Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 83-87.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РОССИИ
В статье дается краткий анализ противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России. Автор рассматривает проблему диверсификации противоречий. Особого внимания заслуживает доминантное противоречие в системе высшего образования - противоречие между притягательностью высшего образования и степенью его доступности. В свою очередь доминантное противоречие является следствием противоречий самого российского общества, которые сложились в период рыночных трансформаций.
Ключевые слова: противоречие, диверсификация, дифференциация системы высшего образования, доминантное противоречие, разрешение противоречий.
Проблемы развития высшего образования относятся к числу наиболее актуальных и практически значимых проблем современного российского общества. Перед современной профессиональной высшей школой стоят сложные и нестандартные задачи. Вузам придется уделить значительное внимание своему имиджу, в том числе подтверждению своей привлекательности на рынке образовательных услуг, обеспечению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России.
Исследование поставленной проблемы предполагает определенную понятийную логику. Рассмотрим понятие противоречие. Противоречие - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении1.
Общенаучное понятие диверсификации появилось в социологии в конце 80-х гг. прошлого столетия. Оно стало популярным в силу своей органичности процессам, имеющим место в развитии систем образования.
Диверсификация (лат. diversificatio) - изменение, разнообразие2.
Система высшего образования прошла интенсивный путь развития во второй половине XX в. Достаточно упомянуть тот факт, что Япония и Франция в 90-е гг. прошлого столетия ставят перед собой задачу обязательного высшего образования (см. журнал «Высшая школа»). Интенсивность развития системы высшего образования сопровождалась её развертыванием как внутри отдельных стран, так и по всему миру. В этих процессах естествен-
но сложилась палитра противоречий, которые на наш взгляд, были неизбежны. В этой связи мы выдвигаем исследовательскую проблему
- рассмотреть диверсификацию противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России.
Первые попытки системного изучения противоречий развития образования относятся к концу 70-х - началу 80-х гг. XX столетия. Наиболее крупной работой этого плана является монография Ф. Р. Филиппова «Социология образования», вышедшая в 1980 г.3
Ф. Р. Филиппов выделил две группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние он связывал с проблемами, опережающими существующие общественные потребности в образовании. Внутренние противоречия вытекали из текущих функций образования и функций социальных.
К середине 80-х гг. социология образования пополнилась рядом работ, посвященных выяснению противоречий между системой образования и обществом. Наиболее крупными из них были публикации А. Ф. Коопа. Автор выделяет противоречия, которые носят инвариантный характер и сохраняются при любых изменениях: исторических, политических, финансовых и других. Ведущее место среди них занимает разрыв между формирующимися и возрастающими потребностями личности, общества и государства в опережающем развитии качества образования и способностью самой системы эти потребности удовлетворить.
Не менее важно учитывать противоречия, которые возникают между ролью образования в социальном процессе и избранным политическим курсом. Ситуация, при которой основная масса населения и власть придают образо-
ванию разное значение, характерна только для России.
Как полнее использовать внутренние резервы системы высшего образования для того, чтобы эта сфера деятельности с финансовой точки зрения была менее затратной, с профессиональной - более эффективной, с общественно-политической - привлекательной как для правительства, так и для населения?
Эти резервы связаны с оптимизацией громоздкой системы управления, упорядочением деятельности руководящих органов, перепрофилированием вузов, дублирующих деятельность друг друга.
Дальнейшее развитие высшей школы будет зависеть от условий, в которых окажутся образовательные учреждения и от того, какую политику в области образования предложит обществу правительство страны.
Современная высшая школа хотела бы, чтобы у государства в области образования были только две функции, которые, по справедливому замечанию В. А. Садовничего, оно должно свято исполнять: «Первая - это их финансирование, вторая - это их защита. Все остальное - дело ученых и профессорско-преподавательского состава»4.
