Научная статья на тему 'Диверсификация системы потребительской кооперации'

Диверсификация системы потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ДЕРЕВО ДИВЕРСИФИКАЦИИ / ПОЛЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛУГ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебренникова Ирина Алексеевна

Рассмотрены вопросы, связанные с диверсификацией производства, историей развития потребительской кооперации. Проанализировано определение понятия «диверсификация», классифицированы процессы диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Серебренникова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification of system conumering cooperation

Considered questions connected with diversification of production, with history of development consumering cooperation. Analysed the definition of diversification, classify the processes of diversification.

Текст научной работы на тему «Диверсификация системы потребительской кооперации»

6. Сохранение и восстановление биоразнообразия/Коллектив авторов. М.: Изд-во науч. и учеб.-метод. центра, 2002.

Поступила в редакцию 15.02.05

I.A. Serebrennikova

Diversification of system conumering cooperation

Considered questions connected with diversification of production, with history of development consumering cooperation. Analysed the definition of diversification, classify the processes of diversification.

Серебренникова Ирина Алексеевна Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ» 426034, Россия, г. Ижевск ул. Университетская,!, корп. 4.

Создание кооперативов, развитие кооперации - вот непосредственная цель и прямой результат кооперативного движения. Но надо заметить, что движения без участия не бывает. В кооперативном движении принимают участие рабочие, крестьяне, кустари и ремесленники, рыбаки, служащие, очень часто - домохозяйки, пенсионеры, студенты, иногда - мелкие и средние предприниматели. Они участвуют в кооперативном движении в качестве действительных или потенциальных членов кооперативов. Любой член кооператива - это всегда кооператор. Нанятый же кооперативом рабочий или служащий является кооператором лишь тогда, когда он состоит членом этого кооператива. Всякий член кооператива обычно является пайщиком (человеком, внесшим пай). Все члены кооперативов вместе образуют социальный слой или социальную группу со своими особыми интересами. Здесь, на наш взгляд, налицо диверсификация социальных групп населения.

В конечном итоге в системе потребительской кооперации ин-

тегрируется разнообразие взаимодействий всех компонентов системы, включая и все формы деятельности человека.

На основании вышеизложенного введем понятие «поле диверсификации». Поле диверсификации - пространство (в нашем случае система потребительской кооперации), состоящее из отдельных элементов, в пределах которого проявляется действие диверсификации (расширения и разнообразия).

Таким образом, система потребительской кооперации не только России, но и Удмуртии - пример диверсифицированного производства, которое только по внешним признакам основано на традиционной торговле, а фактически это вертикально интегрированная структура, оснащенная современным оборудованием, осуществляющая заготовку, переработку, производство и продажу продукции собственного производства, использующая в качестве сырья продукцию, выращенную на собственных предприятиях, а также поступающую на давальческих условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие. М., 1998. Ч. 1.

3. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп./Н.Т. Бунимович, Г.Г. Шаркова, Т.М. Корнилова и др.; Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 2000.

4. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: Маркетинг, 1999.

5.Немченко Г.И. Диверсификация производства/Дальневост. отд. РАН. Благовещенск, 1994.

В потребительской кооперации сложилась стройная система профессионального образования. Она обеспечивает подготовку специалистов высшей и средней квалификации, работников массовых профессий и повышение квалификации кадров.

Подготовкой специалистов с высшим образованием занимаются высшие учебные заведения Центросоюза. Их всего три: Московский, Сибирский, Белгородский университеты потребительской кооперации, которые в свою очередь имеют институты в Чебоксарах, Саранске, Чите, Казани, Ижевске, Ставрополе.

Специалистов со средним специальным образованием готовят 67 техникумов и колледжей потребительской кооперации, принадлежащие союзам потребительских обществ республик, краев, областей.

Подготовка специалистов ведется по очной (дневной) и заочной, а в некоторых учебных заведениях и вечерней формам обучения. Кооперативные вузы, техникумы, колледжи готовят специалистов как по традиционным и по обновленным направлениям (бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, экономика и управление на предприятии, информационные системы в экономике, товароведение и экспертиза товаров, технология продуктов общественного питания), так и по новейшим (юриспруденция, коммерция, менеджмент, маркетинг, мировая экономика).

Самыми массовыми на предприятиях и организациях потребительской кооперации по праву считаются профессии продавца, повара, пекаря, заготовителя, кассира. Подготовкой этих работников занимаются кооперативные профессионально-технические училища и предприятия-школы. Одна из форм подготовки работников массовых профессий - индивидуальное и бригадное ученичество. Проводятся также краткосрочные курсы.

Следовательно, на основании вышеизложенного в области образования в системе потребительской кооперации, на наш взгляд, также прослеживается диверсификация. Диверсификация образования - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Для того чтобы кооперативное движение имело свои постоянные кадры, необходимо проводить не только подготовку кадров, но и профессиональную универсализацию кадров таким образом, чтобы работники кооперации могли не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и замещать отсутствующих работников, например, кондитер должен осуществлять функции повара, продавца и т.д. В данном случае потребительская кооперация создает диверсифицированное поле для повышения конкурентоспособности индивида.

Диверсификация персонала - форма обеспечения конкурентоспособности персонала, проявляющаяся в универсализации работника, освоении им нескольких специальностей и производственных операций, облегчающих перераспределение персонала в рамках одной организации и в масштабе региона.

по единому тарифно-квалификационному справочнику, а профессий рабочих около 119, что составляет 2,36% от общего числа профессий рабочих.

В сопоставлении эти же показатели по лесозаготовительному производству значительно ниже: должностей служащих здесь около 30 (1,8%), а профессий рабочих - 47, что составляет лишь 0,93%.

На основании приведенных показателей можно говорить о диверсификации профессий в системе потребительской кооперации.

