Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ'

ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHERS’ TRAINING / TEACHING TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE / FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игна Ольга Николаевна

Нарастание тенденции технологизации на уровнях общего и высшего образования, в том числе педагогического, актуализирует необходимость включения в подготовку будущих учителей дисциплин, позволяющих подготовить их к критическому и всестороннему осмыслению сути, признаков, существующих классификаций технологий обучения предмету (как цифровых, так и гуманитарных); анализу современных учебно-методических комплексов системы общего образования на предмет наличия в них и качества тех или иных технологий; разработке и применению технологий обучения в будущей профессиональной педагогической деятельности. Новизна и значимость исследования заключается в обосновании специфики и сложностей проектирования и реализации программы дисциплины по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам» в основных образовательных программах для подготовки учителей иностранных языков на уровне бакалавриата (направление подготовки «Педагогическое образование», профили подготовки «Иностранный (английский) язык» и «Иностранный (немецкий/французский) язык»). Автором представлено возможное содержание указанной дисциплины (основные содержательные блоки программы), сформулированы основные принципы её проектирования и применения, названы ключевые формы организации обучения при реализации обозначенной дисциплины. В качестве основных методов исследования использовались: анализ научно-педагогической литературы в проблемном поле исследования; анкетирование как будущих, так и практикующих учителей иностранных языков; обобщение и анализ собственного многолетнего опыта по разработке и реализации дисциплины по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам» (на уровне бакалавриата) в процессе профессиональной педагогической деятельности на факультете иностранных языков (в настоящее время – Институт иностранных языков и международного сотрудничества) Томского государственного педагогического университета; наблюдение за учебной деятельностью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игна Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discipline «Contemporary technologies of teaching foreign languages» in professional teachers’ training

The growing tendency of technologization at the levels of general and higher education, including pedagogical education, actualizes the need to include disciplines in the training of future teachers, allowing to train them for a critical and comprehensive understanding of the essence, features, existing classifications of teaching technologies for the subject (both digital and humanitarian); analysis of modern educational and methodological complexes of the general education system for the presence and quality of certain technologies; development and application of teaching technologies in future professional teaching activities. The novelty and significance of the study lies in substantiating the specifics and difficulties of designing and implementing the program of the optional discipline «Contemporary technologies of teaching foreign languages» in the main educational programs for the training of teachers of foreign languages at the bachelor's level (direction of training “Pedagogical education”, training profiles «Foreign language and Foreign language»). The author presents the possible content of this discipline (the main content blocks of the program), formulates the basic principles of its design and implementation, identifies the key forms of organization of training in the implementation of the designated discipline. The main research methods were: analysis of scientific and pedagogical literature in the problem field of research; questionnaire survey of both future and practicing teachers of foreign languages; generalization and analysis of personal experience in the development and implementation of this discipline in the process of pedagogical activity at the Faculty of Foreign Languages of Tomsk State Pedagogical University: monitoring the educational activities of students.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ»

УДК 378.147 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.37.01

О.Н. Игна

ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

ИГНА Ольга Николаевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор Института иностранных языков и международного сотрудничества; Томский государственный педагогический университет. ул. Киевская, 60, г. Томск, 634049, Россия; e-mail: onigna@tspu.edu.ru

IGNA Olga N. - Tomsk State Pedagogical University. Kievskaya ul., 60, Tomsk, 634049, Russia; e-mail: onigna@tspu.edu.ru

