Научная статья на тему 'Дизайн иллюстративно-наглядного материала'

Дизайн иллюстративно-наглядного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / СРЕДСТВО / ОБУЧЕНИЕ / СПОСОБ / СЛОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбенова Любовь Георгиевна, Цыбенов Жаргал Борисович

Предлагается способ создания наглядного материала для обучения студентов. Наглядное пособие состоит из набора последовательно сложенных прозрачных листов с тематическими фрагментами. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного пособия в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн иллюстративно-наглядного материала»

Литература

1. Бернадская Ю.С., Марочкина С.С., Смотрова Л.Ф. Основы рекламы. Москва, 2005.

2. Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 г. №178.

3. Пат. 2560914 Российская Федерация, МПК B 44 C 1/00 Способ создания картинки / Цыбенова Л.Г., Цыбенов Ж.Б.; заявитель и патентообладатель: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. № 2014138858/12; за-явл. 25.09.14; опубл. 20.08.15. Бюл. № 23. 16 с.

References

1. Bernadskaya Yu.S., Marochkina S.S., Smotrova L.Ph. Osnovi reklami [Basic of advertising]. Moscow, 2005.

2. On approval of the formation of regular bus routes network between the subjects of the Russian Federation: The order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of 14.08.2003 N 178.

3. Patent 2560914 Russian Federation, MPK V 44 S 1/00 Method of imaging / Tsybenova L.G., Tsibenov Zh.B.; the applicant and the patent holder: East-Siberian State University of Technologies and Management. N 2014138858/12; appl. 25.09.14; publ. 20.08.15. Bulletin N 23. 16 p.

УДК 741

Л.Г. ЦЫБЕНОВА, Ж.Б. ЦЫБЕНОВ

ДИЗАЙН ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

Цыбенова Любовь Георгиевна, доцент кафедры конструирования, дизайна и технологии ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления (Улан-Удэ, Ключевская, 40в), nlg@yandex.ru

Цыбенов Жаргал Борисович, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Улан-Удэ, Ключевская, 40в), tsibenov@mail.ru

№ 4 (67), 2017

жизнь регионов ^

Аннотация. Предлагается способ создания наглядного материала для обучения студентов. Наглядное пособие состоит из набора последовательно сложенных прозрачных листов с тематическими фрагментами. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного пособия в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала обучающихся. Ключевые слова: наглядность, средство, обучение, способ, слой.

UDC 741

L.G. TSYBENOVA, ZH.B. TSYBENOV

DESIGN OF DEMONSTRATIVE EDITION

Tsybenova Lyubov Georgievna, associate professor of the department of cnstruction, design and technologies of East-Siberian state university of technologies and management (Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40v), nlg@yandex.ru

Tsibenov Zhargal Borisovich, associate professor of East-Siberian state university of technologies and management (Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40v), tsibenov@mail.ru

Abstract. Method comprises making of the visual edition for study of students is offered. The visual edition consist of a set of transparent sheets with the thematic fragments. The possibility of application of visual edition for a purpose of improve ability to understand the educational material by students is proved.

Keywords, visualization, instrument, education, method, layer.

В настоящее время в связи со сменой приоритетов и социальных ценностей научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечал бы удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается (индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека и т.д.), с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

К сожалению, большинство вузов строит образовательный процесс на основе экстенсивных методов, в организации обучения это проявляется в упоре на лекции большими потоками, в методике - упор на самостоятельную работу студента или пересказ материала, в содержании - в основном теория [2, с. 136]. Такой процесс обучения отработанный, но неэффективный.

Значение наглядного метода в преподавании велико. Наглядные пособия в процессе обучения используются для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, а также для проверки их усвоения. Важно наравне с обычной лекцией использовать наглядные средства обучения, которые привлекут внимание студентов и дадут им задания для размышления и обсуждения. Каждый преподаватель в своей практической педагогической деятельности должен прибегать к использованию различных наглядных пособий и средств. Однако по различным причинам он не всегда имеет возможность знать об этом и нередко пользуется устаревшими дидактическими средствами, неэффективными методиками обучения.