Диверсификация профессий - это разнообразие профессий рабочих и должностей служащих в рамках одного предприятия или отрасли.

Особенно необходимо обратить внимание на отбор и подготовку исполнителей диверсификации производства: управленческой команды и производственного персонала. Другими словами, для того чтобы построить эффективную деятельность, приносящую прибыль, предприятие должно иметь квалифицированных менеджеров, способных начать, а затем и развить деятельность. Таким образом, можно утверждать, что диверсифицированное предприятие должно иметь квалифицированные управленческие кадры для всех фаз жизненного цикла его деятельности, чтобы осуществлять наиболее приемлемую стратегию для конкретной стадии развития каждой единицы предприятия. Теоретически данный аргумент кажется убедительным, поскольку он предполагает наличие у компании устойчивого конкурентного преимущества. В то же время практически такое положение потребует от компании перемещения руководителей между единицами по мере происходящих рыночных изменений. К сожалению, необходимо отметить, что на практике очень немногие диверсифицированные предприятия организованы таким образом, что управляющий персонал, обладающий важнейшими профессиональными навыками, может быть точно перераспределен между бизнес-единицами в соответствии с их стадиями развития, в т.ч. и в системе потребительской кооперации.

Роль подбора, подготовки персонала особенно возрастает при реализации процесса диверсификации в неродственные отрасли, когда от персонала требуются новые знания, умения и навыки. Следовательно, обучение должно быть включено в число главных пунктов плана действия, так как его необходимо провести уже на ранних стадиях реализации процесса диверсификации.

Многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь». Это условие позволяет разрабатывать разнообразные профессиональные образовательные программы с учетом возраста и особенностей личности. Ступенчатая подготовка кадров предусматривает овладение профессиональными знаниями определенными, завершенными блоками, что позволяет личности самостоятельно строить свою образовательную траекторию.

Многофункциональность системы подчеркивается широким спектром функций профессиональных образовательных учреждений и широким спектром подготовки профессиональных кадров.

Как заявление более общего уровня мы можем сказать, что системное разнообразие (потенциальные покупатели) было успешно абсорбировано благодаря возрастанию степени регулирующего разнообразия (новые продавцы и разные виды товара). По мере увеличения разнообразия системы расширяется регулируемое разнообразие, что, в свою очередь, увеличивает число успешных результатов. Рост продолжается, когда возрастающее регулирующее разнообразие стимулирует большее разнообразие внутри системы. Например, рост разнообразия товара или количества продавцов привлечет еще больше покупателей.

Потребкооперация - многоотраслевая система. Каждая отрасль имеет свою индивидуальную форму совершающегося процесса: свое название, инструменты, приспособления, вспомогательные и основные материалы, оборудование, индивидуальные приемы и методы труда и т.д. Во всех отраслях активным действующим элементом является субъект труда - человек. Он задает цель, строит мысленную модель будущего продукта и реализует заданную цель. Каждый вид деятельности (отрасль), взятый в отдельности, в определенный момент может рассматриваться как целостная система. Следовательно, вся система потребительской кооперации может рассматриваться как взаимодействие отдельных систем.

Проведенное исследование 28 предприятий потребительской кооперации Удмуртии показало, что в трех основных отраслях деятельности (торговля, промышленность и общественное питание) насчитывается более 88% занятых, а в наиболее важной из них (торговой) - до 58%. Таким образом, диверсификация видов деятельности здесь весьма неравномерна.

Также необходимо учесть, что при расширении деятельности предприятий потребительской кооперации руководство получает возможность усилить свою власть и увеличить собственные доходы. Диверсификация позволяет обеспечить стабильную занятость благодаря уменьшению рыночных рисков. Также могут быть привлечены новые высококвалифицированные сотрудники.

Для того чтобы осуществлять свою деятельность, предприятия потребительской кооперации должны иметь соответствующие кадры. В настоящее время в организациях потребительской кооперации заняты служащие и рабочие десятков специальностей и профессий. Это обусловлено многоотраслевым характером деятельности системы потребительской кооперации.

Система потребительской кооперации насчитывает около 55 должностей служащих, что составляет 3,30% от общего числа должностей служащих и приблизительно 270 профессий рабочих, что составляет 5,36% от общего числа профессий рабочих согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

Если сравнить данные показатели с показателями по промышленности цветной металлургии, то они выглядят следующим образом: должностей служащих около 43, что составляет 2,58% от общего числа должностей служащих

В рамках диверсификации видов деятельности наиболее близкой является конгломеративная (чистая) диверсификация. Конгломерат - организация, которая функционирует более чем в одной отрасли.

При конгломеративной диверсификации виды деятельности с высоким уровнем рентабельности и соответственно большим риском уравновешиваются менее прибыльными, но и менее рискованными видами деятельности. Чистая диверсификация обеспечивает предприятию не только снижение финансового риска и стратегическую гибкость, но и возможность развития в ситуациях, когда основной бизнес дает высокую прибыль, но временно не имеет потребности в инвестициях. Также необходимо отметить, что конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации управления.

Поскольку потребительская кооперация - это совокупность взаимосвязанных, а иногда и самостоятельных видов деятельности, то ее можно считать диверсифицированной конгломеративной системой.

Диверсифицированная система, использующая взаимосвязанность производственных циклов и извлекающая преимущества из стратегического соответствия (перенос квалификации и опыта одной отрасли на другую; совмещение родственных подразделений отдельных видов деятельности в целях снижения издержек обращения), достигает большей общей производительности, чем сумма производительностей, которые имели бы отрасли, системы потребительской кооперации, если бы работали независимо друг от друга.

