УДК 342.922
DOI 10.23672/r9677-8417-7410-h
Зыков Андрей Павлович
старший преподаватель кафедры кадрового
и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России [email protected]
Andrey P. Zykov
Senior lecturer
Department of Personnel
and Moral and Psychological Support
Activities of Internal Affairs Bodies,
Tyumen Institute Advanced Training
Employees of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Дисциплинарное производство
в органах внутренних дел
Disciplinary production
in internal affairs
Аннотация. Дисциплинарная ответственность реализуется через один из видов юрисдикционных производств, предусмотренных административно-процессуальным правом - дисциплинарное производство, которое имеет общие черты, присущие всем видам таких производств и имеет определенные особенности. Статья посвящена особенностям одного из видов юрисдикционных производств - дисциплинарному производству. Автором дана характеристика стадий дисциплинарного производства, в рамках которого осуществляется реализация дисциплинарной ответственности в органах внутренних дел, выделены основные формы изучения обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, основные элементы каждой стадии.
Ключевые слова: служебная проверка, служебная дисциплина, вина, дисциплинарная ответственность, дисциплинарное производство.
Annotation. Disciplinary responsibility is exercised through one of the types of jurisdictional proceedings provided by administrative and procedural law - disciplinary proceedings, which have common features inherent in all types of such proceedings and has certain characteristics. The article is devoted to the features of one of the types of jurisdictional proceedings - disciplinary proceedings. The author gives a description of the stages of disciplinary proceedings, within the framework of which disciplinary responsibility is implemented in the internal affairs bodies, the main forms of studying the circumstances of the commission of a disciplinary offense are highlighted; basic elements of each stage.
Keywords: internal audit, official discipline, guilt, disciplinary responsibility, disciplinary proceedings.
Дисциплинарная ответственность реализуется через один из видов юрисдикционных производств, предусмотренных административно-процессуальным правом - дисциплинарное производство, которое имеет общие черты, присущие всем видам таких производств и имеет определенные особенности. Их необходимо учитывать должностным лицам, уполномоченным его осуществлять.
Дисциплинарное производство в органах внутренних дел (далее - ОВД) структурно состоит из следующих стадий:
1) возбуждение дисциплинарного дела;
2) изучение обстоятельств совершения дисциплинарных проступков (расследование);
3) рассмотрение дисциплинарных дел;
4) привлечение сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности.
Возбуждение дела о дисциплинарном проступке состоит в обнаружении дисциплинарного
проступка и принятии решения руководителем о необходимости изучения обстоятельств и причин, которые побудили сотрудника к совершению дисциплинарного проступка, для разрешения в дальнейшем вопросов о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности и выбора конкретного вида дисциплинарного наказания виновному лицу. Основанием для возбуждения дисциплинарного производства является поступившие непосредственному руководителю соответствующего территориального органа МВД России сведений о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, которые должны быть оформлены соответствующим образом. При поступлении таких сведений руководитель, который имеет право наложения дисциплинарных взысканий, должен принять одно из решений: о необходимости изучения обстоятельств совершения дисциплинарного проступка (процесса возбуждения дисциплинарного производства) в обычном порядке без осуществления служебной проверки; о проведении служебной проверки.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) [1], дисциплинарное взыскание должно налагаться не позже, чем через 14 дней со дня, когда непосредственному руководителю становится известно о совершении сотрудниками ОВД дисциплинарного проступка [2]. Соответственно, решение по делам о дисциплинарных проступках должно быть принято при учете общих сроков, а также при учете потребности установления обстоятельств совершенного проступка, выбора и применения дисциплинарного взыскания с соответствующим оформлением.
Второй этап дисциплинарного производства в ОВД - это изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Согласно п. 39 Дисциплинарного устава ОВД [3], сотрудник должен привлекаться к дисциплинарной ответственности только за те нарушения служебной дисциплины, в отношении которых установлена его вина. При определении вида дисциплинарного взыскания необходимо принять во внимание: характер проступка, обстоятельств, при котором он был совершен и прочие обстоятельства (п. 40 Дисциплинарного устава ОВД).
Традиционно, стадия дисциплинарного производства, в рамках которой осуществляют изучение обстоятельства совершений дисциплинарных проступков, именуется в трудовом и административном праве как служебное расследование, которое представляет собой общность проводимых соответствующими лицами на основе нормативно-правовых актов организационных правовых действий в границах дисциплинарных производств по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и анализу материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудника ОВД, либо невыполнения (ненадлежащего выполнения) ими должностных регламентов.
Изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка может осуществляться в двух основных формах:
1) простая, которая предполагает истребование объяснений от сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, и оформление прочих документов (рапорт, докладная записка, справка);
2) служебная проверка - осуществление комплекса мероприятий в ситуации необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, наличия подтверждения, либо отсутствия обстоятельств, которые связанны с выполнением сотрудником обязанности, соблюдения запретов и ограничений.
Простой вид анализа дисциплинарного правонарушения производится в ситуации, когда вина сотрудников и обстоятельства совершения дисциплинарных проступков очевидны и не требуют дополнительного доказывания, сотрудники признают свою вину, последствия дисциплинарных проступков являются незначительными, либо совсем отсутствуют. Обязательным элементом
данной формы является изучения обстоятельства при совершении дисциплинарных проступков объяснение сотрудника ОВД, допустившего нарушение служебной дисциплины.
Как правило, изучение обстоятельств совершения дисциплинарных проступков в ОВД проводятся в виде служебных проверок. В учебно-научной литературе по трудовому и административному праву сформировано общее представление о служебных проверках как о совокупности мероприятий, которые проводятся соответствующим должностным лицом для своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка или для опровержения сведений, которые угрожают чести и достоинству сотрудника.
