Научная статья на тему 'Diversification as a tool of anti-crisis strategy of development of rural territories in Ukraine'

Diversification as a tool of anti-crisis strategy of development of rural territories in Ukraine Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
diversification of the rural strategy / rural economy / rural tourism / the problems of development of rural territories

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Arthur Ilnitsky, Alla Chikurova

The main goal of this work is to study the problems of rural development in a crisis situation and shows one of the outputs of the socio-economic problems of rural development, namely the proposed diversification of production and services. Because increased competition in the market requires a search for new effective ways and methods to ensure the survival of enterprises in rural areas in a market environment. One of these methods is the introduction of diversification. Diversity own economic and financial activity of various branches in rural areas is carried out not only in the context of globalization of the world economy associated with the interpenetration of capital and technology, but also in times of crisis as a tool of anti-crisis strategy. The effectiveness of its implementation depends on the timely focus on the types of goods and services that are in demand or close to the level of competitiveness. The question of the development strategy involving the development of methods of receiving, processing and communication of information related to the development of new technologies, products, markets and other areas and activities, as well as identify patterns to determine the motivation of diversification as a development strategy in rural areas. The methodological basis for the development of this paper, aimed at the development of rural areas in all its multidimensionality become fundamental research and active discussions among qualified experts and stakeholders, and formed on their basis of decisions of state and local governments targeted the development of production capacity, improve the quality of the environment and improving the quality of human capital in rural areas of Ukraine. Result. Diversification of economic activities in the rural development is not only adequate response to the challenges of a globalizing world economy associated with the interpenetration of capital and technology, but also in times of crisis – is one of the tools of anti-crisis strategy. The effectiveness of diversification depends on timely guidance on the types of goods and services that are in demand or close to the level of competitiveness. The practical value. Thus, our proposed mechanism for developing a program of social development will help meet the needs of the population in social infrastructure, solve the problem of territorial distribution of these facilities, to develop concrete measures to improve the functioning of the social infrastructure for various purposes and most importantly – to find ways financing of such programs will allow overcoming disparities of regions of Ukraine in general and the regions and districts to provide people with jobs. Value/originality. Diversification of the rural economy is the key to a significant decrease dependence on agriculture and the development of new economic activities, creating new businesses and investments. It can also help increase employment and income of rural population increased output of high value added, improving the quality of human capital and, finally, help boost rural development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА УКРАИНЕ

Главной целью этой работы является обоснование проблемы развития сельских территорий в условиях кризисной ситуации и показан один из выходов социально-экономической проблемы развития сельской местности, а именно предложено диверсификация производства и услуг. Поэтому растущая конкуренция на рынке требует поиска новых эффективных путей и методов для обеспечения выживания предприятий на сельских территориях в условиях рыночной среды. Одним из этих методов является внедрение диверсификации. Диверсификацию собственной хозяйственно-финансовой деятельности предприятия различных отраслей на сельских территориях проводят не только в условиях глобализации мировой экономики, связанной с взаимопроникновением технологий и капиталов, но и в кризисных условиях как один из инструментов антикризисной стратегии развития. Эффективность ее осуществления напрямую зависит от своевременной ориентации на виды товаров, работ, услуг, которые пользуются спросом или приближаются к уровню конкурентоспособности. Вопросы стратегии развития предусматривают разработку методики получения, обработки и представления информации, связанной с освоением новых технологий, видов продукции, рынков и других видов и направлений деятельности, а также с выявлением закономерностей по определению мотивации диверсификации как стратегии развития предприятия сельской местности. Методологической базой для разработки данной статьи, направленной на комплексное развитие сельских территорий во всей его многомерности и разноаспектности стали основательные научные исследования и активные дискуссии в среде компетентных специалистов и заинтересованных лиц, а также сформированные на их основе решения органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированные на развитие производственного потенциала, улучшение качества природной среды и повышение качества человеческого капитала сельских территорий Украины. Результат. Диверсификация экономической деятельности в развитии сельских территорий является адекватным ответом не только на вызовы глобализации мировой экономики, связанной с взаимопроникновением технологий и капиталов, но и в кризисных условиях – один из инструментов антикризисной стратегии развития. Эффективность диверсификации напрямую зависит от своевременной ориентации на виды товаров, работ, услуг, которые пользуются спросом или приближаются к уровню конкурентоспособности. Практическое значение. Таким образом, предложенный нами механизм разработки программы социального развития позволит удовлетворить потребности населения в объектах социальной инфраструктуры, решить проблему территориального размещения этих объектов, разработать конкретные меры по улучшению функционирования социальной инфраструктуры различного назначения и, главное, – найти пути финансирования таких программы, которые позволят преодолеть диспропорции развития областей Украины в целом и районов областей и обеспечить население рабочими местами. Значение/оригинальность. Диверсификация экономики села является ключом к уменьшению значительной зависимости от сельского хозяйства и к развитию новых видов экономической деятельности, создание новых предприятий и привлечения инвестиций. Она также может способствовать повышению уровня занятости и доходов сельского населения, увеличению выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, улучшению качества человеческого капитала и, наконец, помочь повысить развитие сельских территорий.

