-

Таблица 2. Примеры ритма в русском народном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

Таблица 3. Примеры декоративности в русском народном зодчестве, декоративноприкладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

трическими фигурами, но иметь фи-томорфный и зооморфный характер.

Сравнение предложенных образцов элементов различных направлений русской национальной культуры позволяет сделать утверждение о том, что ритм — это достаточно активное выразительное средство (Таблица 2). Направленность ритма чаще всего горизонтальная, но встречается и вертикальная направленность.

Отечественное дизайн-проектирование учитывает многоосевое и горизонтальное расположение ритма в создаваемых объектах, так как его присутствие поможет создавать вещи, близкие по духу национальной культурной традиции.

Декоративность

Под декоративностью понимается совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде [6].

Декоративность весьма характерна для русской художественной культуры и перекликается с некоторой сказочностью, присущей русской культуре. Именно сказка с древнейших времен отражала мироощущение русского народа, его понятия о красоте, добре и зле, отношение к родной земле, зверям и людям, живущим на ней. Сказки описывают традиционные черты русского народа через образы сказочных героев (Иванушка-дура-чок, Емеля, Марья Искусница, Василиса Премудрая, Царевна-лягушка и др.). Но при этом некоторые философы (Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лос-ский, Н. А. Бердяев и др.) занимались анализом русского национального характера и выделили ряд черт, присущих носителям русской культуры, которые также присущи и персонажам русских народных сказок.

Это внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, которое оправдывалось чаще всего лишь интуицией.

Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиционная организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета (Таблица 3).

Следует отметить, что весь декор, орнамент, используемый в русской на-

родной культуре, имел символическое значение, выступал в качестве оберега [4]. Большое значение уделялось месту расположения декора: проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку, — ворота, двери, окна, застрехи, а на одежде — подол, ворот рубахи, рукава.

Такая тесная связь декоративности с самой сущностью русского народа, его историческими корнями непременно является важным средством,

которое должно использоваться в современном дизайн-проектировании.

Цвет

В искусстве и дизайне цвет — это художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок (Таблица 4).

Для русской культуры характерно использование всей палитры цветов в их гармоничном сочетании, несущее

Таблица 4. Примеры цвета в русском народном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

Факторы, влияющие на палитру Цвет Характеристики цвета Ассоциативно-образный ряд Объекты предметного мира, носители данного цвета

Природно- климатические Белый Холодный, ясный, чистый, непорочный Снег (холодная зима) Храм (беленый)

Красный Горячий, красивый, сильный Солнце,огонь Русский национальный костюм

Зеленый Теплый, легкий, свежий Поля, леса, деревья Стог сена, венки и букеты трав

Психологичес- кие Коричневый Теплый, глубокий, мягкий, вязкий Дерево, земля, глина Деревянные дома, церкви, поленница, вспаханное поле

Черный Грязный, тяжелый, злой Сажа, дым, грязь Осеннее поле после уборки урожая

Розовый Теплый, мутный, неясный Зорька, туман, восход -

Историко- культурные Желтый , золотой Светлый, легкий, жизненный, священный Свет, золотой нимб иконы Пшеница, кресты и купола церквей, корона царя

Бордовый, лиловый Тяжелый, важный, уважительный, благородный Одежды святых, плащаница Купола церкви, накидки царей, рубин - камень власти

Голубой, бирюзовый Легкий, небесный, чистый, холодный, священный Цвет неба, чистоты, воды Озера, небеса,голубой — всевышний, таинственный

в себе положительный эмоциональный эффект. Хотя можно отметить и наличие примеров, где используется всего два-три разных цвета.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что для русского национального творчества характерно использование одноцветного фона с последующей орнаментацией на нем.

По мнению Н. В. Серова, этно-цветами России можно считать красный, синий (голубой как его вариант), золотой (желтый), белый [9]. Т. А. Вековцева отмечает, что роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека является определяющей в восприятии цвета. Национальные особенности восприятия цвета в России, данные Т. А. Вековцевой, приведены в Таблице 5. Очевидно, что без перечисленного круга взаимоотношений ассоциативного цветового ряда нельзя достичь успешности в дизайне.

При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальным статусом и др.).

Пропорциональность

Под пропорциональностью понимается размерное соотношение элементов формы. Пропорциональные соотношения — это соразмерность элементов, единство частей и целого (Таблица 6).