Нарастание тенденции технологизации на уровнях общего и высшего образования, в том числе педагогического, актуализирует необходимость включения в подготовку будущих учителей дисциплин, позволяющих подготовить их к критическому и всестороннему осмыслению сути, признаков, существующих классификаций технологий обучения предмету (как цифровых, так и гуманитарных); анализу современных учебно-методических комплексов системы общего образования на предмет наличия в них и качества тех или иных технологий; разработке и применению технологий обучения в будущей профессиональной педагогической деятельности. Новизна и значимость исследования заключается в обосновании специфики и сложностей проектирования и реализации программы дисциплины по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам» в основных образовательных программах для подготовки учителей иностранных языков на уровне бакалавриата (направление подготовки «Педагогическое образование», профили подготовки «Иностранный (английский) язык» и «Иностранный (немецкий/французский) язык»). Автором представлено возможное содержание указанной дисциплины (основные содержательные блоки программы), сформулированы основные принципы её проектирования и применения, названы ключевые формы организации обучения при реализации обозначенной дисциплины. В качестве основных методов исследования использовались: анализ научно-педагогической литературы в проблемном поле исследования; анкетирование как будущих, так и практикующих учителей иностранных языков; обобщение и анализ собственного многолетнего опыта по разработке и реализации дисциплины по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам» (на уровне бакалавриата) в процессе профессиональной педагогической деятельности на факультете иностранных языков (в настоящее время - Институт иностранных языков и международного сотрудничества) Томского государственного педагогического университета; наблюдение за учебной деятельностью студентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ; ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК; УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ссылка при цитировании: Игна О.Н. Дисциплина «Современные технологии обучения иностранным языкам» в профессиональной подготовке учителей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 8-15. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.37.01

Введение. Современное высшее педагогическое образование, ориентированное на опережающую подготовку учителя, характеризуется увеличением количества вузовских дисциплин методической направленности. Это обусловлено возрастающими требованиями к квалификации, компетент-ностям выпускников педагогических вузов, как со стороны педагогического сообщества, работодателей, так и в контексте современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование». Спектр методических дисциплин в учебных планах по профилю подготовки «Иностранный язык» уже давно не ограничивается дисциплиной «Методика обучения». Во многих педагогических вузах в данные планы как минимум включаются такие дисциплины (обязательные или по выбору) как «Современные тенденции обучения иностранным языкам», «Теоретические основы обучения иностранным языкам», «Современные средства оценивания результатов обучения» и другие.

Дисциплина по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам», преподаваемая автором статьи в Томском государственном педагогическом университете более десяти лет, занимает особое место в ряду методических дисциплин. В данной статье обоснована актуальность включения названной дисциплины в основные образовательные программы профессионального педагогического образования; охарактеризованы проблемы ее проектирования и реализации, особенности ее содержания, принципов и форм организации.

Актуальность. Прежде всего, необходимо констатировать, что дисциплина «Современные технологии обучения иностранным языкам» способствует развитию у будущих учителей иностранных языков

нескольких общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОПК и ПК), соотносится со стандартами высшего и общего образования, востребована студентами, соответствует потребностям и реалиям современного информационного общества.

Так, во ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Педагогическое образование» содержится категория ОПК с наименованием «Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности», включающая ОПК-6. Ещё одна общепрофессиональная компетенция, ОПК-2, направлена на развитие способности «участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий). В число учебных практик, содержащихся в указанном Стандарте, вошла технологическая (проектно-технологическая) практика. Что касается профессиональных компетенций, устанавливаемых вузами самостоятельно, то в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) для обозначенной дисциплины предусмотрена ПК 2 -«способность использовать в педагогической деятельности современные методы и технологии обучения и диагностики».

Несмотря на то, что на технологии обучения иностранным языкам отечественные исследователи обратили внимание ещё в 70-х-80-х гг. прошлого века [1], и они активно изучаются на современном этапе развития методической науки [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], открытыми остаются вопросы их реализации в учебном процессе. При проектировании рабочей программы данной учебной дисциплины и её реализации могут возникать определённые сложности. Они связаны с обеспечением полноценности и достаточности ее учебного обеспечения, объективными рисками возможного

устаревания ее содержания, недостаточной разработанностью на научно-теоретическом уровне вопросов, связанных с технологи-зацией образования, необходимостью наличия у преподавателя данной дисциплины соответствующей квалификации и опыта применения разнообразного комплекса технологий обучения.

Методы. Основными методами, использованными при подготовке статьи, выступают анализ научно-педагогической литературы по проблематике исследования, анкетирование (будущих и практикующих учителей иностранных языков), обобщение и анализ личного профессионального опыта по разработке и реализации дисциплины «Современные технологии обучения иностранным языкам», наблюдение за учебной деятельностью студентов.