Текст научной работы на тему «Diversification as a tool of anti-crisis strategy of development of rural territories in Ukraine»

DIVERSIFICATION AS A TOOL OF ANTI-CRISIS STRATEGY OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN UKRAINE

Arthur ILNITSKY1, Alla CHIKUROVA2,

Podolsky State Agrarian Technical University, Ukraine

Abstract. The main goal of this work is to study the problems of rural development in a crisis situation and shows one of the outputs of the socio-economic problems of rural development, namely the proposed diversification of production and services. Because increased competition in the market requires a search for new effective ways and methods to ensure the survival of enterprises in rural areas in a market environment. One of these methods is the introduction of diversification. Diversity own economic and financial activity of various branches in rural areas is carried out not only in the context of globalization of the world economy associated with the interpenetration of capital and technology, but also in times of crisis as a tool of anti-crisis strategy. The effectiveness of its implementation depends on the timely focus on the types of goods and services that are in demand or close to the level of competitiveness. The question of the development strategy involving the development of methods of receiving, processing and communication of information related to the development of new technologies, products, markets and other areas and activities, as well as identify patterns to determine the motivation of diversification as a development strategy in rural areas. The methodological basis for the development of this paper, aimed at the development of rural areas in all its multidimensionality become fundamental research and active discussions among qualified experts and stakeholders, and formed on their basis of decisions of state and local governments targeted the development of production capacity, improve the quality of the environment and improving the quality of human capital in rural areas of Ukraine. Result. Diversification of economic activities in the rural development is not only adequate response to the challenges of a globalizing world economy associated with the interpenetration of capital and technology, but also in times of crisis - is one of the tools of anti-crisis strategy. The effectiveness of diversification depends on timely guidance on the types of goods and services that are in demand or close to the level of competitiveness. The practical value. Thus, our proposed mechanism for developing a program of social development will help meet the needs of the population in social infrastructure, solve the problem of territorial distribution of these facilities, to develop concrete measures to improve the functioning of the social infrastructure for various purposes and most importantly - to find ways financing of such programs will allow overcoming disparities of regions of Ukraine in general and the regions and districts to provide people with jobs. Value/originality. Diversification of the rural economy is the key to a significant decrease dependence on agriculture and the development of new economic activities, creating new businesses and investments. It can also help increase employment and income of rural population increased output of high value added, improving the quality of human capital and, finally, help boost rural development.

Key words: diversification of the rural strategy, rural economy, rural tourism, the problems of development of rural territories.

JEL Classification: J16, O1, O13, O18

1. Введение

Современные тенденции развития сельских территорий Украины происходят в направлении сужения сферы приложения труда и несоответствия профессионально-квалифицированной качестве рабочих потребностям работодателей, рост безработицы. Проблема диверсификации сфер занятости сельских жителей осо-

Corresponding author:

1 Department of Management of Organizations and Administration, E-mail: g-unit120590@mail.ru

2 Department of Management of Organizations and Administration, E-mail: alladama@mail.ru

бенно актуальна в регионах Украины с высокой долей крестьян.

Особую актуальность развитие предпринимательства приобретает в сельской местности Украины. Поскольку село - это не только место проживания значительной части граждан, но и среду их социального и культурного развития, места работы, быта и т. Невоз-

Podolsky State Agrarian Technical University. Podolsky State Agrarian Technical University.

