Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КИНОТЕАТРА ДЖЕРМУК'

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КИНОТЕАТРА ДЖЕРМУК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ДЖЕРМУК / КИНОТЕАТР / ДИЗАЙН / ИНТЕРЬЕР / БАЗИЛИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Микаелян Рузанна Тиграновна

В статье представлен интерьер кинотеатра «Джермук», построенного в 1951 году, а также его стилистические, типологические и архитектурные особенности. В статье также представлены параллели типичного Эчмиадзинского кинотеатра, принадлежащего одному автору, с кинотеатром Джермук. Это уникальный образец армянского кинотеатра, так как он единственный в Армении, сохранивший свое первоначальное убранство, и дает уникальную возможность получить полное представление об интерьерах армянских кинотеатров того периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JERMUK CINEMA INTERIOR DESIGN

The article presents the interior of the "Jermuk" cinema, built in 1951, as well as its stylistic, typological and architectural features. The article also presents the parallels of the typical “Echmiadzin” cinema belonging to the same author with the “Jermuk” cinema theatre. This is a unique example of an Armenian cinema, as it is the only one in Armenia that has preserved its original decoration, and provides a unique opportunity to get a complete picture of the interiors of Armenian cinemas of that period.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КИНОТЕАТРА ДЖЕРМУК»

JERMUK CINEMA INTERIOR DESIGN Mikayelyan R.T. (Republic of Armenia) Email: Mikayelyan459@scientifictext.ru

Mikayelyan Ruzanna Tigranovna - Lecturer, ART HISTORY DEPARTMENT, STATE ACADEMY OF FINE ARTS OF ARMENIA, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article presents the interior of the "Jermuk" cinema, built in 1951, as well as its stylistic, typological and architectural features. The article also presents the parallels of the typical "Echmiadzin" cinema belonging to the same author with the "Jermuk" cinema theatre. This is a unique example of an Armenian cinema, as it is the only one in Armenia that has preserved its original decoration, and provides a unique opportunity to get a complete picture of the interiors of Armenian cinemas of that period. Keywords: Jermuk, cinema, design, interior, basilica.

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КИНОТЕАТРА ДЖЕРМУК Микаелян Р.Т. (Республика Армения)

Микаелян Рузанна Тиграновна - преподаватель, кафедра искусствоведения, Государственная академия художеств Армении, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье представлен интерьер кинотеатра «Джермук», построенного в 1951 году, а также его стилистические, типологические и архитектурные особенности. В статье также представлены параллели типичного Эчмиадзинского кинотеатра, принадлежащего одному автору, с кинотеатром Джермук. Это уникальный образец армянского кинотеатра, так как он единственный в Армении, сохранивший свое первоначальное убранство, и дает уникальную возможность получить полное представление об интерьерах армянских кинотеатров того периода.

Ключевые слова: Джермук, кинотеатр, дизайн, интерьер, базилика.

Предисловие. Архитектурный и градостроительный облик города Джермук полностью изменились в 1950-х годах [1]. Город стал известным курортом и оздоровительным центром для Советской Армении. Помимо гостевых домов и пансионатов строились также учреждения культуры. До 1991 года в Джермуке был отдельный кинотеатр и универсальный зал Дворца культуры, который также служил для просмотра фильмов. Здание отдельного кинотеатра в Джермуке было спроектировано в 1951 году архитектором Ованесом Бабаджаняном, президентом Палаты архитекторов Армении [2]. Он также является автором здания бывшего и первого кинотеатра в Эчмиадзине, которое сейчас является частью Национальной галереи Армении, где находится коллекция американо-армянского скульптора Хорена Тер-Арутюняна.

