Научная статья на тему 'Диверсификация экспортных потоков природного газа как стратегический приоритет развития газовой отрасли России'

Диверсификация экспортных потоков природного газа как стратегический приоритет развития газовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ / ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УГРОЗА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / RUSSIAN GAS INDUSTRY / VECTOR OF DEVELOPMENT / STRATEGIC THREAT / STRATEGIC OPPORTUNITY / STRATEGIC PRIORITY / DIVERSIFICATION / EFFICIENCY / STRATEGY / NATIONAL INTERESTS AND PRIORITIES / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сасаев Н.И.

Высокая зависимость от экспорта природного газа на европейский рынок определяется как стратегическая угроза долгосрочному развитию газовой отрасли России. Для нивелирования данной угрозы предлагается выход на новые рынки, прежде всего на газовый рынок Азиатско-Тихооокеанского региона. Диверсификация экспортных потоков рассматривается как один из стратегических приоритетов развития газовой отрасли России. Выделяются общественная и экономическая эффективность реализации газа, подтверждается их соответствие стратегическим национальным интересам и приоритетам, указанным в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сасаев Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification of natural gas export flows as the strategic priority for the development of the russian gas industry

The last decades have been observed export-oriented vector of development of the gas industry of the Russian Federation. The high level of dependence of Russian gas export flows to the European market is determined by the author as a strategic threat to the long-term development of the Russian gas industry. To prevent this threat, the author suggests using a strategic opportunity entering new markets, primarily the natural gas market in the Asia-Pacific region. The author considers the diversification of export flows as one of the strategic priorities for the development of the Russian gas industry, determines the efficiency groups (social and economic) from its realization and confirms their adequacy with strategic national interests and strategic national priorities specified in the Strategy of Economic Security of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Диверсификация экспортных потоков природного газа как стратегический приоритет развития газовой отрасли России»

Н. И. Сасаев1

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Высокая зависимость от экспорта природного газа на европейский рынок определяется как стратегическая угроза долгосрочному развитию газовой отрасли России. Для нивелирования данной угрозы предлагается выход на новые рынки, прежде всего на газовый рынок Азиатско -Тихооокеанского региона. Диверсификация экспортных потоков рассматривается как один из стратегических приоритетов развития газовой отрасли России. Выделяются общественная и экономическая эффективность реализации газа, подтверждается их соответствие стратегическим национальным интересам и приоритетам, указанным в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: газовая отрасль России, приоритет развития, стратегическая угроза, стратегическая возможность, диверсификация, эффективность, национальные интересы и приоритеты, экономическая безопасность.

УДК 338

Последние несколько десятилетий отчетливо прослеживается экспортоориен-тированный вектор развития газовой отрасли Российской Федерации. В 2018 г. в России было произведено 724,34 млрд м3 природного газа (на 4,9 % выше, чем в 2017 г.), а его экспорт составил 220,6 млрд м3 (вырос на 3,67 %), при этом 83 % от общего экспорта (184 млрд м3) было поставлено на европейский рынок (табл. 1).

Таблица 1

Производство и экспорт природного газа России в динамике, млрд м3 (составлено автором на основе данных Минэнерго РФ, ЦБ РФ)

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Производство природного газа 640,8 656,3 652,7 664,0 582,6 651,3 670,8

Экспорт природного газа 209,2 202,8 191,9 195,4 168,4 177,8 189,7

То же в страны дальнего зарубежья 161,7 161,8 154,4 158,4 120,5 107,4 117,2

То же в СНГ 47,5 41,0 37,5 37,0 47,9 70,4 72,5

1 Никита Игоревич Сасаев, ассистент кафедры финансовой стратегии Московской

школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова.

Окончание табл. 1

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Производство природного газа 654,7 667,6 642,2 633,6 640,8 690,5 724,3

Экспорт природного газа 178,7 196,4 174,3 185,5 198,7 212,8 220,6

То же в страны дальнего зарубежья 112,7 138,0 126,2 144,7 164,7 178,5 184,0

То же в СНГ 66,0 58,4 48,0 40,7 34,0 34,3 36,6

Среди основных потребителей российского газа в 2018 г. выделим Германию, Италию, Францию, Австрию, Польшу и Турцию (табл. 2).

