Научная статья на тему 'Диверсификация промышленной политики горно-химической корпорации'

Диверсификация промышленной политики горно-химической корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цукерман В. А., Селин И. В.

Рассмотрены вопросы диверсификации промышленной политики корпорации в специфических условиях горного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация промышленной политики горно-химической корпорации»

--------------------------------------------- © И.В. Селин, В.А. Цукерман,

2010

УДК 338.45:622

И.В. Селин, В.А. Цукерман

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ*

Рассмотрены вопросы диверсификации промышленной политики корпорации в специфических условиях горного производства

Ключевые слова: промышленная политика, диверсификация, инновационный центр, корпорация.

Семинар № 8

Термин политика применяется достаточно широко и прагматично как на уровне страны (кредитноденежная таможенная, валютная, бюджетная и т.п.), так и на уровне отдельного предприятия (компании). Центральным звеном, механизмом реализации политики выступает управление.

Под промышленной политикой компании понимается совокупность плановых и фактических мероприятий, сочетающих необходимые ресурсы и управленческие воздействия в сфере организации выпуска продукции, направленные на достижение стратегических (долгосрочных) или тактических (текущих) целей.

Однако предприятия сырьевого профиля имеют специфические особенности: для них развитие структуры и методов управления производится не только и даже не столько вследствие развития технологий или увеличения номенклатуры, сколько по мере роста объемов производства, усложнения параметров добычи, изменения содержания компонентов в сырье и т.п. Горизонтальные связи в этом случае формируются как в организационном, так и в про-

странственном, технологическом и других аспектах.

Наиболее жестким вариантом таких связей является корпорирование. При этом, как показывает мировая практика, оно особенно типично именно для добывающих производств, которые включаются в состав интегрированных структур по объективным обстоятельствам. Основным из них является то, что основная добавленная стоимость формируется на следующих стадиях производства (переделах), а наиболее крупные капитальные вложения необходимы именно добывающим предприятиям.

Современные корпорации, как диверсифицированные многофункциональные структуры, отличаются сложностью внутрипроизводственного взаимодействия. Промышленная или товарная политика в них, в отличие от отдельных предприятий, включает рационализацию процессов производства между структурными звеньями, а также потоков сырья и товаров. Это требует создания адекватного экономического механизма, под которым понимается система взаимодействия в корпорации, включая организационные структуры,

*Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-43208а/С).

их обеспечивающие.

Институциональная структура крупной промышленной корпорации представляет совокупность микро- и макроинститутов, то есть распространяющихся на данную корпорацию формальных и неформальных норм, правил, включая традиции группового и индивидуального поведения, отрасли и ее подсистем, предприятий, эргономические институты и т.д. Потенциальные и реальные институты, функционирующие в корпорации, образуют институциональное пространство. Институциональное пространство отрасли имеет довольно насыщенную структуру, в которой действуют как специфические для данной корпорации институты, так и проекции общенациональных институций [1].

Промышленная политика на каждом долговременном этапе находит свое выражение в стратегии. Процессы формирования и реализации стратегии развития промышленной корпорации порождают целый ряд новых макро- и микроинститутов в ее отраслевых или межотраслевых подсистемах, в зависимости от структуры и сферы деятельности, товарного набора корпорации. Эти институты образуют своего рода систему, институциональную совокупность, фрагменты которой взаимодействуют друг с другом, а также с другими институтами на микроуровне (институт стратегического планирования, институт стратегического контроля и мониторинга, институт горизонтальной и вертикальной координации текущих решений в связи с разработкой и реализацией стратегии развития, микроинститут согласования текущих и будущих решений между собой и с ранее принятыми решениями, эргономические институты и т.д.). В результате существенно увеличивается плотность институционального пространства на ее уровне.