можность сельскохозяйственного производства обеспечить полную занятость и достойный уровень жизни сельских жителей вызывает потребность в поиске решения этих проблем с помощью предпринимательской деятельности.

Проблема диверсификации, несмотря на повышенное внимание к ней, изучена еще недостаточно. Зарубежные ученые И. Ансофф, К. Боумен, Дж. Гэлбрейт, Д. Дэй, П. Друкер, Т. Минтцберг исследовали вопросы стратегии, сбалансирования ассортиментного портфеля, обеспечения финансовой устойчивости. В начале 90-х годов. российские и украинские ученые продолжили изучение этих проблем. Незаурядные достижения в этой научной сфере должны А.Н. Аронов, В. А. Гришко, С.М. Ильяшенко, Е.А. Козловская, И.М. Кублин, В. Моисеев, И. Немченко, А.Н. Петров, Р.Б. Тян и другие. Впрочем, несмотря на исследования данной проблематики названными авторами, остаются серьезные вопросы теоретического и методологического характера во время формирования диверсифика-ционной политики.

В странах с развитой рыночной экономикой уделяется большое внимание вопросам развития предпринимательства на селе и его влияния на диверсификацию сельской экономики. Весомый вклад в изучение этих проблем сделали такие известные отечественные ученые, как С. Гудзинский, А. Онищенко, М. Орла-тый, И. Прокопа, П. Саблук, М. Хвесик, В. Юрчишин, К. Якуба; зарубежные - Л. Ван Депоель, Ж. Уилкин, Т. Дуча, Х. Каравелле, М. Кларк, Т. Лонч и много других. Однако, не считая на разноплановость и глубину проведенных исследований, эта проблема остается недостаточно изученной и требует дальнейшего исследования.

2. Теоретические аспекты диверсификации

Диверсификация - это процесс, охватывающий организационные, экономические, правовые изменения на предприятиях и направлен на повышение эффективности производства, снижение количества банкротств, своевременное реагирование на изменения экономической конъюнктуры рынка для обеспечения прибыльности на основе использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, укрепления положения предприятия в рыночном сегменте (Г ушак

3.М., 2009).

Диверсификация как общественная форма организации производства может обеспечить ряд преимуществ:

Во-первых, она является важным средством управления финансовыми рисками.

Во-вторых, диверсификация позволяет полнее использовать свои материальные ресурсы, землю и рабочую силу и благодаря этому смягчить сезонность производства, повысить занятость работников, получить дополнительный доход от своевременной и продуманной отраслевой маневренности, быстрее наращивать объемы производства тех видов продукции, на

которые есть спрос и формируется приемлемая цена (Томпсон А.А., мл. Стрикленд А.Дж., 2009).

Диверсификация может происходить по следующим вариантам:

- Первый - когда диверсификация связана с потребностями потребителей. Она представляет собой освоение новой для предприятия технологии с целью продолжить обслуживание традиционного рынка. Такой вариант развития диверсификации может осуществляться или путем покупки уже существующей фирмы с новой технологией, или же создание нового производства, опираясь на внутренние источники. Нередко, введя продукцию с новой технологией, предприятие теряло лидерство в отрасли.

- Второй вариант диверсификации связан с технологией и заключается в применении традиционной технологии предприятия для удовлетворения новых потребностей. Пример - распространение электроники в машиностроении. Осуществляется либо путем поглощения (например, автомобильная кампания поглощает электронную), или путем внутреннего развития из-за выхода на новые рынки.

- Третий вариант диверсификации - переход в область, не связанную с текущим бизнесом предприятия, к новым технологиям или потребностей рынка. Такую диверсификацию называют еще конгломератной диверсификацией. Она осуществляется, как правило, путем приобретения фирмы. То есть создается новый конгломерат, объединяющий предприятия многих отраслей, не связанных между собой технологической цепью. Эти предприятия действуют как самостоятельные и только финансово и административно зависят от главного офиса конгломерата (Костюк Т.А., 2007).

Однако диверсификация деятельности предприятия не только является инструментом для увеличения реализации услуг, она является инструментом межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов, методом оптимизации структурных преобразований в экономике; позволяет снижать негативные последствия финансовых и экономических рисков, повышает адаптивные качестве субъектов хозяйствования на отечественном рынке; является важнейшей составляющей и одновременно одним из главных механизмов процесса реструктуризации и повышения конкурентоспособности компаний; формирует корпоративный класс ведущих менеджеров, принимающих управленческие решения в условиях кризиса и риска.