Согласно кибернетике есть два основных способа обращения с разнообразием:

1) попытаться сократить или ослабить его;

2) попытаться отрегулировать или впитать его.

В качестве иллюстрации двух этих подходов рассмотрим пример с открытием нового магазина «Товаров повседневного спроса» в системе потребительской кооперации. Если торговля идет успешно, то, естественно, возрастает число и разнообразие покупателей со своими различными вкусами и потребностями в том или ином виде товара (размер, цвет, стиль, вкус и т.п.). Далее, число и пестрота покупателей и их запросов превзойдут возможности одного магазина, и ему придется сделать выбор. В этом случае если руководство решит сократить разнообразие (ассортимент продаваемого товара), то можно, например, специализировать магазин на одном каком-то типе товара (продовольственный или непродовольственный магазин), следовательно, разнообразие уменьшится. А с другой стороны, чтобы принять все разнообразие хлынувших к нему покупателей, руководство системы, наоборот, будет вынуждено нанять больше продавцов и полнее и разнообразнее загрузить склады. В этом случае, согласно закону необходимого разнообразия, магазин успешно удовлетворит разнообразный спрос своих покупателей и достигнет большого количества продаж. Разнообразие покупателей поглощается и регулируется увеличением числа продавцов и представленным разнообразием товара.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА

2005. №3

Виды экономической Деятельности по ОКДП:

Материальное производство

Нематериальное производство

Разделы:

В С D

Обрабатывающая промышленность

F G

L M N

Финансовое посредничество

А

E

H

I

J

K

Подразделы 15 Производство ... 24 Производство ... 37 Сбор и вторичная переработка 65 Финансовое посредничество,66 Страхование и 67 Деятельность, являющаяся пищевых химического отходов и лома в форму, кроме страхования и пенсионное вспомогательной по

продуктов синтеза пригодную для использования пенсионного обеспечения обеспечение, кроме отношению к финансовому

и напитков в качестве нового сырья страхования посредничеству

Группы 151 Переработка и ... 152 Производство ... 155 Производство 651 Денежное 659 Финансовое

консервирование молочных напитков посредничество посредничество мяса, рыбы, фруктов, продуктов

овощей, масел, жиров . . .

Подгруппы 1511 Производство мяса и мясных продуктов

1514 Производство растительных 6511 Деятельность

и животных масел и жиров Центрального банка

6519 Денежное посредничество прочее

Классы 1511000 Мясо и мясные продукции продукты

1514000 Растительные и животные масла и жиры

6511000 Услуги . Центрального банка

6519000 Денежное посредничество прочее

Подклассы 1511010 Мясо домашних ... 6511090 Услуги Центрального

1511020 Пищевые ... 1511050 Продукты 6511010 Регулирование ... 6511030 Организация

продукции животных свежее,

охлажденное замороженное

Виды

продукции 1511110 Говядина свежая и охлажденная

субпродукты

1511132 Телятина

замороженная

мясной денежного

промышленности обращения прочие

расчетов и кассовое обслуживание

банка прочие

Рис. 3. Дерево диверсификации видов деятельности и продукции

Рассмотрев многообразие отраслей потребительской кооперации, мы предлагаем ввести понятие «диверсификация видов деятельности и услуг». Диверсификация видов деятельности и услуг - это разнообразие видов деятельности и оказываемых услуг в рамках одной организации, с помощью которого она сокращает свой риск финансовой нестабильности и убыточности посредством перераспределения риска между отраслями.

На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), принятого в 1994 г. с внесенными изменениями в 2001 г. и приближенного к международным стандартам, нами разработано дерево диверсификации видов деятельности и услуг, которое может быть принято за основу (рис. 3).

Дерево диверсификации видов деятельности и услуг [diversification tree] - это схема, показывающая ветвление общих (генеральных) видов экономической деятельности на разделы (затем последних - на подразделы, подразделы делятся на группы, группы на подгруппы и т.д.). Дерево - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов. В данном случае такими элементами являются разделы, подразделы, группы, подгруппы, классы, подклассы и виды ОКДП.

Прямые линии, как наглядно показано на рисунке, характеризуют направления диверсификации. Для удобства чтения схемы на ней представлены две ветви - материальное и нематериальное производство, остальные ветви -разделы, подразделы, группы, подгруппы видов экономической деятельности и подклассы продукции имеют такую же разветвленную структуру.

Тогда в соответствии с терминологией ОКДП диверсификация видов деятельности и продукции системы потребительской кооперации может заключаться в развитии на предприятиях потребительской кооперации производства и реализации продукции, во-первых, разных видов экономической деятельности, во-вторых, разных подразделов в рамках традиционного вида деятельности, разных групп в пределах подраздела или подгрупп в пределах группы традиционного вида экономической деятельности, в-третьих, продукции разных подклассов в рамках группы традиционного вида деятельности (расширение номенклатуры продукции).

Предложенное дерево диверсификации производства построено с такой целью, чтобы объединение ресурсов и потенциала предприятий потребительской кооперации позволило получить синергетический эффект. Источниками синергетического эффекта могут быть экономия на масштабах деятельности, альтернативное использование факторов производства, результат объединения усилий в области снабжения, производства, маркетинга, сбыта, управления и финансирования и т.д.

Разумеется, в таком делении много дискуссионного, но и вся классификация продуктов труда является сложной проблемой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

324

2005. №3

И.А. Серебренникова

ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Отрасли и виды деятельности потребительской кооперации России

ров народного потребления на сумму около 14 млрд. рублей. У системы есть большие потенциальные возможности в увеличении производства продовольственных товаров, что, несомненно, должно способствовать значительному снижению продовольственной безопасности страны. Из всех отраслей деятельности кооперативная промышленность требует особого внимания. В этой отрасли кроются такие огромные резервы, как занятость, освоение ресурсов, товарооборот, ассортимент, прибыль. Наличие продукции собственного производства дает возможность улучшить и расширить товарное обеспечение розничной торговли, способствует повышению качества и конкурентоспособности товаров, удовлетворяет спрос сельского населения на высококачественную продукцию. Производство - отрасль, которая первой начала функционировать в большинстве потребсоюзов как безубыточная, а во многих как прибыльная. Ее следует рассматривать как приоритетную в системе мер возрождения потребительской кооперации.

