Научная статья на тему 'ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ И ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ И ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова Галина Анатольевна

Автор статьи исследует основные принципы обучения дизайну в России и за рубежом с целью выявления общего и различного в рассматриваемых системах образования. В данной статье предпринята попытка рассмотреть, как формируются ключевые компетенции в процессе преподавания дизайн-дисциплин в скандинавских странах и в Италии. Изучению систем образования в странах Евросоюза посвящено немало научных трудов, в то время как дизайн-образование является малоизученным аспектом в области педагогики. В исследовании представлен современный опыт преподавания дисциплин, связанных с искусством, обучением ремеслу, с окружающим миром и прочими предметами, развивающими креативность у воспитанников в скандинавских странах и в Италии. Автор пошагово исследует процессы формирования компетенций на разных этапах обучения, а также рассматривает недостатки дизайн-образования и пути решения проблем, связанных с обнаружением этих недостатков, что, безусловно, может быть полезно российской системе образования. Таким образом, цель исследования - извлечь полезный опыт формирования ключевых компетенций в дизайн-образовании в Италии и скандинавских странах и приблизить российское дизайн-образование к практическому, отвечающему на запросы современного общества, так как дизайн - это политика и стратегия управления всеми отраслями, использующая творчество и инновации как способ проектирования будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN EDUCATION IN THE SCANDINAVIAN COUNTRIES AND ITALY AT THE PRESENT STAGE

The author of the article examines the basic principles of teaching design education in Russia and abroad in order to identify common and different in the considered education systems.This article attempts to consider how key competencies are formed in the process of teaching design disciplines in the Scandinavian countries and in Italy.Many scientific papers have been devoted to the study of education systems in the EU countries, while design education is a little-studied aspect in the field of pedagogy.The study presents the modern experience of teaching disciplines related to art, craft training, the surrounding world and other subjects that develop creativity in students in the Scandinavian countries and in Italy.The author examines step-by-step the processes of competence formation at different stages of training, and also considers the shortcomings of design education and ways to solve problems associated with the detection of these shortcomings, which can certainly be useful to the Russian education system.Thus, the purpose of the study is to extract useful experience in the formation of key competencies in design education in the EU countries and bring Russian design education closer to practical, responding to the needs of modern society, since design is a policy and management strategy for seven industries that uses creativity and innovation as a way of designing the future

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ И ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Vol. 15 No. 3 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Sciences

УДК 37.014 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.13

Г. А. Кувшинова1

'Национальный институт дизайна, г. Москва, Российская Федерация

Дизайн-образование в скандинавских странах и Италии на современном этапе

Аннотация. Автор статьи исследует основные принципы обучения дизайну в России и за рубежом с целью выявления общего и различного в рассматриваемых системах образования. В данной статье предпринята попытка рассмотреть, как формируются ключевые компетенции в процессе преподавания дизайн-дисциплин в скандинавских странах и в Италии. Изучению систем образования в странах Евросоюза посвящено немало научных трудов, в то время как дизайн-образование является малоизученным аспектом в области педагогики. В исследовании представлен современный опыт преподавания дисциплин, связанных с искусством, обучением ремеслу, с окружающим миром и прочими предметами, развивающими креативность у воспитанников в скандинавских странах и в Италии. Автор пошагово исследует процессы формирования компетенций на разных этапах обучения, а также рассматривает недостатки дизайн-образования и пути решения проблем, связанных с обнаружением этих недостатков, что, безусловно, может быть полезно российской системе образования. Таким образом, цель исследования - извлечь полезный опыт формирования ключевых компетенций в дизайн-образовании в Италии и скандинавских странах и приблизить российское дизайн-образование к практическому, отвечающему на запросы современного общества, так как дизайн - это политика и стратегия управления всеми отраслями, использующая творчество и инновации как способ проектирования будущего.

Ключевые слова: система образования, дизайн-образование, компетенции, образовательный стандарт, профессиональный стандарт.

Дата поступления статьи: 6 августа 2021 г.

Для цитирования: Кувшинова Г. А. (2021) Дизайн-образование в скандинавских странах и Италии на современном этапе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. №3. С. 110-119. DOI: 10.17238/ issni998-5320.202i.i5.3.i3.

Проблема и цель исследования. Сегодня в России основные тенденции широкой области дизайна, включающей в себя, кроме искусства, технологии и инжиниринг, притягивают внимание не только потребителей всех отраслей дизайн-проектов, но и образования в той отрасли, где готовят будущих дизайнеров. Очевидно, что дизайн - это сложная междисциплинарная и наддисциплинарная отрасль, где существуют сложности с подготовкой специалистов, поскольку они должны обладать крайне широким набором творческих, сквозных и технологических компетенций. На наш взгляд, правомерно назвать образование частью дизайн-политики, частью национальной стратегии безопасности и развития общества, а формирование компетенций - одним из способов этой борьбы.