Применение наглядности имеет хаотический и случайный характер, порой средства выбираются такие, которые в данный момент оказались «под рукой». Не всегда прогнозируется и учитывается степень эмоционального воздействия средств наглядности

на обучающихся; демонстрация наглядных средств не всегда логично вплетается в процесс преподавания; сами преподаватели иногда затрудняются в формулировке целей и задач, выбирая то или иное средство для демонстрации. Имеющиеся недостатки требуют осмысления причин возникновения, условий существования и устранения.

Предлагается новый способ использования наглядных средств для повышения эффективности усвоения материала студентами по различным дисциплинам [1, с. 7]. Так, например, на занятиях по дисциплине «Эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов» по теме «Двигатель» студенты изучают принцип работы форсунки. Наглядно можно продемонстрировать следующим образом. На лист с изображением разреза форсунки (рисунок 1, а) последовательно накладываются прозрачные листы с изображениями запорной иглы с пружиной, трубопроводом и электромагнитной катушкой (рисунок 2). В результате после наложения всех листов образуется целостное изображение, с помощью которого можно наглядно дать объяснение принципа работы форсунки и продемонстрировать ее составляющие (рисунок 1, б).

а б Рис. 1. Изображение разреза форсунки: а) основной первый лист; б) итоговое изображение.

а б

Рис. 2. Вспомогательные листы: а) изображение запорной иглы с пружиной, трубопроводом; б) изображение электромагнитной катушки.

Данный способ предоставления наглядного пособия имеет широкий спектр применения для изучения различных дисциплин. По дисциплине «Цветоведение и колористи-ка» по теме «Основные характеристики цвета» студенты изучают такие понятия, как цветовой тон, насыщенность цвета, яркость, контрастность и т.д. В данном примере дизайн наглядного пособия можно рассмотреть следующим образом.

На листе одного определенного цвета (к примеру, оранжевый цвет) вырезается любое слово (например, «дизайн»), далее его накладывают последовательно к листам других цветов. Происходит смена цветов букв, при этом цвет фона остается постоянным. Далее меняют цвета букв и фона для того, чтобы определить, буквы какого цвета и на каком фоне выглядят более насыщенными и выразительными. На рисунке 3 показан сравнительный пример сочетаний цветов.

№ 4 (67), 2017

"Культурная жизнь регионов

ДИЗАЙН

Рис. 3. Сравнительный анализ сочетания цветов.

Из рисунка 3 видно, что синие буквы выглядят более насыщенными и выразительными на оранжевом фоне, чем оранжевые - на синем, при таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости.

Таким образом, вышеописанный способ примемения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе имеет ряд преимуществ:

- легкое усвоение нового материала, а также углубление, закрепление и уточнение уже имеющихся представлений;

- информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта;

- возможность изменить общее изображение, меняя количество листов;

- повышение информативности за счет более частой смены листов с изображениями;

- повышение в обучении профессионального мастерства преподавателей.

Использование наглядности эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развитию умственных способностей учащихся. Развивается самостоятельность, увеличивается нагрузка на память и мышление учащегося, он учится делать выводы и обобщения на основе логического мышления.

С появлением современной оргтехники, способной наносить цифровые изображения различной сложности на прозрачные листы в достаточных количествах, данный способ создания наглядного средства становится простым и доступным.

На способ создания иллюстративно-наглядного материала выдан патент РФ (№ 2560914 от 20.08.2015 г.).

Литература

1. Способ создания картинки. № 2560914. Российская Федерация, МПК B 44 C 1/00 / Цыбенова Л.Г., Цыбенов Ж.Б.; заявитель и патентообладатель: Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления. № 2014138858/12; заявл. 25.09.14; опубл. 20.08.15. Бюл. № 23. 16 с. : ил.

2. Хитрюк В.В. Педагогика высшей школы. Барановичи, 2008.

References

1. Patent 2560914 Russian Fédération, MPK V 44 S 1/00 Method of imaging / Tsybenova L.G., Tsibenov Zh.B.; the applicant and the patent holder: East-Siberian State University of Technologies and Management. N 2014138858/12; appl. 25.09.14; publ. 20.08.15. Bulletin N 23. 16 p.

2. Hitryuk V.V. Pedagogika visshei shkoli [Pedagogy of the high school]. Baranovichi,

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.