Часть организационно-производственной инфраструктуры потребительской кооперации в настоящее время формируется за счет подразделений, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство в населенных пунктах зоны деятельности потребительской кооперации, столовых, клубов, детских дошкольных учреждений и других объектов социально-культурной сферы. Этот сегмент диверсифицированной структуры предприятия убыточен. Его доходы (плата за оказываемые услуги) ниже фактических расходов. Однако руководители системы потребительской кооперации не сокращают объемы услуг данного сектора, поскольку он способствует закреплению в системе потребительской кооперации молодых работников.

Комплексная диверсификация, основанная на сочетании как профильных, так и других видов деятельности, стала одним из наиболее действенных факторов финансовой устойчивости предприятий системы потребительской кооперации. Она ежегодно наращивает выручку и прибыль от продажи товаров и продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Такие результаты открывают перед потребительской кооперацией новые возможности для дальнейшей диверсификации, инвестирования финансовых средств в создание новых производств, функционирование которых должно сформировать дополнительные возможности для открытия новых рабочих мест и увеличения прибыли.

- общий подъем экономики и повышение жизненного уровня населения, что привело к исчезновению в развитых странах нищеты и изменению понятия «бедность»;

- переход к информационным технологиям, который привел к структурным изменениям в социальном составе общества в сторону уменьшения количества промышленных рабочих и увеличения числа инженерно-технических работников;

- социальный состав кооперации стал определяться преимущественно пожилыми рабочими и пенсионерами, что обусловило ухудшение ее финансового состояния;

- изменение условий конкурентной борьбы с частным торговым капиталом, и кооперация как система с более громоздким и дорогостоящим управленческим аппаратом и неоперативным принятием решений оказалась в худшем положении;

- более низкий уровень управления в силу отсутствия людей со специальным образованием;

- сосредоточение материально-технической базы кооперации в старых индустриальных районах со сравнительно низким покупательским спросом населения;

- социальная направленность кооперации, ее дружба с профсоюзами, нежелание сокращать персонал, нерешительность в ликвидации убыточных предприятий.

Экономика потребительской кооперации включает в себя несколько отраслей и подотраслей (рис. 2). Традиционными среди них являются торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, производство товаров народного потребления, подсобное сельскохозяйственное производство, производственные и бытовые услуги, строительство, транспорт, внешнеторговые операции. Помимо своих основных отраслей в комплексную диверсификационную структуру потребительской кооперации входит ряд подсобных, вспомогательных отраслей и подотраслей, которые прямо или косвенно связаны с ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью и играют важную роль в обеспечении функционирования всей системы. Кроме того, вспомогательные отрасли становятся сами центрами для получения прибыли путем выполнения работ и оказания услуг сторонним заказчикам. Это позволяет рассматривать происходящие в системе потребительской кооперации процессы как проявление вертикальной интеграции, при которой развитие традиционных отраслей потребительской кооперации происходит наряду с подсобными и вспомогательными видами деятельности.

Все отрасли деятельности потребительской кооперации участвуют в процессе расширенного воспроизводства продукции, однако важнейшими из них в этом направлении являются заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции и сырья. В наше время система ежегодно заготовляет сельхозпродукции и сырья на сумму более 6 млрд. рублей и производит това-

сфере финансов, деятельность в сфере производства товаров и деятельность в сфере производства работ и услуг. Следовательно, одновременное развитие этих видов предпринимательской деятельности на одном предприятии представляет собой диверсификацию.

Однако одновременное развитие всех видов предпринимательской деятельности требует наличия большого количества различного по составу и структуре капитала и проблематично для предприятий отечественной экономики. Поэтому наиболее целесообразным направлением возрождения отечественных предприятий может быть диверсификация производства. А так как российские предприятия в известный период развивались как специализированные, то поиск направлений диверсификации является актуальным.

Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности потребительских кооперативных обществ:

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства и т.д.;

- специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;

- потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов.

В настоящее время одним из старейших и наиболее распространенных видов кооперации является потребительская кооперация (табл. 3) [4. С. 181].

Таблица 3

Членская база разных видов кооперативов в мире в 1962-1992 гг., %

Виды кооперативов Годы

1962 1974 1980 1988 1992

Потребительские 49,9 37,5 35,3 23,8 14

Кредитные 31,5 33,9 34,9 35,1 33,0

Сельскохозяйственные 8,6 18,7 18,2 10,1 21,0

Производственные 2,1 1,7 1,7 0,5 1,0

Жилищные 2,0 3,8 4,7 2,4 3,0

Очевидно, что членская база традиционных видов кооперации - потребительской и производственной - в указанный период неуклонно сокращалась. Основные причины этого процесса:

Окончание табл. 2

1 июля 1988 г. Принят Закон о кооперации в СССР, который вступил в силу 1 июля 1988 года. Закон состоял из преамбулы, 5 разделов и включал 54 статьи.

1992 г. Индивидуальными членами 4683 потребительских обществ состояли 22,5 млн. пайщиков. Потребительская кооперация обслуживала население численностью 55 млн. человек. Это составляло 37% всего населения и более 89% сельских жителей страны.