Порядок проведения служебной проверки в ОВД определен в ст. 52 Закона о службе, Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 [4] (далее - Порядок) и иными нормативными правовыми актами МВД России.
Служебную проверку проводят по решению руководителя при необходимости выявления причины, характера и обстоятельства осуществленного сотрудниками дисциплинарных проступков, подтверждения присутствия или отсутствия обстоятельства, которое связанно с ограничением, обязанностью и запретом, которые обусловлены службой в органах внутренних дел, а также по заявлениям сотрудников, одним из следующих способов:
- осуществление служебных проверок конкретными сотрудниками;
- осуществление служебных проверок комиссиями (в составе трех и больше сотрудников, которые обладают требуемыми знаниями и опытом).
Поручение сотрудникам о проведении служебных проверок оформляют:
- резолюцией на свободном месте от текста документа, который содержит сведения о присутствии основания для ее осуществления. Допускается оформление резолюции на отдельных листах или на особых бланках с приведением регистрационных номеров и дат документов, к которым она относится ;
- изданием приказа об осуществлении служебных проверок в случае ее осуществления комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен состоять из: оснований для ее осуществления; даты назначений; состава комиссии.
Поручение сотрудникам проводить служебные проверки (назначение председателя комиссии) производится с учетом замещаемых должностей и присвоенных специальных званий сотрудников, относительно которых проводят служебную проверку. Решения об осуществлении служебной проверки должно приниматься не позже двух
недель со дня получения соответствующими руководителями информации, которая является основанием для ее осуществления. Для установления и изучения обстоятельств совершения сотрудниками органами внутренних дел дисциплинарных проступков на стадиях изучения обстоятельств его совершения допустимо участие комиссии органа внутренних дел по служебной дисциплине и профессиональной этике (дальше комиссия по служебной дисциплине). Комиссия по служебной дисциплине - это совещательный орган при руководителе, она создается в отделах центрального аппарата МВД России, органах внутренних дел, отделах, организациях и учреждениях МВД России на соответствующих уровнях.
По итогам рассмотрения вопроса о нарушении сотрудником ОВД служебной дисциплины и законности или норм профессиональной этики комиссия может принять одно из следующих решений, установить, что:
1) не содержится признаков нарушения сотрудником ОВД служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики;
2) сотрудник ОВД допустил нарушение служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики.
На стадии рассмотрения дисциплинарного дела руководитель исследует все материалы дела и вправе принять следующее решение:
- признать сотрудника невиновным в совершении дисциплинарного проступка;
- ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;
- направить материал на рассмотрение коллективных формирований (комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике);
- направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности в случае недостаточных дисциплинарных прав;
Литература:
1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49. Ст. 7020.
2. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // Офици-
- направить материалы в орган, который вправе возбудить уголовное производство или производство об административном правонарушении, при наличии в действиях виновного признаков соответственно преступления или административного правонарушения;
- наложить на виновного дисциплинарное взыскание, соответствующее тяжести дисциплинарного проступка [5, с. 2-5].
В случае принятия решения о применении к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарного взыскания заключительной стадией дисциплинарного производства является привлечение к дисциплинарной ответственности. Привлечение сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности предусматривает следующие этапы:
1) издание приказа о наложении (применении) дисциплинарного взыскания;
2) издание приказа или иного распорядительного документа, направленного на непосредственное исполнение дисциплинарного взыскания, и наступление последствий дисциплинарного взыскания;
3) учет дисциплинарных взысканий.
Заключительным этапом дисциплинарного производства является учет дисциплинарных взысканий, которые за исключением объявленных устно, подлежат учету, при этом отдельно от мер поощрения. Согласно Закону о службе в ОВД дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудника органов внутренних дел в письменной форме, заносятся в материалы его личного дела [6].
Таким образом, дисциплинарная ответственность должна реализовываться строго в рамках нормативно-урегулированного дисциплинарного производства с соблюдением предъявляемых требований, что в целом направленно на соблюдение законности, а также прав и интересов сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к дисциплинарной ответственности.
Literature:
1. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to individual legislative acts of the Russian Federation: feder. Law of Nov 30. 2011 № 342 // Sobr. legislation grew up. Federations. 2011. № 49. Art. 7020.
2. On the public service system of the Russian Federation : feder. Law of May 27, 2003 № 58-FZ // Sobr. legislation grew up. Federations. 2003. № 22. Art. 2063.
3. Decree of the President of the Russian Federation of October 14, 2012 № 1377 «On the Disciplinary Charter of the Internal Affairs Bodies of the Russian
альный интернет-портал правовой информации. Ш1- : http://www.pravo.gov.ru (16.10.2012).
4. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 // Рос. газ. 2013. 14 июня.
5. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 2-5.
6. Порядок внесения сведений о применении дисциплинарных взысканий в личное дело сотрудника и их учет, утв. приказом МВД России от 28 апреля 2014 г. № 381 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 6 августа.
Federation» // Official Internet portal of legal information. URL : http://www.pravo.gov.ru (16.10.2012).
4. Procedure for performance checks in bodies, organizations and subdivisions of the Mini-Department of Internal Affairs of the Russian Federation by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 26, 2013 № 161 // Ros. gas. 2013. June 14th.
5. Bahrah D.N. Legal responsibility in administrative law // Administrative law and process. 2010. № 1. P. 2-5.
6. Procedure for the introduction of information on the application of disciplinary sanctions in the personal case of the employee and their accounting, deed. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 381 of 28 April 2014 «On Certain Issues of Centralized Accounting of Personal Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» // Ros. gas. 2014. August 6.