Наиболее популярным подходом к продвижению территорий сегодня является туристический брендинг, а одним из инструментов его создания является событийный туризм, способствующий расширению известности региона, созданию и развитию его имиджа.
По мнению крупных российских туроператоров, проблема таких «нетуристических», с общепринятой точки зрения, городов как Белгород, Брянск, Курск, Липецк, Воронеж, Тамбов не в отсутствии объектов показа, а в недостатке рекламы, продвижения имеющихся брендов и так называемых «фишек». И решением данной проблемы может стать развитие событийного и делового туризма, а также дальнейшее продвижение положительного имиджа города на внутреннем и внешнем рынках.
Использованные источники: 1.Об утверждении Концепции развития туристской привлекательности города Белгорода : Решение Совета депутатов г. Белгорода от 21 сентября 2010 № 378. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW404;n=195 85;dst=100091#0
2.Об утверждении муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата на 2015 - 2020 годы»: Постановление от 12 ноября 2014 года № 233. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432805802.
Э.Белгород в цифрах. 2015 год. Режим доступа: http: //www.beladm.ru/municipalnaya- statistika/
УДК 338.22.01
Хоконова М.З. старший преподаватель Кабардино - Балкарский государственный университет
Россия, г. Нальчик ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В данной статье рассматривается место и роль процесса диверсификации в современной экономике, критерии предварительной оценки принятия решения по диверсификации, а также анализируются важнейшие выгоды процесса диверсификации.
Ключевые слова: диверсификация, конкурентоспособность, интеграция, инвестиции, альянс.
Khokonova M. Z. senior teacher Kabardino-Balkarian state university
Russia, Nalchik
DIVERSIFICATION AS THE MOST IMPORTANT STRATEGIC ELEMENT OF INNOVATIVE POLICY OF THE ENTITY
Abstract. In this article the place and a role of process is considered
diversifications in modern economy, criterion of a provisional estimate of decision making on diversification, and also are analyzed the most important benefits ofprocess of diversification
Key words: diversification, competitiveness, integration, investments, alliance.
Многие предприятия во всем мире придают первостепенное значение процессу диверсификации, представляющему собой процесс проникновения предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.
Располагая большими объемами капитала, полученными в основных сферах бизнеса и не имея, в силу ограниченности возможности дальнейшей их экспансии, предприятия нашли подходящий путь для решения проблемы инвестиции капиталов - осуществление стратегии диверсификации.
Важнейшими выгодами процесса диверсификации являются:
1) синергетический эффект - сокращение затрат за счет объединения различных видов бизнеса, где единая система управления, контроля и координации, а также скорость оборачиваемости средств гораздо выше;
2) интеграция маркетинговых исследований;
3) повышения качества информационного обеспечения бизнеса;
4) стабильность и гарантированность поставок, постоянство деловых связей, что позволяет экономить средства, направляемые на маркетинг и рекламу;
5) выигрыш в технологической сфере за счет обмена технологиями совместного проведения научных исследований;
6) существенно большая дифференциация продукции за счет интеграции деятельности по совершенствованию качества, сервиса, уровня маркетинга и новых каналов сбыта.
В целом за счет диверсификации предприятие повышает свою конкурентоспособность, уменьшает возможные риски, так как оно предполагает самые разнообразные товары и услуги, снижает затраты за счет многоцелевого совместного использования производственных мощностей фирмы. Значительная экономия достигается благодаря концентрации сбытовой сети, так как товары и услуги продаются через единую сеть, не обязательно собственную. Издержки снижаются также благодаря внутрифирменной передачи информации знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим. Эффект достигается
так же еще за счет разнообразия получаемой работниками информации и многосторонней подготовки работников. Синергетический эффект предприятие получает за счет лучшего использования материальных и нематериальных ресурсов. Таким образом, диверсификация, с одной стороны, уменьшает риск за счет уменьшения зависимости предприятия от одного товара или рынка, но с другой увеличивает риск, который именно характерен диверсификации.
