6. Афанасьев В. Г. Человек в системах управления. М. : Знамя, 1975. 64 с.
7. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М. : Прогресс, 1969. С. 23-82.
8. Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Садовский В. Н. Системный подход // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2001. Т. 3. С. 559.
9. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : моногр. Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
10. Викулина М. А., Федосеева О. И. Развитие рефлексивных умений студентов как основа повышения качества высшего образования // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 91-96.
11. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования : сб. ст. / под общ. ред. А. В. Карпова, И. Н. Семенова; отв. ред. В. К. Солондаев. Ярославль : Рем-дер, 2004. 240 с.
12. Метаева В. А., Брыкова О. В. Рефлексивный подход к управлению адаптивной школой // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 13-й Всерос. науч.-практ. конф, 1113 апреля 2006 г., г. Санкт-Петербург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. С. 138-140.
13. Стеценко И. А., Полякова Г. А. Формирование рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов:
технологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 256-260.
14. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М. : Наука, 2004. 174 с.
15. Ушева Т. Ф. Основные идеи рефлексивного похода в педагогичсеком образовании // The Unity of Science. January. 2015. С. 27-29.
16. Степанов В. В. Система психологического сопровождения образовательной деятельности // Наука и современность. 2011. № 13-1. С. 239-244.
17. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. М. : Генезис, 2010. 326 с.
18. Epston D. Experience, contradiction, narrative and liagi-nation: selected papers. Adelaide: Dulwich Centre, 1992.
19. Евстигнеева Н. В., Оберемко О. А. Модели анализа нарратива // Человек. Сообщество. Управление. 2007. № 4. С. 95-107.
20. Кадырова Р. Г. Теория нарратива и нарративный анализ в психологии // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2(9). С. 126-128.
21. Шмид В. Нарратология. М. : Языки славянской культуры, 2008. 304 с.
22. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. М. : Класс, 2001. 362 с.
© Раскалинос В. Н., 2019
УДК 378
Науч. спец.: 13.00.08
ДИСЦИПЛИНА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможностей развития конкурентоспособной личности студента посредством изучения дисциплины «Иностранный язык» как одной из важнейших составляющих гуманитарной подготовки в техническом вузе. Показаны несоответствия текущей практики обучения иностранным языкам в технических вузах задаче развития конкурентоспособной личности студента, обоснована необходимость совершенствования процесса изучения иностранных языков в инженерных вузах.
Ключевые слова: дисциплина «Иностранный язык», конкурентоспособная личность студента, качества личности, технический вуз, процесс обучения.
n. 0. Paxy6a L. F. Rahuba
FOREIGN LANGUAGE AS A TOOL TO DEVELOP COMPETITIVE PERSONALITY OF FUTURE ENGINEER
In this article the results of theoretical and empirical research into opportunities to develop student's competitive personality through foreign language learning are presented, the latter being an important part of humanitarian training at technical universities. Some inconsistencies between the current practice of foreign languages teaching at technical universities and the goal of developing student's competitive personality are shown. The need to improve the current process of foreign languages learning at engineering universities is demonstrated.
Keywords: foreign languages, student's competitive personality, personal characteristics, technical university, training process.
Актуальность развития конкурентоспособной личности специалиста на этапе профессиональной подготовки в вузе обусловлена современными социально-экономическими условиями России. Система профессионального образова-
ния сегодня развивается в условиях рыночных преобразований, которые выдвигают перед вузами в качестве одной из важнейших задач подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, способных эффективно трудиться в конку-
рентной профессиональной среде. Практическая потребность в конкурентоспособных специалистах в наибольшой степени характерна для сферы инженерной деятельности, поскольку в настоящее время имеют место значительный рост техногенных факторов жизни человечества.
Научная полемика по проблемам подготовки современных конкурентоспособных инженеров в процессе вузовского обучения включает поиск общего направления, парадигмы развития инженерного образования в соответствии с современными требованиями общества и человека, разработку эффективных моделей процесса и результата профессиональной инженерной подготовки, а также поиск педагогических возможностей отдельных дисциплин в развитии конкурентоспособной личности студента технического вуза.