Таблица 2

Динамика импорта природного газа основными европейскими потребителями, млрд м3 (составлено автором на основе данных OECD, BP)

Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Австрия 5,4 6,1 5,3 5,3 8,5 9,0 6,6 3,9 4,3 5,6 8,6 11,6

Франция 6,0 6,8 7,4 8,1 6,6 6,4 9,2 7 9,5 10,5 11,5 8,9

Германия 38,3 40,7 35,8 34,4 32,9 32,6 40,0 38,5 45,2 46 48,5 55,3

Италия 22,7 23,5 20,0 14,2 19,7 18,1 28,1 21,3 24 22,7 22,3 25,4

Турция 22,8 23,0 19,5 16,6 25,4 26,5 26,2 26,9 26,6 23,2 27,6 22,8

Польша 6,9 7,8 8,2 9,1 10,1 9,8 9,6 8,9 8,8 10,2 11,1 9,6

Отметим снижение объема импорта нашего газа основными европейскими потребителями в послекризисный 2009 г. и кризисный 2014 г., обусловленное следующими стратегическими тенденциями.

Влияние кризисов. Согласно статистическому анализу, прежде всего это связано со снижением темпов экономического роста и роста энергопотребления в эти годы у основных европейских импортеров (табл. 3). Помимо этого, наблюдается сильная зависимость потребления природного газа от погодных условий. К примеру, аномально теплая погода в Европе в 2011 г. привела к снижению потребления газа.

Программы энергоэффективности и поддержка проектов, связанных с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В некоторой степени на падение уровня потребления природного газа и как следствие сокращение его импорта в 20092012 гг. повлияли принятие и реализация стратегических документов: «Пакет мер ЕС по энергетике и изменению климата до 2020 г.» и «Долгосрочная стратегия ЕС по энергетике на период до 2050 г.» (табл. 4).

В 2014 г. была принята очередная Программа ЕС по энергетике и изменению климата до 2030 г., которая в 2018 г. была скорректирована на тренды и закрепила более

Таблица 3

Динамика экономического роста, роста потребления первичной энергии и природного газа основными европейскими потребителями (2007-2018 гг.), % (составлено автором на основе данных \VorldBank, ВР)

Страна Показатель роста 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Австрия ВВП 3,7 1,5 -3,8 1,8 2,9 0,7 0,0 0,7 1,1 2,0 2,6 2,7

