Научная статья на тему 'Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателями: терминологический анализ'

Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателями: терминологический анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
389
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИЗАЙН / КОГНИТОЛОГИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ / КОГНИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИЯ / COMPUTER TECHNOLOGIES / DESIGN / COGNITIVE SCIENCE / COGNITIVE APPROACHES / COGNITIVE PERCEPTION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бородовская А. Ю.

В статье рассмотрена история возникновения, развития и применения компьютерных технологий в процессах переработки знаний, в когнитивных подходах к восприятию информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF COGNITIVE PERCEPTION OF THE INFORMATION BY READERS: A TERMINOLOGICAL ANALYSIS

The article reviews the history of the origin, development and application of computer technology in processing of knowledge, cognitive approaches to the perception of information.

Текст научной работы на тему «Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателями: терминологический анализ»

УДК 004.9+004.81

АЮ.Бородовская

ДИЗАЙН ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧИТАТЕЛЯМИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

В статье рассмотрена история возникновения, развития и применения компьютерных технологий в процессах переработки знаний, в когнитивных подходах к восприятию информации.

Ключевые слова: компьютерные технологии, дизайн, когнитология, когнитивные подходы, когнитивное восприятие информация.

A.Y.Borodovskaya DESIGN OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF COGNITIVE PERCEPTION OF THE INFORMATION BY READERS: A TERMINOLOGICAL ANALYSIS.

The article reviews the history of the origin, development and application of computer technology in processing of knowledge, cognitive approaches to the perception of information.

Ключевые слова: computer technologies, design, cognitive science, cognitive approaches, cognitive perception of information.

Компьютеры, интернет, электронная информация, электронные образовательные ресурсы - все эти составляющие современной жизни становятся не только объектами исследований различных наук, но и стимулируют появление новых объектов исследований, например, мыслительные процессы обучаемого в условиях внедрения компьютерных технологий. Как следствие появление нового термина «инженерия знаний», когда точные математические, компьютерные методы помогают настраивать процессы восприятия информационных потоков, управлять процессом получения и усвоения информации. В основе решения этой проблемы лежат знания по психологии восприятия, которые составляют базу технологии переработки знаний и являются характерной чертой когнитивного подхода.

В структуре познавательных процессов выделяются два важных момента восприятия: во-первых, чувственное отражение действительности и во-вторых, перцептивные процессы как база познава-тельных процессов. Среди различных форм психического отражения действительности восприятие представляет собой ее отражение в наглядно-чувственной форме.

В современных исследованиях не только в области психологии, но и в области информационных технологий термины как «когнитивность/когнитивный/когнитология» встречаются все чаще. Именно образовательные системы в условиях внедрения компьютерных технологий базируются на сознательном моделировании процесса восприятия знаний, на когнитивном подходе. В этом случае технология переработки знаний включает в себя комплекс знаний о психике человека, его социальном статусе, национальности, поле и возрасте и т.д., то есть учитывается множество сопутствующих параметров познающего человека, с целью соответствия конечному результату преследуемой образовательной цели.[3, 5, 6, 7]

В итоге когнитивность становится главным признаком педагогических технологий, определяет его актуальность и значимость.

Анализ теоретических исследований, посвященных психологии человеческого восприятия и познания позволяет выделить несколько научных направлений:

1. Ассоциативная психология, достигшая наибольшего расцвета во второй половине XIX века. Среди особо выделившихся - труды немецких ученых - И.Мюллера (1826), Э. Маха (1865), Г.Гельмгольца (1867), Э.Геринга (1879), В.Вундта (1887), Г.Э.Мюллера (1896) и американского психолога Э.Б.Титченера (1898). По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания -ощущений.

2. Гештальтпсихология, возникшая в начале XX века. В этом направлении работала группа немецких психологов - М.Вертхаймер (1912, 1922), В.Кёллер (1917, 1929), К.Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.

3. Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966). Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Так же, как и гештальтпсихологи, Дж. Гибсон выступает против ассоциативной теории восприятия.

4. Теория швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961) особо выделяется среди зарубежных концепций развития восприятия. Он солидаризируется с позицией психолога Дж. Гибсона, отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоциативистов и гештальтпсихологов. В свою очередь Ж. Пиаже предлагает рассматривать развитие восприятия, как постепенную организацию деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

5. Компьютерная метафора, как метод рассмотрения головного мозга человека, как аналога компьютерного «железа», имеющего подсистему входов - периферию анализаторов (глаза, уши и пр.); центральное звено

(процессор со встроенными программами) - мышление и память; подсистему выходов - эффекторы (аппарат движений и речь). Система действовала по принципу отрицательной обратной связи: решение задачи прерывает активность.