В зарубежной практике институциональный подход обычно используется применительно к устойчиво функционирующей экономике, где процесс институциональных изменений носит непрерывный, инкрементальный характер и обусловлен стремлением к возрастающей отдаче активов, находящихся в распоряжении в данный момент времени. В российских условиях целесообразно разделение эволюционной (в рамках процесса непрерывных изменений) и дискретной (индуцированной) динамики институциональной структуры.

Увеличение темпов экономического роста и переход промышленности на качественно новый уровень развития требует перестройки организационноэкономического механизма уп-равления производством, введения новых организационно-правовых форм экономической деятельности (создания крупных про-мышленно-произ-водственных комплексов, финансово-промышленных групп, концернов, консорциумов и т.д., то есть формирования интегрированных корпоративных структур) и таких организационно-правовых форм управления, которые по своей экономической природе ориентировались бы на развитие новых факторов производства. Организационно-правовые формы интегрированных корпоративных структур возникают и развиваются как элементы институциональной структуры промышленности [2,

3].

В целостной системе государственного управления должен быть реализован основополагающий принцип: экономический эффект на уровне макроэкономики должен быть больше, чем сумма эффектов его составленных частей. Такое положение обеспечивается при помощи развития институциональных отношений. Следует упорядочить

воспроизводственные процессы в экономике путем совершенствования системы ценообразования, налоговой политики, финансово-кредитных механизмов, правового их обеспечения.

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. В процессе становления мировой экономики в виде единой взаимозависимой системы возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, и в то же время происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, направленное на достижение глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке.

В основе образования различного рода объединений лежат процессы корпо-рирования. Специфика правового оформления долевого бизнеса в разных странах, а точнее, в разных правовых системах позволяет дать лишь очень общее определение корпорации. «Корпорация - организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственностью. Термин «корпорация», используемый в американской экономико-правовой системе, соответствует понятию «компании» в европейской [1].

Понятие «корпорация» в российских условиях приобрело специфический оттенок. Оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами, не исключая участия физических лиц.

В качестве переходной структуры от корпоративного управления к группо-

вому целесообразно выделить концерн. Концерн уже в полной мере является интегрированной структурой, объединением предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности и контролирующий орган. Термином «концерн» часто обозначают крупные промышленные корпорации.

Концерн может быть создан в результате как горизонтального, так и вертикального объединения хозяйствующих субъектов с явно выраженным основным производственным ядром. В случае отраслевой диверсификации структурных единиц концерна он приобретает признаки конгломерата, уровень специализации и кооперирования производства которого значительно ниже, нежели в горизонтально или вертикально интегрированных концернах.

Конгломерат представляет собой организационное образование, в котором под единственным финансовым контролем сосредоточены предприятия (компании) не связанных технологически между собой отраслей производства обширной номенклатуры изделий торговли, страхового дела, научных исследований, проектирования и консультаций, бытовых услуг, газетноиздательского дела, киноиндустрии.

Внимания с точки зрения корректности терминологии заслуживает вопрос соотношения понятий «холдинг» и «концерн». Общепризнанным является определение холдинговой компании как юридического лица в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, владеющего контрольными пакетами акций других компаний и выполняющего по отношению к ним контролирующие функции. Г лавное отличие холдинга от концерна в отсутствии контрактов, соглашений как

оснований для вхождения в холдинг, что характерно для концерна.

ОАО «ФосАгро» сформировалось в начале текущего столетия и объединяет крупное добывающее предприятие «Апатит», ряд заводов по выпуску минеральных удобрений, транспортные и дистрибьюторские фирмы, научнотехнологические организации. В политике корпорации в обозримой перспективе приоритеты сохранятся за традиционными видами продукции, где промышленная и инновационная стратегия будет направлена на расширение ассортиментного ряда, повышение качества и снижение издержек.

В составе промышленной политики необходимо выделить такое важнейшее направление, как амортизация, которая в сравнительной структуре издержек компании ФосАгро составляет 7%. Амортизационная политика корпорации включает две главные составляющие: снижение нагрузки на затраты (в том числе за счет консервации и вывода неиспользуемых активов) и оптимизация использования средств этого источника.