Целью этой статьи является изучение положительного опыта обучения будущих дизайнеров в скандинавских странах и в Италии в целях его внедрения в отечественную систему образования.

Методы. Методологической базой исследования явилась система следующих принципиальных положений:

- аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью, а образование - важнейшим фактором развития личности и общества;

- изучение педагогических факторов, явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве.

Эта методология будет использоваться для решения сложных проблем и поиска желаемых решений в области дизайн-образования путём внедрения положительного опыта в российскую систему образования. Результаты проведённого исследования представлены в виде развёрнутого описания особенностей дизайн-образования в скандинавских странах и в Италии на различных ступенях образовательного процесса.

Скандинавские страны

(Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия)

Финский подход к дошкольному образованию выстраивается на основе игр. В качестве основной установки в детском дошкольном образова-

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

нии они ставят принцип «позволить детям быть детьми», отсюда и получается крайне свободный процесс обучения. При поддержке Университета Хельсинки был разработан проект HEI Schools (Helsinki International Schools), в котором предметы, связанные с дизайном (архитектура, искусство, скульптура и др.), включены в основу учебной программы. Навыки и умения, которым хотят научить детей в этих учреждениях, - это общая креативность, решение проблем, самостоятельность. Сама среда детского учреждения должна располагать к непринуждённому обучению. Для решения этой проблемы используются исключительно натуральные материалы и выработанные традиции дизайна пространства [1]. Инициатива доказала свою эффективность, поэтому организаторы нацелены на экспорт формата и уже опробовали запуск пилотных детских садов в Китае.

Норвежская дошкольная программа предполагает изучение дизайн-предметов в рамках освоения предметной области «Искусство, культура и креативность» (Arts, culture and creativity), а технологические предметы в рамках области «Природа, окружающая среда и технологии» (Nature, environment and technology) [2]. Освоение предметных областей должно подготовить детей к встрече с похожими ситуациями в рамках освоения школьных программ.

Шведская программа дошкольного образования основывается на игре как базовом принципе учебного процесса. «Игра позволяет развивать двигательные навыки, коммуникативные навыки, командную работу и навыки решения проблем. Игра развивает воображение и вдохновение» [3]. Обучение в дошкольном учреждении преследует цель развития возможности применять технологию в повседневной жизни, а также создавать, строить и конструировать что-либо с помощью предметов, материалов и инструментов.

В Дании педагоги в дошкольных учреждениях свободны в выборе учебного контента, однако муниципалитеты могут сформировать учебный план, на основе которого будет строиться образовательный процесс. Процесс обучения не является полностью формальным, поэтому активность детей также строго не регулируется [4].

В скандинавских странах (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания) вопрос о школьном дизайн-образовании занимает важное место, потому

что эти учебные предметы (искусства и ремесла) непосредственно влияют на развитие креативного мышления и способности к созданию новых продуктов. Дизайн-образование для них - это важный элемент общей дизайн-политики, выстраиваемой государственными органами и профессиональными дизайнерскими организациями.

Существующие исследования дизайн-практик в образовании Скандинавии говорят о том, что они занимают около четверти всей учебной программы. Наибольшее внимание урокам, связанным с дизайном, по отношению к другим странам региона уделялось в Норвегии.

Финны обучают дизайну таким образом, чтобы ребёнок больше внимания уделял созданию нового, нежели постижению того, что и так известно и открыто [5, 6]. В Швеции и Дании применяется аналогичный подход [7]. Норвежцы же делают акцент на предпринимательском опыте, на понимании и выстраивании взаимоотношений между производителем и потребителем.

Одним из способов трансформации дизайн-образования в финских школах стал «Путь дизайна» - документ, который описывает 7 стадий дизайнерского процесса. Его руководство появилось после внедрения в 2016 г. новой общеобязательной школьной программы. Дизайн-процесс состоит из следующих этапов:

1) вызов (понимание проблемы или недостатков чего-либо);

2) изучение (сбор сведений о проблеме);

3) генерация идей (поиск ответа на вопрос и выбор идеи);

4) эксперимент (проверка идеи, создание прототипа, оценка затрат на реализацию);

5) планирование (определение шагов по реализации идеи);

6) реализация (непосредственное внедрение идеи);

7) оценка (получение результата, оценка преимуществ и недостатков).

Выполнение данных шагов универсально и может применяться к любой сфере деятельности [8]. Важность документа состоит в том, что его разработкой занимались как чиновники в сфере образования, так и представители дизайнерского сообщества, что позволяет говорить о выстроенных взаимоотношениях между государством и профессиональным сообществом, по крайней мере в данной области.

