Научная статья на тему 'ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ В. Г. РАСПУТИНА В ИРКУТСКЕ'

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ В. Г. РАСПУТИНА В ИРКУТСКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ В. Г. РАСПУТИНА / ЭКСПОЗИЦИЯ / БИОГРАФИЯ / ТЕМАТИКО-СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН / ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПОНАТ / МАТРИЦА / ЛИТЕРАТУРА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данильченко Ольга Владимировна

Настоящая публикация посвящена анализу процесса создания информационно-временной матрицы биографии В. Г. Распутина как основы тематико-структурного плана экспозиции музея в Иркутске. Матрица позволила выполнить отбор и спроектировать расположение экспонатов в пространстве музея с учетом сценарного плана и особенностей помещения, которое имеет два уровня: нижний этаж был отведен под биографию писателя, а верхний - посвящен его произведениям. Разработанный тематико-структурный план лег в основу дизайн-концепции экспозиции, которая была впоследствии реализована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN CONCEPT OF THE EXPOSITION OF THE V. G. RASPUTIN MUSEUM IN IRKUTSK

This publication is devoted to the analysis of the process of creating the information and time matrix of the biography of V. G. Rasputin as the basis of the thematic and structural plan of the museum‘s exposition in Irkutsk. This matrix made it possible to select and design the location of the exhibits in the museum space, taking into account the scenario plan and the features of the room, which has two levels: the lower floor was devoted to the biography of the writer, and the upper floor was dedicated to his works. The developed thematic and structural plan formed the basis for the design concept of the exhibition, which was subsequently implemented.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ В. Г. РАСПУТИНА В ИРКУТСКЕ»

УДК 74.01

DOI 10.25628/UNNR2021.49.2.012

ДАНИЛЬЧЕНКО О. В.

Дизайн-концепция экспозиции музея В. Г. Распутина в Иркутске

Настоящая публикация посвящена анализу процесса создания информационно-временной матрицы биографии В. Г Распутина как основы тематико-структурного плана экспозиции музея в Иркутске. Матрица позволила выполнить отбор и спроектировать расположение экспонатов в пространстве музея с учетом сценарного плана и особенностей помещения, которое имеет два уровня: нижний этаж был отведен под биографию писателя, а верхний — посвящен его произведениям. Разработанный тематико-структурный план лег в основу дизайн-концепции экспозиции, которая была впоследствии реализована.

Ключевые слова: музей В. Г Распутина, экспозиция, биография, тематико-структур-ный план, дизайн-концепция, экспонат, матрица, литература, творчество.

DANILCHENKO O. V.

DESIGN CONCEPT OF THE EXPOSITION OF THE V. G. RASPUTIN MUSEUM IN IRKUTSK

This publication is devoted to the analysis of the process of creating the information and time matrix of the biography of V. G. Rasputin as the basis of the thematic and structural plan of the museum's exposition in Irkutsk. This matrix made it possible to select and design the location of the exhibits in the museum space, taking into account the scenario plan and the features of the room, which has two levels: the lower floor was devoted to the biography of the writer, and the upper floor was dedicated to his works. The developed thematic and structural plan formed the basis for the design concept of the exhibition, which was subsequently implemented.

Keywords: museum of V. G. Rasputin, exhibition, biography, thematic and structural plan, design concept, exhibit, matrix, literature, creativity.

Данильченко Ольга

Владимировна

доцент, Московский художественно-промышленный институт, Москва, Российская Федерация

e-mail:

danilchenko@yandex.ru

Музейный дизайн выступает посредником между зрителем и музейной экспозицией, транслируя обществу определенные послания [1]. Насколько они будут понятны посетителям, зависит от ясности и логичности концепции и адекватности ее реализации. Закономерности формирования современной экспозиции и разработки концепций описаны в работах таких авторов, как О. И. Генисаретский, М. Т. Майстров-ская, Н. А. Никишин, Т. П. Поляков. На них мы и опирались при разработке концепции музея, которая является предметом анализа данной статьи.