Наряду с материалами и заработной платой, амортизация является одной из трех главных статей затрат предприятия и главным источником инвестиционных средств. Для корпорации ФосАгро, проводящей активную инвестиционную политику, разработка амортизационной политики является одной из приоритетных задач.

Она имеет две взаимосвязанные цели. Во-первых, это соответствие воспроизводственных процессов хозяйственной системы корпорации или кругооборота основного капитала, динамике общенациональных и мировых потребностей. Во-вторых, амортизационная политика корпорации должна обеспечить необходимый объем инвестиций.

Последняя цель имеет два взаимосвязанных аспекта.

Корпорация ФосАгро должна максимально использовать преимущества корпоративной формы организации. Основным ожидаемым эффектом от создания финансово-промышленных групп является реализация крупных инвестиционных проектов. Это связано с повышением возможностей к концентрации инвестиционных ресурсов в ходе процесса объединения предприятий. Согласно ст.15 Закона о ФПГ, в качестве одной из мер государственной поддержки их деятельности предусмотрена возможность предоставления участникам права самостоятельного определения сроков амортизационных отчислений с направлением «сэкономленных» средств на развитие ФПГ. Проведение в жизнь процедуры ускоренной амортизации на всех стадиях и видах производства корпорации позволит иметь гораздо больший кумулятивный эффект по сравнению с тем результатом, который дает проведение этой процедуры на отдельном предприятии.

Комплексный характер добываемых апатит-нефелиновых руд определяет две особенности сырьевого ряда компании:

1. Многокомпонентный характер фосфатного сырья, часть составляющих которого (фтор) имеет текущее промышленное значение, а часть (стронций, редкоземельные металлы) потенциальное.

2. Наличие одновременно получаемых наряду с апатитовым концентратом товарных продуктов, приоритетное значение по натуральным показателям принадлежит нефелиновому концентрату.

Второй аспект обусловлен комплексным использованием хибинских руд, что является условием поддержания лицензии на разработку 6 действующих

Схема переработки апатитового и нефелинового концентрата

месторождений. Поэтому обеспечение развернутого ассортиментного ряда ОАО «Апатит» при наличии платежеспособного спроса как российских, так и зарубежных потребителей, а также рекуперация фтора в виде товарных фторсодержащих продуктов являются для компании необходимыми условиями выполнение своих обязательств.

Этот фактор определяет соприкосновение компании с другими, неродственными по предмету отраслевыми сегментами. На рисунке 1 приведена схема переработки апатитового и нефелинового концентрата.

Из приведенной схемы следует, что в концентрированном виде имеет место взаимодействие межотраслевого характера с отраслью по производству первичного алюминия, не являющейся родственной по предмету отрасли минеральных удобрений и характеризующейся собственной спецификой, участниками и взаимоотношениями.

Несмотря на непрофильный характер этого сегмента бизнеса для компании ФосАгро, сохраняется стратегический статус деятельности, направленный на поддержание сильной конкурентной позиции по издержкам производства. В первую очередь, это относится к производству фтористого алюминия, основанного на использовании кремнеф-тористо-водородной кислоты, отходящей от производства концентрированной фосфорной кислоты. За счет этого обеспечивается «двойной» эффект:

1. Исключаются затраты на нейтрализацию фтора в размере более 100 дол/т F и сопутствующие организационно-технические операции (снабжение известью, загрузка станции нейтрализации, очистка оборотной воды, нагрузка на шламонакопители).

2. Входящий сырьевой поток по близкой к нулевой стоимости в отличие от профильных производителей фтористого алюминия.

Таким образом, компания ФосАгро имеет важное конкурентное преимущество перед профильными отраслевыми участниками рынка, которое в ближайшей перспективе будет только укрепляться. В основе тенденций увеличения затрат конкурентов лежит рост стоимости флюоритового концентрата, часть которого ввозится из-за рубежа (Монголия) и услуг по его транспортировке.