Part 2. Pedagogical Sciences

Arts, crafts, physical education and home economics in comprehensive education: study hsns/ graded subject

Per cent and number of ah lesson hours in basic education

Finland (*) 26.5% ш grades 1-9 17 86 lessen hours (4 i minutes) 1340 lessen hours 60 minutes)

О

14 5-9

1-9

3

152 114

266

- S fil С >

152 152

304

_ OD

JS к

■g -S и

152 266

418

i S

114 114

P g

ë 'S

304

380

634

В I

3.9

H а

ti о ja

22 S 22 S

456*

-g

rt aj

г

о

с —

s 'I & S

9 grades 1S9 days 38 weeks

Sweden (**) 21,5% in grades 1-9 140S lesson hours (60 minutes)

1-9

230

230

330

lis

500

4Л 382**

9 grades 178 days 36 vedes

Denmark

23,5 % ¡agrades 1-9*** 150Ü lesson hours (60 minutes)

Norway

25 in grades 1-10 1902 lesson hours (60 minutes)

Iceland (*) 26.6 V. in gradea 1-10 2732 lesson hours (40 minutes) 1321 lesson hours (60 minutes)

1-4 210 210 60*** 240

5-9 60 30 330 *** 360

1-9 270 240 390*** 600

1-7 285 477**** 114 478

8-10 85 150"** 85 228

1-10 370 627**** 199 706

1-4 544** *** 136 136 408

5-10 500** *** 124 272 612

1-10 1044***** 260 403 1020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2

5.0

5.3

120 120*

113 113

510 1156 1666**

9 grades 200 days 40 weeks

10 grades 190 days 38 weeks

10 grades 170 days 34 weeks

* The total number of optional studies in arts and crafts in basic education.

** The total cumber of optional studies (not only in aits and crafts) in basic education

*** In Denmark crafts and home economics ihare the lesson hour's limit.

**** In Norway visual arts and crafts form a subject unit called arta and crafts: visual communication, design, art. architecture. ***** In Iceland music and visual arts form a subject unit called Arts.

(*)National lessen hour length altered to lesson hour 60 minutes, comparable to other Nordic countries. ("^Municipalities share the minimum lessen hours to grades.

Рис. 1. Количество учебных часов, распределяемых на предметы в школах Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии

1.800 1,600 1.400 1.200 1,000 800 600 400 200 о I

«г

у /

Í? сГ ^

Jfo ^ * ^ ^

/

Ar Ж

Years 1-7

Years 8-10

Source. Di гс с lo rate tor Education nncl Training;

Рис. 2. Количество учебных часов по разным предметам в Норвежской начальной и средней школе

¡^бй 12587'-94зхР0Пнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

В Финляндии существует так называемый предмет «Ремёсла», объединяющий в себе работу с множеством материалов и дающий возможность понять технологию как метод. Этот метод применим к дизайну, производству и разработке инновационных решений. В 2014 г. в Финляндии было принято решение сделать ремёсла (crafts) предметом без строгого разделения на текстиль для девочек и техническую работу для мальчиков. С 2017 г. практика изучения ремесел без гендерного разделения стала общеобязательной [9], что опять же говорит о необходимости наличия массы междисциплинарных навыков у любого специалиста, который будет заниматься дизайном в будущем.

Датчане ставят следующие цели в обучении дизайну и ремеслу в школе: учащиеся в области ремесла и дизайна на основе практического и чувственного опыта приобретают навыки для проектирования, производства и оценки продуктов, имеющих эстетическую, функциональную и коммуникативную ценность; умения приобретаются в ходе практических работ, в первую очередь с текстилем, деревом и металлом».

Дизайн в шведской средней школе включён в предметы «Искусство» и «Ремёсла». Предмет «Искусство» изучается на протяжении 9 лет общей школы. Обучение поделено на этапы по три года. Обучение проектированию является одной из целей освоения искусства с 1-го по 3-й год. С 4-го по 6-ой цель сохраняется, но добавляется применение цифровых технологий в искусстве и 3D-моделирование. На 7-9 годах обучения новой задачей для учеников становится приобретение умения объяснять собственные идеи, выражать позицию по разным общественным вопросам через искусство.

Изучение предмета «Ремёсла» также нацелено на развитие творческих способностей с применением разных инструментов и материалов. Обучение дизайну объектов и изделий входит в список основных задач изучения предмета. Процесс освоения предмета также разделён на 3 этапа по 3 года. На всех этапах происходит работа по 4 тематическим блокам: «Материалы, инструменты и техники, используемые в ремёслах», «Рабочий процесс в ремёслах», «Эстетическая и культурная выразительность ремёсел», «Ремёсла в обществе». С переходом на последующие этапы усложняются как требования к

учащимся, так и навыки, которые они должны освоить. Если i - з годы обучения требовали от детей достаточно простых навыков работы с ручным инструментом и простыми чертежами, то с 4 по б годы обучения уже внедряются цифровые технологии, а с у-го по 9-й от детей требуется понимание эргономики изделия. В старшей школе единой программы для изучения дизайна не предусмотрено. Это обусловлено разницей типов школ, которые готовят учащихся как для университетов, так и для рабочих профессий [10].