1998 г. Одобрена и принята Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на 1997-2002 гг. Программа включает в себя решение таких важных проблем потребительской кооперации, как укрепление социальной базы системы, реформирование организационной структуры управления, правовое обеспечение, кадровая политика, образование и социальная защищенность работников, экономика и финансы, экономическая работа, рекомендации и предложения по развитию отдельных отраслей и видов деятельности.

Июнь 2002 г. Руководителями девяти национальных союзов потребительских кооперативов стран СНГ (Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении и Украины) было принято решение о создании нового международного органа, получившего название Ассоциация «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств».

Со времени появления первого кооператива кооперация как «сумма кооперативов» получила значительное развитие практически во всех странах мира.

Надо отметить, чем более эволюционна и совершенна система, тем более полно используется ее ресурс и тем больше разнообразие. Отсюда же следует рост разнообразия в процессе эволюции системы. Разнообразие кооперативов есть их число в изучаемой географической области.

На основании вышеизложенного, на наш взгляд, можно ввести понятие географической диверсификации. Географическая диверсификация - это расширение видов деятельности, услуг, форм предпринимательской деятельности в географическом масштабе (выход на новые рынки в новый географический регион из-за ограниченных возможностей роста на местном рынке или в целях завоевания глобального превосходства).

Примером географической диверсификации системы потребительской кооперации также может служить возможность территориального расширения рынка. Естественная последовательность географической диверсификации начинается с местных рынков, переходит на региональный и национальный, а заканчивается на международном рынке, хотя степень проникновения может быть не одинаковой в различных регионах. Географическая диверсификация может остановиться задолго до распространения в глобальном и даже национальном масштабе из-за острой конкуренции или нерациональности дальнейшего расширения.

Г.И. Немченко подробно рассмотрено множество альтернативных видов деятельности, адекватных формам существования капитала [5. С.224]. В совокупность предпринимательской деятельности включается деятельность в

Продолжение табл. 2

Октябрь 1896 г. Два московских кооператива - общество потребителей «Взаимная польза» и «Экономическое общество офицеров» - выступили главными инициаторами и основателями Московского союза потребительских обществ (МСПО). Ими было создано конкретное Положение - Устав МСПО, в котором была определена цель союза — содействие установлению и развитию постоянных сношений между потребительскими обществами и организация их совместной деятельности. Постепенно МСПО все больше превращался во всероссийский центр потребительской кооперации.

Конец XIX -начало XX века Происходит волнообразное распространение кооперативов. Первоначально в Центре и на Урале, затем распространяется на север, восток и юг страны. Кооперативное движение было особенно успешным в местностях, прилегающих к Транссибирской железнодорожной магистрали.

1901 г. Создание кооператива в г. Онеге.

1902 г. Создание кооператива в предместье Архангельска.

19051907 гг. В потребительские общества вступают большие массы крестьян, рабочих, кустарей, ремесленников, служащих и т.д. В ходе революции завоеваны демократические свободы, отменены выкупные платежи с крестьян за землю. Происходит рост числа независимых рабочих кооперативов.

1908 г. Создание кооперативов в г. Мезени

19091915 гг. Проникновение кооперации на дальний север Сибири. Открываются кооперативы в г. Енисейске, г. Благовещенске, что на реке Амур. Создано потребительское общество в г. Якутске, волна кооперативного движения доходит до острова Сахалин и полуострова Камчатка.

1917 г. В.И. Ленин написал «Проект декрета о потребительских коммунах», который предусматривал принудительное объединение всего населения страны в по-требительско-производственные коммуны.

Начало ХХ века Большой вклад в разработку теории и принципов кооперации внесли учёные и кооперативные деятели - А.Н. Анциферов, А.И. Васильчиков, Н.П. Нибнер, Н.В. Крылов, А.А. Меркулов, С.Л. Маслов, К.А. Пажитнов, Н.И. Попов, Л. М. Хинчук, А.И. Чупров и др. Научным основам потребительской кооперации посвящены труды А.В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н.А. Рыбникова, Н.П. Макарова, А. Н. Челинцева, М. И. Тугана-Барановского, получившие широкое международное признание.

27.01. 1920 г. Декретом Совнаркома объединены все кооперативы в состав Центросоюза.

10-е -20-е гг. Начинает изучаться теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в университетах, институтах, техникумах и школах страны.

19411945 гг. Война задержала развитие потребительской кооперации на длительный период. На оккупированной территории были уничтожены и повреждены многие кооперативные предприятия.

1946 г. В связи с сильной засухой и трудностями в продовольственном снабжении населения в городах была развернута кооперативная торговля излишками сельскохозяйственных продуктов, закупаемых у колхозов и колхозников по ценам, складывающимся на рынке.

29 июня 1954 г. IV Всесоюзный съезд потребительской кооперации наметил практические мероприятия по улучшению обслуживания сельского населения и колхозов, развитию хозяйственной деятельности и утверждению демократических норм потребительской кооперации.

ЭКОНОМИКА 2005. №3

Приведённые этапы развития кооперативного движения в мире позволяют более конкретно исследовать российскую специфику этого движения, без которого нельзя понять перспектив развития отечественной кооперации (табл. 2).

Таблица 2

История развития кооперативного движения в России

Дата Основные события

1813 г. Основано общество взаимной помощи «Возобновленная дружба» в г. Рига.

1825 г. Сосланные на каторгу в Сибирь декабристы создают в читинском остроге артельное хозяйство.

18301839 гг. Декабристы переведены в Петровский завод, артельное хозяйство стало именоваться «Большой артелью». 2 марта1831 г. принят Устав «Большой артели», который состоял из 13 разделов и 106 параграфов.

1864 г. Рабочие Петровского завода в Забайкалье по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца Афанасия Першина организовали первый рабочий потребительский кооператив.