В 2015 г. после ухода из жизни В. Г. Распутина Правительством Иркутской области и семьей писателя было принято решение о создании в Иркутске музея Валентина Григорьевича. Под эти нужды выделено деревянное одноэтажное здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 20 [6]. Музей В. Г. Распутина является структурным подразделением Иркутского областного краеведческого музея. Выделенное для экспозиции помещение представляет собой традиционный иркутский деревянный одноэтажный особняк на каменном подклете, построенный в конце XIX в. Само помещение не является мемориальным про-

странством. Распутин никогда не жил в этом доме, но в квартире писателя на данный момент живет его сын с семьей, поэтому использовать это пространство как мемориальное не представляется возможным.

В 2016 г. была поставлена задача — разработать дизайн-концепцию музея В. Г. Распутина в г. Иркутске, на малой родине писателя, учитывая помещение небольшой площади и перечень экспонатов, имеющихся в распоряжении Иркутского областного краеведческого музея и переданных родственниками писателя.

Первично содержательная часть экспозиции была прописана в общей концепции музея, разработанной рабочей группой под руководством Елены Аркадьевны Добрыниной — директора Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов и Сергея Геннадьевича Ступина — директора Иркутского областного краеведческого музея. Также в этой работе активно участвовала вдова писателя Ольга Владимировна Лосева и автор настоящей статьи.

Основные целевые группы посетителей музея могут быть определены следующим образом: воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся системы среднего, среднего специального и высшего профессионального об-

разования Иркутска и Иркутской области; российские и иностранные туристы; исследователи жизни и творчества В. Г. Распутина; члены писательских организаций, литераторы России и зарубежья; книголюбы и любители российской словесности. Учитывая разнообразие целевой аудитории, мы понимали, что экспозиция Музея должна быть организована так, чтобы представитель каждой группы нашел в музее что-то интересное для себя [11]. По нашему мнению, самым надежным и правильным инструментом создания «универсальной» экспозиции является ее многоуровневость, которая, прежде всего, обеспечивается продуманным наполнением мультимедийного оборудования — таким, при котором и экскурсовод, и каждый посетитель будут иметь возможность избрать соответствующую глубину проникновения в материал и приемлемый объем информации, как то:

♦ ознакомительный уровень;

♦ уровень углубленного ознакомления;

♦ профессиональный уровень [8].

Планировка пространства позволяла расположить музейную экспозицию в двух помещениях. Первый вариант тематико-структурного плана предполагал линейное развитие экспозиции, организованной по принципу историзма и отражающей биографию писателя, с включением в нее отдельных тематических комплексов. Сам по себе это хороший и естественный путь репрезентации материала, хорошо зарекомендовавший себя в практике музейного строительства. Проблема заключалась, однако, в том, что линия жизни и творческой эволюции В. Г. Распутина противилась именно этому условному делению на две части, два раздела, что становилось неизбежным при существующей планировке дома. На каком бы этапе ни проводить разделение жизненного и творческого пути В. Г. Распутина, с какого бы этажа ни начинать экспозицию, но если она будет основываться на линейном принципе и при этом разделяться на две части, результат получится одинаково несовершенным и неубедительным. Кроме того, при таком решении переход от одной части экспозиции к другой становился откровенно вынужденным, тогда как мог бы войти в нее как необходимая и важная составляющая [3].

Исходной установкой при создании экспозиционной концепции и тематико-структурного плана было то, что две экспозиционные части должны быть тематически разведены, а переход из одного помещения в другое, от одной части экспозиции к другой должен быть оправдан содержательно, визуально и функционально, а также сопровождаться изменением системы подачи информации, что позитивно скажется на темпоритме создаваемой экспозиции и ее восприятии посетителями [9].

После подробного анализа жизни и творчества писателя был найден логичный вариант структуры экспозиции, исходящий из конструктивного устройства дома. Сформировался путь снизу вверх — от нарратива жизни к творчеству. При этом творчество как главное достижение жизни должно было венчать экспозицию. Оба помещения функционально и по образному наполнению должны были играть разные роли. В экспозиции нижнего этажа (подклета) акцент сделан на биографии В. Г. Распутина [10]. Центром экспозиции верхнего этажа, который включает в себя и помещение, отведенное под кабинет, соединенное с общим объемом зала, станет творчество писателя, представленное комплексами произведений, как при помощи ассоциативно-визуального ряда, так и реальными экспонатами [4].