Детские лагеря с дизайн-программой для школьников в скандинавских странах также являются распространённой практикой. Сюда можно включить как программы, посвящённые конкретной области (архитектура, промышленный дизайн), так и программы без явно выраженного направления, но с уклоном в технологии и разработки. Например, в финском лагере EduCamp программа предусматривает как технологические активности (построение ракет, программирование), так и творческие практики (музыка, рисование, видеоарт, фото). Архитектурная школа Arkki предлагает курсы по промышленному дизайну для детей и подростков.

Финский опыт организации высшего дизайн-образования на высоком качественном уровне реализован в Университете Аалто, который объединил в себе Хельсинкский технологический университет, Хельсинкскую школу экономики и Университет промышленного искусства и дизайна. Программы этого университета сочетают в себе дизайнерские, управленческие и инженерные специальности. На сайте университета приводится информация, что программа Международного дизайн-бизнес-менеджмента (International Design Business Management / IDBM) является пионером в области управленческого дизайн-образования. Обучение по этой программе позволит получить степень магистра в области бизнеса, дизайна или технологий [11]. Обучение по этой программе длится 2 года с платой за обучение в размере 15 тыс. евро в год. Столько же продолжается и стоит обучение промышленному дизайну, программа обучения которому даёт навыки для работы в качестве предпринимателей-дизайнеров, а также на различных должностях в промышленности, бизнесе, локальных сообществах, образовании и органах власти.

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

В Дании крупнейшими высшими учебными заведениями в области дизайна являются Датская Королевская академия изящных искусств, а также Копенгагенская школа дизайна и технологий (KEA). В основе учебного процесса на дизайн-программах Копенгагенской школы лежит освоение трех областей знания: дизайн, технология и бизнес. Датчане считают, что такой путь является наиболее эффективным для освоения профессии студентами и повышения конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда. В программу также входит обязательная де-сятинедельная стажировка [12].

Шведские высшие учебные заведения также предлагают обширный набор программ в области дизайн-образования. Причём школы выставляют достаточно жёсткий финансовый барьер для представителей государств, лежащих за пределами Европейской Экономической Зоны. Например, в университете Chalmers University of Technology магистерская программа «Предпринимательство и бизнес-дизайн» стоит 140 тыс. шведских крон в год (эквивалентно сумме свыше 900 тыс. рублей) [13]. В Швеции же расположена лучшая дизайн-школа в мире по версии RedDot [14] - Университет Умео (Umea University). Программы промышленного дизайна здесь реализуются факультетом инженерного дела и наук. Другие области представлены факультетом изящных искусств (fineart).

Дизайн в Норвегии наиболее активно развивается в Школе архитектуры и дизайна в Осло. В качестве основных направлений Школа выбрала промышленный дизайн, дизайн интерфейсов и сервисов, системно ориентированный дизайн. В информационных источниках университета есть сведения о том, что он входит в число лучших дизайн-школ планеты по версии RedDot [15]. Оплаты обучения школа не требует (государственное финансирование), но для студентов из государств не северного и не европейского регионов для получения вида на жительство необходимо подтверждение наличия достаточного количества средств на счету (116 369 норвежских крон в год), что обусловлено норвежским миграционным законодательством.

С точки зрения профстандартов, в скандинавских странах (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) дизайнерские организации больше сконцентрированы на продвижении националь-

ного дизайна, чем на стандартизации деятельности дизайнеров. Профессиональные сообщества оказывают необходимую поддержку, но строгая регламентация деятельности дизайнеров не входит в список их приоритетов. Однако они принимают участие в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность дизайнеров и особенности заключения контрактов.

Италия

Дошкольное образование в Италии контролируется сразу несколькими министерствами: Министерством труда и социальной политики [16], Министерством образования, университетов и исследований, а также Департаментом семейной политики в Председательстве Совета министров. Сами дошкольные учреждения контролируются региональными отделениями Министерства образования. Программа для детей от 3 до 6 лет для всех частей страны унифицирована, за исключением системы мониторинга и контроля.

Значительным достижением итальянского дошкольного образования является методика Reggio Emilia [17]. Подход основывается на концепции того, что ребёнок имеет право участвовать в формировании программы своего обучения. Сторонники этой педагогической технологии предполагают, что в ребёнке уже есть некий набор знаний, с помощью которых он может изучать этот мир, так называемые 100 языков. Эти «100 языков» применимы к разным сторонам обучения. В частности, основатели методики выделили «100 языков, чтобы изобретать» (100 Languages to invent) [18]. Творчество должно быть локомотивом образовательного процесса, позволяя детям максимально проявлять свои способности и преодолевать любые сложности, возникающие во взаимодействии с окружающим миром.

Данная учебная программа выстраивается от ребёнка, а не от программы. Образовательная документация формируется постфактум. Гибкость образовательной программы позволяет ребёнку заниматься тем, что ему интересно, учитель (воспитатель) выполняет роль помощника ребёнка в процессе обучения. Однако программа не является общеобязательной в итальянской системе дошкольного образования.