Ноябрь 1864 г. На заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии был организован первый зависимый рабочий кооператив

1865 г. Первый кредитный (ссудо-сберегательное товарищество) кооператив организовали либеральные помещики братья Владимир Фёдорович и Святослав Фёдорович Лугины в селе Рождественское Костромской губернии. В Санкт-Петербурге было организовано всесословное потребительское общество «Бережливость»

1866 г. Первый сбыто-снабженческий кооператив был образован морским офицером Н.В. Верещагиным в селе Остроковичи Тверской губернии.

1869 г. Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (г. Серафимович) и просуществовало очень недолго: местные купцы не дали ему укрепиться на рынке.

18641870 гг. Организуются общества потребителей в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и других городах. Эти кооперативы были независимыми. К январю 1871 г. в России уже действовало 73 потребительских общества — 69 в городах и 4 в сельской местности. Кооперативное движение формировалось без ярко выраженного преобладания одного вида кооператива над другим.

18701874 гг. Действовало общество потребителей «Взаимная выгода» в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодская область). Это крестьянское потребительское общество продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев.

90-е гг. XIX века Массовое образование кооперативов классического типа. Организаторами кооперативов выступают представители прогрессивной интеллигенции, например, в Киеве - профессор Н. Зибер, автор книги «Потребительские общества (1869 г.), в Харькове - писатель Н. Баллин, академик Н. Бекетов. Одними из первых пропагандистов кооперативных идей на страницах популярного журнала «Современник» были революционные демократы Н. Добролюбов и Н. Чернышевский

Диверсификация системы потребительской кооперации

317

ЭКОНОМИКА 2005. №3

Окончание табл. 1

АЗИЯ

Начало XX в. Резко усилилась эксплуатация крестьян ростовщиками; ростовщический процент за кредит достигал 800% годовых; разорение крестьян принимает массовый характер Индонезия (1905г.), Кооператор А. Пура-ник Индия (1912г.), на Филиппинах (1916г.), в Монголии (1921г.). Существовала интегральная (смешанная) кооперация, совмещавшая функции потребительской, снабженческой, производственной и кредитной кооперации. Колониальные власти с чиновниками открывают банки мелкого кредита, где процентная ставка 25-50% годовых. Кооперативы осуществляют продажу только своим членам. Снижают разрыв между «городом и деревней» посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния Повысилась платежеспособность крестьян; сузилась сфера действия ростовщического кредита; рост сельскохозяйственного производства

АФРИКА

ХХ в. Длительное колониальное порабощение народов. Алжир (1893г.), портовые города Египта (1908 и 1910гг.), Кения (1908г.), Мали (1910г.), Уганда (1913г.), Замбия (1914г.), Нигерия (1922г.), Гана (1928г.), Сьерра-Леоне (1936г.) Сбытоснабжен-ческая и многоцелевая кооперация С помощью сбытоснабжен-ческой кооперации надеялись устранить посредников, получить за счет налаженной системы сбыта большую прибыль на капитал, вложенный в закупку и обработку сырья а также улучшить качество сырья.

316

2005. №3

И.А. Серебренникова

ЭКОНОМИКА

Продолжение табл. 1

БЕЛЬГИЯ

Середина XIX в. Эпоха промышленного кризиса Бурный рост торговли, городского населения, рабочего класса - основной социальной базы будущих кооперативов. Промышленные рабочие г. Гента (1880 г.). Кооперативный союз Бельгии (1900г.). Потребительское общество, позднее с 5060 гг. появляются кредитные кооперативы Создаются рабочие союзы, занимающиеся одновременно профсоюзной и кооперативной деятельностью. Открываются «народные дома», которые проводят культурно- просветительскую и спортивную работу. Издан первый закон о кооперации в 1873 г. Деятельность кооператоров стала прообразом пролетарского, или социалистического, направления в кооперативном движении. К 1922 г. число членов кооперативов составило 250 тыс. человек

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Конец 40-х гг. XIX в. Кооперативные идеи европейских переселенцев; тяжелое экономическое положение пролетариата, средних слоев населения и крестьянства Рабочий Каульбах г. Бостон (1845г.), рудокопы Канады (1861г.), фермер Йорлем в штате Массачусетс (1875г.), журналист Альфонс Дежарден в Квебеке (1900г.) Кооперативная лига США Кооперативы акционерного типа Издан первый закон о кооперации в 1865 г. Число участников кооперативного движения превысило 2 млн. человек

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Конец XIX в. Большое влияние на кооперативное движение оказали революционные эмигранты из Европы. Революционеры Хуан де Мата Ривера и Фер-нан-до Гарридо в колонии Буэно Висто окрестности Мехико (1876г.), а также революционные демократы Аугуст Кюн, Хуан Б. Хусто, А. Пейрет. Кооперативная лига США Сельскохозяйственные, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности. Создаются профессиональные союзы, временные забастовочные коалиции. Заметное участие в развитии кооперативов принимает католическая церковь. Рост числа союзов и количества их пайщиков

Диверсификация системы потребительской кооперации

315

ЭКОНОМИКА

2005. №3

Продолжение табл. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФРАНЦИЯ

Середина XIX в. Буржуазная революция. Открытие крупных фабрик и заводов. Преобладание мелкого производства в промышленности; общие тяжелые и нестабильные условия жизни рабочих и ремесленников. Столяры Парижа и Филипп Бюше (1832г.), ткачи Лиона (1848г.). Крупные идеологи Луи Блан, Гракх Бабеф, Филиппо Буонаротти. Национальная федерация потреб-обществ (1885 г.). Единое общество оптовых закупок (1913г.). Производственные кооперативы Чтобы устоять в конкуренции с крупным машинным производством, ремесленники объединили свои силы, средства и создали производственные кооперативы. Организовывались профессиональные союзы. Издан первый закон о кооперации в 1887 г. Большинство ранних кооперативов было закрыто по указаниям французских властей. Кооперативное движение усилилось после издания закона о кооперации. Число членов кооперативов 2,5 млн. чел.

