Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПАНИЯ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева А. А.

В статье исследуется понятие диверсификации и обосновывается актуальность данного процесса для современных компаний различных сегментов бизнеса. В том числе рассматриваются виды и типы стратегий диверсификации, преимущества и недостатки данного процесса. Выделяются факторы, которые указывают на то, что компании необходимо использовать стратегию диверсифицированного роста, а также способы корректной оценки уровня диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION AS ONE OF THE WAYS OF BUSINESS DEVELOPMENT

The article explores the concept of diversification and substantiates the relevance of this process for modern companies in various business segments. In particular, the types and types of diversification strategies, the advantages and disadvantages of this process are considered. Factors are highlighted that indicate that a company needs to use a diversified growth strategy, as well as ways to correctly assess the level of diversification.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА»

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА А.А. Прокофьева, магистрант

Научный руководитель: И.В. Косякова, д-р экон. наук, профессор Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-184-186

Аннотация. В статье исследуется понятие диверсификации и обосновывается актуальность данного процесса для современных компаний различных сегментов бизнеса. В том числе рассматриваются виды и типы стратегий диверсификации, преимущества и недостатки данного процесса. Выделяются факторы, которые указывают на то, что компании необходимо использовать стратегию диверсифицированного роста, а также способы корректной оценки уровня диверсификации.

Ключевые слова: диверсификация, процесс, стратегия, организация, компания, бизнес.

Тема диверсификации является актуальной на сегодняшний день, потому как все большее число компаний, как среднего и крупного, так и малого бизнеса, принимают решение о диверсификации различных аспектов своей деятельности. Целью диверсификации является повышение рентабельности, снижение рисков деятельности, повышение конкурентоспособности бизнеса [1, с. 75].

Диверсификация бизнес-процессов помогает многим организациям становиться более гибкими в условиях экономического спада и кризиса. Она позволяет создавать другие направления, товары или услуги, которые перекрывают издержки производства и помогают получить дополнительную прибыль. Диверсификация обеспечивает маневрирование в бизнесе, а это значит, что фирмы могут удерживаться на плаву среди других конкурентов и выйти из тяжелого финансового положения.

В разных сферах экономической деятельности, существуют отличные друг от друга понятия, и отсутствует единая трактовка термина «диверсификация». В то же время, многие аспекты, являются общими для всех определений.

Диверсификация - это термин, для которого нет официального научного определения и классификации. В общих чертах, это процесс перераспределения ресурсов между различными аспектами деятельности организации, с целью минимизации рисков, которые могут быть связаны

с неопределенностью и изменчивостью окружающей среды, а также с целью максимизации выгоды. В основном, понятие применяется в сфере экономики, бизнеса и инвестирования.

Другое определение диверсификации -это характеристика процесса как расширения диапазона деятельности фирмы за пределы профильного бизнеса, основного вида деятельности, проникновение ее в другие отрасли производства и на рынки других товаров и услуг [2, с. 155].

Таким образом, диверсификация предполагает параллельное развитие нескольких видов бизнеса, расширение товарной номенклатуры или сферы услуг, выход на новые рынки, распределение средств между разными активами. Диверсифицированной может являться фирма, которая производит и реализует несколько сравнительно близких по своему назначению, либо вообще не связанных между собой видов готовой продукции.

Существует классификация диверсификации по сферам ее применения [3, с. 69].

Диверсификация бизнеса - это вложение капитала, кроме основной деятельности, в другие отрасли экономики.

Диверсификация производства - это одновременное развитие различных видов производств либо существенное расширение номенклатуры и ассортимента всей продукции компании.

Диверсификация продукции (конгломератная диверсификация) - это процесс

расширения ассортимента тех товаров/работ/услуг, которых не было в существовавшей до диверсификации номенклатуре.

Диверсификация цен - это применение разной политики ценообразования в зависимости от уровня доходов потенциальных покупателей.

Диверсификация рисков - использование как однотипных финансовых инструментов (акции разных компаний), так и разных финансовых инструментов (акции и облигации).

Диверсификация инвестиционного портфеля - распределении финансов между разными инструментами их заработка.

Диверсификация экономики представляет - распределение денежных потоков государства, направленное на пропорциональное развитие всех его отраслей.

В современной практике также выделяют типы стратегии диверсификации [3, с. 70].