Яркий пример диверсификации приводится в книге "Японская экономика в преддверии XXI века". В ней рассматривается деятельность японской авиакомпании JAL. Она так сформировала основную философию своего успеха - "завоевание лидирующих позиций в интегрированной сфере бытового и культурного обслуживания". В процессе диверсификации в ее состав вошли новые сферы бизнеса. Это рекреационные услуги, включая гостиничные хозяйства; курортно-туристическое обслуживание; товарное обращение; финансы; информатика; образование; вертолетные авиарейсы.
Рассмотрим основные виды диверсификации. Она может быть связанной и несвязанной или конгломератной, еще иногда ее называют латеральной (боковой) диверсификацией. Связанная диверсификация подразделяется на вертикальную и горизонтальную. Отнесение диверсификации к тому или иному типу определяется таким критерием как принцип слияния. Если объединяются предприятия, связанные в процессе производства мы имеем функциональное слияние. Когда же объединение происходит без производственной общности предприятий, мы имеем инвестиционное слияние.
Связанная вертикальная диверсификация представляет собой процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска прежнего продукта на этапах до или после производственного процесса. Предприятия, осуществляющие такой тип диверсификации, предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри самого предприятия, тогда как раньше оно приобретало их у других организаций или фирм.
Вертикальная интеграция основана на объединении фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса по вертикали. Вертикальная интеграция эффективна в том случае, когда предприятие может повысить свою рентабельность за счет контроля важных звеньев в цепи производства и сбыта продукции. Вертикальная интеграция бывает нескольких типов: полная интеграция, частичная интеграция, квазиинтеграция. Полная интеграция - это интеграция всего производственного процесса. При частичной интеграции часть продукции изготавливается на предприятии, а часть - закупается у других предприятий. Квазиинтеграция - это создание альянса между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности.
Вертикальная интеграция имеет две основные формы, которые характеризуют положение предприятия в производственной цепочке. К первой форме относится обратная интеграция. При данной форме предприятие присоединяет к себе функции, которые прежде выполняли поставщики, речь идет о приобретении, установке контроля над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью обратной интеграции является защита источника сырья или доступ к новой технологии.
Ко второй форме вертикальной интеграции относится прямая интеграция. Суть ее заключается в том, что компания присоединяет функции, связанные с основной ее деятельностью. Она приобретает транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие службы. Для компании стимулом при данной форме интеграции является обеспечение контроля над сбытом продукции, а также - изучение своих потребителей. Взаимодействие со сбытовыми службами, а также контроль над каналами сбыта дает возможность компаниям получать синергетический эффект.
Вертикальная интеграция обычно применяется компаниями, которые занимают значительную долю рынка, то есть имеют довольно сильную позицию на рынке по сравнению со своими конкурентами. Чаще всего вертикальная интеграция применяется в таких отраслях, как металлургия, производство бумаги, химических продуктов, в нефтяном бизнесе. Совместное использование ресурсов и взаимодействие различных подразделений в этих отраслях дает возможность получать синергетический эффект. Здесь также возможно повышение технологического уровня производства, снижение издержек.
В России ярким примером вертикальной интеграции являются нефтяные компании. Они образованы как вертикально интегрированные нефтяные компании, которые охватывают все стадии добычи и переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, то есть от геологоразведки до продажи бензина на бензоколонках. Сейчас в России лидируют компании «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть» и др. Причем процесс интеграции в этих компаниях не останавливается. Ведущей вертикально-интегрированной нефтяной компанией России является ОАО «Лукойл». Основные виды деятельности компании -разведка и добыча нефти и газа, производство и реализация нефтепродуктов. «Лукойл» является крупнейшей в мире частной нефтяной компанией по запасам нефти. На ее долю приходится более 20 % добычи нефти страны.
Второй формой интеграции является горизонтальная интеграция или связанная горизонтальная диверсификация - объединение предприятий, работающих и конкурирующих одной области деятельности. Основной целью данной формы интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Экономия издержек здесь осуществляется за счет
экономии на масштабе производства. Горизонтальное объединение также может снизить опасность конкурентной борьбы, расширить ассортимент товаров или услуг. Одной из серьезных причин горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков, то есть объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающих на различных рынках, расположенных в разных географических районах.