Потребление энергии -2,1 2,2 3,1 3,5 -6,4 5,1 -0,9 -3,8 0,2 3,4 2,8 -1,5

То же газа -5,4 7,1 -2,6 8,8 -5,9 -4,6 -4,9 -8,4 6,1 4,7 8,7 -4,2

Франция ВВП 2,4 0,2 -2,9 2,0 2,2 0,3 0,6 1,0 1,1 1,2 2,2 1,7

Потребление энергии -1,4 0,6 -5,3 3,2 -3,6 0,2 1,2 -3,9 0,6 -1,4 -0,4 2,2

То же газа -2,9 3,6 -3,6 10,8 -13,2 1,6 -16,0 7,5 9,3 0,5 -4,6

Германия ВВП 1,1 -5,6 4,1 3,7 0,5 0,5 2,2 1,7 2,2 2,2 1,4

Потребление энергии -4,2 1,1 -6,1 4,1 -3,6 1,4 2,9 -4,1 1,9 1,7 1,8 -3,0

То же газа -3,7 1.0 -5,7 4,3 -8,2 0,3 4,8 -13,0 4,1 10,3 5,7 -1.6

Италия ВВП 1,5 -1,1 -5,5 1,7 0,6 -2,8 -1,7 0,1 0,9 1,1 1,6 0,9

Потребление энергии -1,8 -1.3 -6,5 3,1 -2,3 -2,8 -4,6 -5,3 2,2 1,0 1,0 -1.1

То же газа 0,5 -0,7 -8,1 6,5 -6,2 -3,9 -6,5 -11,6 9,1 5,0 6,0 о о

Турция ВВП 5,0 0,8 -4,7 8,5 11,1 4,8 8,5 5,2 6,1 3,2 7,4 2,6

Потребление энергии 6,5 0,4 1,4 5,4 6,9 6,2 -0,6 3,2 9,4 5,4 5,6 0,5

То же газа 16,1 4,2 -4,5 6,2 16,8 3,5 1,5 6,1 -1,5 -3,2 15,9 -8,3

Польша ВВП 7.0 4.2 2.8 3.8 5.0 1.6 1.4 3.8 3.1 4.8 5.1

Потребление энергии -0,3 1.8 -3,5 6,5 0,5 -3,0 0,3 -3,7 1.1 4,4 4,0 1.7

То же газа 0,0 8.7 -3,5 7,5 1.4 5.9 -0,1 -2,3 0,5 6,8 5.1 2,9

Таблица 4

Стратегические документы ЕС по поддержке программ энергоэффективности и проектов, связанных с использованием ВИЭ (составлено автором по данным

Европейской комиссии)

Название документа Год принятия Ключевые цели

Пакет мер ЕС по энергетике и изменению климата до 2020 г. (EU 2020 Climate and Energy Package) 2009 Снижение выбросов парниковых газов на 20 % по сравнению с уровнем 1990 г.; наращивание доли ВИЭ в конечном потреблении энергии до 20 %; уменьшение общего потребления первичной энергии странами ЕС до 2020 г. на 20 % от прогнозного уровня потребления 2007 г.

Долгосрочная стратегия ЕС по энергетике на период до 2050 г. (2050 Long-term strategy) 2011 Наращивание доли ВИЭ в конечном потреблении энергии до 70 % к 2050 г.; снижение выбросов парниковых газов к 2050 г. более чем на 80.. .95 % (по сравнению с 1990 г.)

Программа ЕС по энергетике и изменению климата до 2030 г. (2030 Climate & Energy Framework) 2014 Снижение выборов парниковых газов к 2030 г. более чем на 40 % по сравнению с уровнем 1990 г.; наращивание доли ВИЭ в конечном потреблении энергии до 27 % к 2030 г.; увеличение энергоэффективности более чем на 27 % к 2030 г.

Обновленная Программа ЕС по энергетике и изменению климата до 2030 г. (2030 Climate & Energy Framework) 2018 Снижение выбросов парниковых газов к 2030 г. более чем на 40 % (по сравнению с 1990 г.); наращивание доли возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии до 32 % к 2030 г.; увеличение энергоэффективности более чем на 32,5 % к 2030 г.

высокие целевые показатели по повышению доли ВИЭ в конечном потреблении и увеличению энергоэффективности к 2030 г. Реализация стратегических документов может сильно повлиять на снижение импорта природного газа в долгосрочной перспективе. К примеру, объем инвестиций только в развитие ветроэнергетики в ЕС в 2018 г. вырос более чем на 20 % по сравнению с 2017 г. и составил 26,7 млрд евро [1].

Рассмотренные стратегические тенденции говорят о нестабильности европейского энергетического рынка. В таких условиях инертность развития газовой отрасли России, что предполагает экспорт преимущественно европейским потребителям, является стратегической угрозой для ее долгосрочного развития.

Новые рынки как стратегическая возможность диверсификации российских

экспортных потоков природного газа

Для нивелирования выявленной стратегической угрозы необходимо рассмотреть выход на новые рынки: диверсификацию российских экспортных потоков природного

газа. Одним из важнейших потенциальных регионов наращивания потребления природного газа является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Наиболее перспективными и доступными рынками для экспорта нашего газа являются крупнейшие экономики региона - Китай, Индия и Южная Корея. Отметим, что с 2014 г. реализуется только один магистральный газопровод - «Сила Сибири» - с экспортной производительностью 38 млрд м3 в год, предусматривающий экспорт газа в Китай [2].

Перспективность газовых рынков Китая, Индии и Южной Кореи обусловлена растущим спросом на природный газ. Так, его потребление с 2005 по 2018 г. в Китае возросло более чем в 6 раз, в Индии и Корее - в 1,69 и 1,75 раза соответственно (табл. 5). Прогнозы подтверждают сохранение тренда (см. рисунок).

