УДК 374.1
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта,
Малаховка (МГАФК)
Аннотация
В статье раскрывается значение формирования дисциплинированности у юных спортсменов. Разработанная модель данного личностного качества помогает повысить психологические показатели, необходимые в достижении высоких спортивных результатов (организованность; любознательность; способность выполнять совместную деятельность), а также сократить количество пропусков тренировочных занятий по неуважительной причине. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что внедрение мер по повышению дисциплины в тренировочном процессе оказывает положительное воздействие на формирование морально-волевых качеств, которые имеют большое значение не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни.
Ключевые слова: юные спортсмены, дисциплинированность, педагогические ситуации, нравственная устойчивость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p121-124
DISCIPLINE STATE OF THE YOUNG ATHLETES AS BASIS FOR FORMATION OF
THE MORAL QUALITIES
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical science, Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The article reveals the importance of fostering the discipline at the young sportsmen. The developed model of this personality trait helps improve the psychological indicators necessary in the achievement of high sports results (organization; curiosity; ability to carry out the joint activities), as well as to reduce the rate of the training sessions absence under the inadequate excuse. The obtained data allow to draw the conclusion that the introduction of measures to improve the discipline in the training process has positive impact on the formation of the moral qualities, that are important not only in sports, but in everyday life.
Keywords: young athletes, discipline, discipline, teaching situation, moral resistance.
ВВЕДЕНИЕ
Неукоснительное соблюдение правил тренировочного процесса содействует формированию морально-волевых качеств, проявляющихся в самообладании, способности контролировать собственные поступки в соответствии с поставленной целью, что является условием для повышения культуры поведения.
Согласно данным, полученным в результате педагогического исследования, проводившегося в октябре 2013 года в ДЮСШ Подмосковья (количество спортсменов составляло 423 человека среди групп начальной и углубленной подготовки), в среднем около 35,4% занимающихся регулярно пропускают тренировочные занятия, а 48,2% - не выполняют домашнее задание, полученное от тренера. Вышеуказанные данные не могут не сказываться на спортивных результатах детей и подростков. Поэтому организация дисциплины в спорте является необходимым требованием, играющим значительную роль в укреплении воспитательного процесса в спортивной школе.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Система мер, обеспечивающих дисциплину тренировочного занятия, с течением времени формируют такое личностное качество как дисциплинированность, что является
результатом разнонаправленной деятельности тренера. Гуманно организованная дисциплина выполняет следующие функции: запретительную, регулирующую, направляющую, сохраняющую, что придает значимость коллективному взаимодействию в спортивной команде для достижения поставленной цели.
Дисциплинированность формируется в условиях обязательного взаимодействия тренера и спортсмена, когда первый регулирует поведение, внедряя систему требований к тренировочному занятию, а воспитуемые четко соблюдают установленные правила.
Можно выделить три грани дисциплины, как части тренировочного процесса:
1. Дисциплина учебного процесса, требующая соблюдение правил, характеризующих отношение спортсмена к освоению необходимого объема знаний, умений и навыков;
2. Дисциплина личного поведения, выражающаяся в конкретных поступках спортсмена, основанных на добровольном выборе следования тем или иным ценностным ориентирам;
3. Дисциплина коллективных обязанностей, предполагающая выполнение занимающимися общественных заданий.
Эти три направления дисциплины спортивной деятельности, содействуют воспитанию у занимающихся чувства личного и общественного долга. При формировании личной дисциплинированности занимающихся следует обратить особое внимание на ответственность, точность, а также готовность выполнять заданные поручения и требования.
Уровень дисциплинированности спортсменов следует определять, ориентируясь на следующие показатели: осознание необходимости выполнения установленных правил в процессе тренировочного занятия, в общественных местах; соответствие поведения общественным предписаниям; самоконтроль собственного поведения; невосприимчивость к нарушениям правил со стороны других людей, основанная на убежденности в правильности ценностных ориентиров собственных действий.
Основным методом воспитания дисциплинированности у юных спортсменов является создание педагогических ситуаций, которые предполагают четкое выполнение правил.
Представляется важным формирование нравственной устойчивости у юных спортсменов, на которую оказывают воздействие возрастные и личностные особенности, доминирующие мотивы деятельности. Приобретенный социальный опыт в сочетании с ориентацией на нравственные ценности руководит поведением детей и подростков [1]. Поэтому формирование нравственных убеждений посредством специально созданных педагогических ситуаций, предоставляющих спортсмену выбор линии поведения, и в тоже время доходчивое пояснение того, что является итогом совершенного действия: за невыполнение моральных норм предписывается наказание, и, следовательно, результатом соблюдения ценностных ориентиров является справедливая победа [2].