На основе анализа структуры деятельности конкурентоспособного специалиста-инженера нами был установлен перечень качеств конкурентоспособной личности, развитие которых целесообразно обеспечить у студентов в процессе вузовской подготовки. Комплекс качеств конкурентоспособной личности включает две группы, соответствующих действиям в составе целостной деятельности конкурентоспособного специалиста-инженера. Первая группа представлена качествами, обеспечивающими адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде (социальная направленность в деятельности, способность эффективно
действовать «относительно других»). Вторую группу составляют качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие личности в конкурентной среде (рефлексивность, целеустремленность, стремление и способность к саморазвитию, способность к самоорганизации деятельности) [1].
Особую роль в развитии у студентов технического вуза качеств конкурентоспособной личности играет процесс освоения гуманитарных дисциплин. Гуманитарные дисциплины являются науками о человеке и обществе. М. М. Бахтин охарактеризовал их как «науки Духа», науки о человеке и его специфике [2]. Как отмечает Д. Л. Константиновский и др., гуманитарные науки направлены на понимание и истолкование поведения человека, его духовной жизни, мира культуры [3, с. 8]. Их специфика определяется тем, что они представляют знание не как объективированное, а как субъектно представленное, вызывающее переживание и ценностное отношение к нему [4]. Данные особенности обусловливают определенные педагогические возможности гуманитарных дисциплин в становлении обучающегося как конкурентоспособной личности.
В таблице 1 показаны возможности отдельных гуманитарных дисциплин, выделенные разными исследователями и являющиеся, на наш взгляд, наиболее значимыми с точки зрения развития конкурентоспособной личности студента технического вуза.
Дисциплина Педагогический потенциал Автор
Философские дисциплины Развитие критического мышления, умений выходить из сложных, неоднозначных профессиональных ситуаций с опорой на логику и интуицию; формирование миропонимания и мировосприятия, осознание роли и места человека в мире; осознание ценностей ответственности, терпимости, милосердия М. П. Волощук [5] М. В. Вишневская [6]
Исторические дисциплины Осознание личностью места и роли своего народа в мировой истории и культуре, способность к осмыслению и принятию ценностей и правил, выработанных поколениями своих предков, формированию на этой основе убеждений М. В. Вишневская [6]
Социопсихологические дисциплины Формирование адекватного отношения личности к социальным проблемам: не как к опасности, от которой нужно бежать, а как к возможности для свободного и ответственного осуществления своего личностного роста; возможность осознания личной свободы, идеи о том, что человек действует, не только преследуя эгоистические цели, но и носит в себе сознание сверхличных начал; установление себя в качестве «морального субъекта» Т. С. Каримова [7]
Русский язык и культура речи Осознание и принятие студентами принципов, составляющих основу коммуникативного кодекса; развитие умений успешной организации речевого взаимодействия; овладение на практике социальным опытом, развитие социальной активности Т. С. Каримова [7]
Иностранный язык Развитие коммуникативной компетенции, формирование общих речевых умений и навыков как средства для достижения своих целей, адекватного выражения своих мыслей и чувств в реальных ситуациях общения; развитие памяти и мышления, превращение речи в действенный инструмент мысли; развитие социальных умений, децентрация личности, т. е. возможность посмотреть мир с разных позиций; формирование таких личностных качеств, как практичность, целеустремленность, добросовестность, коммуникабельность, общая направленность на коммуникативную деятельность, творческий потенциал О. О. Скобелева [8] Т. В. Борисова [9]
Таблица 1
педагогический потенциал отдельных гуманитарных дисциплин в развитии конкурентоспособной личности
студента технического вуза
В результате проведенного исследования было установлено, что педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в развитии качеств конкурентоспособной личности студента составляют:
- обеспечение ценностно-смысловой основы профессионального становления личности;
- обеспечение условий для приобретения и рефлексии субъективного опыта межличностного взаимодействия в социальной среде;
- обеспечение формирования умений в учебной деятельности, на основе которых развиваются качества конкурентоспособной личности в процессе обучения.