Для упорядочивания всего массива информации, располагающегося на нижнем этаже и содержащего материалы преимущественно биографического характера,

и для удобства его восприятия разработана матрица. Весь жизненный и творческий путь В. Г. Распутина поделен на тринадцать отрезков по шесть лет, исключение составляют только первый и последний периоды жизни. Шестилетний отрезок времени выбран неслучайно: при анализе информации установлено, что основные события биографии мастера четко укладываются именно в такую хронологическую схему.

Сформированные тринадцать отрезков составляют горизонтальное измерение таблицы. Вертикаль организована по другому принципу, а именно: в ней выделены четыре больших раздела, каждый из которых, в свою очередь, разделен еще на три сегмента:

♦ общие события (мир, страна, край), для понимания времени, в котором жил и работал писатель:

♦ жизнь (личное, профессиональное, общественное);

♦ творчество (художественные произведения, очерки, публицистика) [13];

♦ жизнь произведений (зарубежные издания, экранизации, театральные постановки) (Иллюстрация 1).

В отдельную тринадцатую графу выделена рубрика «Признание», в которую вошла информация о наградах, премиях и других знаках социального признания, о книгах и фильмах, посвященных писателю и его творчеству.

Так выстроилась матрица 13 * 13, которая по своей структуре напоминает игровое поле любимой писателем игры в слова «Скрэббл». Идея обыграть «Скрэббл» в экспозиции, несомненно, обогащает матрицу новыми смыслами, связанными с русским языком и богатством лексического ряда, вносит в нее элемент игры, необходимый для определенных целевых групп посетителей будущего музея. Кроме того, это предоставляет функционально удобные возможности для структурирования разнородной информации из биографии писателя. Эта структура «Скрэббла» хорошо увязывается и с мультимедийным пространством. У музея есть планы разработать приложение, которое будет работать по этому принципу и включать все события и факты из жизни писателя, поскольку музейная экспозиция не может вместить в своих залах всю информацию из-за небольшой площади помещений.

Центром матрицы является пересечение седьмого столбца (период 1978-1983 гг.) и седьмой строки (рубрика «Творчество»), что совпадает с серединой жизненного и творческого пути. Именно этот период наиболее насыщен событиями в жизни и творчестве писателя. Так естественно образуется центр экспозиции, в котором сосредоточены образные и информационные акценты.

На основе этой матрицы было разработано два типа таблиц:

♦ таблицы I, II, III, IV, V последовательно заполняют информацией соответствующие рубрики и отрезки времени (Таблица 1);

♦ таблицы I. экспонаты, II. экспонаты, III. экспонаты, IV. экспонаты, V. экспонаты отражают наличие экспонатов и/или необходимость их дополнения.

В сочетании с матрицей такая структура обеспечила хороший обзор имеющегося материала. В матрице и в отдельных таблицах незаполненными остаются те квадраты и графы, в которых информация по тем или иным причинам отсутствует. На основе матрицы и таблиц естественно выстраивается сюжетная линия экспозиции, так как, в зависимости от наполненности рубрики информацией и от важности относящихся к ней событий, на первый план выходят разные моменты жизни писателя. Данную концепцию, применяя музейно-образный метод [7], реализовали дизайнеры компании «Айбат» (Казань) под руководством С. А. Насекина.

Иллюстрация 1. Информационно-временная матрица биографии В. Г Распутина

Иллюстрация 2. Период 1937-1953 гг. в экспозиции музея В. Г. Распутина. Дизайн: компания «Айбат». 2017 г. Фото Я. Ушакова. 2018 г.

Иллюстрация 3. Период 1954-1965 гг. в экспозиции. Дизайн: компания «Айбат». 2017 г. Фото Я. Ушакова. 2018 г.

В зале нижнего этажа экспозиция размещается по периметру помещения, что дает возможность укрупнения периодов, обусловленного переходом от одной стены к другой. Опишем эту структуру.

Первая стена охватывает период детства и отрочества писателя (1937-1953 гг.), что вполне логично с точки зрения членения жизненного пути (Иллюстрация 2). Здесь, кроме всего прочего, представлено генеалогическое древо писателя [2], представленное в мультимедийной форме интерактивного стола, что удобно для размещения большого количества информации в компактной форме.

