Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ЭТО ИСКУССТВО? ДА! НЕТ!'

ДИЗАЙН ЭТО ИСКУССТВО? ДА! НЕТ! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / художник / произведение / дизайн / проект / творчество / общество / эмпатия / взаимодействие / синтез / art / artist / work / design / project / creativity / society / empathy / interaction / synthesis

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликова Мария Павловна, Рыбакова Полина Владимировна

Статья посвящена определению сущности графического дизайна и тому, как данный вид деятельности соотносится с понятием «искусство». Авторы предлагают ряд аргументов, которые обосновывают тезис о том, что дизайн является видом деятельности, направленным на создание эстетически-выразительных форм, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному. Произведения искусства это работы, в которых видна рука мастера, им присуща абсолютная мера нравственности, они вызывают у зрителя положительные эмоции и возвышенное состояние духа и души. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Дизайнер в таком случае понимается как творческая личность, реализующая свои идеи, эмоции и видение в оригинальных работах. Также дизайн трактуется как особый вид творческой и проектной деятельности, в которой дизайнер носитель и реализатор проектного мышления, синтезирующего в себе инновационность, системность и образность, но в которой произведение искусства все чаще понимается как проект, а эстетические качества уходят на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS DESIGN AN ART? PRO! CONTRA!

The article is devoted to the definition of the essence of graphic design and how this type of activity relates to the concept of “art”. The authors offer a number of arguments in which design is interpreted as a type of activity aimed at creating aesthetically expressive forms that satisfy a person's love for beauty. Works of art are works in which the hand of the master is visible, which are characterized by an absolute measure of morality, which help a viewer to get positive emotions and a sublime state of mind and soul. These are works that inspire and leave a mark on a person's heart. In the most general sense, art is called craftsmanship, the product of which gives aesthetic pleasure. The designer, in its turn, is understood as a creative person who implements his ideas, emotions and vision in original works. At the same time, a number of arguments are proposed in which design is interpreted as a special kind of creative and project activity, in which the designer is understood as the carrier and implementer of project thinking, synthesizing innovation, consistency and imagery, but in which a work of art is increasingly understood as a project, and aesthetic qualities fade into the background. The purpose of the article is to consider such notions as beauty, creativity, inspiration, true art.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ЭТО ИСКУССТВО? ДА! НЕТ!»

М.П. Куликова, B.M. Куликов, П.В. Рыбакова. Фирменный стиль для рыболовного тура «Большая рыба»

(Красноярск). 2019

М.Р Kulikova, V.M. Kulikov, Р. К Rybakov. Corporate style for the fishing tour "Big Fish"

(Krasnoyarsk). 2019

EDN: QUKDHL УДК 74.01/.09

IS DESIGN AN ART? PRO! CONTRA!

Maria P. Kulikova

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

Polina V. Rybakova

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract:The article is devoted to the definition of the essence of graphic design and how this type of activity relates to the concept of "art". The authors offer a number of arguments in which design is interpreted as a type of activity aimed at creating aesthetically expressive forms that satisfy a person's love for beauty. Works of art are works in which the hand of the master is visible, which are characterized by an absolute measure of morality, which help a viewer to get positive emotions and a sublime state of mind and soul. These are works that inspire and leave a mark on a person's heart. In the most general sense, art is called craftsmanship, the product of which gives aesthetic pleasure. The designer, in its turn, is understood as a creative person who implements his ideas, emotions and vision in original works. At the same time, a number of arguments are proposed in which design is interpreted as a special kind of creative and project activity, in which the designer is understood as the carrier and implementer of project thinking, synthesizing innovation, consistency and imagery, but in which a work of art is increasingly understood as a project, and aesthetic qualities fade into the background. The purpose of the article is to consider such notions as beauty, creativity, inspiration, true art.

Keywords: art; artist; work; design; project; creativity; society; empathy; interaction; synthesis.

Citation: Kulikova M.P, Rybakova P.V.(2023). IS DESIGN AN ART? PRO! CONTRA! IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2(15). pp. 72-83.

М.П. Куликова

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

П.В. Рыбакова

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

ДИЗАЙН - ЭТО ИСКУССТВО? ДА! НЕТ!

Статья посвящена определению сущности графического дизайна и тому, как данный вид деятельности соотносится с понятием «искусство». Авторы предлагают ряд аргументов, которые обосновывают тезис о том, что дизайн является видом деятельности, направленным на создание эстетически-выразительных форм, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному. Произведения искусства - это работы, в которых

видна рука мастера, им присуща абсолютная мера нравственности, они вызывают у зрителя положительные эмоции и возвышенное состояние духа и души. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Дизайнер в таком случае понимается как творческая личность, реализующая свои идеи, эмоции и видение в оригинальных работах. Также дизайн трактуется как особый вид творческой и проектной деятельности, в которой дизайнер - носитель и реализатор проектного мышления, синтезирующего в себе ин-новационность, системность и образность, но в которой произведение искусства все чаще понимается как проект, а эстетические качества уходят на второй тан.

Ключевые слова: искусство; художник; произведение; дизайн; проект; творчество; общество; эмпатия; взаимодействие, синтез.