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам технологизации образования [6; 9; 10; 11, 12] позволят утверждать, что на сегодняшний день среди исследователей нет единодушия в однозначной трактовке понятия «технология обучения», понимании ее четких и однозначных отличий от методики обучения. Много сомнений вызывают предлагаемые классификации технологий в целом [9;11] и технологий обучения иностранным языкам [6; 13], что приводит к выводу о невозможности данной классификации или необходимости их разделения только на цифровые и гуманитарные. Все эти дискуссионные вопросы и разнообразные точки зрения необходимо изучать и обсуждать в рамках дисциплины «Современные технологии обучения иностранным языкам». Также в России возросло количество научных публикаций, посвященных цифровым технологиям [3; 4; 5; 12], что говорит о большей степени их изученности, востребованности и распространенности.

Анкетирование. При выполнении исследования практикующим и будущим учителям иностранных языков г. Томска (120 и 40 человек, соответственно), не изучавших или не приступивших к изучению названной дисциплины, предлагалось ответить на вопросы анкеты, формулировки которых представлены ниже.

Вопросы анкеты «Современные технологии обучения иностранным языкам»

1. Есть ли разница между «педагогическими технологиями», «образовательными технологиями», «технологиями обучения»? Если да, то в чём?

2. Можете ли Вы дать определение понятию «технология обучения»? Если да, то какое?

3. Есть ли разница между «методикой обучения» и «технологией обучения»? Если да, то в чём?

4. Какие современные технологии обучения иностранным языкам Вы знаете?

5. Назовите технологии обучения иностранным языкам, которые Вы применяете в учебном процессе.

В результате анкетирования, было установлено, что и у студентов, и у учителей возникают сложности с формулировкой определения технологии обучения (около 80%). Они могут назвать ограниченное количество технологий обучения предмету (в среднем, 2-3), часто подменяют понятие «технология обучения» такими понятиями как «средство», «метод», «методика», «способы». Также ни студенты, ни опытные учителя в большинстве своем не дифференцируют «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии обучения». Среди известных им технологий обучения иностранным языкам наиболее часто называются «проектная технология», «игровые технологии», «информационно-коммуникационные технологии».

Что касается личного профессионального опыта автора статьи, то разработанная и преподаваемая дисциплина «Современные технологии обучения иностранным языкам» изначально называлась «Современные тенденции и технологии обучения иностранным языкам» и реализовывалась на уровне магистратуры. В последние пять лет она реализуется на уровне бакалавриата на IV курсе (VIII семестр) или на V курсе (IX семестр), в зависимости от учебных планов, после основных методических дисциплин и «Информационно-коммуникационных технологий». Трудоёмкость ее менялась (в разные годы она составляла от 20 до 36 академических часов), наиболее оптимальным представляется трудоемкость в 30 академических часов.

Содержание дисциплины включает следующие основные тематические блоки:

1. Тенденция технологизации в образовании. Терминологическое поле «техноло-гизация образования». Суть педагогических, образовательных технологий и технологий обучения. Технология как категория дидактики, ее признаки и преимущества, сходства и отличия от методики обучения. Прогрессирование и признаки технологизации в иноязычном образовании.

2. Современные технологии обучения иностранным языкам: виды, цели и специфика применения. Примеры классификации технологий обучения иностранным языкам (О.Н. Игна [2], Н.Д. Гальскова [6], АН. Ша-мов [14; 15], АН. Щукин [13] и др.). Игровые технологии, проектная технология, кейс-стади, технология развития критического мышления, технология дебатов, технология разноуровневого обучения, «языковой портфель», технология обучения в сотрудничестве, технология коммуникативного обучения, цифровые (информационно-коммуникационные технологии) и другие.

3. Проектирование и реализация учебных занятий с применением технологий

обучения иностранным языкам на уровнях начального, основного и среднего общего образования.

