Научная статья на тему 'Дизайн-концепция формирования архитектурной среды города Витебска'

Дизайн-концепция формирования архитектурной среды города Витебска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кулененок В.В.

Демонстрируется дизайн-концепция формирования архитектурной среды города Витебска. Дизайн архитектурной среды рассматривается как искусство проектирования предметно-пространственной среды с целью оптимизации функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышения ее эстетического уровня. Показаны основные задачи дизайна архитектурной среды. Дизайн-концепция формирования художественного облика города Витебска разрабатывалась с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды в области дизайна. Реализация дизайн-концепции обеспечит повышение престижа города, повысит его инвестиционную привлекательность, позволит привлечь в концептуальный процесс интеллектуальный и творческий потенциал города, создаст условия для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по художественному оформлению города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN CONCEPT OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF VITEBSK

Design of architectural environment is the art of designing object-space environment, which aims at optimizing the functional processes of human life and improving its aesthetic level. The main objective of the design of architectural environment is connected with the formulation and solution of a special type of project tasks notable for the complex use of the means of spatial and object organization of habitation in a variety of fields - from housing to social and cultural ones. Design concept of forming the artistic look of Vitebsk was developed to determine the main strategic directions of development of the urban environment in the field of design. The implementation of the design concept will increase the prestige of Vitebsk, increase its investment attractiveness, attract a conceptual process of intellectual and creative potential of the city, and create conditions for the introduction of new technologies and advanced materials while doing decoration work.

Текст научной работы на тему «Дизайн-концепция формирования архитектурной среды города Витебска»

УДК 7.012:7.03

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ВИТЕБСКА

канд. пед. наук, доц. В.В. КУЛЕНЕНОК (Витебский государственный университет им. П.М. Машерова)

Демонстрируется дизайн-концепция формирования архитектурной среды города Витебска. Дизайн архитектурной среды рассматривается как искусство проектирования предметно-пространственной среды с целью оптимизации функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышения ее эстетического уровня. Показаны основные задачи дизайна архитектурной среды. Дизайн-концепция формирования художественного облика города Витебска разрабатывалась с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды в области дизайна. Реализация дизайн-концепции обеспечит повышение престижа города, повысит его инвестиционную привлекательность, позволит привлечь в концептуальный процесс интеллектуальный и творческий потенциал города, создаст условия для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по художественному оформлению города.

Введение. Дизайн архитектурной среды - искусство проектирования предметно-пространственной среды, целью которого является оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня. Дизайн архитектурной среды также определяется как вид проектной деятельности, включенный в общую систему культуры, а конкретнее, в систему «частных» дизайнов, нацеленных на создание отдельных форм и комплексов реальных предметно-пространственных объектов. В числе этих дизайнов выделяют и дизайн архитектурной среды.

Основная задача дизайна архитектурной среды связана с постановкой и решением особого типа проектных задач, отличающихся комплексным использованием средств пространственной и предметной организации среды обитания в самых различных сферах - от жилой до социально-культурной. Будучи направленным на эстетическое формообразование условий жизни, синтезируя архитектуру и известные формы дизайна, он отличается от них как по предмету деятельности (объекту проектирования и характеру обеспечения жизненных процессов), так и подходом к решению проектных задач, т.е. по морфологии и профессиональным приемам.

Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использование синтеза всех художественных средств для организации среды жизнедеятельности в целом в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма.

Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от «других дизайнов», является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов.

Внимание архитектора-дизайнера должно быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистич-ности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:

- городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);

- интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;

- дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства [1].

На формирование облика любого города большое влияние оказывает не только планировка кварталов, улиц, площадей, архитектура зданий и сооружений, но и исторические и культурные особенности города. Огромное значение имеет состояние городской среды: насколько ухожен и благоустроен город в целом и каждый уголок, будь то центральная магистраль, парк или дворовая территория. Именно это создает ощущение уюта и условия комфортного проживания горожан, создает предпосылки для привлечения в процесс развития города материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.

Дизайн-концепция формирования художественного облика города Витебска разрабатывалась с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды в области дизайна. Реализация дизайн-концепции обеспечит повышение престижа города Витебска, повысит его инвестиционную привлекательность, позволит привлечь в концептуальный процесс интеллектуальный и творческий потенциал города, создаст условия для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по художественному оформлению города.