3. Влияние диверсификации на развитие сельских территорий

На современном этапе под диверсификацией деятельности предприятия на сельских территориях понимают в широком смысле распределение капиталов между различными объектами, проникновение в новые отрасли и сферы деятельности, расширение географических границ деятельности, расширение ассортимента, номенклатуры продукции предприятия. Стратегия диверсификации заключается в уменьшении риска

фирмы с помощью распределения инвестиций и других ресурсов между несколькими направлениями деятельности - производством разнородных товаров и предоставлением различных услуг.

Современные тенденции развития сельских территорий нашего государства схожи с европейскими и мировыми и происходят в направлении сужения сферы приложения труда. Также для Украины характерны остаются несоответствие профессионально-квалифицированной качестве рабочих потребностям работодателей и рост безработицы (Харчук С. А., 2015).

На национальном и региональном уровнях ЕС параллельно существует несколько концепций (подходов), из которых можно четко выделить три концепции развития сельских территорий, а именно:

- концепция, которая идентифицирует сельское развитие с общей модернизацией сельского хозяйства и агро-продовольственного комплекса. Эта концепция берет за основу развитие сектора (отраслевая модель);

- концепция, которая связывает сельское развитие исключительно с уменьшением различий между наиболее отсталыми сельскими районами и остальной секто-

Таблица 1

Модели развития сельских территорий

Характеристика Модели развития сельских территорий

отраслевая перераспределительная территориальная

Цели политики Выравнивание доходов с другими отраслями Рост масштабов производства (на уровне предприятия) Интенсификация производства (капитал на единицу площади / труда) Компенсация влияния неблагоприятных природных и социально-экономических факторов Сокращение различий между отсталыми сельскими районами и городскими районами Диверсификация доходов сельскохозяйственного предприятия Использование внутренних ресурсов территории Диверсификация доходов сельскохозяйственных предприятий Новые формы сокращения расходов Распространение форм диверсифицированных видов деятельности Формирование несельскохозяйственных видов деятельности (промышленное и ремесленное производство, услуги и др.)

Тип привилегированной политики Поддержка инвестиций в развитие предприятия Прямая поддержка доходов производителей Компенсационные выплаты горным и депрессивным районам Поддержка инвестиций в развитие сельскохозяйственного предприятия Диверсификация источников доходов сельскохозяйственного предприятия Поддержка диверсификации доходов Политики местного экономического развития Поддержка развития инфраструктуры и услуг для местного населения Поддержка инвестиций в сельскохозяйственное предприятие

Роль территорий «Контейнер» ресурсов / вложения в сельское хозяйство Сельский = сельскохозяйственный пространство Дуализм сельский / городской Центральная роль слабых сельских территорий (горные районы, депрессивные сельские территории, неблагоприятные районы) Внимание критериям определения «слабые сельские районы» Внимательное отношение ко всему сельского Неоднородность сельских районов в региональном и европейском контексте Многомерное определение понятия «сельский» Снижение разрыва между слабыми сельскими территориями и городскими районами

Роль отраслей Центральное место сельского хозяйства и профессионального сельскохозяйственного предприятия Интеграция сельского хозяйства и агробизнеса в глобальный контекст Центральное место сельского хозяйства Другие отрасли как возможность диверсифицированного развития сельскохозяйственных предприятий Центральное место сельского хозяйства, двигателя процессов сельского развития (первый вариант модели) Центральное место других отраслей для диверсификации местной экономики (второй вариант модели)

Роль социальных структур Центральное место профессиональных организаций, организаций производителей Доминирование организаций производителей Большое внимание в отношении операторов несельскохозяйственных отраслей Сельское развитие как процесс с множеством действующих лиц Необходимость форм и механизмов управления конфликтами Центральное место концепции партнерства Центральное место распространение сетей

Роль институциональных структур Концентрация управления политикой в руках администрации области (региональной и национальной) Доминирующая роль отраслевой администрации в управлении направлениями политики Распространение форм кооперации и / или интеграции с администрацией других отраслей Создание форм местного и децентрализованного правительства Многоуровневое управление политиками и направлениями развития

Источник: (Kolesnikov, 2014)

рами экономики (концепция сближения, перераспределительная модель). Это предполагает развитие, прежде всего, традиционных отраслей (агротуризм, сельский туризм, переработка сельскохозяйственной продукции в самых хозяйствах и т.п.);

- концепция, которая идентифицирует сельское развитие с развитием сельских районов в целом путем использования всех ресурсов, находящихся на их территории (человеческих, физических, природных, ландшафтных и др.), И интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне. Эта концепция использует возможности территории в самом широком ее понимании (территориальная модель).

