УДК 378.02 : 372.8 ББК 28.0 р 30 К 12
Н.В. Кабаян, О.С. Кабаян
Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования
Аннотация:
В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Шщая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к вузовскому образованию.
:
Общая биология, общебиологические знания, пропедевтическое значение, адаптация, модуль, самостоя-.
В условиях нарастающего демографического спада, конкуренции за привлечение абитуриента для продол, -замена перед высшими учебными заведениями ясно обозначилась проблема необходимости включения в учебные ,
и способствующих адаптации студентов к успешному освоению основной образовательной программы высшей
.
является курс общей биологии.
В Государственном образовательном стандарте для специальности 011600 «Биология» дисциплина «Общая биология» выделена как одна из ведущих среди других дисциплин цикла ЕНФ. На отделениях, готовящих учителей биологии, пропедевтический курс общей биологии вводится в цикле ДДС.
Курс общей биологии для высших учебных заведений имеет общеобразовательное значение; является идейно-теоретической базой для изучения других биологических дисциплин; призван обеспечить обобщение и переход знаний студентов младших курсов на более высокий уровень. Это достигается путем формирования системы наиболее общих фундаментальных понятий, законов, теорий. Кроме того он в значительной степени обеспечивает профессиональную подготовку будущих специалистов в области биологии, а также учителей биологии, как элемент ее содержательного компонента.
Многолетний опыт преподавания курса «Общая »
работы со студентами технологию освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения. Это позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к ву.
образования кроме сообщения новой информации во , -дентов приемам самостоятельной работы, исследователь, -личных источников, обобщать и делать выводы, определять и фиксировать основные понятия в содержании тек. -
ского содержания имеет дозирование учебного материала и алгоритмизация видов деятельности при подготовке к .
, -
чают сведения по общим вопросам биологии: о разнообразии и уровнях организации биологических систем,
,
,
стратегии охраны природы.
Целью изучения дисциплины является освоение студентами фундаментальных знаний в области биологических наук о единстве и эволюционном характере развития живых систем, естественнонаучной картине мира; получение сведений о состоянии современной биологии и перспективах ее развития; формирование у студентов убежденности в познаваемости естественных процессов ; . Образовательные задачи курса:
• усвоение основных положений и обобщений биологической науки (ететочная теория, особенности строения клеток про - и эукариот, общность растений и животных на примере единства химического состава и строения
,
и энергообмена);
• -
ности и изменчивости;
ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
•
и неживой природы; о диалектической связи энергетического и пластического обмена как единства и борьбы про;
в процессе обмена веществ и энергии и др.;
• овладение методами анатомических, морфологи,
объектов (^иготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.);
• освоение приемов самостоятельной работы, иссле-
,
знания из различных источников, в том числе используя современные образовательные технологии;
• -
ласти будущей профессиональной деятельности специи-алиста-биолога и учителя биологии.
Возможность решения образовательных задач дисциплины определяется основной образовательной про,
практической подготовки, личностно-деятельностного подхода при организации преподавателем самостоятельной работы студентов. Лекционный курс определяет теоретическую основу содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями биологии, с методологией исследования в данной образовательной области. В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинар-, ,
уровнях ее организации, закономерностях эволюции; отражение в курсе биологии современных достижений науки, методов исследования. Учитывая обобщающее, миро,
нами использован модульный принцип построения лек.
Модуль 1. Биология как наука о жизни. Развитие взглядов о сущности жизни. Свойства и уровни организации жизни на Земле. Современные концепции и методы , . Познаваемость биологических процессов.
Модуль 2. Уровни организации жизни. Молекулярный уровень - качественный переход от неживой к живой природе. Уровни организации наслед-.
. -
ки. Поток вещества и энергии в клетке.
.
.
Основные закономерности передачи наследственной . . Популяционно-видовой уровень. Структура вида - . -люционные процессы в популяциях.
.
. -
ние энергии в экосистемах. Биосфера - глобальная экоси-. - -.
Модуль 3. Происхождение и эволюция жизни. Взгляды, гипотезы, теории происхождения жизни. Движущие факторы и закономерности эволюции.
Модуль 4. Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Глобальные и региональные проблемы экологии. Стратегия охраны природы.
Система практических занятий курса общей биологии обеспечивает связь теоретических знаний с практи-
кой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методов биологических исследований методики (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.). Содержание заданий, изложенных в инструктивных материалах, отражает с одной стороны деятельностный компонент дисциплины, что обеспечивает решение основной задачи практических занятий. С другой стороны - организует поэтапное выполнение самостоятельной работы студентами при подготовке к занятию. На первом этапе студенты самостоятельно готовятся к занятию по разделам: «Вощюсы для самоподготовки» и «омашняя контрольная работа». Выполняя ,
информацию из различных источников, заполняют таб, , . -ется фронтальное обсуждение выполненной домашней работы. Второй блок заданий выполняется во время практической работы и направлен на овладение методами проведения исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.). На третьем этапе осваиваются контролирующие материалы, идет подготовка к
« ». На каждом этапе происходит непрерывное управление работой студентов со стороны преподавателя при осуществлении полной контролируемости результатов всех видов самостоятельной деятельности. Комплексный контроль включает текущую проверку выполненных до, -ние вопросов для самоподготовки, письменные контрольные работы во время занятий, самоконтроль с использованием тестов на электронных носителях. В период промежуточной сессии проводится предварительный итог достижений студентов, которые имеют свободный доступ к тестам, предлагаемым на бумажных и электрон. -лизуемых на практике элементов адаптивной системы обучения позволяют значительно повысить качество зна-. -водимый анализ результаты входного и итогового кон,
достижений при использовании традиционной вузовской и внедряемой нами системы обучения.
Примечания:
1. Васильева П.Д. Кузнецова Н.Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003. - 128 с. "
2. Мерегукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. - 228 с.
3. Пономарева ИЛ. Соломин В.П. Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «^адемия», 2003. -272 с. '