Особенностью русской пропорциональности является то, что ис-

пользовалась система различных саженей. И отличие древнерусской измерительной системы от всех западноевропейских метрологий заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней масштаба меньшего, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

«Всеобщая комбинаторика матричной вязи древних саженей обладает качественно иными свойствами, чем метричностъ, резко уменьшая объемы измерений и вычислений в проектировании и в строительстве,

заключая в себе золотые пропорции, а вместе с ними и соответствие соиз-мерительных инструментов природным структурам» [10].

Великолепные сооружения древнерусской архитектуры, как и биологические тела, тоже построены на трехчленных иерархиях, что способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений.

Рассматривая русский национальный костюм, тоже можно выделить трехчленное деление: в северном сарафанном комплексе — головной убор, рубаха, сарафан; в южном комплексе — головной убор, на-

Таблица 6. Примеры пропорциональности в русском народном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

Таблица 7. Примеры фактуры в русском народном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, русском народном костюме

Русское народное зодчество

Декоративноприкладное искусство

Русский народный костюм

грудная одежда, рубаха с поневой. Для придания определенных пропорций одежды в русском народном костюме использовался пояс.

В дизайн-проектировании современного костюма важно помнить о том, что основным средством гармонизации формы проектируемого объекта является способ правильного выбора пропорции, так как в отличие от красоты, которая является понятием больше эстетическим, гармонию можно подвергнуть геометрическому или математическому анализу.

Фактура

Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительностью. Фактура по-разному взаимодействует с формой, влияет на субъективную оценку при восприятии формы.

Русское культурное наследие характеризуется большим многообразием с точки зрения использованных фактур (Таблица 7), но они зависят от вида искусства и назначения объекта дизайна.

Проведя анализ выразительных средств, следует отметить, что для дизайн-проектирования, ориентированного на русского потребителя, можно дать следующие рекомендации:

• Использовать симметричность в организации композиции.

• Отдавать предпочтение многоосевому горизонтальному ритму.

• Создавать и использовать фактурные поверхности.

• Использовать этноцвета — красный, синий (голубой как его вариант), золотой (желтый), белый различных оттенков.

• Обращать внимание на пропорциональность при проектировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Помнить, что изделиям русской культуры присуща декоративность.

Следование даже одной из вышеупомянутых рекомендаций наверняка найдет отклик у носителей русской культуры, но их комплексное использование поможет создать дизайн, созвучный материально-духовному настрою русского потребителя.

Заключение

В заключение можно сказать, что народный костюм (как и народное зодчество) в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики материалов, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.

Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека — делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористики и ра-

циональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии, глубине идейно-образного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении.

Все проанализированные выразительные средства активно участвуют в создании прекрасного в национальном костюме. На основании этого можно предложить дизайнерам, создающим одежду, ориентированную на русского потребителя, активнее использовать этот арсенал выразительных средств. Они могут стать тем инструментом в руках ищущих творческих дизайнеров, который поможет творить и создавать новое в одежде, но при этом сохранять свое культурное наследие, передавать следующим поколениям культурную память, аккумулированную в разрабатываемых ими проектах.

Список использованной литературы

1 Араухо И. Архитектурная композиция. М., 1982.

2 Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vedu.ru / BigEncDic / (дата обращения: 15.01.2013).

3 Захаржевская Р. В. История костюма. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

4 Качаева М. А. Сокровища русского орнамента. М., 2008.

5 Митрягина Т. А. Русский народный костюм как ценностнокультурная парадигма : автореф. канд. дис. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury / russkij -narodnyj -kostjum-kak-cennostno-kulturnaja-paradigma. html (дата обращения: 23.01.2013).

6 Популярная художественная энциклопедия / под ред. В. М. Полевого. М., 1986.

7 Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие(конспект лекций). М., 2003.

8 Русское деревянное зодчество : из одноименного альбома Российского фонда архитектурного наследия имени Андрея Рублева / изд. «Продюсерский центр М+К» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/rusZod/ (дата обращения: 23.01.2013).

9 Серов Н. В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология. СПб., 2004.

10 Черняев А. Ф. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rusarch.ru/ chernyaev1.htm (дата обращения: 25.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.