Направлением в этом непрофильном сегменте бизнеса для компании ФосАг-ро является сохранение и усиление позиций участника рынка на базе главного конкурентного преимущества - самых низких производственных издержек. Важность сохранения и развития этого направления диктуется для компании ФосАгро следующими факторами:

- необходимостью комплексного использования сырья с извлечением компонентов, имеющих промышленную значимость, в том числе, фтора;

- затратами и последствиями нейтрализации фтора, связанными с исчерпанием шламонакопителей и ухудшением качества оборотной воды, а также рисками обеспечения нейтрализующим агентом - известью или пушенкой;

- сохранением стабильного дохода компании, не подверженного сезонным конъюнктурным колебаниям, возможностью долгосрочного прямого контрактования объемов с крупными стабильными компаниями.

Важным элементом для диверсификации выступает централизация управления с созданием «Инновационного и учебно-методологического отраслевого центра».

Основными задачами созданного центра будут:

- управление инновационным циклом - от маркетинга и проработки идеи до внедрения в производство в не-

прерывной взаимоувязанной и согласованной последовательности;

- концентрация поисковых, научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в едином комплексе с необходимыми элементами: банк данных, база знаний, действующее производство, кадры и т.д.;

- создание портфеля инновационных проектов, готовых к реализации на отраслевых предприятиях и отвечающих мировому уровню;

- проведение на базе центра встреч, конференций и других мероприятий по обмену информацией, нацеленных на интеграцию в научное отраслевое сообщество;

- предоставление потребителю комплексной и научно-обосно-ванной информации об оптимальных нормах внесения удобрений на основе химического анализа почв;

- использование инновационного центра в качестве базы для повышения квалификации специалистов отраслевых предприятий, прохождения практики студентами, подготовки научных кадров.

Стратегическая цель создания инновационного центра - целенаправленное и управляемое обновление технологической базы отраслевых предприятий как базы их конкурентоспособности, соответствия мировому уровню технологий и увеличению добавленной стоимости продукции.

Создание инновационного центра потребует 3-5 лет значительных финансовых затрат, нести которые могут только крупные отраслевые структуры. Создание инновационного центра на одной из промплощадок является одной из стратегических целей вертикальноинтегрированной компании «ФосАгро», объединившей, как уже упоминалось, крупнейшего в России производителя

апатитового концентрата (ОАО «Апатит») и отраслевых производителей фосфорсодержащих удобрений.

Долгосрочная политика диверсификации производства, реализуемая компанией, требует адекватного научнотехнического и проектного сопровождения. Актуальность создания базового отраслевого инновационного центра характерна и для других отраслевых компаний и производителей и определяется усиливающимся разрывом между тех-

1. Большой экономический словарь. -СПБ.: НОРИНТ, 2000. - 1440 с.

2. Обэр-Криг Д. Управление предприятием. - М.: Прогресс, 1993. - 304 с.

нико-экономичес-кими показателями действующих физически изношенных и морально устаревших производств и вводимых современных мощностей с заложенными ресурсосберегающими и экологически безопасными технологиями. Ликвидировать этот угрожающий конкурентоспособности отрасли разрыв можно только путем целенаправленного и управляемого внедрения лучших решений, прикладных разработок и технологий в действующее производство.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Экономика предприятия. - СПб.: Химиздат, 2003. - 303 с. 115ГЛ

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------------------

Цукерман В.А. - кандидат технических наук, заведующий отделом промышленной и инновационной политики, Институт экономических проблем, Кольский научный центр РАН, tsukerman@iep.kolasc.net.ru

Селин И.В. - кандидат экономических наук, начальник бюро по мотивации и управлением персоналом Обогатительного комплекса, Центральной лаборатории, отдела Технического контроля ОАО «Апатит», tsukerman@iep.kolasc.net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.