Очевидно, что реализация программы дизайн-концепции формирования художественного облика города Витебска может послужить созданию качественной городской среды, отвечающей функциональным, эстетическим, социальным и экологическим потребностям жителей города. В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:

- формирование городской среды;

- комплексное применение новых технологий и материалов;

- создание необходимой нормативно-правовой, инженерно-технической базы;

- формирование;

- благоприятного социального климата для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в развитие городской среды, создание инвестиционной привлекательности города.

Преобразование облика города призвано повысить качество городского окружения человека, перестроить его на благо людей с максимальной эффективностью и наименьшими расходами. Это требование определяет в будущем деятельность всех участников процесса формирования облика города, в том числе реализующих программу жилищного строительства.

Комплексное формирование города предполагает общую социально-культурную идею оформления, которая складывается из развития общественных потребностей и индивидуальных запросов населения. Эта идея включает характерные связи архитектуры с ландшафтом, технологические условия и возможности промышленного строительства, историческое прошлое (наследие) места и включает элементы пространственного оформления (вторичная архитектура, обстановка города и средства визуальной коммуникации), равным образом как и культурно-исторические цели создания произведений искусства, связанных с архитектурой. Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (вектора) комплексного формирования города, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности, исключить или минимизировать случайный и неэффективный подход.

Комплексное формирование города следует понимать как постоянный социально-культурный процесс развития города в его совокупности и во всех его частях. Цель при этом - создание целесообразного и привлекательного городского окружения, где люди чувствуют себя уютно и комфортно. В этой связи целесообразно основными задачами нашего исследования определить следующие:

- дать анализ проблемы;

- выделить объективные и субъективные особенности городской среды;

- выявить основные направления (аспекты) формирования концептуальной модели городской среды;

- определить эмоционально-чувственные аналоги, основанные на особенностях культурно-исторического и художественного наследия, для разработки графического и объемно-пластического стиля города;

- определить основные направления дизайнерского и художественного оформления территории города.

Анализ системы управления формированием городской среды показывает:

- до настоящего времени отсутствует единая программа, генеральная схема формирования городской среды (формирования в городе комплекса городского дизайна);

- до настоящего времени не ставилась задача формирования облика города как эстетически целостного объекта;

- отсутствуют социологические, функциональные, эргономические, художественные типовые нормы и требования к качеству элементов городского дизайна;

- отсутствуют типовые нормы и требования к качеству среды в определенных зонах города;

- не отлажены эффективные процедуры утверждения проектов, приемки выполненных в натуре объектов.

Таким образом, основная проблема состоит в том, что происходит неэффективное расходование ресурсов и хаотичные, несогласованные действия по формированию городской среды. Это происходит по причине отсутствия координации субъектов, участвующих в формировании городской среды, и отсутствия системы обеспечения качества.

Нерешенность данной проблемы ведет к существованию неполноценной городской среды. Для решения указанной проблемы Концепция управления качеством городского дизайна должна быть трансформирована в соответствующие блоки Программы развития городского дизайна.

Основная часть

Основным методом решения поставленных задач является метод аналитического рассмотрения изучаемого материала, при котором вскрываются внутренние процессы явления, характеризующие его природу. Вместе с тем для полного освещения проблемы разработки дизайн-концепции формирования городской среды применен комплексный подход к материалу, когда в синтезе различных влияний становится очевидной общекультурная значимость предмета исследования - формирование художественного облика города Витебска как качественно новой городской среды, отвечающей функциональным, эстетическим, социальным и экологическим потребностям жителей города.

Рассматриваются социальные, культурные и художественные аспекты, лежащие в основе разработки дизайн-концепции формирования городской среды на принципах системного подхода [2], т.е. общекультурные тенденции, определяющие в целом ее формирование. Источниками исследования стали методологические исследования и теоретические положения в области дизайн-деятельности, выработанные Г.Б. Минервиным, А.А. Грашиным, А.В. Ефимовым, В.Т. Шимко и другими.

Основные принципы дизайна городской среды. С точки зрения дизайна городская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступают человек и его деятельность.

Разработка научно-методических основ и проектно-прикладных рекомендаций в области дизайна городской среды опирается на системно-средовой подход, предусматривающий создание полноценной социально-экономической, технически обоснованной, эстетически современной, экологически приемлемой и эффективно управляемой предметно-пространственной среды города, благоприятной для жизнедеятельности горожан. Исследования и проектирование ориентируются на раскрытые целостные системы, способные делиться на подсистемы, а также на реализацию многообразных типов связей между объектами, на преобразование их в единую системно-средовую картину жизнедеятельности города. В рамках этого подхода городскую среду необходимо рассматривать как сложную систему, ведущим звеном которой является человек. Взаимодействие его с жилыми, производственными, бытовыми, рекреационными объектами формирует заказ на определенную среду, которая должна быть создана средствами архитектуры, дизайна, искусства и инженерии.