В связи с тем, что комплекс качеств конкурентоспособной личности студента - будущего инженера включает качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие, очевидной представляется значительная роль языковых дисциплин, в частности дисциплина «Иностранный язык», в развитии конкурентоспособной личности студента технического вуза. Этот вывод подтверждается данными анализа существующей практики организации про-
Что касается неязыковых гуманитарных дисциплин, то существенная сложность в их преподавании с точки зрения возможности развития качеств конкурентоспособной личности обучающегося связана с тем обстоятельством, что бульшую часть времени обучения занимают лекции. При этом лекционная форма работы предусматривает незначительное количество учебного времени (порядка 30 %) для различных видов активной работы студентов, что снижает педагогический потенциал данной формы учебной работы в интересующем нас аспекте.
цесса обучения гуманитарным дисциплинам в технических вузах (см. табл. 2, 3).
Сравнительный анализ учебных планов и рабочих программ различных инженерных специальностей для уровня подготовки «бакалавр» показывает, что на освоение иностранных языков, как правило, отводится более значительная часть учебного времени, чем на изучение других гуманитарных дисциплин. Основываясь на данных таблицы 3, можно представить общую тенденцию в распределении учебного времени по разным гуманитарным дисциплинам в технических вузах. Так, на долю языковых дисциплин («Иностранный язык» и «Русский язык и культура речи») приходится около 70 % от всех практических занятий и порядка 70 % всех активных форм учебной работы по гуманитарным дисциплинам. Данные формы организации учебной работы в большей степени соответствуют задаче развития у студентов качеств конкурентоспособной личности в процессе обучения, поскольку развитие личности, согласно современным научным представлениям, происходит в процессе проявления собственной активности человека по самоизменению.
Анализ дидактических средств гуманитарных дисциплин, используемых при организации лекционных и практических занятий, показал, что основное содержание обучения составляют собственно предметные знания. Например, это проявляется в том, что содержание средств организации процесса обучения структурируется не с позиций логики учебной деятельности или видов задач, ситуаций, практической деятельности, а с позиций логической структуры предмета, логики раскрытия «теоретического» предметного знания. В частности, учебная литература, перечни воп-
Таблица2
распределение учебного времени по формам обучения в гуманитарных дисциплинах
технического вуза (пример)
Наименование гуманитарной дисциплины Лекции/активные формы учебной работы, часы Практические занятия/активные формы учебной работы, часы
Социология 36/6 18/12
Политология 18/2 18/16
История 36/4 18/8
Культурология 18/4 18/14
Философия 36/6 36/6
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности 18/- 18/12
Русский язык и культура речи -/- 36/18
Иностранный язык -/- 216/180
Таблица 3 сравнение объемов учебного времени по языковым и неязыковым гуманитарным дисциплинам в техническом вузе (пример)
Гуманитарные дисциплины Лекции/активные формы учебной работы, часы Практические занятия/активные формы учебной работы, часы
Языковые гуманитарные дисциплины -/- 252/198
Дисциплина «Иностранный язык» -/- 216/180
Неязыковые гуманитарные дисциплины 162/22 126/68
росов для экзаменов и зачетов, методические рекомендации для студентов содержат в основном тексты и задания, предполагающие воспроизведение студентами готового знания. Задания на применение знаний теории в практической деятельности либо отсутствуют, либо представлены в сравнительно небольшом объеме.
В результате анализа дидактических средств гуманитарных дисциплин в технических вузах был сделан вывод, что в текущей практике обучения акцент делается на когнитивной сфере личности обучающегося и недостаточно внимания уделяется развитию его деятельностной сферы, т. е. умений и опыта деятельности. В этом мы видим существенное несоответствие сложившейся образовательной практики обучения гуманитарным дисциплинам их педагогическому потенциалу в развитии конкурентоспособной личности студента.