«Дизайн и искусство - две независимые координаты, которые приносят наибольшее удовлетворение при одновременном использовании».

Милтон Глейзер

В статье рассматривается один из наиболее обсуждаемых вопросов: «Дизайн - это искусство?» и дается ответ: «Да». Здесь же рассматривается точка зрения: «Нет». Так ли различны эти два мнения? Может, истина посередине и дизайн синтезирует все лучшее, что есть в обоих видах творчества? Важно, чтобы люди рассматривали процесс создания художественного произведения как окно, дающее возможность заглянуть в иной мир.

Отношения дизайна и искусства всегда были достаточно сложны, поскольку базовые ценности у них одни и те же, а экстраполяция этих ценностей выдвигает к проектированию дизайн-объектов такие же требования, как и к произведениям искусства, - гармония, честность, целостность. Опираясь на них, современный дизайн, выставляет на первый план образно-эмоциональную составляющую предмета проектирования. И в чем тогда отличие дизайна от искусства?

В рамках данной статьи мы попробует найти те точки соприкосновения, которые присущи обоим видам творчества. Попробуем обосновать, почему дизайн является искусством, разберемся в смыслополагании и формообразовании, а также проанализируем язык выразительности, свойственный обеим изобразительным культурам.

Аргумент 1. Хороший дизайн обладает всем арсеналом выразительных художественных средств, современное искусство - проектно-стью и технологичностью.

Дизайн синтезирует выразительные средства многих видов пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура и т.д.). А. Ярыгина в своих трудах указывает на то, что графический дизайн, являясь синтезом прикладной графики и предметного творчества, базируется на выразительных средствах, присущих обоим видам художественной деятельности. Это линия, пятно, композиция, цвет, символ, шрифт. По ее мнению, графический дизайн - это вид искусства, чьи произведения создаются на плоскости. Основной материал - бумага, на которой особую выразительность приобретают линия и пятно [12, с. 37].

Сложно представить дизайнера, который не владел бы основами изобразительной грамотности, законами композиции, конструктивными приемами, пластическими приемами. Более того, не так давно многие дизайнеры проходили такой же образовательный путь, как и художники. Авторы статьи могут сослаться на свой опыт: художественная школа - живописно-педагогическое отделение училища - графический дизайн в «Строгановке». И до недавних пор трудно было представить, чтобы дизайнер не получал классического образования, как музыкант, не играющий с «младых ногтей», или актер, не про-

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ВЫСОТ 8 ИСКУССТВЕ, НУЖНО ПОДАРИТЬ ЕМУ ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ

сиьирский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

институт искусств

имени ам,грия хвсэс;тг: некого

DMITRI HVOHUSTOVSKY SI BE RIA M STMt

academy of arts

М.П. Куликова, B.M. Куликов, П.В. Рыбакова. Фирменный стиль для Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск). 2018

М.Р. Kulikova, V.M. Kulikov, P.V. Rybakov. Corporate style for the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky (Krasnoyarsk). 2018

шедший «школу лицедейства» в драматическом кружке.

Высокие технологии произвели взрыв не только в предметном мире, они вторглись и в святая святых - искусство. Во благо или нет - покажет время. Следует признать, искусство стало настолько экспериментальным, что кажется нарушенной та форма самовыражения художника, которая отвечала за эстетические чувствования: сегодня все строится на эпатаже, шоке и экзальтации. Порой даже кажется, что художники совсем отошли от понимания прекрасного. Мир не стоит на месте. Чтобы привлечь внимание посетителей, многие галереи переходят на интерактивный диалог со зрителем, в котором за счет погружения в виртуальную реальность с помощью VII-технологий заставляют взглянуть на привычные вещи под новым, неожиданным углом. Заметим, с появлением современного искусства все стало искусством - во всяком случае так декларируют многие художники.

Аргумент 2. Искусство ответственно за дизайн, поскольку он сложился внутри искусства.

По поводу возникновения дизайна существует различные точки зрения: одни утверждают, что дизайн существует с момента появления человечества; другие связывают его появление с XIX веком, с промышленной революцией и массовым производством; третьи - с формированием дизайнерских школ в 20-е годы прошлого столетия - «Баухаус» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России. В рамках данной статьи это не является предметом дискуссии. Для нас важно, что истоки дизайна находятся в искусстве, произрастают из него, подпитываются им. Теоретик дизайна Г.В. Вершинин говорит (и многие исследователи феномена дизайна с ним согласны) о том, что современный дизайн «сложился внутри искусства как следующая его форма: проектирование среды жизни» [3, с. 14].

При этом искусство для дизайна всегда выступало в роли своеобразного естествоиспытателя, способного осваивать новые творческие технологии и приемы выразительности. Если взять в качестве примера конструктивизм, отличавшийся строгостью, геометризмом и лаконичностью форм, то именно он положил начало модернистской эстетике дизайна, просуществовавшей практически на протяжении всего XX века. Именно в этой эстетике доминантой профессии стала ось «хаос - порядок», где деятельность дизайнера понимается как «наведение порядка» и борьба с «визуальным хаосом», максимальное упорядочивание мира минимальными средствами. Проводимые сегодня эксперименты актуального искусства также находят живой отклик в сфере дизайна, прокладывая дорогу для новых технологий и инноваций, способных вывести проектирование из чисто утилитарной ниши в область непознанного, превращая при этом сам дизайн в арт, где он пересекает границу «прикладного» предмета и приобретает статус полноправного произведения искусства.

