Научная статья на тему 'Диверсификация развития профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях непрерывного образования'

Диверсификация развития профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна

Прогнозирование изменений непрерывной профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях модернизации российского образования осуществляется на основе моделирования текущей ситуации развития профессиональной подготовки. Сценирование тенденций изменений профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта, проспективной оценки эффектов и рисков изменений профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification of development of professional training of pedagogical worker in the field of physical culture and sports under conditions of continuing education

Prediction of changes in the continuous professional training of the pedagogical worker in the field of physical culture and sports in the context of modernization of Russian education is carried out on the basis of modeling the current situation of the development of vocational training. Scenario of the trends of changes in the professional training of the pedagogical worker in the field of physical culture and sports, a prospective evaluation of the effects and risks of changes in vocational training have been undertaken.

Текст научной работы на тему «Диверсификация развития профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях непрерывного образования»

УДК 796.077.4

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент,

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

Прогнозирование изменений непрерывной профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях модернизации российского образования осуществляется на основе моделирования текущей ситуации развития профессиональной подготовки. Сценирование тенденций изменений профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта, проспективной оценки эффектов и рисков изменений профессиональной подготовки.

Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, педагогические работники, квалификационные критерии, спортивная квалификация.

DIVERSIFICATION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL WORKER IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNDER CONDITIONS OF CONTINUING EDUCATION

Konstantin Nikolayevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Marina Victorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

Prediction of changes in the continuous professional training of the pedagogical worker in the field of physical culture and sports in the context of modernization of Russian education is carried out on the basis of modeling the current situation of the development of vocational training. Scenario of the trends of changes in the professional training of the pedagogical worker in the field of physical culture and sports, a prospective evaluation of the effects and risks of changes in vocational training have been undertaken.

Keywords: national qualifications framework, pedagogical workers, qualification criteria, sports qualification.

Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях модернизации российского образования - это динамические характеристики процесса освоения норм, образцов и правил профессионально-педагогической деятельности, которое происходит за счет преобразования существующих и появления новых способов их освоения [2].

Более 20 лет во многих странах мира идет процесс создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Россия самостоятельно осуществляет разработку НКС, NQF не используя «донорские материалы и средства» выделяемые Всемирным банком и Европейским союзом. NQF содержит количество уровней квалификаций в стране (в разных странах по-разному, от 1 до 10) [1].

Разработчики «Национальной рамки квалификаций», в частности Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ и Национальное агентство развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей рекомендуют свой продукт для различных групп пользователей, подчеркивая что «национальная рамка квалификаций» является «... инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне .».

Для роста квалификации или измерения ее профиля на каждом уровне, возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.

Физкультурно-спортивная деятельность как система образования достаточно специфична. Нами была предпринята попытка сопоставить квалификационные уровни национальной рамки для педагогических работников в области физической культуры и спорта с учетом уровней квалификационных характеристик. Так как для достижения определенной спортивной квалификации человек должен включиться в спортивную деятельность в раннем возрасте. Лишь немногие виды деятельности похожи в этом отношении на спортивную деятельность (исключения составляют балет, овладение музыкальным инструментом, цирковое искусство) [3].

В связи с этим, данный вид деятельности предполагает начало занятий спортом с 4 до 10 лет в видах спорта, где необходима ранняя специализация (фигурное катание, различные виды гимнастики, спортивные игры и т.д.). И с 10 до 15-17 лет в видах спорта требующих проявления больших силовых и волевых качеств (бокс, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.). Следовательно, если специалист в области физической культуры начал заниматься спортом в 8 лет, то к 18 годам он имеет 10 летний практический опыт (при условии соблюдения принципа систематичности). Следовательно, с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности можно сказать, что определенные этапы спортивной квалификации можно сопоставить с путями достижения квалификационного уровня с учетом обобщенных показателей: широта полномочий и ответственность; сложность деятельности; наукоемкость деятельности.

Исходя из вышесказанного, при разработке квалификационных критериев для педагогических работников в области физической культуры и спорта с учетом уровней квалификационных характеристик Национальной рамки квалификаций, мы пришли к выводу, что педагогические работники в области физической культуры и спорта, имеют определенную квалификацию (разряд, звание и т.д.), то есть «практический опыт» или даже «профессиональную (предпрофессиональную) подготовку» прошли с 1 по 4 уровень Национальной рамки квалификаций еще в школьном возрасте.

Следовательно, при разработке частного и конкретного уровней модели профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации следует учитывать: образование; их спортивный квалификационный уровень; специфику региона; тип и вид образовательного учреждения; его проблемную направленность, занимаемую педагогом должность; личностные особенности педагога; уровень профессионализма педагога и его потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации : рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] ; Федеральный институт развития образования. -М. : [б.и.], 2008. - 14 с.

2. Пружинин, К.Н. Влияние проектирования собственной траектории профессионального развития на эффективность повышения квалификации тренеров по различным видам спорта / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 197-201.

3. Пружинин, К.Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Романчука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридическая литература, 2014. - С. 136-147.

4. Русаков, А.А. Интегрированный спецкурс в процессе формирования профессионального стиля будущего учителя в педагогическом вузе / А.А. Русаков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (107). - С. 65-68.

REFERENCES

1. Batrova, O.F., Blinov, V.I., Voloshin, I.A. and others (2008), National Framework of Qualifications of the Russian Federation: Recommendations, Federal Institute for the Development of Education, Moscow.

2. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2016), "Impact Design their own path of Professional Development on the Effectiveness of Training Coaches in Various Sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.

3. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and Social Self-Determination as a Basis for the Future Direction of Teaching Activities", Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph, Yurydychna literature, Odessa, pp. 136147.

4. Rusakov, A.A. (2016), "Integrated course in the process of forming a professional style future teacher at the Pedagogical University", News of Volgograd State Pedagogical University, No. 3 (107), pp. 65-68.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2017

УДК 376.32

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АДАПТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск,

Мария Владиславовна Бутузова, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ

Аннотация

В статье представлен личностно-ориентированный подход на уроках адаптивной физической культуры со слепыми и слабовидящими детьми 11-12 лет. Проанализированы и обобщены результаты реализации этого подхода в процессе адаптивного физического воспитания школьников.

Ключевые слова: координационные способности, слепые и слабовидящие школьники, личностно-ориентированная направленность.

DIFFERENTIATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL PROCESS FOR BLIND AND PARTIALLY SIGHTED TRAINEES

Marina Victorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolayevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk, Maria Vladislavovna Butuzova, the post-graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude

Annotation

The article presents the personality-oriented approach at the lessons of the adaptive physical culture with blind and visually impaired children aged 11-12. The results of this approach application in the process of the adaptive physical education of schoolchildren have been analyzed and summarized.

Keywords: coordination abilities, blind and visually impaired schoolchildren, person-oriented orientation.

ВВЕДЕНИЕ

Не достаточный двигательный потенциал слепых и слабовидящих обучающихся говорит о том, что на уроках адаптивной физической культуры необходимо делать ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.