С 2013 г. изучение технологии в итальянской средней школе занимает 2 часа в неделю. Столько же времени уделяется предмету «Искусство и

Раздел 2. Педагогические науки

дизайн». Также в школах есть возможность проходить стажировки и участвовать в программах международного обмена.

По окончании средней школы возможен переход в Техническую старшую школу (Istituto tecnico), в Профессиональную школу (Istituto professionale) или в Школу искусств (Liceo Artistico), где можно изучать технические специальности или предметы, связанные с художественным творчеством, на более сложном уровне [19, 20]. Программа в Liceo Artistico сосредоточена на дизайне в художественном смысле, Istituto tecnico tecnologico ориентируется на подготовку школьников к техническим специальностям, однако и здесь в учебную программу включён такой предмет, как «Мода».

Школа искусств в первые два года предполагает изучение теоретической составляющей предметов, а в оставшиеся три года сосредоточивается на практической работе.

Для старших школьников, заинтересованных в моде, в Италии есть масса дополнительных занятий. К примеру, летняя школа при университете Bocconi (Милан) [21], в рамках которой предполагается возможность погрузиться в сферу fashion, а также попробовать себя в качестве предпринимателя. Ещё одной отличительной чертой Италии является большое количество дополнительных программ по истории искусства.

Традиции регионального развития тех или иных сегментов дизайна и промышленности в значительной степени определяют образовательные траектории обучающихся и местонахождение центров обучения. Например, Турин - главный центр обучения транспортному дизайну, поскольку там сосредоточены автомобильные предприятия, Милан - центр модной индустрии, Венеция и Рим больше сконцентрированы на архитектуре и истории искусств.

Стоимость обучения дизайну в итальянских университетах сравнительно ниже, чем в других европейских странах (от 850 до 1000 евро в год в государственных университетах [22, 23]; по дешевизне образования Италия может сравниться с Германией, где в 16 землях можно получать образование бесплатно, а стоимость магистратуры для неграждан Евросоюза начинается от 1,3 тыс. евро в год [24]).Частные вузы имеют более высокую стоимость обучения - от 6 тыс. до 20 тыс. евро в год. Программы в разных сферах дизайна активно продуцируются Политехническим университетом Милана. Стоимость обучения в Миланском политехническом университете в среднем 3,3 тыс. евро в год. В области промышленного дизайна университетом реализуется трехгодичная программа бакалавриата и двухгодичная магистерская программа Design & Engineering. В её описании сказано: «При подготовке выпускника в области промышленного дизайна изделий одной из основных задач является освоение культурных, научных, методологических и технико-инструментальных элементов, лежащих в основе культуры проекта. Это означает, что важной способностью считается понимание поведения и запросов пользователей, а также все социальные, культурные, реляционные, символические, эргономические и экономические аспекты, которые приводят к выбору, использованию и успеху конкретного продукта. Не менее важна способность анализировать, интерпретировать и кодифицировать поведение пользователей для эффективного описания различных контекстов использования, а также использовать результаты анализа как при формулировании инновационных типологических, формальных и функциональных идей, так и при совместной работе над аспектами коммуникации и распределения или совместного проектирования продуктов и услуг» [25]. Кроме того, отмечается, что степень магистра объединяет навыки страте-

Рис. 3. Схема разработки учебной программы по методике Reggio Emilia [18].

Part 2. Pedagogical Sciences

Subjects/groups of subjects compulsory for all students

Italian language and literature 132 132 132 132 132

Foreign language and culture 99 99 99 99 99

H story and geography 99 99

H story 66 66 66

Philosophy 66 66 66

Mathematics 99 99 66 66 66

Physics 66 66 66

Natural sciences 66 66 66 66

Chemistry of materials (1J 66 66

H story of art 99 99 99 99 99

Drawing and graphic 132 132

Geometry 99 99

Sculpture and plastics 99 99

Arts laboratory 99 99

Sports 66 66 66 66 66

Catholic rel g on/alternative act vities 33 33 33 33 33

Total

Compulsory courses for each specific branch of study

Laboratory branch-related activit es 19Б 19Б 264

For set design only 155 165 231

Courses specific to each branch 19Б 19Б 196

For set design only 231 231 231

Total 396 396 462

Overall total 1122 1122 1155 1155 1155

(1) Replaces natural sciences in the 3rd and 4th years in the following branches of specialisation: architecture and environment figurative arts, designr set designing,

Рис. 4. Учебная программа в итальянской Школе искусств (Liceo Artistico) [20]

гического управления проектом, подготавливая фигуры, способные координировать сложные действия, направленные на разработку сложных систем продуктов, адаптированных к идентичности бренда, а также к планам запуска и распространения на рынке. С получением степени магистра можно получить доступ к исследовательской докторской степени конструкторского отдела, которая предлагает высококвалифицированную подготовку в области исследования дизайна.

