ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМ. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО ПОДХОДА
Е.С. Баранова, канд. экон. наук, доцент Л.Д. Казаченко, канд. экон. наук, доцент Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита)
Аннотация. В данной статье исследованы особенности теоретических подходов к формированию дивидендной политики компаниями в России и в западных странах, включая теории выплаты дивидендов и факторы, влияющие на выбор дивидендной политики предприятия. Были выявлены специфические особенности российского подхода в этих вопросах и сделан вывод о том, что единой дивидендной политики существовать не может, так как факторы, влияющие на ее выбор, в разных странах различаются.
Ключевые слова: дивиденд, дивидендная политика, подходы к выплате дивидендов, теории дивидендной политики, факторы влияния.
Дивидендная политика предприятия включает в себя два основных вопроса -какую долю прибыли следует выплачивать в среднем в течение определенного времени, и какого вида политики выплаты дивидендов стоит придерживаться. Вопросы выбора дивидендной политики все более актуальными для российских компаний. Мы ставим перед собой задачу рассмотреть теоретические аспекты дивидендной политики российских и западных предприятий с учетом их специфических особенностей, ее влияние на стоимость компании, факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. дает следующее определение понятия дивиденд: «Дивиденд - это прибыль, получаемая участниками предприятия пропорционально вложенному капиталу» [1]. Иными словами, это часть чистой прибыли фирмы, которая распределяется между ее акционерами. Это своего рода выплата акционерам за их инвестиции в компанию. Если мы обратимся к определению дивидендной политики, которое дается в работе Р.К. Лиза, К. Джона, А. Калей «Дивидендная политика - ее влияние на стоимость фирмы», то найдем следующее определение: «Практика, которой руководство фирмы придерживается в решении выплаты дивидендов, то есть набор целей и задач, которое оно ставит перед собой» [2]. Дивидендная политика оп-
ределяет долю дивидендов, а также удерживает прибыль предприятия. Существует взаимосвязь между нераспределенной прибылью и дивидендами, которая подразумевает тот факт, что чем больше нераспределенная прибыль, тем меньше дивиденды, и наоборот [3].
Анализ западного подхода к классификации дивидендов позволил выделить следующие виды: денежный дивиденд (cash dividend), бонусные акции, именуемые в качестве дивидендов по акциям в США (Bonus Shares referred to as stock dividend in USA), имущественный дивиденд, годовой (Property dividend interim dividend, annual dividend), специальный дивиденд, дополнительный дивиденд (Special dividend, extra dividend), регулярные денежные дивиденды (Regular Cash dividend), дивиденд, выплачиваемый ценными бумагами корпорации (Scrip dividend), ликвидационный дивиденд (Liquidating dividend), дивиденд выплачиваемый имуществом (Property dividend) [4].
Таким образом, мы видим, что существуют различные виды дивидендов, и каждый имеет ценность для акционеров. Отметим, что дивидендная политика должна учитывать две основные цели: максимизация благосостояния владельцев и обеспечение достаточного финансирования. И как уже отмечалось ранее, менеджеры должны найти баланс между текущим доходом для акционеров и будущим ростом
компании. Поэтому дивидендная политика должна учитывать такие аспекты как количество наличных денег, доступных для выплаты инвесторам и в какой степени будущие предлагаемые проекты будут полезны для фирмы [5].
Говоря о РФ, выделяем три основных подхода к выплате дивидендов.
1. Консервативный подход, который подразумевает главным образом развитие предприятия. Ученые отмечают, что согласно одной из его разновидностей дивиденды выплачиваются по остаточному принципу, то есть в первую очередь финансируется деятельность самого предприятия, и только после этого распределяются дивиденды.
2. Умеренный подход, который предполагает минимальный стабильный размер выплачиваемых дивидендов, и в тоже время разрешает повышения их размеров, в тех случаях, когда предприятие получает большую прибыль. То есть иными словами, дивиденды наполовину зависят от прибыли компании. Этот подход считается оптимальным.
3. Агрессивный подход. При таком подходе приоритетными являются дивиденды, их постоянный рост. Инвестиции в развитие предприятия при таком подходе отходят на второй план [6].