В системном дизайне городская среда рассматривается как живой организм, который постоянно развивается и изменяется. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно в три этапа:

1) архитектурно-строительная организация среды при проектировании и возведении объектов;

2) дизайнерско-художественное формирование среды в процессе освоения объекта;

3) совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объекта.

Общая концепция формирования городской среды как системы (с указанием целей, задач, содержания и структуры работ) развивается в проектных концепциях на уровне средовых объектов. Концептуальная модель городской среды формируется на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности: цветовая среда, ландшафтный дизайн, световой дизайн, праздничное оформление, фирменный стиль, единая визуальная информация и наружная реклама, комплексное благоустройство.

Цветовая среда. В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды города. Особенность цветового зрения человека -воспринимать окружающее пространство не как отдельные объекты с определенными цветами, а как сложную совокупность цветовых контрастов. Следовательно, основным пунктом разработки цветовой среды города являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста. Не только сила контраста в цветовом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к полихромии архитектурного окружения (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов. Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:

- выявление функциональных зон;

- выделение цветом пространственных ориентиров;

- соответствие стилистики архитектурного сооружения;

- создание «переменных» (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организаций) и «постоянных» цветов цветовой среды;

- повышение информативности среды.

При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить городскую среду визуально комфортную, неограниченную в плане цветовой палитры, гибкую развивающуюся во времени структуру цветовой среды и своеобразный неповторимый цветовой облик города [3].

Ландшафтный дизайн. Одна из основных составляющих, формирующих городскую среду, - ландшафтный дизайн. В его состав входят планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии городских территорий с учетом их функционального назначения.

Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: общегородских, районных центрах, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах, на главных улицах и проспектах города. Ассортимент насаждений необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбирается с учетом места размещения физиологического и эмоционального восприятия. Проектирова-

ние цветочного оформления дифференцируется в зависимости от значимости территории. Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:

- исторический центр (Старый город - улицы Советская и Ленина и прилегающая территория);

- общегородские ансамбли и периферийные центры;

- «гостевой маршрут»;

- транспортные развязки, основные магистрали и въезды в город.

Разрабатываемая концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям. Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.).

Световой дизайн. Важной задачей освещения города в целом является гармонизация светотехнических параметров всех систем освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружений, витрин, световой информации и рекламы, праздничная иллюминация.

При подсветке городских объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов):

- утилитарно-функциональный аспект. Освещение объектов и окружающей территории с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортное пребывание в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта и т.д.;

- архитектурно-градостроительный аспект. Выявление светом наиболее характерных для города и художественно значимых, с точки зрения архитектуры, зданий. Работа со светом проводится в целях создания целостной световой панорамы и силуэта города;

- образно-семантический аспект. Создание художественной подсветкой яркого запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики. Последовательность восприятия световых контрастов с учетом особенностей человеческого зрения строится по системе «от более сильного к более слабому». Уровень восприятия - «город - площадь - здание - деталь».

На основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.

Праздничное оформление. На стадии разработки проектной концепции праздничного оформления важное значение имеют:

- определение адресата (социальных групп);

- учет закономерностей зрительного восприятия в конкретных пространственных условиях;

- разработка программы вовлечения зрителя в праздничное действо, превращение его в активного участника происходящего;

- точный выбор изобразительных и неизобразительных средств праздничного оформления, обусловливающий возможность их взаимодействия в организации аудиовизуальных и кинетических эффектов и соотнесения с культурно-историческими, ландшафтными, архитектурно-пространственными особенностями места проведения праздника;

- учет реальных технико-экономических, материальных возможностей в изготовлении оборудования для оформления праздника.

Праздничное оформление в любых его формах должно восприниматься эффектно в дневное и вечерне-ночное время. Выразительность цветографики, форм и конструкций элементов оформления может быть усилена благодаря умелому использованию светотеней естественного освещения и функциональной, декоративной подсветки в ночное время.

Необходимо при этом учитывать и времена года. Наличие зеленого покрова и ярких цветов летом, доминирование белого снежного покрова (фона) зимой требует различных цветовых гамм оформления. Продолжительная темная пора суток в осенне-зимний период обусловливает применение светографики, иллюминации, подсветки и других светотехнических средств.

