Научная статья на тему 'Диверсификация и ревитализация сельской экономики'

Диверсификация и ревитализация сельской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация и ревитализация сельской экономики»

отдельные фрагменты которого могут быть использованы для условий функционирования российского рынка.

Что касается практической реализации, то в данном случае возможно создание научно-исследовательских центров на базе крупных компаний- производителей техники.

Даже если условия функционирования сельского хозяйства в нашей стране (обширные пространства, пригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности), а иногда еще и теория (теория сравнительных преимуществ порекомендовала бы нашей стране заниматься исключительно сельским хозяйством) «подвигают» ученых и практиков к необходимости выбора экстенсивного пути развития, а, следовательно, к тому, чтобы оградить себя от изысканий и внедрения новейших интенсивных технологий, то в этой связи хочется вспомнить опыт Южной Кореи.

Теория сравнительных преимуществ указывала Южной Корее, возникшей после Корейской войны, что она должна специализироваться исключительно в производстве риса. Однако в то время руководство Кореи посчитало, что если она будет следовать такому курсу, то, добившись успеха в повышении производительности своих рисоводов, никогда не достигнет уровня страны со средним или высоким доходом.

Для этого ей пришлось изменить свое сравнительное преимущество на основе приобретения технологий и знаний и в этом понадобилось вмешательство государства.

Вывод из последнего с точки зрения на АПК состоит в следующем. Наряду с торговлей сырьем, необходимо развивать собственный перерабатывающий сектор, который вмещает в себя практически все основные черты современного индустриального сектора.

5. Стимулирование развития сферы переработки.

Наличие собственной развитой сферы переработки характеризует ее устойчивость и способ-

ность отечественных товаров конкурировать с аналогичной импортной продукцией.

Собственное производство промежуточной и конечной продукции оказывает влияние на рост благосостояния за счет добавленной в процессе обработки стоимости, сокращения потребительских цен на эти виды продукции и, как следствие, увеличения спроса, а также перемещения источника бюджетных поступлений из тарифной в налоговую сферу. Последнее для малой страны (не способной оказывать влияние на мировые цены, хотя по своей географии Россия таковой не является) однозначно способствует росту благосостояния.

Кроме того, существуют дополнительные социальные выгоды, такие как увеличение занятости, повышение квалификации работников, развитие инфраструктуры и т.д.

В целях ограничения развития системы переработки сельхозпродуктов непосредственно в развивающихся странах, развитые страны используют принцип т.н. тарифной эскалации, или когда более низкие тарифы устанавливаются на импорт сырья, выше - на промежуточную продукцию, наиболее высокие - на готовую продукцию.

Поскольку действующая тарифная ставка на добавленную при переработке стоимость в развитых странах очень высока, экспорт переработанной продукции из развивающихся стран существенно ограничивается.

Так, в секторе пищевой продукции тарифы Канады, Японии, стран ЕС на полностью готовые продукты питания составляют, соответственно, 42, 65 и 24%. Напротив, продукты с минимальной степенью обработки в этих странах облагаются по ставкам 3, 35 и 15% (World Bank, 2002).

Развитие сферы научных исследований нуждается в осуществлении дополнительных мер поддержки, а именно - в создании служб рыночной аналитики, научно-технической информации, статистики, изучения зарубежного опыта. Также необходимо расширять сотрудничество с международными организациями.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И РЕВИТАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В.А. Кундиус, д.э.н., проф., зав. каф., декан, В.В. Чермянина, к.э.н., доц., докторант Алтайского

государственного аграрного университета

В условиях глобализации экономики, ужесточения конкуренции, динамичности развития, сложности и неопределенности внешнего окружения приводят к тому, что ни одно предприятие не может чувствовать себя защищенным от угрозы устаревания продукции и технологии, насыщения рынка, изменения потребительских привычек и предпочтений, социальноэкономических изменений. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в таких условиях для сохранения своих позиций на рынке предприятие вынуждено непрерывно развиваться, не стоять на месте. В западной литературе по менеджменту существуют различные взгляды на процессы диверсификации. Б. Карлофф в книге «Деловая стратегия» [4, с. 79] отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 60-х и начале 70-х гг., затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глобализации экономики и другие явления, связанные с эффектом экономии на масштабах производства.