Этим трем концепциям соответствуют три разные, хотя и не формализованные модели, которые используются для объяснения политики развития сельских территорий (таблица 1).

В мировой практике понятие многофункционального развития сельских территорий тесно связано с увеличением доли несельскохозяйственных видов деятельности на селе. Опыт зарубежных стран, особенно экономически развитых, указывает на растущую важность несельскохозяйственных видов деятельности на сельских территориях как альтернативных источников доходов и предпосылок дальнейшего социально-экономического развития отдельных местностей. В мире уже в течение нескольких десятилетий происходит активное пропа-гандирование диверсификации видов экономической деятельности на сельских территориях, традиционно были только местом ведения сельского хозяйства. Благодаря активной деятельности в этом направлении в начале XXI века 30-35% доходов домохозяйств на сельских территориях (в частности, 42% в Африке, 40% в Южной Америке и 32% в Азии) были получены от осуществления несельскохозяйственных видов экономической деятельности (Несельскохозяйственных занятость в сельской местности Украины, 2015).

Украина должна использовать опыт европейских стран, поскольку имеющийся потенциал способен обеспечить развитие сельских территорий, активизировать формирование новых, в том числе несельскохозяйственных видов экономической деятельности. Примером диверсификации на сельских территориях является сельский туризм. Сельский туризм может стать одним из крупнейших прибыльных видов бизнеса том, что он является одним из самых дешевых и доступных видов туристического отдыха. Украинские села имеют большой потенциал, ведь в каждом регионе отмечается разнообразием ландшафтных комплексов, значительным историко-культурным, этническим и

генетическим достоянием и именно поэтому рациональное их использование с помощью туристической индустрии следует рассматривать как один из действенных путей преодоления экономических и демографических проблем.

4. Выводы

Для успешной реализации стратегии диверсификации необходимо активное участие и поддержка органов местного самоуправления.

Во-первых, они могут активно способствовать формированию благоприятной среды для развития бизнеса через механизмы регистрации нового бизнеса, перехода прав собственности на землю, управления коммунальной собственностью и земельными ресурсами.

Во-вторых, местные власти могут предоставлять некоторые льготы новому бизнесу в налогообложении, привлекать необходимые бюджетные средства на поддержку социально значимых видов деятельности.

В-третьих, ведение бизнеса предусматривает получение прибыли. Инвестор должен быть уверен, что политика местных органов власти является стабильной и не помешает ему вернуть все вложенные в бизнес ресурсы. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления является своеобразной гарантией для предпринимателей, их инвестиции экономически оправданы и они имеют перспективы развития на территории общины. В случае нарушения бизнесом прав жителей общины и неэквивалентности выгод, которые получает местное сообщество, органы местного самоуправления должны иметь механизмы прекращения деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Диверсификация сельской экономики должна стать основным инструментом социально-экономического развития сельской экономики, средством обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности за счет: развития мелкого и среднего предпринимательства на селе и рост самозанятости сельского населения; расширение сфер приложения труда, рост спроса на квалифицированную рабочую силу, повышение мобильности рабочей силы и создание новых рабочих мест; обеспечение бесперебойного производственного процесса и сглаживания сезонности сельскохозяйственного производства; обеспечение устойчивых источников доходов, улучшение материального благосостояния и уровня жизни сельского населения; рост инвестиционного капитала сельской территории; обеспечение сбалансированности социально-экономического развития. Именно такой подход связан с европейской моделью сельского хозяйства.