Говоря о западных странах, кроме перечисленных, мы можем отметить следующие виды дивидендной политики:
- либеральная дивидендная политика. Следуя данной политике, управляющие фирмы выплачивают высокие дивиденды своим акционерам, увеличивая их с течением времени;
- стабильная дивидендная политика. Фирмы могут следовать политики: стабильный коэффициент выплаты дивидендов, то есть процент выплаты остается неизменным; или «стабильная рупия» (с поправкой на инфляцию), то есть согласно данной политике уровень дивидендов в рупии остается стабильным;
- низкий регулярный дивиденд плюс дополнительная дивидендная политика. Так, согласно данному подходу, устанавливается регулярный низкий дивиденд, а
когда компания процветает и увеличивается прибыль, то выплачиваются дополнительные дивиденды;
- остаточная дивидендная политика. Согласно данной политике, дивиденды выплачиваются за счет прибыли, которая не требуется для финансирования новых проектов предприятия. Дивиденды будут меняться в зависимости от инвестиционных возможностей;
- политика множественного увеличения дивидендов. Некоторые фирмы предпочитают выплачивать дивиденды акционерам часто и в малых количествах. Таким образом, они создают иллюзию роста и развития фирмы;
- неограниченная дивидендная политика. Дивиденды выплачиваются беспорядочно, когда управляющие считают, что это не навредит финансам компании. В таком случае интересы акционеров не принимаются во внимание, однако стоит отметить, что чаще всего фирмы придерживаются стабильной или растущей дивидендной политики, а не неограниченной;
- единый денежный дивиденд плюс бонусная политика. Согласно данному подходу, минимальная ставка дивиденда на акцию выплачивается наличными, а также из накопленных резервов выписываются бонусные акции. Стоит отметить, что бонусные акции не выплачиваются на ежегодной основе. Они могут быть выплачены в определенный период времени, например 3-5 лет, что зависит от накопленных резервов компании.
В 2014 году правительство РФ утвердило Кодекс корпоративного управления, согласно которому дивиденды компании должны быть «прозрачными». Фирмам рекомендуется составить определенное положение, в котором будут прописаны правила расчетов дивидендов, их выплат и тому подобное. Другими словами, дивидендная политика того или иного предприятия, должны быть доступна для инвесторов, в целях повышения доступности информации. Также отмечается, что вид дивидендов должен быть денежный, а не в имущественной форме, так как его сложнее оценить.
В целом ученые-экономисты считают, что по России отмечается низкий уровень дивидендов по сравнению с другими странами. Так, в РФ они составляют только 1020% от прибыли, а во всем мире их размер достигает 40%. Таким образом, мы можем сделать вывод, что дивидендная политика в России больше соответствует консервативному подходу, а на Западе это больше агрессивный подход [7].
С течением времени появлялись различные теории дивидендной политики, в основном, это теории западных исследователей и ученых;
1. Остаточная теория дивидендной политики (The Residual Theory of Dividend Policy) [8].
2. Теория нерегулярности дивидендов, Миллер и Модильяни, 1961 (Dividend Irrelevancy Theory, Miller & Modigliani, 1961) [9].
3. Теория «птица в руке» Дж. Линтера и М. Гордона (The Bird in the Hand Theory, John Lintner 1962 and Myron Gordon 1963) [10].
4. Налоговая дифференциальная теория Б. Грэхем и Д.Л. Додд (The Tax Differential Theory, (B. Graham and D.L. Dodd) [11].
5. Процентная схема выплаты (Percent Payout Theory, Rubner 1966) [12].
6. Теория удержания в процентах, Кларксон и Элиот (Per Cent Retention Theory, Clarkson and Eliot 1969) [12].
7. Агентская теория стоимости (Agency Cost Theory, Jenson) [13].
Так, мы видим, что данные теории сосредоточены на вопросе о правомерности дивидендной политики в отношении стоимости фирмы. В некоторых из данных подходов утверждается, что дивиденды оказывают положительный эффект на предприятие, некоторые считают, что дивиденды могут иметь и негативное влияние.
В 1950-х гг. Линтер в своем исследовании изучал, как управляющие предприятий устанавливают свою дивидендную политику. Большинство респондентов утверждали, что существует так называемая «целевая доля заработка», которая и определяет дивидендную политику. Так, неко-
торые фирмы могут выплачивать около 40% прибыли в виде дивидендов, другие повышают этот процент до 50. Часто размер дивидендов меняется вместе с прибылью фирмы [14]. В Российской Федерации управляющие выбирают между тремя основными видами дивидендной политики, а именно консервативный, умеренный и агрессивный подходы.
Важнейшими факторами, влияющими на выбор той или иной дивидендной политики, являются следующие: юридические положения о дивидендной политике; величина дохода; интересы акционеров; характер промышленности, сфера, в которой работает та или иная компания; возраст компании; налоговая политика; фактор управления; позиция ликвидности (если у компании нет достаточных денежных средств для выплаты дивидендов, то она может начать выпускать бонусные акции); будущие требования (если существует вероятность того, что в будущем предвидятся выгодные инвестиционные возможности, то компания может выплачивать более низкие дивиденды и наоборот) [15].
Перечисленные выше факторы являются одними из основных факторов, которые учитываются в разных странах мира. К ним мы можем добавить многочисленные финансовые аспекты, которые требуют определенных подсчетов. Если мы обратимся к РФ, то здесь отметим, что определяющими факторами, влияющими на выбор дивидендной политики, являются: юридический фактор; ограничения контрактного характера (в России это подразумевает формирование резервного капитала в размере не менее 15% уставного капитала); ограничения связанные с ликвидностью; интересы акционеров; возраст компании; ограничения рекламно-информационного характера (так как информация о дивидендной политике тщательно отслеживается, то фирмам необходимо придерживаться стабильной политики выплаты дивидендов в целях поддержания рыночной цены акций).