В феврале 1998 года в Риме подписано соглашение о стратегическом альянсе "Газпрома" с компанией "Эни". Обе компании продолжают развивать тесное сотрудничество на итальянском газовом рынке и и намерены способствовать увеличению продаж российского газа в рамках действующих долгосрочных контрактов
Характеристика типов диверсификации была бы неполной без рассмотрения несвязанной диверсификации или просто диверсификации, под которой понимается охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Примером может служить предприятие, которое производит автомобили и приобретает фабрику по производству игрушек. Ярким примером несвязанной диверсификации является деятельность ЗападноСибирского металлургического комбината. Комбинат производит металлическую продукцию, мебель, сантехническую продукцию, имеет подсобное хозяйство, на базе которого организовано производство колбасы хлеба, и других продуктов питания. Комбинат занимается торговлей, ведет строительство и т.д.
Эффект при такой диверсификации достигается за счет обмена или разделения активов, сфер деятельности. При этой форме диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии. Это больше диверсификация капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Эффект достигается за счет оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами конгломератного предприятия. В качестве основных стимулов такой диверсификации являются: желание закрепиться в новых растущих отраслях или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, налоговые льготы, личные пристрастия руководящих кадров. Такое стремление понятно. Оно связано с долговременной стагнацией той или иной отрасли. Компания, которая начинает испытывать трудности в отрасли, которая достигла достаточной зрелости и где она занимает среднюю конкурентную позицию, будет выбирать стратегию диверсификации в несвязанную отрасль.
Высокий уровень международного маркетинга реализуется в совместном предпринимательстве, при котором фирма соглашается объединить некоторые стороны своей деятельности по производству и маркетингу с иностранной компанией с целью объединить опыт, связь и
разделить затраты. Так, например, фирма "Филипс", крупный голландский производитель, создала ряд совместных предприятий.
Совместные предприятия, если они созданы внутри страны и производят там же продукцию, если устанавливается иностранное владение, могут приводить к снижению затрат и установлению различных льгот. В качестве примера можно привести совместные предприятия, созданные американскими и японскими фирмами. Японцы, например, создают с целью уменьшения американских торговых ограничений и уменьшения политической напряженности. Американцы ищут другие выгоды. Они считают, что создание совместных предприятий дает возможность организовать функционирование на японском рынке, а также ограничить деятельность своих потенциальных конкурентов.
В последние годы появились новые типы хозяйственных объединений. Наиболее распространенный из них - стратегический альянс, который представляет собой созданную на временной основе группу независимых предприятий, связанных современными информационными технологиями. Такой союз предполагает объединение усилий в какой-либо сфере, например, в сфере НИОКР. Нередко стратегические альянсы являются формой горизонтального объединения в пределах одной отрасли, хотя межотраслевые альянсы также не исключены. Объединения в виде альянсов дают возможность быстро реагировать на изменение рынка и технологий, более рационально расходовать технологии, уменьшения конкурентного риска между потенциальными конкурентами. Предприятия, образующие альянсы, разрывают отношения, когда необходимость в них отпадает.
В мире постоянно происходит образование стратегических альянсов. Так, фирмы "Sony" и "Apple" объединяли свои усилия в создании портативной ЭВМ марки "Power Book".
Прежде чем осуществить диверсификацию управляющие предприятия должны сделать предварительные оценки того или иного решения по диверсификации, то есть, способно ли оно повысить доходность компании. Для этого используют три критерия. Первый критерий - привлекательность. Выбранная для диверсификации отрасль должна быть достаточно привлекательной с точки зрения получения хорошей прибыли на вложенный капитал. Должны быть так же благоприятные условия для конкуренции и рыночной среды, способствующие обеспечению долгосрочной рентабельности. Только по таким показателям как высокие темпы роста или сверходовой товар нельзя судить о привлекательности отрасли.