Психология восприятия и познания соединились в новом научном направлении под названием когнитология1. Терминологическое поле этого междисциплинарного научного направления составляют такие термины, как когнитивная карта, когнитивные стили, когнитивные (познавательные) способности, когнитивные процессы, когнитивные технологии, когнитивное обучение и др. (См. рис.1)

Когнитология

О

Рис. 1. Терминологическое поле когнитологии.

Изначально когнитология возникла как научное направление в области психологии, изучающее познавательные аспекты деятельности человека, проблемы восприятия, познания и понимания окружающей действительности. 1960 год можно считать датой рождения когнитологии, поскольку в этом году в Гарварде впервые создан центр когнитивных исследований. С этого момента когнитивное моделирование стало развиваться в политологии, социологии американским ученым Р.Аксельродом и его последователями, а затем и в других научных отраслях.

Среди работ зарубежных ученых необходимо также отметить исследования К.Идена, Д.Кима, Коско В., Леви А. и Тетлока Р.А. Значительный интерес вызывают исследования российских ученых Ю.М.Пло-тинского, Э.А.Трахтенгерца, в том числе специалистов РАН: Авдеевой З.К., Ковриги С.В., Макаренко Д.И., Максимова В.И., Качаева С., Корноушенко Е., Макаренко Д.И., Хрусталева Е.Ю., Кулинича А.А. Методология когнитивности лежит в русле психологических наук, среди ученых-психологов все больше утверждается «компьютерная модель» познания, т.е. она должна подробно описывать механизм обработки информации, с помощью которого может быть реализована некоторая познавательная функция.

В итоге когнитология, объединив философию (теория познания), когнитивную психологию, нейрофизиологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта, превратилась в междисциплинарное научное направление. [1, 2, 4]

Основываясь на вышеизложенном можно попытаться сформулировать исходный тезис: дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателями должен ориентироваться на развитие высокого уровня интеллекта, формирование творческого потенциала, накопление практического опыта.

Литература

1.Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1/ Б. М. Величковский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 448 с.

2.Завьялова М.П. Когнитология как метанаука в структуре когнитивистики/ М.П.Завьялова //Вестник ТГУ. -2010. - №2(10). - С.18-22.

1. Velichkovskij B.M. Kognitivnaja nauka: Osnovy psihologii poznanija: v 2 t. - T. 1/ B. M. Velichkovskij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 448 s.

2. Zav'jalova M.P. Kognitologija kak metanauka v strukture kognitivistiki/ M.P.Zav'jalova //Vestnik TGU. -2010. - №2(10). - S.18-22.

1 Когнитология (от латинского «cognitio» - познание и от греческого «logos» - учение) - наука о знаниях; система методов и приемов получения, обработки, хранения и использования человеческого знания. [Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов/Н.Г.Комлев. - М.: ЭКСМО, 2006. - 672 с.]

3.Когнитивные возможности современных информационных технологий [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.znannya.org/?view=intro-2

4.Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова. -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

5.Anna Wong Cognitive load theory, the transient information effect and e-learning [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S095947521 2000369

6.Patrick R. Thomas Cognitive styles and instructional design in university learning [Электронный ресурс]: - Режим доступа:

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S104160801 0000038

7.Paul A. Kirschner Cognitive load theory: implications of cognitive load theory on the design of learning [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S095947520 1000147

3. Kognitivnye vozmozhnosti sovremennyh informacionnyh tehnologij [Jelektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www. znannya. org/?view=intro-2

4. Kognitivnaja psihologija. Uchebnik dlja vuzov/ Pod red. V. N.Druzhinina, D. V. Ushakova. -M.: PER SJe, 2002. - 480 s.

5. Anna Wong Cognitive load theory, the transient information effect and e-learning [Jelektronnyj resurs]: -Rezhim dostupa:

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S095947521 2000369

6. Patrick R. Thomas Cognitive styles and instructional design in university learning [Jelektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa:

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S104160801 0000038

7. Paul A. Kirschner Cognitive load theory: implications of cognitive load theory on the design of learning [Jelektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S095947520 1000147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.