Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIVERSIFICATION OF ACTIVITIES / TYPES OF DIVERSIFICATION / ADVANTAGES OF DIVERSIFICATION / COMPETITORS / MARKET POSITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенкова И.В., Бутенко Л.Н.

В статье рассматривается диверсификация деятельности как один из векторов устойчивого развития компании на конкурентном рынке. Авторами исследованы существующие виды диверсификации, выделены преимущества диверсифицированных компаний. На примере агропромышленного холдинга «Мираторг» проанализирована диверсифицированная деятельность компании и ее конкурентное положение на рынке.The article considers the diversification of activity as one of the vectors of sustainable development of the company in a competitive market. The authors investigated the existing types of diversification, highlighted the advantages of diversified companies. Illustrated by an agroindustrial holding "Miratorg" the diversified activity and its competitive market position were analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ»

2. Учебник Банковский менеджмент. Секерин В.Д.

3. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. Бахрамов Юрий Муминович,Глухов Владимир Викторович.

4. Экономический анализ: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения.Гинзбург Анатолий Ильич

5. Скороход А.Ю. Тенденции и перспективы развития банковских операций на фондовом рынке. В сборнике: Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Д.Г. Родионов; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 2014. С. 347-349.

6. Скороход А.Ю. Проблемы и риски инвестирования в структурированные продукты. Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 283285.

7. Харченко Л.П. Особенности воздействия рынка ценных бумаг на экономику российской федерации. В сборнике: Архитектура финансов: стратегия взаимодействия финансового и реального секторов экономики материалы V Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.А. Максимцева, А.Е. Карлика, В.Г. Шубаевой. 2014. С. 277-280.

8. http://econbooks.ru/

УДК 338.242:339.137.2

Савенкова И. В., к.э.н.

доцент

кафедра «Учет, анализ и аудит»

Бутенко Л.Н. студент 2 курса направление подготовки «Торговое дело»

Институт Экономики Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ

КОНКУРЕНЦИИ DIVERSIFICATION OF THE ACTIVITY AS A VECTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE COMPANY IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT Аннотация: В статье рассматривается диверсификация деятельности как один из векторов устойчивого развития компании на конкурентном рынке. Авторами исследованы существующие виды диверсификации, выделены преимущества диверсифицированных компаний. На примере агропромышленного холдинга «Мираторг» проанализирована

диверсифицированная деятельность компании и ее конкурентное положение на рынке.

Ключевые слова: диверсификация деятельности, виды диверсификации, преимущества диверсификации, конкуренты, рыночные позиции.

Annotation: The article considers the diversification of activity as one of the vectors of sustainable development of the company in a competitive market. The authors investigated the existing types of diversification, highlighted the advantages of diversified companies. Illustrated by an agroindustrial holding "Miratorg" the diversified activity and its competitive market position were analyzed.

Key words: diversification of activities, types of diversification, advantages of diversification, competitors, market positions.

Конкуренция является двигателем рыночной экономики и основополагающим фактором экономического развития, как страны, так и отдельно взятого предприятия. В условиях огромного количества конкурирующих субъектов, компаниям нелегко достигать больших объемов деятельности и завоевывать достойные позиции на рынках. Жесткие условия конкурентной борьбы на любом рыночном сегменте заставляет искать те пути ключевых факторов успеха, которые позволили бы им достичь стратегических конкурентных преимуществ.

Одним из таких векторов устойчивого развития в условиях конкуренции является диверсификация деятельности компании, которая представляет собой стратегическую ориентацию на разнообразие и разностороннее развитие деятельности. Диверсификация может предполагать одновременное развитие многих, не связанных друг с другом отраслей, расширение ассортимента выпускаемой продукции и услуг, переориентацию рынков сбыта, распределение средств между различными активами с целью снижения рисков. Все это позволяет получать экономическую выгоду, уменьшать зависимость от одного рынка, от одного продукта и от одной марки, сглаживать сезонные колебания, увеличивать гибкость и адаптивность к внешним факторам и достигать достойные позиции на рынке211.

Существует несколько видов диверсификации деятельности. В их числе, основные можно выделить следующие:

> связанная диверсификация - представляет собой разнообразие за счет нового направления, имеющего определенное отношение к существующему;

> несвязанная диверсификация - выражается в переходе компании в

211 Савенкова И.В. Потенциал наращивания конкурентных преимуществ рыночных субъектов: сущность и алгоритм его оценки // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 7. - 2012.

