Научная статья на тему 'Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования'

Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ / ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / МОДУЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабаян Наталья Владимировна, Кабаян Ольга Сергеевна

В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Общая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к вузовскому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабаян Наталья Владимировна, Кабаян Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования»

УДК 378.02 : 372.8 ББК 28.0 р 30 К 12

Н.В. Кабаян, О.С. Кабаян

Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования

Аннотация:

В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Шщая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к вузовскому образованию.

:

Общая биология, общебиологические знания, пропедевтическое значение, адаптация, модуль, самостоя-.

В условиях нарастающего демографического спада, конкуренции за привлечение абитуриента для продол, -замена перед высшими учебными заведениями ясно обозначилась проблема необходимости включения в учебные ,

и способствующих адаптации студентов к успешному освоению основной образовательной программы высшей

.

является курс общей биологии.

В Государственном образовательном стандарте для специальности 011600 «Биология» дисциплина «Общая биология» выделена как одна из ведущих среди других дисциплин цикла ЕНФ. На отделениях, готовящих учителей биологии, пропедевтический курс общей биологии вводится в цикле ДДС.

Курс общей биологии для высших учебных заведений имеет общеобразовательное значение; является идейно-теоретической базой для изучения других биологических дисциплин; призван обеспечить обобщение и переход знаний студентов младших курсов на более высокий уровень. Это достигается путем формирования системы наиболее общих фундаментальных понятий, законов, теорий. Кроме того он в значительной степени обеспечивает профессиональную подготовку будущих специалистов в области биологии, а также учителей биологии, как элемент ее содержательного компонента.

Многолетний опыт преподавания курса «Общая »

работы со студентами технологию освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения. Это позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к ву.

образования кроме сообщения новой информации во , -дентов приемам самостоятельной работы, исследователь, -личных источников, обобщать и делать выводы, определять и фиксировать основные понятия в содержании тек. -

ского содержания имеет дозирование учебного материала и алгоритмизация видов деятельности при подготовке к .

, -

чают сведения по общим вопросам биологии: о разнообразии и уровнях организации биологических систем,

,

,

стратегии охраны природы.

Целью изучения дисциплины является освоение студентами фундаментальных знаний в области биологических наук о единстве и эволюционном характере развития живых систем, естественнонаучной картине мира; получение сведений о состоянии современной биологии и перспективах ее развития; формирование у студентов убежденности в познаваемости естественных процессов ; . Образовательные задачи курса:

• усвоение основных положений и обобщений биологической науки (ететочная теория, особенности строения клеток про - и эукариот, общность растений и животных на примере единства химического состава и строения

,

и энергообмена);

• -

ности и изменчивости;

ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

и неживой природы; о диалектической связи энергетического и пластического обмена как единства и борьбы про;

в процессе обмена веществ и энергии и др.;

• овладение методами анатомических, морфологи,

объектов (^иготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.);

• освоение приемов самостоятельной работы, иссле-

,

знания из различных источников, в том числе используя современные образовательные технологии;

• -

ласти будущей профессиональной деятельности специи-алиста-биолога и учителя биологии.

Возможность решения образовательных задач дисциплины определяется основной образовательной про,

практической подготовки, личностно-деятельностного подхода при организации преподавателем самостоятельной работы студентов. Лекционный курс определяет теоретическую основу содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями биологии, с методологией исследования в данной образовательной области. В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинар-, ,

уровнях ее организации, закономерностях эволюции; отражение в курсе биологии современных достижений науки, методов исследования. Учитывая обобщающее, миро,

нами использован модульный принцип построения лек.

Модуль 1. Биология как наука о жизни. Развитие взглядов о сущности жизни. Свойства и уровни организации жизни на Земле. Современные концепции и методы , . Познаваемость биологических процессов.

Модуль 2. Уровни организации жизни. Молекулярный уровень - качественный переход от неживой к живой природе. Уровни организации наслед-.

. -

ки. Поток вещества и энергии в клетке.

.

.

Основные закономерности передачи наследственной . . Популяционно-видовой уровень. Структура вида - . -люционные процессы в популяциях.

.

. -

ние энергии в экосистемах. Биосфера - глобальная экоси-. - -.

Модуль 3. Происхождение и эволюция жизни. Взгляды, гипотезы, теории происхождения жизни. Движущие факторы и закономерности эволюции.

Модуль 4. Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Глобальные и региональные проблемы экологии. Стратегия охраны природы.

Система практических занятий курса общей биологии обеспечивает связь теоретических знаний с практи-

кой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методов биологических исследований методики (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.). Содержание заданий, изложенных в инструктивных материалах, отражает с одной стороны деятельностный компонент дисциплины, что обеспечивает решение основной задачи практических занятий. С другой стороны - организует поэтапное выполнение самостоятельной работы студентами при подготовке к занятию. На первом этапе студенты самостоятельно готовятся к занятию по разделам: «Вощюсы для самоподготовки» и «омашняя контрольная работа». Выполняя ,

информацию из различных источников, заполняют таб, , . -ется фронтальное обсуждение выполненной домашней работы. Второй блок заданий выполняется во время практической работы и направлен на овладение методами проведения исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.). На третьем этапе осваиваются контролирующие материалы, идет подготовка к

« ». На каждом этапе происходит непрерывное управление работой студентов со стороны преподавателя при осуществлении полной контролируемости результатов всех видов самостоятельной деятельности. Комплексный контроль включает текущую проверку выполненных до, -ние вопросов для самоподготовки, письменные контрольные работы во время занятий, самоконтроль с использованием тестов на электронных носителях. В период промежуточной сессии проводится предварительный итог достижений студентов, которые имеют свободный доступ к тестам, предлагаемым на бумажных и электрон. -лизуемых на практике элементов адаптивной системы обучения позволяют значительно повысить качество зна-. -водимый анализ результаты входного и итогового кон,

достижений при использовании традиционной вузовской и внедряемой нами системы обучения.

Примечания:

1. Васильева П.Д. Кузнецова Н.Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003. - 128 с. "

2. Мерегукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. - 228 с.

3. Пономарева ИЛ. Соломин В.П. Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «^адемия», 2003. -272 с. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.