ИТАЛИЯ

Первая половина XIX в. Варварская форма капиталистической эксплуатации в сочетании с эксплуатацией рабочего класса торговым капиталом. Железнодорожники г. Турина (зима 1853г.). Идеологи кооперации Ф. Вигано, Робено, Л., Луцатти. Национальная лига кооператоров Италии (1886г.). Кредитные кооперативы В борьбе с частной торговлей магазины открываются в виде обществ взаимопомощи. Издан первый закон о кооперации в 1886г. Размер прибыли, получаемый пайщиком, не превышает 5% суммы пая. В резервный капитал перечисляется не менее 20% прибыли. Продажа товаров в кредит и по ценам ниже рыночных. К 1920 г. насчитывается 1,5 млн. членов

ГЕРМАНИЯ

Середина XIX в. Эпоха промышленного переворота Внеэкономический фактор - засуха и неурожай в 1846-1847 гг. Преобладало сельское хозяйство и мелкое ремесленное производство. У ремесленников возникла необходимость в кредите под закупки сырья. Герман Шульце-Делич в г. Эйленбурге (1850 г.). Рабочие и ремесленники г. Лейпцига (1854 г.), Фридрих Райфайзен в д. Ангау-зен (1862г.) Всеобщий с о юз немецких промысловых и хозяйственных кооперативов (1859 г.) Преобладали кредитные кооперативы. Также создаются производственные, снабженческие и сбытовые кооперативы. В 30-40-е годы возникали благотворительные кредитные учреждения, денежные доходы которых образовывались из пожертвований, дарений и беспроцентных ссуд. Издан первый закон о кооперации в 1867 г. и распространен на всю страну только в 1873 г. В 1870г. насчитывали 740 кредитных кооперативов с 314 тыс. членов, к 1920г. количество увеличилось до 3,1 млн. чел. К 1965 г. кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5 магазинов и 31% оптовых магазинов.

314

И.А. Серебренникова

2005. №3

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

История развития кооперативов в зарубежных странах

Эпохи исторического развития

Предпосылки возникновения

Организаторы кооперативов (основатели)

Организационный центр

Преобладающая форма организации производства

Средства достижения целей

Последствия

АНГЛИЯ

Конец XVШ -начало XIX в. Эпоха промышленного переворота

Стремительный рост крупного машинного производства; утверждается рыночная экономика;

быстрое развитие городов и промышленных центров;

фальсификация товара; нехватка продовольствия в городах; стремительный рост цен на продукты питания; постоянное сокращение заработной платы; ухудшение условий жизни.

12 ткачей местечка Фенуик Шотландия (1769г.), потребители г. Бирмингема и с. Гован близ г. Глазго (1777г.), рабочий-чартист Чарльз Говардс промышленно развитого графства Ланкашир г. Рочдейл недалеко от Манчестера (октябрь 1844г.), Генри Виви-ан (основатель жилищных кооперативов), а также Уильям Кинг, Абраам Грин-вуд, Роберт Оуэн

Кооперативный союз Англии в Манчестере (1869г.)

Потребительские кооперативы

Рочдейльские принципы: 1. Собственный капитал образуемый путем внесения паевого взноса. 2. Покупка и продажа товаров за наличный расчет. 3. Торговля доброкачественными товарами. 4. Продажа товаров по средним рыночным ценам. 5. Часть прибыли распределяется между членами пропорционально сумме закупленных товаров. 6. Часть прибыли (2,5%) отчисляется на повышение культурного уровня членов и культурно-просветительскую деятельность. 7. Равноправное участие членов в управлении кооперативом. Организовывались профессиональные союзы. В 1852 г. принят закон о кооперации_

В 1920г. насчитывалось 4,5 млн. членов кооперативов.

Рочдейльское потребительское общество существует и в настоящее время.

Анализ деятельности современной потребительской кооперации и выбора путей ее развития в России невозможно проводить без знания истоков ее развития, исторического опыта возникновения, хозяйственной деятельности и причин исчезновения существовавших ранее потребительских хозяйств различных форм, являющихся прообразом современных кооперативов. Всякое предприятие имеет свою историю. Для раскрытия разнообразия кооперативов рассмотрим историю развития кооперативного движения как за рубежом, так и в России (табл. 1).

Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова «кооперация») в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов.

Первые потребительские общества были организованы в странах Европы во второй половине XIX в. Они учреждались рабочими под влиянием роста дороговизны муки, печеного хлеба, топлива и т.д. [2. С. 67].

Таким образом, в истории кооперативного движения принято считать Англию родиной потребительской кооперации, Францию - производственной, Германию - кредитной.

Начиная с 30-х годов XIX века кооператоры Англии, Германии, Франции, Италии предлагали на своих местных национальных съездах создать международную кооперативную организацию. Международное кооперативное движение представляет собой форму взаимных связей, сотрудничества, солидарности национальных кооперативных движений и международных кооперативных объединений.

1. Неравномерное развитие отраслей экономики

2. Падение нормы прибыли в производстве

3. Развитие научно-технического прогресса

1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость предприятия.

2. Увеличение прибыли.

3. Повышение конкурентоспособности.

4. Предотвращение банкротства.

5. Комплексная автоматизация всех отраслей системы потребительской кооперации.

Рис. 1. Мотивы и цели диверсификации

ческом и коммерческом, с целью добиться эффекта синергизма, усиливающего конкурентную позицию предприятия.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. [1. С. 109]. Диверсификация применяется в целях повышения эффективности производства, получения экономической выгоды. Рассмотрим предпосылки, мотивы и цели диверсификации (рис. 1).