В праздничном оформлении могут быть использованы:

- спектральные цветовые композиции;

- единые, парные и групповые флагштоки с государственными флагами, декоративными полотнищами и вымпелами;

- элементы городской символики (герб и флаг города);

- настенные и отдельно стоящие сюжетные и декоративные панно;

- объемно-плоскостные или светящиеся лозунги, а также геральдические элементы, символы, фирменные знаки;

- перетяжки - транспаранты между опорами, кронштейны;

- объемно-пространственные установки и декоративные композиции, парусно-вантовые установки;

- островки флагов;

- разнообразные светотехнические средства (иллюминация, декоративная подсветка архитектурных сооружений, зеленых насаждений, элементов визуальной информации), светодиодные экраны, кинетические рисунки, наносимые с помощью лазерной установки на фасады зданий или специальные экраны.

Средства праздничного оформления подразделяются на композиционные, конструкционные и светотехнические. К композиционным средствам в первую очередь относится цвет. Использование цвета в оформлении праздника связано с символическими стереотипами: красный - любой праздник (в первую очередь политический); белый, синий, темно-зеленый - Новый год; зеленый, желтый - праздник весны.

Выбор цветовой гаммы обусловлен и местом проведения праздничного действия (заснеженная улица, площадь, зеленая парковая зона и пр.). В палитру праздничного оформления рекомендуется вводить сочетание чистых цветов радуги, оперируя ритмикой контрастных цветов или тональными переходами одного или нескольких близких друг к другу. При размещении элементов праздничного оформления в обильной рекламной среде следует использовать плоскостное изображение с активным цветовым пятном и доминирующими размерами.

Фирменный стиль. Создание фирменного стиля всей предметно-пространственной среды - от масштаба зданий и сооружений до масштаба деловых бумаг, является задачей концепции. Единство стиля в столь разноплановом мире вещей и действий должно достигаться путем их наделения рядом определенных, ярких, самобытных, художественных признаков - стилеобразующих компонентов. К этим компонентам относятся:

- фирменная колористика - сочетание цветов, наиболее удачно вписывающихся в цветовую гамму, характеризующую городскую среду, с учетом исторических и географических особенностей города;

- фирменная эмблематика - разработка на едином принципе системы эмблем, знаков, указательных и информационных символов и пиктограмм;

- фирменный шрифт - специально разработанный шрифт, его модификации;

- фирменная модульная система - единая система взаимосвязанных размеров и числовых рядов, сочетающихся с масштабом человека;

- фирменные композиционные приемы - определенные приемы проектирования и взаиморасположение элементов на плоскости, в объеме и пространстве;

- формопластические принципы - перечень пластических приемов и материалов.

Главная задача фирменного стиля - создание яркого, запоминающегося и престижного образа города.

Основной образной идеей (концепцией) объекта проектирования - городской среды г. Витебска является создание города будущего с сохранением его богатой культурной истории, связанной с искусством, а точнее - супрематическим искусством, так как Витебск является «родиной» данного направления. УНОВИС, супрематизм, Малевич - все это ключевые слова, непосредственно относящиеся к истории культуры и искусства города (рис. 1).

Рис. 1. Ассоциативно-графическая композиция

Как известно, УНОВИС, «Утвердители нового искусства» - организация художников в 1920 -1923 годах, созданная в Витебске К. Малевичем, Л. Лисицким. Организация ставила своей целью заменить изобразительное искусство абстрактными формами промышленно -художественного конструирования. Это явилось фундаментом концепции архитектурной среды обновленного Витебска. Однако так как мы живем в век новейших технологий, хочется видеть среду города XXI века, соответствующей духу времени, упор ставится на одно из ответвлений супрематизма - футуризм. Футуризм - это культ будущего и попытка подняться над настоящим. Особенно формы данного стиля проявляются в малых архитектурных формах - скульптурах.

Единая визуальная информация и наружная реклама. Вопросы рекламной деятельности приобретают большую остроту, актуальность и значимость потому, что в рекламное пространство города все активнее входит социальная реклама, которая акцентирует внимание власти и населения на значимых

социальных проблемах, способствует развитию конструктивного диалога между горожанами и органами местного самоуправления.

От состояния наружной рекламы и информации, являющейся одним из способов организации рекламной деятельности, во многом зависит эстетический и культурный облик города. В связи с этим необходимо более тщательно формировать механизм стратегического и системного подхода к вопросам осуществления единой городской политики в области рекламной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Визуальной коммуникации в городе отведены специальные задачи прикладной графики, которые имеют существенное практическое и эстетическое значение в рамках формирования городского пространства (рис. 2). К таким задачам относятся: ориентация и информация, архитектурно связанная реклама, политическая агитация, оформление общественных праздников и торжеств. Применяемые при этом графические элементы непосредственно определяют облик города.