Связанная диверсификация заключается в расширении ассортимента выпускаемой продукции за счет предложения новых товаров или услуг, не являющихся основными, но имеющими тесные технологические связи с ними. Связанная диверсификация подразделяется:

- Вертикальная диверсификация - процесс диверсификации при данной стратегии предполагает движение фирмы либо вверх, либо вниз по своей производственной цепочке.

- Горизонтальная диверсификация -основой данного типа процесса является приобретение и разработка новых продуктов.

Несвязанная диверсификация - данный тип диверсификации представляет собой изучение новой сферы отраслевого производства, новая технология производства не имеет никаких связей со старым направлением деятельности фирмы.

Международная диверсификация - это расширение бизнеса в сторону рынков иностранных государств. Международная диверсификация представляет собой выход на единственный иностранный рынок, мультинациональная диверсификация - на несколько иностранных рынков, а гло-

бальная - от 50 и более рынков разных государств.

Стратегия диверсификация имеет ряд преимуществ перед другими стратегиями развития бизнеса [4, с. 100]:

- способствует повышению уровня выживаемости предприятия в условиях конкуренции на рынке основного вида деятельности, путем переброса части активов на другие предприятия;

- способствует выгодному вложению избыточных ресурсов в собственное предприятие, повышая при этом конкурентоспособность и рыночную власть;

- может быть хорошим путем выхода в отрасли, находящиеся на стадии подъема, перспективные и высокотехнологичные сферы материального производства;

- помогает распределить возможный риск, повысить устойчивость компании к различным рискам и волатильности рынков;

Но также необходимо отметить недостатки стратегии диверсификации:

- новая деятельность может потребовать новых навыков, которых нет на существующем предприятии;

- требует значительных резервов денежных средств;

- может возникнуть тенденция переноса недостатков с имеющегося предприятия на новое;

- это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу в долгосрочном плане.

Несмотря на множество действующих диверсифицированных компаний, интуитивно понятно, что уровень их диверсификации различен.

На уровне отдельной отрасли уровень диверсификации можно определить путем расчета доли производственной профильной продукции в общем объеме производства продукции данной отрасли; или же рассчитать удельный вес специализированных предприятий в общем числе предприятий отрасли. Чем выше оба показателя, тем менее диверсифицирована отрасль.

На уровне предприятия уровень диверсификации определяется путем подсчета количества однородных групп и видов продукции, выпускаемых одним предприятием. Чем меньше число однородных

групп, тем ниже уровень диверсификации предприятия. Также уместно рассчитать удельный вес специализированного технологического оборудования в общем парке оборудования либо доли продукции, выработанной на специализированных линиях в общем объеме произведённой продукции; долю выручки от реализации основной продукции в совокупной выручке или численность персонала, занятого в основной деятельности, в общей численности.

Чем выше данные показатели, тем ниже уровень диверсификации. Однако при различиях в ценах на продукты или в уровне

тели диверсификации могут искажаться. Поэтому принципиальное значение имеет правильный выбор базы для сравнения.

Тему диверсификации начали исследовать в первой половине XX века, разбирались в ней как российские, так и зарубежные ученые [5, с. 3]. Единого мнения по поводу стратегии диверсификации нет, даже на сегодняшний день. Далее, с течением времени, в период быстро развивающихся внешних условий, тема диверсификации аналогично будет развиваться, расширяться, и потребует все новых и новых исследований и разработок.

организации производства и труда показа-

Библиографический список

1. Шостко А.А. Диверсификация производства как метод обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - №10. - С. 7376.

2. Заздравных А.В. Теория отраслевых рынков: практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - С. 155-163.

3. Сидоров Д.В. Виды и типы стратегии диверсификации // Экономические исследования и разработки. - 2019. - С. 68-72.

4. Кузьмина Е.В. Диверсификация бизнеса путем разработки и выпуска нового товара // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №3-1. - С. 98-101.

5. Селезнев И.О. Эволюционное развитие понятия «Диверсификация» в экономической мысли // Наука и образование сегодня. - 2019. - №4 (39).

DIVERSIFICATION AS ONE OF THE WAYS OF BUSINESS DEVELOPMENT A.A. Prokofyeva, Graduate Student

Supervisor: I.V. Kosyakova, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article explores the concept of diversification and substantiates the relevance of this process for modern companies in various business segments. In particular, the types and types of diversification strategies, the advantages and disadvantages of this process are considered. Factors are highlighted that indicate that a company needs to use a diversified growth strategy, as well as ways to correctly assess the level of diversification.

Keywords: diversification, process, strategy, organization, company, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.