Основные принципы проектирования и реализации дисциплины «Современные технологии обучения иностранным языкам»:

- равнозначность и равноценность теоретической и практической составляющих содержания дисциплины, лекционных и семинарских занятий; доли цифровых и гуманитарных технологий, подлежащих изучению;

- возможность практической разработки, презентации, применения изученных технологий обучения на семинарских занятиях и в самостоятельной работе;

- направленность на критический анализ определений, признаков, классификаций технологий обучения, их научную обоснованность и правомерность отношения их к таковым;

- учёт требований стандартов общего образования к технологиям, подлежащим применению на различных уровнях данного образования; недостаточной изученности вопросов теории и практики техноло-гизации образования, наличия различных точек зрения по данной проблематике;

- ориентация на обогащение и взаимообогащение опыта студентов по применению технологий обучения иностранным языкам в квази- профессиональной и управляемой профессиональной деятельности.

В процессе обучения дисциплине используются следующие основные формы его организации: лекции с элементами дискуссии, проблемные лекции, семинарские занятия. На семинарских занятиях осуществляется работа с терминологическим аппаратом по теме занятия (включая решение терминологических задач, обсуждение различных вариантов трактовок понятий, работу по изучению словарной литературы и составлением глоссариев); доклады и презентации (их перечень включен в оценочно-

методические материалы к программе дисциплины); анализ научных публикаций, пособий, монографий с целью теоретического обоснования и дальнейшего обсуждения изучаемых технологий; анализ учебно-методических комплексов для обучения иностранным языкам на уровнях общего образования (отечественных и зарубежных) на предмет включения в них технологий обучения (их видов и способов реализации); проведение фрагментов учебных занятий с использованием приемов технологий обучения иностранным языкам с их последующим анализом и самоанализом. Предусматривается индивидуальная, парная и групповая работа студентов. Наблюдение за учебной деятельностью студентов в процессе изучения дисциплины показало, что особые трудности у них вызывает изучение признаков, сути, трактовок технологий обучения иностранным языкам. При подготовке к теоретическому обоснованию тех или иных технологий они не всегда прибегают к авторитетным источникам и изданиям, поскольку это требовало от них дополнительных усилий, времени, научно-исследовательских умений и опыта. Одновременно, они с большим желанием демонстрируют фрагменты занятий.

Выводы.

1) Вполне очевидно, что дисциплина по выбору «Современные технологии обучения иностранным языкам» органично дополняет комплекс методических дисциплин в подготовке учителей иностранных языков при условии учёта вышеизложенных возможных сложностей и принципов проектирования и реализации её программы.

2) По мнению автора статьи, обозначенная дисциплина должна включаться в учебные планы как дисциплина (модуль) обязательной или предметно-содержательной части данных планов. В связи с устойчивым научным интересом к раз-

личным аспектам технологизации образования, ее объективным прогрессированием и значимостью применения технологий обучения в современной образовательной практике, она всегда будет необходима и востребована.

3) Студенты, прошедшие обучение в рамках дисциплины «Современные технологии обучения иностранным языкам», демонстрируют абсолютную заинтересованность в ее изучении. Благодаря ее освоению, как утверждают преподаватели и руководители практик Института иностранных языков ТГПУ, старшекурсники уверенно чувствуют себя на педагогической (производственной) практике, где им приходится применять различные технологии обучения; активно включают пособия, статьи, монографии, диссертации «технологической» тематики в свой «методический портфель». Они способны дифференцировать педагогические технологии и технологии обучения, технологию и методику обучения предмету, оценивать правомерность причисления других основ обучения к технологиям; знают признаки технологий обучения; владеют навыками анализа, разработки и применения технологий. Увеличилось количество выпускных квалификационных работ по тематике, связанной с технологиями обучения иностранным языкам; многие из них комиссия государственной итоговой аттестации на защите называет в ряду лучших.

4) Перспективным представляется дальнейшее исследование содержания и проектирования дисциплин направления подготовки «Педагогическое образования» (как на уровне бакалавриата, так и магистратуры), направленных на изучение будущими учителями разных профилей подготовки основ технологизации и технологий обучения в предметной области. Кроме того, достаточно актуальны теоретическое обоснование и разработка учебного обеспечения таких дисциплин.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рогова Г.В. Технология обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1976. № 2. С. 74-80. ISSN: 0130-6073

2. Игна О.Н. Концептуальные основы тех-нологизации профессионально-методической подготовки учителя : дис ... д-ра пед. наук : 13.00.08. -Томск, 2014. 390 с.

3. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Копте-лов А.В., Харламова М.В. Технологии обучения иностранным языкам: состояние и перспективы: монография. - М.: МГПУ. 2018. 262 с. ISBN: 978-5-91730-767-1.

4. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Харламова М.В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: уч. пособие. - М.: МГПУ. 2017. 220 с. ISBN: 978-5-91730-700-8.

5. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Харламова М.В., Стоянова Е. Цифровые средства обучения иностранным языкам: отбор и типо-логизация // Обучение иностранным языкам. 2020. Т.7. № 4. С. 340-351. ISSN: 0205-1834.

6. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. № 7. С. 915. ISSN: 0130-6073.

7. Володарская Е.Б., Жук Л.Г., Печин-ская Л.И. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017.Т.6. № 23. С. 30-37. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.23.4.

8. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Педагогические технологии формирования меж-

культурной компетентности (на примере использования кейс-технологий) // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-2). С. 28-36. ISSN: 2227-8591.

9. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Боч-кина Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 137175. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-137-175.

10. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССАПРЕСС, 2006.240 с. ISBN: 5-7651-0052-Х.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : уч. пособие. - М.: Академия, 2002. 272 с. ISBN 5-7695-0811-6.

12. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: уч. пос.- М.: Либроком, 2013. 264 с. ISBN:978-5-397-04870-5.

13. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник. -М.: Академия, 2015. 288 с. ISBN: 978-5-44681476-3.

14. Шамов А.Н. Основополагающие научные понятия методики преподавания и их значение для практического овладения иностранным языком в разных образовательных сферах // Инновационные технологии в образовательной деятельности: сб. науч.тр. 2019. ISBN: 9785-502-01137-2 - С. 278-283.

15. Шамов А.Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи : моногр. -2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. ISBN: 9785-9765-2882-6.

REFERENCES

1. Rogova G.V. Tekhnologiya obucheniya inostrannym yazykam [Foreign language teaching technology]. Inostrannye yazyki v shkole -Foreign languages at school. 1976. No 2. P. 74-80. ISSN: 0130-6073

2. Igna O.N. Konceptual'nye osnovy tekhnologizacii professional'no-metodicheskoj

podgotovki uchitelya. Dis. dokt. ped. nauk [Conceptual bases of technologization of professional-methodological training of teachers. Diss. doct. of ped. sci.]. Tomsk, 2014. 390 p.

3. Bartosh D.K., Gal'skova N.D., Koptelov A.V., Harlamova M.V. Tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam: sostoyanie i perspektivy :

monografya [Technologies of teaching foreign languages: state and prospects: monograph]. Moscow, MGPU. 2018. 262 p. ISBN: 978-5-91730-767-1.

4. Bartosh D.K., Gal'skova N.D., Harlamova M.V. Elektronnye tekhnologii v sisteme obucheniya inostrannym yazykam: teoriya i praktika : uchebnoe posobie [Electronic technologies in the system of teaching foreign languages: theory and practice: textbook]. Moscow, MGPU. 2017. 220 p. ISBN: 978-5-91730-700-8.

5. Bartosh D.K., Galskova N.D., Harlamova M.V., Stoyanova E. Digital Means in Foreign Language Teaching: Selection and Typologization. Teaching foreign languages, 2020. Vol. 7. No 4. P. 340-351. ISSN: 0205-1834.

6. Galskova N.D. Novye tekhnologii obucheniya v kontekste sovremennoj koncepcii obrazovaniya v oblasti inostrannyh yazykov [New education technologies in the context of modern education theory in the field of foreign languages]. Inostrannye yazyki v shkole - Foreign languages at school. 2009.No 7.P. 9-15.ISSN: 0130-6073.

7. Volodarskaya E^., Zhuk L.G., Pechinskaya L.I. Using information and communication technologies in teaching a foreign language as a way to develop self-education skills of students in a nonlinguistic higher school. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 23. P. 30-37. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.23.4.