В условиях экономического кризиса диверсификация приобретает особое значение для сельскохозяйственных организаций с целью повышения их устойчивости и сохранения сельских территорий. Предлагая комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Эти и другие причины побуждают предприятия, как и фермерские хозяйства, сПк расширять сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная новые виды бизнеса. В производственной сфере предприятия приобретают контроль над каналами реализации продукции и над источниками сырья, расширяют сферы деятельности с целью более рационального использования ресурсного потенциала, развивают частичную переработку, особенно сопутствующей продукции производства, вкладывают средства в рекламный бизнес, работают на финансовом рынке.

Японские специалисты считают, что диверсификация связана с таким преимуществом крупных

предприятий, как эффект разнообразия, который оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть экономии на разнообразии заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях. Однако эта закономерность не имеет универсального характера, хотя она применима для достаточно большого числа производств [5, с. 187].

Известный американский исследователь в области корпоративной стратегии И. Ансофф считает, что изменения внешней среды приводят к тому, что перед руководством компании встает вопрос, диверсифицироваться ей или нет [2, с. 181].

Вопросы диверсификации относятся к деятельности отдельного предприятия, так и сфере корпоративного управления, где сложился определенный понятийный аппарат, хотя трактовка терминов не всегда однозначна. Знание терминов позволяет ориентироваться в решении методических и практических задач диверсификации деятельности предприятия.

Диверсификация (от лат. Смегэив - разный и facere - делать) в сфере экономики означает расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [1].

В условиях преодоления негативных последствий экономических реформ и кризиса в сельском хозяйстве проблемы диверсификация сельской

экономики, по нашему мнению, следует увязывать с процессами ревитализации (оживления, развития сельских территорий) и диверсификации экономической деятельности.

Под ревитализацией в теории управления понимается метод управления - применяемый в вопросах концентрации усилий на потребностях рынка, в изобретении новых видов бизнеса, в оживлении организации и т.п.

По нашему мнению, ревитализация сельской экономики базируется в современных условиях на внедрении в производство инноваций, формировании рыночной инфраструктуры, концентрации усилий на потребностях рынка, развитии интеграционных процессов, изобретении новых видов бизнеса, диверсификации деятельности. Под диверсификацией деятельности в этом случае понимается распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, в том числе и не имеющие прямой производственной или функциональной зависимости от основной деятельности.

Виды диверсификации представлены рис. 1 [по 3, с. 10]. Интеграция, или связанная (синергетическая) диверсификация, направленная на изменение условий рынка и отрасли, в которой работает предприятие. Связанность данному процессу придает работа на определенный вид конечной продукции (нефтепродукты, автомобили и т.д.) по цепочке «поставщик - потребитель». Некоторые зарубежные специалисты называют связанную диверсификацию синергетической, поскольку она обеспечивает получение эффекта синергизма, или системности [3, с. 8].

Диверсификация

Рисунок 1 - Виды диверсификации

Несвязанная диверсификация означает переход в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям или потребностям рынка. Такую диверсификацию называют конгломератной [5, с. 192].

В свою очередь в синергетической диверсификации выделяют вертикальную (по технологической цепи) и горизонтальную интеграцию (горизонтальная диверсификация, связанная с выпуском новой, непрофильной продукции).

При этом основные стратегические альтернативы в процессе связанной диверсификации касаются вопроса о способе диверсификации:

- развивать новые сферы деятельности за счет внутренних ресурсов (внутренняя экспансия);

- или приобрести готовую фирму (слияние и поглощение).

Родовая диверсификация по мнению Ю.Бригхем и Л.Гапенски, также относится к связанной диверсификации. Но связанность ей придают работа

на одних и тех же потребителей либо использование схожих бизнес-процессов (например, изготовление из кожи сумок и сбруи для лошадей на новосибирском АО «Коре») [3, с. 10-11].

Диверсификация деятельности предприятия должна привести к использованию материальных и нематериальных ресурсов: экономию дает многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия; концентрация сбытовой сети; обмен информацией, знаниями техническими и управленческими, а также оптимизация управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами.

Диверсификация устраняет зависимость предприятия от одного рынка, однако приводит к появлению специфического риска, присущего диверсификации. Именно поэтому процесс диверсификации требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансовой стороны, а также вопросов управления диверсифицированным предприятием.

И. Ансофф считает, что критерии диверсификации вытекают из анализа недостатков корпоративного портфеля предприятия, а именно: его несбалансированности, избытка или недостатка стратегических ресурсов, не соответствия желаемому уровню прибыльности. Эти критерии уточняют, по каким конкретным признакам следует искать новые сферы деятельности [2, с. 135].