Архитектура. Здание кинотеатра «Джермук» представляет собой современный образец трехнефной базилики с внешними колоннами, на главном фасаде и боковых стенах. В отличие от кинотеатра Джермук, здание кинотеатра Эчмиадзин не имеет внешней колоннады, но оно также выполнено по образцу базилики, в передней части кинотеатра Эчмиадзин есть ниши. Лестничные перила являются общими для обоих кинотеатров, что является четким указанием на типы удерживающих лестниц, встречающихся в армянской церковной архитектуре, таких как внешний вид двухэтажного церкви Буртелашен в Нораванке. Однако в случае с Эчмиадзином по композиции автор использовал более модернизированный вариант. Вход в кинотеатр

«Джермук» представляет собой прямоугольный объем с застекленными белыми деревянными дверями, увенчанный русскоязычной вывеской с названием кинотеатра. От знака почти ничего не осталось. Вход в Эчмиадзин изогнутый, имеет трехуровневый арочный портал с двумя прямоугольными окнами на парадном крыльце. Говоря об этих двух кинотеатрах, спроектированных Г. Бабаджаняном, констатируется тот факт, что, конечно, многие общественные здания, построенные в тот период, несут в себе влияние трехнефных базилик, таких как уже упомянутый кинотеатр «Родина Г. Агабабяна» [3], но их базилики можно назвать крупными .были за формирование основных фронтов. Совершенно иной подход проявляется в двух кинотеатрах, созданных Бабаджаняном. Архитектор не только использовал архитектурные элементы, характерные для базилики, или характерные композиционные мотивы, но и самым непосредственным образом воспроизвел базилику как снаружи, так и изнутри, создав по сути новое стилистическое направление или необазилики. Общий объем кинотеатра напрямую отражает пример трехнефной базилики, а в случае с кинотеатром Эчмиадзин можно говорить о примере распространенной позже (17-18 вв.) Трехнефной базилики, которая была трехнефный храм меньше прежнего. Одной из его особенностей было то, что все три нефы казались сжатыми с внешней стороны.

Интерьер. Интереснее планировка интерьеров кинотеатров. Как уже было сказано, кинотеатр «Эчмиадзин» превращен в музей, в нем сохранились лишь некоторые элементы интерьера, в случае кинотеатра «Джермук» планировка - совсем другая. Кинотеатр Джермук полностью сохранил свой облик и является прекрасным образцом зрительного зала. Этот искусно созданный кинотеатр имеет ключевое значение для исследовательской работы.

Планировка, зонирование. В однозальном кинотеатре есть два этажа, и подвальная часть. К роскошному вестибюлю примыкает одноступенчатая лестница, ведущая в подвал и на второй этаж, в кинозал. Главный элемент зоны вестибюля павильон-ложа для оркестра. Часть лестницы отделена от вестибюля хорошо заметным главным фасадом. Редко бывает, что лестница, ведущая в кинотеатр, тоже находится спереди. Между вторым и первым этажом расположены арочные окна, которые обеспечивают естественное освещение коридора. Двери кинозала деревянные и не изменились с 1950-х годов.

Разрез: Первый и второй этажи кинотеатра практически слиты между собой. Кинозал расположен между первым и вторыми этажами, вторым светом. Снаружи на второй этаж можно подняться по широкой боковой лестнице.

Плафон: В части фойе классический кессонный потолок, такая же уловка используется в случае с кинотеатром Эчмиадзин, в случае с кинозалом он более скромно украшен люстрой, характерной для того периода.

Расположение и элементы интерьера. От мебели кинотеатра мало что осталось, так как в отличие от отделки. Мебель была продана или списана с течением времени, что касается элементов интерьера, то классические декоративные абажуры в виде венка из 1950 годов на стене кинотеатра заслуживают особого внимания.

Кинозал. Кинозал небольшой на 400 человек, построен со вторым светом, главный элемент зала экран и маленькая но глубокая сцена, внутреннее убранство кинозала прекрасно сохранилось, боковые стены зала имеют глубокие ниши, украшенные арками, также коммуникационные узлы замаскированы красивыми деревянными панелями.