Таблица 5

Потребление природного газа и его импорт в 2005 и 2018 гг. (по материалам ВР)

Страна 2005 2018

Потребление, млрд м3 Импорт, млрд м3 Доля импорта в потреблении, % Потребление, млрд м3 Импорт, млрд м3 Доля импорта в потреблении, %

Китай 47,0 2 4% 283 121,3 43%

Индия 34,3 6,04 18% 58,1 30,6 53%

Корея 31,8 30,45 96% 55,9 51,3 92%

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), мировое потребление природного газа будет расти до 2022 г. в среднем на 1,6 % в год, и большая часть спроса придется на азиатские рынки. Так, к 2022 г. только Китай обеспечит рост спроса более чем на треть [3].

Транснациональная нефтегазовая компания British Petroleum (BP) отмечает, что к 2040 г. мировой спрос на энергию возрастет более чем на 30 %. Значительное влияние на этот рост окажут Китай, Индия и другие страны АТР. Около 75 % спроса будет связано с потребностями электроэнергетики и строительства. Ежегодный рост спроса на природный газ составит 1,6 %, что приведет к удвоению его потребления в течение следующих 20 лет [4].

Специалисты международной консалтинговой компании McKinsey более оптимистичны: они считают, что в последующие 20 лет потребление природного газа будет увеличиваться ежегодно на 2 %. Наибольший спрос будет предъявлять Китай, который за этот период удвоит потребление газа более чем на 300 млрд м3 [5].

Одна из крупнейших нефтяных корпораций Exxon Mobil прогнозирует средний ежегодный рост мирового спроса на природный газ в 1,3 %, что приведет к росту мирового спроса на газ на 38 % к 2040 г. Примечательно, что потребление природного газа в европейском регионе за этот период останется на текущем уровне, а в АТР средний ежегодный рост его потребления составит порядка 2,5 %, что обеспечит рост регионального спроса на природный газ к 2040 г. более чем на 80 % [6].

В отчете World Oil Outlook [7], подготовленном специалистами OPEC, рост спроса на природный газ на период до 2040 г. оценивается в 4,4 % в год в Китае и в 4,9 % в год в Индии.

Прогнозы потребления природного газа странами АТР до 2030 г. (источники: BP, IEA, McKinsey, ExxonMobil, OPEC)

Все приведенные выше источники подтверждают перспективность энергетического, в том числе газового, рынка в АТР.

Экономическое и социальное развитие. Среди главных причин увеличения спроса на природный газ - рост ВВП, численности населения и потребления первичной энергии в Китае, Индии и Южной Кореи. Население Китая с 2005 по 2018 г. выросло на 7,5 % (до 1,401 млрд человек), а к 2035 г. планируется рост еще на 9,9 % (до 1,54 млрд человек). За тот же период население Индии выросло с 1,144 млрд до 1,370 млрд человек (прирост более 19,7%). К 2035 г. прогнозируется значительный рост численности населения Индии - до 1,726 млрд человек. Население Южной Кореи с 2005 по 2018 г. увеличилось на 6,2 % (до 51 млн человек) и к 2035 г. составит до 55 млн человек. ВВП Китая на 2018 г. составлял 13,407 трлн долларов, что в 5,87 раз выше, чем в 2005 г., а к 2035 г. прогнозируется рост ВВП Китая в 6,16 раза - до 82,686 трлн долларов. ВВП Индии с 2005 по 2018 г. увеличился в 3,31 раза (до 2,717 трлн долларов), а к 2035 г. прогнозируется рост в 4,01 раза (до 10,915 трлн долларов). ВВП Южной Кореи к 2018 г. возрос в 1,8 раза по сравнению с 2005 г. (до 1,619 трлн долларов), к 2035 г. прогнозируется рост ВВП до 3,661 трлн долларов. Все это обозначает важные тенденции: увеличение потребления первичной энергии в Китае, Индии и Южной Кореи к 2035 г. на 188,

240 и 146 % соответственно (табл. 6). Потребность в энергии будет восполняться в том числе за счет природного газа.