Вторая стена демонстрирует события с 1954 до 1965 г.: обучение в Иркутском университете, работа журналистом в Иркутске и Красноярске, период творческого становления писателя (Иллюстрация 3). Переход на третью стену знаменует возвращение в Иркутск и начало профессиональной писательской деятельности (1966-1989 гг.). Как уже отмечалось, этот период характеризуется наличием кульминации, соответствующей пересечению центральных клеток в экспозиционной матрице (19781983 гг.).

Четвертая стена отражает последний период жизни и деятельности Распутина с 1990 по 2015 г. Доми-

Таблица 1. Тип таблицы для систематизации событий

Годы Творчество

Художественные произведения Очерки. Выборка Публицистика (статьи, заметки)

III.1 1937-1947 111.1.1. 111.2.1. Ш.3.1

III.2 1948-1953 111.2.1 Ш.2.2 Ш.2.3

III.3 1954-1959 111.3.1. Ш.3.2. Ш.3.3 1957. 30. III. «Скучать совсем некогда». Первая публикация (иркутская газета «Советская молодежь»)

III.4 1960-1965 111.4.1. 1961. Я забыл спросить у Алешки (позднее: у Лешки). 1964. Человек с этого света 1965. Ветер ищет тебя. Имена. Глобус. Продается медвежья шкура Ш.4.2. Край возле самого неба В Саяны приезжают с рюкзаками Продолжение песни следует От солнца до солнца На снегу остаются следы И десять могил в тайге Эх, старуха Ш.4.3

111.5 1966-1971 Ш.5.1. 1966. Рудольфио. В общем вагоне. Мы с Димкой; В общем вагоне; День рождения; Мама куда-то ушла. 1967. Деньги для Марии. 1969. Нечаянные хлопоты: история, слышанная в Усть-Илиме. В соавт. с В. Шугаевым. Мужчины. Там, на краю оврага. Василий и Василиса. Как-то раз, в середине зимы. 1968. Встреча. 1970. Последний срок Ш.5.2. 1966. Сб. Костровые новых городов Ш.5.3

Иллюстрация 4. Период 1990-2015 гг. в экспозиции музея В. Г Распутина. Дизайн: компания «Айбат». 2017 г. Фото Я. Ушакова. 2018 г.

нантой этого этапа является активная общественная публицистическая деятельность мастера (Иллюстрация 4).

Линия жизни последовательно охватывает не только все периоды, но и все этапы и виды деятельности В. Г. Распутина: журналист, писатель, общественный деятель и публицист.

Композиционно экспозиция формируется по кулисному принципу, а именно, разворачивается в трех плоскостях:

♦ плоский визуальный (графический) ряд на стене;

♦ глубокие витрины с экспонатами;

♦ типологические объекты, вещи, создающие определенную эмоциональную среду [14].

Можно переключать внимание посетителей с одного аспекта биографии писателя на другой, меняя форму представления информации [15]. Например, плоская графика формирует фриз из фотографий, коллажи, рисованные изображения; неглубокая витрина позволяет разместить документы, оригиналы и муляжи; книги, журналы, газеты, личные вещи. Третий — объемный — уровень занимают типологические предметы в интерьере, воссоздающие образ и дух времени. Таким образом, был создан необходимый живой темпоритм в системе экспозиции и исключена монотонность представления материала. В эту же систему включены мультимедийные средства для презентации информации, не вошедшей в реальное пространство экспозиции, что дало возможность продемонстрировать преимущества использования цифровых технологий в музейной экспозиции и расширить информационное пространство в условиях ограничения размеров помещений [12, 15].

К ним относятся фоторамки, обычные мониторы и мониторы touch screen, а также интерактивный стол. Все они играют разные функциональные роли: от демонстрации фото и видеоматериалов до электронного словаря. Чтобы не заканчивать экспозицию уходом писателя, а главное, чтобы выделить в особый раздел музея главный результат его жизни и деятельности, мы приглашаем посетителя на верхний этаж.

Иллюстрация 5. Визуальные образы произведений в экспозиции музея В. Г. Распутина. Дизайн: О. В. Данильченко. 2019 г. Фото О. В. Данильченко. 2020 г.