8. Zemlinskaya T.E., Fersman N.G. Pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti (na primere ispol'zovaniya kejs-tekhnologij) [Educational techniques in the context of developing cross-cultural competence (o the basis of case-study techniques). Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze - Teaching Methodology in Higher Education. 2016. No 5 (19-2). P. 28-36. ISSN: 2227-8591.

9. Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Bochkina N.A. Obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoj vysshej shkole (analiz otechestvennyh I zarubezhnyh issledovanij I praktik) [Educational technologies in modern higher education institutions (analysis of Russian and foreign

research and practice)]. Obrazovanie i nauka -Education and Science. 2020. Vol. 22. No 6.P. 137175. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-137-175.

10. Passov E.I. Sorok let spustya, ili sto I odna metodicheskaya ideya [Forty years later, or a hundred and one methodological idea]. Moscow, GLOSSAPRESS, 2006. 240 p. ISBN: 5-7651-0052-X.

11. Polat E.S., Buharkina M.YU., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya : ucheb. posobie [New pedagogical and information technologies in the education system : textbook]. Moscow, Akademiya, 2002. 272 p. ISBN 5-7695-0811-6.

12. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii : uchebnoe posobie [Information and communication technologies in linguistic education : a tutorial]. Moscow, Librokom, 2013. 264 p. ISBN:978-5-397-04870-5.

13. Shchukin A.N., Frolova G.M. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. obrazovaniya [Methods of teaching foreign languages: a textbook for students. institutions of higher. education]. Moscow, Akademiya, 2015. 288 p. ISBN: 978-5-4468-1476-3.

14. Shamov A.N. Osnovopolagayushchie nauchnye ponyatiya metodiki prepodavaniya i ih znachenie dlya prakticheskogo ovladeniya inostrannym yazykom v raznyh obrazovatel'nyh sferah [Fundamental scientific concepts of teaching methods and their significance for the practical mastery of a foreign language in various educational fields]. Innovacionnye tekhnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti : sbornik nauchnyh trudov - Innovative technologies in educational activities : collection of scientific papers. 2019. ISBN: 978-5-502-01137-2 - P. 278-283.

15. Shamov A.N. Tekhnologii obucheniya leksicheskoj storone inoyazychnoj rechi : monografiya [Technologies of teaching the lexical side of foreign language speech : monograph]. 2nd ed., stereotyped. Moscow, FLINTA, 2016. ISBN: 978-5-9765-2882-6.

Igna Olga N. Discipline «Contemporary technologies of teaching foreign languages» in professional teachers' training. The growing tendency of technologization at the levels of general and higher education, including pedagogical education, actualizes the need to include disciplines in the training

of future teachers, allowing to train them for a critical and comprehensive understanding of the essence, features, existing classifications of teaching technologies for the subject (both digital and humanitarian); analysis of modern educational and methodological complexes of the general education system for the presence and quality of certain technologies; development and application of teaching technologies in future professional teaching activities. The novelty and significance of the study lies in substantiating the specifics and difficulties of designing and implementing the program of the optional discipline «Contemporary technologies of teaching foreign languages» in the main educational programs for the training of teachers of foreign languages at the bachelor's level (direction of training "Pedagogical education", training profiles «Foreign language and Foreign language»). The author presents the possible content of this discipline (the main content blocks of the program), formulates the basic principles of its design and implementation, identifies the key forms of organization of training in the implementation of the designated discipline. The main research methods were: analysis of scientific and pedagogical literature in the problem field of research; questionnaire survey of both future and practicing teachers of foreign languages; generalization and analysis of personal experience in the development and implementation of this discipline in the process of pedagogical activity at the Faculty of Foreign Languages of Tomsk State Pedagogical University: monitoring the educational activities of students.

PEDAGOGICAL EDUCATION; TEACHERS' TRAINING; TEACHING TECHNOLOGIES; FOREIGN LANGUAGE; FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Статья поступила в редакцию 09.06.2021; одобрена после рецензирования 18.06.2021; принята к публикации 28.06.2021.

The article was submitted 09.06.2021; approved after reviewing 18.06.2021; accepted for publication 28.06.2021.

Citation: Igna O.N. Discipline «Contemporary technologies of teaching foreign languages» in professional teachers' training. Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 37. P. 8-15. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.01

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.