Аргумент 3. Дизайн способен говорить на языке искусства (созидать «вечное»), искусство - на языке дизайна (генерировать идеи).

Искусство и дизайн являются средствами коммуникации, при этом первое опирается на эмоциональную составляющую (образы и чувства), а второй - на интеллектуальную (знаки и символы). Но в современном мире все настолько взаимозависимо, что провести разделитель-

ную линию порой совершенно невозможно: искусство становится символьным, дизайн -чувственным. Возникает новый тип коммуникации - эмоционально-интеллектуальный. И если искусство говорит на языке образов, а дизайн - на языке символов, то взаимообогащение явлений создает новую реальность - язык визуальных коммуникаций, который посредством образов и метафор способен донести символическое значение смыслов.

При этом дизайн, вторгаясь в область чувственного, эмоционального, создает самобытные художественные формы и посылает смысловые метафоры для передачи вечных ценностей, за счет своего уникально-близкого контакта с потребителем. А искусство ищет новые идеи, не отягощенные никакими табу или ограничениями, поскольку владеет всеми возможностями метода проектирования.

Аргумент 4. Отличный дизайн, как и великое искусство, способен вызывать эмпатию.

Эмпатия - сопереживание, вызванное любым эмоциональным состоянием человека - от печали до радости... В искусстве это наиболее действенный путь общения со зрителем. Причем автор должен найти единственно верный способ для передачи своего взгляда на этот вечно удивляющий мир, заставив человека окунуться в царство собственных переживаний, чувствований и грез. Именно тогда происходит процесс сопричастности, при которой творческий посыл художника начинает звучать в унисон с эмоциональным восприятием зрителя, наполняя его новыми смыслами и образами.

То же самое происходит и в дизайне, поскольку он напрямую направлен на коммуникацию с потребителем - через визуальные образы, эмоцию, обратную связь, вовлеченность в процесс разработки новых дизайн-продуктов. При этом дизайн может быть не только массовым (как и искусство), но и уникальным, персонифицированным, избирательно направленным на каждого потребителя.

Американский графический дизайнер, создатель журнала «New York Magazine» Милтон Глей-зер утверждал, что: «Есть три ответа на результат дизайна - да, нет и НИЧЕГО СЕБЕ! «Ничего себе» - это то, к чему надо стремиться» [6, с. 144].

Аргумент 5. Дизайн, как и искусство, должен сделать смысл зримого таким же глубоким и многообразным, как смысл познаваемого.

На сегодняшний день роль и значение зрительного образа значительно усиливается, поскольку человек все больше переориентируется в сторону визуализации. При этом зримая и познавательная части сливаются воедино, где доминантой явно выступает первая, как самая доступная. А поскольку искусство, также как и дизайн, из него произрастающий, наиболее рельефно и выразительно представляют визуальные образы, то это накладывает на них определенную ответственность перед обществом.

Быстрое переключение с одной картинки на другую не позволяет современному человеку считывать глубину изображенного и воспринимать более сложные визуальные образы. Проявляется «клиповое» сознание. Постоянный визуальный «шум» заставляет людей становиться пассивными потребителями потока никем не

М.П. Куликова, B.M. Куликов, П.В. Рыбакова. Бренд территории «Адыгея, регион № 1» (Красноярск). 2018

М.Р. Kulikova, V.M. Kulikov, P.V. Rybakov. Territory brand "Adygea, region no. 1" (Krasnoyarsk). 2018

контролируемой информации. И в этих условиях дизайн должен взять на себя функцию формирования «чистого» жизненного пространства, свободного от визуального «мусора» и пригодного для создания предрасположенной к человеку внешней среды. Все это возможно только при одном условии: дизайн необходимо воспринимать как искусство и требования, к нему предъявляемые, должны быть такими же, как и к искусству. И общество, как заказчик дизайнерских услуг, должно быть ориентировано на творческий потенциал специалистов-творцов, а не на низкопробную продукцию бессильных «мажоров» от профессии. Низкая стоимость - не критерий оценки искусства.

Аргумент 6. Первообразом дизайна является художественность, для которой не существует границы между искусством и проектированием.

Вячеслав Глазычев, рассматривая социальную природу дизайна опирается на мысли искусствоведа Герберта Рида [4], автора вышедшей в 1934 г. первой серьезной работы о дизайне, названной «Искусство и промышленность». Он рассматривает дизайн как высшую форму искусства, независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма. Вполне естественно, что искусствовед Герберт Рид считает не только возможным, но и естественным начать создание новых стандартов именно от искусства, а не от производства или сбыта. Он утверждает, что первым шагом является определение искусства, а уже вторым -оценка способности машины создать произведение искусства

Дизайн в практике проектирования опирается на многовековой опыт искусства, поскольку свои корни находит именно в нем. А художественная оснащенность позволяет ему становится своеобразным проводником культурных ценностей, порожденных искусством. При этом художественный образ, возникающий при проектировании дизайн-объекта, всегда имеет свою специфику, которая, не отвергая эстетического смыслополагания, содержит и функциональную составляющую. Но рамки рационального, продиктованные модернистской эстетикой, настолько ограничили возможности развития дизайна, что эпоха постмодернизма была встречена им с распростертыми объятиями и легким сердцем. Ведь эстетика постмодернизма исповедует стилистику, говорящую о том, что форма

следует за эмоцией и никак иначе, обращается к страстям и фантазиям, к стилевому многообразию и образной неоднозначности.

