Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
УДК 338.45 Кублин Игорь Михайлович,
д. э. н., профессор кафедры «Маркетинг и рекламный менеджмент», Саратовский государственный социально-экономический университет, e-mail: ikublin@mail.ru
Волков Сергей Константинович, к. э. н., доцент кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», Волгоградский государственный технический университет,
e-mail: ambiente2@rambler.ru
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
I.M. Kublin, S.K. Volkov
PRODUCTION DIVERSIFICATION AS A FACTOR OF ENSURING COMPETITIVENESS OF A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE
Аннотация. В статье проводится анализ особенностей управления ассортиментной политики машиностроительного предприятия. Исследования показали, что с расширением количества технико-производственных компонентов и связей в производственном и технологическом процессах изменяется тип производства. Делается вывод о том, что диверсификация производства является инструментом повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
Ключевые слова: машиностроительное предприятие, диверсификация производства, ассортиментная политика, конкурентоспособность предприятия.
Abstract. The article analysis the features of assortment policy management on machine-building enterprise. Researches showed that with expansion of quantity of technical-production components and communications in production and technological processes the production type changes. The conclusion that production diversification is the instrument of machine-building enterprise competitiveness increase is drawn.
Keywords: machine-building enterprise, production diversification, assortment policy, competitiveness of the enterprise.
Характер экономических отношений в рыночных условиях хозяйствования позволяет утверждать, что предприятиям достаточно сложно добиться серьезных позитивных производственных результатов, не определившись с ассортиментным перечнем и объемом выпуска машиностроительной продукции и не спрогнозировав последствия принимаемых решений.
Особое значение должно придаваться быстрому обновлению ассортимента изготавливаемой
продукции, гибкому изменению производственной программы, связанной с выпуском инновационной продукции.
В зависимости от характера решаемых задач по диверсификации акцент необходимо делать не только на кардинальное изменение технического уровня производства, но и на изменения структурной и инвестиционной стратегии, концентрацию материальных ресурсов по основным направлениям ассортиментного перечня машиностроительного предприятия. Достаточно большая номенклатура различных по назначению изделий характеризуется не только сложностью и трудоемкостью, но и усложнением диспетчерской деятельности по формированию в производстве программ по выпуску необходимого для рынка ассортимента, влечет за собой трудности по сбалансированности объемов выпуска машиностроительной продукции.
Обследование показало, что на предприятиях машиностроительной отрасли при расширении ассортиментного перечня изменяются конструктивные особенности продукции, усложняются технологические процессы и ускоряется обновление производственного аппарата. Исследования, проведенные авторами, показали, что с расширением количества технико-производственных компонентов и связей в производственном и технологическом процессах изменяется тип производства. При этом усложняются планово-организационные процедуры и существенно снижается потенциал по увеличению объемов производства инновационных видов изделий из возможного ассортиментного перечня [1].
Следует отметить сложности, связанные с уровнем организации, специализации и технической оснащенности производственного аппарата,
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
которые не позволяют гибко реагировать на флук-туационные изменения рыночной конъюнктуры.
В связи с перечисленным у машиностроительных предприятий появляются проблемы, связанные с совершенствованием производственного процесса, его технологической и технической составляющих, а также методов производственного и экономического планирования.
На наш взгляд, синтез теории и практики в области ассортиментной политики является достаточно сложной проблемой, от положительного решения которой зависят результаты производственной и хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия.
Для машиностроительных предприятий проблема адаптации к рыночным условиям зависит от выпуска конкурентоспособной продукции и требует комплексного решения проблемных задач, связанных с изменением направлений деятельности как основных производственных подразделений, так и самого предприятия.
При этом одна из основных задач заключается в разработке новой методологии, связанной с совершенствованием и развитием принципов управления ассортиментом, с тем, чтобы деятельность по изменению ассортимента органично вписывалась в деятельность всего предприятия и не противоречила его коммерческой политике. С учетом вышесказанного деятельность предприятия на рынке будет действительно эффективной.
Совершенно очевидно, что текущее состояние рыночных отношений может определяться наличием существенных, а часто излишних усилий по формированию ассортиментного перечня предприятия.
Исследование проблем диверсификации и изменения ассортимента выпускаемой продукции в рыночных условиях нашли отражение в работах ведущих ученых, таких как Г.Л. Багиев, Д.И. Балабанова, И.К. Беляевский, Е.П. Голубков, И.А. Гольман, В.Е. Хруцкий и др.