Фактура, текстура.

Общая конструкция перил простая, незамысловатая, больше похожа на решетку общественных зданий, а лестницы выполнены из гранита. Узкие арочные окна коридоров имели два вида остекления, так как остатки прежних окон все еще были выложены изнутри. Это были блоки из синего стекла советских времен, которые позже были заменены. Двустворчатая дверная коробка из дуба прекрасно

Еигореап Баепсе № 3 (59) ■ 58

сохранилась, ее стиль ярко выражает классические черты кинотеатра. Также устанавливаются такие двери у входа на Ереванский вокзал (1955) Тиграняна [4].

Стиль. Одна из важнейших черт кинотеатра - его стиль. Фойе интерьера украшают капители восточного орнамента, имеющие изогнутый контур, поверх них кессоны в классическом стиле, придающие зрителю неповторимый динамизм. Общий стиль кинотеатра был реализован в духе армянского национального романтизма, характерного для армянской архитектуры того периода.

Цветовые решения. Общее убранство кинотеатра, кроме сцены, выполнено в светлой тонировке, зал выполнен в светло-розовых тонах, фойе - из светло-бирюзовой штукатурки. а фойе, отделанное светло-бирюзовой штукатуркой, не типично для этой цветовой гаммы, и больше напоминает архитектуру рококо но общая композиция от таких противоречий не страдает.

Заключение. В результате исследований был заново открыт кинотеатр «Джермук» с его интерьерами, их уникальным убранством и элементами, изучение которых может быть использовано для получения более детального представления об этом этапе армянского дизайна и архитектуры. Также важно оценить работу и заслуги архитектора и заслуженного строителя Армянской ССР Оганнеса Бабаджаняна [5].

Список литературы / References

1. 3uiljnpj ml 0. fa , ипЦЬшш^ш1 3 uij ши sul h f u|uflb p q, b. , 1977.

2. Aвагян Р.Э. Перспективы формирования архитектуры кинотеатров в РА // Диссертация, ЕГУАС, Ереван, 2009. Стр. 15.

3. fan и rnhi l j ml Q., 3 uj б up sup шщЬ sl b p : QphQnp U|upupjul, 3 uj uu sul h p usup ul ¿ n l pj n L l, bpUul 1981. t2 . 7, 10, 120.

4. Арутюнян В.М., Aсратьян М.М., Меликян A.A. Ереван, изд. Стройиздат. Москва, 1968. Стр. 181,

5. Inqnujml U., бup sup шщЬ sn l pj ml U öh l up up n l pj ml uqquj hl huJuLupul 95, Shqpul Ubô h p umul ¿ n l pj n l l, bpUul, 2016, 12 . 25.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Hakobyan T'.X., Sovetakan Hayastani qaghaqnery' [The Cities of Soviet Armenia, V] Yerevan, 1977. Р. 89 [In Armenian].

2. Avagyan R.E., Perspektivy formirovaniya arkhitektury kinoteatrov v RA [ Perspectives on the formation of cinematic architecture in RA.]// dissetratsiya, EGUAS, Erevan 2009, Str.15 [in Russian].

3. Xostikyan G., Hay twartarapetner: Grigor Aghababyan, [Armenian architects. Grigor Aghababyan]Hayastan hratarakchowt'yown, Er&an 1981. e'j 7, 10, 120[in Armenian].

4. Arutjunjan V.M., Asrat'jan M.M., Melikjan A.A., Erevan, [Arutyunyan V.M., Asratyan M.M., Melikyan A.A., Yerevan]. izd. Strojizdat. Moskva. [Stroyizdat, Moscow], 1968, P. 181 [in Russian].

5. Poghosyan A. Twartarapetowt'yan & Shinararowt'yan azgayin hamalsran 95 [National Univesity of Architecture and Construction of Armenia 95], Yerevan, Tigran Mets pub., P. 25 [In Armenian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.