Экология и изменение климата. Прежде всего это касается Китая и Индии, которые демонстрируют наибольшие объемы выбросов CO2 не только в регионе, но и в мире. На 2018 г. на долю Китая приходилось более 28 % выбросов углекислого газа от мирового уровня, а на долю Индии - порядка 7,4 % [8]. Китай и Индия в 2016 г. ратифицировали Парижское соглашение по климату, предполагающее сокращение потребления нефти и угля в пользу природного газа и ВИЭ [9].

Помимо этого, в 2018 г. Китай разработал и начал реализацию трехлетнего плана (Three-year Action Plan for Winning the Blue Sky War) по сокращению вредных выбросов в атмосферу в городах [10]. К 2020 г. выбросы диоксида серы и оксидов азота должны быть снижены не менее чем на 15 % по сравнению с 2015 г.

Южная Корея, на которую на 2018 г. приходилось не более 2,1 % выбросов углекислого газа от мирового уровня, также следует политике уменьшения выбросов CO2 и включила в национальную программу задачу сокращения парниковых газов на 37 % к 2030 г. [11].

Трансформация на энергетических рынках. Тем временем в Китае проходит трансформация на рынке энергоресурсов, обусловленная прежде всего снижением доли угля в потреблении и замещением его природным газом и возобновляемыми источниками энергии. Уже к 2020 г. планируется сокращение доли угля с 63 до 56 %, а к 2030 г. его доля в топливно-энергетическом балансе не должна превышать 46 %. Для удовлетворения потребностей энергоемких производств (алюминия и стали) планируется нарастить долю природного газа до 15 % к 2030 г. [12]. Значительный объем природного газа в Китае используется в газохимической промышленности для производства удобрений. В Китае насчитывается более 300 производств аммиака и сопутствующей продукции из него, 170 производств мочевины (карбамида) и 450 производств удобрений на основе азота. С учетом тенденции роста населения к 2035 г. можно прогнозировать рост спроса на сельскохозяйственную продукцию, что повлияет на увеличение потребления природного газа.

Аналогичная ситуация в Индии, где спрос на удобрения составляет более 30 млн тонн в год, из них 81 % мочевины (карбамидов) производится на газохимических производствах. Выявленная тенденция значительного роста населения в Индии к 2035 г.

Таблица 6

Потребление первичной энергии на 2005, 2018 гг. и прогнозный 2035 г. (составлено автором на основе данных WorldBank)

Страна ВВП, трлн долл. Численность населения, млрд чел. Потребление первичной энергии, млн т н.э.

2005 2018 2035 2005 2018 2035 2005 2018 2035

Китай 2,286 13,407 82,686 1,304 1,401 1,540 1803,39 3235,54 6083,79

Индия 0,820 2,717 10,915 1,144 1,370 1,726 393,73 793,49 1904,05

Южная Корея 0,898 1,619 3,661 0,048 0,051 0,055 225,45 302,62 442,28

позволяет говорить о высоком потенциальном росте спроса на сельскохозяйственную продукцию и природный газ. Правительство Индии заявило об увеличении доли природного газа в потреблении с 6,5 до 15 % к 2022 г. [13].

Основным потребителем энергии в Южной Корее является производство электричества, где значительную долю занимают угольная и атомная генерация (суммарно более 70 % на 2018 г.). Тем не менее в 2018 г. Министерство энергетики Южной Кореи разработало 15-летний план развития энергетики, предусматривающий меры по сокращению доли угля и атомной энергии в производстве электроэнергии до 36,1 и 23,9 % соответственно с их замещением природным газом и ВИЭ [14]. Таким образом, к 2030 г. Южная Корея планирует удвоить долю природного газа в потреблении до 37 % [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диверсификация экспортных потоков российского природного газа как один из стратегических приоритетов

Выполненный анализ говорит о перспективности диверсификации экспортных потоков природного газа как стратегического приоритета развития газовой отрасли России. Данный приоритет подразумевает общественную и экономическую (коммерческую и бюджетную) эффективность его реализации.