Не менее значимыми высшими учебными заведениями в области дизайна в Италии являются Domus Academy [26] и Instituto Europeo di Design (IED). Второй имеет филиалы в Испа-

нии и Бразилии. Аналогично Миланскому политехническому университету он имеет развитую ассоциацию выпускников и проводит постоянные мероприятия для студентов и молодых специалистов. Акцент здесь ставится на четыре направления: дизайн, мода, визуальные коммуникации, управление. Безусловно, выделяется направление промышленного дизайна (Product Design) [27] и дизайна транспорта [28]. Помимо основных образовательных программ, итальянские дизайн-вузы предлагают различные кратковременные дизайнерские курсы, летние школы по разным направлениям дизайна: одежда, архитектура, мебель, дизайн интерьеров и автомобильный дизайн.

Раздел 2. Педагогические науки

Что касается профстандартов, то нам не удалось обнаружить систему, аналогичную российской. Вопросами регулирования труда в Италии занимается Министерство труда и социальной политики [16].

Выводы. Не секрет, что серьёзнейшим недостатком отечественного дизайн-образования в целом, по сравнению с лучшим мировым опытом, является его оторванность от практики.

Исследование показало, что в странах Евросоюза ученики на протяжении всего образовательного курса работают по схожим направлениям, но при этом ежегодно осваивают новые способы работы в их рамках, развиваясь на уровнях мышления и концептуализации, аналитики и исследований, работы с материалами,

технологиями и программным обеспечением, эстетических и физических свойств объектов и предметов, постоянно имея практическую составляющую в работе, т. е., другими словами, уже со школьной скамьи ученики работают над реальными проектами и защищают их. В России же даже на уровне высшей школы далеко не всегда студенты овладевают навыками для работы после вуза. Таким образом, представленный опыт дизайн-образования в скандинавских странах и Италии позволит развить образовательную деятельность в области дизайна в России, создав такие образовательные стандарты, в которых ключевые компетенции будут отвечать современным требованиям общества.

Источники

1. HEI schools turns the finnish kindergarten into an export ready package [Электронный ресурс]. URL: https:// www.helsinki.fi/en/news/education-news/hei-schools-turns-thefinnish-kindergarten-into-an-export-ready-package (дата обращения: 25.07.2021).

2. Ministry of Education and Research of Norway [Электронный ресурс]. Early childhood education and care. URL: https://www.regjeringen.no/en/topics/families-and-children/kindergarden/early-childhood-education-and-care-polic/id491283/ (дата обращения: 25.07.2021).

3.6zar M. (2012) Curriculum of Preschool Education: Swedish Approach. International Journal of Business and Social Science, vol. 3, no. 22 [Special Issue -November2012], pp. 248-257.

4. Brostrom S. (2006) Curriculum in preschool. International Journal of Early Childhood, 2006, no. 38 (1), pp. 65-76.

5. Arkki [Электронный ресурс]. Official site. URL: https://arkki.net/en/arkki/ (дата обращения: 25.07.2021).

6. SummerED by educamp Finland [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/893bc0_bd2d9 40c45b1497a98e85cd327b58a0d.pdf

7. Lindfors E. (2012) Design learning in basic education in the nordic countries. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 45, pp. 158-167.

8. Master's programme in international design business management - MSc in technology (CHEM, ELEC, ENG, SCI) [Электронный ресурс]. Aalto University. Official site. URL: https://www.aalto.fi/en/study-options/masters-programme-in-international-design-business-management-msc-in-technology-chem?gclid=EAIaIQobChMIo6TX0d e05QIVBMAYCh1-UgGlEAAYASAAEgJuhfD_BwE (дата обращения: 25.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Porko-Hudd M., Pollanen S., Lindfors E. (2018) Common and holistic crafts education in Finland. Techne Serien A, 2018, no. 25(3), pp. 26-38.

10. Cools M. (2014) Improving schools in Sweden: an OECD perspective. OECD Publ., 2014, 181 p.

11. Aalto University [Электронный ресурс]. Official site. URL: https://www.aalto.fi/en/study-options (дата обращения: 25.07.2021).

31. KEA. Copenhagen school of Design and Technology [Электронный ресурс]. Official site. URL: https://kea.dk/ en/ (дата обращения: 25.07.2021).

13. Entrepreneurship and business design, MSc. [Электронный ресурс]. Chalmers University of Technology. Official site. URL: https://www.chalmers.se/en/education/programmes/masters-info/Pages/Entrepreneurship-and-Business-Design.aspx (дата обращения: 25.07.2021).

14. Red Dot Design Ranking 2019: AHO among the best design schools in the world! [Электронный ресурс]. The Oslo School of Architecture and Design. Official site. URL: https://aho.no/en/news/red-dot-design-ranking-2019-aho-among-best-design-schools-world (дата обращения: 25.07.2021).

15. Master of Design [Электронный ресурс]. The Oslo School of Architecture and Design. URL: https://aho.no/ en/content/master-design-0 (дата обращения: 25.07.2021).

16. Ministero del Lavoro e delle Politishe Sociali. Governo Italiano [Электронный ресурс]. Official site. URL: https://www.lavoro.gov.it (дата обращения: 25.07.2021).