новую для себя отрасль, а составные части бизнеса не имеют между собой функциональных связей;

> внутренняя диверсификация - диверсификация, проведенная внутри действующей компании, например, при помощи открытия новых производственных участков, новых сбытовых направлений и т.д.;

> внешняя диверсификация - диверсификация, проведенная путем создания подразделений вне действующего предприятия за счет покупки других фирм, слияния или кросс-продаж212.

В общем смысле, можно заметить, что диверсификация деятельности компании представляет собой инвестиционную концепцию, которая позволяет снижать риск инвестиционного портфеля, при этом, не снижая доходности. Наибольший же эффект компания испытывает от диверсификации при добавлении в инвестиционный портфель активов иных отраслей. Это осуществляется для того, чтобы при падении стоимости одного актива, происходила компенсация другим активом. Но также известна «наивная диверсификация», при которой инвестор просто вкладывает инвестиции в различные активы производства с надеждой, что доходность портфеля от этого повысится.

Одним из ярких примеров диверсифицированных компаний в России, достигших значительных успехов на конкурентном поприще и продолжающих развиваться, является агропромышленный холдинг (АПХ) «Мираторг». Его слоган звучит как: «Мы кормим людей».

Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства: от посевных работ до дистрибуции и розничных продаж (рис.1).

Такая диверсификация деятельности дает АПХ «Мираторг» возможность быть независимым от конъюнктуры различных сырьевых рынков, изменения цен на отдельные виды сырья, оптимизировать себестоимость продукции и минимизировать возможные риски, осуществлять контроль качества производимой продукции и обеспечивать максимальную эффективность на всех этапах производства.

Диверсификация АПХ «Мираторг» и масштабы его деятельности позволили стать ему крупнейшим инвестором в агропромышленный комплекс России. Объем осуществленный холдингом инвестиций в 2016 году превышает 160 млрд. рублей на территории России. Например, в растениеводство холдинг вложил 5 млрд.руб., в производство комбикормов - 7,4 млрд.руб., в производство полуфабрикатов - 5 млрд.руб. Помимо этого, хотелось бы отметить, что производство цыплят-бройлеров, говядины и свинины является посектрально интегрированным, а объем вложенных в них

212 Диверсификация [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия, URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Диверсификация; Диверсификация. - [Электронный ресурс] // Записки

маркетолога, URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/diversification/

средств составляет 25,5, 60 и 63 млрд.руб. соответственно213.

По данным журнала «Эксперт», данный холдинг занимает почетное 1 место среди 50 таких же диверсифицированных предприятий214.

Основными направлениями деятельности АПХ «Мираторг» является сельскохозяйственный бизнес, который сконцентрирован

в Белгородской и Брянской областях. Так, например, по производству свинины АПХ «Мираторг» является крупнейшим в России и занимает 11,5% доли рынка.

Так же хотелось бы заметить, что «Мираторг» крупнейший комплекс нашей страны ориентированный на экспорт продукции широкого ассортимента готовых изделий и полуфабрикатов, не имеющее аналогов в России по уровню организации производственных процессов, стандартам санитарно-гигиенической безопасности и применяемым технологиям. Предприятие является ключевым поставщиком говяжьих и куриных полуфабрикатов для сети ресторанов «McDonald's» в России.

Являясь диверсифицированной компанией, АПХ «Мироторг» ориентирован не только на производство и оптовый сбыт продукции, но и на доведение ее до конечного потребителя. Именно поэтому, агропромышленный холдинг имеет фирменную розничную сеть «Мираторг» (ООО «ПродМир»). Торговая сеть была создана в 2010 году и на данный период времени состоит из 47 магазинов, расположенных в 7 регионах

213 Агропромышленный холдинг «Мираторг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт, URL: http://www.miratorg.ru/default.aspx

214 50 крупнейших компаний агропромышленного комплекса России в рейтинге-2014 [Электронный ресурс] // Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка, URL: http: //ikar.ru/ articles/134.html

нашей страны. Работа компании происходит в нескольких форматах, это мясные лавки, фирменные магазины, а так же супермаркеты и гипермаркеты. В розничной сети холдинг предлагает своим покупателям не меньше 3000 наименований продукции собственного производства. Но в ритейле «Мираторг» потребитель сталкивается не только с продукцией АПХ «Мираторг», но и может приобрести товары других торговых марок. Тем самым, увеличивая спрос на продукцию собственного производства, холдинг получает ещё больше доходов, за счёт реализации товаров других производителей.