В современных российских условиях диверсификация деятельности сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, фермерских хозяйств, СПК и холдингов находится в стадии развития или становления, требует соответствующих научных исследований, стратегических обоснований с применением методологических подходов, наработанных в мировой практике и сферах промышленного производства России.

Исследования деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований позволяют определить основные применяемые и возможные для применения направления диверсификации сельскохозяйственных и предприятий АПК в Алтайском крае. Это, прежде всего, развитие собственных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности: мини мельницы, убойные пункты животных, колбасные цехи, сыроварни и др.; создание собственных каналов реализации, прежде всего, закупочных служб для многих мелкотоварных производителей, проживающих в малонаселенных селах и деревнях, где затруднен сбыт продукции, произведенной на личных подворьях. Следующее направление диверсификации деятельности предприятий АПК - открытие собственных торговых точек на оптовопродовольственных рынках края и продовольственных рынках, организация структур (малых предприятий), занимающихся заключением договоров, реализацией произведенной продукции за пределами региона по более высоким рыночным ценам. Развитие собственной системы сбыта особенно важно для сельскохозяйственных предприятий, что позволит им избежать посредников с их грабительскими условиями, более выгодно осуществлять производство и увеличивать объемы реализуемой продукции.

Следующее реальное направление диверсификации предприятий АПК на Алтае - заготовка и переработка дикоросов. Создание заготовительных организаций, занимающихся сезонной заготовкой лекарственных растений, дикорастущих плодов, ягод, грибов, и ежедневным сбором молока, яиц, закупкой мяса сельскохозяйственных животных и птицы, является перспективным направлением диверсификации деятельности сельхозпредприятий.

Актуальным для Алтая, например, является создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии, в частности ветровой энергии, производства биотоплива из растений рапса, подсолнечника при условии ощущаемых на рынках излишков продовольствия и др. Для лесостепной и предгорных зон эффективна организации предприятий лесоперерабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, народных промыслов, изготовления сувениров в связи с развивающимся туризмом и др.

Для предприятий АПК целесообразно развитие таких направлений диверсификации деятельности, кожевенной и галантерейной промышленности, садоводства, рыбоводства, пчеловодства; шорного произ-

водства; коммерческой деятельности, предприятий гостиничного сервиса, сельского, ностальгического и этнографического туризма, особенно, в связи с близостью и воосстебованностью этого вида услуг японцами, китайцами, корейцами. При этом необходимо развитие ресторанного бизнеса, фирменной торговли, возрождения народных ремесел и промыслов.

Все большее развитие на Алтае получает сельский туризм. В Алтайском крае принята Ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма Алтайского края на 2008-2012 годы». Целью программы является создание в Алтайском крае благоприятных условий для развития сельского туризма, развитие транспортной, рыночной, и социальной инфраструктуры, в конечном счете -обеспечение повышения уровня жизни и занятости сельского населения.

Таким образом, выбор стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия определяется внутренним потенциалом и внешней экономической среды (сельской территории, социальнополитическими и экономическими условиями ведения бизнеса, созданными на региональном и федеральном уровнях). Организационно-экономический механизм выбора стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия включает в себя диагностирование и структуризацию его внутренних и внешних проблем, формулировку его миссии и целей, стратегический анализ, определение стратегических альтернатив, выбор стратегии, контроль за ее реализацией и оценку эффективности.

На развитие диверсификации сельской экономики активное влияние оказывают:

- сезонность основного производства, а, следовательно, и занятости;

- разрозненность интересов производителей сельхозпродукции на региональном агропродовольст-венном рынке;

- разрозненность интересов товаропроизводителей различных отраслей АПК, и как результат -вынужденная организация в сельхозпредприятиях перерабатывающих производств и отсутствием коммуникативной политики по продвижению ее на рынке.

Выбор стратегии диверсификации сельхозпредприятий зависит от конкурентной позиции предприятия на рынке и темпов роста рынка.

Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств и СПК будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и - рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению их стратегического развития.

Источники

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.:: Книжный мир, 2002. - 895 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф. -СПб. Питер, 1999. - 414 с. (Теория и практика управления).

3. Горшков В.Г. Диверсификация на промышленном предприятии / В.Г.Горшков, А.Д. Маркова и др. Барнаул: Изд. Алт. ГТУ, 2000. - 191 с.

4. Карлофф Б. Деловая стратегия: пер. с англ.. - М.:: Экономика, 1991. - 568 с.

5. Японская экономика в преддверии ХХ1 в. М.: Наука, 1991. - 397 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.