Рис. 2. Панорамы города с элементами благоустройства Автор К. Дощинский

Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в этой связи актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства города. Все рекламные конструкции должны быть изготовлены с применением современных технологий и материалов, размещены в строгом соответствии с проектными разработками по реконструкции рекламного пространства, гармонировать с элементами благоустройства прилегающей территории и существующей архитектурой зданий и сооружений.

Комплексное благоустройство. Палитра комплексного благоустройства города состоит из геопластики, обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, коло-ристики, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм. Исходя из этого, объектом благоустройства является весь город.

Городские территории дифференцируются на три основные группы:

1 группа - сложившаяся застройка (жилые кварталы, промышленные зоны, транспортные артерии);

2 группа - объекты нового строительства;

3 группа - различные озелененные территории в зависимости от категории их защиты (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.).

Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы (рис. 3, 4). В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:

- малые архитектурные сооружения (павильоны, киоски, беседки, ротонды);

- оборудование территорий: уличная мебель, средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек); ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы); водные устройства (фонтаны, брызгательные бассейны, поливочный водовод); осветительные устройства (декоративные светильники, газонные светильники, прожекторные установки); хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора); оборудование спортивных и детских площадок, носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки);

- декоративное убранство территорий: декоративные скульптуры (бюсты, камни, стелы); декоративные водные устройства (фонтаны, каскады, бассейны); емкости для цветов (вазоны, цветочницы) [4].

Рис. 3. Фрагменты оформления и оборудования зон города артобъектами, рекламными стендами, скамейками

Автор К. Дощинский

Рис. 4. Один из артобъектов, расположенный по ул. Правды Автор К. Дощинский

В рамках комплексного благоустройства города необходимо создание и реализация долгосрочных и краткосрочных программ, таких как «Въезды в город и ворота города», «Остановочные павильоны», «Уличные часы» (служба времени), «Фасад», «Дворы» и т.п. Все элементы благоустройства должны быть высокохудожественного качества и вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство и подчиняться общей дизайн-концепции.

Заключение. В рамках проведенного исследования нами выявлено следующее:

- разработка научно-методических основ и проектно-прикладных рекомендаций в области дизайна городской среды должна опираться на системно-средовой подход, предусматривающий создание полноценной социально-экономической, технически обоснованной, эстетически современной, экологически приемлемой, эффективно управляемой предметно-пространственной среды города, благоприятной для жизнедеятельности горожан;

- в качестве решения данной проблемы и реализации вышеописанных целей необходимо направленное повышение качества фрагментов городской среды путем создания комплекса городского дизайна;

- основная цель управления качеством городского дизайна - через нормы и требования к комплексу городского дизайна обеспечивать формирование фрагментов городской среды с заданными свойствами;

- разработать типовые нормы к качеству формируемых фрагментов городской среды;

- разработать требования к свойствам конкретных фрагментов среды (мест);

- провести паспортизацию всех зон (фрагментов) городской среды по параметрам качества и разработать и внедрить в систему управления городом процедуры задания качества фрагментов среды (при выдаче АПЗ) и процедуры контроля на этапах приемки проектов, выполнения работ и приемки выполненных в натуре объектов;

- создать образцы элементов городского дизайна заданного качественного уровня по всему перечню типов элементов городского дизайна;

- внедрять передовые методы и технологии выполнения работ, связанные с качеством городской среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов / А.В. Ефимов. - М., 2006. - 503 с.

2. Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н.П. Валькова [и др.]. - Л.: ЛГУ, 1983. - 185 с.

3. Ефимов, А.В. Колористика города / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 1990. - 271 с.

4. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. - М., 2006. -296 с.

Поступила 23.11.2012

DESIGN CONCEPT OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF VITEBSK

V. KULENENOK

Design of architectural environment is the art of designing object-space environment, which aims at optimizing the functional processes of human life and improving its aesthetic level. The main objective of the design of architectural environment is connected with the formulation and solution of a special type of project tasks notable for the complex use of the means of spatial and object organization of habitation in a variety of fields - from housing to social and cultural ones. Design concept of forming the artistic look of Vitebsk was developed to determine the main strategic directions of development of the urban environment in the field of design. The implementation of the design concept will increase the prestige of Vitebsk, increase its investment attractiveness, attract a conceptual process of intellectual and creative potential of the city, and create conditions for the introduction of new technologies and advanced materials while doing decoration work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.