Диверсификация осуществляется в основном путем создания другой отрасли нового производства. Чаще приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В их состав могут входить различные промышленные и торговые фирмы, банки, страховые общества и т.д. Развитие диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

В последнее время достаточно много внимания уделялось особенностям процесса диверсификации производства, но отечественной экономической теорией недостаточно изучены экономические, социальные и технологические аспекты явления в целом и, в частности, проблемы реализации диверсификации на предприятиях.

В этой связи значительный практический интерес представляет система потребительской кооперации, играющая одну из главных ролей при формировании потребительского рынка региона, особенно в сельской местности.

Многообразие кооперативных форм собственности нами предлагается рассмотреть с помощью закона необходимого разнообразия. Закон необходимого разнообразия - это фундаментальный принцип теории систем, он основан на необходимости наличия разнообразия и гибкости внутри систем. Разнообразие (diversity) - размах изменчивости или различий между некоторыми множествами или группами объектов. Число и доля участия различимых объектов [6. C. 286].

В последнее время проблема разнообразия привлекает все большее внимание не только в биологии и экологии, но и в экономике. Хотя представления о большой роли разнообразия, о повышенной устойчивости более разнообразных систем являются классическими, специально изучать его начали недавно. Фундаментальная роль разнообразия привлекла к себе внимание с развитием кибернетики, когда на основе десятой теоремы К. Шеннона У. Эшби сформулировал «закон необходимого разнообразия». Закон необходимого разнообразия гласит, что для того чтобы успешно адаптироваться, достигать успеха или выживать, элементу такой системы необходим некий минимум гибкости. Это количество гибкости пропорционально тому разнообразию, с которым элемент сталкивается в пределах системы.

борьба, низкий экономический рост, снижение прибыльности потребовали реструктуризации производства. Этим объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной во всем мире формой концентрации капитала.

Вопросы, связанные с диверсификацией производства, стали изучать в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям такие ученые, как Г.И. Немченко, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, В. Бирман, И. Бу-рейко, М.П. Агапова, А. Д. Шеремет. Диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы предприятий, расширением конкуренции, а также бурным развитием военно-промышленного комплекса.

В теории корпоративных финансов и в деловой практике понятие «диверсификация» применяется к различным объектам. С наиболее общей точки зрения диверсификация может рассматриваться как «терминологический зонтик» для обозначения разнообразия. В этой связи целесообразно классифицировать процессы диверсификации.

Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - 1) расширение сфер деятельности:

- диверсификация производства - расширение номенклатуры продукции производственного объединения, превращение его в многоотраслевой комплекс подразделений, нередко не связанных между собой в технологическом отношении; проникновение ранее специализированных фирм в другие отрасли производства, сферу услуг;

- узкоспекторная (относительная) диверсификация - корректировка основной деятельности фирмы;

- широкоспекторная (безотносительная) диверсификация - существенная переориентация стратегии деятельности фирмы (диверсификационная компания, фирма);

- диверсификация экспорта - увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта;

2) инвестирование денег в различные отрасли производства, банковское, страховое дело и т.д. в целях снижения риска [3. С. 150].

Большой экономический словарь раскрывает понятие диверсификации как: 1) распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений в целях снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него; 2) разнообразие, разностороннее развитие.

Диверсификация горизонтальная - расширение ассортимента новыми товарами-аналогами для повышения интереса к ним у традиционных покупателей.

С точки зрения современных условий развития рынка имеет свои преимущества стратегия концентрической (центрированной) диверсификации. Диверсификация концентрическая - расширение ассортимента путем выпуска новых товаров в дополнение к существующим. При этом фирма выходит за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологи-

УДК 334.5 (045) И.А. Серебренникова

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Рассмотрены вопросы, связанные с диверсификацией производства, историей развития потребительской кооперации. Проанализировано определение понятия «диверсификация», классифицированы процессы диверсификации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, виды деятельности потребительской кооперации, диверсификация, дерево диверсификации, поле диверсификации, географическая диверсификация, диверсификация видов деятельности и услуг, диверсификация образования, диверсификация социальных групп населения.

Постоянная нестабильность последних лет сформировала мощное стремление каждого участника рынка к устойчивости собственного бизнеса. Среди множества факторов, обеспечивающих такую стабильность, можно выделить три основных: уровень прибыльности, достаточный для расширенного воспроизводства; способность организационно-кадровой структуры к саморазвитию; концентрация на наиболее эффективных направлениях. Проблема устойчивости бизнеса остается актуальной и для системы потребительской кооперации, особенно в рамках ускорения темпов роста основных экономических показателей.

Одним из способов повышения эффективности системы потребительской кооперации и любого другого предприятия, а также снижения рисков в рыночных условиях является диверсификация.

Чтобы содержательно использовать понятие «диверсификация», необходимо интерпретировать его фундаментальный смысл.

Еще совсем недавно диверсификация оставалась лишь модным термином в череде других не менее эффектных словечек. Сегодня это — осознанная стратегия, причем не только для крупных предприятий, но и для многих региональных компаний.

Интенсивное развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать исчерпание внутренних источников роста эффективности производства. Первое исследование диверсификации американских компаний в 1962 г. осуществил М. Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е. Есинара. Вопросам исследования диверсификации производства посвящены исследования таких зарубежных авторов, как С. Брю, Э. Долан, Дж.Кейнс, Дж. Кэмпбелл, Р.Макконнелл, Д.Фридмен, К.Д. Георг, С.Н. Берри, М. Горт, М.А. Аттон, С. Прейс. Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности предприятий, постоянно изменяющаяся внешняя среда диктуют требования к управлению предприятием. Острая конкурентная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.