Ведущие специалисты в основном концентрируют интерес на рассмотрении теоретических проблем и практических тенденций диверсифика-ционных преобразований, связанных с изменением производственной программы (т. е. изменения объемов выпуска, ассортимента и т. п.), оставляя без внимания разработку действенного аппарата сверстывания диверсификационной программы и составляющих ее компонентов. Проведенный анализ экономических публикаций по проблемам диверсификации и сопоставление их с взглядами ведущих экономистов и практиков показал, что, несмотря на определенный теоретический задел, накопленный в этой области знания, проблемы
диверсификации во взаимосвязи с изменением политики в области формирования ассортимента машиностроительной продукции исследовалась недостаточно.
Опыт проведения диверсификационных преобразований практически не обобщен не только в зарубежной, но и в отечественной научной литературе. Не определены основные аспекты формирования производственной программы по основным группам продукции из ассортиментного перечня, выпускаемого машиностроительными предприятиями, и ключевые направления повышения эффективности данной работы.
Существование вышеизложенных проблем активизировало потребность в определении и разработке принципиально новых научных подходов, направленных на повышение эффективности формирования машиностроительными предприятиями ассортимента продукции в период проведения ди-версификационных преобразований.
В зависимости от того, какая из выбранных стратегий и тактик формирования ассортимента проводится на машиностроительном предприятии, изменяются и шансы на рыночное продвижение продукции. Наиболее выигрышная стратегия должна учитывать изменения, проводимые непосредственно в производственном цикле, в частности, при проведении диверсификации при запуске ассортимента выпускаемой машиностроительной продукции [2].
На машиностроительном предприятии с ассортиментной стратегией связана целенаправленная деятельность, включающая планирование и материализацию совокупности мероприятий по формированию конкурентных преимуществ, то есть создание определенных характеристик групп продукции, которые делают их наиболее ценными и привлекательными для конкретных потребителей и тем самым удовлетворяют востребованную потребность, обеспечивая предприятию соответствующие финансовые результаты от производственно-хозяйственной деятельности.
Для специалистов предприятия претворение в жизнь ассортиментной стратегии связано с участием в создании требуемых технико-эксплуатационных и физических характеристик продукции и, главным образом, с обеспечением должного окружения, т. е. с созданием характеристик, формирующих привлекательный образ продукции и спрос на рыночном пространстве [3].
В границах разработки специалистами машиностроительного предприятия ассортиментной стратегии следует обратить внимание на ряд важных задач, включающих:
* выбор и оптимизацию товарного ассортимента продукции;
* разработку коммерческих предложений и мероприятий по управлению товарным ассортиментом;
* темпы обновления видов продукции в целом по отдельным группам продукции с учетом их жизненного цикла;
* прогнозирование времени выхода новой продукции на рынок и снижение объемов выпуска старой продукции;
* разработку программы модификации продукции, прогнозирование развития товарного ассортимента и комплексную оценку положения машиностроительного предприятия на рынке и др.
Проведенный мониторинг преобразований внутри производственной системы машиностроительного предприятия при диверсификации дает основания утверждать, что ассортиментная стратегия как определенная целостная самостоятельная система требует формулирования и принятия управленческого решения, касающегося отдельных ассортиментных групп, товарных единиц, сервисного обслуживания, марки, упаковки и т. п. Управление товарным ассортиментом предполагает обеспечение определенного соотношения составляющих его факторов. Следовательно, усилия должны направляться на достижение следующих параметров: снижение издержек производства, повышение качества, повышение экономичности и оперативности гарантийного и послепродажного обслуживания.
Проблемы обновления ассортимента продукции включают большое количество задач. Многоаспектность каждой и их взаимовлияние предполагает объединение и решение поставленных задач в общей системе. По нашему мнению, основная цель такой системы - управление обновлением ассортимента продукции - заключается в координации усилий по формированию и реализации конкурентных преимуществ изготавливаемого товарного ассортимента. Обновление ассортимента продукции машиностроительного предприятия должно рассматриваться как реально протекающий рыночный процесс в общей системе производственного предпринимательства, определяющийся как экономическая стратегия, направленная на расширение сферы производства новых товаров с использованием имеющегося оборудования и производственных мощностей за счет материализации внутрипроизводственных резервов. Главным содержанием такой работы будут научные, коммерческие и организационно-технические мероприятия по обновлению ассортимента продукции.