References

Grushak Z.M. (2009). Diversifikatsiya kak strategiya deyatelnosti. Ekonomika, finansyi, pravo, (5): p. 6-9. KolesnikovV. I. (2014). Mirovoy opyit razvitiya selskih territoriy. Elektronnoe nauchnoe spetsializirovannoe izdanie «Effektivnaya ekonomika», (4). [Electronic resource]. - Retrieved from: http://www.economy.nayka.com.ua/ ?op=1&z=2956

■ i * T Baltic Journal of Economic Studies ol. 1, No. 2, 2015---

Kostyuk T.A. (2007). Diversifikatsiya kak istochnik sinergiynogo effekta. Formirovanie ryinochnyih otnosheniy v Ukraine, (3): p. 10-13.

Neselskohozyaystvennyih zanyatost v selskoy mestnosti Ukrainvi (2015). Institut ekonomicheskih issledovaniy i politicheskih konsultatsiy. [Electronic resource]. - Retrieved from: http://www.ier.com.ua/files/publications/ Policy_papers/German_advisory_group/2005/U13_ukr.pdf

Tompson A.A., ml. Striklend A.Dzh. (2009). Strategicheskiy menedzhment: kontseptsii i situatsii: Uchebnik dlya vuzov. Per. s 9-go angl. izd. - M. : INFRA-M, 928 p.

Harchuk S. A. (2015). Diversifikatsiya ekonomiki kak instrument sovershenstvovaniya razvitiya selskih territoriy. Vinnitskiy uchebno-nauchnyiy institut ekonomiki. [Electronic resource]. - Retrieved from: http://www.economy-confer.com. ua/full-article/1848/

Артур ИЛЬНИЦКИЙ, Алла ЧИКУРОВА

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА УКРАИНЕ

Аннотация. Главной целью этой работы является обоснование проблемы развития сельских территорий в условиях кризисной ситуации и показан один из выходов социально-экономической проблемы развития сельской местности, а именно предложено диверсификация производства и услуг. Поэтому растущая конкуренция на рынке требует поиска новых эффективных путей и методов для обеспечения выживания предприятий на сельских территориях в условиях рыночной среды. Одним из этих методов является внедрение диверсификации. Диверсификацию собственной хозяйственно-финансовой деятельности предприятия различных отраслей на сельских территориях проводят не только в условиях глобализации мировой экономики, связанной с взаимопроникновением технологий и капиталов, но и в кризисных условиях как один из инструментов антикризисной стратегии развития. Эффективность ее осуществления напрямую зависит от своевременной ориентации на виды товаров, работ, услуг, которые пользуются спросом или приближаются к уровню конкурентоспособности. Вопросы стратегии развития предусматривают разработку методики получения, обработки и представления информации, связанной с освоением новых технологий, видов продукции, рынков и других видов и направлений деятельности, а также с выявлением закономерностей по определению мотивации диверсификации как стратегии развития предприятия сельской местности. Методологической базой для разработки данной статьи, направленной на комплексное развитие сельских территорий во всей его многомерности и разноаспектности стали основательные научные исследования и активные дискуссии в среде компетентных специалистов и заинтересованных лиц, а также сформированные на их основе решения органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированные на развитие производственного потенциала, улучшение качества природной среды и повышение качества человеческого капитала сельских территорий Украины. Результат. Диверсификация экономической деятельности в развитии сельских территорий является адекватным ответом не только на вызовы глобализации мировой экономики, связанной с взаимопроникновением технологий и капиталов, но и в кризисных условиях - один из инструментов антикризисной стратегии развития. Эффективность диверсификации напрямую зависит от своевременной ориентации на виды товаров, работ, услуг, которые пользуются спросом или приближаются к уровню конкурентоспособности. Практическое значение. Таким образом, предложенный нами механизм разработки программы социального развития позволит удовлетворить потребности населения в объектах социальной инфраструктуры, решить проблему территориального размещения этих объектов, разработать конкретные меры по улучшению функционирования социальной инфраструктуры различного назначения и, главное, - найти пути финансирования таких программы, которые позволят преодолеть диспропорции развития областей Украины в целом и районов областей и обеспечить население рабочими местами. Значение/оригинальность. Диверсификация экономики села является ключом к уменьшению значительной зависимости от сельского хозяйства и к развитию новых видов экономической деятельности, создание новых предприятий и привлечения инвестиций. Она также может способствовать повышению уровня занятости и доходов сельского населения, увеличению выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, улучшению качества человеческого капитала и, наконец, помочь повысить развитие сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.