Второй критерий - "затраты на вхождении". Эти затраты не должны быть слишком высокие, так как они могут нанести ущерб потенциалу для получения прибыли. Чем более привлекательна отрасль, тем дороже стоит проникновение в неё. Предприятия, которые хотят войти в новую отрасль встречают достаточно высокие барьеры. Это и понятно. Ведь если этого не будет, количество желающих войти в новую отрасль будет большое и тогда
возможность получения достаточно прибыли не будет. Отсюда, если будет покупаться компания уже работающая в данной отрасли - операция будет достаточно затратной. Высокая плата за проникновение в новую отрасль снижает возможность получения дохода.
Третий критерий - дополнительные выгоды. Проникновение в новую отрасль недостаточно, чтобы было создано конкурентное преимущество. Компания для этого должна приложить достаточно усилий для его создания в новой сфере деятельности, или новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциал для поддержания конкурентного преимущества там, где его ранее не существовало. Таким образом, такие действия должны создать возможность получения дополнительной прибыли и увеличения доходности акций.
Сделав оценку решения по диверсификации и определив, удовлетворяет ли деятельность трем вышеназванным критериям, предприятие принимает окончательное решение по диверсификации. Если деятельность фирмы по диверсификации удовлетворяет трем этим критериям, то она может смело осуществлять диверсификацию. Если деятельность фирмы по диверсификации соответствует только одному или двум критериям, целесообразность проведения предприятием диверсификации вызывает сомнение.
Следующим важным моментом является стратегический анализ деятельности диверсифицированных предприятий. Он построен на концепциях и методах, используемых и для компаний, занимающихся одним видом деятельности. Однако в диверсифицированных предприятиях появляются ряд новых аспектов, которые следует учитывать, а также использовать дополнительные аналитические подходы.
При стратегическом анализе диверсифицированной компании, ее значимости и потенциальных возможностей в принятии решения о дальнейших действиях в области стратегического планирования, управляющие предприятием должны четко придерживаться следующих этапов:
1) выявление текущей стратегии фирмы;
2) разработка делового портфеля компании;
3) сопоставление долгосрочной привлекательности каждой из отраслей, в которых компания осуществляет свою деятельность с точки зрения диверсификации;
4) изучение и сравнение долгосрочной привлекательности конкурентной силы хозяйственных подразделений компании с целью определения наиболее жизнеспособных в соответствующих отраслях, являющихся конкурентами и причем очень серьезными;
5) ранжирование хозяйственных единиц с учетом истории их развития и будущих перспектив;
6) оценка совместимости каждого хозяйственного подразделения со стратегией корпорации и выявление ценности стратегических связей между существующими подразделениями;
7) группировка хозяйственных структур по принципу приоритетов инвестирования и принятия решения о характере стратегии для каждого подразделения;
8) использование новых стратегических мер.
Таким образом, продуманная диверсификация, основанная на эффекте разнообразия, является довольно перспективным путем развития современного крупного производства. Опыт зарубежных стран и России в решении этого вопроса свидетельствует об этом. Однако, каждое предприятие, осуществляя диверсификацию, должно продуманно подойти к этому процессу, учитывая свои возможности и другие внешние факторы.
Использованные источники:
1.Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. Москва 2009г.
2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. / Под ред.Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити, 2002. - 174 с.
3. Котлер Ф.Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы, 2016.
4. Иванеев, А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций; МЦФЭР - М., 2013. - 128 а
5. Седегов, Р.С.; Орлова, Н.М.; Сидоров, Ю.И. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия; Экономика - М., 2012. - 320 а
6. ред. Долгов, С.И.; Кретов, И.И. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело; БЕК - М., 2015. - 784 а
УДК 323.2
Хорошилова Е.А. студент 2 курса
Научный руководитель: доц., к. с.н., Шаповал Ж.А. Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, Россия, г. Белгород СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ Аннотация: В настоящее время неформальные общественные движения и объединения являются естественным способом самовыражения и самореализации населения страны. В статье рассматриваются причины возникновения, сущность и характерные особенности неформальных общественных объединений.