Ряд противоречий консервирует состояние образования. К ним относятся противоречия между нарастающей ролью современных обучающих технологий и невозможностью их использования в высшей школе; степенью интенсивности научно-педагогического труда и уровнем его оплаты; между огромным расходом жизненной энергии работников образования и социальными условиями ее восстановления; между демократическим характером научно-педагогического труда и авторитарностью системы управления; между сохраняющейся притягательностью высшего образования и степенью его доступности5.
Радикальное повышение качества профессионального образования может быть достигнуто на основе его широкой информатизации и обеспечения новейшими коммуникационными технологиями. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают студентам возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением XX в., несомненно, определяет успех информатизации общества в XXI в. От-
сюда возникает необходимость в разработке национальных стандартов информатизации высшего профессионального образования, отвечающих прогрессивным мировым тенденциям.
Одним из наиболее существенных вопросов дальнейшего развития высшей школы является принятие конкретных мер социальной поддержки её работников. В этой связи можно предложить проведение следующих мероприятий:
• поэтапное повышение реальных доходов профессорско-преподавательского состава за счет индексации заработной платы и социальных выплат с учетом роста потребительских цен, тарифов, увеличения расходов на оплату медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, коммунальных и других услуг;
• корректировку параметров Единой тарифной сетки применительно к сфере высшего образования.
Интересам дальнейшего развития высшей школы отвечает внесение существенных изменений в систему управления высшими учебными заведениями. Следует исключить вмешательство органов власти во внутренние дела образовательных учреждений. Чиновникам необходимо уважать завоеванные вузами академические свободы и университетские права6.
Доминантным противоречием в системе высшего образования является противоречие между притягательностью высшего образования и степенью его доступности. В рассматриваемом противоречии проявляются социальные группы - «жертвы» противоречивого развития системы высшего образования.
Первую группу составляют лица, имеющие недостаточный экономический капитал, вторую - жители периферийных территорий, не обладающие достаточным экономическим и социальным капиталом и к третьей относятся люди, не владеющие достаточным экономическим, социальным и культурным капиталом7.
Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе.
Существует дифференциация системы высшего образования: элитное образование высокого качества и массовое высшее образование невысокого качества. Более глубокое изучение этого процесса показывает, что различие между подсистемами высшего образования обозначилось по линии: общее образование
- специальное образование формируют подсистемы общего высшего образования и профессионального (специального) высшего образования.
Общее высшее образование обеспечивает общекультурную подготовку, более развитую по сравнению с тем, что дает обычная средняя школа. Её реализуют так называемые низко и среднепрестижные вузы и факультеты.
Получение профессионального (специального) высшего образования обеспечивается поступлением в элитные вузы или на престижные специальности обычных вузов, а также обучением по программам магистратуры и второго высшего образования8.
Вместе с тем, в современной системе высшего образования помимо общего и профессионального образования, существуют выраженные элитная и массовая составляющие. Таким образом, необходимо выделять следующие различия в образовательных подсистемах: 1) общее - профессиональное и 2) массовое -элитное.
Массовое общее и массовое профессиональное высшее образование является в настоящее время доступным на бесплатной основе для молодых людей из любых социальных групп при условии хорошей успеваемости в школе, а также на платной основе - для всех лиц, способных продолжать обучение после школы и его оплачивать.
Возможности же получения престижного элитного образования (общего и профессионального) являются далеко неравными для представителей разных социальных групп. Значительная часть населения считает, что для них недоступно не высшее образование как таковое, а так называемое «хорошее» высшее образование.
Доступ к престижному образованию определяется ресурсным потенциалом семей молодых людей, который складывается из социального статуса, неформальных связей, денег, места проживания и др.
Различия в уровне дохода существенно влияют на различия в доступности высшего образования. Причем за обучение в вузе платят как семьи с низким уровнем дохода, так и обеспеченные. При этом менее обеспеченные выбирают более дешевые варианты получения образования: менее престижные вузы и специальности, менее затратные формы обучения. Лица с невысокими доходами чаще обучаются на вечерней и заочной формах.