Отмеченное несоответствие можно отнести и к практике обучения иностранным языкам в технических вузах, однако в меньшей степени. Это связано с тем, что содержание дисциплины «Иностранный язык» традиционно представлено значительной долей практических умений в различных видах речевой деятельности. Данный фактор объективно обусловливает направленность процесса обучения иностранным языкам на освоение студентами опыта коммуникативной деятельности, решения реальных, практически значимых коммуникативных задач. Таким образом, с точки зрения объективных возможностей в развитии конкурентоспособной личности студента дисциплина «Иностранный язык» имеет определенное преимущество в сравнении с другими гуманитарными дисциплинами технического вуза. Это «преимущество» дисциплины состоит в деятельност-ном характере ее предмета.
Для того чтобы проверить, как реализуется отмеченная особенность дисциплины «Иностранный язык» на практике, было проведено наблюдение за текущим процессом обучения иностранным языкам, анкетирование и беседы с преподавателями иностранных языков СибАДИ, ОмГТУ и ОмГУПС.
Прямое не включенное наблюдение за организацией учебной работы студентов на аудиторных занятиях показало, что преподаватели часто ставят учебные задачи, направленные на контроль «знаниевой» составляющей содержания обучения. Это проявляется в том, что задания часто направлены на проверку знаний студентов об определенных фактах (знание лексики, грамматических правил), а также их воспроизведение в решении «абстрактных», не связанных с реальной жизнью учебных задач (выполнение тренировочных упражнений). Так, значительную часть времени на занятиях преподаватели отводят повторению грамматических аспектов языка при помощи языковых, но не речевых упражнений. В текущем процессе обучения имеют место случаи проблемной постановки учебных задач (выразить отношение к реальной проблеме, определить проблему в конкретной ситуации, предложить решение проблемы). Однако практика постановки подобных задач, по нашим наблюдениям, носит несистемный характер и, скорее, определяется индивидуальным стилем деятельности преподавателя. Как показали данные бесед и анкетирования (см. рис.), долю учебных заданий, моде-
лирующих условия реальной коммуникативной деятельности, реальные ситуации общения, в распространенной практике преподавания иностранных языков в технических вузах можно оценить как низкую.
I
Ш
ц ■ языковые упражнения
¡8-
^ Н Н ■ речевые упражнения
ф О--Н- -
I
о -I—^-1-1—
Регулярно Нерегулярно
Рис. Регулярность применения преподавателями знаниево-ориентированных учебных задач (языковых упражнений) и деятельностно-ориентированных учебных задач (речевых упражнений)
Полученные данные свидетельствуют о том, что педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык», который связан с ее высокой практической ориентированностью и включает возможности для приобретения, развития и рефлексии студентами опыта межличностного взаимодействия посредством коммуникативной деятельности, не находит своей полной реализации в существующей практике обучения. Это заключение, в свою очередь, может служить основанием для вывода о том, что текущий процесс обучения иностранным языкам в технических вузах не способствует в полной мере реализации педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык» в развитии конкурентоспособной личности студента.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что специфика дисциплины «Иностранный язык», отдельные организационно-педагогические условия обучения иностранным языкам в технических вузах (относительно большие объемы времени, отводимые в учебных планах на освоение иностранных языков, а также распространенная практика планирования активных форм обучения), создают объективные условия для практической реализации педагогического потенциала дисциплины в развитии конкурентоспособной личности студента. Однако распространенная практика организации обучения иностранным языкам не соответствует задаче развития у студентов комплекса качеств конкурентоспособной личности в учебной деятельности.
Преодоление отмеченного несоответствия мы связываем с совершенствованием процесса иноязычной подготовки на основе научно обоснованного комплекса педагогических условий развития конкурентоспособной личности студента при изучении дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Реализация соответствующих педагогических условий должна быть направлена на создание контекста деятельности обучающегося, в котором происходит развитие его опыта межличностного взаимодействия в ситуациях, моделирующих естественные условия деятельности конкурентоспособного специалиста.