17. Reggio Emilia Approach [Электронный ресурс]. Reggio Children. Official site. URL: https://www. reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/ (дата обращения: 25.07.2021).

18. Arseven A. (2014) The Reggio Emilia approach and curriculum development process. International Journal of Academic Research, January 2014, no. 6 (1), pp. 166-171.

19. Italy. Teaching and learning in general lower secondary education [Электронный ресурс]. European Education and Culture Executive Agency. Official site. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/ teaching-and-learning-general-lower-secondary-education-18_en (дата обращения: 25.07.2021).

20. Italy. Teaching and learning in general upper secondary education [Электронный ресурс]. European Education and Culture Executive Agency. Official site. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/ content/teaching-and-learning-general-upper-secondary-education-26_en (дата обращения: 25.07.2021).

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

21. Summer's cool for high school students [Электронный ресурс]. Bocconi. Official site. URL: https://www. unibocconi.eu/wps/wcm/connect/Bocconi/SitoPubblico_EN/Navigation+Tree/Home/Programs/Summer+School/ For+High+School+Students/ (дата обращения: 25.07.2021).

22. High school abroad programs in Italy [Электронный ресурс]. URL: https://www.gooverseas.com/high-school-abroad/summer/italy?page=l(дата обращения: 25.07.2021).

23. Tuition and living costs in Italy [Электронный ресурс]. URL: https://www.mastersportal.com/articles/1733/ tuition-and-living-costs-in-italy.html (дата обращения: 25.07.2021).

24. Playdon J. (2021) How Much Does it Cost to Study in Germany? URL: https://www.topuniversities.com/ student-info/student-finance/how-much-does-it-cost-study-germany (дата обращения: 25.07.2021).

25. Design & Engineering [Электронный ресурс]. Politechnico Milano. Official site. URL: https://www.polimi. it/?id=9014&L=1 (дата обращения: 25.07.2021).

26. Domus Academy. Placement survey [Электронный ресурс]. URL: https://www.domusacademy.com/services/ career-services/placement-survey (дата обращения: 25.07.2021).

27. Product Designer [Электронный ресурс]. IED. Official site. URL: https://www.ied.edu/profession/product-designer (дата обращения: 25.07.2021).

28. Transportation designer [Электронный ресурс]. IED. Official site. URL: https://www.ied.edu/profession/ transportation-designer (дата обращения: 25.07.2021).

_Информация об авторе_

Кувшинова Галина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, ректор. Национальный институт дизайна (115054, РФ, г. Москва, Дубининская ул., 17, стр. 2). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-2446-2168. E-mail: nid@nid-design.org, galina-kuvshinova@yandex.ru

G. A. Kuvshinova1

'National Design Institute, Moscow, Russian Federation

Design education in the Scandinavian countries and Italy at the present stage

Abstract. The author of the article examines the basic principles of teaching design education in Russia and abroad in order to identify common and different in the considered education systems.This article attempts to consider how key competencies are formed in the process of teaching design disciplines in the Scandinavian countries and in Italy.Many scientific papers have been devoted to the study of education systems in the EU countries, while design education is a little-studied aspect in the field of pedagogy.The study presents the modern experience of teaching disciplines related to art, craft training, the surrounding world and other subjects that develop creativity in students in the Scandinavian countries and in Italy.The author examines step-by-step the processes of competence formation at different stages of training, and also considers the shortcomings of design education and ways to solve problems associated with the detection of these shortcomings, which can certainly be useful to the Russian education system.Thus, the purpose of the study is to extract useful experience in the formation of key competencies in design education in the EU countries and bring Russian design education closer to practical, responding to the needs of modern society, since design is a policy and management strategy for seven industries that uses creativity and innovation as a way of designing the future

Keywords: education system, design education, competencies, educational standard, professional standard.

Paper submitted: August 6, 2021.

For citation: Kuvshinova G. A. (2021) Design education in the Scandinavian countries and Italy at the present stage. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol.15, no.3, pp. 110-119. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.3.i3.

References

1. HEI schools turns the finnish kindergarten into an export ready package [Electronic resource]. Available at: https://www.helsinki.fi/en/news/education-news/hei-schools-turns-thefinnish-kindergarten-into-an-export-ready-package (accessed 25.07.2021).

2. Ministry of Education and Research of Norway [Electronic resource]. Early childhood education and care. Available at: https://www.regjeringen.no/en/topics/families-and-children/kindergarden/early-childhood-educa-tion-and-care-polic/id49i283/ (accessed 25.07.2021).

Раздел 2. Педагогические науки

3.6zar M. (2012) Curriculum of Preschool Education: Swedish Approach. International Journal of Business and Social Science, vol. 3, no. 22 [Special Issue -November2012], pp. 248-257.