Территориальный фактор оказывает существенное влияние на доступность высшего образования. В учебных заведениях, расположенных в сельской местности и малых городах, удаленных от вузовского центра региона, качество среднего образования обычно ниже, чем в учебных заведениях крупных городов. Большинство учебных заведений, расположенных в сельской местности и малых городах, не включены в довузовскую систему подготовки. В них, как правило, отсутствует профильное обучение, дополнительные предметы. Поэтому учащиеся не имеют возможности получить качественное довузовское образование.
Доступность престижного высшего образования затрудняется институциональными барьерами, воздвигнутыми между высшей и средней школой. Преподаватели вузов сознательно создают разрыв между уровнем и характером знаний, даваемых школой, с одной стороны, и выдвигаемых вузом требований - с другой. Этот разрыв вызвал к жизни фактически новое звено образовательной системы, выстроившееся между школой и вузом. Это система репетиторства и отделений довузовской подготовки.
Доступность высшего образования определяется возможностями не только поступить в вуз, но и успешно окончить весь курс обучения. Главной причиной прерывания обучения является неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам и т. п. Однако экономический фактор - необходимость иметь определенный уровень доходов в семье или зарабатывать на жизнь - играет тем большую роль, чем более престижным является выбранный вуз или специальность. В то же время государственная политика в области материальной поддержки студентов неэффективна: мизерные размеры стипендий, практически отсутствует финансовая поддержка наиболее успевающих и целеустремленных студентов, молодых студенческих семей и т. д.
Учитывая совокупность социальноэкономических факторов можно выделить следующие социальные группы, которые находятся в самом уязвимом положении:
• сельские жители и жители малых городов, удаленных от вузовских центров;
• дети из малообеспеченных семей, в том числе дети инвалидов, безработных, неквалифицированных рабочих;
• выпускники учреждений начального профессионального образования;
• дети, имеющие проблемы со здоровьем.
Таким образом, для устранения противоречия между притягательностью высшего образования и степенью его доступности можно предложить следующие рекомендации:
Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз должна развиваться в двух направлениях:
1) выравнивание качества среднего (общего) образования;
2) субсидирование обучения на платной основе одаренных представителей социальнонезащищенных групп населения.
Стратегической задачей является выравнивание качества среднего образования. Это может быть обеспечено:
• последовательным осуществлением контроля за выполнением образовательных стандартов с помощью механизма ЕГЭ;
• реализацией программ реструктуризации сельских школ и создания школьных округов;
• стимулированием создания базовых школ вузов в сельских местностях и малых городах;
• образованием университетских комплексов на базе вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования.
В отношении способной молодежи из социально уязвимых групп населения необходима специальная адресная программа. Государственная политика выравнивания стартовых возможностей для получения высшего образования должна использовать инструменты субсидирования обучения на платной основе одаренных представителей социально уязвимых групп населения. Наиболее предпочтительным представляется полное или частичное покрытие расходов лиц из социально уязвимых групп на обучение на платной основе, используя механизмы образовательных кредитов, государственных возвратных субсидий, повышенных ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) и т. п.
Необходимо не только сохранение, но и увеличение социальных стипендий для детей из бедных семей, а также целенаправленное развитие возможностей для совмещения студентами учебы с работой, создание специальных центров по трудоустройству студентов и подбору потенциальных работодателей, которые могут кредитовать их обучение.
Актуальным противоречием сегодняшнего дня является противоречие между традиционной системой подготовки студентов и не-
обходимостью в ее качестве, разноуровнево-сти, мобильности, гибкости, непрерывности, преемственности и вариативности.
На первое место в современном мире выходят проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества. Проблема качества образования также обострилась и в связи с непрерывно растущим объемом человеческих знаний.
Произошел переход от субъект-объектной парадигмы обучения к субъект-субъектной. С точки зрения первой парадигмы, преподаватель всегда учит, он является источником или носителем знаний. Студент же выступает объектом учебного процесса. Его роль пассивна, она сводится к запоминанию и своевременному использованию заученной информации9.