1. Рахуба Л. Ф. Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности студента технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2017. 22 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 446 с.
3. Константиновский Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М. : ЦСП, 2006. 264 с.
4. Богданова Г. Е. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом колледже : дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2014. 208 с.
5. Волощук М. П. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами гуманитарных дисциплин : автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 24 с.
УДК 37.02:371.48 Науч. спец.: 13.00.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ И. Ф. ГЕРБАРТА
В статье анализируется педагогическая система И. Гер-барта, которая отражает организацию целостного процесса обучения и воспитания нравственной личности, формирование ее моральных качеств через многосторонний интерес и действие.
Ключевые слова: И. Ф. Гербарт, педагогический анализ, история педагогики.
6. Вишневская М. В. Формирование гуманитарной культуры как составляющая профессиональной подготовки будущих инженеров : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 169 с.
7. Каримова Т. С. Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин : авто-реф. дис. .канд. пед. наук. Иркутск, 2007. 21 с.
8. Скобелева О. О. Интеграция гуманитарных дисциплин при профессиональной подготовке курсантов юридического института : автореф. дис. . канд. пед. наук. Самара, 2006. 22 с.
9. Борисова Т. В. Иностранный язык в профессиональном становлении будущих инженеров-строителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.18 с.
© Рахуба Л. Ф., 2019
Т. О. Скрябина Т. О. Skriabina
THE PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE BASIC COMPONENTS OF J. F. GERBART'S SYSTEM
The article analyzes the pedagogical system of J.F. Herbart, which reflects the organization of a holistic process of education and upbringing of a moral personality, the formation of its moral character through multilateral interest and action.
Keywords: J.F. Herbart, pedagogical analysis, history of pedagogy.
В мировой педагогической науке почетное место занимает наследие немецкого педагога-классика Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), философа, психолога и педагога, математика - одного из наиболее крупных педагогов Х1Х в. Прогрессивные педагоги эпохи Нового времени ставили цели и задачи свободного раскрытия всех качеств личности, которые должны быть реализованными в образовательных заведениях. Достижения европейской педагогической мысли требуют глубокого и критического осмысления. Конструктивного, научно-объективного пересмотра требует и педагогическое наследие И. Гербарта, творческая деятельность и идеи которого актуальны и в наши дни. Цель статьи - раскрыть основные компонеты педагогической системы И. Гербарта.
Педагогическая система И. Гербарта и гербартианс-тво как феномен и особое педагогическое явление требуют тщательного анализа и отдельной оценки. К сожалению, многие последователи И. Гербарта в Х1Х-ХХ вв. формально отнеслись к его наследию, используя только предложенную ученым схему ступеней обучения, которая внесла значительный вклад в развитие классно-урочной системы, в качество структурных компонентов каждого урока.
Как отмечает А. Джуринский, И. Гербарт был первым, кто попытался структурировать педагогику как науку и ввел в педагогику категорию «педагогический такт». Теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения И. Гербарта существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Выдающийся педагог XIX века во многом определил развитие педагогики XIX-ХХ вв. Ведущей идеей в теории И. Гербарта является идея «развивающего и стимулирующего обучения». Его по праву можно считать основоположником системы профессиональной подготовки учителей в Пруссии, поскольку внедренный им педагогический семинар как учебное занятие способствовал созданию научной методики подготовки кадров [1, с. 185].
Благодаря И. Гербарту в образовательных программах Нового времени, сначала в Германии, а затем во всей Европе, стали уделять внимание направлениям, наиболее способствующим развитию интеллекта: филологии, естествознанию и математике. Именно И. Гербарту принадлежит идея создания учебного плана, которым и сегодня пользуются в общеобразовательных школах.
Педагогические взгляды и идея воспитывающего обучения И. Гербарта, который осуществил не только вклад в ре-