Одним из условий воспитания дисциплинированности юных спортсменов является соблюдение режима дня, что позитивно воздействует не только на функциональное состояние организма, но и имеет большое воспитательное значение: помогает осваивать выбранный стиль поведения, исполняя дисциплинарные предписания.
Креативный подход к деятельности играет важное значение в формировании личностных качеств при акцентировании внимания на активном участии в выполнении коллективного задания. В процессе совместного творчества более ярко выражается обмен знаниями, выполняемая деятельность приобретает ценностное содержание, что дает возможность получения практического опыта освоения необходимых социальных норм.
Для выявления свойств личности юных спортсменов, необходимых в тренировочной деятельности был использован личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И. Рейнвальда (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое разви-
тие). За шесть месяцев применения средств, повышающих дисциплину в команде, результаты, характеризующие организованность спортсменов повысились в среднем на 22,4%; показатели трудолюбия увеличились на 18,7%; показатели, выражающие способность осуществлять коллективную деятельность повысились на 20,3%; показатели, характеризующие любознательность возросли на 15,2%; показатели, выражающие эстетическое развитие повысились на 12,8%.
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
Домашние задания
И
СРЕДСТВА
Коллективные поручения
Индивидуальные поручения
Поощрение
Убеждение
Vя
Исполнительность
-/
МЕТОДЫ
Наказание
РЕЗУЛЬТАТ
Способность рационально распределять время
"^ч^ Педагогические ситуации
Ответственность
Самокритичность
Рис. 1. Модель формирования дисциплинированности у юных спортсменов
ВЫВОДЫ
1. Дисциплина необходима для лучшего достижения общественных целей, помогая осознать занимающимся свои права и обязанности.
2. Дисциплинированность как личностное качество юных спортсменов предполагает знание норм поведения и установленных правил спортивной школы, осознание необходимости и привычку их соблюдения, а также готовность подчинения собственных интересов коллективным.
3. В результате применения выше указанных средств личностные качества юных спортсменов, необходимые в тренировочной деятельности, возросли в среднем на 17,8%; посещаемость занятий повысилась на 22,2%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
2. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
REFERENCES
1. Grigorovich, L.A. and Marcinkowska, T.D. (2004), Pedagogy and psychology, publishing house "Gardariki", Moscow.
2. Lubysheva, L. I (1997), "Value potential of modern physical culture and sports and ways to develop society and the individual", Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 10-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.08.2014.
УДК 378
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕХ
ПОКОЛЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
СФЕРЫ ТУРИЗМА
Светлана Георгиевна Мальцева, кандидат философских наук, доцент, Мария Владимировна Теодорович, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Изменения, происходящие в нормативной сфере высшего профессионального образования, требуют осмысления и глубокого понимания всеми участниками образовательного процесса: абитуриентами, студентами, профессорско-преподавательским составом, административными структурами вузов и т.д.. В данной статье рассматриваются традиционный и компетентностно-ориентированный подходы к образованию, анализируются компоненты трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для сферы туризма. Авторами изучены составы компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, виды профессиональной деятельности выпускников, требования, предъявляемые к основным образовательным программам и их трудоемкость. Сформулированы выводы по характерным изменениям в учебном процессе, а так же о готовности вузов адаптироваться под запросы и требования современного рынка труда в сфере туризма и ориентированности на региональные нужны.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, туризм.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p124-128
COMPARATIVE STUDY OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION STATE STANDARDS OF THREE GENERATIONS FOR THE TOURISM INDUSTRY
Svetlana Georgievna Maltseva, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Teodorovich, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Our days are marked by the deep changes in the regulatory acts of the higher professional education. These changes greatly influence on our society that is why all the participants of the educational process should have a deep understanding of the modern development. This article provides traditional and competence based education comparison and analyses of the components of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry. Authors study the types of the professional activities and requirements to the basic educational programs, which are established by the educational standards. Given conclusions underline specific trends in the educational process.
Keywords: Federal state educational standards of the higher professional education, professional education, professional competence, tourism.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в сфере туризма обозначили переход на компетент-