Поэтому на современном этапе, кроме специалистов, напрямую отвечающих за формирование предметно-средового пространства (дизайнеров, архитекторов, конструкторов), в процессе становления и формирования дизайна на передний план стали выдвигаться представители других визуальных искусств (живописцы, графики, скульпторы), привносящие в проектирование элементы творческого художественного начала. Постмодернистский дизайн уже не являет собой сплав техники и искусства, поскольку не отражает в полной мере развитие и совершенствование проектной культуры. За счет эмоций и чувствований, составляющих нерв искусства, проектирование само становится искусством, находит новый язык выразительности для донесения до потребителя своих художественных посылов.

Аргумент 7. Дизайнер - человек с умом ученого, но душой художника.

Понять философию дизайнерского творчества можно на основе критического реализма «Философии искусства» Антонио Банфи [1]. Дизайнер - творец, способный с помощью образов и технологий передавать смыслы, постоянно находиться в режиме мультизадачное™ и разнонаправленное™, потому что перед ним всегда стоят диаметрально противоположные проблемы - функциональность и привлекательность. Человек, в голове которого постоянно проходит процесс брожения и созревания решения проектной задачи, напоминающий кубик Рубика, который необходимо крутить до тех пор, пока все его стороны не совпадут.

Дизайнер - своего рода аранжировщик, способный объединить все аспекты проектирования для создания единого целого. Это художник, владеющий технологиями, и в то же время ученый с обостренным чувством прекрасного. Дизайнер - ребенок, рожденный от союза высокого искусства и приземленной технологии. Это человек, витающий в вышине волшебных грез и постоянно низвергающийся в рутинную бездну их воплощения. Дизайнер - художник, сумевший направить собственное эго на решение конкретной задачи клиента. Это человек, который утром мечтает увидеть свою работу на маленькой улице заштатного города, а вечером - в главной

экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.

Аргумент 8. Отличный дизайн - это предмет самовыражения, как и искусство. Или все же ничего личного - просто бизнес?

В этом на самом деле нет противоречия, поскольку дизайн - это искусство, которое может быть бизнесом. Даже если дизайн направлен, в первую очередь, на реализацию проектной задачи, исходящей от заказчика, все равно он несет в себе элементы самовыражения. Ведь дизайнер опирается на собственное образное мышление, опыт, представление о прекрасном, свои идеи и технику исполнения. А умение решать проблемы заказчика всего лишь незначительная часть его таланта. При этом если работа дизайнера строится на внутреннем «чувствилище», то он, несомненно, занимается искусством. Если же она основывается только на своде правил, полученных в ходе обучения или на совокупности наработанных приемов, то он ремесленник.

Еще одним аргументом в пользу самовыражения может послужить то, следующее: если одну и ту же проектную задачу будут решать два дизайнера, то они предложат два абсолютно разных решения. Кроме этого, дизайнеру, перед тем как самовыражаться, необходимо пройти хорошую школу изобразительного искусства. А если этого нет, то полуграмотным начинающим «творцам» приходится маскировать «самовыражением» и «креативностью» собственную никчемность и криворукость.

Аргумент 9. Дизайн в силу своего проблемного характера и новизны решений интегрирует в себя различные виды искусства.

Дизайн по своей природе синтетичен. Поскольку его основная задача и заключается в том, чтобы фрагментарные части отдельных видов искусств «ассимилировать» в единое целое - проектный образ, лежащий в основе творческой концепции, посредством которой формируется основная идея, создается смысловая наполненность и исходя из которой отбираются выразительные средства. Именно синтез в дизайне приводит к созданию сбалансированной, адекватной, более крупной сущности, несущей в себе элементы живительной свежести и новизны.

В наши дни дизайн стал объемным понятием. Часто, когда человек не знает, как представить перед публикой свое творение, он, чтобы

исключить различные толкования и предположения, называет его «простым», но емким словом «ДИЗАЙН», поскольку «всекультура» дизайнерской профессии позволяет постоянно создавать новые формы выражения, а синтез искусств способствует их реализации. Мы не будем касаться известных видов дизайна, назовем лишь несколько недавно появившихся направлений. Футуродизайн разрабатывает новаторские концепции, ориентированные на образ будущего. Звуковой дизайн создает оригинальные звукошумовые эффекты. Световой дизайн применяется для внедрения креативных идей в сфере красочного светового оформления праздников, фестивалей и авторских художественных инсталляций. Кинетическая типографика позволяет создавать текстовые композиции в движении с помощью анимации.

Аргумент 10. Хотя произведения искусства часто создаются по заказу, а дизайн «заточен» под запросы клиента, творцы не идут на поводу у заказчика.