Изменение предприятием ассортимента товара дает возможность координировать действия на рынке, что предполагает расширение конъюнктуры рынка за счет новых сегментов. Для множества выпускаемых товаров рано или поздно приходит время уменьшения объемов реализации, а значит и снижения объемов производства. Поэтому машиностроительные предприятия вынуждены элиминировать некоторые виды продукции в связи с тем, что они не приносят прибыль и не имеют перспектив на их техническую модификацию.
Обследование показало, что проведение элиминации товара из ассортиментного перечня чаще всего связано с различными стратегиями, а именно: решительным уходом с рынка, коммерческим уходом с рынка. Так, например, при решительной элиминации предприятие прекращает производство продукции. При применении предприятием постепенной элиминации сокращаются объемы производства и реализации продукции, что позволяет постепенно внести изменения в направление использования технических и материальных ресурсов для производства других видов продукции. Коммерческая элиминация - это возможность предприятия в начале спада жизненного цикла данного товара передать право его производства другому предприятию-производителю на взаимовыгодных условиях [1].
Исследование качества ассортимента продукции, его свойств и характеристик определяют ядро принципа современной системы обновления ассортимента, т. е. производства машиностроительным предприятием такого ассортимента продукции, который оптимально отвечал бы запросам рынка, а предприятию приносил бы прибыль.
К обстоятельствам, побуждающим машиностроительные предприятия переходить к обновлению ассортимента продукции, на наш взгляд, относится наличие неиспользованных внутренних резервов, а также увеличение объемов выпуска диверсифицированной продукции за счет использования побочных продуктов основного производства. Сегодня для выживания предприятий в рыночных условиях необходимы высокие темпы обновления товарного ассортимента.
Важным целенаправленным методом конкурентной борьбы является сверстывание производственной программы по основному и диверсифицированному товарному ассортименту. При определении основных элементов сбытового и производственного подхода, влияющих на успех предприятия на рынке, приоритет должен быть отдан качеству продукции и совершенствованию товарного ассортимента.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Машиностроительному предприятию необходимо стремиться к такому ассортименту, который имеет максимальное вербующее воздействие на различных потребителей и может быть дополнен тесной связью с ассортиментной и ценовой политиками. В этой связи при формировании ассортиментных групп продукции необходимо комплексно учитывать весь спектр возникающих противоречий и издержек.
Однако отметим, что даже самые позитивные преимущества с позиции издержек останутся бесполезными, если усилия по реализации продукции на рынке окажутся слишком слабыми, поскольку сбыт представляет собой реализацию результатов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия. Практика показывает, что при принятии решения в области управления ассортиментом нельзя переносить центр ответственности и тяжести на загрузку производственных мощностей или увеличение закупок материальных ресурсов, если отсутствуют достаточные условия по сбыту продукции на рынке.
Разработка и внедрение в производственный процесс новых или инновационных изделий должна реализовываться с учетом ассортиментной стратегии на основе всестороннего полномасштабного анализа положения предприятия на рынке. В результате такого анализа может быть принято решение о проведении диверсификацион-ных преобразований в производстве. В этой связи необходимо учитывать результаты анализа дивер-сификационных преобразований. Исследование прибыльности новых концепций производства продукции, связанных с диверсификацией, надлежит проводить отдельно от оценки производственных и технологических возможностей предприятия, так как это обусловлено возможным возникновением обстоятельств по частичной или полной передаче производства смежникам или бизнес-партнерам [2].
Менеджмент предприятия, принимая решение о выходе на тот или иной сегмент рынка с новой или инновационной продукцией, осуществляет следующие мероприятия:
* полномасштабные НИОКР по данному виду продукции или по группе продукции;
* сертификацию, разработку маркировки и упаковки для продукции;
* коммерческие исследования и прогноз рыночной ситуации на их анализе.
Реализация данных мероприятий даст возможность своевременно провести подготовку производства и сформировать ориентированный на потребителя ассортимент продукции, превосходящий предложения конкурентов.
Новизна и сложность задач, стоящих перед машиностроительными предприятиями, обусловливает требования к производству и сбыту продукции. Необходимо, чтобы продукция, которая отвечает потребностям конъюнктуры рынка в целом, не была дифференцирована одним стандартизованным видом продукции (телевизор, стиральная машина и т. п.). Вместе с тем в реальных рыночных условиях предпочтения потребителей должны ориентировать машиностроительные предприятия на выпуск продукции более мелкими партиями с учетом их модификации, т. е. дифференциации продукции. Это позволит предприятию достичь более сильных позиций на небольших сегментах рынка. Стратегия дифференцирования дает предприятию возможность достичь конкурентоспособности с различными вариантами новой или инновационной продукции из ассортиментного перечня.