Заходя в зал, посетитель попадает в мир, созданный В. Г. Распутиным в его произведениях. Визуально это выражается в больших коллажах, размещенных на трех окнах, строго по центру экспозиции (Иллюстрация 5). Они посвящены центральным произведениям В. Г. Распутина: «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой» и «Живи и помни». Это не иллюстрации, скорее это — визуальный образ произведения [1].

Повествование здесь уже не так строго привязано к хронологии. Экспозиция условно разбита на четыре блока: по центру располагаются ключевые произведения Распутина, которые расположены напротив кабинета писателя, а слева и справа от входа в зал — материалы о раннем и позднем творчестве писателя. Они представлены разными формами: графическим коллажем, инсталляциями (к повести «Уроки французского»), великолепными макетами по произведениям «Прощание с Матерой», «Живи и помни» и выкладками в витринах, а также мультимедийными устройствами. Эти приемы, безусловно, важны для литературного музея, поскольку позволяют обогатить экспозиционную среду и вовлечь посетителя в область визуальных ассоциаций и мотивировать его к более глубокому изучению материала [5, 41].

Заключение

Для реализации новой музейной парадигмы необходима совместная работа профессионалов из разных областей — не только музейных работников, культурологов, социологов, но и дизайнеров. Инструменты дизайна позволяют открыть новые возможности воплощения идей, расширить коммуникационное поле музея. Дизайнер стремится создать не только новую внешнюю форму, но и раскрыть свойства, значения и характеристики уже существующих артефактов.

Дизайнер ориентируется на общество, на его потребности, а также учитывает целевую аудиторию и специфику музея. Инструменты дизайна позволяют открыть новые возможности воплощения идей, расширить коммуникационное пространство музея. В удачном дизайн-решении не должно быть никаких лишних деталей, отвлекающих зрителя. Дизайн, являясь средством визуальной коммуникации, подчеркивает содержательность музея, делает экспозицию более структурированной, привлекательной и понятной.

Музей В. Г. Распутина — это, безусловно, живой организм, который развивается во времени. За последние два года был доработан верхний этаж, он дополнился материалами уже после открытия по замечаниям и рекомендациям сотрудников и вдовы писателя.

В настоящее время музей В. Г. Распутина в Иркутске функционирует эффективно, позитивно воспринимается

посетителем и отвечает всем методическим задачам пропаганды творчества писателя. При этом экспозиция имеет

потенциал тематической трансформации и развития.

Список использованной литературы

1 Данильченко О. В. Дизайн современного литературного музея. Опыт проектного моделирования // Проектная культура и качество жизни. — 2015. — № 1. — С. 146-162.

2 История рода В. Г. Распутина: к 75-летию писателя / Мин-во культуры и архивов Иркут. обл., Архив. агентство Иркут. обл. — Иркутск: Изд-во «Оттиск»,

2012. — 17 с.

3 Майстровская М. Т. Композиционные тенденции и формы музейной архитектуры, теории и экспозиционной практики // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2018. — № 4-1. — С. 11-31.

4 Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / отв. ред. М. Т. Майстровская. — М.: НИИ культуры, 1997. — С. 7-22.

5 Михайлова Е. М. Использование изобразительных материалов в литературной экспозиции // Виппе-ровские чтения-2006. Вып 37. Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев: материалы науч. конф. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2008. — 141 с.

6 Музей В. Г. Распутина. История музея. — URL: http://vgrasputin.ru/istorija-muzeja (дата обращения: 20.01.2021).

7 Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» — 2. — М.: Рос. ин-т культурологии, 2003. — 456 с.

8 Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. — М.: Ин-т наследия, 2018. — 588 с.

9 Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. Опыт работы Центр. учеб.-эксперимент. студии худож. проектирования на Сенеже. — М.: Искусство, 1974. — 176 с.

10 Румянцев А. Г. Валентин Распутин (серия ЖЗЛ). — М.: Молодая гвардия, 2016. — 448 с.

11 Салтанова М. В. Музей как культурный центр // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. —

2013. — № 3 (16). — С. 119-122. — URL: http:// cyberleninka.ru / article / n / muzey-kak-kulturnyy-tsentr#ixzz4iZ7pGFvA (дата обращения: 28.01.2021).