Во всем мире формированию дивидендной политики предприятия посвящено много различных исследований. Отметим,
что не существует единого мнения о том, ятия играет особую роль, так как выплата какого вида дивидендной политики стоит дивидендов влияет на рыночную стои-придерживаться той или иной фирме. Тео- мость предприятия. Кроме того, управ-рии, рассмотренные нами выше, могут ляющие при помощи выбранной ими ди-быть применимы не во всех странах, так видендной политики могут распределять как это зависит от различных факторов, прибыль компании. Также не стоит забы-которые влияют на выбор той или иной вать, что дивиденды привлекают инвесто-дивидендной стратегии для предприятия. ров, а, следовательно, и инвестиции. Так Если мы обратимся к РФ, то здесь мы так- мы видим, что она имеет стратегическое же можем сказать, что разные фирмы вы- значение в развитии фирмы и непрерыв-бирают разные подходы в формировании ной ее деятельности. Управляющие раз-их дивидендной политики. Необходимо ных компаний выбирают политику рас-отметить, что многие российские исследо- пределения прибыли в соответствие с их ватели рассматривают вопрос правомерно- основными целями и задачами, которые сти дивидендной политики по отношению они хотят достигнуть. По мнению иссле-к стоимости фирмы. Они изучают теории дователей, в РФ влияние дивидендной по-дивидендной политики и исследуют при- литики на стоимость компании может ли-менимы ли они к российской практике. бо проявляться, либо не проявляться. То
Таким образом, мы можем сделать вы- же самое касается и других стран. вод, что дивидендная политика предпри-
Библиографический список
1. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Мир и Образование», 2008. - 736 с.
2. Ronald C. Lease, Kose John, Avner Kalay. Uri Loewenstein, Oded H. Sarig, Dividend Policy- Its Impact on Firm Value, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts, 2000. -p. 29.
3. Дивидендная политика [Электронный ресурс] / Школа бизнеса Леонарда Н. Штерна: 44 West 4th Street, New York, NY 10012, США Режим доступа: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/pdfiles/acf2E/Chap10.pdf
4. Дивидендная политика - теория [Электронный ресурс] / Открытый электронный портал http:// shodhganga.inflibnet.ac.in
5. ВоробьевА.Г. Оптимизация дивидендной политики акционерного общества: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А.Г. Воробьев. - М., 2011. - 169 с.
6. Дивидендная политика - свобода или необходимость // электронный журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fd.ru/artides/158421-dividendnaya-politika-svoboda-ili-neobhodimost- qqq- 17-m1
7. Теплова Т.В. Влияние дивидендных выплат на рыночную оценку российских компаний: эмпирическое исследование методом событийного анализа на российских и зарубежных торговых площадках // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №2.
8. Dividend Policy: A Review of Theories and Empirical Evidence /Husam-Aldin Nizar Al-Malkawi, Corresponding Author, Faculty of Business, ALHOSN University P.O. Box 38772 -Abu Dhabi, UAE. Michael Rafferty Senior Research Analyst, WRC, University of Sydney, Australia.
9. Miller, Merton H., and Modigliani, Franco. "Dividend Policy, Growth and the Valuation of Shares: Journal of Business 34, №. 4, October 1961, p. 411-433.
10. Gordon Myron J., "Optimal Investment and Financing Policy: Journal of Finance, May 1963, p. 264-272.
11. Graham, B., D. Dodd, Security Analysis, New York: McGraw-Hill, 1st edition, 1934.
12. Ravi M Kishore, Dividend Policies and Share Valuation, Taxmann's Financial Management, 2001, p. 1.473, 1.474.
13. Jensen Michael. C., and William Meckling, 'Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure', Journal of Financial Economics, Vol. 3, 1976, p. 305360.
14. Lintner, John. "Distribution of Incomes of Corporations among dividends, Retained Earnings and Taxes" American Economic Review 46, May 1956, p. 97-133.
15. Factors affecting dividend decision // Indian electronic thesis and dissertations URL: http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/8955/11/11_ chapter%205.pdf.
DIVIDEND POLICY OF THE FIRMS.
SPECIFICITY OF THE RUSSIAN APPROACH
E.S. Baranova, candidate of economic sciences, associate professor L.D. Kazachenko, candidate of economic sciences, associate professor Transbaikal state university (Russia, Chita)
Abstract. This article explores the specifics of the theoretical approaches to the formation of dividend policy by companies in Russia and in Western countries, including the theory of dividend payment and factors affecting the choice of dividend policy of the enterprise. Specific features of the Russian approach in these issues were identified and a conclusion was drawn that a single dividend policy can not exist, since the factors influencing its choice vary from country to country.
Keywords: dividend, dividend policy, approaches to dividend payment, theory of dividend policy, influence factors.