Наверное, нет необходимости приводить примеры, когда произведения искусства создавались по заказу власти, меценатов, церкви, однако это никогда не мешало художникам доносить свое понимание мира и видение прекрасного до зрителя. Авангардистские течения начала XX века, с абстрактными композициями и геометрическими плоскостными решениями, послужили реакцией на происходящее в стране и мире. И это был заказ общества - отразить сложившуюся ситуацию, когда старое уничтожалось «до основания, а затем...», а новое требовало самобытных форм выразительности. Считается, что художники работают на упреждение, поскольку являются провидцами будущего. Отсюда вытекает тот факт, что многое изначально апробируется в искусстве, а затем становится обыденным в жизни общества.

Ведущий испанский дизайнер Хорхе Пеней говорил, что успех его работ заключается в следующем: «Главное для дизайнера - создавать такие вещи, которые радуют его самого, чтобы работа приносила удовлетворение, а сотрудничество с заказчиком - удовольствие. Нужно понять, что хочет заказчик, и соединить это со своими желаниями и возможностями. Чтобы создать что-то выдающееся, нужен энтузиазм обоих [7, с. 13]».

М.П. Куликова, В.М. Куликов, П.В. Рыбакова. Фирменный стиль для первого международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова (Красноярск). 2018

М.Р. Kulikova, V.M. Kulikov, P.V. Rybakov. Corporate style for the first international violin competition of Viktor Tretyakov (Krasnoyarsk). 2018

Все вышесказанное в полной мере относится и к дизайну, поскольку так или иначе все творчество дизайнера неразрывно связано с человеком, и неважно, чем он занимается на данном этапе - коммерческим, социальным или художественным проектом. Если отношения между заказчиком и исполнителем не описываются фразой «утром - деньги, вечером - стулья», то работа становится творчеством, так как происходит в условиях неопределенности, с «размытыми» задачами и непонятным конечным результатом. В этом и заключается сходство художника и дизайнера: от них постоянно требуется «пойти туда - неизвестно куда, принести то - неизвестно что». Идут и приносят.

Существует противоположная точка зрения на отношения дизайна и искусства. Далее попытаемся определить, почему дизайн не является искусством. Важно то, что художники и дизайнеры опираются на общую базу знаний, но имеют абсолютно разное целеполагание. Аргументируем эту позицию.

Аргумент 1. Произведение искусства способно волновать и окрылять, настоящий дизайн побуждать и мотивировать.

Цель художника на начальном этапе весьма «размыта», поскольку он иногда не понимает, что им движет - рука, мысль или провидение Божье, но результатом всегда непредсказуем. Начало его работы - чистый холст и предвкушение! И художник всегда пытается говорить со зрителем, поскольку не может не делиться чувствами, мыслями, образами, рожденными его внутренним состоянием, когда сосуд переживаний переполнен и требует эмоционального выхода. Если при этом художник доносит до аудитории свое видение и понимание мира, то он находит ответный горячий отклик и его работы становятся настоящими произведениями искусства, способными вызывать чувства у многих поколений зрителей.

Советский писатель и сценарист Ю.В. Бондарев в своих трудах [2] утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир.

Что касается дизайнера, то в отличие от художника цель его всегда конкретна и очевидна - донести до зрителя некий посыл, сообщение, рассказать о сложном простым языком визуальных образов. И дизайнер тем успешней, чем более ярко и убедительно сможет мотивировать аудиторию к действию - купить товар, воспользоваться услугой, предоставить информацию. При этом он, в противовес художнику, остается «бойцом невидимого фронта» - безымянным, но не безликим, поскольку за него говорит созданный им дизайн-продукт.

Это подтверждается словами американского дизайнера-новатора Чарльза Имза: «Правильные вопросы, которые должен адресовать себе дизайнер, таковы: решает ли данный проект или объект конкретную проблему? И как он будет выглядеть через десять лет?» [5, с. 317].

Аргумент 2. Искусство уже фактом своего существования создает проблему, дизайн же создан для ее разрешения.

В самом развитии искусства заложен парадокс: чтобы двигаться, ему всегда нужно создавать проблему, будоражить умы, низвергать «незыблемое». Примеров тому не счесть - это и художники эпохи Возрождения, и Ван Гог, и авангардисты с прочими кубистами. Сейчас для общества главным раздражителем, вызывающим острую полемику, является актуальное искусство, основная задача которого - создание арт-впечатления, подкрепленного абсолютной свободой самовыражения.

Дизайн - это всегда решение проблемы. Как сделать мир более лояльным, существование более комфортным, объект более удобным, интерфейс более понятным. Дизайн не должен нести только эстетическую ценность, он должен работать. Даниэль Миллер, дизайнер из отмеченной наградами команды Clockwork, пишет: «Умный дизайн взаимодействия с пользователем начинается с выявления проблемы и поиска идей для ее решения. Успешные продукты решают проблемы. Говорим ли мы о приложении, веб-сайте или более детальном цифровом интерфейсе, дизайн не может позволить добавить функцию только ради функции» [8, с. 371].

Аргумент 3. Искусство ищет ответы, дизайн - вопросы.