Общественная эффективность. Диверсификация экспортных потоков природного газа стимулирует создание соответствующих производственных мощностей и инфраструктуры, что повлияет на увеличение инвестиционных потоков в регионы, способствует созданию новых рабочих мест и росту среднедушевых доходов населения. Все это позволит снизить уровень бедности и имущественного неравенства в регионах, ведет к развитию человеческого потенциала, что, в конечном счете, способствует улучшению качества жизни населения.

Экономическая эффективность состоит из двух частей: коммерческой и бюджетной эффективности.

1. Бюджетная эффективность

Диверсификация экспортных потоков природного газа с выходом на газовые рынки АТР позволит:

• расширить и укрепить хозяйственные связи между субъектами Федерации, предусматривающие развитие межрегионального производства и инфраструктуры;

• расширить и укрепить внешнеторговые связи с крупнейшими активно развивающимися экономиками АТР;

• увеличить объем газовых доходов в федеральный бюджет России за счет расширения налогооблагаемой базы;

• снизить влияние энергетических шоков и экономических кризисов, тем самым стабилизировать потоки газовых доходов в федеральный бюджет России.

2. Коммерческая эффективность

Активизация разработки новых месторождений. Организация экспортных потоков природного газа на азиатские рынки требует достаточного ресурсного обеспечения. Будут активизированы доразведка, разработка новых месторождений (табл. 7), масштабные работы по развитию инфраструктуры. Так, планируемый ввод в эксплуатацию Чаян-динского газового месторождения намечен на 2019 г., Ковыткинского - на 2023 г. По месторождениям Сахалинского центра газодобычи ведется геологоразведка, идет подготовка к разработке.

Реализация программ газификации. Активизация разработки новых месторождений природного газа и развитие инфраструктуры для его транспортировки открыва-

Таблица 7

Перспективные газовые месторождения в восточной части России (составлено автором на основе данных операторов)

Центр газодобычи Газовое месторождение Оценочные запасы газа, млрд м3 Планируемая проектная мощность добычи газа, млрд м3 в год

Красноярский Юрубчено-Тохомское 387,3 Не определена

Собинско-Пайгинское 147,5 Не определена

Сахалинский Южно-Киринское 814,5 21

Мынгинское 19,8 Не определена

Южно-Лунское 48,9 Не определена

Якутский Чаяндинское 1240 25

Иркутский Ковыткинское 2710 25

ют возможности для проведения программ газификации регионов. Так, в связи с планируемой разработкой Ковыткинского газового месторождения возможно выполнение программы развития газоснабжения и обеспечения газификации Иркутской области; разработка Чаяндинского месторождения открывает доступ к газификации Якутии и Дальнего Востока; разработка газовых месторождений Красноярского центра газодобычи обеспечит газификацию Красноярского края.

Развитие инвестиционного потенциала регионов. Организация масштабных работ по разработке газовых месторождений и развитию инфраструктуры способствует привлечению значительных объемов отечественных и иностранных долгосрочных инвестиций, в том числе китайских, южно-корейских и индийских инвесторов, что расширит возможности технологического сотрудничества.

Соответствие Стратегии экономической безопасности России

Реализация стратегического приоритета [16] позволяет нивелировать последствия вызовов и угроз, определенных в Стратегии экономической безопасности РФ:

1) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;

2) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

3) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Рассмотренные эффекты от диверсификации в полной мере соответствуют национальным интересам и стратегическим национальным приоритетам (табл. 8).

Таблица 8

Соответствие эффектов от диверсификации Стратегии экономической безопасности

(составлено автором на основе [16])

Эффекты от реализации с тр ате гического приоритета Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.

Цель Направление Задачи

1. Привлечение инвестиций; активизация разработки новых месторождений; диверсификация поставок Повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики Комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику

Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реалии-зация конкурентных преимуществ экспортноориентированных секторов экономики Развитие рыночной инфраструктуры для оказания профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки

2. Реализация программ газификации; рост занятости; повышение качества и уровня жизни населения; дополнительные поступления в бюджеты Повышение уровня и улучшение качества жизни населения Сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; развитие человеческого потенциала Расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области. Снижение уровня бедности и иму щественного неравенства населения; содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды

В заключение подчеркнем, что диверсификация экспортных потоков природного газа - один из стратегических приоритетов долгосрочного развития газовой отрасли России, реализация которого принесет общественный и экономический эффект и обеспечит повышение экономической безопасности Российской Федерации.