12 Смирнова Т. А. Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы развития // Вестн. ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 4/1 (22/1). — С. 14-18.

13 Хонгордоева Г. Ш., Елизарова Э. Д. В. Г. Распутин. Библиографический указатель. — Иркутск: Изд. Сапронов, 2007. — 470 с.

14 Чуклина Т. И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции. — СПб.: СПбГУ, 2011. — 182 с.

15 Marstine J. (ed.) New Museum Theory and Practice: An Introduction. — Oxford: Blackwell Publishing, 2006. — 338 p.

References

1 Danil'chenko O. V. Dizajn sovremennogo literaturnogo muzeya. Opyt proektnogo modelirovaniya // Proektnaya kul'tura i kachestvo zhizni. — 2015. — № 1. — S. 146-162.

2 Istoriya roda V. G. Rasputina: k 75-letiyu pisatelya / Min-vo kul'tury i arhivov Irkut. obl., Arhiv. agentstvo Irkut.

obl. — Irkutsk: Izd-vo «Ottisk»,

2012. — 17 s.

3 Majstrovskaya M. T. Kompozicionnye tendencii i formy muzejnoj arhitektury, teorii i ekspozicionnoj praktiki // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGHPA. — 2018. — № 4-1. — S. 11-31.

4 Majstrovskaya M. T. Muzejnaya ekspoziciya: tendencii razvitiya // Muzejnaya ekspoziciya. Na puti k muzeyu XXI veka: sb. nauch. tr. / otv. red. M. T. Majstrovskaya. — M.: NII kul'tury, 1997. — S. 7-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Mihajlova E. M. Ispol'zovanie izobrazitel'nyh materialov v literaturnoj ekspozicii // Vipperovskie chteniya-2006. Vyp 37. Aktual'nye problemy vystavochnoj deyatel'nosti hudozhestvennyh muzeev: materialy nauch. konf. — M.: GMII im. A. S. Pushkina, 2008. — 141 s.

6 Muzej V. G. Rasputina. Istoriya muzeya. — URL: http:// vgrasputin.ru/istorija-muzeja (data obrashcheniya: 20.01.2021).

7 Polyakov T. P. Mifologiya muzejnogo proektirovaniya, ili «Kak delat' muzej?» — 2. — M.: Ros. in-t kul'turologii, 2003. — 456 s.

8 Polyakov T. P. Muzejnaya ekspoziciya: metody i tekhnologii aktualizacii kul'turnogo naslediya. — M.: In-t naslediya, 2018. — 588 s.

9 Rozenblyum E. A. Hudozhnik v dizajne. Opyt raboty Centr. ucheb.-eksperiment. studii hudozh. proektirovaniya na Senezhe. — M.: Iskusstvo, 1974. — 176 s.

10 Rumyancev A. G. Valentin Rasputin (seriya ZHZL). — M.: Molodaya gvardiya, 2016. — 448 s.

11 Saltanova M. V. Muzej kak kul'turnyj centr // Vestn. S.-Peterb. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. —

2013. — № 3 (16). — S. 119122. — URL: http://cyberleninka. ru/article/n/muzey-kak-kulturnyy-tsentr#ixzz4iZ7pGFvA (data obrashcheniya: 28.01.2021).

12 Smirnova T. A. Cifrovye tekhnologii v ekspozicionnom prostranstve muzeya: sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya // Vestn. YarGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. — 2012. — № 4/1 (22/1). — S. 14-18.

13 Hongordoeva G. SH., Elizarova E. D. V. G. Rasputin. Bibliograficheskij ukazatel'. — Irkutsk: Izd. Sapronov, 2007. — 470 s.

14 Chuklina T. I. Metod pogruzheniya kak aktual'nyj metod postroeniya

muzejnoj ekspozicii. — SPb.: SPbGU, 2011. — 182 s. 15 Marstine J. (ed.) New Museum Theory and Practice: An Introduction. — Oxford: Blackwell Publishing, 2006. — 338 p.

Статья поступила в редакцию в феврале 2021 г.

Опубликована в июне 2021 г.

Olga Danilchenko

Associate Professor, Moscow Art and Industrial Institute, Moscow, Russian Federation

e-mail: danilchenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.