Ценность искусства заключается в том, что оно позволяет нам прочувствовать и осознать истинность этого мира, реальность других людей и осознание самого себя. Благодаря художнику мы пытаемся взглянуть на мир другими глазами. Глазами творца. Увидеть потаенное в улыбке «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, безысходность «Черного квадрата» Казимира Малевича, благодатный покой «Троицы» Андрея Рублева. Искусство рождает чувства, провоцирует их к сопереживанию, заставляет размышлять, помогает остановиться для осознания вневременной сущности бытия.

Дизайн, перед тем как решать поставленную задачу, пытается найти глубинные потаенные смыслы: где, когда и для чего они были сформулированы. Поэтому дизайнер вначале изучает людей и их потребности, пожелания к разработке дизайн-продукта и только после этого решает задачу, проходя четыре этапа - исследовать, сформировать, создать и передать. Именно этот

принцип помогает создавать человекоориенти-рованный дизайн, который способствует эволюции всего общества.

Аргумент 4. Произведение искусства каждый интерпретирует по-своему. Истинный дизайн воспринимается однозначно.

Каждый художник путем создания художественного произведения пытается донести до зрителя смысл своей работы, передать своеобразное послание, собственное представление о сущем. Он наполняет произведение эмоционально и зрелищно, заставляя аудиторию восторгаться, сопереживать и проникаться теми же чувствами, которые испытывал сам художник, создавая свое творение. Несмотря на это, искусство все интерпретируют по-разному. Казалось бы, что проще - «Черный квадрат» Малевича, заявленный как гимн концептуальному искусству, одна из самых известных картин в мировом искусстве и самая обсуждаемая. При этом

М.П. Куликова, П.В. Рыбакова. Фирменный стиль для Красноярского фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск), 2019

М.Р. Kulikova, P. V. Rybakov. Corporate style for the Krasnoyarsk Art Development Fund named after Dmitry Khvorostovsky. (Krasnoyarsk). 2019

обыватель просто пожмет плечами и пройдет мимо, а искусствовед напишет очередную книгу в твердом переплете, по поводу того, что имел в виду художник, создавая свое произведение.

В дизайне все в точности до наоборот. Цель конкретна и лапидарна, и если трактуется потребителем по-разному, то это провал, неудача. И задача дизайнера создать такой продукт, который способны воспринимать и принимать абсолютно все, тогда это успех.

Аргумент 5. Великое произведение искусства субъективно. Профессиональный дизайн всегда объективен.

Каждый человек имеет свое мнение по поводу искусства, и зависит оно в большей степени от собственных симпатий и антипатий. И не всегда этому есть объяснение, логика здесь отсутствует. Либо искусство принимается душой, нутром и возникает чувство эмпатии, либо оно бесповоротно отвергается. Кому-то нравится Питер Брейгель или Иероним Босх, кто-то любит «малых» голландцев, кто-то восторгается живописью импрессионистов, а бабушка в деревне не видела ничего милее «Утра в сосновом бору» Шишкина. Каждый находит свою нишу в искусстве, исходя из субъективного чувства близости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дизайне все не так. Успешность его зависит не от личных предпочтений дизайнера или отдельного пользователя, а от всей потребительской аудитории (чем больше, тем лучше), продвижения на рынке и поиска новых форм для выделения дизайн-продукта на фоне никогда не дремлющих конкурентов. Майкл Каммингс говорил: «Дизайн - это искусство служения, а не самовыражения» [10, с. 414] - и был абсолютно прав, поскольку мерилом дизайна всегда служил человек, для которого он был задуман и создан.

Аргумент 6. Искусство - удел избранных. Дизайн создается для всех.

Несомненно, художника интересует мнение общества о его творчестве. Но если контакт не состоится и мастер будет подвержен обструкции, то у него всегда есть возможность сказать: «Я так вижу!», и он будет по-своему прав, поскольку создал произведение в первую очередь для себя и себе подобных. Художник одновременно и с обществом, и вне его - он сам выбирает свою роль, становясь активным участником событий или отстраненно наблюдая за ними.

К примеру, однажды по телевизору показывали опрос жителей Чили об отношении к Пиночету. Когда очередь дошла до художника, он ответил: «Я всю жизнь пишу одну и ту же реку, которой абсолютно все равно, был Пиночет или не нет». Очевидно, в это время он думал о вечном, а не о сегодняшнем дне.

Дизайн же живет настоящим. Дизайн ради дизайна абсурден. Дизайн социален, поскольку решает каждодневные задачи общества. Он понятлив, потому что пытается овладеть мыслями общества. Он искусен, так как должен быть востребован и желаем. Дизайн необходим, поскольку является культурным феноменом развития цивилизации. Он актуален, потому что основывается на приоритете общечеловеческих ценностей.

Аргумент 7. Искусство канонично. Хороший дизайн но своей природе синтетичен.

Вся жизнь искусства - это борьба с канонами, устоявшимися взглядами через преодоление насмешливой толпы, сомнения, тревоги и неожиданные открытия. И вот наконец-то признание и успех. Но метафоричность и парадоксальность этого действа в том и заключается, что вчерашний ниспровергатель укоренившихся традиций сам становится каноном. И все возвращается на круги своя.