Список литературы

1. ГАЗЕТА.РУ. Режим доступа URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/02/22/ 12201247.shtml (дата обращения 17.06.2019 г.).

2. Сила Сибири. Режим доступа URL: http://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения 17.06.2019 г.).

3. Market Report Series: Gas 2018. Режим доступа URL: https://www.iea.org/gas2018/ (дата обращения 17.06.2019 г.).

4. BP's vision of the near future sees renewable power and natural gas dominating energy. Режим доступа URL: https://www.cnbc.com/2019/02/14/bp-forecast-sees-renewables-and-natural-gas-dominating-energy.html (дата обращения 17.06.2019 г.).

5. Global Energy Perspective 2019. Режим доступа URL:https://www.mckinsey.com/ industries/oil-and-gas/our-insights/global-energy-perspective-2019 (дата обращения 17.06.2019 г.).

6. 2018 Outlook for Energy: A View to 2040. Режим доступа URL: https:// corporate.exxonmobil.com/en/energy-and-environment/energy-resources/outlook-for-energy/2018-outlook-for-energy-a-view-to-2040 (дата обращения 17.06.2019 г.).

7. World Oil Outlook. Режим доступа URL: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/ 340.htm (дата обращения 17.06.2019 г.).

8. BP Statistical Review ofWorld Energy 2019: an unsustainable path. Режим доступа URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-releases/bp-statistical-review-of-world-energy-2019.html (дата обращения 17.06.2019 г.).

9. Парижское соглашение. Режим доступа URL: https://unfccc.int/files/meetings/ paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения 17.06.2019 г.).

10. Three-year action plan for cleaner air released. Режим доступа URL: http://english.gov.cn/ policies/latest_releases/2018/07/03/content_281476207708632.htm (дата обращения 17.06.2019 г.).

11. Южная Корея намерена сократить выбросы в атмосферу на 37 % к 2030 году. Режим доступа URL: https://ria.ru/20151130/1332784587.html (дата обращения 17.06.2019 г.).

12. Текущее состояние государственного регулирования газовой отрасли Китая. Механизм ценообразования на газ. Режим доступа URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/conf/2018/ 27042018/Khotimskiy.pdf (дата обращения 17.06.2019 г.).

13. К 2022 г. Индия планирует масштабный импорт СПГ. Режим доступа URL: https:// gasworld.ru/ru/news/lng/k-2022-godu-indiya-planiruet-masshtabnyy-import-spg-/ (дата обращения 17.06.2019 г.).

14. В Южной Корее разработана 15-летняя стратегия развития энергетики. Режим доступа URL: https://www.ruscable.ru/news/2018/01/25/V_Uzhnoj_Koree_razrabotana_15-letnyaya_strategiya_/ (дата обращения 17.06.2019 г.).

15. Российский газопровод в Южную Корею перестает быть фантастикой. Режим доступа URL: https://topcor.ru/1778-gazoprovod-v-juzhnuju-koreju-perestaet-byt-nesbytochnoj-fantaziej.html (дата обращения 17.06.2019 г.).

16. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 203 0 года. Режим доступа URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/140/28/53/strategiya2030.pdf (дата обращения 17.06.2019 г.).

N. I. Sasaev. Diversification of natural gas export flows as the strategic priority for the development of the russian gas industry. The last decades have been observed export-oriented vector of development of the gas industry of the Russian Federation. The high level of dependence of Russian gas export flows to the European market is determined by the author as a strategic threat to the long-term development of the Russian gas industry. To prevent this threat, the author suggests using a strategic opportunity - entering new markets, primarily the natural gas market in the Asia-Pacific region. The author considers the diversification of export flows as one of the strategic priorities for the development of the Russian gas industry, determines the efficiency groups (social and economic) from its realization and confirms their adequacy with strategic national interests and strategic national priorities specified in the Strategy of Economic Security of the Russian Federation.

Keywords: russian gas industry, vector of development, strategic threat, strategic opportunity, strategic priority, diversification, efficiency, strategy, national interests and priorities, economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.