В целях разветвления розничной сети и захвата наибольших региональных продаж, по стране были созданы дистрибьюторские центры -их присутствие наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре.

Диверсификацией не только производственного и коммерческого процессов АПХ «Мироторг» достигает успехов на рынке, но и диверсификацией брендов (рис. 2).

Изучая рейтинг любимых брендов россиян215, отметим, что бренд с замороженными полуфабрикатами с 2014 по 2016 гг. занимает 1 место (2 и 3 места в 2016 году принадлежат «Морозко» и «HORTEX»). Бренд «Витамин. Мираторг» в 2016 году также входит в топ-10 и занимает 7 место. По готовым мясным и колбасным изделиям «Мираторг» поднялся за последний год с 10 на 9 место. В числе более успешных его конкурентов - Микоян, Останкино, Дымов, Черкизово и др.

Охлажденное и замороженное мясо цыплят бройлеров

МИРМОРГ

Замороженные полуфабрикаты и готовые блюда

ßurßß"

Мясные полуфабрикаты

МИРМОРГ

Охлажденная и замороженная свинина

BLACK ANGUS

Мраморная говядина BLACK ANGUS

Замороженные овощи, ягоды, грибы и смеси

Премиальная продукция высшей категории качества

Рис. 2. Продуктовые бренды АПХ «Мираторг»

215 Любимые бренды россиян - [Электронный ресурс] // Omi Online Market Intelligence, URL: http://www.top20brands.ru/ru/brand/brand_miratorg.html

Диверсификация деятельности АПХ «Мироторг», диверсификация брендов и вертикальная интеграция производств компании позволяет быть в числе лидеров среди конкурентов на действующих рыночных сегментах.

Подтверждению этому служат и финансовые результаты холдинга, которые имеют тенденцию уверенного роста. За период с 2012 г. по 2014 г. компания увеличила на 53,6% совокупной выручки и на 46,4% чистой прибыли (рис.3).

По данным аналитического показателя EBITDA, который равен объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации, рентабельность компании «Мираторг» на протяжении всего анализируемого периода имеет достаточно весомые значения: 31,55% в 2012 году, 28,06% в 2013 году и 31,36% в 2014 году216.

млрд.руб. 80

70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

31,55

48,136

11,198

2012 г.

53,646

28,06 9,656

2013 г.

,058

31,36

16,396

2014 г.

I I Выручка, млрд.руб. I I Чистая прибыль, млрд.руб.

Рентабельность по показателю EBITDA, %

%

32

-- 31 -- 30 -- 29 -- 28 -- 27 26

Рис. 3. Динамика финансовых результатов АПХ «Мираторг»

Таким образом, результаты исследования констатируют о превосходстве диверсифицированной деятельности компаний над традиционно функционирующими компаниями. Показатели АПХ «Мираторг» имеет дальнейшие перспективы в части диверсификации сбыта, а именно, выхода на мировой рынок - рынки стран Персидского залива и Евросоюза, а также заключении договоров о сотрудничестве с зарубежными холдингами.

Использованные источники:

1. Агропромышленный холдинг «Мираторг» [Электронный ресурс] //

216 Агропромышленный холдинг «Мираторг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт, URL: http://www.miratorg.ru/default.aspx

Официальный сайт, URL: http://www.miratorg.ru/default.aspx

2. 50 крупнейших компаний агропромышленного комплекса России в рейтинге-2014 [Электронный ресурс] // Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка, URL: http://ikar.ru/articles/ 134.html

3. Диверсификация [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диверсификация

4. Диверсификация. - [Электронный ресурс] // Записки маркетолога, URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/diversification/

5. Любимые бренды россиян - [Электронный ресурс] // Omi Online Market Intelligence, URL: http://www.top20brands.ru/ru/brand/brand_miratorg.html

6. Савенкова И.В. Потенциал наращивания конкурентных преимуществ рыночных субъектов: сущность и алгоритм его оценки // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 7. - 2012.

УДК 338.48

Салахова Л.Б. студент 3 курса экономико-математический факультет

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА: ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Аннотация. В данной статье рассматривается, как влияют экономические санкции на развитие российского туризма. На современном этапе проблема развития туризма в России становится очень важной, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса. Туристический бизнес стимулирует развитие таких отраслей хозяйства, как: торговля, сельское хозяйство, строительство, связь и другие. Исходя из этого, данная тема является актуальной и важной.

Ключевые слова: туризм, экономические санкции, банкротство, экономика, туристический бизнес, девальвация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.