Дизайн другой. Он соединяет, синтезирует объекты из самых разных областей на основе принципов сочетания функциональной значимости, эстетической ценности и удобства для человека [11]. Дизайн активно собирает и ассимилирует методы и средства фактически всех без исключения искусств - архитектуры и пластики, живописи и графики, литературы и музыки, кинематографа и театра. Таким образом, дизайн синтетичен «изнутри». При этом он не только с радостью вбирает, но и без сожаления отдает, проникая в различные виды искусства и приводя к возникновению новых его разновидностей, таких как кинетическое искусство, или к трансформации традиционных, например «дизайн-архитектуры». Порой доходит до смешного, когда в округе не остается ни одного портного, парикмахера, стоматолога: все дизайнеры. А если серьезно, то в силу своего широкого всепроникновения дизайн может выступать как некий инструмент-синтезатор, аккумулирующий возможности различных направлений деятельности человека, способный удовлетворять

материальные и духовные потребности всего общества.

Аргумент 8. Искусство создается в тишине. Дизайн открыт и публичен.

Творцы по своей натуре интроверты. И хотя общество смотрит на них снисходительно, наделяя такими эпитетами, как «отшельник», «одиночка», «мизантроп», именно они создают историю, предпочитая оставаться наедине с собой. Они очерчивают границы, никого не пуская на свою территорию, при этом создают тот волшебный мир, который потрясает нас своей глубиной, вызывает ответную реакцию, пробуждает чувства. И хотя мир населяют экстраверты, создают его интроверты, размышляя о зрительных коммуникациях Мунари Бруно приводит слова американского психолога Лори Хелго: «Интроверты - это собиратели мыслей, а одиночество - то место, где эта коллекция хранится и перестраивается, чтобы осмыслить настоящее и будущее» [9, с. 46].

У дизайнера в этом вопросе возникает конфликт со своей самостью, некий когнитивный диссонанс. Поскольку в его работе, несомненно, присутствует творческая составляющая, то ему необходимо погружение в свой мир образов и ассоциаций, отключение от внешнего окружения, отрешение от забот дня нынешнего. Выходит, он интроверт? Но спрятаться в своей «норке» дизайнер попросту не может, поскольку его специальность требует публичности и он должен налаживать контакты с клиентами, коллегами и представителями смежных профессий - менеджерами, маркетологами, копирайтерами и т.д. Кроме этого он должен отслеживать технологический процесс - изучать возможности производства, материалы, ценообразование, «раз-руливать» рабочие моменты и т.п. Выходит, он экстраверт? Или хорошо адаптированный интроверт? Вероятно, именно отсюда возникают многие сложности в работе дизайнера. Основное - это неумение, как у всех творческих людей, «продать» свои таланты, поскольку его мышление «заточено» под другое.

Аргумент 9. Жизнь коротка, искусство вечно (Гиппократ). Дизайн актуален, он «здесь и сейчас».

Любое произведение искусства (если это искусство) переживет своего создателя. Все, что связано с искусством, пробуждает в человеке

тонкие нити чувствования, будоражит, волнует, пьянит... Заставляет людей смотреть на мир глазами художника, находить его в себе, ощущать и понимать красоту окружающего мира, как он, и творить сообразно ее законам.

Дизайн о том, с чем сталкивается человек каждую минуту своей жизни, поскольку все вокруг дизайн - это и упаковка чипсов, и лампа на нашем рабочем столе, и удобное расположение кнопок на смартфоне. И задача дизайнера сделать предметный мир, окружающий нас, не только функциональным, но и красивым. Грусть и тоска повелевала бы миром, если бы люди постоянно сталкивались с сухой и невыразительной функцией. Человеку нужны краски и эмоции, звонкий и радостный мир, способный сделать его счастливым. Все это способен дать дизайн, здесь и сейчас, потому что завтра это станет не актуальным. Концерт завершится, поезд уйдет - появятся новые задачи. Может быть, поэтому все произведения искусства подписываются автором, а работа дизайнера остается нераскрытой.

Аргумент 10. Произведение искусства - это прокрустово ложе человечества. Дизайн - пуховая перина.

Задача искусства состоит не в том, чтобы дарить нам удовольствие, а прежде всего в том, чтобы заставлять нас думать. Сопереживание - это титанический труд, который не просто тренирует душу, будит воображение, заставляет познавать и осознавать, оно позволяет ощутить те эмоции, то чувство, которое пытается донести до нас автор. Многие мировые шедевры искусства потрясают, выбивают из колеи, расстраивают, огорчают. Но в то же время очищают, указывают путь, благодаря проводникам - художникам, поэтам, музыкантам, которые обладают той «мягкой» силой, которая способна заставить нас взглянуть на мир совсем другими глазами.