Зачастую предприятия вынуждены проводить мероприятия по модификации при стагнации продукции на рынке.
При выпуске модифицированной продукции могут наблюдаться случаи скачкообразного увеличения объемов сбыта, что, в свою очередь, предполагает увеличение объемов производства. Вышесказанное можно объяснить открытием для потребителей новых характеристик и свойств продукции и, соответственно, новых областей ее применения и использования, а также освоением новых направлений сбыта продукции.
Проведение мероприятий по модификации продукции должно концентрироваться на изменениях по улучшению качественных характеристик и свойств либо на расширении сферы применения. При этом возможны изменения, связанные с внешним видом, дизайном, упаковкой.
Ассортиментная концепция базируется на взаимодействии машиностроительного предприятия и торговых структур и включает коммерческий подход, опирающийся на комплексное исследование рыночных сегментов и рынка в целом, а также определение запросов групп потребителей к ассортименту продукции предприятия, ее характеристикам, свойствам и качеству.
Программа обновления выпускаемой продукции - это результирующее действие двух факторов: процессов освоения в производстве новой или инновационной продукции и снятия с производства устаревших видов продукции. Перечисленные процессы самостоятельны, организационно сложны и заметно влияют на экономические показатели производственной деятельности и конкурентное положение предприятия на рынке.
Приведенный в работе мониторинг современных ассортиментных концепций машиностроительных предприятий касается производства, потребления, динамики цен и дает основания сделать вывод, что сложившееся состояние объективно сдерживает переход предприятий на качественно более высокий уровень.
Таким образом, изменение пропорций товарного ассортимента происходит на фоне негативного воздействия внутренних и внешних факторов, которые в значительной степени тормозят развитие обновления ассортимента, тем самым ограничивая способность предприятия к финансированию мероприятий по организации обновления ассортимента, что приводит к дефициту ресурсного потенциала системы производства и сбыта.
Методы оптимизации планирования следует применять, когда задача сбалансированности ассортимента невыполнима из-за ограниченности имеющихся ресурсов. Следует отметить, что основным компонентом оптимизации производственной программы является ограниченность финансовых, материальных, производственных и трудовых ресурсов. В этой связи учет разнонаправленных факторов, их выявление и формализация определяют механизм организации работ по формулированию условий или критериев по моделированию задач линейного программирования.
Трудовые ресурсы и производственные мощности машиностроительного предприятия взаимосвязаны в определенных производственно-технологических возможностях. Специалисты предприятия считают, что сверстывание производственной программы связано в первую очередь с оптимизацией загрузки станочного парка и оборудования. Но данная постановка проблемы не отражает цели производства и систему оптимального планирования ассортимента продукции на предприятии в период диверсификации, т. к. проблема, связанная с оптимизацией процесса загрузки оборудования, не может быть полностью адекватна формированию оптимальной структуры в программе наращивания объемов производства необходимого ассортимента продукции с точки
зрения максимизации эффекта. Обследование показало, что машиностроительные предприятия заинтересованы в максимальном использовании определенной группы производственного оборудования, а не в стремлении эффективно и в полном объеме удовлетворить спрос за счет выпуска обновленного ассортимента продукции.
Потенциальные возможности основных производственных и материальных ресурсов взаимосвязаны и взаимозависимы и сопоставляются с затратами рабочего времени на изготовление единицы продукции и всего объема производства. Величина, характеризующая нормативную производственную мощность, определяет критерии ограничения в задаче оптимизации производственной программы при обновлении ассортимента продукции, связанного с диверсификацией предприятия.
Данный подход объединяет оценку основных факторов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности машиностроительного предприятия и дает возможность оперативно и объективно оценивать положение предприятия на рынке и принимать соответствующие управленческие решения, направленные на обновление ассортимента продукции, что в конечном итоге сказывается на уровне конкурентоспособности предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кублин И.М., Оноприйчук Б.С. Диверсификация как фактор устойчивого развития предприятия в рыночных условиях // Поволж. торгово-эконом. журн. 2010. №4. С. 58-64.
2. Кублин И.М., Верещагина Л.С. О методологии формирования производственной программы промышленного предприятия // Вестн. Саратов. гос. социал.-эконом. ун-та. 2010. № 5. С. 83-87.
3. Герчикова Е.З. Методические основы построения жизненных циклов машиностроительных изделий // Вестн. Российс. гос. торгово-эконом. ун-та. 2008. № 1. С. 144-147.