4. Brostrom S. (2006) Curriculum in preschool. International Journal of Early Childhood, 2006, no. 38(1), pp. 65-76.

5. Arkki [Electronic resource]. Official site. Available at: https://arkki.net/en/arkki/ (accessed 25.07.2021).

6. SummerED by educamp Finland [Electronic resource]. Available at: https://docs.wixstatic.com/ugd/893bc0_ bd2d940c45b1497a98e85cd327b58a0d.pdf.

7. Lindfors E. (2012) Design learning in basic education in the nordic countries. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 45, pp. 158-167.

8. Master's programme in international design business management - MSc in technology (CHEM, ELEC, ENG, SCI) [Electronic resource]. Aalto University. Official site. Available at: https://www.aalto.fi/en/study-options/ masters-programme-in-international-design-business-management-msc-in-technology-chem?gclid=EAIaIQobChM Io6TX0de05QIVBMAYCh1-UgGlEAAYASAAEgJuhfD_BwE (accessed 25.07.2021).

9. Porko-Hudd M., Pollanen S., Lindfors E. (2018) Common and holistic crafts education in Finland. Techne Serien A, 2018, no. 25(3), pp. 26-38.

10. Cools M. (2014) Improving schools in Sweden: an OECD perspective. OECD Publ., 2014, 181 p.

11. Aalto University [Electronic resource]. Official site. Available at: https://www.aalto.fi/en/study-options (accessed 25.07.2021).

31. KEA. Copenhagen school of Design and Technology [Electronic resource]. Official site. Available at: https:// kea.dk/en/ (accessed 25.07.2021).

13. Entrepreneurship and business design, MSc. [Electronic resource]. Chalmers University of Technology. Official site. Available at: https://www.chalmers.se/en/education/programmes/masters-info/Pages/Entrepreneurship-and-Business-Design.aspx (accessed 25.07.2021).

14. Red Dot Design Ranking 2019: AHO among the best design schools in the world! [Electronic resource]. The Oslo School of Architecture and Design. Official site. Available at: https://aho.no/en/news/red-dot-design-ranking-2019-aho-among-best-design-schools-world (accessed 25.07.2021).

15. Master of Design [Electronic resource]. The Oslo School of Architecture and Design. Available at: https://aho. no/en/content/master-design-0 (accessed 25.07.2021).

16. Ministero del Lavoro e delle Politishe Sociali. Governo Italiano [Electronic resource]. Official site. Available at: https://www.lavoro.gov.it (accessed 25.07.2021).

17. Reggio Emilia Approach [Electronic resource]. Reggio Children. Official site. Available at: https://www. reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/ (accessed 25.07.2021)

18. Arseven A. (2014) The Reggio Emilia approach and curriculum development process. International Journal of Academic Research, January 2014, no. 6 (1), pp. 166-171

19. Italy. Teaching and learning in general lower secondary education [Electronic resource]. European Education and Culture Executive Agency. Official site. Available at: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/ content/teaching-and-learning-general-lower-secondary-education-18_en (accessed 25.07.2021).

20. Italy. Teaching and learning in general upper secondary education [Electronic resource]. European Education and Culture Executive Agency. Official site. Available at: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/ content/teaching-and-learning-general-upper-secondary-education-26_en (accessed 25.07.2021).

21. Summer's cool for high school students [Electronic resource]. Bocconi. Official site. Available at: https://www. unibocconi.eu/wps/wcm/connect/Bocconi/SitoPubblico_EN/Navigation+Tree/Home/Programs/Summer+School/ For+High+School+Students/ (accessed 25.07.2021).

22. High school abroad programs in Italy [Electronic resource]. Available at: https://www.gooverseas.com/high-school-abroad/summer/italy?page=1(accessed 25.07.2021).

23. Tuition and living costs in Italy [Electronic resource]. Available at: https://www.mastersportal.com/ articles/1733/tuition-and-living-costs-in-italy.html (accessed 25.07.2021).

24. Playdon J. (2021) How Much Does it Cost to Study in Germany? Available at: https://www.topuniversities. com/student-info/student-finance/how-much-does-it-cost-study-germany (accessed 25.07.2021).

25. Design & Engineering [Electronic resource]. Politechnico Milano. Official site. Available at: https://www. polimi.it/?id=9014&L=1 (accessed 25.07.2021).

26. Domus Academy. Placement survey [Electronic resource]. Available at: https://www.domusacademy.com/ services/career-services/placement-survey (accessed 25.07.2021).

27. Product Designer [Electronic resource]. IED. Official site. Available at: https://www.ied.edu/profession/ product-designer (accessed 25.07.2021).

28. Transportation designer [Electronic resource]. IED. Official site. Available at: https://www.ied.edu/ profession/transportation-designer (accessed 25.07.2021).

Information about the author

Galina A. Kuvshinova

Cand. Sc. (Pedagogy), Rector. National Design Institute (17, build. 2 Dubininskaya St., Moscow, 115054, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-2446-2168. E-mail: nid@nid-design.org, galina-kuvshinova@ yandex.ru

© Г. А. Кувшинова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.