Дизайн призван обеспечивать потребности пользователей, поскольку все, созданное дизайнерами, предназначено для блага человека, для удовлетворения его потребностей, для потакания его прихотям и сиюминутным желаниям [6]. Как индивидуален каждый человек, так и неповторима среда, которую он вокруг себя создает. И главная задача дизайнера - гармонизация этой среды, создание комфортного существования человека, при условии успешной коммуникации с окружающим пространством. Той

CLASSIC MODERN AVANGUARD

ART

mm

хнТвГПШ

ART

МШГЛ«

I

FRENCH TUSCAN

Mini

iSilili

М.П. Куликова, П.В. Рыбакова. Фирменный стиль для выставочного комплекса Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск). 2019

М.Р Kulikova, P. Y Rybakov. Corporate style for the exhibition complex of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky (Krasnoyarsk). 2019

среды, в которой каждая вещь, рассчитывающая называться продуктом дизайна, должна интегрировать в себе две основополагающие характеристики - быть эстетически привлекательной и функциональной.

Литература

1. Банфи, А. Философия искусства / пер. с итал. Г. Смирнова. - Москва: Искусство, 1989. - 383 с.

2. Бондарев, Ю.В. О формулах и красоте // Образование и общество, - 2010. - № 6. - С. 31-35.

3. Вершинин, Г.В. Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX века: автореф. дис. ... д-ра филос. наук, д-ра культурологии, д-ра искусствоведения. - Екатеринбург, 2005. - 32 с.

4. Глазычев, В. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. -Москва : Европа. - 2006 - 167 с.

5. Имз, Ч., Имз, Р. Мебель Чарльза и Рэй Имз. - Санкт Петербург : Астрель, 2017. - 317 с.

6. Кидд, Ч. Судите сами. Как отличить хороший дизайн от плохого / пер. с англ. П. Миронова. - Москва : ACT, Corpus, 2016. - 144 с.

7. Лола, Г.Н. Дизайн как социо-культурный феномен (философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Санкт-Петербург, 1999. - 46 с.

8. Миллер, Д. Удобство вещей. - Москва: ACT, 2006. -371 с.

9. Мунари, Б. Фантазия: изобретение, креатив и воображение в зрительных коммуникациях / пер. с итал. Т. Стамовой. - Москва: Изд. Д. Аронов, 2014. - 213 с.

10. Папанек, В. Дизайн для реального мира. - Москва: Изд. Д. Аронов. 2008. - 414 с.

11. Рэнд, П. Дизайн: форма и хаос. - Москва : Изд-во

Студии Артемия Лебедева, 2013. - 244 с.

12. Ярыгина, А. Графический дизайн // Дошкольное

воспитание. - 2005. - № 2. - С. 35-42.

References

1. Banfi, A. Filosofiya iskusstva [Philosophy of art], Transl. from Italian by G. Smirnov. Moscow, Iskusstvo, 1989, 383 p.

2. Bondarev, Yu.V. О formulah i krasote [About formulas and beauty]. Obrazovanie i obshchestvo, 2010, no. 6, pp. 31-35.

3. Vershinin, G.V. Kontekst v arhitekture, dizajne, iskusstve XX veka [Context in architecture, design, art of the 20th century]. Extended Abstract of a Doctoral (Philosophical sciences, cultural studies, arts) Dissertation. Scientific library of the Ural State University named after A.M. Gorky. Yekaterinburg, 2005, 32 p.

4. Glazychev Y Dizajn kak on est', Izdanie vtoroe, dopolnennoe [Design as it is. Second edition, implemented]. Moscow, Evropa, 2006, 167p.

5. Eames, Ch„ Eames R. Furniture by Charles and Ray Earnes. Saint Petersburg, Astrel, 2017, 317 p.

6. Kidd, Ch. Sudite sami. Kak otlichit horoshij dizajn ot plohogo [Judge this. How to tell good design from bed one]. Transl. from English by P. Mironova. Moscow, AST, Corpus, 2016,144 p.

7. Lola, G.N. Dizajn kak socio-kul'turnyj fenomen (filosofskij analiz) [Design asasocial and cultural phenomenon (a philosophical analysis)]. Saint Petersburg, 1999, 46p.

8. Miller, D. Udobstvo veshchej [The comfort of things]. Moscow, AST, 2006, 371 p.

9. Mnnari, B. Fantaziya: izobretenie, kreativ i voobrazhenie v zritel'nyh kommunikaciyah [Fantasy as an exact science]. Transl. from Italian by T. Stamovaya. Moscow, Izdatelstvo D. Aronov, 2014,213 р.

10. Papanek, V. Dizajn dlya realnogo mira [Design for real world]. Moscow, D. Aronov, 2008, 414 p.

11. Rand, P. Dizajn: forma i haos [Design: form and chaos]. Moscow, Izdatelstvo Studiya Artemiya Lebedeva, 2013,244 p.

12. Yarygina A. Graficheskij dizajn [Graphic design]. Doshkol'noe vospitanie, 2005, no. 2, pp. 35-42.

Об авторах

Куликова Мария Павловна - профессор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, почетный член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации TYPOGRAPHIQUE ATypI

E-mail: [email protected]

Maria Pavlovna Kulikova

Professor at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky, Honorary member of the Union of Designers of Russia, member of the International Association TYPOGRAPHIQUE ATypI

Рыбакова Полина Владимировна - старший преподаватель Сибирского государственного институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, член Союза дизайнеров России

E-mail: [email protected]

Rybakova Polina Vladimirovna

Senior lecturer at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky, member of the Union of Designers of Russia

I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

THEORY AND PRACTICE OF FINE ART

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.