В отличие от образования в авторитарной системе центр тяжести в образовательном процессе переносится на студента, который постепенно становится его активным участником. Он решает, чему и как учиться, а преподаватель выступает организатором этого процесса. На смену пассивным студентам, которых обучали с помощью стандартных педагогических средств, должны прийти активные участники учебного процесса, основанного на равноправном партнерстве преподавателя и обучающихся, установлении постоянной обратной связи. Важная современная компетенция преподавателя - стимулировать учение, поддерживать обучающегося в его учебной деятельности, способствовать его успешной ориентации в потоке учебной информации, стимулировать задавание вопросов и постоянно отвечать на них. В этом заключается суть субъект-субъектной парадигмы.
Контроль и оценка знаний в виде традиционных экзаменов и зачетов в настоящее время показали свою неэффективность. По мнению специалистов, необходимо научить обучающегося в каждый момент учебного процесса самостоятельно контролировать уровень своих достижений, чтобы корректировать стиль учения и преодолевать собственные трудности10.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. система обеспечения качества предусматривает
- пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие:
1) требованиям современного общества (переход от передачи «готовых знаний» к формированию компетенций);
2) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);
3) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки;
- формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами;
- полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.);
- усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях;
- совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров;
- разработка стандарта учебно-материальной базы;
- создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях11.
По общему признанию экспертов, существует противоречие между кадровым обеспечением вузов и квалификацией преподавателей. С одной стороны, в образовательные учреждения пришли ученые из академических структур. За последние годы количество докторов наук в каждом вузе возросло в среднем с 18 до 25, намечается количественный рост аспирантского корпуса. С другой стороны, по мнению опрошенных проректоров, в перспективе следует ожидать трудностей, связанных со сменой поколений, недостатком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифицированных кадров, относительное снижение квалификационного уровня набираемых преподавателей12.
Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям. Противоречия также порождают изменения. Некоторые из них приводят к конфликтам, другие ведут к дальнейшему развитию.
Таким образом, доминантное противоречие в системе высшего образования является следствием противоречий самого российского общества, сложившихся в период рыночных трансформаций.
Данный вывод позволяет говорить о том, что противоречия системы высшего образования укореняют всю систему противоречий российского общества.
Роль государства в смягчении противоречий системы высшего образования должна проявляться не по отношению к высшим учебным заведениям, а к тем группам, которые действительно находятся в уязвимом положении.
Перед современной профессиональной высшей школой стоят сложные и нестандартные задачи. Одной из них является разрешение существующих противоречий. Вузам придется значительное внимание уделить своему имиджу, в том числе подтверждению своей привлекательности на рынке образовательных услуг, обеспечению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда.
Примечания
1 Социология: энциклопедия / сост. А. А. Гри-цанов, В. Л. Абциянко. М., 2003.
2 Современный экономический словарь. М. : Инфра-М, 1999.
3 Филиппов, Ф. Р. Социология образования. М. : Знание, 1980. С. 231.
4 Садовничий, В. А. Университетское образование. Приглашение к размышлению /
B. А. Садовничий, В. В. Белокуров, В. Г. Сушко, Е. В. Шишкин. М, 1996. С. 75.
5 Жуков, В. И. Университетское образование : история, социология, политика. М. : Академ. проект, 2003. С. 219.
6 Там же. С. 224.
7 Бурдье, П. Начала. М. : Socio-Logos, 1994.
8 Шишкин, С. В. Доступность высшего образования для населения России // Университ. управление : практика и анализ. 2005. № 1.
C. 80-88.
9 Коган, Е. А. Размышления о стратегии развития высшего образования // Высш. образование сегодня. 2007. № 7. С. 13.
10 Лебедева, Е. А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е. А. Лебедева, Г. Б. Скок // Университет. управление : практика и анализ. 2005. № 5. С. 105.
11 Федеральныные государственные образовательные стандарты. URL : http: // www.mon.gov.ru.
12 Шереги, Ф. Э. Социология образования : прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Хар-чева, В. В. Сериков. М., 1997. С. 90.